Среднеформатная пленка – Преимущества среднего формата

Преимущества среднего формата

Эта статья позволит вам погрузиться в мир среднеформатной фотографии. Мы рассмотрим базовые понятия, разные камеры, виды пленки, сканеры и вопросы обработки, чтобы вы могли попробовать поработать с этим видом фотографии!

А вы подсели на мегапиксели?

Пользуетесь доступными услугами печати через интернет, чтобы получить снимки ваших собак в плакатном формате и повесить их, как работы Рембрандта? Или может вам просто нравится дарить  хорошие отпечатки? В таком случае, я должен вас удивить.

Цифровая фотография – это, конечно, чудесно, но когда дело доходит до печати больших, детализированных изображений, нет ничего лучше, чем среднеформатная пленка. Ваша камера может быть 12, 15 или даже 20-мегапиксельной, но среднеформатный негатив или слайд может быть 50-мегапиксельным. В этом уроке я объясню, почему этот старый формат по-прежнему на коне, и расскажу, как войти в мир среднего формата с наименьшими затратами.


Размер имеет значение

В мире пленки, все дело в размере. Среднеформатная пленка в 4 раза больше, чем 35мм. За все время существовали десятки пленочных форматов. Помните APS, или Advantix, или 110? Так вот, это лишь верхушка айсберга. По сути, действительно выжили только два формата: 35мм и средний формат.

Среднеформатная пленка бывает двух видов. 120 пленка имеет бумажное покрытие по всей длине и может вместить 12 кадров 6см х 6см на катушку. 220 пленка не имеет бумажного покрытия по всей длине, и может вместить 24 кадра 6см х 6см на катушку. Не все среднеформатные камеры совместимы с 220 пленкой. Следующий кадр был сделан на 120 пленку.

Математика

У меня нет классной доски, так что постарайтесь проследить ход моих мыслей здесь. Допустим, средняя новая DSLR камера – 12-мегапиксельная. В стандартном формате 3:2, это 4300 пикселей по большей стороне изображения.

Мой дешевый пленочный сканер сканирует 35мм негатив так, что большая сторона получается 6300 пикселей. Это значит, что, теоретически, 35мм негатив – 26-мегапиксельный. Но если учитывать зерно на пленке с разной светочувствительностью, это не так уж и много.

Мой дешевый пленочный сканер сканирует негатив 6см х 6см так, что одна сторона получается более 10 000 пикселей. То есть более 50 мегапикселей. Существуют цифровые задники и цифровые камеры среднего формата, которые могут снимать 50-мегапиксельные изображения, но они стоят более $20,000 USD. Изображение ниже – 100% увеличение предыдущего изображения. Вы можете посчитать количество окон в комнате, ориентируясь на отражение в ее глазе.

Анализ стоимости

Если вы знаете рынок фототехники, вы, возможно, начнете смеяться прямо сейчас. Как насчет затрат на пленку? На проявку? На сканирование? Не говоря уж о том, что одна «тушка» Hasselblad может стоить $3,000 USD.

Не переживайте. Позвольте мне сломать стереотипы. Есть множество доступных чудесных, полнофункциональных среднеформатных камер, новых и б/у. Я взял свою по очень выгодной цене. Она обошлась мне примерно $250 USD. Мой сканер Epson 4490, который сканирует 35мм и средний формат, стоит меньше $150 USD. Итого, я истратил около $400 USD. Сэкономленных $19,600 USD хватит на уйму пленки и материалов для проявки и печати. Фотография ниже снята на весьма доступную камеру Bronica SQ-A.


С чего начать

Я уже упомянул несколько вещей, которые вам нужно знать для того, чтобы начать работать со средним форматом. Вам нужна камера, коих великое множество. Вам нужна пленка. Возможно, вам нужно будет приобрести отдельный экспонометр, если он не встроен в вашу камеру.

Еще одна вещь, стоящая внимания, это поиск места, где вы сможете проявлять и печатать ваши пленки. Если вы живете в большом городе, там могут быть лаборатории, которые это делают. Если тут вам не повезло, вы можете поискать в интернете и найти проявщика с возможностью заказа по почте.

И наконец, вам, возможно, понадобится сканер, чтобы переносить кадры на ваш компьютер. Ниже вы можете видеть сравнение среднеформатной пленки с 35мм.

Камеры

Большая часть ваших трат придется на камеру. Первая вещь, с которой стоит определиться, будете ли вы покупать новый аппарат или б/у. Это по большей части будет зависеть от вашего бюджета. Что касается новых камер, Hasselblad, Rollei и Mamiya все еще выпускают высококлассные среднеформатные камеры. Если говорить об уровне пониже, то можно рассмотреть вариант Seagull или «Киева».

В случае с камерами б/у, можно говорить обо всех вышеперечисленных марках плюс Zeiss, Yashica, Bronica и «Москва». Ну и конечно, есть еще недорогие камеры Diana и Holga. Хорошие места для начала поисков как новых, так и б/у камер всех видов, это KEH, B&H, Adorama и Lomography. Камера, изображенная ниже, это складная Zeiss Nettar 515-2. С ее помощью вы можете снимать огромные негативы, и раздобыть ее можно довольно дешево.

TLR

Существует несколько видов среднеформатных камер. TLR (англ. Twin Lens Reflex) — двухобъективная зеркальная камера. Один объектив нужен для фокусировки, второй – непосредственно для съемки. В этих камерах вы смотрите через верхнюю часть аппарата, чтобы увидеть изображение. Это самый дешевый вид «профессиональных» камер.

Главный недостаток этих камер состоит в том, что они имеют несменные объективы, следовательно, вы ограничены объективом, которым укомплектована камера, с определенным фокусным расстоянием. Seagull (недорогие) and Rollei (чрезвычайно дорогие) до сих пор выпускают такие камеры. Бывшие в употреблении камеры Yashica легко найти по хорошей цене, а компания Mamiya произвела чуть ли не единственную TLR со сменными объективами. Ниже – моя Yashica 635, она может снимать также на 35мм пленку при помощи специального адаптера.


SLR

Все мы знаем, как выглядят SLR-камеры (англ. Single Lens Reflex), они же однообъективные зеркальные камеры. Этот тип камер наиболее распространенный и доступный среди камер продвинутого уровня. Но среднеформатные SLR могут выглядеть совершенно иначе. В зависимости от бюджета, я бы посоветовал рассмотреть SLR-камеры от компаний Bronica или Hassleblad. Я приобрел Bronica.

Когда вы собираете фотокомплект, вам нужно множество элементов, поскольку система должна быть максимально настраиваемой. Мой набор (объектив, тушка, видоискатель и пленочный задник) был весьма доступен, его было просто собрать. Продукция Hassleblad в этом плане ведет себя прескверно. Они высоко ценятся и стоят дорого. Они также являются единственными камерами, которые когда-либо были на Луне. Ниже вы можете видеть мою камеру Bronica SQ-A за $250 USD, укомплектованную объективом 80мм, шахтой и 120 пленочным задником.


Покупка и проявка пленки

В отличие от 35мм пленки, тут общий подход исключен. Итак, вы будете покупать разные катушки пленки. SLR-камеры со сменными задниками имеют отдельные задники для 120 и 220 пленки, так что убедитесь, что выбрали правильную пленку для задника, который у вас есть.

Если у вас есть разные камеры, проверьте информацию о совместимости их с различными типами пленки. Если нигде не можете найти такую информацию, предположите, что камера работает со 120 типом. Большинство видов 35мм пленки также доступны в варианте 120/220. Так что выбирайте ту, с которой вам комфортно работать. Можно начать с цветной негативной 400 ISO.

Как я упоминал выше, проявка среднеформатной пленки может вызывать трудности. Если вы снимаете на черно-белую пленку, я бы предложил вам проявлять ее самостоятельно. На этом сайте есть прекрасная статья о проявке пленки Kodak T-Max.

Цветную пленку тоже можно проявлять в домашних условиях, но температурный режим должен выдерживаться более точно. Большинство фотолабораторий смогут проявить для вас среднеформатную пленку, но это будет стоить вам денег. Прежде чем куда-то сдавать свои пленки, проведите небольшое интернет-исследование.

Сканирование пленки

Для сканирования вашей пленки я настоятельно рекомендую приобрести планшетный сканер с подсветкой в крышке. На рынке доступны несколько моделей от разных производителей. Существуют специальные пленочные сканеры для среднеформатной пленки, но они очень дорогие.

Планшетник – это хороший вариант, и он поможет вам получить отличные результаты. Мой Epson 4490 позволяет сканировать полоски пленки длиной до 12см, что значит, он может работать с негативами наиболее интересных среднеформатных камер. Просто ищите планшетные сканеры, которые помечены как «фото» или что-то в этом духе. Определить, сканирует ли он пленки, должно быть довольно просто. Изображение ниже – скан с супер-длинного негатива 6см х 9см, снятого на камеру Zeiss, изображенную выше.


Заключение

В стоимостном выражении, действительно трудно превзойти хорошую пленочную среднеформатную камеру по четкости и разрешению. Поскольку спрос на пленочные фотоаппараты так сильно упал, б/у камеры можно приобрести по более низкой цене.

И то, что ряд компаний до сих пор выделяет средства на производство новых версий некоторых из этих камер, является свидетельством высокого качества и востребованности изображений, которые можно получить с их помощью. Если вы ничего не имеете против размера, вы действительно не найдете более эффективного способа вложения ваших денег.

Автор: Cameron Knight

photo-monster.ru

Преимущества среднего формата

Эта статья позволит вам погрузиться в мир среднеформатной фотографии. Мы рассмотрим базовые понятия, разные камеры, виды пленки, сканеры и вопросы обработки, чтобы вы могли попробовать поработать с этим видом фотографии!

А вы подсели на мегапиксели?

Пользуетесь доступными услугами печати через интернет, чтобы получить снимки ваших собак в плакатном формате и повесить их, как работы Рембрандта? Или может вам просто нравится дарить  хорошие отпечатки? В таком случае, я должен вас удивить.

Цифровая фотография – это, конечно, чудесно, но когда дело доходит до печати больших, детализированных изображений, нет ничего лучше, чем среднеформатная пленка. Ваша камера может быть 12, 15 или даже 20-мегапиксельной, но среднеформатный негатив или слайд может быть 50-мегапиксельным. В этом уроке я объясню, почему этот старый формат по-прежнему на коне, и расскажу, как войти в мир среднего формата с наименьшими затратами.


Размер имеет значение

В мире пленки, все дело в размере. Среднеформатная пленка в 4 раза больше, чем 35мм. За все время существовали десятки пленочных форматов. Помните APS, или Advantix, или 110? Так вот, это лишь верхушка айсберга. По сути, действительно выжили только два формата: 35мм и средний формат.

Среднеформатная пленка бывает двух видов. 120 пленка имеет бумажное покрытие по всей длине и может вместить 12 кадров 6см х 6см на катушку. 220 пленка не имеет бумажного покрытия по всей длине, и может вместить 24 кадра 6см х 6см на катушку. Не все среднеформатные камеры совместимы с 220 пленкой. Следующий кадр был сделан на 120 пленку.

Математика

У меня нет классной доски, так что постарайтесь проследить ход моих мыслей здесь. Допустим, средняя новая DSLR камера – 12-мегапиксельная. В стандартном формате 3:2, это 4300 пикселей по большей стороне изображения.

Мой дешевый пленочный сканер сканирует 35мм негатив так, что большая сторона получается 6300 пикселей. Это значит, что, теоретически, 35мм негатив – 26-мегапиксельный. Но если учитывать зерно на пленке с разной светочувствительностью, это не так уж и много.

Мой дешевый пленочный сканер сканирует негатив 6см х 6см так, что одна сторона получается более 10 000 пикселей. То есть более 50 мегапикселей. Существуют цифровые задники и цифровые камеры среднего формата, которые могут снимать 50-мегапиксельные изображения, но они стоят более $20,000 USD. Изображение ниже – 100% увеличение предыдущего изображения. Вы можете посчитать количество окон в комнате, ориентируясь на отражение в ее глазе.

Анализ стоимости

Если вы знаете рынок фототехники, вы, возможно, начнете смеяться прямо сейчас. Как насчет затрат на пленку? На проявку? На сканирование? Не говоря уж о том, что одна «тушка» Hasselblad может стоить $3,000 USD.

Не переживайте. Позвольте мне сломать стереотипы. Есть множество доступных чудесных, полнофункциональных среднеформатных камер, новых и б/у. Я взял свою по очень выгодной цене. Она обошлась мне примерно $250 USD. Мой сканер Epson 4490, который сканирует 35мм и средний формат, стоит меньше $150 USD. Итого, я истратил около $400 USD. Сэкономленных $19,600 USD хватит на уйму пленки и материалов для проявки и печати. Фотография ниже снята на весьма доступную камеру Bronica SQ-A.


С чего начать

Я уже упомянул несколько вещей, которые вам нужно знать для того, чтобы начать работать со средним форматом. Вам нужна камера, коих великое множество. Вам нужна пленка. Возможно, вам нужно будет приобрести отдельный экспонометр, если он не встроен в вашу камеру.

Еще одна вещь, стоящая внимания, это поиск места, где вы сможете проявлять и печатать ваши пленки. Если вы живете в большом городе, там могут быть лаборатории, которые это делают. Если тут вам не повезло, вы можете поискать в интернете и найти проявщика с возможностью заказа по почте.

И наконец, вам, возможно, понадобится сканер, чтобы переносить кадры на ваш компьютер. Ниже вы можете видеть сравнение среднеформатной пленки с 35мм.

Камеры

Большая часть ваших трат придется на камеру. Первая вещь, с которой стоит определиться, будете ли вы покупать новый аппарат или б/у. Это по большей части будет зависеть от вашего бюджета. Что касается новых камер, Hasselblad, Rollei и Mamiya все еще выпускают высококлассные среднеформатные камеры. Если говорить об уровне пониже, то можно рассмотреть вариант Seagull или «Киева».

В случае с камерами б/у, можно говорить обо всех вышеперечисленных марках плюс Zeiss, Yashica, Bronica и «Москва». Ну и конечно, есть еще недорогие камеры Diana и Holga. Хорошие места для начала поисков как новых, так и б/у камер всех видов, это KEH, B&H, Adorama и Lomography. Камера, изображенная ниже, это складная Zeiss Nettar 515-2. С ее помощью вы можете снимать огромные негативы, и раздобыть ее можно довольно дешево.

TLR

Существует несколько видов среднеформатных камер. TLR (англ. Twin Lens Reflex) — двухобъективная зеркальная камера. Один объектив нужен для фокусировки, второй – непосредственно для съемки. В этих камерах вы смотрите через верхнюю часть аппарата, чтобы увидеть изображение. Это самый дешевый вид «профессиональных» камер.

Главный недостаток этих камер состоит в том, что они имеют несменные объективы, следовательно, вы ограничены объективом, которым укомплектована камера, с определенным фокусным расстоянием. Seagull (недорогие) and Rollei (чрезвычайно дорогие) до сих пор выпускают такие камеры. Бывшие в употреблении камеры Yashica легко найти по хорошей цене, а компания Mamiya произвела чуть ли не единственную TLR со сменными объективами. Ниже – моя Yashica 635, она может снимать также на 35мм пленку при помощи специального адаптера.


SLR

Все мы знаем, как выглядят SLR-камеры (англ. Single Lens Reflex), они же однообъективные зеркальные камеры. Этот тип камер наиболее распространенный и доступный среди камер продвинутого уровня. Но среднеформатные SLR могут выглядеть совершенно иначе. В зависимости от бюджета, я бы посоветовал рассмотреть SLR-камеры от компаний Bronica или Hassleblad. Я приобрел Bronica.

Когда вы собираете фотокомплект, вам нужно множество элементов, поскольку система должна быть максимально настраиваемой. Мой набор (объектив, тушка, видоискатель и пленочный задник) был весьма доступен, его было просто собрать. Продукция Hassleblad в этом плане ведет себя прескверно. Они высоко ценятся и стоят дорого. Они также являются единственными камерами, которые когда-либо были на Луне. Ниже вы можете видеть мою камеру Bronica SQ-A за $250 USD, укомплектованную объективом 80мм, шахтой и 120 пленочным задником.


Покупка и проявка пленки

В отличие от 35мм пленки, тут общий подход исключен. Итак, вы будете покупать разные катушки пленки. SLR-камеры со сменными задниками имеют отдельные задники для 120 и 220 пленки, так что убедитесь, что выбрали правильную пленку для задника, который у вас есть.

Если у вас есть разные камеры, проверьте информацию о совместимости их с различными типами пленки. Если нигде не можете найти такую информацию, предположите, что камера работает со 120 типом. Большинство видов 35мм пленки также доступны в варианте 120/220. Так что выбирайте ту, с которой вам комфортно работать. Можно начать с цветной негативной 400 ISO.

Как я упоминал выше, проявка среднеформатной пленки может вызывать трудности. Если вы снимаете на черно-белую пленку, я бы предложил вам проявлять ее самостоятельно. На этом сайте есть прекрасная статья о проявке пленки Kodak T-Max.

Цветную пленку тоже можно проявлять в домашних условиях, но температурный режим должен выдерживаться более точно. Большинство фотолабораторий смогут проявить для вас среднеформатную пленку, но это будет стоить вам денег. Прежде чем куда-то сдавать свои пленки, проведите небольшое интернет-исследование.

Сканирование пленки

Для сканирования вашей пленки я настоятельно рекомендую приобрести планшетный сканер с подсветкой в крышке. На рынке доступны несколько моделей от разных производителей. Существуют специальные пленочные сканеры для среднеформатной пленки, но они очень дорогие.

Планшетник – это хороший вариант, и он поможет вам получить отличные результаты. Мой Epson 4490 позволяет сканировать полоски пленки длиной до 12см, что значит, он может работать с негативами наиболее интересных среднеформатных камер. Просто ищите планшетные сканеры, которые помечены как «фото» или что-то в этом духе. Определить, сканирует ли он пленки, должно быть довольно просто. Изображение ниже – скан с супер-длинного негатива 6см х 9см, снятого на камеру Zeiss, изображенную выше.


Заключение

В стоимостном выражении, действительно трудно превзойти хорошую пленочную среднеформатную камеру по четкости и разрешению. Поскольку спрос на пленочные фотоаппараты так сильно упал, б/у камеры можно приобрести по более низкой цене.

И то, что ряд компаний до сих пор выделяет средства на производство новых версий некоторых из этих камер, является свидетельством высокого качества и востребованности изображений, которые можно получить с их помощью. Если вы ничего не имеете против размера, вы действительно не найдете более эффективного способа вложения ваших денег.

Автор: Cameron Knight

photo-monster.ru

» Тем кто хочет перейти на пленку, советуем 12 среднеформатных камер

Многие фотографы (фотолюбители), объевшись цифровыми изображениями начинают снимать на пленку. Но чаще всего они обращаются к 35 миллиметровому формату, который сейчас дает результаты мало чем отличающиеся от качественных цифровых изображений. А вот среднеформатные камеры — это уже другое дело. Сочное, пластичное изображение, сделанное качественной среднеформатной камерой подделать трудно. Предлагаем вам обзор 12 лучших среднеформатных камер с которых можно было бы начать переход на пленочное творчество.

Bronica -японский бренд впервые появился в 1958 году, когда основатель компании Зензабуро Есино представил фотоаппарат собственной конструкции, Вronica Z rollfilm.  Bronica SQ — это линия 6х6 среднеформатных зеркальных камер введенная в 1980 году. Кроме съемки в формате 6х6, камера может снимать 645 и 35mm.

Contax 645 AF-6 х 4,5 см среднего формата. Камера была представленная компанией Kyocera для бренда Contax  в 1999 году. Тогда же были разработаны и сменные объективы. В 2005 году выпуск камер прекращен. Камера оборудована сложной автоматикой, имеется режим автофокуса, перемотки пленки и т.д. Замечательная дорогая вещь.

Дальномерка Fujica GW690 была выпущена компанией Fuji в ноябре 1978 года. Имеет GL690 -затвор. Формат 6 х 9. Фиксированный объектив 85mm f/1.8. Мечта путешественника. Эту камеру почему-то называли «Техасской Лейкой».

Hasselblad 500, пожалуй, наиболее знаковая модель. Введена в производство в 1957  Виктором Хассельбладом, а прекращен выпуск в 1970 году. Тут все идеально, от механизма до оптики Carl Zeiss.

Киев 60-среднеформатная зеркальная камера, производства завода Киевского завода » Арсенал». Имеет большой набор объективов, но ненадежная в эксплуатации. 

Mamiya RZ67-это зеркальные камеры системы производства Mamiya. Имеются три модели: RZ67 профессиональная (первая модель, выпущенная в 1982), RZ67 Professional II (выпущена в 1995 году) и RZ67 профессиональная модель IID (выпущена в 2004 г.). Весьма популярная камера, удобна для работы в студии. Куча всевозможных аксессуаров. Сейчас можно купить недорого, так как профи переходят на цифру и избавляются от этой техники.

Серия камер Minolta Autocord  была попыткой Chiyoda Kogaku Seiko, К.К. соревноваться в аппаратами премиум-качества сегмента двуглазых фотоаппаратов lens reflex (TLR) рынка. Камеры Autocord прошли через большое количество мелких вариаций на протяжении всего срока выпуска в период между 1955 и 1966. Объективы Тессар. Выдержка до 1/400 сек., но это значение было увеличена до 1/500 в более поздних версиях.

 

Pentacon Six однообъективная зеркальная (SLR) среднеформатная камера, созданная компанией Pentacon с 1956 по 1992 год.Была очень популярна в СССР. Качество выдавала замечательное благодаря оптике Карл Цейс.

Pentax 67. — профессиональная системная среднеформатная однообъективная зеркальная неавтофокусная камера. Рассчитана на роликовую плёнку типа 120 или плёнку типа 220. Выпускалась с 1990 года до 1999 года. С производства снята, но и в настоящее время остаётся одной из самых надёжных и удобных профессиональных среднеформатных камер.

Rolleicord были разработаны для тех кто хочет двуглазый качественный фотоаппарат, но не может себе позволить. Простой дешевый бъектив Triotar f/3.5 75 м. (Карл Цейс). Выдержка после 1949 с 1/300 ускорилась 1/500. От Rolleiflex отличался: упрощённым механизмом перемотки плёнки — ручка вместо рычага у Rolleiflex, а также менее качественным объективом. Апертура объектива в разных моделях от 4,5 до 3,2. У Rolleiflex апертура до 2,8. После Второй мировой войны стекла стали ставить производства Schneider Kreuznach. Но опять же самые дешевые.

 

В Rolleiflex 2.8F модель K7F 1960-х была доступна в течение 20 лет, претерпевая 4 незначительных модернизации. Последняя K7F4 перестала выпускаться в конце 1981 года. Легенда фотографического мира.

Yashica Mat 124 г была принята к производству в 1970, а в 1986 г. был выпущен последний TLR, производимый Yashica. В свое время камера пользовалась популярностью. Да и сейчас многие фотохудожники используют ее и хвалят качество.


journal.foto.ua

Среднеформатная пленочная фотография в близком инфракрасном спектре / Habr

Фотографией я увлекаюсь с раннего детства. Поскольку от цифровой фотографии я получил все что хотел, у меня возникла идея попробовать восстановить дома процесс обработки ЧБ пленки.



Пару месяцев ушло на поиск среднеформатной камеры за разумные деньги (под узкую у меня есть полшкафа, от Зенита до Nikon F100, но она не дает того качества). В результате стал обладателем Киев-88СМ с хорошим набором оптики. Что немаловажно, в комплекте с камерой шел телефон человека который ее собрал.

В отличие от цифровой фотографии, в пленочной очень важен правильный выбор пары «пленка-проявитель». На eBay я закупился образцами почти всей доступной пленки. Проявитель же, T-Max, и промывка достались в комплекте с камерой.

Оптики мне досталось много, но лучший результат я пока получил только вот с таким объективом.

Где-то на полпути мне попалась вот такая пленка.

Эта пленка чувствительна к близкому инфракрасному спектру в диапазоне 720-800нм.
Вот спектр воспринимаемый человеческим глазом:

Вот чувствительность этой пленки в зависимости от длинны волны:

Если ее использовать без специального фильтра, результат будет мало отличаться от обычной ЧБ пленки. Для получения чего-то интересного, ее рекомендуют использовать со светофильтром IR720. Вот его спектр пропускания в зависимости от длины волны:

Я обзавелся тремя такими светофильтрами:

Крайний правый это светофильтр для объектива рыбий глаз Зодиак-8 30мм F3.5. В нем крепление для фильтров находится со стороны пленки. Фильтров, кроме четырех что идут в комплекте, для него вы не найдете. Мне пришлось разобрать один из комплектных фильтров и подобрать стекло от фильтра купленного на eBay с другой оправой.

На фотографии выше кажется что, фильтры непрозрачные. Это не так. На этой фотографии у меня случайно получилось поймать отражение проходящее через фильтр.

За исключением объектива Зодиак-8, можно обойтись одним фильтром для всех объективов.
Покупаете фильтр на самый большой диаметр и к нему стопочку повышающих колец.

Собрав все фентифлюшки вместе мы можем заглянуть в видоискатель! Для того чтобы почти ничего не увидеть! 😉 Поэтому для съемок рекомендую выбирать солнечные, безоблачные дни.

А что вы хотели? Мы же собираемся снимать в невидимом глазу диапазоне! Ну почти не видимом! Что интересно, TTL экспонометрия в этом диапазоне работает очень хорошо.
Для того чтобы воспользоваться встроенным экспонометром на Киев-88СМ, вам нужно выставить внутренний (черный круг) на ISO 400. Повернуть металлическое кольцо таким образом, чтобы красная стрелка указывала на текущую максимальную светосилу объектива.

Нажать красную кнопку (быдыщь). Навести камеру на объект съемки и провернуть внешнее черное кольцо до тех пор пока не увидим в видоискателе два светящихся светодиода. Ну или почти два. Нужно поймать момент когда выключается один и включается второй. После этого с внешних колец выбираем понравившуюся нам эскпопару. Например в случае на фотографии ниже это будет выдержка 1/60 с диафрагмой 4. Или 1/125 с диафрагмой 2.8. После этого взводим затвор. Выставляем выдержку на камере и диафрагму на объективе.

Если же у вас есть внешний экспонометр, то его можно использовать не откручивая фильтр с камеры для каждого замера. Для этого на нем нужно выставить ISO 25. Экспозамер будет корректным. Не забывайте только выставлять обратно ISO 400 когда снимаете с камеры фильтр для того чтобы сделать фотографию в обычном спектре.

И вот пленка отснята! Как нам хочется увидеть что же получилось! Для этого нам понадобится варить мет химия. Слева направо — проявитель, промывка, фиксаж:

Разводим их как написано на банках. Нам понадобится по пол-литра каждого раствора:

Разводить лучше всего с дистиллированной водой. Ее можно найти в хозмаге или на заправке.
Чтобы точно отмерить нужное количество ингредиентов воспользуемся химической посудой. В принципе можно обойтись одним поллитровым мерным стаканом:

Процессы рассчитаны на температуру 20 градусов Цельсия. Для других температур есть формулы корректировки, но я таким не заморачиваюсь.

Нам понадобится термометр с делением 1 градус. Я нашел на OLX. Для того чтобы прогреть или остудить растворы, ставим их в водяную баню. Небольшие отличия от 20 градусов не смертельны. Я не заметил разницы в результате при 19 или 21-ом.

Пока банки с растворами купаются, мы заряжаем пленку в бачок. У меня вот такой. Его преимущество в том что в него можно заряжать сразу две узкие пленки. Средний формат, к сожалению, только одну. Внимание! Руки и бачок должны быть сухие!

Для того чтобы не засветить пленку, все прячем вот в такое китайское изделие. Все делаем на ощупь. Для первого раза рекомендую испоганить одну пленку и сделать это на свету. Это лучше чем испортить отснятую пленку.

Уголки пленки я подрезаю маникюрными ножницами. Так она легче заходит в бобину.
Если у вас электронные часы, не забудьте их снять.

Если у вас нет такого китайского изделия, пленку можно зарядить в бачек замотав руки в куртку
и закрывшись в ванной с выключенным светом.

Проявитель нужной температуры. Пленка заряжена. Наступает ответственный момент — проявка. Идем на сайт. Выбираем нашу пленку и проявитель. Смотрим время проявки. В моем случае, для Rollei Infrared IR400 и проявителя T-Max (не RS!) разбодяженого 1+4, это будет 12 минут.

Заливаем проявитель. Первую минуту болтаем секунд 45-ть. Потом ждем. Потом опять болтаем. Потом опять ждем… и так далее. Главное не забыть включить какой-нибудь таймер 😉
У ортодоксов есть свои паттерны болтания. Но, я вам скажу, что самое главное это болтание на первой минуте. Оно необходимо чтобы убрать пузырьки воздуха с пленки.

12 минут истекли. Выливаем проявитель в унитаз обратно в банку. В T-Max-е можно проявить много пленок и он хорошо хранится в холодильнике.

Заливаем промывку. Перемешиваем одну минуту и сливаем промывку обратно в банку.

После этого я промываю пленку проточной водой. (Открывать бачек еще рано!) И заливаем фиксаж на 5 минут. Периодически помешиваем. Сливаем фискаж обратно в банку.

Теперь бачек можно открывать. Ставим его на десять-пятнадцать минут под проточную воду.
Пока с пленки вымывается вся химия, которой мы её накормили, можно спрятать банки в холодильник и повытирать лужи с пола и кухонного стола (+100 в отношениях с женой, смотри — я полы помыл!).

Перед тем как достать пленку я делаю еще один шаг. Добавляю каплю ополаскивателя для посудомоечной машины. Это мое ноу хау. Никаких разводов на пленках от высохшей воды!

И наконец разворачиваем пленку и вешаем сушиться. Я делаю так:

Современные пленки имеют хорошую подложку и мало скручиваются.

Что же делать дальше с негативами? Пленку можно отдать на сканирование. Они вам её поцарапают. Я сканирую сам. Для этого приобрел сканер Canon 9000F. Сканировать средний формат он умеет из коробки. Правда если у вас пленка скручивается по ширине (нет параллельности стеклу сканера) рекомендую приобрести вот такое изделие с антиньютоновским стеклом:

Для хранения негативов после сканирования существуют вот такие файлики. Их тоже можно найти у китайцев.

Сканы с резкой оптики соответствуют примерно 30-40 мегапикселям.

Но что же у нас получилось? Зачем этот весь сыр-бор? Внимание! Спойлеры!

Объектив MC Biometar 2.8/80
Объектив Зоркий-8 3.5/30



Теперь у меня в планах восстановить дома процесс ЧБ печати. Увеличитель уже лежит, осталось дело за разной мелочью. Кюветы, красный фонарь, глянцеватель, таймер, бумага и химия.

habr.com

Среднеформатные камеры

Продолжаем цикл статей о плёночной фотографии. В этой статье мы расскажем о выборе среднеформатной камеры.

120_cameras

Средний формат

Среднеформатные камеры 100 лет назад позиционировались как любительские, но к середине прошлого века формат 35 мм начал вытеснять их в профессиональную нишу. К концу ХХ века средний формат однозначно считался профессиональным. Объяснений этому несколько.

Во-первых, больший формат подразумевает увеличенные габариты и вес камеры. Прибавим сюда меньшую светосилу оптики для среднеформатных камер, что автоматически удлиняет выдержку, и получается, что снимать на широкую плёнку без штатива можно в ограниченных ситуациях. А носить с собой тяжёлый кофр, да ещё со штативом, ради банального снимка в семейный альбом согласится редкий фотолюбитель.

Во-вторых, до середины 80-х годов в полиграфии использовались преимущественно цветные слайды, снятые на широкую плёнку (качество узкого слайда тогда оставляло желать лучшего).

В-третьих, стоимость большинства среднеформатных камер сразу выводила их из разряда любительских (конечно, случались исключения типа Любителя или недоразумения а-ля Этюд стоимостью 7 р., но этот ширпотреб лишь укреплял позиции профессиональных камер).

Впрочем, появление современных лёгких среднеформатных камер опять изменило ситуацию. Фотолюбители вновь обратили свой взор на средний формат. И не случайно!

Среднеформатных камер на рынке существенно меньше, что облегчает задачу выбора, так как откровенный хлам в рядах среднего формата встречается редко. Сразу оговорюсь, что разговор будет о наиболее популярных камерах и конструкциях. Но давайте разберёмся с основыми типами среднеформатных камер. Их три:

  • Дальномерные
  • Двухобъективные зеркальные
  • Однообъективные зеркальные

Дальномерные среднеформатные камеры

bessa_III_677

В принципе, именно дальномерные среднеформатные камеры стали первыми массовыми фотокамерами. Правда, тогда они имели вид «раскладушек» с обязательным мехом от объектива до камеры. Конструкция эта и сегодня популярна, достаточно взглянуть на камеру Bessa III (при этом существует более привычная современному восприятию камера Bessa III W с жёстко встроенным объективом).

На что сегодня стоит обратить внимание, если вы твёрдо решили обзавестись плёночным дальномером среднего формата? Во-первых, определитесь с размером кадра. Придётся выбирать между 6×4,5, 6×6, 6×7 и 6×9 см.

Некоторые системные среднеформатные камеры изобилуют всяческими адаптерами и вкладышами, позволяющими уменьшать формат кадра, так что обладатель Mamya 7 может работать с тремя форматами (6×7/6×4,5/24×60), а вот, например, владелец камеры Bronica RF645 обречён на единственный формат 6×4,5.

mamiya7

Кадрирование и наводка на резкость в среднеформатной дальномерной камере производятся точно так же, как и в малом формате. Разве что видоискатель крупнее. Так что все плюсы и минусы (параллакс) дальномерного визира тут тоже присутствуют.

Основное преимущество среднеформатных дальномерных камер — компактность. Ни один другой тип среднеформатных камер не может похвастаться такими скромными габаритами и весом. А для съёмки вне студии это весомый аргумент!

bessa_III_top

Дальномерные среднеформатные камеры можно поделить на системные камеры со сменной оптикой (яркий представитель — Mamiya Press) и на компактные с несменным объективом, как правило, с дискретным фокусным расстоянием (стоит обратить внимание на весьма интересные модели различных форматов компании Fujifilm).

Плёночная фотография. Среднеформатные камеры.

fuji_6x4,5

Fujica GS645S. Цена на аналогичную модель Wide с объективом 45 мм f/5,6) в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 25 000 р.

bronica_RF645s2

Bronica RF 645 имела большой выбор аксессуаров. Цена на аналогичную модель в комплекте с объективом Zenzanon RF 65 мм f/4,0 + бленда + 1 крышка + ремень в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 25 000 р.

Двухобъективные среднеформатные камеры

tslr-rolleiflex

Принцип двухобъективной зеркальной камеры прост — основной объектив проецирует изображение на плёнку, второй — через неподвижное зеркало на матовое стекло видоискателя, по которому и наводится резкость. Объективы сопряжены, и при наводке на резкость изображения в видоискателе устанавливается резкость и на основном, съёмочном объективе.

Cam_Finder

Схема устройства двухобъективной зеркалки и варианты визирования. Через шахтный видоискатель с лупой (слева), через рамку (в центре), через пентапризму (справа).

Тут законодателем стиля однозначно является компания Franke & Heidecke с камерой Rolleiflex. Созданная в 1928 году двухобъективная система живёт и по сей день. Автор являлся обладателем современного Rolleiflex 2.8 FX (80 мм) с пентапризмой: впечатления от работы с этой классической камерой остались самые положительные. Да и клиенты до сих пор при встрече искренне благодарят за сделанную для них работу.

В простейшей комплектации двухобъективная камера оснащена шахтным видоискателем с откидной лупой для точной фокусировки. Правда, изображение в таком видоискателе перевёрнуто, но к этому можно привыкнуть. Не нравится видеть сюжет перевёрнутым? Можно обзавестись пентапризмой. Не хочется тратиться на недешёвый аксессуар — визируйте через рамочный видоискатель. Правда, резкость придётся устанавливать по шкале расстояний.

Двухобъективные камеры, как правило, имеют несменные объективы. Так что желающему иметь телевик или широкоугольник придётся обзавестись двумя разными камерами. Правда, есть и исключения: камеры Mamya С330 позволяют менять оптические пары.

Удачные конструкции, как известно любят копировать. Поэтому на вторичном рынке выбор таких камер обширен.

yashica_cam

Компания Yashica выпустила немало двухобъективных зеркалок. Одна из удачных и вполне бюджетных — Yashica Mat-124 G. Цена на аналогичную модель в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 15 000 р.

mamiya_c330

Mamya C330. Подобную модель с объективом Mamya-Secor 80 мм f/2,8 можно найти в комиссионном отделе магазина photosale.ru за 10 000 р.

 

Зеркальные камеры

Asahi_Pentax_6x7

Pentax 6×7 с объективом Takumar SMC 105 мм f/2,4. Подобную модель без ручки в комиссионном отделе магазина photosale.ru можно приобрести за 18 000 р.

Среднеформатные однообъективные зеркальные камеры — суперпрофессионалы. Все достоинства малоформатных зеркалок присутствуют и здесь.

Можно выделить два типа среднеформатных зеркалок: со съёмными кассетами (задниками) и без.

Зеркалки без съёмных кассет по конструкции похожи на обычные зеркальные камеры, только существенно крупнее. Из особенностей конструкции стоит отметить съёмную пентапризму и шахтный видоискатель. Пожалуй, одназначно  лучшая камера этого типа — Pentax 67 (6х7). К ней выпускалась отличная оптика и хороший выбор аксессуаров. Благодаря дополнительной ручке держать эту совсем немаленькую камеру весьма удобно. Мне довелось работать этой камерой, и со свой стороны могу дать ей лучшие рекомендации.

Розовой мечтой советских фотографов был Pentacon Six TL (6×6), но в реальности приходилось довольствоваться монстром Киев 6С (6х6).

Pentacon-Six_Kiev_6c

Зеркальные камеры со съёмными кассетами показали себя куда более компактными и практичными. Особенность и невероятное удобство по тем временам — возможность быстро менять во время съёмки кассету: например, чтобы снять сюжет на плёнку другой чувствительности или сделать дубли на чёрно-белый и цветной негатив. Особенно удобно такими камерами делать предварительный полароидный снимок. Сегодня, конечно, это звучит забавно, но ещё 15 лет назад все эти операции были невероятно эффективны. Кстати, именно на камерах этого типа впервые появились съёмные цифровые задники. Так что отдельные модели (например, Contax 645 или многие модели Hasselblad) можно смело считать как плёночными, так и цифровыми.

Hasselblad_503

Классическая зеркальная камера со съёмными кассетами формата 6х6 — Hasselblad. Серия 503 выпускалась до 2013 года. К камерам этого типа выпускался широкий выбор аксессуаров, различные фокусировочные экраны и видоискатели, моторная приставка и, конечно, великолепная линейка оптики. Единственным недостатком можно назвать квадратный формат, но это, как известно, на любителя. К тому же можно ставить кассеты с размером кадра 6×4,5.

hasselblad_500_C-CM

Hasselblad 500 C/CM + Opton 100 мм f/3,5 + кассета A12 6х6 + лупа + бленда. Цена комплекта в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 35 000 р.

Hasselblad постигла участь Leica и Rolleiflex: удачная конструкция нещадно копировалась, благодаря чему на рынке немало интересных камер за меньшие деньги.

Обычно среднеформатная зеркалка в базовой комплектации шла с шахтным видоискателем. Различные пентапризмы с TTL-замером или без него продавались отдельно. Плёнка перематывалась вручную, но некоторые модели дооснащались моторным приводом. Среди прочих стоит отметить камеры Zenza Bronica, к которым выспускались удобные рукоятки с курковым взводом.

viewfinder_betrsi

Для среднеформатных зеркалок производитель обычно старался выпустить разные виды пентапризм и видоскателей, чтобы удовлетворить различные запросы фотографов. Например, у владельцев Bronica ETRSi был выбор из пяти вариантов.

Размеры кадра среднеформатных зеркалок от 6×4,5 до 6×8. Как правило, для больших форматов бывали кассеты и меньших размеров. Есть даже кассеты под узкую плёнку с размером кадра 24×36 мм и для съёмки панорам.

film_back_betrsi

Сменные кассеты для среднеформатных зеркалок позволяли владельцу менять формат и даже тип плёнки. Например, с Bronica ETRSi можно было снимать на широкую плёнку (6×4,5) или на узкую в двух вариантах (24×36 и 24×60).

Полиграфия второй трети прошлого века требовала слайды максимального размера. Так появился формат 6х7, который надолго прописался в студиях профессионалов. Почему 6х7? Всё просто — такой формат лучше подходит к пропорциям стандартной заграничной журнальной полосы, чем квадратный 6×6 или вытянутый 6×9.

Яркие представители формата 6х7 — камеры Mamya RB и RZ. Кстати, для этих камер есть кассеты с форматом кадра 6х8. Кассеты камер RB и RZ можно поворачивать на 90° — очень удобно, когда необходимо поменять вертикальный формат на горизонтальный, не поворачивая камеру. Среднеформатная зеркалка на студийном штативе — это вам не мыльница, которую можно повернуть одной рукой!

mamiya RZ67 Pro II

Mamya RZ67 Pro. Цена на аналогичную модель в комплекте с объективом Mamiya-Sekor 110 мм f/2,8 + кассета 120 + мотор в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 22 000 р.

Стоит морально подготовиться к тому, что работа с зеркальной Mamya 6×7 требует особого стиля и не терпит суеты. Всё должно быть основательно. На RB за взвод затвора и перемотку плёнки отвечают два отдельных рычага. Кадрирование, наводка на резкость, управление экспозицией — всё совсем не так, как с какой-нибудь малоформатной зеркалкой. Конечно, с зеркальной Mamya можно снимать и на пленэре, но всё с той же основательностью, подтверждением которой служит мощный хлопок огромного зеркала, во время срабатывания затвора.

С повышением качества плёнки (в особенности цветного слайда) всё большую популярность обретали облегчённые среднеформатные зеркалки форматом 6х4,5. Mamya 645, Bronica ETR-Si, Pentax 645 и, наконец, пожалуй, лучшая камера этого формата Contax 645.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Contax 645. Лебединая песня бренда. Универсальная автофокусная камера с моторной протяжкой плёнки; позволяла и снимать на плёнку, и ставить цифровой задник. Отменная оптика Carl Zeiss выделяла её среди конкурентов формата 6×4,5. Цена на аналогичную модель в комплекте с объективом Planar 80 мм f/2,0, кассетой MFB-1 и пентапризмой в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 70 000 р.

По сравнению с тяжеловесами 6×7 они невероятно компактны и оперативны: ради этого отдельные модели (Pentax 645) лишались громоздких съёмных кассет, и со временем на них даже появился автофокус. Малыши среднего формата по габаритам ненамного превосходили топовые малоформатные зеркалки, но качество снимков было существенно выше. Формат 6х×4,5 заслуженно пользовался успехом как в студии, так и на природе.

SONY DSC

Mamya 645 PRP TL. Бюджетный вариант. Камеру можно было собирать как конструктор, докупая нужные опции: мотор, пентапризму… В результате вы становились обладателем неплохой компактной среднеформатной камеры. Цена на аналогичную модель в комплекте с кассетой и пентапризмой в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 15 625 р.

В заключение хочется дать важный совет по покупке плёночной камеры на вторичном рынке, будь то комиссионный магазин или покупка с рук.

Ни в коем случае не рекомендую покупать камеру через Интернет заочно (если только вы не приобретаете её для своей коллекции). Если вам нужна рабочая камера, обязательно нужно подержать её в руках, проверить работу всех механизмов, а в идеале — отснять тестовую плёнку, чтобы проверить работу затвора и  оптики. То же можно сказать и про приобретение объективов.

И пусть вас не вводит в заблуждение отличный внешний вид камеры или объектива. Иногда изрядно потёртая камера — куда более надёжный партнёр на съёмке, чем идеальная с виду коробка. Обратите внимание на работу затвора (самое уязвимое место плёночных камер), да и оптика может нуждаться в юстировке.

В любом случае, в приличном комиссионном магазине вы можете расчитывать на профессиональный совет и техническую поддержку.

Как видите, выбор плёночной камеры — непростая задача. Оставляем вас ненадолго, чтобы вы могли обдумать, какая плёночная камера — ваша. Следующая статья будет посвящена собственно самой плёнке. Разберёмся, какой материал лучше подходит для съёмки ваших аналоговых шедевров.

Продолжение следует..

fototips.ru

Средний формат в воздухе. Плёнка, конечно!: pavel_kosenko — LiveJournal

Как же с плёнкой всё быстро. Сегодня вечером в Подмосковье подняли в воздух дрон со среднеформатной плёночной камерой. Отсняли тест, вернулись в Москву. Сдали плёнки на проявку. Не успел до дома доехать — сканы на почте. И вот уже выкладываю. От момента съемки до публикации — 4 часа. Причем из них 1,5 часа это 100 км дороги от места съемки до лаборатории и 1,5 часа на создание этого поста.

Поднять среднеформатную плёночную камеру в воздух мы с Максом Самборским задумали 2 месяца два назад. Обычную 35-миллиметровую камеру он к тому моменту уже запускал, а вот со средним форматом всё оказалось несколько сложнее. Тем не менее, все технические вопросы были решены и сегодня мы поехали на тестовую съемку.

Выбрали тихое местечко в Серпуховском районе около реки Ока, запустили гексакоптер Matrice 600 Pro с подвесом Ronin-MX и камерой Fujica GW690. Отсняли почти 2 ролика — Kodak Portra 800 (120) и Kodak Portra 400 (120). Снимали с резкостью на бесконечности, выдержка 1/500, диафрагма f/5,6. Наводились по отдельной цифровой камере с подобранным фокусным расстоянием. После каждого снимка сажали коптер, чтобы перемотать плёнку на следующий кадр. 3 комплектов батареек хватило на 14 кадров.

Чисто технически качественными получились все сделанные кадры. Ни одного случайного спуска затвора, ни одного смаза, ни одного промаха экспозиции. Все кадры резкие, кроме двух, где мы пытались снимать с очень низких точек (на них резкость тоже нормальная, но не идеальная). Но почти половина кадров — это дубли одних и тех же сюжетов, поэтому покажу 7 фотографий. Плюс пару айфонокадров самого коптера с установленной камерой.

Начну с кропа со 100% увеличением.

В принципе ничего особенного, но видно, что резкость в норме. Каждый листочек в этом фрагменте читается, хотя до него метров 50, не меньше.

Физический размер этих сканов 7200 х 4900 пикселей (35 Mpx). Сканер Noritsu HS-1800. Как вы понимаете, это далеко не самые большие сканы, которые можно получить с этой плёнки. Например, на Nikon 9000 можно получить сканы ~ 9500 x 14200 пикселей (135 Mpx). Но для оценки технического качества съемки Норицу более, чем достаточно. Да и цвет она хорошо передает.

Вот так выглядят сами негативы — хорошие, плотные (катушка обычной пленки для масштаба).

Еще несколько кадров с этих плёнок:

2.

3.

4.

5.

6.

7.

А вот так выглядит пленочная среднеформатная камера на дроне.

Процесс:

Проявка и сканирование — SREDA Film Lab, потому и быстро. Негативные пленки в этой лаборатории проявляют и сканируют гарантировано за 3 часа. На выполнение моего заказа ушло 29 минут.

Подписывайтесь на мой канал в Телеграме. Я в других соцсетях — Инстаграм, Фейсбук, Вконтакте.

pavel-kosenko.livejournal.com

Средний формат — Википедия

Сравнение среднеформатной фотоплёнки (тип 120, 220) и 35-мм фотоплёнки Плёнка типа 120 в фотоаппарате «Москва-2» Однообъективный зеркальный фотоаппарат «Салют» модульной конструкции Однообъективный зеркальный фотоаппарат «Pentacon six» классической конструкции Однообъективный зеркальный фотоаппарат Mamiya 645 Дальномерный фотоаппарат «Москва-2» складной конструкции Двухобъективный зеркальный фотоаппарат «Любитель-166 универсал» Шкальный фотоаппарат «Holga», (Китай) Простейший фотоаппарат
«Ami 66», (Польша)

Средний формат — класс фотоаппаратуры с размером кадрового окна от 4,5×6 сантиметров до 6×9 см, рассчитанной на листовую или роликовую фотоплёнку[1][2].

По типу применяемого фотоматериала и, соответственно, размеру кадра все фотоаппараты принято классифицировать на четыре основных группы: крупноформатные с размером кадра 9×12 см и большим, среднеформатные, малоформатные,

wiki2.red

Среднеформатная пленка – Преимущества среднего формата

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх