Контраст дополнительных цветов — Искусство цвета (Иоханнес Иттен)
ColorScheme
· Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем ·
Цветовой Круг Онлайн ⇒
Карта СайтаНазвания ЦветовЦвета АвтомобилейИмена цветов в HTMLКонвертер Цветов
Искусство цвета
Иоханнес Иттен
Оглавление:
- Предисловие
- Введение
- Глава 01. Физика цвета
- Глава 02. Цвет и цветовое воздействие
- Глава 03. Цветовая гармония
- Глава 04. Субъективное отношение к цвету
- Глава 05. Цветовое конструирование
- Глава 06. Двенадцатичастный цветовой круг
- Глава 07. Семь типов цветовых контрастов
- Глава 08. Контраст по цвету
- Глава 09. Контраст светлого и темного
- Глава 10. Контраст холодного и теплого
- Глава 11. Контраст дополнительных цветов
- Глава 12. Симультанный контраст
- Глава 13. Контраст по насыщенности
- Глава 14. Контраст по площади цветовых пятен
- Глава 15. Смешение цветов
- Глава 16. Цветовой шар
- Глава 17. Цветовые созвучия
- Глава 18. Форма и цвет
- Глава 19. Пространственное воздействие цвета
- Глава 20. Теория цветовых впечатлений
- Глава 21. Теория цветовой выразительности
- Глава 22. Композиция
- Послесловие
Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-черный цвет. В физике два хроматических света, которые при смешивании дают белый свет, также считаются дополнительными. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они максимально возбуждают друг друга и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-черный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один-единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге на рисунке 3 дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:
- желтый — фиолетовый
- желто-оранжевый — сине-фиолетовый
- оранжевый — синий
- красно-оранжевый — сине-зеленый
- красный — зеленый
- красно-фиолетовый — желто-зеленый.
Если мы проанализируем эти пары дополнительных цветов, то найдем, что в них всегда присутствуют все три основных цвета:
- желтый, красный и синий: желтый — фиолетовый = желтый, красный + синий;
- синий — оранжевый = синий, желтый + красный;
- красный — зеленый = красный, желтый + синий.
Подобно тому как смесь желтого, красного и синего дает серый, так и смесь двух дополнительных цветов также превращается в вариант серого цвета.
Можно вспомнить также опыт из раздела «Физика цвета», когда при исключении одного из цветов спектра все остальные цвета, будучи смешанными, давали его дополнительный цвет. Для каждого из цветов спектра сумма всех остальных образует его дополнительный цвет. Физиологически доказано, что как и явление остаточного изображения, так и симультанный контраст иллюстрируют удивительный и до сих пор необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета, который в случае его реального отсутствия спонтанно генерируется в нашем сознании. Это явление весьма важно для всех практически работающих с цветом. В разделе «цветовая гармония» было установлено, что закон дополнительных цветов является основой композиционной гармонии, потому что при его соблюдении в глазах создается ощущение полного равновесия.
Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остается неизменным в своей интенсивности. Впечатления, производимые дополнительными цветами, идентичны сущности собственно самого цвета. Эта статистическая сила воздействия дополнительных цветов играет особо важную роль для настенной живописи. Однако помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями. Так, пара желтый — фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и темного. Красно-оранжевый — сине-зеленый это также не только пара дополнительных цветов, но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и теплого. Красный и дополнительный к нему зеленый равнозначны по своей светлоте. Чтобы яснее усвоить элементарную сущность контраста дополнительных цветов, приведем несколько следующих упражнений.
На рисунках 23-28 представлены три пары дополнительных цветов и их смеси, позволяющие получить серый тон. Цветовая градация полос, образованных при смешении каждой пары дополнительных цветов, определяется постепенным увеличением количества цвета, добавляемого к основному. При этом в центре каждого из этих рядов возникает тот нейтральный серый, который свидетельствует, что данная пара цветов является дополнительной. Если же этого серого не получается, то выбранные цвета не являются дополнительными. Рисунок 29 демонстрирует композицию из красного и зеленого и различных модуляций, возникающих при их смешении. Рисунок 30 составлен из квадратов, образованных смешением двух пар дополнительных цветов: оранжевого и синего и красно-оранжевого и сине-зеленого.
Во многих картинах, построенных на контрастах дополнительных цветов, эти цвета используются не только в их собственно контрастных качествах, но и составляют основу смесей, которые, наоборот, служат средством тонального выравнивания произведений.
Природа весьма часто демонстрирует нам подобное цветовое смешение. Его можно видеть на стеблях и листьях кустов красных роз пока еще не распустились бутоны. Красный цвет будущих роз смешивается здесь с зеленым цветом стеблей и листьев, вследствие чего возникают прекрасные красно-серые и зелено-серые оттенки.
С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые цвета. Старые мастера добивались столь цветного серого, например, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали противоположный ему или же покрывали первый цветовой слой тончайшим слоем дополнительного к нему цвета.
Пуантилисты добивались цветного серого другим способом. Они наносили чистые цвета мельчайшими точками рядом друг с другом, а появление собственно серого тона происходило уже в глазах зрителя.
Примерами использования контраста дополнительных цветов могут служить следующие картины: «Мадонна канцлера Ролена» Яна ван Эйка (1390-1441), Париж, Лувр; «Царь Соломон, встречающий царицу Савскую» в Ареццо и работа Поля Сезанна «Гора Сен-Виктор», Филадельфия, Музей искусства.
как правильно подобрать оттенки друг к другу
Как понять, что цвета подходят друг к другу.
Выбор цвета — дело непростое, и не только когда дело касается работы с красками. Даже если вы не художник, скорее всего, вы сталкивались с ситуациями, когда вам приходилось выбирать цвета для каких-то индивидуальных целей.
Простейший пример. Это происходит каждое утро, когда вы одеваетесь (конечно, если вы не персонаж из многосерийного мультфильма, у которого весь гардероб — это один костюм) или когда занимаетесь ремонтом в своем новом доме, на даче и так далее.
фото: pinterest.ru
И хотя мы знаем, что цвета — важная часть того, что делает вещи красивыми, не все инстинктивно знают, что, например, оранжевый и синий отлично сочетаемы. Кто бы мог подумать! И если вы, как и мы, не можете доверять собственному вкусу, вам поможет наш материал, благодаря которому вы сможете понять основы теории цвета и положиться на нее, чтобы всегда подбирать правильные цвета.
Смотрите также
Тест, проверяющий индивидуальное восприятие цвета
Изучите цветовой круг для понимания смешивания цветов
Перед вами общий вид цветового круга, который поможет при выборе цвета. Вы наверняка видели подобную шкалу в школе (на курсе школьной физики, в разделе оптика) или, если вы учились в художественной школе, то и там. Если подзабыли, что это такое, вот вам быстрое напоминание на этот случай.
Красный, зеленый и синий — основные цвета. Это цвета, смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки. Например, смешав красный и синий (при аддитивном смешивании, подробнее здесь), вы получите розовый.
фото: ru.wikipedia.org
А применив субтрактивное смешивание цветов, получите вот такую картину:
фото: ru.wikipedia.org
Оранжевый, зеленый и фиолетовый называются вторичными цветами. Почему? А все дело в том, что они создаются при смешении двух основных цветов:
- Так, при смешивании желтого и красного получится оранжевый;
- Смешивание синего с красным даст фиолетовый;
- А синий и желтый создадут зеленый.
Третичные цвета получаются путем смешивания основного цвета с второстепенным. Третичные цвета создаются при смешивании первичного и вторичного цвета или двух вторичных цветов вместе.
На этом, разумеется, цветовая палитра не заканчивается, поскольку у всех цветов есть очень разнообразные оттенки. Причем эти оттенки цветов будут:
- яркими;
- насыщенными;
- светлыми.
Оттенки будут получаться при добавлении в цвет белого, черного и серого. Вот здесь мы и получаем те самые миллионы разнообразных вариаций оттенков, то есть цветов разной интенсивности, различных по тону, таблицу которых можно просмотреть, например, в PhotoShop или Paint.
Смотрите также
Экспресс-тест: Различаете ли вы оттенки цветов
Как подобрать сочетающиеся цвета?
И как из этого миллионного разнообразия подобрать именно сочетающиеся цвета?
Согласно теории цвета, в гармоничных цветовых комбинациях используются:
любые два цвета, противоположные друг другу на цветовом круге;
любые три цвета, равномерно расположенные вокруг цветового круга и образующие треугольник;
любые четыре цвета, образующие прямоугольник (то есть две пары цветов напротив друг друга).
Впрочем, для профессионалов-оформителей, художников, дизайнеров, у кого наметан глаз, есть соответствующее образование и понимание набора средств и инструментов, данная триада не является исчерпывающей. Но для повседневных нужд и прикладного использования подойдет более чем. Поэтому углубляться в этой части не будем.
Но отметим, что для работы с выбором цветов есть удобные онлайн-инструменты — например, в том же Adobe (хотя продуктом этой компании выбор онлайн-инструментов не ограничивается). Переходим на страницу color.adobe.com и попадаем на цветовой круг, на котором можно соблюсти правило гармонии:
фото: www.adobe.com
В зависимости от колеса существует несколько основных правил подбора цветов. И они на самом деле довольно простые.
фото: Wikipedia
Дополнительные цвета — это любые два цвета, расположенные напротив друг друга на колесе. Например, синий и оранжевый или красный и зеленый.
Они создают высокий контраст, поэтому используйте их, когда хотите что-то выделить. В идеале используйте один цвет в качестве фона, а другой в качестве акцента. Как вариант здесь можно использовать оттенки и оттенки: например, более светлый оттенок синего контрастирует с более темным оранжевым.
YouTube
Для разделения дополнительных цветов используются три цвета. Схема берет один цвет и сопоставляет его с двумя цветами, соседними с его дополнительным цветом. Например, синий, желто-оранжевый и красно-оранжевый.
Эта схема идеальна для новичков, потому что в ней сложно ошибиться. Это потому, что вы получаете контрастные цвета, но они не так диаметрально противоположны, как дополнительные, говорит Tiger Color.
Аналогичные цвета — это любые три цвета рядом друг с другом на колесе. Например, оранжевый, желто-оранжевый и желтый.
При использовании аналогичных цветов лучше избегать оттенков, поскольку они могут раздражать. Вместо этого сосредоточьтесь на оттенках аналогичных цветов. Еще один совет: избегайте сочетания теплых и холодных цветов в этой схеме.
Триадные цвета — это любые три цвета, которые одинаково разнесены на цветовом круге. Например, красный, желтый и синий.
«Триада» также высококонтрастна, но более сбалансирована, чем дополнительные цвета. Хитрость здесь заключается в том, чтобы позволить одному цвету доминировать и акцентировать внимание на двух других.
Прямоугольная схема использует четыре цвета вместе в форме двух наборов дополнительных цветов. Например, синий и оранжевый здесь будут сочетаться с желтым и фиолетовым.
Эту схему сложнее всего сбалансировать.
Смотрите также
Принцип кривой Гильберта поможет эффективней окрашивать стены дома
Она предлагает большее цветовое разнообразие, чем любая другая схема, но если все четыре цвета используются в равных пропорциях (количествах), схема может выглядеть несбалансированной, поэтому вам следует выбрать цвет, который будет доминирующим среди других. Избегайте использования чистых цветов в равных количествах.
Среди форм поиска гармоничных цветов представлено десять схем, которые настраиваются буквально одним кликом мышки и интуитивно понятны при выборе оттенков и тонов.
Цветовые схемы — гармоничные цветовые сочетания
Гармоничные цветовые сочетания называются цветовыми схемами — иногда также используется термин «цветовая гармония». На цветовом круге есть еще одно разделение, о котором нужно знать, чтобы лучше понимать цветовые схемы: теплые и холодные цвета.
YouTube
Зачем они нужны? У них одна цель — передать эмоции. Теплые цвета демонстрируют и буквально излучают энергию и радость (их лучше всего использовать в личных нуждах, например в одежде. Впрочем, в гардеробе должна быть одежда и с менее яркими цветами).
В то же время холодные цвета передают спокойствие и умиротворение и лучше всего подходят для офисного использования или дома (создание коллажей на компьютере, работа с цветом для профессиональных нужд или проработка интерьера дома ). Само колесо можно легко разделить, чтобы понять, какие цвета теплые, а какие прохладные:
фото: Mr. Luck (Shutterstock)
Понять «черное и белое» с помощью монотонов
После того как вы познакомитесь и изучите основные цветовые схемы, вы можете перейти на ступеньку выше с помощью оттенков и тонов.
Черный и белый используются для «монохроматических цветовых схем», которые, в свою очередь, делятся на монотонно-хроматические и монотонно-ахроматические.
Монотонная хроматическая схема
Монотонная цветовая схема — это один оттенок и его вариации с точки зрения оттенков и насыщенности. Всегда хорошо использовать насыщенность и вариации оттенка / оттенка цвета. Однако в большинстве случаев я бы не советовал использовать полностью монохромную схему, так как есть риск однообразия. Однако использование ее с чистым белым или черным цветом может быть эффективным.
Монотонный ахроматический
Монотонная ахроматическая цветовая схема — это особый пример монотонной схемы, которая состоит только из нейтральных цветов в диапазоне от черного до белого. Подобная схема может быть эффективной, но легко может показаться скучной. Использование ахроматической схемы с одним ярким цветом для выделения может быть очень эффективным.
Теперь у вас есть базовое представление о теории цвета, но что это значит для вашей повседневной жизни?
фото: pinterest.ie
По сути, эти концепции помогут вам понять, как улучшить внешний вид. Улучшить внешний вид всего — от модного прикида до интерьера вашей квартиры или красивого резюме, набранного в Ворде.
Одежда и колористический стиль
фото: www.pinterest.ru
Самое прикладное применение знаний о колористике — это подбор стиля одежды, которую вы носите. Заметили, что некоторые люди всегда хорошо одеваются, в то время как другие носят одежду, которая несовместима или несочетаема по цветам? Почему? Возможно, кто-то из стиляг действительно уникален и просто «чувствует» цвет; другие же, скорее всего, используют описанную нами выше схему.
Смотрите также
12 советов по дизайну интерьера, которые сделают жилье комфортным жизненным пространством
Что нужно, чтобы стать, как они? Распечатайте цветовой круг и прикрепите его к дверце шкафа. В следующий раз, когда выберете один предмет гардероба, просто обратитесь к таблице, чтобы увидеть, какие цвета в вашем шкафу лучше всего дополнят его. И используйте понимание теплых и холодных цветов, чтобы передать эмоции, которые вы желаете.
Как правило, мы хотим, чтобы в вашем наряде было больше трех цветов.
Также никогда не используйте «праздничные», слишком яркие цвета, такие как красный и зеленый, если вы, соответственно, не идете на вечеринку. Избегайте сочетания серых цветов с яркими цветами, такими как желтый и серый соответственно.
Профессиональная деятельность
фото: www.wikihow.com
Точно так же теория цвета может помочь вам в офисе, будь то оживление вашего резюме для поиска работы или создание вашей презентации и слайдов. Опять же, общее практическое правило — ограничиться тремя цветами максимум.
Обычно для офисной работы стоит искать яркие цвета, которые хорошо сочетаются друг с другом. Это означает подбор контрастных вариантов. Например, выберите темный и светлый, насыщенный и пастельный. Таким образом, можно концентрировать внимание зрителя на деталях и ненавязчиво выделять важные части презентации или документа (того же резюме).
Дизайн интерьера
фото: Sherwin-Williams
И, конечно же, теория цвета очень полезна, когда вы хотите покрасить стены дома/квартиры или подобрать меблировку. Существует множество веб-сайтов и еще большее количество профессионалов, которые помогут вам выбрать правильные цвета, но эти три совета стоит помнить всегда (по крайней мере, так вы проверите, действительно ли перед вами профи и он знает, что делать).
Смотрите также
60 примеров современного дизайна архитектуры и интерьера, которые помогут найти вдохновение, чтобы освежить свой дом
Три правила, о которых нужно помнить:
- Не мешайте в комнате «коктейль» из цветов. Выберите максимум три. Если вы выберете два ярких цвета (например, теплых), третий должен быть нейтральным, чтобы давать глазам отдых;
- При выборе цветов начните с самого смелого, основного, превалирующего цвета, а затем выберите другие, отталкиваясь от первого;
- Не забывайте работать с фактурой. Она может разбавлять однотонную цветовую гамму приятными неявными вкраплениями, которые будут подсознательно расслаблять и умиротворять.
Конечно, это не единственное применение теории цвета. Цвета и их комбинации появляются в жизни любого человека чаще, чем мы думаем, и знание этих основ поможет вам выбрать схему, которая понравится как вам, так и всем остальным.
Обложка: www.hdwallpaper.nu
Дополнительные цвета Определение — Что такое дополнительные цвета от SLR Lounge
Что такое дополнительные цвета?
Когда дело доходит до искусства и фотографии, цвета решают все. Они так много воплощают и способны вызвать и передать чувства как художника, так и наблюдателя. Существует множество цветовых схем, но сегодня мы обсудим одну из самых основных и популярных концепций — дополнительные цвета.
Дополнительные или дополнительные цвета
Это не урок английского, но легко понять, почему люди путают это. Дополнительные цвета — это просто цвета, расположенные прямо напротив друг друга на цветовом круге. Вместо того, чтобы дополнять друг друга (как часто думают люди), они компенсируют друг друга; их смесь даст цвет в оттенках серого.
Классические примеры включают красный и зеленый, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый. При использовании рядом друг с другом они создают довольно привлекательный, сильно контрастирующий вид.
Дополнительные цвета в фотографии
Фотография — это больше, чем просто наведение камеры на объект и нажатие кнопки. Нужно многое узнать об освещении, экспозиции, цветах и многом другом.
Пожалуй, одной из самых важных тем в фотографии является теория цвета. В большинстве случаев фотография может захватить и удержать внимание не из-за объекта, а из-за его цветов. Ключевым моментом является использование сильных цветовых комбинаций.
Здесь на помощь приходят дополнительные цвета. Конечно, они создают сильный контраст друг с другом, но они также добавляют сцене глубину. Два цвета достигают этого довольно оригинальным способом. Кажется, что теплый цвет выступает вперед, в то время как более холодный цвет кажется отступающим, в то время как прежний выступает наружу.
Вы можете применить этот принцип в своей фотографии, чтобы сделать ваши изображения « популярными ». При этом вы можете привлечь внимание зрителя одним взглядом. Попробуйте сделать объект изображения более теплым цветом и использовать более холодный в качестве фона.
Будьте осторожны с дополнительными цветами в фотографии
Вы, наверное, задаетесь вопросом, почему нужно быть осторожным, если комбинация такая замечательная. Что ж, с этими комбинациями легко переборщить. Когда это происходит, он удаляется от основного объекта фотографии.
Если вы делаете снимок и замечаете, что цвета слишком сильно выделяются, лучше всего смягчить их. Вы можете сделать это, добавив немного белого к основному цвету.
Вот как вы можете применить это, чтобы улучшить свои навыки фотографии
Для начала вы должны ознакомиться с цветовым кругом.
Поймите, какие цвета дополняют друг друга, и работайте с этой идеей. Сделайте пару снимков объектов в вашем окружении, которые, по вашему мнению, могут подойти.На изображении ниже обратите внимание, насколько теплее оранжевый « хлопает» по сравнению с синим фоном. Вы можете найти больше тех, кто вас окружает, или воссоздать их для практики.
Изображение из Unsplash
Далее нужно научиться их редактировать, а не менять полностью. Вы можете увеличить или уменьшить глубину или интенсивность одного цвета и так далее.
В конечном счете, для того, чтобы ваши фотографии получились потрясающими, требуется нечто большее, чем просто съемка. Используйте свои знания о дополнительных цветах в своих интересах.
6-шаговое руководство по цветокоррекции Lightroom для стилизованных портретов
Pye Jirsa, 5 месяцев назад 2 минуты чтения
Когда вы работаете с гелями, вы обнаружите, что набор правильных цветов при постобработке может быть довольно сложным. В…
Настройка постоянного освещения для дополнительных цветных портретов
Pye Jirsa, 5 месяцев назад 2 минуты чтения
В этом видео я расскажу о другой настройке постоянного освещения для дополнительных цветных портретов с использованием нового Rotolight…
Редактирование фотографий
3 важных способа редактирования цвета в Lightroom
Max Bridge, 7 лет назад 6 мин чтения
В этой статье будут рассмотрены три метода настройки, а иногда и полного изменения существующих цветов на фотографиях.
Лайтрум
Раздельное тонирование | «Секрет» в рецептах для многих обожаемых изображений и полностью недооцененных
Кишор Сох, 7 лет назад 8 минут чтения
Раздельная тонирующая панель, должно быть, одна из самых забытых в Lightroom, тем не менее, многие профессионалы клянутся ею, и она может помочь с балансом белого, непрерывностью внешнего вида и цветокоррекцией. Вот в чем дело. Это просто.
Что такое дополнительные цвета?
Узнайте, как выгодно использовать дополнительные цвета краски
К
Марион Бодди-Эванс
Марион Бодди-Эванс
Марион Бодди-Эванс — профессиональный квилтер, художник и писатель с 15-летним опытом работы в области квилтинга и живописи. Она работает художником в художественной студии острова Скай, расположенной в Шотландии, где также проводит мастер-классы.
Узнайте больше о The Spruce Crafts’ Редакционный процесс
Обновлено 31.10.19
Йоргельм/Wikimedia Commons/Public Domain
Дополнительные цвета — это два цвета, которые находятся на противоположных сторонах цветового круга. Если вы художник, зная, какие цвета дополняют друг друга, это может помочь вам принять правильное цветовое решение. Например, комплементарные компоненты могут сделать друг друга ярче, их можно смешивать для создания эффектных нейтральных оттенков или смешивать вместе для получения теней.
Давайте рассмотрим, как вы можете использовать дополнительные цвета в своих интересах.
Основные дополнительные цвета
В основе теории цвета дополнительные цвета — это противоположные оттенки на цветовом круге. В своей самой простой форме они представляют собой один основной цвет и вторичный цвет, который создается путем смешивания двух других основных цветов. Например, дополнительный цвет к желтому — фиолетовый, представляющий собой смесь синего и красного.
Обладая этими знаниями, довольно легко запомнить первый набор дополнительных цветов:
- желтый и фиолетовый
- синий и оранжевый
- красный и зеленый
Если вы добавите третичные цвета — те, которые состоят из одного основного и одного вторичного цвета — и поработаете по цветовому кругу, вы обнаружите, что эти цвета также дополняют друг друга:
- желто-оранжевый и сине-фиолетовый (индиго)
- оранжево-красный и сине-зеленый (бирюзовый)
- красно-фиолетовый (розовый) и зелено-желтый
Цветовой круг можно делить бесконечное количество раз, чтобы включить все градиенты между этими основными оттенками. Самое главное понять, что независимо от оттенка или тона цвета, противоположный цвет всегда является его дополнительным.
Дополнения делают друг друга популярными
Еще одна вещь, которую вы заметите, это то, что пара дополнительных цветов состоит из одного холодного и одного теплого цветов. Оранжевый, красный и желтый — теплые цвета, а синий, зеленый и фиолетовый — холодные. Это помогает создать то, что известно как одновременный контраст, самый высокий контраст, доступный на цветовом круге.
Одновременный контраст возникает из-за естественной иллюзии, когда вы размещаете два дополнительных цвета рядом друг с другом. Оба цвета будут казаться ярче и привлекут внимание зрителя.
Художники постоянно этим пользуются. Например, закаты с градиентами от темно-синего до ярко-оранжевого более привлекательны, потому что они основаны на одновременном контрасте. Точно так же, если ваш тюбик с красной краской недостаточно яркий, нарисуйте рядом с ним что-нибудь зеленое.
Добавки для смешивания
Когда вы смешиваете краску, в первую очередь обратите внимание на дополнительный оттенок, потому что с ним могут происходить чудесные вещи. Например, смешивание дополнительного цвета с основным цветом объекта является одним из лучших способов рисования динамических теней.