«Дело о картинах» в Монако получило продолжение – Коммерсантъ FM – Коммерсантъ
300 2 мин. …
Миллиардера Дмитрия Рыболовлева в Монако обвинили во вмешательстве в личную жизнь: против него подала иск гражданка Болгарии Таня Раппо, проживающая в княжестве в статусе резидента. Это обвинение — продолжение скандального дела о картинах, которые Рыболовлеву якобы продавал по завышенным ценам его собственный арт-консультант Ив Бувье.
Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ
На протяжении более десяти лет Таня Раппо была переводчиком на переговорах между российским миллиардером и французским арт-дилером. Информацию о том, что российского миллиардера обманывали, ему предоставила его адвокат Татьяна Бершеда. Во время одной из вечеринок она записала на мобильный телефон признание Тани Раппо в том, что цены на картины действительно были значительно завышены. Факт этой записи переводчица Бувье и расценила как вмешательство в личную жизнь.
В истории с картинами Дмитрия Рыболовлева Таня Раппо сыграла важную, если не ключевую роль. Именно она в 2002 году познакомила российского миллиардера с арт-дилером Ивом Бувье и на протяжении 13 лет была переводчиком и посредником при их переговорах.
Теперь обвинения во вмешательстве в личную жизнь предъявлены и самому Рыболовлеву. Он полностью отрицает свою вину и утверждает, что готов сотрудничать со следствием. Однако у Тани Раппо в этом деле очень сильные позиции, считает адвокат, доктор политических наук Алексей Бинецкий: «Шансы на то, что их могут наказать, думаю, очень высокие, потому что это объективно понятно — Татьяна Бершеда действительно без согласования с гражданкой, беседуя в частном порядке на развлекательном мероприятии, сделала запись, о которой той не было известно.
Адвокат Рыболовлева Татьяна Бершеда — еще одна ключевая фигура этого противостояния. Она выполняла роль адвоката, переводчика стороны обвинения, а также свидетеля. По некоторым данным, российский миллиардер — ее единственный клиент, и ради него однажды она даже дала в суде ложные показания. Кроме того, по версии следствия, она участвовала в фабрикации улик против Бувье и Раппо.
Несмотря на такое сомнительное реноме Татьяны Бершеды, у нее и Рыболовлева все-таки есть шанс выйти сухими из воды, считает управляющий партнер адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев: «Это могло быть частное мнение, и для Тани Раппо такое заявление не повлечет какой-либо ответственности. Но она, в свою очередь, вполне может требовать в суде наказать Дмитрия Рыболовлева и его помощницу за незаконную запись беседы. Нужно знать все обстоятельства. Например, Татьяна Бершеда может заявить, что записывала себя, а не гражданку Раппо, и поэтому здесь возможен спор, связанный с тем, каким образом и почему голос попал на пленку».
В сентябре этого года следователи проверили сотовые телефоны Рыболовлева и Бершеды. Эта проверка стала поводом для начала еще одного расследования, подозреваемым по которому проходит некий неназванный человек X. Так что, возможно, очень скоро в этом деле появится еще один интересный персонаж.
Ранее французские СМИ сообщили, что Рыболовлев объявлен персоной нон-грата при дворе князя Монако Альберта II. Это якобы произошло из-за тяжбы миллиардера с Ивом Бувье. Однако коммуникационный департамент Монако эту информацию — в ведомстве заявили, что эти слухи не имеют основания и они категорически отрицают их.
«Монакогейт» в лицах
Дмитрий Рыболовлев — владелец футбольного клуба «Монако», миллиардер, сколотивший состояние на производстве удобрений из калия, обладатель одной из самых ценных коллекций произведений искусства — 6 ноября был вызван на допрос и взят под стражу (затем освобожден и помещен под следственный контроль) судебными властями Княжества Монако. Daily Storm рассказывает о людях (а также об одной картине), которые сыграли главные роли в этой истории. Судья, галерист, организатор незаконных игр и другие. Кто-то известен у нас в стране, о других вы услышите впервые.
Читайте там, где удобно: добавьте Daily Storm в избранное в «Яндекс.Новостях», подписывайтесь в Дзен или Telegram.
Новости
Дзен
Telegram
Эдуар Левро (Édouard Levrault) — французский следственный судья. Это человек, принявший решение об аресте российского миллиардера. Расследованиями он занимается уже больше 20 лет, но первым по-настоящему громким делом стал «Монакогейт». В княжество Левро был прикомандирован всего два года назад (в сентябре 2016 года) из парфюмерной столицы Франции — Грасса (там он занимал должность вице-прокурора). Большую же часть своей карьеры он провел на севере Франции в департаменте Эна, где запомнился журналистам своими делами против полицейских. Оказавшись в Монако и получив дело Рыболовлева, Эдуар Левро тоже сначала взялся за своих коллег. Он стал проверять связи доверенных лиц российского миллиардера с министром юстиции Монако Филиппом Нармино, шефом подразделения полиции княжества Кристофом Аже, его помощником и предшественником. В результате Нармино сначала был вынужден уйти в отставку, затем дом экс-министра обыскали, а его самого взяли под стражу, но вскоре выпустили. Предшественник Эдуара Левро — следственный судья Пьер Куэнц — вел расследование менее агрессивно, ограничиваясь вызовами свидетелей на допрос. Однако времени на то, чтобы самостоятельно довести дело до конца, у Эдуара Левро осталось немного: в октябре 2019 года он покинет княжество (по договору между Парижем и Монако командировки французских судей длятся только три года, и для Левро исключение не будет сделано).
Ив Бувье (Yves Bouvier) — швейцарский торговец предметами искусства. Главный противник Дмитрия Рыболовлева в «Монакогейте»: в течение многих лет он обманывал миллиардера на сделках по продаже картин великих мастеров, а когда против Ива Бувье начали расследование, сумел развернуть ситуацию и подвести под удар экс-владельца «Уралкалия». Швейцарец получил известность в мире искусства благодаря созданию «свободных портов» (port franc) — особых зон при аэропортах, куда можно ввозить картины и скульптуры без таможенных пошлин. Бувье открыл такие порты в Сингапуре, Люксембурге, Женеве и Пекине. Он познакомился в Дмитрием Рыбовлевым еще в 2002 году, когда помогал миллиардеру с покупкой картины Шагала. Все прошло успешно, и двое бизнесменов продолжили сотрудничество. Правда, они его видели по-разному. Рыболовлев считал, что Бувье работает как его агент за процент от сделки. Швейцарец же придумал другую схему. Сначала он покупал произведения искусства за свои деньги (об этом Рыболовлев не должен был узнать), а затем перепродавал миллиардеру, но уже дороже. По версии экс-владельца «Уралкалия», он потерял на сделках с Ивом Бувье более миллиарда долларов.
«Спаситель мира» (Salvator Mundi) — последняя картина Леонардо да Винчи, остававшаяся в частной коллекции (периодически попадает в подборки самых уродливых произведений искусства). История «Спасителя мира» наиболее ярко иллюстрирует взаимоотношения Дмитрия Рыболовлева и Ива Бувье. Путь Salvator Mundi к российскому миллиардеру начался в 1958 году, когда американцы из Луизианы купили полотно на лондонском аукционе, отдав за него 100 долларов. Тогда еще никто не знал, что это не просто картина, а произведение да Винчи. В 2004 году «Спасителя мира» приобрел за 10 тысяч долларов арт-дилер из Нью-Йорка Роберт Саймон, который подозревал, что перед ним может быть картина одного из учеников Леонардо. Шесть лет он приводил ее в порядок (полотно было в ужасном состоянии, в том числе из-за неумелых реставраций) и в процессе выяснил, что ему в руки попал подлинник да Винчи. В 2012-м Саймон решился продать картину и обратился для этого к аукционистам Sotheby’s, работающим с частными коллекционерами.
В этот момент в истории появился давний партнер Sotheby’s — создатель «открытых портов» Ив Бувье. Он вместе с представителями аукциона организовал для Рыболовлева показ «Спасителя мира» в шикарной квартире миллиардера на Манхэттене. Россиянин согласился приобрести Salvator Mundi, и после этого начались торги. Они шли по двум направлениям. Ив Бувье переписывался с Рыболовлевым, рассказывал о сложных торгах с владельцами картины, которые якобы без разговоров отвергли цену в 100 миллионов долларов. В это же время партнер Ива Бувье — Жан-Марк Перетти — активно торговался с представителями Саймона, сбивая цену вниз до 80 миллионов (представитель Sotheby’s его поддержал, назвав ее справедливой). В результате Ив Бувье приобрел «Спасителя мира» за 80 миллионов долларов и продал его Рыболовлеву за 127,5 миллиона. Когда правда открылась (в новогоднюю ночь, накануне 2015 года, арт-консультант из Нью-Йорка Сэнди Хеллер рассказал Рыболовлеву, что картину Модильяни, которую тот приобрел, прежний владелец продал за существенно меньшие деньги), на Ива Бувье и Sotheby’s претензии посыпались с двух сторон: и продавцы, и Рыболовлев посчитали себя обманутыми.
По их судебным искам на настоящий момент решение еще не принято, а вот «Спаситель мира» нашел себе новое пристанище: Дмитрий Рыболовлев продал его на аукционе Christie’s за 450 миллионов долларов принцу Мухаммеду ибн Салману (его подозревают в организации убийства саудовского журналиста в Стамбуле). Картину должны были выставить перед публикой в Лувре Абу-Даби в сентябре 2018 года, но в итоге это решение было отменено без объяснения причин.
Жан-Марк Перетти (Jean-Marc Peretti) — французский партнер Ива Бувье, владелец галереи Nelombos в Женеве, участник переговоров с владельцами «Спасителя мира». Выходец с Корсики позиционирует себя как галерист, однако, по информации французских журналистов, он тесно связан с организованной преступностью. Помимо организации знаменитого канала поставки героина («Французский транзит») из Азии в США корсиканская мафия известна тем, что «держит» азартные игры на территории всей Пятой республики. Жан-Марк Перетти в нулевые руководил «игровым клубом» при Торгово-промышленной палате (Cercle de l’industrie et du commerce) в Париже. В 2008-м Жан-Марк Перетти и троих участников его клуба арестовали по обвинению в бандитизме и отмывании денег, но через несколько дней отпустили. По информации СМИ — после того как выяснилось, что во время обыска в клубе полицейские не смогли удержаться и «прихватили» с собой 80 тысяч евро. Это попало на камеры наблюдения. Еще спустя два года Жан-Марка Перетти вновь вызвали в полицию, чтобы допросить по поводу убийства в ходе мафиозной разборки в Париже. Обвинений товарищу Ива Бувье предъявлено не было.
Самюэль Валетт (Samuel Valette) — вице-президент Sotheby’s по частным продажам. Валетт играл одну из главных ролей в схеме, разработанной Ивом Бувье. Вице-президент Sotheby’s, как человек, обладающий высоким авторитетом в мире искусства, давал оценку картинам и скульптурам, на которые претендовал Дмитрий Рыболовлев. Свои отчеты Самюэль Валетт отправлял на адрес Ива Бувье, а тот переадресовывал их миллиардеру. Однако в письмах вице-президент Sotheby’s стояли цифры, которые были выше той цены, которую платил Ив Бувье, приобретая произведения искусства через аукцион. Картину Густава Климта «Водяные змеи II» после оценки Валетта российский миллиардер купил за 183 миллиона долларов, а Бувье ее продали за 112 миллионов. В истории со «Спасителем мира» Самюэль Валетт принял непосредственное участие, поддержав Жан-Марка Перетти во время его торга с владельцами картины.
Таня Раппо (Tania Rappo) — болгарка по происхождения, резидент Монако, адвокат Ива Бувье. 25 февраля 2015 года полиция княжество арестовала ее посередине сеанса массажа и доставила на допрос. Вместе с Раппо был задержан и ее клиент Ив Бувье. Их обвинили в отмывании денег. Произошло это после того, как Дмитрий Рыболовлев узнал о схемах по продаже картин. Подкрепить эту информацию он смог с помощью аудиозаписи, сделанной незадолго до задержания Бувье. Адвокат россиянина Татьяна Бершеда договорилась поужинать с Таней Рапой. Женщины говорили в том числе и о бизнесе. И Бершеда фиксировала каждое слово, о чем болгарка не догадывалась. В итоге и она, и Бувье отделались испугом: из полиции их отпустили, а запись следственный судья посчитал вмешательством в частную жизнь Тани Раппо.
Татьяна Бершеда (Tetiana Bersheda) — юрист из Лондона украинского происхождения, адвокат Дмитрия Рыболовлева, известная в Монако под прозвищем Царица. После записи разговора с Таней Раппо Татьяна Бершеда оказалась завсегдатаем полицейских участков Монако. 17 ноября 2015 года ее вместе с миллиардером допрашивали по обвинению о вмешательстве в частную жизнь на основании телефонной записи. А в 2017-м, когда дело оказалось у Эдуара Левро, всплыли новые обстоятельства. Полиция обнаружила в телефоне Бершеды около 9000 «очень теплых» СМС-сообщений между адвокатом и четырьмя мужчинами — министром юстиции Монако Филиппом Нармино, шефом подразделения полиции княжества Кристофом Аже, его помощником и предшественником. Изучив их, Левро открыл дело о торговле влиянием: абоненты из телефонной книжки Бершеды обладали возможностями помочь Дмитрию Рыболовлеву в его противостоянии с Ивом Бувье.
Филипп Нармино (Philippe Narmino) — бывший министр юстиции Княжества Монако. Воспользовался своим правом уйти на пенсию, как только его имя всплыло в «Монакогейте». Монегаск по происхождению, в судебной системе он работал с 1981 года и как магнит притягивал к себе скандалы. В 2016 году группа следователей от Евросоюза допрашивала Нармино по поводу того, что его подчиненный приобрел по рекордно низкой цене (50 тысяч евро) квартиру на итальянском взморье. Продавцом был одним из приближенных Сильвио Берлускони. Во время скандала с Panama Papers у сына Филиппа Нармино — Антуана, обнаружили 29 оффшорных компаний. Среди «силовиков», которыми заинтересовался Эдуар Левро, именно у Нармино было самое шаткое положение: его семья встречалась с Дмитрием Рыболовлевым, они вместе проводили время, получали подарки от миллиардера. Чтобы подкрепить свои подозрения, Левро организовал обыск у Нармино 22 сентября 2017 года. После задержания Дмитрия Рыболовлева 6 ноября, прокуратура Монако предъявила обвинения и Филиппу Нармино, а также его жене и сыну.
Инсайдер мира искусства, который зашел слишком далеко
В Сингапуре Бувье определил каждый компонент, от огнеупорных стен, обвитых сталью, до высоты дверей: три метра, чтобы пропустить самые большие современные инсталляции. «Я выбрал все, — сказал он. «Дверные ручки. Я одержим этим». Он нанял художника по свету по имени Йоханна Гравундер, чьи работы он собирает, и заказал огромную скульптуру «Клетка без границ» израильского художника и дизайнера Рона Арада для установки в атриуме.
Открытие Сингапурского свободного порта и его немедленный успех — Christie’s занял место — привлекли к Бувье международное внимание. Учреждения привлекали внимание вкусами и финансовыми махинациями одного процента. Бувье открыл второй, немного меньший фрипорт в Люксембурге в сентябре 2014 года, и The Economist отметил его роль в развитии «убер-складов для сверхбогатых». Он планировал воспроизвести модель в Дубае и выступить в качестве консультанта в крупном новом проекте в Пекине.
Соперники Бувье в сфере арт-логистики наблюдали, зачарованно и несколько озадаченно. Арт-шиперы — неброские люди. Они не понимали, почему Bouvier и Natural Le Coultre поднимают такую шумиху вокруг своих складов. Один соперник, который посетил Сингапурский фрипорт и увидел Арада в атриуме, сказал мне: «Если бы мой клиент зашел в мой офис и увидел скульптуру за пять миллионов долларов, он бы решил, что я беру с него слишком много». Другие не могли понять, откуда Бувье брал деньги. Исторически прибыль Natural Le Coultre составляла несколько миллионов долларов в год. «Конечно, нам было интересно, — сказал мне один из них. «Мы не миллиардеры. А чтобы строить фрипорты, нужно быть миллиардером».
Рыболовлев был миллиардером, на деньги которого строились фрипорты. Начиная с 2008 года его жизнь и финансы становились все более неустроенными, но в результате его расходы на искусство резко возросли. В том же году он и Елена расстались. По словам Бувье, Елена всегда была консервативна. Когда она ушла с дороги, у Рыболовлева, казалось, стало меньше запретов. Через сеть трастов он купил особняк Дональда Трампа в Палм-Бич, квартиру Сэнфорда Вейла в Западном Центральном парке и остров Скорпиос в Греции, который раньше принадлежал Аристотелю Онассису. И он продвигался вперед со своей коллекцией произведений искусства.
Дмитрий Рыболовлев, российский магнат, называл Бувье своим «представителем». Фотография Джулиана Фаульхабера для The New Yorker
У Рыболовлева были и другие причины распределять свои деньги. В конце октября 2008 года олигарха вызвали в Москву, где ему сообщили, что возобновляется государственное расследование аварии на его калийной компании «Уралкалий». Ранее «Уралкалий» был освобожден от какой-либо ответственности после инцидента в 2006 году, когда шахту в Уральских горах затопило рассолом и в земле образовалась огромная воронка. Новое расследование привело к резкому падению акций «Уралкалия». Компания выплатила двести пятьдесят миллионов долларов компенсации, а расследование напомнило о преследовании властями других государственных активов, которые были сомнительно приобретены в 1990-х годах.
Давление убедило Рыболовлева, что его активы в России больше не в безопасности. В июне 2010 года он продал свой контрольный пакет акций «Уралкалия» примерно за пять миллиардов долларов. Однако этот внезапный приток наличных принес свои сложности. К этому времени все финансовые маневры Рыболовлева тщательно изучались его бывшей женой и ее адвокатами. Олигарх поручил Бувье найти ему «мобильные активы».
Он пошел на работу. В период с 2003 по 2007 год Бувье продал в Россию шесть произведений искусства. В период с 2008 по 2013 год он продал ему двадцать восемь. Он собрал каждую догадку, каждое оспариваемое наследство, каждого платного осведомителя, каждую высказанную шепотом налоговую проблему, собранную за два десятилетия работы на рынке искусства, который никогда не обращал на него особого внимания. «Если вас никто не знает, вы берете всю информацию», — сказал он мне. «Это должно быть похоже на осьминога».
Рыболовлев любил, например, обнаженные тела Модильяни. Бувье знал, что у Стива Коэна, управляющего нью-йоркским хедж-фондом, есть одна из лучших «Nu Couché au Coussin Bleu», но он также не собирался ее продавать. Однако в ноябре 2011 года Бувье узнал от осведомителя, что Коэн только что купил четыре бронзовых изделия Матисса на Sotheby’s на частной распродаже более чем за сто миллионов долларов. Обратившись к Коэну через Лионеля Писсарро, парижского дилера, Бувье удалось купить Модильяни за 9 долларов. 3,5 миллиона.
В 2013 году он получил шедевр Густава Климта «Wasserschlangen II», который был захвачен нацистами. На следующий день после того, как юристы завершили длительный спор о его собственности, Бувье продал его Рыболовлеву за сто восемьдесят три миллиона долларов. Он купил Гогена, который не продавался со времен Второй мировой войны, и утерянного Леонардо да Винчи, «Спасителя мира», который был сенсационно открыт заново. На выставке в Национальной галерее в Лондоне картина да Винчи стала одной из самых обсуждаемых картин в мире. По словам Раппо, Рыболовлев хотел ее для стены своего кабинета. Бувье привез картину на квартиру русского в Нью-Йорке, где, по словам Рыболовлева, он испытал на ней глубокую эмоциональную реакцию — «вибрацию». Он купил картину за 127,5 миллиона долларов.
Каждая сделка на верхнем уровне частного арт-рынка включает в себя цепочку, набор персонажей, которые простираются от покупателя к продавцу: искатели, агенты, юристы, кредиторы. Директора редко знают всех участников, и спрашивать может быть неуместно. Бувье был мастером в изготовлении цепочек — коротких, длинных, простых или скрученных, в зависимости от сделки. Если он знал, что продавец предпочтет подход аукционного дома, он посылал кого-нибудь, обычно из Sotheby’s. В противном случае Бувье послал бы посредника. Часто это был корсиканец по имени Жан-Марк Перетти, которого в 2009 году привлекли к ответственности за организацию нелегального игорного бизнеса в Париже.. Бувье привлекают аутсайдеры в мире искусства. «Лучшие люди — это просто хорошие бизнесмены — они мясники», — сказал он. Бувье помог Перетти открыть галерею во фрипорте в Женеве и доверил ему проведение самых секретных сделок. (Перетти отказывался говорить со мной.)
Когда сделка с продавцом была в поле зрения, Бувье договаривался с Рыболовлевым о своей цене, которая часто была на десятки миллионов долларов выше. Эти переговоры он вел по электронной почте на французском языке с Михаилом Сазоновым, советником Рыболовлева. С годами эти электронные письма становились все более и более знакомыми, но Бувье всегда придерживался ключевой уловки, предполагая, что он действовал от имени россиянина, чтобы добиться от продавца наилучшей возможной сделки, а не что он был тем, кто продавал Рыболовлеву. «Я только что получил супер и последнюю цену в 14 миллионов евро, потому что у продавца была возможность инвестировать», — написал он о Тулуз-Лотреке, который он получил в феврале 2013 года. «Это сделано в 25», — написал он о позднего Пикассо, «Joueur de Flûte et Femme Nue», которую он купил в Париже в октябре 2010 года.
Бувье сказал мне, что такое размывание того, кому именно что принадлежит и когда произошла сделка, является обычным явлением на арт-рынке. Когда вы входите в галерею, вы никогда не знаете, что дилер продает на условиях консигнации, чем он полностью владеет и как были получены цены. «Это не ложь, — сказал он. «Всегда есть часть истории, которая является правдой». Но Бувье безжалостно использовал недосказанное. «Joueur de Flûte et Femme Nue», которую Бувье продал Рыболовлеву за двадцать пять миллионов евро, он купил накануне всего за три с половиной миллиона. Он заработал шестьдесят миллионов долларов на Климте.
Бувье не объяснил мне, как он распоряжается денежными потоками по своим сделкам, но дилеры часто предоставляют клиентам несколько месяцев для оплаты крупных счетов. Как только с Рыболовлевым согласовывалась продажа, обычно от М.Э.И. Инвестируйте в один из двух семейных трастов Рыболовлевых, Accent Delight или Xitrans Finance, оба базируются на Британских Виргинских островах. Русский заплатил быстро. Бувье настаивал на том, что он всегда несет финансовый риск по всем своим сделкам, хотя бы на короткое время. «Если я смогу переключить его за одну минуту, — сказал он, — я самый счастливый человек в мире».
Он считал, что собирает великолепную коллекцию. О великих дилерах судят по качеству и индивидуальности произведений, которые они приобретают. В 2011 году, неожиданно для Рыболовлева, Бувье поручил Иоахиму Писсарро, ведущему исследователю импрессионизма и искусства ХХ века, а также брату парижского дилера Лионеля, написать каталог коллекции.
И были моменты ликования. В течение многих лет Бувье мечтал купить картину Марка Ротко «No. 6 (фиолетовый, зеленый и красный)», абстрактная колонна, которую художник нарисовал в 1951 год, когда работал в Бруклинском колледже. Картина была на обложке каталога-резоне, официального перечня работ Ротко, и десятилетиями принадлежала семье Муэ, французской винодельческой династии. Однажды Рыболовлев увидел изображение в каталоге и сказал Бувье, что сделает все, чтобы приобрести картину. Через Перетти Бувье в течение многих лет тайно культивировал семью Муэкс, покупая их вино и мелкие произведения из их коллекции, в надежде однажды заполучить Ротко.
В начале 2014 года Бувье узнал, что они могут продать. Много лет назад он прилетел в семейный замок в Бордо, чтобы посмотреть на картину, которая хранилась в малоиспользуемой гостиной, где свет был затенен тяжелыми портьерами. В начале 1950-х Ротко начал экспериментировать с порошкообразными пигментами, растворителями и яйцами, чтобы придать дополнительную силу цветам на своих полотнах. Он хотел, чтобы зрители его картин чувствовали себя как бы внутри них. Когда Бувье отдернул шторы, картина словно взорвалась у него на глазах.
«Я бы сделал кровь отвратительной по-другому».
«Ротко» прибыл в женевский свободный порт в июне. Бувье пошел посмотреть на это сам. Он поместил картину рядом с окном, чтобы насладиться естественным светом. «Люди не могут себе представить такую сделку», — сказал он мне. У Бувье были все основания для эйфории. Семья Муэкс согласилась продать «No. 6 (фиолетовый, зеленый и красный)» за восемьдесят миллионов долларов. Он продал ее Рыболовлеву за сто восемьдесят девять миллионов. Пришлось переживать за долю Перетти — около пяти миллионов — и обычную комиссию за Раппо, но Бувье собирался заработать сто миллионов долларов за одну продажу.
Мало кто знал о сделках Бувье: горстка галеристов по всей Европе, его адвокат и отдел частных продаж Sotheby’s. Его сотрудники в Natural Le Coultre заметили произведения искусства, хранящиеся на его счету, но настаивают на том, что им больше ничего не сообщалось. Их босс редко бывал в офисе; Бувье постоянно путешествовал, вкладывая деньги. Он контролирует более сорока компаний с ошеломляющим спектром интересов, от R4, нового комплекса галерей на месте старого завода Renault в Париже, до Smartcopter, идеи разработки недорогого вертолета. Его манера препятствовала разговору. Рейнард сказал мне, что никогда не спрашивал, откуда берутся деньги на Сингапурский свободный порт. «Это вопрос, который ты не задаешь, — сказал он мне. — Потому что ты знаешь, что он не ответит.
Но сделки, организованные Бувье, стали источником яростных сплетен в мире искусства. Рыболовлев стал известен как крупный покупатель, несмотря на его попытки вести себя сдержанно. А вот кто ему помогал, оставалось загадкой. Сейду, женевский дилер, встречался с Рыболовлевым однажды, но так и не смог наладить отношения. «Мы отчаянно пытались, — сказал он. «Никто не знал, кто на самом деле имел к нему доступ».
9 марта 2014 года газета Times опубликовала сплетню о продаже картины да Винчи «Спаситель мира» в прошлом году. В статье со ссылкой на Энтони Крайтона-Стюарта, лондонского дилера, сообщалось, что картина была продана частным образом за сумму от семидесяти пяти до восьмидесяти миллионов долларов. Крайтон-Стюарт просто повторял слухи, которые он слышал, но статья невольно раскрыла размер прибыли Бувье: он продал да Винчи Рыболовлеву почти за пятьдесят миллионов.
Бувье прочитал статью в день ее появления. Из кабинета Рыболовлева никто не звонил. Он вспомнил восторженную реакцию олигарха на картину и то, что тот был готов заплатить еще больше. У Бувье были и другие мысли. Люксембургский свободный порт близился к завершению, и он пытался заключить сделку по Ротко. Впервые Рыболовлев оказался несколько неловким клиентом. Он заплатил первые двадцать миллионов долларов наличными, но хотел продать другие работы из своей коллекции, чтобы профинансировать оставшуюся часть покупки. Это решение встревожило Бувье. Продажа работ на высшем уровне арт-рынка так же деликатна, как и их покупка. Он умолял о терпении. Летом Рыболовлев тяжело заболел. Он лечился от рака и страдал послеоперационными осложнениями. «Я был в почти бессознательном состоянии, — сказал он мне. Бувье согласился взять скульптуру Модильяни «Тет» и снизить цену Ротко на шестьдесят миллионов долларов. Но это все еще оставляло его далеко от цифры, о которой они договорились.
Дмитрий Рыболовлев разгромил Ива Бувье
Российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев, чье обвинение в мошенничестве послужило основанием для ареста Ива Бувье по прозвищу «король фрипорта» в Монако в феврале, наконец поделился своей точкой зрения профиль в Город и Страна .
Рыболовлев утверждает, что его познакомила с Бувье его подруга Таня Раппо (которая, по данным Bloomberg, является переводчиком Рыболовлева и крестной матерью одного из его детей), и что эта пара завысила ему миллионы долларов за приобретение им 38 картин. . Сообщается, что коллекция Рыболовлева оценивается в 1 миллиард долларов.
В канун Нового года Рыболовлев сделал тревожное открытие о своем новом Амедео Модильяни, Лежащая обнаженная с голубой подушкой . Бувье купил картину для Рыболовлева у миллиардера-коллекционера произведений искусства Стива Коэна за 93,5 миллиона долларов, что намного ниже цены в 118 миллионов долларов, которую Рыболовлев заплатил за работу.
Амедео Модильяни, Лежащая обнаженная с синей подушкой , 1917 год.
Фото предоставлено Sotheby’s.
Суть спора заключается в том, служил ли Бувье агентом и зарабатывал два процента на сделках с Рыболовлевым, или дилером, и в этом случае он имел бы право на сумму, которую он считал целесообразной.
Рыболовлев утверждает, что разница между двумя ценами была намного больше, чем двухпроцентная комиссия, о которой, как он утверждает, он договорился с Бувье, в то время как Бувье утверждает, что действовал как независимый арт-дилер, а не как брокер, поэтому двухпроцентная комиссия не будет применяться.
Точные детали сговора Рыболовлева с Бувье, которые так и не были записаны, остаются неясными. Бувье не известен как арт-дилер или брокер (потенциальный конфликт интересов с его бизнесом по хранению произведений искусства).
Другие участники ужина «думали, что у меня инсульт», когда он узнал эту новость, сказал Рыболовлев T&C .
«Я действовал не как посредник, а как владелец», — сказал Бувье в защиту повышения цен до Vanity Fair , в переводе T&C . «У меня было право на прибыль; это закон бизнеса». Раппо говорит, что она никогда не скрывала комиссионные, которые собирала по сделке, но Рыболовлев их никогда не спрашивал.
Ив Бувье.
Фото: Daniel Stier/Bloomberg Markets.
Рыболовлев утверждает, что Бувье и Раппо надеялись извлечь выгоду из его громкого развода (который считается самым дорогим в истории) и последующего желания помешать его бывшей жене узнать истинную ценность его коллекции. «Они ошибочно полагали, что из-за моего развода мои интересы совпадают с их интересами. Они предполагали, что я не захочу открыто рассказывать о своей коллекции — никогда», — объяснил он.
«[Бувье и Раппо] легко представить меня стереотипным российским олигархом», — добавил Рыболовлев. «Меня недооценили».
Тем временем Бувье ответил, что Рыболовлев должен ему крупную сумму денег. Франк Мишель, адвокат Раппо, обвинил российского олигарха в фальсификации доказательств полиции и вторжении в частную жизнь. «Рыболовлеву будет предъявлено обвинение, — сказал он
Следите за новостями Artnet на Facebook:
Хотите быть впереди мира искусства? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние новости, поучительные интервью и острые критические выводы, которые способствуют развитию беседы.