Тени в истории живописи: Shadow as a symbol in art

Тени в западном искусстве. Как светотень создает настроение и магию картины — Нож

После того как в XVII веке «запрет» на изображение резко очерченных теней был снят, они в изобилии появились на полотнах самых разных жанров. Обеденный стол на картине Караваджо «Ужин в Эммаусе» почти не уступает в этом отношении римской мозаике, а Рембрандт на офорте с портретом Яна Корнелиса Сильвиуса дерзко использует этот прием там, где, казалось бы, возможность создания оптической иллюзии исключена.

Микеланджело Меризи да Караваджо. Ужин в Эммаусе. Фрагмент. 1601 г. Холст, масло, темпера. 141 × 196,2 смРембрандт. Портрет Яна Корнелиса Сильвиуса. 1646 г. Офорт

Яркие горизонтальные тени на картинах Беркхейде и Гварди не только добавляют изображению глубины, но и позволяют создать ощущение залитого солнечным светом пространства.

Геррит Беркхейде. Рынок и Гроте-Керк в Харлеме. 1674 г. Холст, масло. 51,8 × 67 смФранческо Гварди. Арсенал. Венеция. 1755–1760 гг. Холст, масло. 62,3 × 96,9 см

Последние работы подталкивают нас к мысли, что нужно рассматривать картины, включенные в эту подборку, с разных точек зрения, поскольку среди возможностей падающей тени едва ли не главная — усиливать ощущение света.

Художнику в сравнении с природой доступна лишь очень малая часть цветов, поэтому ему следует использовать эффект тональных контрастов, тщательно продумывая расположение освещенных и затемненных участков.

Яркий пример такого подхода — шедевр Мазаччо «Мадонна с младенцем».

Мазаччо. Мадонна с младенцем. 1426 г. Дерево, темпера. 134,8 × 73,5 см

Художник изобразил тени, падающие на трон, тем самым передав ощущение света, который заливает пространство картины, тщательно выстроенное в прямой линейной перспективе. Особенно восхищает та свобода, с которой живописец использует новаторский прием, что мы наблюдали также и в работе мастерской Робера Кампена.

Мастерская Робера Кампена (Жак Дарэ?). Мадонна с младенцем в интерьере. До 1432 г. Дерево (дуб), масло. 18,7 × 11,6 см

Приверженцы стиля «тенебризм», связанного с именем Караваджо и получившего распространение в XVII веке, зачастую доводили использование светотеневых контрастов до предела, дабы подчеркнуть яркость освещения.

Живописное изображение затворника или ученого за столом кисти ученика или последователя Рембрандта отлично иллюстрирует этот эффект. Последователь Рембрандта. Мужчина, читающий за столом. Около 1628–1630 г. Дерево (дуб), масло. 55,1 × 46,5 см

Яркий луч света, бьющий в оконное стекло и открытый проем, едва не слепит смотрящего, скрывая фигуру и изображенные на полотне предметы.

На картине Джованни Доменико Тьеполо с троянским конем подобных разительных контрастов нет, но четкие тени на земле также усиливают ощущение яркого солнечного света.

Джованни Доменико Тьеполо. Шествие троянского коня в Трою. Около 1760 г. Холст, масло. 38,8 × 66,7 см

Жан-Батист Камиль Коро, напротив, смягчает тени от упавшего дерева и гуся, отчего возникает эффект рассеянного утреннего или вечернего света.

Жан-Батист Камиль Коро. Крестьяне под деревьями на рассвете. Около 1840–1845 г. Холст, масло. 27,3 × 38,8 см

Его полотно — пример создания определенного настроения с помощью теней, как и сцена в порту кисти Клода Лоррена, где тени удлиняются в лучах восходящего или заходящего солнца.

Клод Лоррен. Морской порт. 1644 г. Холст, масло. 103 × 131 см
Импрессионисты убедительно показали, что тени редко бывают просто серыми, но могут иметь разные оттенки в зависимости от цвета окружающих предметов.

Это наглядно демонстрирует зимний пейзаж Камиля Писсарро.

Камиль Писсарро. Фокс-Хилл, Верхний Норвуд. 1870 г. Холст, масло. 35,3 × 45,7 см

Не только форма, но и цвет, и характер написания внешнего края тени могут рассказать очень многое об освещении. И вновь яркие примеры, иллюстрирующие подобное наблюдение, мы можем найти в живописи начала XV века. Выше мы уже упоминали мастерство Фра Анджелико в использовании техники сфумато для изображения скользящего света.

Фра Анджелико. Мадонна с младенцем. Фрагмент. Около 1450 г. Фреска. Монастырь Сан-Марко, Флоренция

В коллекции лондонской Национальной галереи хранится еще один не менее блестящий образец — работа Антонелло да Мессины «Святой Иероним в келье».

Антонелло да Мессина. Святой Иероним в келье. Фрагмент. Около 1475 г. Дерево (липа), масло. 45,7 × 36,2 см

Здесь особенно примечательна тень от хвоста павлина на ступени, написанная в технике сфумато.

Картина Антонелло да Мессины напоминает нам о том, сколько мастерства требовалось от художника, чтобы изобразить тень на рельефной поверхности. Давайте взглянем на образец живописи того же периода — картину Сассетты «Стигматизация святого Франциска»: парящий в небе серафим излучает мягкий свет, а на земле изображен коленопреклоненный святой, который отбрасывает на скамью и скалу тень сложной формы.

Сассетта. Стигматизация святого Франциска. 1437–1444 гг. Дерево (тополь), темпера. 87,8 × 52,5 см

Того же эффекта достигает Карло Кривелли в картине «Благовещение со святым Эмидием», где изображены ангел и епископ, чьи тени падают на пол и стену.

Карло Кривелли. Благовещение со святым Эмидием. Фрагмент. 1486 г. Холст, темпера. 207 × 146,7 см

Образчик мастерства в этом отношении — сложная композиция Якопо Понтормо, иллюстрирующая историю Иосифа.

Якопо Понтормо. Иосиф и Иаков в Египте. Фрагмент. Предположительно 1518 г. Дерево, масло. 96,5 × 109,5 см

Здесь группа фигур поднимается по изогнутой лестнице, отбрасывая точно выстроенные тени на округлый участок стены.

Эффекты такого рода чаще можно увидеть при изображении резких теней, возникающих при искусственном освещении. На картине «Концерт» Хендрика Тербрюггена в центре композиции находится музыкант, на щеке которого четко вырисовывается тень от флейты, отбрасываемая в свете свечи.

Хендрик Тербрюгген. Концерт. Около 1626 г. Холст, масло. 99,1 × 116,8 см
На рембрандтовском «Поклонении волхвов» виртуозная светотеневая проработка создает настроение мистерии: мягкое свечение, исходящее от младенца, не затмевает свет от фонаря, падающий на пол хлева.Неизвестный художник, школа Рембрандта. Поклонение волхвов. 1646 г. Холст, масло. 65,5 × 55 см

Голландские художники-пейзажисты XVII века знали, как передать ощущение широкого простора, изобразив, как тени от готовых пролиться дождем туч ложатся на поверхность земли.

Якоб ван Рёйсдал. Пейзаж с руинами замка и церковью. Около 1665–1670 г. Холст, масло. 109 × 146 см

Наконец, интерьер церкви, написанный Эмануэлем де Витте, демонстрирует нам, что тени могут также показывать то, что скрыто от зрителей.

Эмануэль де Витте. Интерьер старой церкви в Амстердаме во время службы. Около 1660 г. Холст, масло. 51,1 × 56,2 см

На стене напротив мы видим нарисованные тенью очертания невидимых для нас окон на противоположной стороне нефа, через которые проходит солнечный свет.

Британский живописец-бытописатель XIX века Уильям Коллинз обращается к воображению зрителя, показывая на своем полотне «Надвигающиеся события» только тень невидимого персонажа.

Уильям Коллинз. Надвигающиеся события. 1833 г. Холст, масло. 71 × 91,5 см

На картине деревенский мальчишка только что открыл ворота и почтительно приветствует кого-то. Но кого? Судя по всему, всадника, чья тень изображена на переднем плане.

В применении к живописи подобные приемы могут показаться надуманными, но в объектив фотографа, снимающего против света, часто попадают выразительные тени от того, что находится вне его поля зрения.

Едва ли найдется более яркий пример, чем фотография Анри Картье-Брессона, сделанная в Индии и запечатлевшая усталого мужчину, уснувшего в причудливой тени храма.Анри Картье-Брессон. Индия, Ахмедабад. 1967 г. Фотография

Неизвестно, повлияла ли в этом отношении на Гогена фотография, но он считал именно такое использование теней единственно возможным. Вслед за японскими художниками, которые прекрасно обходились без светотени, он мечтал «разделаться» с лишними тенями, которые затуманивают взгляд иллюзиями. «Попробуйте вместо фигуры поместить на полотно лишь тень, — писал он в 1888 году Эмилю Бернару, — и вы увидите, что вы сами определяете степень необычности образа, который создали».


Специально для читателей «Ножа» до 30 ноября 2019 года при покупке книги — скидка 10% по промокоду knife.

Тени в живописи

Замечали ли вы когда-нибудь, что самый тёмный участок в тенях находится перед отражённым светом? Его ещё называют терминатором или формообразующей тенью. Почему же так происходит и есть ли они во всех тенях?

Помню, что меня всегда сбивали с толку формообразующие тени – я даже часто не мог их просто заметить. Я рисовал их, но они выглядели неправильными, и я не понимал почему. Они полезны, чтобы показывать форму предмета, но возникают при очень специфичных условиях. Так где же искать формообразующие тени?

Секрет в том, что чем больше размер источника света (ИС), тем тени мягче. Когда ИС маленький и свет исходит с ограниченной области, то линия между светом и тенью становится очень чёткой. У вас получается чёткая падающая тень и чёткая формообразующая тень.

Когда ИС большой, то лучи света идут с большей области и могут достигать мест, находящихся за объектом. Когда это происходит, то вы получаете мягкую падающую тень и формообразующая тень, будет менее выраженной и местами, будет полностью исчезать.

Вот анимация, которая показывает, что будет происходить при увеличении размера ИС. Обратите внимание, что падающая тень и формообразующая тени также меняются.
Самый большой ИС это небо! В облачный день, свет рассеивается, так что предметы в сцене становятся одинаково освещёнными со всех сторон. Вместо формообразующих теней, у вас появляется мягкая тень в областях, куда свет не попадает и уже вторичные ИС начинают влиять на температуру\оттенок с мягким влиянием на тон.

Посмотрите насколько слабые здесь формообразующие тени, но обратите внимание, на многообразие переходов между оттенками цвета на земле.

Солнце огромно, так почему же оно создаёт чёткие падающие и формообразующие тени? Солнце находится так далеко от Земли, что его можно рассматривать как маленький ИС, который находится очень далеко. Это означает, что тени будут падать в том же направлении, как если бы ИС была бы обычная лампочка.

Чтобы понимать солнечный свет, разбейте его на части: маленький источник направленного света — Солнце и большой вторичный свет — голубое небо. Область тени будет подвергаться влиянию вторичного ИС, так что она будет холоднее, чем солнечная часть.

Если нет отражённого света, то нет и формообразующих теней. Обратите внимание, как цвет и материал поверхности, влияют на отражённый свет и на формообразующую тень.

Эти элементы (формообразующие тени, окклюзия ака «ambient occlusion» и т.д) это всё разные результаты одного и того же принципа, так что вместо того, чтобы запоминать все эти правила, старайтесь больше думать о базовых свойствах света и тогда вам будет понятна работа света при любых условиях.

Мягкие тени от окклюзии возникают в теневых областях от солнечного света, но они зависят от выдержки камеры и иногда вы их просто не сможете увидеть.

Если вам понравилась моя статья, то обязательно взгляните на книгу, что я недавно выпустил! В ней есть все мои прошлые уроки, но с расширенным материалом и кучей бонусов таких как глоссарий, рекомендованная литература и избранные работы крутых художников в качестве примеров!

В статье использовались работы: Anders Zorn, Edgar Maxence, John Singer Sargent, Emile Friant, Jules Bastien-Lepage

Что происходит в тени? Хронология изобразительного искусства

Хотя отбрасываемые тени таятся почти повсюду в изобразительном искусстве, они часто ускользают от зрителей незамеченными.

К сожалению, каждая тень рассказывает историю. Будь то нарисованные, снятые на видео, сфотографированные или созданные в реальном времени, тени предоставляют жизненно важную информацию, которая делает изображение привлекательным для глаз. Тени говорят о форме, объеме, расположении и фактуре предметов, а также об источнике света, времени суток или времени года, качестве атмосферы и так далее.

Присоединение тени, Питер Пэн, Студия Диснея, 1953. Рисунок 1.1, Цепляясь за тени: темная сторона литературы, живописи, фотографии и кино (OUP 2017) Уильяма Чепмена Шарпа.

Но, как показывает знаменитый пример ампутированной тени Питера Пэна, тени, изображенные на произведениях искусства, могут быть произвольно сформированы, размещены и даже обрезаны их создателями. Таким образом, помимо предоставления физической информации, тени могут многое рассказать нам на социальном и психологическом уровне. Сознательно или нет, всякий раз, когда мы видим тени, мы «читаем» их (и намерения их создателей) в культурном контексте, который придает теням силу или отрицает их сущность, заставляя их казаться пророческими, угрожающими, преднамеренными или туманными.

В ходе дюжины изображений эта временная шкала показывает, как некоторые из ключевых значений отбрасываемых теней развивались на протяжении веков.

 

  • 1. С классических времен художники, ученые и философы спорили о ценности теней. Древние греки были первыми художниками, которые использовали отбрасываемые тени, поскольку они разработали «геометрию света», которая располагала объекты по отношению к постоянному источнику света. Не доверяя тому, как тени помогают таким художникам обманывать глаз, Платон настаивал на том, что тени вводят людей в заблуждение относительно истинной природы реальности. В своей «Аллегории пещеры» (375 г. до н. э.) Платон установил оппозицию тени и субстанции, которая с тех пор доминирует в западных представлениях о тенях.

    Ян Санредам (гравер) и Корнелис ван Харлем (художник), «Аллегория пещеры» Платона, 1604 г. Общественное достояние на Викискладе.

  • 2. Словно оспаривая аргументированное игнорирование Платоном теней, римский историк Плиний Старший утверждал в своей «Естественной истории» (79 г. н. э.), что искусство родилось, когда молодая женщина по имени Дибутад начертила тень своего возлюбленного на стене у свет лампы. Поскольку возлюбленный собирался отправиться в далекое путешествие, теневое изображение стало не только первым изображением, созданным человеком, но и почти волшебной заменой его присутствия. В то время как Платон считал тени опасно фальшивыми, Плиний предположил, что они могут быть романтически истинными, как если бы уловить тень человека означало уловить часть его жизненной сущности.

    Жозеф Бенуа Суве, Изобретение искусства рисования, 1793 г. Общественное достояние на Викискладе.

  • 3. История Дибутадеса была очень популярна в 18 веке, когда она усилила моду на новую форму захвата теней, силуэты. На английском языке вырезанные из бумаги силуэты были сначала известны как Shadowgraphs или Shades, поскольку они часто создавались путем отслеживания тени человека. Силуэты используют одну из ключевых особенностей тени, ее темный, таинственный внутренний мир, в который зрители могут проецировать любые детали, которые может предоставить воображение.

    Томас Холлоуэй, Надежная и удобная машина для рисования силуэтов, 1792 г. Рисунок 2.17, Захват теней: темная сторона литературы, живописи, фотографии и кино (OUP 2017) Уильяма Чепмена Шарпа.

  • 4. Между тем, после периода покоя в средневековье, художники эпохи Возрождения вернулись к греко-римской тени и развили ее использование в связи с зарождающимся искусством перспективы. Тени стали более точно формироваться и размещаться, даже несмотря на то, что их использование регулировалось неписаными правилами, чтобы они не слишком сильно сталкивались с человеческой фигурой. Например, в «Деньгах дани» Мазаччо (1425) отбрасываемые тени покрывают землю, но никогда не заслоняют человеческую форму.

    Мазаччо, Деньги дани, Часовня Бранкаччи базилики Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, 1425 г. Общественное достояние на Викискладе.

  • 5. В первой картине, в которой основным сюжетом стала тень, «Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью» (1427–1428), Мазаччо позаботился о том, чтобы преображающая тень святого Петра падала вокруг и под фигурами, с которыми она соприкасается. его небесная сила. Подобно многим злодейским теням, появившимся позже, святая тень обладает особой силой, которая исходит из ее источника, но художник эпохи Возрождения не позволит тени доминировать в своей живописной работе.

    Мазаччо, Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью, 1427–1428 гг. Общественное достояние через Wikimedia Commons.

  • 6. Начиная с эпохи Возрождения, большинство нарисованных теней служат для того, чтобы объекты казались более «реальными» в объеме и расположении, но Рембрандт был пионером в придании теням психологического веса. В раннем автопортрете он изображает себя с затененными глазами, как бы показывая, как само его видение заключено в светотени, которая делает его картины такими драматичными.

    Рембрандт ван Рейн, Автопортрет, 1629 год. Общественное достояние на Викискладе.

  • 7. После эпохи Возрождения западный мир так хорошо приспособился к идее, что художественно изображенные люди нуждаются в тенях, что отсутствие личной тени могло вызвать большой переполох. Иллюстрированный многими художниками рассказ Адельберта фон Шамиссо о Петере Шлемиеле, человеке, продавшем свою тень (1814 г.), стал большим хитом в Европе в начале девятнадцатого века. Так как знакомые Петра не имели бы никакого отношения к человеку, не имевшему тени, из рассказа стало ясно, что наличие тени есть признак человечности, сигнал полноправного участия в жизни человека.

    Джордж Круикшанк, Питер Шлемиль продает свою тень, 1827 г. Общественное достояние на Викискладе.

  • 8. Но всего несколько десятилетий спустя в искусстве появились первые автономные тени людей, независимые от того, кто их отбрасывал. Как будто одна тень могла теперь выполнять работу пары субстанция-тень. Именно Уильям Коллинз в своей картине «Сельская вежливость» (1833) обнаружил, насколько визуально эффективной может быть «простая» тень, в то же время вводя мощный повествовательный элемент. Здесь дети открывают ворота для своих социальных «лучших» в образе всадника, представляющего английское сельское дворянство.

    Уильям Коллинз, Деревенская вежливость, 1833 год. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Используется в рамках добросовестного использования через Wikimedia Commons.

  • 9. Появление фотографии изначально рассматривалось как вопрос «фиксации тени». Генри Фокс Талбот объяснил свой процесс в 1839 году, сказав, что с помощью химии он нашел способ уловить «самую преходящую из всех вещей — тень». То, как фотографии «рисовали» светом, связывало их в общественном сознании с рассказом Плиния об отслеживании теней на стене. Поэтесса Элизабет Барретт писала другу в 1843 году, что фотография подобна «самой тени лежащего на ней человека, фиксированной навсегда!»

    Клементина Хаварден, Изабелла Грейс, 5 Принцесс Гарденс, 1861–1862. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Рисунок 2.18. Цепляющиеся тени: темная сторона литературы, живописи, фотографии и кино (OUP 2017) Уильяма Чепмена Шарпа.

  • 10. По мере развития кинематографа кинорежиссеры быстро усваивали атмосферный и драматический словарь теней, используемый художниками со времен Караваджо и Рембрандта. В таких классических произведениях, как «Кабинет доктора Калигари» и «Носферату», немецкие экспрессионисты превратили тени в активных участников драмы. «Убийство тенью» вскоре стало неотъемлемой частью кинематографа.

    «Добыча тени», «Носферату», режиссер Ф. В. Мурнау, 1922 г. Используется в рамках добросовестного использования.

  • 11. Совсем недавно художники использовали настоящие тени, созданные мощным светом, для создания интерактивного уличного искусства, в котором люди могут столкнуться со своими собственными тенями в условиях, которые показывают, насколько чуждыми, но в то же время обнадеживающими могут быть тени.

    Марио Мартинелли, «Встреча с тенью», 2013 г. Используется в рамках добросовестного использования.

  • 12. Куда бы ни пошло искусство, вскоре следует реклама. Некоторые из новейших форм рекламы используют нематериальные тени для продажи материальных товаров. Если в современном искусстве играет тень, то на сегодняшних рекламных щитах тень расплачивается.

    Эллис Галлахер и Пабло Пауэрс, «Светлая сторона тьмы», 2011 г. Используется в рамках добросовестного использования.

Избранное изображение: Фото теней от terimakasih0. Общественное достояние через Pixabay.

Краткая история теней в картинах 1 – The Eclectic Light Company

Ловис Коринт (1858–1925), Игра теней (1891), холст, масло, 82,5 x 100,5 см, местонахождение неизвестно. Викисклад.

Тени — увлекательный предмет изобразительного искусства. Часто не изображаемые на картинах, мы привыкли видеть мир в «плоском» свете с драгоценными небольшими тенями, но когда их добавляют ко многим картинам, эффект получается удивительным. В этой статье и ее завтрашнем продолжении я представляю краткий очерк истории теней в картинах, от легендарной первой картины до современного сюрреализма.

Согласно древней легенде, человек, который «изобрел» живопись, не был мужчиной и сделал это, проследив тень своего парня. Дибутад, служанка из Коринфа в Греции, собиралась увидеть, как ее бойфренда отправляют из города на военную службу. Будучи дочерью гончара, она придумала остроумный способ сделать портрет на память о нем: когда он спал, она поместила свет так, чтобы его тень отбрасывалась на стену позади него, затем она обвела контур этой тени на штукатурка. Как только он ушел, ее отец превратил свой нарисованный силуэт в первую рельефную скульптуру, обмазав силуэт глиной.

Джозеф Райт из Дерби (1734–1797), Коринфская дева (ок. 1782–1785), холст, масло, 106,3 x 130,8 см, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия. Викисклад.

В 1778 году Уильям Хейли кратко рассказал эту историю в своей поэме. , внушая ЛЮБОВЬ, прослеживаем
Образ вылеплен, а лицо карандашом!

Друг Хейли, художник Джозеф Райт из Дерби, превратил это в эту картину Коринфская дева примерно в 1782-1785 годах по заказу Джозайи Веджвуда, богатого основателя местной гончарной мастерской Веджвуда.

Хотя я не верю ни единому слову в эту легенду, она подчеркивает важность теней в изобразительном искусстве, что не всегда ценится зрителем. На протяжении веков были классифицированы и названы различные типы теней; здесь, для простоты, я рассматриваю только два широких класса: простые тени возникающие в результате трехмерной формы объекта, которые падают на себя, и отбрасываемые тени, — тени объектов, падающих на другой объект или поверхность.

Тени обоих типов изображались на картинах задолго до эпохи Возрождения, но только в период стремления к яркому реализму в раннем Возрождении особое внимание уделялось теням разных типов.

Мазолино де Паникале (Томмазо ди Кристофоро Фини) (ок. 1383-1447), Исцеление калеки и Воскрешение Табиты (1424-5), фреска, 255 x 598 см, Капелла Бранкаччи, Флоренция. Викисклад.

Мазаччо и Мазолино были среди тех, кто продвинулся вперед в точном изображении теней в своих картинах. В этом примере Мазолино тени, отбрасываемые разными фигурами, все еще являются исследовательскими и оптически несогласованными. У калеки слева свет на спине, а его тень проецируется прямо от него. Однако другие фигуры отбрасывают тени, которые больше ориентированы вправо.

Антонелло да Мессина (ок. 1430–1479), Святой Иероним в своем кабинете (ок. 1475), масло на липе, 45,7 x 36,2 см, Национальная галерея, Лондон. Викисклад.

Великолепный Святой Иероним Антонелло да Мессины в его кабинете примерно с 1475 года показывает, как быстро развивалось изображение теней в его умелом обращении с несколькими источниками света. Две птицы у подножия обрамляющего дверного проема trompe l’oeil согласуются со слегка рассеянным светом, исходящим из-за левой стороны зрителя, который также освещает святого за его столом. Вторичные источники приходят через два окна.

Джованни Баттиста Морони (ок. 1520/24–1579 гг.)), Портрет джентльмена в шлеме на валу колонны (ок. 1555–1556), холст, масло, 186,2 x 99,9 см, Национальная галерея, Лондон. Викисклад.

Тени, падающие на один и тот же объект, являются примерами сильных сигналов к форме и глубине объекта и подробно описаны во всех хороших отчетах о рисовании и живописи. Часто это единственные функции, которые позволяют мозгу преобразовать область цвета в правильный трехмерный объект.

Нарисуйте ствол дерева с равномерной яркостью и насыщенностью цвета, и он неизбежно будет казаться плоской поверхностью; добавьте даже самые простые блики и тени, и он сразу будет восприниматься как цилиндрический по форме. Это хорошо показано в 9 главе Морония.0004 Портрет джентльмена в шлеме на валу колонны ок. 1555-1556 гг.

Робер Кампен (ок. 1375–1444), «Троица сокрушенного тела» (1410 г.), гризайль на панели, 147,5 x 57,6 см, Städelsches Kunstinstitut, Франкфурт-на-Майне. ВикиАрт.

В частности, в эпоху Северного Возрождения простые и отбрасываемые тени использовались для преобразования картин гризайль в trompe l’oeil имитирующих скульптуры. Этот пример Робера Кампена поразительно реалистичен.

Геррит Адрианс Беркхайде (1638-169)8), Рынок Гроот в Харлеме, Амстердам (1673 г.), масло, панель, 42 х 61 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург. Викисклад.

При включении в пейзаж простые и отбрасываемые тени имеют большое значение для восприятия глубины и трехмерной структуры, особенно в видах, где преобладают здания, как показано в книге Геррита Адрианса Беркхейде Groote Market в Харлеме, Амстердам от 1673 года.

Джозеф Райт из Дерби (1734–1797), Три человека смотрят на гладиатора при свечах (1765), холст, масло, 101,6 x 121,9см, Частная коллекция. ВикиАрт.

В фигуративной живописи кропотливое внимание к теням часто является залогом успеха. Лучше всего это видно в работах с использованием освещения chiaroscuro , при котором большая часть холста очень темная, а освещены лишь ограниченные детали, часто с использованием точечных источников света.

Три человека смотрят на гладиатора при свечах (1765) была первой выставленной картиной Джозефа Райта из Дерби и блестящей демонстрацией его мастерства в создании изображения из ограниченных подсказок, обеспечиваемых хорошо освещенными фрагментами фигур и их простыми тенями. . В случае Райта это отражало влияние метафоры философа Джона Локка о разуме как о затемненной комнате, в которую глаз впускает образы для отражения и сохранения.

Отбрасываемые тени уже давно используются в «играх теней», когда руки и другие части тела используются для создания силуэтов кроликов и других объектов.

Иоганн Элеазар Цейссиг (1737–1806), Семья, создающая китайские тени (дата неизвестна), холст, масло, 55,3 x 45,7 см, местонахождение неизвестно. Викисклад.

Иоганн Элеазар Цейссиг показывает это в картине «Семья, создающая китайские тени», , которая была написана в конце 1700-х годов. Семья развлекается вечером с помощью лампы как точечного источника света. Мальчик постарше обводит силуэт своей матери на листе бумаги, который он держит на стене позади нее. В правом верхнем углу приведены другие примеры его «теневых» рисунков. Трое младших детей поднимают руки, чтобы сформировать силуэты кролика и кошки.

Ловис Коринт (1858–1925), Игра теней (1891), холст, масло, 82,5 x 100,5 см, местонахождение неизвестно. Викисклад.

Еще в 1891 году Ловис Коринт показал четырех мальчиков, занятых Играми с тенями, , используя свет, исходящий из высокого окна.

Другие картины сами участвуют в игре теней, в которой отбрасываемые тени используются для расширения показанной истории. Похоже, это связано с использованием фотографии в качестве инструмента более современными художниками.

Жан-Леон Жером (1824–1819 гг.)04), Голгофа (Consummatum Est, или Иерусалим) (1867), холст, масло, 81,3 х 146 см, Музей Орсе, Париж. Атенеум.

Голгофа (Consummatum Est, или Иерусалим) 1867 года — одна из немногих религиозных картин Жана-Леона Жерома, в которой сцена распятия по-новому составлена. На нем показан вид с Голгофы на Иерусалим, когда палачи и толпа спускаются к городу, который окутывает тьма. Три распятия показаны не прямо, а только в тенях, отбрасываемых ярким светом.

Уильям Холман Хант (1827–1910), «Тень смерти» (1870–73), холст, масло, 214,2 x 168,2 см, Художественная галерея Манчестера, Манчестер, Англия.
Тени в истории живописи: Shadow as a symbol in art

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх