Светографика – Светографика – искусство из света

Содержание

Светографика – искусство из света

Сегодня речь пойдет о световом искусстве, также известном, как люминография, фризлайт (freezelight) или просто светографика. Это необычное направление в 1914 году открыл американец Фрэнк Гилберт (Frank Gilbreth). Он прикрепил маленькие лампочки к рукавам фабричного персонала и снял трудовой процесс на длинной выдержке, рассчитывая получить карту перемещений рук рабочих. Результат предсказуем – на фотографиях видны следы, оставленные маленькими движущимися электрическими светильниками.

 

 

Развитие же фризлайт получил в работах известного мастера фотографии Ман Рэя (Man Rey).

А точнее — в его серии фотографий Space Writing, созданной в 1935 году. В них он впервые начал использовать технику рисования светом для создания художественных образов.

 

Самопровозглашенный «фото-фрик» Тревор Уильямс (Trevor Williams)

стал ещё одним человеком, которому покорилась светографика. Разноцветные сферы, световые фонтаны, спирали и водопады уже сами по себе выглядят умопомрачительно, но фотограф пошел дальше: почти в каждой своей работе он играет с фонами: это и традиционная японская архитектура, и классические пейзажи. Тревор особое внимание уделяет месту съемки.

«Чтобы сделать эпический снимок – найдите эпическое место», — говорит фотограф.

 
В 2004 году российский дуэт HoryMa разработал оригинальную технику фотосъемки в стиле светографики. Творческий тандем, образованный двумя талантливыми фотографами – Игорем и Ириной — в своих работах сделал акцент на тень. Основатели HoryMa не скрывают секретов технологии создания каждой работы: сначала делаются наброски будущих картин на бумаге, а затем начинается самое интересное.

 

Но работа на компьютере в графических редакторах здесь совершенно не при чем. Пользователи Photoshop могут создать лишь унылое подобие светографики, так как в основе нового стиля в искусстве лежит пропись светом деталей, а также постепенное нанесение световой информации на матрицу фотоаппарата.

В общих чертах процесс выглядит следующим образом: камера устанавливается на длительную выдержку (на некоторых снимках она длится более получаса, на других же продолжается всего несколько секунд). Далее объект, находящийся в полной темноте, подсвечивается разноцветными лампами. Используются и студийные вспышки. Двигая по композиции узконаправленный пучок света, автор высвечивает нужные ему детали, в буквальном смысле «рисуя» светом. В результате получается необычная световая композиция — например, цветок, дерево или шар. Зачастую одну работу создают несколько человек, поскольку одному порой не под силу управиться с массой приборов.

Невозможно манипулировать несколькими световыми кистями и фонарями одновременно. Бывает, что результат получается совсем неожиданным, все зависит от поведения лучей света в данный момент.

 

Картины HoryMa узнают во всем мире. За последние 13 лет была проделана огромная работа. Фотографии этого дуэта как будто зачарованные. Они непонятны, но вместе с тем потрясающе ярки, красивы и притягательны. Пара не ограничивает себя в творческих поисках — на их работах можно встретить изображения людей или сказочных персонажей, другие же настолько абстрактны, что представляют собой лишь случайные световые множества.

 
Светографика — очень молодое направление в искусстве, еще не успевшее широко развиться. Однако уже существуют большие галереи работ, а соответственно и множество последователей. Мастерам светографики удается создавать поистине впечатляющие работы. Ещё одним из таких фотохудожников является Майкл Босанко (Michael Bosanko).

 

Уэльский фотограф словно пытается «подружить» между собой два мира: фантастический и реальный… Вот почему в Шеффилдском ботаническом саду время от времени вырастают разноцветные причудливые цветы, а ворота Национального исторического музея охраняет огромный динозавр.

Окружающий мир вдохновляет Босанко, и его фотоаппарат не упускает возможности снять и преобразить даже, казалось бы, обычные ярко-оранжевые маргаритки на пляже в Ллантуит Мейджор, мексиканские кактусы или деревья в Национальном парке Брекон-Биконс.

Многие известные компании приглашают Майкла для того, чтобы сделать серию снимков популярных британских достопримечательностей в мистически-световом сиянии. Несколько фонарей, два напарника и фотоаппарат с качественной оптикой — вот и всё, что нужно Майклу для творчества.

 
Янне Парвиайнен (Janne Parviainen), известный также как Janne Paint, занимается фотографией уже более пятнадцати лет. Его завораживающие световые картины – результат немалого труда. Работы финского мастера поразительно красивы и изобретательны: он будто бы создает параллельную сюрреалистичную реальность, населенную флуоресцирующими существами. В его картинах часто встречаются скелеты или призраки, порожденные светом и запечатленные в зимнем финском мелколесье.

 

«Меня больше всего увлекает в световой фотографии возможность творить в трехмерном пространстве. Мне интересно создавать образы здесь и сейчас без последующей многочасовой обработки», — рассказывает Янне.

Фотограф использует самые разнообразные источники света, начиная с цветных строб, особых вспышек, фонарей, детских игрушек с подсветкой и заканчивая профессиональными инструментами из своего арсенала.

artifex.ru

Светографика — Художественная Фотография и Дизайн

Cветографика (англ. light graphic) или лайтпейнтинг

 (калька с англ. light painting — рисование светом) — стиль фотосъёмки, техника рисования светом.

В полностью затемнённом помещении фотоаппарат размещается на штативе. Устанавливается длительная выдержка, и в поле зрения фотоаппарата фонарями «рисуются» объекты или узоры. Инструменты освещения — бытовые фонари (светодиодные и с галогеновой лампой).

Если дневной свет или освещение в студии предлагает уже готовую композицию в кадре, то в светографике на полученный снимок попадёт только то, на что будет направлен свет.

Основные методы

Два основных метода светографики — статический и динамический.

Метод статической отрисовки

  • Монокомпозиция. Суть метода состоит в отрисовке светом объекта с разных сторон. Необходимо исключить любое движение включённым источником света. Только направленный короткий всплеск света создает аккуратно освещённую область и естественно следующую за ней тень.
  • Мультикомпозиция. Перемещение объекта отрисовки в несколько (две и более) фиксируемых позиции. В одном кадре рисуется светом один и тот же персонаж или предмет, в разных позициях.

Метод динамической отрисовки

  • Перемещающийся свет. Рисование с помощью источников света (световыми мечами) всевозможных импровизации в пространстве. Используется для заполнения фоновых плоскостей и для стилизации светополотна. Пример: всевозможные надписи, орнаменты, украшения.
  • Перемещающаяся плоскость отрисовки, световой сдвиг (СС). Это способ прописывания светового следа сдвигаемой плоскости.
  • Размывание. Движение направленного света для убирания фактуры и деталей. Способ подходит для сглаживания элементов композиции. При движении светового луча размывается граница света-тени.
  • Искажения и преломления. Результаты такого метода достигаются с использованием статической отрисовки и отражающих поверхностей. Приёмы получения такого изображения очень напоминают СС, но результаты зависят от форм отражённых предметов.

Световая кисть

Световая кисть — техника фотосъёмки. Принцип использования световой кисти заключается в том, что объекты освещаются отдельно, а источник света при этом передвигается. Основной сложностью метода является подбор и расчёт экспозиции. Эта фотографическая техника получила широкое применение в натюрморте.

Световая кисть — инструмент рисования светом. Инструмент представляет собой малогабаритный источник постоянного света, дающий хорошо сфокусированный узкий луч, направленный пучок света. Профессиональная световая кисть обладает постоянной цветовой температурой около 5500 К и позволяет использовать различные насадки и фильтры. В качестве световой кисти используют бытовой фонарик. Желательно, чтобы у этого фонарика свет фокусировался линзой, тогда пятно света не будет слишком широким, это позволит точно высвечивать мелкие детали объектов.

Световой меч

Световой меч — один из инструментов, используемых в динамической отрисовке.

Применяются различные конструкции, но основной элемент в световом мече — люминесцентная лампа. Представляет собой постоянный источник света, напоминающий меч, палку, шест.

Обязательное условие — равномерное, излучающее свет пространство.

akella888.jimdo.com

Светографика — Википедия

Светографика (англ. light graphic) — техника фотографии, основанная на съёмке в темноте и экспонировании сюжета при помощи перемещаемых вручную источников света на длительной выдержке. При этом светящиеся объекты и следы от них могут использоваться в качестве части сюжета или для освещения других предметов в поле зрения фотоаппарата. В англоязычной литературе для обозначения этого направления в фотоискусстве чаще всего используется термин англ. Light painting, буквально — «рисование светом». Ещё одно, более современное название этой техники фризлайт можно перевести, как «замороженный свет».

Фотография, выполненная в технике светографики

Разновидности

Понятие светографики применимо к многим способам получения фотографического изображения. Чаще всего основой светографического снимка являются следы, оставляемые на фотоматериале или светоприёмнике источниками света, перемещаемыми вручную. При этом получаемые фигуры могут быть как случайными, зависящими от произвольных движений фонаря, так и специально заданными, имеющими форму символов, человеческих фигур, и даже повторяющих контуры предметов в кадре

[1]. Элементы светографики присутствуют и в ночной архитектурной фотографии, где движущийся транспорт оставляет следы от включенных фар и габаритных огней. Иногда подвижные источники непрерывного света используются в сочетании с фотовспышкой, дающей резкое изображение движущихся объектов, в том числе людей.

Разновидностью светографики считается люминография (лат. lumen «свет», др.-греч. γράφω «пишу»), которая отличается тем, что движутся не источники света, а фотоаппарат[2]. Движение может быть хаотичным, если камеру держат в руках, или упорядоченным, в случае её закрепления на каком-либо подвижном предмете, например на автомобиле. К люминографии относится съёмка ночного неба, когда звёзды оставляют на фотоматериале дуги концентрических окружностей вокруг неподвижной Полярной звезды из-за суточного вращения Земли[3].

Историческая справка

Первые упоминания о светографике или люминографии относятся к 1889 году, когда учёные Жюль Марэ и Жорж Демени зафиксировали траекторию человеческих движений на снимке «Патология походки, вид спереди» (англ. Pathological Walk From in Front)[4]. Позднее, в 1914 году, та же техника была использована Гилбертом Франком и его женой Лилиан для фиксации перемещений конторских служащих с закреплёнными на их одежде фонариками. В фотоискусстве приём впервые использовал Ман Рэй, создавший в 1935 году при помощи светографики серию «Космическое письмо» (англ. Space Writing). Пять лет спустя в технике светографики начала работать Барбара Морган[5].

Натюрморт с зеркальным отражением и элементами светографики

Пабло Пикассо увлёкся светографикой после визита Гийона Мили, в 1949 году познакомившего художника со своими снимками конькобежцев, на ногах которых были закреплены фонари. Пикассо немедленно заразился этой техникой, начав рисовать фонарём картины в затемнённой комнате с установленным на длительной выдержке фотоаппаратом. В результате появилась серия, названная «Световые рисунки Пикассо». Наибольшую известность получила работа под названием «Пикассо рисует кентавра»[6]. Один из основателей немецкой творческой группы FotoForm Петер Кетман получил известность благодаря серии «Колеблющиеся фигуры» (нем. Schwingungsfigur), созданной методами светографики. На фотографиях зафиксированы следы от точечной лампы, которой нарисованы сложные световые сетки, создающие муаровый эффект. Пионерами люминографии стали также Жорж Матьё и Ласло Мохой-Надь. Затем интерес к ней периодически вспыхивает в США и Европе — светографикой занимаются чех Камил Варга, Кенси Гёпель и Йенс Варнеке из Германии, группы Lichtfaktor и LAPP PRO, американец Дариус Твин, финн Хану Хухтамо, французы Marco-93 и Kaalam и другие.

В XXI веке техника получила новый толчок, благодаря распространению цифровых фотоаппаратов, позволяющих визуально контролировать баланс освещения непосредственно во время съёмки. Кроме того, не требуется расходовать дорогостоящие фотоматериалы. Появление компактных экономичных источников света на основе светодиодов дало дополнительную свободу творчества. В современной России светографические снимки эпизодически делали многие фотографы, но наиболее последовательно развивают идеи своих немногочисленных предшественников в Санкт-Петербургском Люминографическом обществе, основанном Владимиром Михайлуцей в 2007 году. В его задачи входит творческое изучение техники люминографии и создание художественных работ, использующих эту технику[7].

Техника съёмки

Элементы светографики используются при интерьерной съёмке с начала XX века и описаны ещё Энзелом Адамсом. Переносные источники света могут быть использованы для получения равномерного или направленного освещения разных элементов интерьера при длительной или многократной экспозиции. При этом не требуется расстановка громоздких осветительных приборов, а достаточно компактного фонаря или портативной фотовспышки, которыми поочерёдно освещаются нужные фрагменты снимка.

В классическом виде светографика предусматривает съёмку в тёмное время суток или в затемнённом помещении, поскольку при наличии яркого освещения длительная выдержка приведёт к общей засветке фотоматериала или фотоматрицы. Фотоаппарат неподвижно устанавливается на штативе, и его затвор фиксируется в открытом положении с помощью спускового тросика. Фон как правило частично прорабатывается естественным ночным освещением или фотовспышкой. Основное изображение создаётся перемещением любых источников света, например таких как фонари, свечи, спички, бенгальские огни или факелы[8]. При этом люди, перемещающие источники света в кадре, специально одеваются в тёмную одежду, чтобы исключить нежелательные следы на изображении.

Свет фонариков может окрашиваться при помощи светофильтров, позволяя создавать яркие цветные пятна и линии. Причём, за одну экспозицию может быть использовано несколько светофильтров для освещения объектов разным цветом с разных сторон, или для получения разноцветных следов. Кроме простых источников света в светографике могут использоваться проекторы, создающие на поверхностях объектов съёмки изображение со слайдов. Взаимодействие этого изображения и поверхностей, на которые оно проецируется, создаёт необычные художественные эффекты.

Создание светографических картин возможно также с помощью цифровой видеозаписи. В этом случае изображение, получаемое видеокамерой, комбинируется в компьютере, давая аналогичные световые следы от движущихся источников света. Достоинством такого метода является возможность съёмки в незатемнённом помещении. Однако, при большом разрешении камеры объём обрабатываемых данных может быть очень большим, требуя хорошей производительности компьютера. Таким способом в сочетании с технологией таймлапс можно получать и движущиеся изображения, получившие название фризлайт-анимация[2][9].

Световая кисть

Одна из разновидностей светографики, в которой компактный точечный источник света используется для освещения разных частей снимаемой сцены. Основной сложностью метода является подбор и расчёт экспозиции. Эта фотографическая техника получила широкое применение при съёмке неподвижных сюжетов: интерьеров и натюрмортов, особенно в рекламной фотографии[10]. Световая кисть может использоваться одновременно с обычным освещением при многократной экспозиции. После того, как сцена снята со студийным светом ламп или фотовспышек, производится вторая экспозиция при выключенном свете. Определённые участки сцены при этом дополнительно экспонируются при помощи ручного фонарика, в том числе с разных направлений. Такая техника позволяет комбинировать свет недоступным при обычной съёмке образом[11]. Сюжет может быть получен и без дополнительного освещения, только при помощи световой кисти[10].

Осветительный инструмент представляет собой малогабаритный источник постоянного света, дающий хорошо сфокусированный узкий луч. Часто в качестве световой кисти используются приборы с волоконной оптикой. Свет профессиональной световой кисти обладает калиброванной цветовой температурой около 5500 Кельвинов и по цветовому балансу близок к дневному освещению. Кроме того, такая кисть позволяет использовать различные насадки и светофильтры[12]. В качестве световой кисти может быть использован и бытовой фонарик при соответствующих установках баланса белого фотоаппарата. Желательно, чтобы у этого фонарика свет фокусировался линзой, тогда пятно не будет слишком широким, это позволит точно высвечивать мелкие детали объектов.

Световой меч

Разновидность световой кисти, представляющая собой длинную светящуюся трубку. Применяются различные конструкции, но основной элемент в световом мече — люминесцентная лампа. Такое приспособление оставляет следы в виде светящейся поверхности. По тому же принципу строится «световой жезл», оставляющий на снимке несколько параллельных линий от закреплённых в ряд светодиодов. Аналогичным образом действуют гибкие светодиодные ленты[2].

Арт-проекты

  • «Фризлайт» (англ. freezelight) — арт-проект, основанный в Москве 2 мая 2008 года. Авторы — Артём Долгополов и Роман Пальченков[2]. Они работают над созданием новых световых картин и анимации, разрабатывают технологии и публикуют на сайте уроки. Команда Freezelight.ru социально активна, регулярно проводит мастер-классы[13].
  • Lightpaint.ru — Ответы на все вопросы по рисованию светом. Проект активно развивает своё творчество в Москве с октября 2010 года. За это время реализовано множество изображений, часть из которых была опубликована, а часть использована в коммерческих целях. Организованы множество workshop по рисованию светом в студиях и на пленэре[14].
  • Санкт-Петербургское лиминографическое общество — объединение фотохудожников, организованное люминографом Владимиром Михайлуца в 2007 году[7].
  • «Light graffiti» — стрит-арт проект американской светографистки Вики Дейзилва (англ. Vicki DaSilva)[15][16].

См. также

Примечания

Литература

  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. IV. Особые способы обработки фотоматериалов // Краткий справочник фотолюбителя. — М.: «Искусство», 1985. — С. 286—307. — 367 с. — 100 000 экз.
  • Всё о компьютерном коллаже и фотообработке 2 // Digital Photo. — 2008. — № 2, спец. выпуск.

Ссылки

wikipedia.green

Светографика — Википедия

Светографика (англ. light graphic) — техника фотографии, основанная на съёмке в темноте и экспонировании сюжета при помощи перемещаемых вручную источников света на длительной выдержке. При этом светящиеся объекты и следы от них могут использоваться в качестве части сюжета или для освещения других предметов в поле зрения фотоаппарата. В англоязычной литературе для обозначения этого направления в фотоискусстве чаще всего используется термин англ. Light painting, буквально — «рисование светом». Ещё одно, более современное название этой техники фризлайт можно перевести, как «замороженный свет».

Фотография, выполненная в технике светографики

Разновидности

Понятие светографики применимо к многим способам получения фотографического изображения. Чаще всего основой светографического снимка являются следы, оставляемые на фотоматериале или светоприёмнике источниками света, перемещаемыми вручную. При этом получаемые фигуры могут быть как случайными, зависящими от произвольных движений фонаря, так и специально заданными, имеющими форму символов, человеческих фигур, и даже повторяющих контуры предметов в кадре[1]. Элементы светографики присутствуют и в ночной архитектурной фотографии, где движущийся транспорт оставляет следы от включенных фар и габаритных огней. Иногда подвижные источники непрерывного света используются в сочетании с фотовспышкой, дающей резкое изображение движущихся объектов, в том числе людей.

Разновидностью светографики считается люминография (лат. lumen «свет», др.-греч. γράφω «пишу»), которая отличается тем, что движутся не источники света, а фотоаппарат[2]. Движение может быть хаотичным, если камеру держат в руках, или упорядоченным, в случае её закрепления на каком-либо подвижном предмете, например на автомобиле. К люминографии относится съёмка ночного неба, когда звёзды оставляют на фотоматериале дуги концентрических окружностей вокруг неподвижной Полярной звезды из-за суточного вращения Земли[3].

Видео по теме

Историческая справка

Первые упоминания о светографике или люминографии относятся к 1889 году, когда учёные Жюль Марэ и Жорж Демени зафиксировали траекторию человеческих движений на снимке «Патология походки, вид спереди» (англ. Pathological Walk From in Front)[4]. Позднее, в 1914 году, та же техника была использована Гилбертом Франком и его женой Лилиан для фиксации перемещений конторских служащих с закреплёнными на их одежде фонариками. В фотоискусстве приём впервые использовал Ман Рэй, создавший в 1935 году при помощи светографики серию «Космическое письмо» (англ. Space Writing). Пять лет спустя в технике светографики начала работать Барбара Морган[5].

Натюрморт с зеркальным отражением и элементами светографики

Пабло Пикассо увлёкся светографикой после визита Гийона Мили, в 1949 году познакомившего художника со своими снимками конькобежцев, на ногах которых были закреплены фонари. Пикассо немедленно заразился этой техникой, начав рисовать фонарём картины в затемнённой комнате с установленным на длительной выдержке фотоаппаратом. В результате появилась серия, названная «Световые рисунки Пикассо». Наибольшую известность получила работа под названием «Пикассо рисует кентавра»[6]. Один из основателей немецкой творческой группы FotoForm Петер Кетман получил известность благодаря серии «Колеблющиеся фигуры» (нем. Schwingungsfigur), созданной методами светографики. На фотографиях зафиксированы следы от точечной лампы, которой нарисованы сложные световые сетки, создающие муаровый эффект. Пионерами люминографии стали также Жорж Матьё и Ласло Мохой-Надь. Затем интерес к ней периодически вспыхивает в США и Европе — светографикой занимаются чех Камил Варга, Кенси Гёпель и Йенс Варнеке из Германии, группы Lichtfaktor и LAPP PRO, американец Дариус Твин, финн Хану Хухтамо, французы Marco-93 и Kaalam и другие.

В XXI веке техника получила новый толчок, благодаря распространению цифровых фотоаппаратов, позволяющих визуально контролировать баланс освещения непосредственно во время съёмки. Кроме того, не требуется расходовать дорогостоящие фотоматериалы. Появление компактных экономичных источников света на основе светодиодов дало дополнительную свободу творчества. В современной России светографические снимки эпизодически делали многие фотографы, но наиболее последовательно развивают идеи своих немногочисленных предшественников в Санкт-Петербургском Люминографическом обществе, основанном Владимиром Михайлуцей в 2007 году. В его задачи входит творческое изучение техники люминографии и создание художественных работ, использующих эту технику[7].

Техника съёмки

Элементы светографики используются при интерьерной съёмке с начала XX века и описаны ещё Энзелом Адамсом. Переносные источники света могут быть использованы для получения равномерного или направленного освещения разных элементов интерьера при длительной или многократной экспозиции. При этом не требуется расстановка громоздких осветительных приборов, а достаточно компактного фонаря или портативной фотовспышки, которыми поочерёдно освещаются нужные фрагменты снимка.

В классическом виде светографика предусматривает съёмку в тёмное время суток или в затемнённом помещении, поскольку при наличии яркого освещения длительная выдержка приведёт к общей засветке фотоматериала или фотоматрицы. Фотоаппарат неподвижно устанавливается на штативе, и его затвор фиксируется в открытом положении с помощью спускового тросика. Фон как правило частично прорабатывается естественным ночным освещением или фотовспышкой. Основное изображение создаётся перемещением любых источников света, например таких как фонари, свечи, спички, бенгальские огни или факелы[8]. При этом люди, перемещающие источники света в кадре, специально одеваются в тёмную одежду, чтобы исключить нежелательные следы на изображении.

Свет фонариков может окрашиваться при помощи светофильтров, позволяя создавать яркие цветные пятна и линии. Причём, за одну экспозицию может быть использовано несколько светофильтров для освещения объектов разным цветом с разных сторон, или для получения разноцветных следов. Кроме простых источников света в светографике могут использоваться проекторы, создающие на поверхностях объектов съёмки изображение со слайдов. Взаимодействие этого изображения и поверхностей, на которые оно проецируется, создаёт необычные художественные эффекты.

Создание светографических картин возможно также с помощью цифровой видеозаписи. В этом случае изображение, получаемое видеокамерой, комбинируется в компьютере, давая аналогичные световые следы от движущихся источников света. Достоинством такого метода является возможность съёмки в незатемнённом помещении. Однако, при большом разрешении камеры объём обрабатываемых данных может быть очень большим, требуя хорошей производительности компьютера. Таким способом в сочетании с технологией таймлапс можно получать и движущиеся изображения, получившие название фризлайт-анимация[2][9].

Световая кисть

Одна из разновидностей светографики, в которой компактный точечный источник света используется для освещения разных частей снимаемой сцены. Основной сложностью метода является подбор и расчёт экспозиции. Эта фотографическая техника получила широкое применение при съёмке неподвижных сюжетов: интерьеров и натюрмортов, особенно в рекламной фотографии[10]. Световая кисть может использоваться одновременно с обычным освещением при многократной экспозиции. После того, как сцена снята со студийным светом ламп или фотовспышек, производится вторая экспозиция при выключенном свете. Определённые участки сцены при этом дополнительно экспонируются при помощи ручного фонарика, в том числе с разных направлений. Такая техника позволяет комбинировать свет недоступным при обычной съёмке образом[11]. Сюжет может быть получен и без дополнительного освещения, только при помощи световой кисти[10].

Осветительный инструмент представляет собой малогабаритный источник постоянного света, дающий хорошо сфокусированный узкий луч. Часто в качестве световой кисти используются приборы с волоконной оптикой. Свет профессиональной световой кисти обладает калиброванной цветовой температурой около 5500 Кельвинов и по цветовому балансу близок к дневному освещению. Кроме того, такая кисть позволяет использовать различные насадки и светофильтры[12]. В качестве световой кисти может быть использован и бытовой фонарик при соответствующих установках баланса белого фотоаппарата. Желательно, чтобы у этого фонарика свет фокусировался линзой, тогда пятно не будет слишком широким, это позволит точно высвечивать мелкие детали объектов.

Световой меч

Разновидность световой кисти, представляющая собой длинную светящуюся трубку. Применяются различные конструкции, но основной элемент в световом мече — люминесцентная лампа. Такое приспособление оставляет следы в виде светящейся поверхности. По тому же принципу строится «световой жезл», оставляющий на снимке несколько параллельных линий от закреплённых в ряд светодиодов. Аналогичным образом действуют гибкие светодиодные ленты[2].

Арт-проекты

  • «Фризлайт» (англ. freezelight) — арт-проект, основанный в Москве 2 мая 2008 года. Авторы — Артём Долгополов и Роман Пальченков[2]. Они работают над созданием новых световых картин и анимации, разрабатывают технологии и публикуют на сайте уроки. Команда Freezelight.ru социально активна, регулярно проводит мастер-классы[13].
  • Lightpaint.ru — Ответы на все вопросы по рисованию светом. Проект активно развивает своё творчество в Москве с октября 2010 года. За это время реализовано множество изображений, часть из которых была опубликована, а часть использована в коммерческих целях. Организованы множество workshop по рисованию светом в студиях и на пленэре[14].
  • Санкт-Петербургское лиминографическое общество — объединение фотохудожников, организованное люминографом Владимиром Михайлуца в 2007 году[7].
  • «Light graffiti» — стрит-арт проект американской светографистки Вики Дейзилва (англ. Vicki DaSilva)[15][16].

См. также

Примечания

Литература

  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. IV. Особые способы обработки фотоматериалов // Краткий справочник фотолюбителя. — М.: «Искусство», 1985. — С. 286—307. — 367 с. — 100 000 экз.
  • Всё о компьютерном коллаже и фотообработке 2 // Digital Photo. — 2008. — № 2, спец. выпуск.

Ссылки

wiki2.red

Светографика — Википедия. Что такое Светографика

Светографика (англ. light graphic) — техника фотографии, основанная на съёмке в темноте и экспонировании сюжета при помощи перемещаемых вручную источников света на длительной выдержке. При этом светящиеся объекты и следы от них могут использоваться в качестве части сюжета или для освещения других предметов в поле зрения фотоаппарата. В англоязычной литературе для обозначения этого направления в фотоискусстве чаще всего используется термин англ. Light painting, буквально — «рисование светом». Ещё одно, более современное название этой техники фризлайт можно перевести, как «замороженный свет».

Фотография, выполненная в технике светографики

Разновидности

Понятие светографики применимо к многим способам получения фотографического изображения. Чаще всего основой светографического снимка являются следы, оставляемые на фотоматериале или светоприёмнике источниками света, перемещаемыми вручную. При этом получаемые фигуры могут быть как случайными, зависящими от произвольных движений фонаря, так и специально заданными, имеющими форму символов, человеческих фигур, и даже повторяющих контуры предметов в кадре[1]. Элементы светографики присутствуют и в ночной архитектурной фотографии, где движущийся транспорт оставляет следы от включенных фар и габаритных огней. Иногда подвижные источники непрерывного света используются в сочетании с фотовспышкой, дающей резкое изображение движущихся объектов, в том числе людей.

Разновидностью светографики считается люминография (лат. lumen «свет», др.-греч. γράφω «пишу»), которая отличается тем, что движутся не источники света, а фотоаппарат[2]. Движение может быть хаотичным, если камеру держат в руках, или упорядоченным, в случае её закрепления на каком-либо подвижном предмете, например на автомобиле. К люминографии относится съёмка ночного неба, когда звёзды оставляют на фотоматериале дуги концентрических окружностей вокруг неподвижной Полярной звезды из-за суточного вращения Земли[3].

Историческая справка

Первые упоминания о светографике или люминографии относятся к 1889 году, когда учёные Жюль Марэ и Жорж Демени зафиксировали траекторию человеческих движений на снимке «Патология походки, вид спереди» (англ. Pathological Walk From in Front)[4]. Позднее, в 1914 году, та же техника была использована Гилбертом Франком и его женой Лилиан для фиксации перемещений конторских служащих с закреплёнными на их одежде фонариками. В фотоискусстве приём впервые использовал Ман Рэй, создавший в 1935 году при помощи светографики серию «Космическое письмо» (англ. Space Writing). Пять лет спустя в технике светографики начала работать Барбара Морган[5].

Натюрморт с зеркальным отражением и элементами светографики

Пабло Пикассо увлёкся светографикой после визита Гийона Мили, в 1949 году познакомившего художника со своими снимками конькобежцев, на ногах которых были закреплены фонари. Пикассо немедленно заразился этой техникой, начав рисовать фонарём картины в затемнённой комнате с установленным на длительной выдержке фотоаппаратом. В результате появилась серия, названная «Световые рисунки Пикассо». Наибольшую известность получила работа под названием «Пикассо рисует кентавра»[6]. Один из основателей немецкой творческой группы FotoForm Петер Кетман получил известность благодаря серии «Колеблющиеся фигуры» (нем. Schwingungsfigur), созданной методами светографики. На фотографиях зафиксированы следы от точечной лампы, которой нарисованы сложные световые сетки, создающие муаровый эффект. Пионерами люминографии стали также Жорж Матьё и Ласло Мохой-Надь. Затем интерес к ней периодически вспыхивает в США и Европе — светографикой занимаются чех Камил Варга, Кенси Гёпель и Йенс Варнеке из Германии, группы Lichtfaktor и LAPP PRO, американец Дариус Твин, финн Хану Хухтамо, французы Marco-93 и Kaalam и другие.

В XXI веке техника получила новый толчок, благодаря распространению цифровых фотоаппаратов, позволяющих визуально контролировать баланс освещения непосредственно во время съёмки. Кроме того, не требуется расходовать дорогостоящие фотоматериалы. Появление компактных экономичных источников света на основе светодиодов дало дополнительную свободу творчества. В современной России светографические снимки эпизодически делали многие фотографы, но наиболее последовательно развивают идеи своих немногочисленных предшественников в Санкт-Петербургском Люминографическом обществе, основанном Владимиром Михайлуцей в 2007 году. В его задачи входит творческое изучение техники люминографии и создание художественных работ, использующих эту технику[7].

Техника съёмки

Элементы светографики используются при интерьерной съёмке с начала XX века и описаны ещё Энзелом Адамсом. Переносные источники света могут быть использованы для получения равномерного или направленного освещения разных элементов интерьера при длительной или многократной экспозиции. При этом не требуется расстановка громоздких осветительных приборов, а достаточно компактного фонаря или портативной фотовспышки, которыми поочерёдно освещаются нужные фрагменты снимка.

В классическом виде светографика предусматривает съёмку в тёмное время суток или в затемнённом помещении, поскольку при наличии яркого освещения длительная выдержка приведёт к общей засветке фотоматериала или фотоматрицы. Фотоаппарат неподвижно устанавливается на штативе, и его затвор фиксируется в открытом положении с помощью спускового тросика. Фон как правило частично прорабатывается естественным ночным освещением или фотовспышкой. Основное изображение создаётся перемещением любых источников света, например таких как фонари, свечи, спички, бенгальские огни или факелы[8]. При этом люди, перемещающие источники света в кадре, специально одеваются в тёмную одежду, чтобы исключить нежелательные следы на изображении.

Свет фонариков может окрашиваться при помощи светофильтров, позволяя создавать яркие цветные пятна и линии. Причём, за одну экспозицию может быть использовано несколько светофильтров для освещения объектов разным цветом с разных сторон, или для получения разноцветных следов. Кроме простых источников света в светографике могут использоваться проекторы, создающие на поверхностях объектов съёмки изображение со слайдов. Взаимодействие этого изображения и поверхностей, на которые оно проецируется, создаёт необычные художественные эффекты.

Создание светографических картин возможно также с помощью цифровой видеозаписи. В этом случае изображение, получаемое видеокамерой, комбинируется в компьютере, давая аналогичные световые следы от движущихся источников света. Достоинством такого метода является возможность съёмки в незатемнённом помещении. Однако, при большом разрешении камеры объём обрабатываемых данных может быть очень большим, требуя хорошей производительности компьютера. Таким способом в сочетании с технологией таймлапс можно получать и движущиеся изображения, получившие название фризлайт-анимация[2][9].

Световая кисть

Одна из разновидностей светографики, в которой компактный точечный источник света используется для освещения разных частей снимаемой сцены. Основной сложностью метода является подбор и расчёт экспозиции. Эта фотографическая техника получила широкое применение при съёмке неподвижных сюжетов: интерьеров и натюрмортов, особенно в рекламной фотографии[10]. Световая кисть может использоваться одновременно с обычным освещением при многократной экспозиции. После того, как сцена снята со студийным светом ламп или фотовспышек, производится вторая экспозиция при выключенном свете. Определённые участки сцены при этом дополнительно экспонируются при помощи ручного фонарика, в том числе с разных направлений. Такая техника позволяет комбинировать свет недоступным при обычной съёмке образом[11]. Сюжет может быть получен и без дополнительного освещения, только при помощи световой кисти[10].

Осветительный инструмент представляет собой малогабаритный источник постоянного света, дающий хорошо сфокусированный узкий луч. Часто в качестве световой кисти используются приборы с волоконной оптикой. Свет профессиональной световой кисти обладает калиброванной цветовой температурой около 5500 Кельвинов и по цветовому балансу близок к дневному освещению. Кроме того, такая кисть позволяет использовать различные насадки и светофильтры[12]. В качестве световой кисти может быть использован и бытовой фонарик при соответствующих установках баланса белого фотоаппарата. Желательно, чтобы у этого фонарика свет фокусировался линзой, тогда пятно не будет слишком широким, это позволит точно высвечивать мелкие детали объектов.

Световой меч

Разновидность световой кисти, представляющая собой длинную светящуюся трубку. Применяются различные конструкции, но основной элемент в световом мече — люминесцентная лампа. Такое приспособление оставляет следы в виде светящейся поверхности. По тому же принципу строится «световой жезл», оставляющий на снимке несколько параллельных линий от закреплённых в ряд светодиодов. Аналогичным образом действуют гибкие светодиодные ленты[2].

Арт-проекты

  • «Фризлайт» (англ. freezelight) — арт-проект, основанный в Москве 2 мая 2008 года. Авторы — Артём Долгополов и Роман Пальченков[2]. Они работают над созданием новых световых картин и анимации, разрабатывают технологии и публикуют на сайте уроки. Команда Freezelight.ru социально активна, регулярно проводит мастер-классы[13].
  • Lightpaint.ru — Ответы на все вопросы по рисованию светом. Проект активно развивает своё творчество в Москве с октября 2010 года. За это время реализовано множество изображений, часть из которых была опубликована, а часть использована в коммерческих целях. Организованы множество workshop по рисованию светом в студиях и на пленэре[14].
  • Санкт-Петербургское лиминографическое общество — объединение фотохудожников, организованное люминографом Владимиром Михайлуца в 2007 году[7].
  • «Light graffiti» — стрит-арт проект американской светографистки Вики Дейзилва (англ. Vicki DaSilva)[15][16].

См. также

Примечания

Литература

  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. IV. Особые способы обработки фотоматериалов // Краткий справочник фотолюбителя. — М.: «Искусство», 1985. — С. 286—307. — 367 с. — 100 000 экз.
  • Всё о компьютерном коллаже и фотообработке 2 // Digital Photo. — 2008. — № 2, спец. выпуск.

Ссылки

wiki.sc

Светографика — это… Что такое Светографика?

Cветографик (англ. light graphic) или лайтпейнтинг (калька с англ. light painting — рисование светом) — стиль фотосъемки, техника рисования светом.

Основные сведения

В полностью затемнённом помещении фотоаппарат размещается на штативе. Устанавливается длительная выдержка, и в поле зрения фотоаппарата фонарями «рисуются» объекты или узоры. Инструменты освещения — бытовые фонари (светодиодные и с галогеновой лампой).

Если дневной свет или освещение в студии предлагает уже готовую композицию в кадре, то в светографике* на полученный снимок попадёт только то, на что будет направлен свет.

Основные методы

Два основных метода светографики — статический и динамический.

Метод статической отрисовки

  • Монокомпозиция*. Суть метода состоит в отрисовке светом объекта с разных сторон. Необходимо исключить любое движение включённым источником света. Только направленный короткий всплеск света создает аккуратно освещённую область и естественно следующую за ней тень.
  • Мультикомпозиция*. Перемещение объекта отрисовки в несколько (две и более) фиксируемых позиции. В одном кадре рисуется светом один и тот же персонаж или предмет, в разных позициях.

Метод динамической отрисовки

  • Перемещающийся свет*. Рисование с помощью источников света (световыми мечами*) всевозможных импровизации в пространстве. Используется для заполнения фоновых плоскостей и для стилизации светополотна. Пример: всевозможные надписи, орнаменты, украшения.
  • Перемещающаяся плоскость отрисовки*, световой сдвиг (СС). Это способ прописывания светового следа сдвигаемой плоскости.
  • Размывание. Движение направленного света для убирания фактуры и деталей. Способ подходит для сглаживания элементов композиции. При движении светового луча размывается граница света-тени.
  • Искажения и преломления. Результаты такого метода достигаются с использованием статической отрисовки и отражающих поверхностей. Приёмы получения такого изображения очень напоминают СС, но результаты зависят от форм отражённых предметов.


Все вышеперечисленные методы* являются лишь частями единого процесса. Они как самостоятельны, так и прекрасно сочетаемы друг с другом.

Световая кисть

Световая кисть — техника фотосъемки. Принцип использования световой кисти заключается в том, что объекты освещаются отдельно, а источник света при этом передвигается. Основной сложностью метода является подбор и расчёт экспозиции. Эта фотографическая техника получила широкое применение в натюрморте.

Световая кисть — инструмент рисования светом. Инструмент представляет собой малогабаритный источник постоянного света, дающий хорошо сфокусированный узкий луч, направленный пучок света. Профессиональная световая кисть обладает постоянной цветовой температурой около 5500 К и позволяет использовать различные насадки и фильтры. В качестве световой кисти используют бытовой фонарик. Желательно, чтобы у этого фонарика свет фокусировался линзой, тогда пятно света не будет слишком широким, это позволит точно высвечивать мелкие детали объектов.

Световой меч

Световой меч — один из инструментов, используемых в динамической отрисовке.

Применяются различные конструкции, но основной элемент в световом мече — люминесцентная лампа. Представляет собой постоянный источник света, напоминающий меч, палку, шест.

Обязательное условие — равномерное, излучающее свет пространство.

См. также

Литература

  • Цикл статей в журнале DigitalPhoto Фотомастерская

Литература

  • Всё о компьютерном коллаже и фотообработке 2 // Digital Photo. — 2008. — № 2, спец. выпуск.

Ссылки

dic.academic.ru

Светографика Википедия

Фотография, выполненная в технике светографики

Светографика (англ. light graphic) — техника фотографии, основанная на съёмке в темноте и экспонировании сюжета при помощи перемещаемых вручную источников света на длительной выдержке. При этом светящиеся объекты и следы от них могут использоваться в качестве части сюжета или для освещения других предметов в поле зрения фотоаппарата.

В англоязычной литературе для обозначения этого направления в фотоискусстве чаще всего используется термин англ. Light painting, буквально — «рисование светом» (отсюда и происходит современный русскоязычный термин «светоживопись»[1]).

Разновидности

Понятие светографики применимо к многим способам получения фотографического изображения. Чаще всего основой светографического снимка являются следы, оставляемые на фотоматериале или светоприёмнике источниками света, перемещаемыми вручную. При этом получаемые фигуры могут быть как случайными, зависящими от произвольных движений фонаря, так и специально заданными, имеющими форму символов, человеческих фигур, и даже повторяющих контуры предметов в кадре[2]. Элементы светографики присутствуют и в ночной архитектурной фотографии, где движущийся транспорт оставляет следы от включенных фар и габаритных огней. Иногда подвижные источники непрерывного света используются в сочетании с фотовспышкой, дающей резкое изображение движущихся объектов, в том числе людей.

Разновидностью светографики считается люминография (лат. lumen «свет», др.-греч. γράφω «пишу»), которая отличается тем, что движутся не источники света, а фотоаппарат[3]; движение может быть хаотичным, если камеру держат в руках, или упорядоченным, в случае её закрепления на каком-либо подвижном предмете, например на автомобиле. К люминографии относится съёмка ночного неба, когда звёзды оставляют на фотоматериале дуги концентрических окружностей вокруг неподвижной Полярной звезды из-за суточного вращения Земли[4].

Историческая справка

Первые упоминания о светографике или люминографии относятся к 1889 году, когда учёные Жюль Марэ и Жорж Демени зафиксировали траекторию человеческих движений на снимке «Патология походки, вид спереди» (англ. Pathological Walk From in Front)[5]. Позднее, в 1914 году, та же техника была использована Гилбертом Франком и его женой Лилиан для фиксации перемещений конторских служащих с закреплёнными на их одежде фонариками.

Элементы светографики используются при интерьерной съёмке с начала XX века и описаны ещё Энзелом Адамсом.

В фотоискусстве приём впервые использовал Ман Рэй, создавший в 1935 году при помощи светографики серию «Космическое письмо» (англ. Space Writing). Пять лет спустя в технике светографики начала работать Барбара Морган[6].

Натюрморт с зеркальным отражением и элементами светографики

Пабло Пикассо увлёкся светографикой после визита Гийона Мили, в 1949 году познакомившего художника со своими снимками конькобежцев, на ногах которых были закреплены фонари. Пикассо стал рисовать фонарём в затемнённой комнате, фотоаппарат работал в режиме длинной выдержки. В результате появилась серия, названная «Световые рисунки Пикассо». Наибольшую известность получила работа под названием «Пикассо рисует кентавра»[7]. Один из основателей немецкой творческой группы FotoForm Петер Кетман получил известность благодаря серии «Колеблющиеся фигуры» (нем. Schwingungsfigur), созданной[когда?] методами светографики; на фотографиях зафиксированы следы от точечной лампы, которой нарисованы сложные световые сетки, создающие муаровый эффект. Пионерами люминографии стали также Жорж Матьё и Ласло Мохой-Надь (Баухауз). Затем интерес к ней периодически вспыхивает в США и Европе — светографикой занимаются чехи Камил Варга и Йозеф Седлак, немецкие группы LightMark, Lichtfaktor и LAPP PRO, американец Даррен Пирсон, финны Хану Хухтамо и Янне Парвиайнен, французы Marco-93, Жюльен Бретон и другие.

В XXI веке техника получила новый толчок, благодаря распространению цифровых фотоаппаратов, позволяющих визуально контролировать изображение непосредственно во время съёмки; кроме того, не требуется расходовать дорогостоящие фотоматериалы. Появление компактных экономичных источников света на основе светодиодов дало дополнительную свободу творчества. В современной России светографические снимки эпизодически делали многие фотографы, но наиболее последовательно развивают идеи своих немногочисленных предшественников в Санкт-Петербургском люминографическом обществе, основанном Владимиром Михайлуцей в 2007 году. В его задачи входит творческое изучение техники люминографии и создание художественных работ, использующих эту технику[8].

Техника съёмки

Переносные источники света могут быть использованы для получения равномерного или направленного освещения разных элементов интерьера при длительной или многократной экспозиции. При этом не требуется расстановка громоздких осветительных приборов, а достаточно компактного фонаря или портативной фотовспышки, которыми поочерёдно освещаются нужные фрагменты снимка.

В классическом виде светографика предусматривает съёмку в тёмное время суток или в затемнённом помещении, поскольку при наличии яркого освещения длительная выдержка приведёт к общей засветке фотоматериала или фотоматрицы. Фотоаппарат неподвижно устанавливается на штативе, и его затвор фиксируется в открытом положении с помощью спускового тросика. Фон как правило частично прорабатывается естественным ночным освещением или фотовспышкой. Основное изображение создаётся перемещением любых источников света, например таких как фонари, свечи, спички, бенгальские огни или факелы[9]. При этом люди, перемещающие источники света в кадре, специально одеваются в тёмную одежду, чтобы исключить нежелательные следы на изображении.

Свет фонариков может окрашиваться при помощи светофильтров, позволяя создавать яркие цветные пятна и линии. Причём, за одну экспозицию может быть использовано несколько светофильтров для освещения объектов разным цветом с разных сторон, или для получения разноцветных следов. Кроме простых источников света в светографике могут использоваться проекторы, создающие на поверхностях объектов съёмки изображение со слайдов. Взаимодействие этого изображения и поверхностей, на которые оно проецируется, создаёт необычные художественные эффекты.

Создание светографических картин возможно также с помощью цифровой видеозаписи. В этом случае изображение, получаемое видеокамерой, комбинируется в компьютере, давая аналогичные световые следы от движущихся источников света. Достоинством такого метода является возможность съёмки в незатемнённом помещении. Однако, при большом разрешении камеры объём обрабатываемых данных может быть очень большим, требуя хорошей производительности компьютера. Таким способом в сочетании с технологией таймлапс можно получать и движущиеся изображения, или так называемую стоп-моушн-анимацию[3][10].

Световая кисть

Одна из разновидностей светографики, в которой компактный точечный источник света используется для освещения разных частей снимаемой сцены. Основной сложностью метода является подбор и расчёт экспозиции. Эта фотографическая техника получила широкое применение при съёмке неподвижных сюжетов: интерьеров и натюрмортов, особенно в рекламной фотографии[11]. Световая кисть может использоваться одновременно с обычным освещением при многократной экспозиции. После того, как сцена снята со студийным светом ламп или фотовспышек, производится вторая экспозиция при выключенном свете. Определённые участки сцены при этом дополнительно экспонируются при помощи ручного фонарика, в том числе с разных направлений. Такая техника позволяет комбинировать свет недоступным при обычной съёмке образом[12]. Сюжет может быть получен и без дополнительного освещения, только при помощи световой кисти[11].

Осветительный инструмент представляет собой малогабаритный источник постоянного света, дающий хорошо сфокусированный узкий луч. Часто в качестве световой кисти используются приборы с волоконной оптикой. Свет профессиональной световой кисти обладает калиброванной цветовой температурой около 5500 Кельвинов и по цветовому балансу близок к дневному освещению. Кроме того, такая кисть позволяет использовать различные насадки и светофильтры[13]. В качестве световой кисти может быть использован и бытовой фонарик при соответствующих установках баланса белого фотоаппарата. Желательно, чтобы у этого фонарика свет фокусировался линзой, тогда пятно не будет слишком широким, это позволит точно высвечивать мелкие детали объектов.

Световой меч

Световой меч — разновидность световой кисти, представляющая собой длинную светящуюся трубку. Применяются различные конструкции, но основной элемент в световом мече — люминесцентная лампа. Такое приспособление оставляет следы в виде светящейся поверхности. По тому же принципу строится «световой жезл», оставляющий на снимке несколько параллельных линий от закреплённых в ряд светодиодов. Аналогичным образом действуют гибкие светодиодные ленты[3].

Арт-проекты

  • «Фризлайт» (англ. freezelight) — арт-проект, основанный в Москве 2 мая 2008 года. Авторы — Артём Долгополов и Роман Пальченков[3]. Они работают над созданием новых световых картин и анимации, разрабатывают технологии и публикуют на сайте уроки. Команда Freezelight.ru социально активна, регулярно проводит мастер-классы[14].
  • Lightpaint.ru — Ответы на все вопросы по рисованию светом. Проект активно развивает своё творчество в Москве с октября 2010 года. Организованы множество workshop по рисованию светом в студиях и на пленэре[15].
  • Санкт-Петербургское лиминографическое общество — объединение фотохудожников, организованное люминографом Владимиром Михайлуца в 2007 году[8].
  • «Light graffiti» — стрит-арт проект американской светографистки Вики Да Сильва (англ. Vicki DaSilva)[16][17].

См. также

Примечания

Литература

  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. IV. Особые способы обработки фотоматериалов // Краткий справочник фотолюбителя. — М.: «Искусство», 1985. — С. 286—307. — 367 с. — 100 000 экз.
  • Тим Скоренко. Рисование светом: что такое фризлайт (рус.) // «Популярная механика» : журнал. — 2011. — Июнь (№ 6 (104)). — ISSN 0032-4558.
  • Всё о компьютерном коллаже и фотообработке 2 // Digital Photo. — 2008. — № 2, спец. выпуск.

Ссылки

wikiredia.ru

Светографика – Светографика – искусство из света

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх