Светотеневое освещение: Что такое светотональный и светотеневой портрет? » Евгений Карташов

Что такое светотональный и светотеневой портрет? » Евгений Карташов

В этом уроке мы разберем, что такое светотональный и светотеневой портрет и в чем между ними разница.
Начнем со светотонального портрета. Для него характерны мягкие переходы от света к тени и невысокий контраст. Как правило, такой портрет тяготеет к стилистике высокого ключа.

Чтобы снять такой портрет, обычно используют мягкий рассеянный свет и фронтальное направление. Светотональной называется схема, при которой на сюжетно-важной части лица отсутствуют падающие тени.

Но, возникает вопрос, почему при таком, как принято говорить, плоском освещении мы все равно видим объем, который создается тонкими градациями тонов?

Потому что поверхности объекта, расположенные под разными углами к источнику, буду по-разному отражать свет. Области, перпендикулярные световому потоку, отражают больше. Поверхности, расположенные под углом, меньше. Например, спинка носа отразит больше света, чем боковые части носа.

В результате возникнет небольшой перепад яркостей, который наш мозг безошибочно считывает, как объем.

Светотональный портрет помогает скрыть некоторые недостатки кожи, средние неровности, так как происходит некоторое упрощение и обобщение форм и объемов объекта.

Также важным элементом светотонального портрета является фон. Он не должен резко выделяться и перетягивать на себя внимание, не должен нарушать светотональную гармонию.

Теперь разберем светотеневой портрет. Для светотеневого портрета используют, как правило направленное, часто жесткое освещение.

Свет при этом устанавливается в основном под углом к оптической оси объектива. При этом объект и тени получают четкие контуры и объем в основном передается линиями, а не светотональными переходами. В предельном случае светотеневой портрет будет стремиться к максимальной графичности, черное/белое.

Естественно, мы с вами рассмотрели сейчас две крайних противоположности. Между ними находится бесчисленное множество вариантов световых решений для портрета.

Например, если портрет снят ближе к низкому ключу, имеет высокий контраст, но плавные светотеневвые переходы. Или портрет снят ближе к стилистике высокого ключа, имеет невысокий контраст, но освещение использовано жесткое плюс заполняющий источник.

Посмотрите урок, чтобы увидеть это на практике

А для тех, что хочет более глубоко изучить различные способы постановки света в студии, рекомендую видеокурс

20 готовых световых схем для съемки в фотостудии

На самом деле, там гораздо больше вариантов постановки света, ну, как минимум, в 2 раза, если принимать во внимание варианты.

Последовательно проходя данный курс, вы не только освоите студийный свет, но и сформируете себе готовое портфолио, которое будет работать на вас.

Познакомиться с содержанием курса

Обучающие материалы / Бесплатные обучающие материалы

Постановка света на видео и фотосъёмке

Светотеневое освещение создает изображение посредством теней, опираясь на рельеф поверхности и на текстуру — такое освещение отличается резкими тенями, контрастной картинкой. Используется в особых случаях: если надо передать особый драматизм сцены или какое-либо напряжение.

Светотеневое освещение


Светотональное освещение когда по большей части изображение строится на основе передачи тонов (разного значения отражательной способности), но тени, между тем, присутствуют, только более мягкие. Фактуру такое освещение передаёт хуже. Но этот свет дает положительный эффект, ибо скрадываются неровности кожи, её дефекты. Применяется этот вид освещения повсеместно — в кино, пожалуй, это самый распространенный тип освещения.

Светотональное освещение


Бестеневое освещение когда теней нет вообще . Это самый простой тип освещения и самый не интересный — на нём даже и останавливаться не буду…

Бестеневое освещение


Видеосъемка с рисующим светом Рисующий свет – собственно, это он освещает основную часть объекта видеосъемки и проявляет его характер (если это человек) или фактуру (если это предмет). Рисующий свет рисует посредством теней и различной тонопередачи поверхности.

Он может давать разное по характеру теней освещение: тени могут быть глубокими, резкими (работает больше фактура — освещение светотеневое) или мягкими и плавными (работает тонопередача — освещение светотональное). Всё определяется размером светоизлучающей поверхности: если у нас световой прибор точечный, то и тени от него будут резкими, если же прибор с большой площадью, то тени будут мягкими.

Классический пример: Дедолайт DLh5 и софтбокс — первый служит для создания глубоких теней, а второй — для мягких, разбеленых. Обычный строительный галоген — не шибко направленный, но точечный прибор — однако, его можно превратить в некое подобие софтбокса!

Для этого достаточно поставить по ходу его света марлю в два слоя или же отражатель, и освещать объект видеосъемки отраженным светом — таким образом, мы искусственно увеличиваем его площадь.

Рисующий свет

Рисующий свет, как правило, устанавливают спереди, сверху и под углом в 30-45 градусов к объекту видеосъемки — так мы имеем хорошие тени вниз и в сторону.

Прорисовываются нос, губы и брови

Попробуйте провести эксперимент: возьмите обычную накамерную лампу на шнурке, посадите перед собой свою жену и поводите перед ней лампочку. Попробуйте изменять положение прибора в пространстве — самый интересный результат выйдет именно с верхним боковым расположением источника света. Тогда как нижнее расположение даст нам ужасающую картину — такую схему раньше использовали в фильмах ужасов!

Положение источника света не является догмой. Его можно варьировать, исходя из задач и типа лица. Если у человека глаза сильно запавшие или очень длинный нос, то не стоит сильно задирать вверх и в сторону свет — мы получим круги под глазами и тень от носа залезет на губы. А это — недопустимо.

Хорошим тоном в кино считается поставить свет так, чтобы одна половина лица была освещена полностью, а на второй половине сделать аккуратный треугольник света под глазом — тень от носа уходит на тёмную сторону лица. Хотя можно и просто сделать лёгкую тень от носа вниз и от губ — все зависит от ваших задач!

Если Вы снимаете интервью для ТВ, то лучше не использовать кардинальные, КИНОШНЫЕ схемы. Легкой тени от носа (чтобы на губу не залазила) и легкой тени от губы (шириной в половину нижней губы) будет достаточно.

Внимание! Видеосъемка с рисующим светом одного объекта предполагает ОДИН источник рисующего света

Если установить два и более источника — получите множественные тени. А если разместить их по разные стороны от камеры — можете смело нести это в мусор…


Заполняющий светразбеливает тени, смягчает их, выравнивает контраст. Управляемым источником заполняющего света очень удобно определять контраст. Даже, используя точечные приборы, можно уменьшить контраст. Классический источник заполняющего света — большой софтбокс, установленный прямо около камеры с противоположной стороны от рисующего света. Или же большой матовый отражатель, в который светят точечным прибором, но так, чтобы площадь светоизлучения была большая. Заполняющий свет не должен создавать паразитных теней — именно поэтому его надо устанавливать рядом с камерой и потому он должен быть большим по площади.

Заполняющий свет


Видеосъемка и моделирующий светМоделирующий свет создает рефлексы на объекте, подчеркивает нюансы и дополняет рисующий свет. Хороший тон — посадить на волосы блик, легкое пятно света или же на темной стороне лица скользящим светом подсветить скулу и шею.

Моделирующий свет

С помощью моделирующего света можно проявить фактуру одежды, подчеркнуть материал. Располагается свет сзади объекта видеосъемки под углом в 30-60 градусов от оси камеры и вверх на те же 30-60 градусов. Может быть как точечным, так и широким — зависит от поставленной задачи. Часто его дополняют светофильтром. Например, так имитируют свет от окна (синий фильтр) или от торшера (оранжевый фильтр). Моделирующий свет должен быть установлен так, чтобы не залазить на нос — это считается браком.


Видеосъемка и контровой светКонтровой свет создает контур объекта, отрывает объект от фона, придает объекту видеосъемки объем и форму. Устанавливается четко сзади объекта, можно под углом в 10-20 градусов. Желательно сверху, хотя возможны вариации. Желательно ставить так, чтобы создавать контур не только на голове, но и на плечах и туловище.

Контровой свет

Как правило, точечный прибор, если мощность контрового прибора превосходит мощность рисующего, тогда контровой свет переходит в Контражур — волосы светятся аж до пересвета, а плечи выбелены. В некоторых случаях считается браком, но может быть обосновано художественной задачей.


Видеосъемка и фоновый светФоновый свет высвечивает фон. В некоторых случаях работает по правилам рисующего света (если фон имеет сложный рельеф, и на этом можно поиграть), но чаще — это простое освещение. Хорошим тоном считается осветить не весь фон, а только частично: повесить на фон пятна и полосы. Возможно использование светофильтров.

Фоновый свет

4 совета по освещению для красивой черно-белой съемки

Автор V Renée

22 июня 2018 г.

Если вы собираетесь снимать в черно-белом режиме, поймите, что правила освещения немного отличаются.

Черно-белая фотография может быть очень красивой, потому что она использует основные элементы раннего кино, такие как тень, текстура и интенсивность. Однако, если вы собираетесь освещать черно-белый проект с помощью того же процесса, который вы используете для цветного освещения, вы можете придумать другой план игры.

К счастью, это видео от Aputure поможет. В нем кинематографист Джастин Джонс, работавший с такими людьми, как Дипло, Андерсон Паак и Триппи Редд, предлагает четыре полезных совета для кинематографистов, которые, возможно, никогда раньше не снимали и не освещали черно-белые проекты, и рассказывает о нескольких своих работах по освещению. настройки, чтобы дать вам лучшее представление о том, как подойти к вашей. Проверьте это ниже:

Несмотря на то, что советы, о которых говорит Джонс в видео, чрезвычайно важны для создания красиво освещенной черно-белой сцены, на самом деле их не так уж сложно осуществить. Возможно, самые важные вещи, которые вы должны знать об освещении для черно-белых проектов (а также для цветных), — это различные аспекты света — в данном случае не его цвет, а его качество, тень, текстура и интенсивность.

По словам Джонса, вот четыре основных момента, о которых следует помнить при освещении для черно-белого изображения:

  • Забудьте о цветовой температуре:  Вы снимаете не в цвете, поэтому не беспокойтесь о цветовой температуре. ваших лампочек и светильников, потому что он все равно не будет зарегистрирован.
  • Акцент на качество света:  Прежде всего, что такое качество света? Нет, он не описывает, насколько «хороший» или «плохой» свет, а вместо этого относится к тому, как свет «ведет себя», как он влияет и взаимодействует с вашим объектом и его окружением. «Жесткий» и «мягкий» свет являются ключевыми понятиями качества света. Итак, поскольку вы снимаете в черно-белом режиме, качество света становится чрезвычайно важным для визуального повествования.
  • Используйте тени для создания текстуры:  Поскольку в кадре нет цвета, который бы разбивал визуальные эффекты и делал объекты интереснее, тени становятся огромным преимуществом. Используйте тени, чтобы добавить текстуру и глубину. Используйте печенье, ветки и жалюзи, чтобы создать интересные формы, которые двигаются (или не двигаются) в вашей сцене, иначе ваш кадр будет выглядеть довольно плоским.
  • Интенсивность — это увеличительное стекло:  Когда вы снимаете в цвете, вы можете использовать их, чтобы сообщить своей аудитории, на что смотреть, будь то ярко-красная дверная ручка, как в  Шестое чувство, или изумрудно-зеленое платье, как в Головокружение . Съемка в черно-белом режиме — у вас нет такой возможности. Тем не менее, вы можете использовать интенсивность света, чтобы привлечь внимание зрителей к важным областям вашего кадра, поэтому, что бы вы ни хотели, чтобы они смотрели, убедитесь, что это самый ярко освещенный объект, область или человек в кадре.

Изучите 13 приемов освещения, которые должен знать каждый кинематографист, и узнайте, как использовать КАЖДЫЙ тип света и как их использовать!

Какие еще полезные советы по освещению/съемке черно-белого проекта? Дайте нам знать внизу.

освещение

Черно-белое изображение

Вам также может понравиться

Сценарий

Объяснение концовки фильма «TÁR»

Кино и ТВ

Как посмотреть все короткометражки, номинированные на премию Оскар 2023 года

Кино и ТВ

Что означает концовка «Американского психопата»?

Секреты успешного освещения для черно-белого видео

Мы видим мир в цвете. Именно так мы, люди, воспринимаем почти все, что происходит в нашей жизни. Со временем наши чувства развились, чтобы ассоциировать разные цвета с разными эмоциями и действиями. Для современного видеооператора это означает, что цвет — невероятно важный инструмент, помогающий аудитории и рассказывающий историю. Тогда возникает вопрос, что вы делаете, когда у вас нет цвета? Монохромные черно-белые изображения — не менее важный, но менее понятный инструмент для видеооператора. С чего начать, если вы хотите заняться черно-белой видеосъемкой?

Оттенки и оттенки

Прежде всего, давайте поговорим о том, что вы не можете сделать с черным и белым, чего вы обычно делаете с цветом. Если вы видеооператор, который в основном работает с цветом, вы используете цвет как инструмент, чтобы привлечь внимание зрителя к разным областям кадра. Это позволяет вам использовать цветовой оттенок, чтобы направлять своих зрителей и заставлять их видеть то, что вы хотите. В черно-белом цвет не важен. Вместо того, чтобы использовать цвет, вы используете оттенки серого, черного и белого. Вместо того, чтобы работать с оттенком, вы должны научиться работать с оттенком и использовать его как инструмент, который будет направлять вашу аудиторию через вашу историю.

 При работе с тенью следует помнить несколько важных моментов. Одним из наиболее важных является то, что, когда вы работаете с различными оттенками серого, вам также необходимо где-то на изображении иметь сплошной черный и сплошной белый цвет. Это дает зрителям ориентиры, с помощью которых они могут обрабатывать и следовать остальной части изображения. Используя эти сплошные черные и белые точки, теперь вы должны направлять свою аудиторию. Их взгляды будут прикованы к частям изображения, которые выделяются больше всего, что в черно-белом варианте означает один из двух концов спектра, с которым вы работаете. Хотя было бы идеально создавать эти точки во время производства, во многих случаях необходимо будет обеспечить настоящую сплошную черную или белую контрольную точку на этапе постобработки.

Advertisement

Обеспечение истинно черного и истинно белого также означает, что вы должны освещать сцену для обеспечения наилучшего динамического диапазона. Размещение источников света для максимального динамического диапазона будет зависеть от того, хотите ли вы получить высококонтрастный или плоский вид. Поскольку динамический диапазон — это просто разница в соотношении между самым ярким и самым темным пикселем, более высокая контрастность обычно означает более широкий динамический диапазон. Однако это не всегда верно, потому что динамический диапазон будет только до максимально возможной битовой глубины.

Стремление к высокой контрастности

При работе в черно-белом режиме очень важен контраст. Сильный контраст можно использовать для направления аудитории. Черно-белое традиционно было средой, в которой использовался большой контраст. В цветном видео сильный контраст часто не приветствуется, но в черно-белом контраст используется в значительной степени, чтобы сделать вещи яркими.

Высококонтрастный черный цвет и фотография

Плоское освещение

Хотя контраст — отличный способ направить зрителей и создать красивое видео, плоский свет можно использовать для создания менее динамичных, но все же невероятно эффектных изображений. В плоской видеосъемке важно найти глубокий черный цвет и осветить сцену, чтобы подчеркнуть его. Глубокие черные области плоского видео притягивают взгляды зрителя, и их также можно использовать, чтобы направлять вашу аудиторию по вашей истории, особенно в сочетании с областью сплошного белого цвета.

На этом изображении плоский более темный фон подчеркивает текстуру кожи ящерицы, а также текстуру и яркую белую поверхность, на которой она стоит. Черный зрачок глаза ящерицы помогает зрителю ориентироваться.

Фото плоского освещения

Освещение для вашей концепции

В черно-белом видео вы также услышите термин «ключ», используемый для описания общих тонов изображения. Высокий ключ означает, что в изображении преобладают светлые тона, а низкий ключ означает, что в изображении преобладают темные тона. Ключ и контраст имеют разные значения и являются важными понятиями, которые следует понимать при освещении ваших снимков.

Ниже представлено низкое ключевое изображение Джеймса Кэгни и Хамфри Богарта. Обратите внимание на разницу в тенях на их лицах, а также на сплошной черный костюм Кэгни и сплошной белый цвет его рубашки.

Фотография в низком ключе

Как на плоских, так и на высококонтрастных изображениях более темный и глубокий черный цвет делает белый цвет ярче. Фильтры и настройки экспозиции можно использовать для лучшего достижения желаемого эффекта. Например, недоэкспонирование изображения может выделить черные цвета на ярком изображении, в то время как использование поляризационного или раздельного градиентного фильтра может помочь затемнить часть или все изображение, чтобы выделить черные и выделить более светлые области. Как правило, для черно-белых изображений динамический диапазон невероятно настраиваемый.

Ниже показан довольно удачный высококонтрастный снимок, который был несколько недоэкспонирован и освещен для максимального динамического диапазона. Белые края облаков и черный центр делают кадр интересным.

Высококонтрастное фото

Мир в черно-белом цвете

Наконец, для достижения желаемого эффекта необходимо научиться «видеть» в черно-белом цвете. Поскольку мы живем в мире цвета, сделать это непросто.

Светотеневое освещение: Что такое светотональный и светотеневой портрет? » Евгений Карташов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх