Такумар: Обзор старого светосильного объектива Super-Takumar 1:1.4/50

Обзор старого светосильного объектива Super-Takumar 1:1.4/50




  • Sigma ART
  • Sigma CONTEMPORARY
  • Sigma SPORT
  • Tamron E, Z, M, X, MFT
  • Samyang E, RF, X, EF, F
  • Tokina E/FE, X
  • Voigtlander 1:0.95 MFT
  • IRIX EF, F, K, G
  • ZEISS ZA, A, E
  • ZEISS Batis, E
  • ZEISS Touit, E, X
  • ZEISS Otus (MF), F, EF
  • ZEISS Loxia (MF), E

  • 85mm, Full Frame
  • F/2.8, Standart, APS-C
  • F/2.8, Standart, FF
  • F/2.8, 70-200, FF
  • Super Wide, APS-C
  • Super Wide, FF
  • Super Fast Zoom
  • Super Fast Prime
  • Средний формат

  • Nikon 8, 14, 16, 17, 18, 20
  • Nikon 50, 58 mm
  • Nikon 85, 105, 135, 180, 200 mm
  • Nikon AF F/1. 2-F/1.4
  • Nikon Micro Nikkor
  • Nikon DX (F+Z)
  • Nikon F

  • Canon EF/EF-S
  • Canon 50-55-58 F/1.2


За предоставленный объектив Super-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan огромная благодарность https://vk.com/lphotovideol, где продается подобная мануальная оптика.

Объектив Super-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan. Объектив показан на цифровом зеркальном фотоаппарате Canon EOS DIGITAL Rebel XSi. Установка объектива на фотоаппарат осуществлена с помощью переходника M42-Canon EOS без чипа.

Вкратце

Super-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan – старый классический светосильный полтинник. У подобных Такумаров достаточно приятная картинка на открытой диафрагме. В общем и целом Super-Takumar 1:1.4/50 мало пригодный  для использования из-за очень сильного желтого оттенка на фотографиях.

Просветление оптики, скорее всего, со временем пожелтело, что не позволяет легко и быстро получать с данного объектива нужный или хотя бы приятный цвет.

Важно:

  1. Есть немало информации о его радиоактивности (виной тому ториевое просветление).
  2. Не все объективы Super-Takumar 1:1.4/50 столь жутко окрашивают картинку в желтый/зеленый (теплый) цвет. Ходят слухи, что пожелтение зависит от возраста.
  3. Возможно не все объективы Super-Takumar 1:1.4/50 радиоактивны, а только те, которые выпускали после 1967 года.
  4. Автоматический баланс белого неплохо справляется с желтизной, но использование предустановленных значений баланса белого (дневной свет, тень и т.д.) делают картинку просто ужасной. Съемка с автоматическим балансом белого в условиях со смешанным освещением также дает плохой результат.  Просветление оптики не должно смещать цвет, а вот что делает желтый Super-Takumar 1:1.4/50 наглядно показано на этой фотографии.
  5. Некоторые умельцы как-то пытаются бороться с желтизной. Информацию ищите в сети, полезные ссылки оставляйте в комментариях.
  6. Уровень радиации, скорее всего (!), ничего плохого не сможет сделать своему владельцу. Плохое может случиться только если носить Super-Takumar 1:1.4/50 в качестве кулона годик-второй.
  7. Реальная светосила Takumar 1:1.4/50, выраженная в T-стопах, гораздо ниже значения T/1.4.

Существует небольшое ‘семейство’ объектива Takumar 1:1.4/50 из которого можно выделить четыре основных модели: Super-Takumar с 8 линзами, Super-Takumar с 7 линзами (из этого обзора),  Super-Multi-Coated Takumar и SMC Takumar. Параллельно с линейкой Takumar 1:1.4/50 выпускались еще линейки Takumar 1:1.8/55 и Takumar 1:2/55.

Все основные версии подобных объективов Asahi Opt. Co., Takumar / Pentax:

1.2/50

  1. SMC PENTAX 1:1.2/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN (7/6, 20947, 1975-1984)
  2. SMC PENTAX-A 1:1.2 50mm + черный/серебристый ‘SPECIAL’ (7/6, 20987, 1984-2004)

1. 4/50

  1. Super-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co., Lens made in Japan (8/6, 358, 1964-1966)
  2. Super-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan (7/6, 37800, 1965-1971)
  3. Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN (7/6, 37902, 1971-1972)
  4. SMC TAKUMAR
    1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN (7/6, 37908, 1972-1975)
  5. SMC PENTAX 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN (7/6, 20847, 1975-1977)
  6. SMC PENTAX-M 1:1.4 50mm ASAHI OPT. CO., JAPAN (7/6, 20867, 1977-1984)
  7. SMC PENTAX-A 1:1.4 50mm (7/6, 20887, 1984-1989)
  8. SMC PENTAX-F 1:1.4 50mm (7/6, 20827, 1987-1991)
  9. SMC PENTAX-FA 1:1.4 50mm (7/6, 20817, 1991-2018[?])
  10. HD PENTAX-D FA* 1:1.4 50mm SDM AW (15/9, 21260, 2018->)

1. 4/55

  1. SMC PENTAX-DA* 1:1.4 55mm SDM (-, 9/8, 21790, 2008->)

1.7/50

  1. SMC PENTAX-M 1:1.7 50mm ASAHI OPT. CO., JAPAN (6/5, 20877, 1977-1984)
  2. SMC PENTAX-A
    1:1.7 50mm (6/5, 20897, 1984-1989)
  3. SMC PENTAX-F 1:1.7 50mm (6/5, 20837, 1987-1991)
  4. SMC PENTAX-FA 1:1.7 50mm (6/5, 20907, 1991-2004)

1.8/50

  1. SMC PENTAX-DA 1:1.8 50mm (6/5, 22177, 2012->)

2/50

  1. SMC PENTAX-M 1:2 50mm ASAHI OPTICAL CO. (5/5, 20677, 1979-1985)
  2. SMC PENTAX-A 1:2 50mm (5/5, 20697, 1985-1998)

1.8/55

  1. Auto-Takumar 1:1.8/55 ASAHI OPT. CO. Lens made in Japan (6/5, 1958-1962)
  2. Super-Takumar 1:1.8/55 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan (6/5, 37106, 1965-1971)
  3. Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.8/55 ASAHI OPT. CO., JAPAN (6/5, 37104, 1971-1972)
  4. SMC TAKUMAR 1:1.8/55 ASAHI OPT. CO., JAPAN (6/5, 37108, 1972-1975)

2/55

  1. Auto-Takumar 1:2 f=55mm Asahi Opt. Co., Japan (6/5, 34100, 1958-1959)
  2. Super-Takumar 1:2/55 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan (6/5, 37103, 1962-1973)
  3. SMC TAKUMAR 1:2/55 ASAHI OPT. CO., JAPAN (6/5, 37109, 1973-1975)

черно-серебристые 2/58, 2.4/58, 1.9/55, 2.2/55:

  1. Takumar 1:2 f=58mm (6/4, 1957-1958, M42)
  2. Takumar 1:2.4 f=58mm (5/3, 1957-1958, M42)
  3. Auto-Takumar 1:1.9 f=55mm (6/5, 1958-1959, M42)
  4. Auto-Takumar 1:2.2/55 (6/5, 1961-1963, M42)

Имена объективов в этом списке точно соответствуют надписи с именем объектива возле передней линзы (кроме указания серийного номера).

Объектив Super-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan. Объектив показан на цифровом зеркальном фотоаппарате Canon EOS DIGITAL Rebel XSi. Установка объектива на фотоаппарат осуществлена с помощью переходника M42-Canon EOS без чипа.

Основные технические характеристики Super-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co.:

Название экземпляра из обзораSuper-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan 2197367 (надпись на переключателе ‘37800’)
Основные свойства
  • M42х1/45.5 — распространенная посадочная резьба ‘М42’.
  • только ручная фокусировка.
  • кольцо управления диафрагмой, а также полуавтоматическое управления диафрагмой с помощью кольца диафрагмы и толкателя диафрагмы фотоаппаратов, у которых он имеется.
  • M/A – переключатель режимов управления диафрагмой
  • просветленная оптика
  • объектив подходит для полноформатных камер.
  • металлический корпус, компактные размеры
  • ходят слухи о его радиокативности
Диаметр переднего фильтра49 мм, резьба под светофильтры металлическая.
Фокусное расстояние50 мм
  • ЭФР для камер Canon с сенсором APS-C составляет 80 мм
  • ЭФР для камер Canon с сенсором APS-H составляет 65 мм
  • ЭФР для других камер с сенсором APS-C Kf=1.5 составляет 75 мм
Кратность зума1 Х
Разработандля пленочных камер с размером кадра 24 х 36
Количество лепестков диафрагмы6 лепестков. На значении F/2 лепестки диафрагмы формируют отверстие с небольшими зазубринами.
Меткишкала дистанции фокусировки в метрах и футах. Шкала ГРИП для F/4, 8, 11 (не явно), 16. Метка для работы в инфракрасном спектре.
Диафрагмаот F/1. 4 до F/16. Объектив имеет кольцо управления диафрагмой. На кольце есть метки для F/1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16. Можно установить по одному дополнительному значению между каждой парой чисел (кроме между F/1.4 и F/2, а также между F/11 и F/16). Кольцо диафрагмы имеет переключатель M/A (автоматическая диафрагма работает только на соответствующих камерах ).
МДФ0.45 м,
Вес230 г. (приблизительно)
Оптическая схема7 элементов в 6 группах.

Объектив не использует специальные оптические элементы в своей оптической схеме. Эту же оптическую схему используют много других объективов.

БлендаРезьбовая, вкручивается в резьбу переднего светофильтра
Страна изготовительLENS MADE IN JAPAN (объектив изготовлен в Японии).
ПериодС 1965 по 1971. В дальнейшем был заменен на версию Super-Multi-Coated Takumar 1:1.4/50
ЦенаОколо 80 у. е. за б.у. вариант.

Цены на современные объективы Pentax можно посмотреть здесь.

Super-Takumar 1:1.4/50 хорошо собран. Кольцо фокусировки не имеет прорезиненных вставок, вращается приблизительно на 180 градусов. Ход кольца плавный и приятный. Во время фокусировки передняя выдвигающаяся часть корпуса не вращается. Фокусировка происходит посредством перемещения всего линзоблока.

Ниже детально показан вид объектива для точной идентификации его версии и подверсии.

Примеры фотографий на Super-Takumar 1:1.4/50:

На F/1.4 удовлитворительна только в центре кадра,  объектив становится достаточно резким в центре кадра на F/2. На F/2.8 резкость заметно увеличивается. В плане резкости – объектив похож на множество других полтинников. Ключевой особенностью я считаю желтый оттенок, который создает просветление данного объектива, а также приятную, планаровскую картинку.

Важно: реальная светосила объектива, выраженная в T-стопах гораздо ниже T/1. 4. Если сравнить Super-Takumar 1:1.4/50 с ортодоксальным Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T*, то окажется, что Super-Takumar 1:1.4/50 темней Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T* больше, чем на одну ступень. При одинаковых условиях съемки Super-Takumar 1:1.4/50 требует на F/1.4 выдержку 1/100 с, в то же время Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T* требует всего 1/250 секунды (разница в 2.5 раза). Реальная светосила Super-Takumar 1:1.4/50 находится между F/2 и F/2.5. Скорее всего низкие показатели числа T связаны с пожелтевшим (потемневшим) просветлением и потерями светового потока при переходах между линз.

Снимки в галереи были получены с помощью Canon EOS DIGITAL Rebel Xsi и переходника M42-Canon EF. Фото без обработки, накамерный JPEG.

Скачать исходные файлы в формате JPEG можно по этой ссылке.

Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T* и Super-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan

Как использовать с современными фотоаппаратами?

Объективы с посадочной резьбой М42 (M42 Х 1/45. 5), такой, как у объектива из данного обзора, очень легко использовать практически на любых современных цифровых камерах (как зеркальных, так и беззеркальных), для этого достаточно подобрать правильный переходник (адаптер). Никаких дополнительных действий по переделке объектива проводить не нужно.

Самые дешевые переходники можно найти aliexpress.com. Бывают переходники (адаптеры) с чипом, которые дают больше удобства во время съемки, обычно чипы служат для подтверждения фокусировки и/или замера экспозиции, формирования правильного EXIF. Наличие чипа никак не влияет на качество изображения.

Для некоторых зеркальных камер (например, Nikon F) нужно использовать переходники с корректирующей линзой, которая позволяет корректно фокусироваться на всех дистанциях фокусировки. Для любых беззеркальных камер такая линза не нужна, а переходник из себя представляет простую декорированную полую металлическую трубку с соответствующим креплением.

Для зеркальных фотоаппаратов

  1. CANON: Для фотоаппаратов Canon EOS с байонетом EF/EF-S нужен переходник M42-Canon EOS, такой переходник с чипом можно найти здесь, без чипа здесь.
  2. NIKON: Для фотоаппаратов Nikon DX/FX, а также для фотоаппаратов Fujifilm и Kodak с байонетом Nikon F нужен переходник M42-Nikon F, купить такой переходник без линзы и чипа можно здесь, c линзой без чипа здесь, с чипом без линзы здесь, с линзой и чипом здесь. Зачем линза? Зачем чип?
  3. PENTAX: Для фотоаппаратов Pentax с байонетом K нужен переходник M42-Pentax K, купить такой переходник можно здесь.
  4. SONY / MINOLTA: Для фотоаппаратов с байонетом Sony/Minolta A нужен переходник M42-Sony A, такой переходник без чипа можно найти по этой ссылке, с чипом по этой ссылке.
  5. OLYMPUS / PANASONIC / LEICA: Для фотоаппаратов с байонетом 4/3 (не путать с Micro 4/3!) нужен переходник M42-4/3, купить такой переходник можно здесь.

Для беззеркальных фотоаппаратов

  1. SONY: Для фотоаппаратов с байонетом ‘E’ серий Sony NEX и Sony Alpha нужен переходник M42-Sony E (он же M42-Sony Nex), его можно найти по этой ссылке. Для данных фотоаппаратов также доступен автофокусный адаптер Techart PRO Leica M – Sony E Autofocus Adapter, который можно найти по этой ссылке.
  2. OLYMPUS / PANASONIC / KODAK /  XIAOMI: Для фотоаппаратов с байонетом Micro 4/3 (Микро 4:3) нужен переходник M42-Micro 4/3, его можно найти по этой ссылке.
  3. CANON M: Для фотоаппаратов с байонетом Canon EF-M нужен переходник M42-Сanon M, его можно найти по этой ссылке.
  4. CANON R: Для фотоаппаратов с байонетом Canon R нужен переходник M42-Сanon R, его можно найти по этой ссылке.
  5. NIKON 1: Для фотоаппаратов серии Nikon 1 нужен переходник M42-Nikon 1, его можно найти по этой ссылке.
  6. NIKON Z: Для фотоаппаратов серии Nikon Z нужен переходник M42-Nikon Z, его можно найти по этой ссылке.
  7. FUJIFILM X: Для фотоаппаратов с байонетом X нужен переходник M42-Fuji X, его можно найти по этой ссылке.
  8. FUJIFILM GFX: Для среднеформатных фотоаппаратов с байонетом G нужен переходник M42-Fuji GFX, его можно найти по этой ссылке.
  9. SAMSUNG: Для фотоаппаратов с байонетом NX нужен переходник M42-Samsung NX, его можно найти по этой ссылке. Для камеры NX mini переходников пока не существует.
  10. PENTAX: Для фотоаппаратов с байонетом Q нужен переходник M42-Pentax Q, его можно найти по этой ссылке.
  11. SIGMA/PANASONIC/LEICA: Для фотоаппаратов с байонетом L нужен переходник M42-Leica L, его можно найти по этой ссылке.
  12. LEICA: Для фотоаппаратов с байонетом Leica M нужен переходник M42-L/M, его можно найти по этой ссылке.

Если есть любые вопросы по совместимости и переходникам — спрашивайте в комментариях (комментарии не требуют вообще никакой регистрации).

Комментарии к этой заметке не требуют регистрации. Комментарий может оставить каждый. Объективы и акции на них смотрите на Moyo.ua.

Материал подготовил Аркадий Шаповал. Ищите меня на Youtube | Facebook | Instagram | Twitter | Telegram.

Добавить комментарий:

Добавить комментарий

Обзор Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN




  • Sigma ART
  • Sigma CONTEMPORARY
  • Sigma SPORT
  • Tamron E, Z, M, X, MFT
  • Samyang E, RF, X, EF, F
  • Tokina E/FE, X
  • Voigtlander 1:0. 95 MFT
  • IRIX EF, F, K, G
  • ZEISS ZA, A, E
  • ZEISS Batis, E
  • ZEISS Touit, E, X
  • ZEISS Otus (MF), F, EF
  • ZEISS Loxia (MF), E

  • 85mm, Full Frame
  • F/2.8, Standart, APS-C
  • F/2.8, Standart, FF
  • F/2.8, 70-200, FF
  • Super Wide, APS-C
  • Super Wide, FF
  • Super Fast Zoom
  • Super Fast Prime
  • Средний формат

  • Nikon 8, 14, 16, 17, 18, 20
  • Nikon 50, 58 mm
  • Nikon 85, 105, 135, 180, 200 mm
  • Nikon AF F/1.2-F/1.4
  • Nikon Micro Nikkor
  • Nikon DX (F+Z)
  • Nikon F

  • Canon EF/EF-S
  • Canon 50-55-58 F/1.2


За предоставленный объектив Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1. 4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN огромная благодарность Ивану Короневскому.

Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN. Объектив показан на пленочной зеркальной камере Nikon EL2. Установлен с помощью переходника M42-Nikon F

Вкратце

Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN – старый классический светосильный полтинник на схеме типа Планар 7/6. В наше время может выступать в качестве творческого недорого объектива.

От предыдущей версии Super-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan (производственные коды 378, 37800, 37801, 37802, указанные на переключателе MAN./AUTO) модель Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 (из данного обзора) отличается бОльшим количеством лепестков диафрагмы, наличием обновленного просветления Super-Multi-Coated и двумя дополнительными соединениями для автоматической работы диафрагмы с совместимыми камерами.

Одной из причин обновления Super-Takumar 1:1.4/50 до Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 стал выход в этом же году камеры Asahi Pentax Electro Spotmatic (или Asahi Pentax ES), она же Honeywell Pentax Electro Spotmatic (или Honeywell Pentax ES), которая для работы в автоматическом режиме приоритета диафрагмы требовала модернизированные объективы с посадочной резьбой М42. Модернизация коснулась не только Super-Takumar 1:1.4/50, но и многих других Такумаров.

Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN

Существует небольшое ‘семейство’ объектива Takumar 1:1.4/50 из которого можно выделить четыре основных модели: Super-Takumar с 8 линзами, Super-Takumar с 7 линзами,  Super-Multi-Coated Takumar (из этого обзора) и SMC Takumar.

Все основные версии подобных объективов Asahi Opt. Co., Takumar / Pentax:

1.2/50

  1. SMC PENTAX 1:1.2/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN (7/6, 20947, 1975-1984)
  2. SMC PENTAX-A 1:1.2 50mm + черный/серебристый ‘SPECIAL’ (7/6, 20987, 1984-2004)

1.4/50

  1. Super-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co., Lens made in Japan (8/6, 358, 1964-1966)
  2. Super-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan (7/6, 37800, 1965-1971)
  3. Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1. 4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN (7/6, 37902, 1971-1972)
  4. SMC TAKUMAR 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN (7/6, 37908, 1972-1975)
  5. SMC PENTAX 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN (7/6, 20847, 1975-1977)
  6. SMC PENTAX-M 1:1.4 50mm ASAHI OPT. CO., JAPAN (7/6, 20867, 1977-1984)
  7. SMC PENTAX-A 1:1.4 50mm (7/6, 20887, 1984-1989)
  8. SMC PENTAX-F 1:1.4 50mm (7/6, 20827, 1987-1991)
  9. SMC PENTAX-FA 1:1.4 50mm (7/6, 20817, 1991-2018[?])
  10. HD PENTAX-D FA* 1:1.4 50mm SDM AW (15/9, 21260, 2018->)

1.4/55

  1. SMC PENTAX-DA* 1:1.4 55mm SDM (-, 9/8, 21790, 2008->)

1.7/50

  1. SMC PENTAX-M 1:1.7 50mm ASAHI OPT. CO., JAPAN (6/5, 20877, 1977-1984)
  2. SMC PENTAX-A 1:1.7 50mm (6/5, 20897, 1984-1989)
  3. SMC PENTAX-F 1:1. 7 50mm (6/5, 20837, 1987-1991)
  4. SMC PENTAX-FA 1:1.7 50mm (6/5, 20907, 1991-2004)

1.8/50

  1. SMC PENTAX-DA 1:1.8 50mm (6/5, 22177, 2012->)

2/50

  1. SMC PENTAX-M 1:2 50mm ASAHI OPTICAL CO. (5/5, 20677, 1979-1985)
  2. SMC PENTAX-A 1:2 50mm (5/5, 20697, 1985-1998)

1.8/55

  1. Auto-Takumar 1:1.8/55 ASAHI OPT. CO. Lens made in Japan (6/5, 1958-1962)
  2. Super-Takumar 1:1.8/55 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan (6/5, 37106, 1965-1971)
  3. Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.8/55 ASAHI OPT. CO., JAPAN (6/5, 37104, 1971-1972)
  4. SMC TAKUMAR 1:1.8/55 ASAHI OPT. CO., JAPAN (6/5, 37108, 1972-1975)

2/55

  1. Auto-Takumar 1:2 f=55mm Asahi Opt. Co., Japan (6/5, 34100, 1958-1959)
  2. Super-Takumar 1:2/55 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan (6/5, 37103, 1962-1973)
  3. SMC TAKUMAR 1:2/55 ASAHI OPT. CO., JAPAN (6/5, 37109, 1973-1975)

черно-серебристые 2/58, 2.4/58, 1.9/55, 2.2/55:

  1. Takumar 1:2 f=58mm (6/4, 1957-1958, M42)
  2. Takumar 1:2.4 f=58mm (5/3, 1957-1958, M42)
  3. Auto-Takumar 1:1.9 f=55mm (6/5, 1958-1959, M42)
  4. Auto-Takumar 1:2.2/55 (6/5, 1961-1963, M42)

Имена объективов в этом списке точно соответствуют надписи с именем объектива возле передней линзы (кроме указания серийного номера).

Обратите внимание, что просветление линзы/линз у объектива из обзора или само оптическое стекло пожелтело (ближе к оранжевому или коричневому цвету), как показано на картинке ниже. Скорее всего это связано с ториевым просветлением или с добавлением тория в заднюю линзу, которое или из-за которого деградирует первоначальная прозрачность. Во время реальной фотосъемки такое пожелтение ощутимо сказывается на качестве изображения, автоматический баланс белого справляется не всегда хорошо.

Важно:

  1. Есть немало информации о его радиоактивности (виной тому ториевое просветление или добавление тория в заднюю линзу).
  2. Не все объективы Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 столь жутко окрашивают картинку в желтый/зеленый (теплый) цвет. Скорее всего пожелтение зависит от возраста или еще каких-то факторов
  3. Уровень радиации, скорее всего, ничего плохого не сможет сделать своему владельцу. Плохое может случиться только если носить Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 в качестве кулона годик-второй.
  4. Автоматический баланс белого неплохо справляется с желтизной, но использование предустановленных значений баланса белого (дневной свет, тень и т.д.) делают картинку просто ужасной. Съемка с автоматическим балансом белого в условиях со смешанным освещением также дает очень плохой результат.
  5. Некоторые пользователи пытаются бороться с желтизной с помощью сильного ультрафиолетового излучения, либо другими способами. Информацию ищите в сети, полезные ссылки оставляйте в комментариях.
  6. Несмотря на пожелтение, реальная светосила, выраженная в T-ступенях, упала слабо.

Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN

Основные технические характеристики Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN:

Название экземпляра из обзораSuper-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN 6481645 (надпись на переключателе ‘37902’)
Основные свойства
  • M42х1/45.5 — распространенная посадочная резьба ‘М42’.
  • только ручная фокусировка.
  • кольцо управления диафрагмой, а также полуавтоматическое управления диафрагмой с помощью кольца диафрагмы и толкателя диафрагмы фотоаппаратов, у которых он имеется.
  • MAN./AUTO – переключатель режимов управления диафрагмой
  • Super-Multi-Coated – специальное проссетление оптики
  • передача значения диафаргмы в камеру (для совместимых камер, по типу Electro Spotmatic, ES, ES II, Spotmatic F)
  • объектив подходит для полнокадровых камер
  • металлический корпус, компактные размеры
  • ториевое просветление (ссылка на источник)
Диаметр переднего фильтра49 мм, резьба под светофильтры металлическая
Фокусное расстояние50 мм
Кратность зума1 Х
Разработандля пленочных камер с размером кадра 24 х 36
Количество лепестков диафрагмы8 нескругленных лепестков. На значении F/2 лепестки диафрагмы формируют отверстие с небольшими зазубринами.
Меткишкала дистанции фокусировки в метрах и футах. Шкала ГРИП для F/4, 8, 11 (не явно), 16. Метка для работы в инфракрасном спектре.
Диафрагмаот F/1.4 до F/16. Объектив имеет кольцо управления диафрагмой. На кольце есть метки для F/1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16. Можно установить по одному дополнительному значению между каждой парой чисел (кроме между F/1.4 и F/2, а также между F/11 и F/16). Кольцо диафрагмы имеет переключатель MAN./AUTO (автоматическая диафрагма работает только на соответствующих камерах ).
МДФ0.45 м
Вес250 г
Оптическая схема7 элементов в 6 группах

Объектив не использует специальные оптические элементы в своей оптической схеме. Эту же оптическую схему используют много других объективов.

БлендаРезьбовая, вкручивается в резьбу переднего светофильтра
Страна изготовительLENS MADE IN JAPAN (объектив изготовлен в Японии)
ПериодС 1971 по 1972. В дальнейшем был заменен на версию SMC TAKUMAR 1:1. 4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN
ЦенаОколо 80 у.е. за б.у. вариант.

Цены на современные объективы Pentax можно посмотреть здесь.

Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 хорошо собран, имеет полностью металлический корпус. Кольцо фокусировки не имеет прорезиненных вставок, вращается приблизительно на 180 градусов. Ход кольца плавный и приятный. У многих Такумаров плавность наводки на резкость одна из лучших среди всех объективов прошлой эпохи. Передняя оригинальная крышка без защелок, просто плотно прилегает к оправе корпуса, ее легко можно снять случайным движением.

Во время фокусировки передняя выдвигающаяся часть корпуса не вращается. Фокусировка происходит посредством перемещения всего линзоблока.

Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN

Мануальные Такумары с резьбой М42 х 1/45.5 можно разделить на 4 типа:

  1. Полностью мануальные (в плане установки экспозиции). Только одно кольцо управления диафрагмой.  Все выполняется вручную.
  2. Pre-set. Также мануальные (в плане установки экспозиции), но с двумя кольцами диафрагмы: установки и предустановки. Все выполняется вручную.
  3. Полуавтоматические. Кольцо диафрагмы + выступ (штырь) для толкателя диафрагмы + может быть переключатель режима работы диафрагмы M/A (Man./Auto). В автоматическом режиме наводка на резкость осуществляется при полностью открытой диафрагме. Во время спуска затвора диафрагма закрывается до нужного значения и открывается снова. Выдержка устанавливается вручную.
  4. Полностью автоматические. Кольцо диафрагмы + переключатель режима диафрагмы +  выступ для толкателя диафрагмы + дополнительный выступ (штырь) + дополнительный поводок для передачи значения диафрагмы в фотоаппарат. Замер экспозиции и наводка на резкость осуществляется при полностью открытой диафрагме, камера понимает значение установленной диафрагмы и устанавливает экспозицию ей соответствующую. Во время спуска затвора диафрагма закрывается до нужного значения и открывается снова.

Со стороны байонета у полностью автоматических объективов, таких как Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 из данного обзора, есть дополнительный очень маленький штырь, который связанный с переключателем MAN./AUTO. Данный штырь не следует путать с обычным штырем для автоматической установки нужного значения диафрагмы во время спуска затвора. Переключатель MAN./AUTO работает только когда нажат этот штырек, например, когда объектив установлен на фотоаппарат, либо когда установлена задняя защитная крышка, которая его зажимает. Не нужно пытаться изменить положение переключателя MAN./AUTO силой, иначе это может привести к поломке.

1. Выступ для считывания значения диафрагмы камерой 2. Дополнительный штырь, связанный с переключателем MAN./AUTO 3. Основной штырь установки диафрагмы на объективе Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN

Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN

Примеры фотографий

Основная часть фотографий в галерее ниже – накамерный JPEG без обработки. На камере Canon EOS 5D я использовал объектив с помощью переходника M42-Canon EOS.

Исходные фотографии можно скачать по этой ссылке. Еще фото здесь и здесь.

Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN

Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN

Зазубрины отверстия диафрагмы на значении F/2.0 у объектива Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN

Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN

Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN

Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN

Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN

Лепестки диафрагмы объектива Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN

Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN. Объектив показан на пленочной зеркальной камере Nikon EL2. Установлен с помощью переходника M42-Nikon F

Видеообзор

Видеообзор можете глянуть на моем скромном Youtube-канале по этой ссылке, или ниже:

Комментарии к этой заметке не требуют регистрации. Комментарий может оставить каждый. Много разной фототехники можно найти на AliExpress (не пропустите распродажу на 11/11/22)

Материал подготовил Аркадий Шаповал. Ищите меня на Youtube | Facebook | Instagram | Twitter | Telegram.

Добавить комментарий:

Добавить комментарий

Обзор объектива

Super-Takumar 50mm f1.4 для Sony A7s и a6000 — Объектив выходного дня — Фотография || Обзоры винтажных объективов |

2017

Super-Takumar 50 f1.

4 — Радиоактивное ретро

Этот объектив «Tak» является одной из двух ранних итераций Super-Takumars. Я выбрал его из корзины объективов, надеясь, что мне повезло найти более редкую и (возможно?) лучшую 8-элементную версию. Я не. Это однослойная 7-элементная линза с радиоактивным торием и последующим желтым отливом (с которым несколько дней под этой лампой Ikea в основном могут разобраться).

Вокруг Super-Taks много шумихи. Подумаешь? Давайте взглянем.

Характеристики Super-Takumar 50/1.4:

  • 7 элементов в 6 группах
  • Вес — 230 грамм
  • Длина — 38 мм (65 мм с переходником)
  • Размер фильтра — 9014 мм Мин. фокусное расстояние — 0,45 м
  • Диафрагма — 6 лепестков, от f1,4 до f16 на половине стопа

Качество сборки/управление (Потрясающе!!)

Вау! Мне нравится сборка и механическое качество этого объектива. Его цельнометаллический корпус очень хорошо собран — в нем нет ни пластика, ни резины.

Еще более впечатляюще то, насколько гладкими являются кольца фокусировки и диафрагмы. Угол фокусировки составляет чуть более 180°, а действие, пожалуй, самое плавное из всех винтажных объективов, которые я пробовал. Щелчки диафрагмы удивительно точные, а сопротивление кольца идеальное. Опять же, это «лучшее» действие диафрагмы, которое я когда-либо видел на любом винтажном объективе. Этот объектив механически более удобен, чем мои Minolta MC и Canon FL, которые также имеют отличное качество сборки.

Несмотря на весь этот металл и стекло, Tak остается довольно легким и компактным и очень хорошо управляется с A7s (и при этом хорошо выглядит).

Качество изображения  (Интересно)

Конечно, отличного качества сборки недостаточно, чтобы сделать объектив хорошим. Итак, как этот объектив работает оптически? Что ж, как и в случае со многими древними объективами с однослойным просветлением (эта модель была впервые выпущена в конце 60-х годов), качество изображения немного неоднозначное. Кто-то скажет, что он полон «характера».

Вот несколько снимков в полном разрешении на Sony A7s (щелкните фото, чтобы просмотреть его в масштабе 100 % на flickr).

@f1.4

@f1.4

И на разных диафрагмах на а6000.

@f1.4 (фокус на голове лучника)

@f2.8

100% кадрирование по центру при f1.4 — f2 — f2.8 — f4

На широко открытой диафрагме объектив демонстрирует типичное свечение, характерное для многих винтажных светосильных 50-х при f1.4. Тем не менее, можно получить приличные результаты на широко открытой диафрагме, но я, вероятно, не стал бы снимать удаленные объекты с такой диафрагмой, но кто бы стал?

На f2 резкость и контраст значительно улучшаются, а на f4 объектив очень резкий по всему кадру. Кроме того, CA довольно хорошо контролируется после остановки.

Боке интересное. Это может быть резко в сложных ситуациях, например, когда между объектом и фоном большое расстояние. Кроме того, зеркальные блики могут показывать контуры из-за сферической аберрации. Тем не менее, мне обычно очень нравится вид, который этот объектив создает при широкой диафрагме, даже если он не всегда дает то, что считается «хорошим» боке.

 

f1.4

f2.8

Показатели виньетирования немного лучше, чем в среднем для этого типа объектива — видно при диафрагме f1.4 и быстро улучшается при остановке.

f1.4

ф2

f2.8

ф4

Одной из областей, где этот объектив показывает свой возраст, является устойчивость к бликам. Да, он однослойный, но это не оправдание нелепого количества бликов, которые могут возникнуть, особенно при съемке ярких источников света ночью. Вуалирующие блики также могут быть проблемой с источниками света, находящимися за пределами угла обзора.

Заключение

Super-Takumar — красивый объектив с отличным качеством сборки и механических характеристик. Оптически у него тот винтажный «характер», который кому-то нравится, а кому-то нет. Мне нравится его приличная резкость на широко открытой диафрагме (которая становится отличной при диафрагмировании), хорошее сопротивление CA и хорошее боке. Тем не менее, плохая устойчивость к бликам немного разочаровывает. Тем не менее, попробовать более поздний SMC Takumars определенно в списке.

Связанные обзоры

  • Canon FD 50 мм F1. 4
  • Canon FL 55 мм F1.2
  • Carl Zeiss 50mm F1.7 Planar T
  • JUPITE Pentax-M 50mm f1.4 SMC

                                                                       Образцы изображений

Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра комментариев на платформе Disqus.

Super-Takumar — www.pentax-slr.com

1962: Super-Takumar:

С выпуском Asahi Pentax SV в 1962 году Asahi также представила объективы Super-Takumar. Как показано в главе об Auto-Takumar, новые объективы уже два года присутствуют на рынке вместе с объективом Auto-Takumar 55/1,8. Но эти линзы были исключением, все остальные имели рычаги или ручки. Super-Takumar, наконец, заявил о новом автоматическом/ручном переключателе. Новые Super-Takumar производились до тех пор, пока S-M-C не вступил во владение в 1971. Постоянно разрабатывались новые версии и модели.

1968: Супер-Такумар 20/4,5:

20/4,5 1968 года был хорошо сконструированным и резким объективом, который стал любимым сверхширокоугольным объективом многих фотографов. Серийный номер: 3880235.

Диаметр фильтра 58, вес 251 грамм. Диафрагма от 4,5 до 16.

1962/65: 28/3,5:

Было три разных Super Takumar 28/3,5: первый выпуск в 19Версия 62 с наименьшей апертурой 22. Потом этот, второй выпуск 1965 года, и совсем как первый, но со светосилой до 16. Sn: 1686010.

Диаметр фильтра 58 мм, вес 260 грамм.

1966: 28/3,5:

Этот объектив меньшего размера появился в 1966 году, через год после второго выпуска. Сн. 2360224.

Это меньший объектив, чем первая версия. Диаметр фильтра 49мм по сравнению с 58. Вес 218 грамм по сравнению с 260.

1962: 55/1,8:

Первое издание Super-Takumar 55/1,8 1962 года. Обратите внимание на круглую форму переключателя. Сн. 839265.

Точно так же, как в версии Auto-Takumar с настройкой полного открытия диафрагмы влево. Переключатель смещается влево, что переводит объектив в М — ручной режим. Нажмите ее вправо, и появится A или Auto, открывающая диафрагму для фокусировки и съемки. (На всех других Супер-Такумарах это зеркально). Объектив автоматически находит предустановленное отверстие диафрагмы. Диаметр фильтра 49, вес 215 грамм.

Подробнее Объективы Super-Takumar 55/1,8, серийн. 844066 от 62 г., сн. 1995155 и 3042853 с 1965 года и позже:

1962: Super-Takumar 55/2:

В то время как Super-Takumar 55/1,8 был сделан для топовой модели Asahi Pentax SV, объектив 55/2 последовал за более дешевыми S1a и S2 Super (продаются только в Японии) Sn. 960615.

Диаметр фильтра 49, вес 215 грамм. Точно такой же, как и версия 1,8, что говорит о том, что два объектива были практически идентичны. Другие объективы Super-Takumar 55/2: 1506613, 1538445.

1965: 135/2,5:

Этот высококачественный телеобъектив был представлен в 1965 году после Spotmatic 1964 года. Серийный номер: 2510928.

Диаметр фильтра 58. Вес: 444 грамма.

1963: 135/3,5:

Еще 135, но этот идет от более распространенного 3,5. Диаметр фильтра 49 мм, вес 320 гр. Первая версия. Серийный номер: 1741286

1965: 150/4:

Необычно, но Pentax представила этот 150-мм объектив в 1965 году. За этой первой версией последовала вторая, почти идентичная, в 1967 году. Серийный номер: 1707860.

Диаметр фильтра 49. Вес: 324 гр.

С капюшоном 49 мм.

Такумар: Обзор старого светосильного объектива Super-Takumar 1:1.4/50

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх