Виды натюрморта в живописи: суть, виды, основные поджанры, история, выдающиеся художники. Примеры натюрмортов известных картин

12. Натюрморт как жанр живописи, его характеристика, виды.

«Натюрморт» — слово французкое в буквальном переводе означает “мертвая натура”. Периоды его развития имели свои исторические предпосылки. Каждый век выдвигал своих мастеров натюрморта. В их произведения воплотились художественные идеалы времени, своеобразие и выразительность пластических средств, присущих той или иной эпохе, и индивидуальности отдельных живописцев. В голандии в нач 17в.

Натюрморт жанр изо исква, изоюражающий неодушевленные предметы. Натюрморт — это прежде всего предметы, кот организованы тематически, связаны смысловым содержанием и несут в себе определенную идею. Их можно разделить на две больших группы: природные предметы (цветы, плоды, снедь, рыба, дичь и т.д.) и вещи, сделанные руками человека. Огромное разнообразие мира вещей бесконечно расширяет содержательные возможности натюрморта. Композиционные особен натюрморта. Вся композиционная работа сосредотачивается на вопр размещения натюрморта в пределах картинной плоскости.

В зависти от хатера натюрмортной группы ее высоты и ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине и цвету опредся формат и размеры плоскости, положе композицго центра находся тональное и цветовое решение, ведутся поиски наиболее оптимальной композиции, в кот найдут свое реше вопр равновесия, пропорционх отношений.

В организации композиции, исполют различные виды ритмов — линейные, тоновые, цветовые. Особ роль играют контрасты. Выделяя те или иные участки изобря, они делают их то более заметными, то затухающими. Ритм организует изображение. Заложенный в структурную основу натюрморта, он создает зрительный каркас, кот руководит восприятием. Зрительно сопоставляя одни элементы изображ с др, выделяем гле из них и сосредотачиваем на них вниме.

формат в св основе зависит от замысла, а он, выражает харр группировки предметов, ее пропорции. Как правило, в натюрморте, осн гр предметов располагают на втор пространсвеном плане, где находится сюжетно композицй центр.

Целью достижения, взаимосвязи композиции группы предметов с форматом является ритмическое реше картинной плоскости, чередование пятен, пауз, уравновешенность картинной плоскостью с определением смыслового композиционного центра, размещение второстепенных частей, с поиском цветовых и тональных контрастов. Цвет — душа живописи, без цвета живопись не существует. Не воспринимаемая колоритом, мы еще не знаем, в сущности, данного произведения. Вот почему всякая однотонная репродукция с картины отнимает у нее основное, что у нее есть с точки зрения средств выразительности.

Классификации: 1. по содержанию: однопоядковая (тол овощи, тол цветы), смешанные. 2. в завти от предметов природы: естественная прир с эстет ценностью, спец выращанные без эстет ценности, сооружения чел для исполя в быту. 3. по колориту: теплый, холодный. 4. по цвету: сближенные цв, колоритные. 5. По освещенности: прямое, боковое, против света(полумрак). 6. по месту расположя: в пейзаже, в интерьере.

7. по времени исполнения: кратковреме\, долговременные. 8. по постановке учеб зад: реалист, декорат. 9. рассказ о красоте самих предметов: завтраки, битая дичь, овощи и фрукты, лавки, постановочный. 10. рассказ о челке ч/з предмет: завтраки, охотничий натюрморт, профессиональный.

Символы голландского натюрморта — Развлекушки


Натюрморт — жанр живописи

Что такое натюрморт?

Натюрмортом называют жанр живописи, в рамках которого изображается неживая природа. Жанр зародился в XVII веке.

Натюрморт в первую очередь удивителен и интересен тем, что заставляет людей видеть красоту и гармонию в повседневных, скучных вещах, окружающих нас постоянно, но ничем не обращающих на себя наше внимание.

Жанр не так прост, как кажется на первый взгляд: в большинстве таких картин художники используют иносказание — пытаются через определённый набор предметов, их расстановку, выбранные цвета, общую композицию сказать людям что-то важное, передать то, что их волнует, поведать о своих чувствах и мыслях.

Франсиско де Сурбаран. Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой. 1633

Несмотря на мрачный перевод «мёртвая природа», полотна зачастую пестрят яркими красками, радуют зрителя своей оригинальностью и причудливостью, пробуждают желание жить и восторгаться окружающим миром, видеть прекрасное в нём.

Существует множество видов и подвидов натюрморта, например, сюжетно-тематический, творческий, учебно-творческий, учебный. Также их подразделяют по использованным цветам, освещённости, колориту, времени исполнения, месту расположения и т. д.

Основоположниками натюрморта как самостоятельного жанра стали голландские и фламандские художники. Первоначально картины появились в религиозном обиходе. Также в эпоху зарождения жанра распространение получили картины мрачного характера с глубоким философским смыслом и тёмными тонами, в центре композиции, которых были черепа, свечи и некоторые другие атрибуты. Затем, постепенно развиваясь, жанр вбирал в себя всё новые и новые направления и раз за разом получал всё более широкое распространение во всех кругах общества. Цветы, книги, овощи и фрукты, дары моря, посуда и другие предметы быта — всё нашло своё отражение в искусстве. Одними из самых известных художников натюрмортов стали Амбросиус Басхарт, Мигель Парра, Ян Брейгель, Иозеф Лаунер, Северин Розен, Эдвард Ладелл, Ян Давидс де Хем, Виллем ван Алст, Корнелис Бризе.


Сезанн, Поль. Натюрморт с гранатом и грушами. 1885-1890


Сезанн, Поль. Натюрморт с яблоками и апельсинами. 1895-1900

В России жанр возник в начале XVIII века, но всерьёз этим никто не занимался, он считался «низшим» жанром. В начале XX века натюрмортная живопись достигла наибольшего расцвета; художники создавали свои шедевры, ставили перед собой новые задачи и достигали несказанных вершин в мастерстве, использовали необычные техники, подбирали новые образы. Русский натюрморт в отличие от западного развивался не постепенно, а в ускоренном темпе. Творя в этом жанре, прославились такие русские художники, как К. Петров-Водкин, И. Левитан, И. Ф. Хруцкий, В. Нестеренко, И.Э. Грабарь, М. Сарьян, А. Осмеркин, П.П. Кончаловский, С.Е. Захаров, С.И.Осипов и многие другие.


И. Левитан


И. Левитан

В современной живописи натюрморт претерпевает новый подъём и теперь прочно занимает полноправное место среди других жанров изобразительного искусства. Сейчас это одно из самых востребованных направлений в живописи. Имея огромное количество возможностей для самореализации себя в творчестве, художники пишут самые разнообразные натюрморты. А зрители, в свою очередь, покупают картины, украшают ими интерьеры, оживляя свой дом и принося в него уют и радость. Натюрмортами постоянно пополняются музеи, открываются всё новые и новые выставки в различных городах и странах, на которые приходят толпы заинтересованных искусством зрителей. Спустя несколько столетий, пройдя долгий полноценный путь развития, натюрморт по-прежнему актуален и не утратил своей значимости в мировой живописи.

Объекты должны быть свежими

Второе правило, которому художник должен следовать, – это брать для постановки натюрморта только свежие продукты. Если вы планируете рисовать что-то скоропортящееся, то вам нужно садиться за мольберт сразу же после того, как вы соберете композицию. Если вы не планируете рисовать в ближайшие дни, то не используйте в постановке ничего быстропортящегося. Лучше взять продукты, срок хранения которых не ограничен двумя-тремя днями или же заменить настоящую еду муляжами. Если нет возможности использовать муляжи, то выбирайте те съестные припасы, которые, по вашему мнению, самые свежие.

После того как вы каждому предмету в постановке найдете место и нарисуете первые наброски, следует обвести месторасположение предметов на драпировке, а сами объекты убрать в холодильник. Благодаря контуру, который останется на ткани, будет легко восстановить не только месторасположение предметов, но и расстояние между ними.

Фон

Собираете натюрморт? Учебная постановка требует от педагога знаний относительно специфики фона. В качестве цветовой подложки следует использовать темную материю теплого оттенка. На такой ткани все светлые предметы будут смотреться выразительно. Ученику не придется долго думать о контрастах. Фон темный, задний план средней насыщенности, а вещи на переднем плане светлые и выразительные. Именно на простых заданиях ученики познают правила композиции и все тонкости расставления акцентов.

В качестве фона можно использовать не только ткань, но и предметы из окружения. Например, в качестве бэкграунда педагоги используют угол комнаты. Подобные натюрморты помогают студенту понять, что композиция является не чем-то отдельным, а частью окружающего пространства. Если занятия проходят в режиме пленэра, то фоном может стать трава или же деревья. Предметы быта интересно писать под прямым солнечным освещением, когда задником является красивый цветущий куст розы или жасмина.

Суета сует

Тема бренности жизни, равенства перед смертью и короля, и нищего, была очень популярна в литературе и философии того переходного времени. А в живописи она нашла выражение в картинах, изображавших сюжеты, главным элементом которых был череп. Такой жанр получил название vanitas — с латинского «суета сует». Популярности натюрмортов, похожих на философские трактаты, способствовало развитие науки и образования, центром которых был знаменитый на всю Европу университет в Лейдене.

Vanitas занимает серьезное место в творчестве многих голландских мастеров того времени: Якоба де Гейна Младшего, Дэвида Гейна, Хармена Стенвейка и др. Лучшие образцы «ванитас» — не простые страшилки, они вызывают не безотчетный ужас, а спокойное и мудрое созерцание, наполненное раздумьями о самых важных вопросах бытия.

Вещи должен объединять смысл

Как собрать качественный натюрморт? Для этого следует объединять все вещи общим смыслом. Например, если вы собираете композицию, посвященную лесной прогулке, то следует использовать корзинку, грибы, ветки и листья, а также ягоды и чучела птиц. Если вы надумали собрать натюрморт с тематикой «женские штучки», следует использовать причудливые пудреницы, духи, зеркала и кисти для макияжа. В постановке натюрморта «завтрак гурмана» могут быть использованы различные фрукты, хлеб и банка с вареньем.

Тематика каждой композиции должна хорошо прослеживаться любым смотрящим. Не нужно высасывать связь предметов из пальца. Если вы очень хотите использовать серп в композиции с завтраком, то лучше положите его под стол, но не на стол. Всю картину будут портить неуместно расставленные вещи. Они будут выбиваться из композиции. А ведь натюрморт – это не склад продуктов, хаотично накиданных на столе. Натюрморт – это грамотно выстроенная композиция, которую нарушить может любая мелочь.

Соразмерность

Когда человек собирается делать постановку натюрморта для рисунка, то он должен учитывать соразмерность предметов. Рядом с большой вазой не следует класть спичечный коробок. Он будет смотреться неуместно. Большие предметы с маленькими должен соединять своеобразный мостик, образованный объектами среднего размера. Массивные предметы должны стоять на заднем фоне и не перегораживать небольшие вещицы переднего плана. Кто-то может рассмотреть градацию размеров как яркий пример контраста. Подобным образом у вас получится сделать дисгармонию композиции и внести в нее динамику. Но ваш натюрморт не будет устойчивым и в глазах зрителей. Постановка будет рассыпаться на части. Если небольшие предметы стоят рядом с большими, грамотно уравновесить их невозможно. Поэтому обратите внимание на гармонию пропорций в своей композиции.

Также следует помнить, что объемные складки следует считать частью постановки. И на большую складку класть россыпь бус будет неразумно. Если уж хочется что-то туда поставить, лучше выберите массивный кувшин.

Детали на деталях

Хотите сделать натюрморт интересным? Тогда разнообразьте его детализированными вещами. Например, используйте не простой белый сервиз, а чашки и чайники со сложным рисунком. Узор может украшать старинный рушник или же в качестве акцентов могут выступать небольшие фигурки или статуэтки. Вещи должны быть красивыми, и художнику должно захотеться рассмотреть предметы повнимательней. Подобные детали цепляют взгляд, и зритель не остается равнодушным.

Но не перегружайте композицию. Если вы используете в натюрморте декоративную посуду, значит, драпировка должна быть однотонная. Если же вы используете принтованные ткани, выбирайте нейтральные предметы, которые на фоне броского материала не смогут потеряться. Не перегружайте натюрморт. Композиции, в которых много интересных деталей, приятно рисовать. Но с подобным заданием справится только опытный художник, а не новичок. Поэтому всегда здраво оценивайте свое мастерство.

Популярные доклады

  • Доклад-сообщение на тему Динозавры для 1 класса
    Много миллионов лет назад, когда еще не было семи континентов, а был один большой материк, его территорию населяли динозавры. Это был юрский период, в это время климат был достаточно теплый и влажный, чем в наше время. Возле экватора почти не было суши,
  • Доклад Цветковые растения 2, 3, 5, 6, 7 класс сообщение
    На данный момент в нашем мире цветковые растения или же покрытосеменные, являются огромной группой в современном мире растений. История цветковых растений является токовой, что растения произошли от вымерших водорослей,
  • Доклад на тему город Череповец
    Череповец — это крупный город Вологодской области. По данным 2017 года в нём проживает почти 320 000 человек. Город имеет собственный флаг и герб. Город является крупнейшим промышленным центром Европейской части России.

В 18 веке

Во французской живописи Ж. Б. Шарден (1699-1779) был мастером многих видов натюрморта, от скромных кухонных предметов до неповторимых аллегорий и поэтической передачи эмоций простым расположением плодов и роз. Его работы отличаются реалистичностью за счет игры цвета и художественной передачи освещенности.

Анна Костер (1744-1818) была последовательницей Шардена. Ее работы часто путают с мастером. Но композиции Костер более деликатные и воспроизводят очень странные предметы. Экстравагантные коллекции кораллов и раковин на каменной полке поражают почти фотографической точностью.

Гармония между схожими и различными формами

Постановка натюрморта для живописи – это целое искусство. Человек должен найти такие предметы, которые будут хорошо гармонировать друг с другом по цветовой гамме, по размеру и по форме. Особое внимание следует уделить последнему критерию. В одну композицию не нужно нагромождать множество одинаковых предметов. Если вы используете бутылки, то они должны быть разнокалиберные. Не нужно выстраивать на заднем фоне забор из баклажек одинаковой формы и размера. Следует использовать такие предметы, форма которых визуально похожа, но размер которых отличается. Например, вы можете найти прямоугольник со скругленными краями, цилиндр и шар. В подобную композицию сложно будет вписать куб или что-то граненное.

Контуры, очертания и плавность линий должны повторяться. Тогда композиция будет смотреться цельно и гармонично. Совмещать несовместимые предметы можно, ведь в искусстве не существует правил, которые нельзя нарушать. Но прежде чем переходить границы дозволенного, человек должен выучить классические каноны.

Натюрморт | Музей Гуггенхайма в Бильбао

 

Голландцы — это человеческие муравьи; они распространяются по всем регионам земли, собирают все, что находят редкое, полезное или ценное, и несут обратно в свои хранилища. . . . Куда бы вы ни отправились в этой стране, вы увидите, как искусство борется с природой и всегда побеждает. 1

Термин «натюрморт» впервые вошел в употребление в Нидерландах в 17 веке. 2 Голландцы рано проявили интерес к объектам и их способности нести символическое значение, особенно моральные или духовные идеи. Традиция натюрморта, возможно, началась, когда эти предметы стали доминировать в картинах религиозных сцен, которые включали символические предметы. В северных провинциях повествование полностью выпало из картины. 3

Натюрморты значительно изменились за столетие. Натюрморты начала 17 века, как правило, были сосредоточены на крайних натуралистических деталях и иногда заказывались коллекционерами естествознания, цветоводами или другими лицами, проявляющими научный интерес к образцам из Нидерландов или из поездок купцов за границу. Самые популярные предметы часто отражали зарождающуюся голландскую идентичность. Морепродукты, например, были особенно повторяющейся темой из-за зависимости голландцев от воды и близости к ней. Цветы, которые вообще высоко ценились в голландской жизни, были еще одним очень модным предметом, и картины с их изображением продавались по высоким ценам. 4

К 1640-м годам стало проявляться растущее предпочтение предметов роскоши, и композиции переполнялись фруктами и дорогими предметами декора, в том числе экзотическими товарами, добытыми из дальних путешествий купцов. Несмотря на эти изменения, художники не убрали предметы, которые могли бы напомнить зрителям об их протестантской вере. Какими бы богатыми ни становились голландцы благодаря торговле и бизнесу, они стремились поддерживать надлежащий баланс между мирскими и духовными заботами. 5 Натюрморты, символизирующие краткость жизни, назывались vanitas . Появление этого типа живописи совпало с окончанием перемирия, заключенного Соединенными провинциями с Испанией, и с разрушительными последствиями чумы. 6 Страх перед возродившейся войной и болезнью, возможно, вдохновил символы ванитас: часы, череп, дымящуюся масляную лампу, опрокинутый пустой стакан и свисающую лимонную корку, среди прочего.

Часть завтрака был типом натюрморта, в котором предметы были представлены как еда, а не украшение или природный образец. Эти картины часто изображали посуду или частично съеденную пищу и, по-видимому, изображали неформальные приемы пищи. 7 Якоб ван Эс (1596—1666) был известен своими росписями таких произведений. Его Натюрморт с рыбой на кухонном столе (ок. 1635–1640) изображает морепродукты, в основном рыбу, в разных положениях на столе. Композиция длиной более двух метров не выделяет все объекты одинаково, а располагает их сильными диагоналями, в которых они накладываются друг на друга, подвешиваются, разрезаются пополам и свисают над столом, чтобы подчеркнуть иллюзию глубины. Вынужденный вглядываться в глаза только что умершей рыбы, вспоминаешь о краткости жизни.

Примечания:
1 Дени Дидро в своем отчете о поездке в Голландию в 1772 г. («Путешествие по Голландии», Supplement aux Œuvres de Diderot , 1818, 90 The Art of Alpers)0 : Голландское искусство в семнадцатом веке (Chicago University of Chicago Press, 1983), стр. 111.
2 Мэдлин Милнер Карр, Голландская живопись семнадцатого века. , 2-е изд. (Нью-Йорк: Icon Editions, 1993 г.), с. 189.
3 Там же, с. 190.
4 Там же, с. 191.
5 Там же, с. 198.
6 Там же, с. 196.
7 Там же, с. 194.

Значение натюрморта в живописи

Значение натюрморта в живописи было одним из самых узнаваемых жанров в истории искусства. Живопись изображала натюрморты со всевозможными аранжировками, элементами и освещением: сервировка стола, этюды охоты, вазы с фруктами с дотошным, абстрактным или красочным видением… От натюрморта эпохи Возрождения, богатого деталями и четкостью, к натюрморту, который возник когда живопись сделала смелый поворот в сторону абстракции, этот жанр оставался постоянным источником вдохновения для художников.

Содержание

  • 1 Виды натюрморта в живописи: насколько может себе представить
  • 2 Споры о натюрморте
  • 3 Значение натюрморта в живописи

Виды натюрморта в живописи: как насколько может вообразить ум

Существуют натюрморты со множеством различных элементов: из животных мы можем видеть натюрморты с сардинами, куропатками, свиньями и даже со свиными головами. Лично я предпочитаю натюрморты с фруктами и контейнерами натюрмортам с животными. Один из тех, что мне больше всего понравились, я видел в конце 2018 года в музее Бельведер в Вене, это был экзотический натюрморт, в котором фигурировал попугай (в данном случае живой попугай), а также виноград, арбуз… . Получилось очень живо, красочно и оригинально.

Из тех, что нарисовала моя бабушка, один из тех, что всегда производил на меня наибольшее впечатление, это натюрморт с лобстером. Как будто лобстер был недостаточно впечатляющим, он также поставляется с лимоном, кувшином пива, который выглядит как немецкое пиво, и несколькими устрицами вокруг него. Есть также два очень разных стакана, один справа, который выглядит как аперитив, а другой слева, я полагаю, для воды или белого вина.

Споры о натюрморте

На одной из моих последних выставок, где был и натюрморт, кто-то из посетителей откровенно спросил: «А в чем тут смысл? Что интересного в перцах?

Для меня это интересный жанр по той простой причине, что, если произведение хорошее, оно отражает уникальность и яркость простых элементов нашей повседневной жизни, которые остаются довольно незамеченными, поскольку в большинстве случаев мы мысленно обозначаем их как «очевидные». «, а затем перейти к чему-то другому.

На той самой выставке, о которой я говорил, были и другие посетители, которым понравился натюрморт, который я представил, и они даже сказали мне: «Мы очень ждали, когда ты нарисуешь натюрморт, правда».

Мое любопытство к этому мотиву, вероятно, также связано с влиянием моей бабушки, художницы Кармен Гандиа, которая летом начала 1990-х научила меня и мою кузину писать натюрморты маслом, как она.

Виды натюрморта в живописи: суть, виды, основные поджанры, история, выдающиеся художники. Примеры натюрмортов известных картин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх