Виды планов съемки – План в кино — основные виды планов в кинематографе.

План в кино - основные виды планов в кинематографе.

Одной из первых вещей, которые студенты учат в школе кино и телевидения, является номенклатура основных типов планов кинокамеры. Этот общий язык необходим для писателей, режиссеров, операторов камер и кинематографистов, чтобы эффективно обмениваться визуальными элементами кадра, в частности размером объекта, часто человека — внутри кадра.

План в кино это:

Обозначение расстояния от камеры к объекту съемки. В кино применяют шесть основных планов: деталь, крупный план, первый средний план, второй средний план, общий план, дальний план. Но есть и другие виды разделения планов.

Здесь приведен список основных типов планов, которые вам нужно знать, а также краткое описание. Для целей данной статьи основное внимание будет уделено размеру объекта и углу камеры, а также игнорированию движений камеры, таких как отслеживание кадров, тележка и т.д..

Планы с указанием размера объекта

Есть много способов, которыми вы можете заснять свой объект, от общего плана, где объект виден издалека, до плана от первого лица, когда зритель видит глазами героя. Вообще говоря, все виды планов, мы можем разбить на три основных размера: дальний, средний и крупный. Дальние планы (также обычно называемые широкоэкранными планами) показывают объект на расстоянии, подчеркивая место и расположение объекта, в то время как крупный план показывает детали предмета и выделяет эмоции персонажа. Средние планы делают где-то посередине, делая акцент на предмете, и при этом, показывая немного окружающей среды.

Важно отметить, что следующие типы планов относятся только к размеру объекта внутри кадра и прямо не указывают, какой тип объектива используется для съемки сцены. Выбор объектива, расстояние камеры от объекта — остается художественным решением для режиссера. Имея это в виду, переходим к списку!

Очень дальний план (Extreme Long Shot) также известный как Очень широкий план (Extreme Wide Shot). Используется для отображения предмета на расстоянии или той области, в которой происходит сцена. Этот тип особенно полезен для создания сцены с точки зрения времени и места, а также физическое или эмоциональное отношение персонажа к окружающей среде и элементам внутри него. Персонаж не обязательно должен быть доступен для просмотра в этом снимке.

Дальний план (Long Shot) или широкий план (Wide Shot). Показывает предмет полностью; для человека это будет все тело от головы до ног. Персонаж становится более в центре внимания, чем на очень дальнем плане. Этот план часто устанавливает само место и место нашего персонажа в нем.

Общий план (Full Shot). В кадре персонаж с головы до ног, при этом объект заполняет рамку. Акцент, как правило, больше связан с действием и движением, чем с эмоциональным состоянием персонажа.

Средний план (план в 3/4). Промежуточное расстояние между общим планом и первым средним планом. Показывает человека от коленей и выше.

Ковбойский план, второй средний план. Вариант среднего плана, получивший свое название от фильмов вестернов 1930-х и 1940-х годов, в результате чего в кадр попадал человек начиная с бедер.

Средний план, первый средний план.  Показывает часть предмета более подробно. Для человека средний план обычно состоит, начиная от талии и выше. Это один из самых распространенных планов в фильмах, поскольку он фокусируется на персонаже (или персонажах) в сцене, в то же время, демонстрируя некоторую среду.

Средний крупный план  — между первым средним планом и крупным планом, обычно снимая объект от груди или плеча.

Крупный план. Заполняет экран частью объекта, например, лицом человека. Эмоции и реакция персонажа доминируют в сцене.

Чокер.  Вариант крупного плана, этот план включает лицо от губ и до бровей.

Очень крупный план, деталь.  Подчеркивает небольшую область или деталь предмета, например, глаз или рот. Очень крупный план на глаза иногда называют итальянским планом, получившим свое название от итальяно-западных фильмов Серджио Леоне, который его популяризировал.

Планы кино, указывающие угол / место камеры

В дополнение к размеру объекта внутри кадра, типы планов также могут указывать, где камера помещается относительно объекта. Вот несколько часто используемых терминов:

На уровне глаз (Eye Level), взятый камерой примерно на уровне человеческого глаза, что приводит к нейтральному воздействию на аудиторию.

Объект с высоким углом съемки заснят с уровня выше уровня глаз. Это может привести к тому, что объект будет казаться уязвимым, слабым или напуганным.

План с низким углом съемки заснят ниже уровня глаз. Это может привести к тому, что субъект будет выглядеть сильным, героическим или опасным.

Наклонный план, в котором камера установлена ​​под углом на ее оси вращения, так что линия горизонта не является уровнем. Он часто используется для демонстрации дезориентированного или непростого психологического состояния.

Над плечевой план (Over-the-Shoulder Shot)  Популярный план, где объект снимается из-за плеча другого. Плечо, шея и / или задняя часть головы предмета, обращенного в сторону от камеры, остаются видимыми, что делает кадр полезным для проявления реакции во время разговоров. Он имеет тенденцию уделять больше внимания связи между двумя ораторами, а не отрывом или изоляцией, которая возникает в результате одиночных планов.

Вид с высоты птичьего полета. Высокий план, который снимается прямо сверху и издалека. Кадр дает аудитории более широкий взгляд и полезен для указания направления и что предмет движется, выделяет особые отношения или раскрывает элементы аудитории вне границ осознания персонажа. План часто снимается с крана или вертолета (или с дрона, как это делается в последнее время).

Другие распространенные типы планов

Врезка в (Cut-In),  похож на Врезку за (Cutaway), но показывает крупный план из чего-то, что видно на главной сцене.

Врезка за (Cutaway).  План из чего-то другого, кроме предмета от главной сцены. За ним обычно следует сокращение до первого снимка и полезно для избежания резкого сокращения при редактировании раздела диалога или одновременного редактирования двух отдельных фрагментов.

Устанавливающий план. Обычно первый снимок сцены используется для определения местоположения и окружающей среды. Его также можно использовать для установления настроения и предоставления зрителям визуальных подсказок относительно времени (ночь / день, год) и общей ситуации. Поскольку они должны предоставить большой объем информации, в качестве устанавливающего плана, как правило используют сверх дальний план или дальний план.

Мастер план (Master Shot), термин присваивается единому непрерывному кадру. Этот снимок может быть единственным кадром, используемым режиссером для освещения сцены или для редактирования вместе с дополнительными кадрами. Хотя это обычно дальний или общий план, мастер-выстрел может быть более близким планом или состоять из нескольких различных типов планов, если камера движется по всей сцене.

План — точка зрения, предназначен для имитации того, что видит конкретный персонаж в сцене. Благодаря этому виду, кадр идет непосредственно от имени персонажа, позволяя зрителям погрузится в его эмоциональное состояние. Обычными примерами являются характер пробуждения персонажа, дрейфование в бессознательное состояние или просмотр области или бинокля.

Реакционный план   Показывает реакцию персонажа на кадр, который ему предшествовал.

Обратный угловой план   Снимок сделан под углом примерно на 180 градусов, противоположным предыдущему выстрелу. Этот термин обычно используется во время разговора, указывая, например, обратный заплечевой кадр.

Двойной кадр (Two Shot). План, в котором два объекта появляются в кадре.

Надеюсь, приведенные планы вам пригодятся, и вы будете их использовать.

А какие ваши любимые кадры? Делимся в комментариях!

Автор: Justin Dise

Источник: bhphotovideo.com

 

Скачать видео редактор на русском, вы можете здесь.

 

 

 

Похожие записи:

www.provideomontaj.ru

Виды и крупность планов в видеосъемке.

Каждый план имеет свое название, назначение и особенности. Общепринято классифицировать планы по крупности, расположению и смыслу. В рамках данной статьи затрагивается основное деление — по крупности и расположению.

Пожалуй, стоит идти от общего к частному, поэтому начну я с дальнего плана. Существует он для того, чтобы показать место и время действия, причем, человек в кадре занимает ничтожно мало места или вообще отсутствует. Отличным примером для иллюстрации служат кадры из фильмов о дикой природе.

На общем, или, как его еще называют, ростовом плане, человек занимает практически весь кадр в вертикальной плоскости. Как правило, общий план используют для привязки к месту действия или, говоря другими словами, чтобы акцентировать внимание зрителя на обстановке вокруг героя.

За ними следует средний план, который в свою очередь делиться на первый средний и второй средний. Первый средний план кадрируется в районе пояса и представляет собой, по сути, ту картинку, которую мы видим при разговоре с человеком в реальности, второй же план кадрируется в районе ниже пояса, но выше колен, тем самым, позволяя комфортно наблюдать за действиями героя в кадре на небольшом расстоянии.

Последние два плана — это крупный и детальный. И если в крупный план попадают отражающиеся на лице героя эмоции и чувства, то детальный акцентирует внимание на подробностях.

Хочу заметить, что не стоит придавать слишком сильное значение названиям расположения и крупности планов, так как эти понятия в определенной степени расплывчаты и большинство людей расходятся во мнениях, что именно они обозначают, либо используют другие. Так, например, приведенная в этой статье терминология может применяться в одной видеошколе и быть недопустимой в другой. Кроме того, бывают случаи, когда в таких терминах вообще отпадает какая-либо необходимость, например, если герой, на которого в данный момент времени направлена камера — движется.

Выбирая крупность, стоит избегать кадрирования планов по сочленениям ног (Рис. 1). На рисунке я отрезал область ниже колен. Ноги героя выглядят на нем ампутированными. Чтобы избежать подобного эффекта, можно выполнить кадрирование в середине бедра. А если вам нужен более общий план, то можно перейти к ростовому плану и выполнить кадрирование посередине голени (Рис. 2). Такой план создает ощущение, что герой в чём-то стоит. Аналогичная ситуация происходит с кадрированием по щиколотку — эта область считается наименее удачной для кадрирования, поэтому ее стараются всячески избегать.

Несложно выбрать крупность плана, основываясь на том, как требуется преподнести героя, какие отношения и эмоции вы хотите показать в кадре. Если это открытое выражение глубоко личных чувств, то общий план использовать нецелесообразно. С дугой стороны, если герой кадра говорит или делает маловажные для зрителя вещи, мы не станем использовать крупный, так как он несет в себе личностное значение.

Чтобы наш зритель не заскучал при просмотре фильма, настоятельно рекомендую менять планы. Однако, прибегая к этому приему, не стоит забывать о некоторых правилах:

  1. Смена кадров должна происходить приблизительно каждые 5 — 10 секунд.
  2. Обычно, переходы на крупный план с новым героем кажутся зрителю слишком резкими и вызывают подсознательный дискомфорт. Чтобы этого не происходило, нового героя вводят в видеоряд постепенно. Начинать следует с общего плана, затем переход на средний, который сменяется крупным. Постепенное приближение плана воспринимается естественнее, чем резкие переходы с дальнего на общий. Допустимы и варианты, когда при приближении к герою пропускается одна ступень, например, переход с дальнего плана на второй средний и т. п.

Положение видеокамер во время съемки. Сила отождествления.

Большинство сцен между двумя людьми, обычно это диалоги, снимаются видеокамерами, расположенными симметрично относительно друг друга под небольшим углом за спинами героев. Такой план называется — «план через плечо». В идеальном варианте — при видеосъемках, для реализации этой схемы используют четыре видеокамеры: две на уровне плеча каждого героя и две чуть позади — за спиной. Такое расположение видеокамер называется восьмеркой, либо — внутренним и внешним реверсом.

Стандартный шаблон монтажа взаимодействия двух героев — нарезка внешних планов. Когда нужно углубиться в действие, мы укрупняем план и переходим к нарезке внутренних планов. Когда требуется ослабить контакт зрителей с героями, можно снова вернуться к внешним планам.

Все это не так актуально для полупрофессиональной или любительской съемки, так как позволить себе сразу четыре видеокамеры может не каждый. Как правило, столь сложными и дорогостоящими схемами занимается профессиональная съемочная группа. Однако приемы такой съемки рекомендуется иметь в виду и любителям.

Можно свободно использовать планы разной крупности для каждого героя. Тут стоит отметить следующий момент — зритель отождествляет себя с тем героем, план которого в данный момент крупнее. Поэтому, ели вы хотите акцентировать внимание на ком-то, просто меняйте планы с общего на крупный. Только не забывайте про правила переходов с плана на план, о которых я писал выше.

Другим способом управления силой отождествления зрителя с героем, является изменение расстояние видеокамеры от линии общения двух героев. Чем ближе камера находится к линии общения, тем сильнее мы вовлекаем зрителя в происходящее между героями, будь то сцена венчания в храме или обычный диалог на улице. Для еще большей персонализации камеру можно придвинуть вплотную к линии взгляда (Рис. 3).

Чтобы избежать мини скачков, в случае, когда на «съемочной площадке» присутствует несколько операторов, снимающих одного и того же героя или сцену (подобную ситуацию можно частенько встретить на свадебных торжествах), крупность подаваемых планов, при переходах после монтажа, должна ощутимо отличаться. Хорошей приемом, при этом, является использование разных углов съемки, которые должны быть не меньше 20 градусов, а при идеальном раскладе — 45 градусов.

Еще раз о планах

Последний план является частным случаем общего и называется — мастер планом. Понятие мастер плана имеет несколько значений. Первое из них — общий план, который охватывает всю сцену. Съемку мастер плана можно проводить с любой удобной точки, но оставаясь по одну сторону с остальными видеокамерами, если на площадке присутствует более одного оператора. Второе значение мастер плана — план в профиль. В видеосъемках его часто комбинируют с внутренним и внешним реверсом. Все это делается для верного отождествления зрителя с героем видеосъемки. Третье значение — плавное движение видеокамеры к сцене по мере того, как внутри этой сцены развертывается действие. В этом случае мастер план рассматривается как основной, так как он единственный охватывает всю сцену.

P.S. Это лишь малая часть того, что следует знать о видеосъемке. В следующих статьях я продолжу раскрывать тему.

По вопросам обучения в AquaPhotoSchool (www. aquaphotoschool.ru) вы можете обращаться по телефонам: +7 (812) 934 49 59, +7 (812) 490-67-37, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Есенина, д. 19/2, здание завода «Позитрон». Ст. метро пр. Просвещения. Часы работы: с 10 до 22.

photoprocenter.ru

Планы в кино, основные виды крупности планов.

Планы в кадре

Как можно показать человека в поле? Можно провести обширную панораму поля с маленьким человечком в нем. Можно снять героя более крупно, а можно вообще снять кисть руки, которая касается колосков. Как в видео, так и в фото существует множество способов снять один и тот же объект. От того как мы это сделаем, зависит то, какое влияние окажет кадр на зрителя. Наверно все слышали выражение, что-то типа:  «возьми того-то крупным планом, а теперь сними их общим планом». Итак, поговорим о планах в композиции.

Какого-то определенного эталона в терминологии планов нет, но есть общепринятые: дальний план, общий, средний, половинный, крупный и детальный план. Все названия планов исходят относительно размера главного героя или героев в кадре.

Теперь подробнее и с примерами. Примеры взяты из фильмов «Хроники Нарнии».

Дальний план.

Дальний план

Это панорамы, пейзажи. Главный персонаж  занимает около 1/3 кадра и меньше. Дальним планом можно показать общее место событий, большую толпу людей.

Общий план.

Общий план

В общем плане объект съемки уже лучше виден в кадре, чем в дальнем плане. Он занимает примерно чуть больше половины кадра. Человек (или группа людей) виден в полный рост. Этот план позволяет создать впечатление о самом герое.

Средний план.

Средний план

Раз уж мы снимаем человека, то средний план это чуть выше колена, где-то на середине бедра и над головой есть еще небольшое пространство. Этот план хорошо показывает действия между несколькими людьми. Почему не ровно по калено? Когда в кадре человек, обрезанный ровно по суставу, выглядит это как будто в этом месте ампутированная конечность, словно там нет продолжения,  …  Хотя в каждом правиле есть исключения.

Половинный план.

Половинный план

Тут из названия понятно, что в кадре половина объекта. При съемке человека – где-то по пояс. Уже хорошо видны мимика и жесты, а фон уже не так определен.

Крупный план.

Крупный план

Обычно при таком плане в кадре уже редко помещаются несколько персонажей, так как  в кадре практически одно лицо (от груди до макушки). Такой план не сильно подходит для съемки динамичных сцен.

Детальный план.

Детальный план

Судя по названию – это детали. В таких кадрах раскрываются детали объекта: крупно лицо, глаз, кисть руки, часы, пуговица на одежде, кольцо и всякие подобные мелочи, которые могут что-то рассказать зрителю.

К примеру, использование детального плана в исторических фильмах помогает зрителю окунуться в асмосферу того времени. Фокусировка внимания на предметах обихода, оружии зарождает интерес к тому времени. Нередко это переходит в увлечение историческими  реконструкциями, когда воссоздаются события прошлого. Или запечатленные в памяти кадры могут вылиться любовь, или даже страсть, к коллекционированию военного антиквариата.

Обратите внимание, что чем ближе герой к зрителю тем теснее связь между ними, тем больше зритель будет сопереживать герою, и ассоциировать себя с ним.

Как использовать планы в съемке и как их менять между собой будет описано в последующих статьях.

Всего доброго! Удачи и благословений!

recandplay.ru

Основы видеосъемки №3. Крупность планов.

Всем привет! Меня зовут Денис Протасов и я продолжаю делиться с вами полезной информацией о съёмке видео на зеркальный или беззеркальный фотоаппарат.

Сегодня выпуск будет менее технический и более творческий. Говорить сегодня будем о такой важной штуке, как крупность планов.

Зачем вообще затеивать разговор о крупностях? Дело в том, что основное отличие видеосъемки от фотосъемки — это, безусловно, монтаж.

И если зачастую фотограф для того, чтобы рассказать какую-то историю или окунуть зрителя в сюжет, использует только одну крупность на одном кадре и у него это получается прекрасно, то людям, кто занимается видеосъемкой, необходимо для этого использовать монтаж. Конечно, можно вспомнить множество примеров, где сюжет или история раскрывается с помощью только одного плана. Но, поверьте, там люди тоже использовали принцип чередования крупностей, но делали это внутри кадра с помощью движения камеры приближая её или отодвигая от объекта съемки.

В общем чередовать крупности надо, а для этого надо понимать какие они бывают.

Традиционно в видеосъёмке существуют следующие крупности планов:

Эти крупности можно смело назвать базовыми. Однако, творчество на то и творчество, чтобы отходить от общепризнанных рамок, но делать это всегда надо аккуратно, со вкусом и со знанием дела.

Итак, крупности обозначены. Теперь мы поговорим о том, что с этим делать. Существует один волшебный приём, который позволит нам сделать монтаж видео более комфортным. Что значит комфортным? Это значит, что монтаж не бьёт по глазам, по головному мозгу и прочим чувствительным органам. И называется этот волшебный приём — монтаж ЧЕРЕЗ КРУПНОСТЬ.

Например, если вы сняли общий план, средний план и крупный план человека, который говорит по телефону, грамотнее всего будет смонтировать так:

сначала общий план,

далее крупный,

а затем средний.

Многие скажут — в чём же логика? Ведь даже в жизни мы сначала видим объект издалека, затем подходим ближе, а затем ещё ближе. Да, безусловно, можно сделать так. Но в таком случае монтаж становиться очень заметным и видным глазу. И вообще, станет очень некомфортным. Конечно, нельзя сказать, что это жёсткое правило. Это скорее принцип, который позволяет упростить жизнь как оператору, так и монтажёру.

Или же, например, рассмотрим следующую ситуацию. Вам надо снять интервью одного человека на две камеры. Здесь принцип комфортного монтажа через крупность как никогда кстати. Для того, чтобы склейки между кадрами были незаметны, достаточно снять, например средний погрудный план и суперкрупный план. Или же просто средний план и крупный.

Но, зачастую, все снимают крупный и суперкрупный и потом на монтаже не могут понять, что же здесь не так. Кстати, знание этого принципа во многом облегчает работу не только тем, кто сам снимает и сам монтирует свой материал, но и видео операторам, которые просто снимают материал и отдают его кому-то на монтаж. Ну, а если вам повезёт поработать с каким-нибудь ворчливым монтажером или режиссёром монтажа старой закалки и старой школы, и он вдруг обнаружит, что вы снимаете через крупность и понимаете этот принцип, то он точно пожмет вам руку и вы заработаете плюс сто очков к карме!

Это все, что я хотел сегодня рассказать вам,  друзья.

Меня зовут Денис Протасов. Смотрите видео, изучайте и снимайте!

Поддержи проект!

Возможно вас заинтересует


blog.steblovskiy.ru

Основные правила съемки. Эпилог

В первой части данного материала мы рассмотрели основные настройки современных видеокамер, прошлись критикой по неправильным психологическим установкам операторов-новичков; научились держать видеокамеру и вкратце поговорили о такой важной составляющей фильма, как кадр. Пора продолжить курс молодого бойца. Теперь мы, умудренные опытом краткой, но насыщенной информацией службы, приступим к изучению таких понятий, как план, чередование плана и правила монтажа.  И в заключение... дадим Присягу! Куда же без этого?!

Разговор о планах

Планы разные нужны, планы разные важны


Стоп-кадр 1

Стоп-кадр 2


Стоп-кадр 3

Стоп-кадр 4

Без предварительной подготовки (наша статья, скорее, посвящена аспектам практики, а не теории) рискнем утверждать, что, если в течение какого-либо значительного отрывка видеоматериала нам придется любоваться только одним планом (посмотрите четыре картинки вверху и выбирайте любой) — наш взгляд заскучает. В первом стоп-кадре мы захотим взглянуть в глаза героям ближе и увидеть место, где они так трогательно смотрят друг другу в глаза. В стоп кадре 2 — увидеть пальцы стилиста, порхающие над прической девушки, в стоп-кадре 3 — увидеть невесту полностью в свадебном платье... Стоп-кадр 4 непонятен, хочется увидеть место, где находится свеча, что происходит рядом.

Даже такое специфичное видео, как, скажем, футбольный матч, съемочная бригада старается показывать не одним общим или дальним планом (чтобы ни в коем случае не упустить стремительные и непредсказуемые перемещения мяча), а постоянно разнообразить видеоряд более крупными планами. Показываются напряженные лица игроков и тренера во время некритичных ситуаций, эмоции на лицах болельщиков. Если показывать весь матч одним планом — чем это будет отличаться от сидения на трибуне?

О том, какие планы и в каком порядке уместно показывать зрителю, мы сейчас и поговорим. Наша задача — сделать материал максимально комфортным для просмотра. Итак, для начала введем классификацию планов по крупности. Не забудем, что в подавляющем большинстве случаев мерилом всего происходящего в кадре является человек, поэтому всю классификацию мы будем проводить относительно человека. Итак:

Детальный план

Мы видим в кадре именно деталь, подробность. Кисть руки, туфелька, свеча или кнопка дверного замка. Многие видеооператоры пренебрегают таким планом, кто сознательно, а кто нет. Ведь чтобы получить такие кадры, необходимо подойти в упор к объекту или снимать с достаточно большим увеличением, то есть бороться с тремором рук, задерживать дыхание и т.д. А ведь этот детальный план необходим.


Первая иллюстрация, и сразу не простая. А как же, привыкайте, легких решений в реальных съемках не будет. И справа и слева изображены детали. Слева эта деталь — разбитые осколки бокалов, а вовсе не ноги человека на размытом заднем плане. Именно фокусировкой мы добились того, чтобы главным объектом в кадре были эти осколки. На втором кадре портрет на чашке не имеет никакого значения, кроме эстетического. Мы ясно видим, что изображена чашка, и именно она является деталью.

Видео, в отличие от фотографии, не обладает избыточным разрешением. Если на хорошей фотографии человека в полный рост вы вдруг захотите рассмотреть марку часов на его запястье — пожалуйста, можете абсолютно без потери качества увеличить картинку на мониторе в несколько раз. В видео, увы, разрешение экрана не позволяет этого сделать. Даже при небольшом увеличении с помощью монтажных программ, картинка теряет четкость, замыливается, распадается на отдельные пиксели.

Если вы думаете, что для полного рассказа о происходящем событии вам понадобятся детали — снимайте именно детали. Такими планами. Особенно такие планы важны для человека, про соционический тип которого можно сказать, что он сенсорик, то есть привык все потрогать, пощупать. Представление о фактуре материала позволит таким зрителям полнее погрузиться в происходящее на экране.

Крупный план

А куда без крупных планов? Именно в них эмоции, выражение взгляда. Можно заглянуть человеку в глаза и увидеть многое. Если мерилом избрать человека — на крупном плане лицо занимает весь экран. Возможно увидеть часть шеи, воротник, но никак не грудь. Такой план подходит людям, чей соционический тип можно охарактеризовать как этик. Человеку важны эмоции, чувства. И мы не в праве его этого лишать.

Не стоит для съемки такого плана подносить объектив близко к лицу, лучше (в разумных пределах) воспользоваться увеличением. При съемке в упор на широком угле лицо человека приобретает дополнительную вытянутость в сторону камеры, черты лица искажаются. Самый гротескный случай — вспомните соседку Шпака, когда Иван Васильевич смотрел на нее в дверной глазок (поскольку мы «на службе» — не вредно будет вспомнить и тот момент в к/ф «Горячие головы», когда находящийся в строю косоглазый курсант в упор смотрит на распекающего его злобного сержанта).

Разумеется, снять такой план тоже достаточно трудно. Особую трудность для видеооператора-любителя, или пусть даже профессионала, но работающего в жанре репортажа (когда трудно воспользоваться штативом, по вполне объективным причинам) представляют две вещи — естественный тремор рук, который сказывается при съемке со сколько-нибудь заметным увеличением, и то, что объекту достаточно даже легкого движения головой или плечами, чтобы кадр был потерян. А мы напоминаем, что показывать такой кадр меньше пяти секунд за редким исключением бессмысленно.

Классификация планов, о которой мы вам рассказываем, — это не наше изобретение, на ней построена вся отечественная школа кинематографа и телевидения. Однако существует и другая классификация планов, например, Голливудская. Там есть такой план, как «портретный», «половинный», «молочный», «поколенный». В основу положена вся та же крупность, но ступени градации, как мы видим, немного разные. Не будем останавливаться на ней подробно, отметим только, что эти планы не так очевидны, как, кажется, видно из их названия. Если вы решите почитать западные работы по операторскому искусству — имейте это в виду, обычно классификация планов обговаривается.

Первый средний план

Именно так, обычно, по утверждению психологов, мы видим собеседника, разговаривая с ним на комфортном для общения расстоянии (полтора-два шага). С, примерно, «по-грудь» до, примерно, «по-пояс». Это то, что между этими «примерно», и принято называть первым средним планом.

Второй средний план

Если человек виден ниже, чем по пояс, но выше, чем по колени, — такой план называется вторым средним. На таком расстоянии (мы сейчас говорим о расстоянии для невооруженного взгляда, без увеличительной, или наоборот, широкоугольной оптики) прекрасно видно моторику человека, связь его движений, жестикуляции и основной мимики. С такого расстояния можно рассматривать человека, не боясь причинить ему дискомфорт. Тип людей, которые при всех равных предпочтут такие планы — определяйте сами, напомним только, что «планы разные нужны, планы разные важны».

Общий план

На общем плане человек в полный рост занимает практически весь кадр по вертикали, с разумными вариациями. Этот план отлично подходит, чтобы показать ближайшее окружение главных действующих лиц. Специально для новичков-операторов подчеркнем: этот план обычно не прыгает сам в видоискатель. Чтобы  запечатлеть такой план, приходится отойти подальше. Мы обязательно советуем вам сделать это усилие, разнообразие планов необходимо для хорошего фильма.

Дальний план

Да, нет предела крайностям. Этот план призван показать все, что увидел бы посторонний зритель, оказавшись на месте события. Фигурка человека занимает ничтожную часть экрана, она нужна только для осознания масштаба, ни о какой мимике или выражении лица говорить не приходится. Но логику сразу станет понятно где, в какое время года и суток происходит событие, о котором ведется рассказ. Понятно, что чтобы  отснять дальний план именно места действия (иначе это будет просто пейзаж), бедному оператору придется достаточно далеко отойти. Уверяем, не пропадет ваш скорбный труд, такие планы вовремя и к месту — удел профессиональных фильмов, и зритель это оценит.

Чередование планов

Да, действительно, зачем мы столько писали? Если о золотом сечении еще куда ни шло, пригодится, то зачем такой долгий рассказ о планах? Догадливый читатель, наверное, уже сообразил, что как ни наведи камеру — какой-нибудь план да получишь. Как в известной истории про сына турецко-подданного: в ней Остап, делая единственно возможные ходы, как оказалось, повторил неизвестную ему защиту Фелидора.

Как уже замечено выше, любой кадр видео, если не происходит его смены за достаточно короткое время (5-10 секунд), зрителю надоест. Нет, разумеется, событие может быть сколь угодно интересным и важным, и оторваться от экрана может быть очень трудно, но кадр надоест. Наш взгляд будет выискивать новые подробности сцены, а подробностей нет. Не избыточно видео. Если мы показываем сцену, как девушка протягивает кочевнику чашку (рисунок чуть выше), то хоть прищуривайся, хоть прислоняй лицо к монитору — не увидишь деталей. И не поможет попытка заглянуть за край экрана. Ни один план в видео не может быть самодостаточным даже небольшое время. Эрго? Планы нужно менять. Смена кадров в видео называется монтаж. Он бывает внутрикадровый и межкадровый.

Внутрикадровый — это когда смена планов и ракурсов производится движением камеры или перемещением объектов съемки в течение одной сцены, без прекращения съемки. Межкадровый — это когда следующий кадр зритель видит отснятым другой камерой, или той же камерой, но после смены ракурса или плана.

Оба вида монтажа по-своему нужны и по-своему хороши, среди признанных мэтров искусства есть апологеты и того и другого типа монтажа. Например, Спилберг предпочитает межкадровый монтаж, отрицая движение камеры как таковое, а Сокуров снял нашумевший фильм «Русский ковчег»  одним дублем, не выключая камеры ни на мгновение. Отметим, что большинство режиссеров не задумываются над тем, в какую именно крайность им удариться, и используют как межкадровый, так и внутрикадровый монтаж как инструменты выражения своих идей, без всяких идеологических подоплек.
Сейчас мы только говорим о том, в каких порядках мы будем менять планы в нашем фильме. Итак, мы не ставим целью долго подталкивать вас к тому, чтобы вы догадались о правильном ответе, кинематографисты в свое время искали ответ на этот вопрос очень долго. Желающих в полной мере насладиться методикой поисков и захватывающими экспериментами Эйзенштейна и Кулешова, мы отошлем к книге Соколова «Монтаж». Уверяем вас, если вам понравился процесс видеосъемки, то прочтение этого труда не будет лишним. Мы, уважаемый читатель, просто выдадим вам правильный ответ. Итак:

Монтаж по крупности

Один и тот же объект нельзя показывать разными планами, если они не отстоят друг от друга через одну ступень. Исключение составляют связки «дальний — общий» и «деталь — крупный».

Схема:

По этой схеме мы можем сколь угодно долго и всеобъемлюще показывать зрителю сцену и героев. Общий смысл этого закона - показать зрителю изменение картинки, чтобы он не заскучал, но не делать этого чересчур резко. Два вопроса, на которые мы ответим, потому что вы при внимательном прочтении и попытке разобраться не могли их не задать:

А: Что означает «нельзя»? А возьму и сделаю!

Q: На здоровье! Просто в месте, где вы нарушите этот закон (да и другие, о которых мы тут расскажем) в месте стыка двух кадров возникнет акцент, кратковременный дискомфорт восприятия. Появится ощущение разрыва во времени, резкого скачка. Разумеется, кинокартина (или, например, видеоклип) без акцентов невозможна, но не следует их делать там, где повествование непрерывно и не предусматривает нарушения целостности и гармоничности происходящего.


А: Мы часто видим в кино, как этот закон нарушается. Например, при съемке диалога, мы поочередно видим то одного, то другого героя крупным планом, и все воспринимается комфортно.

Q: Мы ведем речь о показе одного и того же объекта. Показывать несвязанные объекты можно, не учитывая этот закон, он — об одном и том же объекте. Ни один из законов, о которых мы рассказываем, не действует сам по себе, только видео, не противоречащее всем приведенным здесь законам, не вызывает дискомфорта при восприятии.

Если мы показываем идущего по аллее парка человека, или сидящую за столом девочку, то примерно каждые 5-10 секунд (в зависимости от динамики сцены и ритма повествования) план должен меняться, чтобы зритель не заскучал. По этому закону мы и можем показать нашего героя во всей красе.

Монтаж по направлению движения и взгляда

Один и тот же объект не может двигаться в двух соседних кадрах то в одну, то в другую сторону. Так же некомфортно будет выглядеть то, что снимаемый герой смотрит в одном кадре в одну сторону, а в другом — в другую.

Тут, мы думаем, тоже не стоит долго распространяться в ответе на вопрос «почему?». Потому что невозможно в жизни мгновенно оббежать кого-либо и уставиться на него с противоположной стороны. Не бывает так, а значит, и психика наша к таким восприятиям не готова. Мы ответим на вопросы, которые возникают у новичков, когда они пытаются воплотить этот закон в съемке:

А: Что нам делать, если у нас есть два красивых кадра, где объект движется то в одну, то в другую сторону? Или если нужный нам объект необходимо показать и с одной и с другой стороны? Неужели какой-нибудь кадр придется выкинуть?

Q: Профессионалы в таких случаях используют следующие способы:

  • между двумя этими планами показать так называемую «перебивку», то есть абсолютно нейтральный кадр (а можно и несколько), никак не относящийся к объектам. Например, главные герои идут по аллее в одну сторону, затем показываем играющую рядом девочку или лучик солнца сквозь листву, или сидящую на скамейке бабушку (да хоть наблюдающего за ними из-за кустов шпиона, все эти законы действуют в фильме любого жанра). Затем, абсолютно комфортно мы можем показать героев с другой стороны, идущих по отношению к зрителю в другую сторону. В случае с автомобилем уместно будет показать, например, приборную доску;
  • пересечь линию их маршрута с включенной камерой. Способ, требующий серьезного владения камерой, как писалось выше, придать своей походке плавность, комфортную для восприятия очень трудно, профессионалы в таких случаях прибегают к помощи кранов, рельсов, стэдикамов;
  • показать промежуточный план, в котором главные герои идут прямо на камеру или от нее.

Отдельного внимания заслуживает описание принципов направления взгляда при съемке диалогов.

При съемке диалога или любого другого вида общения, все идущие друг за другом планы должны делаться с одной стороны линии общения.

Надеемся, про линию общения долго объяснять не придется. Просто мысленно проведите между двумя общающимися людьми линию. Не отрезок, не луч, а именно линию. Ее нельзя пересекать при съемке ни в коем случае, кроме как воспользовавшись тремя способами, описанными выше. Соблюдая это нехитрое правило, мы сразу получим несколько отличительных свойств нашего видео, которое поможет зрителю комфортно воспринять увиденное. Если один герой всегда смотрит вправо, то другой — всегда влево. И никогда не возникнет впечатление, что разговаривающие между собой люди смотрят куда-то в одну сторону, один из-за плеча другого. При этом человеческая психика отождествляет правую и левую сторону с позицией и мироощущением героя, без большой надобности не стоит пересекать ее, даже используя способы, описанные выше: у зрителя возникнет ощущение перемены точки зрения, смущения кого-либо из участников разговора.

Монтаж по фазе движения

Последующий кадр сцены должен продолжать предыдущий по фазе движения.

Самый классический пример, обычно используемый для демонстрации принципа, — это два кадра с марширующими солдатами. На одном мы видим, как правые ноги пошли вниз, на другом — как они опускаются на землю. Наверное, излишне указывать, что на видео солдаты не должны в этом месте сбиться с ритма. И опуститься во втором кадре должна именно та нога, которая опускалась в предыдущем. Кино — это великая сила, при просмотре несогласованного по фазе движения видео у потомственных строевиков может случиться истерика. То же правило — не сбивать ритм — нужно применять к любому видео, где любые заметные движения имеют хорошо видимые фазы.

Заметим ещё: используя этот закон, можно сглаживать нежелательные нарушения других монтажных законов. Например, переходом по фазе движения достаточно хорошо маскируется нарушение закона крупности. На одном кадре мы видим, как главный герой первым средним планом размахивается, и в момент движения руки мы меняем план на дальний (надо показать, куда полетит выпущенный из руки камень).

Монтаж по яркости и цветности

Последующий кадр сцены не должен иметь ощутимых различий в яркости и цвете. Любые изменения яркости и цвета должны происходить постепенно.

С одной стороны, все понятно: биение яркости и цветности в кадре не должны вызывать раздражения (вспомните о фиксировании экспозиции, к которому мы призывали в главе о кнопках на камере), но с другой — как всегда, появляются вопросы:

А: Герой заходит в темную комнату с освещенной улицы. Мы не хотим делать резкого акцента, наоборот, хотим показать заход героя в дом просто как один из этапов на пути,  скажем, к телевизору. Как быть? Ведь неизбежен скачок по яркости?

Q: Да, неизбежен. Есть несколько приемов, позволяющих сгладить этот скачок (заметим, что все эти приемы уместны и при стыке кадров по всем другим правилам, мы надеемся, что вы внимательно читаете эту статью и пытаетесь не просто заучить, но и проанализировать полученную информацию).

  • постоянная звуковая картина. Скажем, в процессе смены кадров неизменен голос главного героя (небольшой внутренний монолог, типа «сейчас приду, пельмешек нажарю». Вспомните бормотание под нос норштейновского Ёжика в Тумане). Это поможет «стабилизации» образа в сознании зрителя;
  • внутрикадровый монтаж. Заключается он в том, чтобы зайти вместе с героем в комнату, не выключая видеокамеры. Разумеется, это потребует от оператора серьезных усилий, ведь тряска камеры крайне нежелательна. Такой же способ, то есть внутрикадровый монтаж, применим и в ситуации, если мы хотим уберечь зрителя от скачка цветности. Например, на общем плане главный герой идет по зеленой аллее. Подошло время показать его крупнее, но в этот момент он подходит к кирпичной стене. В крупном плане неизбежно по глазам ударит красный цвет, которого в предыдущем кадре не было. Как быть? Ответ напрашивается сам собой: на первом кадре мы должны проводить героя до тех пор, пока стена не покажется в кадре и не займет ощутимую часть экрана. Никакого дискомфорта при этом зритель не испытает;
  • промежуточный кадр. Очень важный прием во многих случаях, когда мы хотим плавно изменить обстановку на экране. Должен быть промежуточный кадр, в данном случае по яркости. Придумайте его. Герой подошел к двери, все светло-светло. Рука тянется к замку, поворот ключа покажем крупно, рука убирается. Мы видим дверь с лежащей на ней тенью героя. Уже ближе к темноте, ждущей нас в помещении.

Как мы видим, все принципы монтажа имеют основной целью снизить дискомфорт при переходе с одного кадра на другой. Анализируя конкретные кадры, и выясняя, что именно вам не нравится, можно открыть и другие правила.

Еще несколько важных понятий. Правила хорошего тона видеографа

Подошла пора заканчивать эту статью, она и так получилась ощутимо большей, чем первоначально планировалось. Еще несколько вещей, о которых необходимо знать новичкам, мы рискнем дать бессистемно. Почему бессистемно? Во-первых, их легко запомнить и так. Во-вторых, объяснение причин «почему так, а не иначе» можно провести двумя способами. Долго-долго объяснять и подводить читателя к ответу или просто напомнить о том, что видео должно быть комфортно для восприятия, из этого нехитрые правила и проистекают. Так как «во-вторых» мы уже выполнили, то, пожалуй, перейдем к этим самым вещам. Итак:

Использовать правило «сорока пяти»

Само правило выглядит очень просто.

При съемке одного и того же объекта или сцены, два идущих друг за другом кадра не должны производиться под одним и тем же углом к объекту. Крайне желательно смещением точки съемки добиться того, чтобы угол между ними приближался к 45 градусам. При этом все остальные известные нам правила также должны выполняться.

Чего мы добиваемся этим правилом? Изменение крупности кадра не будет выглядеть как моментальное приближение или удаление объекта, что, как мы уже говорили, ведет к нежелательному эффекту. В реале это выглядит примерно так, как мы указали на нижеприведенной схеме.

Не подумайте, что мы так плохо рисуем. Два схематических изображения в правом верхнем углу картинки - это стандартное обозначение людей при создании раскадровки в кинематографе. Два пучка расходящихся от низа экрана линий - две камеры с показанными углами съемки. Несмотря на явный примитивизм, можно безошибочно определить, что два человечка стоят (или идут, в данном случае неважно) в левый нижний угол экрана. Две точки съемки мы разнесли вовсе не произвольно. Обратите внимание:

  • не пересекается линия движения, то есть правило по направлению движения соблюдено;
  • не пересекается линия общения, если идущим людям вздумается поболтать между собой, то правило направления взгляда тоже будет соблюдено;
  • если судить по тому, какие углы у камер относительно людей, то можно сказать, что правило крупности мы тоже соблюли: с точки съемки 1 мы показываем первый средний план, а с точки съемки 2 - общий;
  • наконец, две красные линии, обозначающие биссектрисы углов наших камер, пересекаются под углом 45 градусов, именно об этом мы сейчас и говорим.

Избегать повторяющихся движений камеры

При попытке операторов совершить внутрикадровый монтаж (а, выражаясь бытовым языком, — хоть как-то украсить подчас достаточно рядовое событие), очень часто мы видим такую картину: после панорамирования или игры приближением-удалением, оператор возвращается на кадр, с которого камера начала движение, практически обратным маршрутом. Было приближение — тут же камера начинает свой путь обратно. Был поворот налево — сейчас произойдет поворот направо. Нужно ли сейчас доказывать, что это некомфортно наблюдать зрителю? Не станем, просто поверьте на слово. При постановочной видеосъемке такое ни в какие ворота не лезет, а как быть при репортажной? Надо опять вернуться в ту же точку, ребенок (или собачка, да кто угодно) бегает кругами. Сделали наезд, с целью показать какую-то важную деталь, пора опять на общий план, там очень важное происходит, нельзя зрителя долго держать в неведении... Итак, что будем делать?

  • нас может спасти последующий монтаж нашей записи (он многое может спасти, готовьтесь изучать видеоредакторы). Один из повторяющихся кусков маршрута (начальный или конечный, по выбору) можно заменить упоминаемой выше перебивкой. То есть кадром, на котором зритель увидит то, что не может увидеть в соседних кадрах, но, безусловно, снятых в том же месте и в то же время (на самом деле обычно чуть раньше или чуть позже). Это, например, может быть просто один из статистов, который до этого промелькнет на общем плане, внимательно смотрящий на происходящее. О перебивках мы подробно расскажем в следующей части.
  • тот же монтаж может позволить просто безболезненно отрезать кусочек, ничего не вставляя взамен. Это возможно в том случае, если в этот момент участниками сцены не было произнесено никаких важных фраз. Но повезет вам или нет - вопрос статистики. При серьезной съемочной работе вы просто обязаны запастись перебивками, это «палочка-выручалочка» для стыка многих кадров.
  • найти промежуточную третью точку и придти в нее другим способом. После того как сделали наезд (а вам тут же страсть как понадобилось опять уйти на общий план), примените панорамирование. Например, во время праздника, в толпе вы выхватили наездом маленькую девочку, внимательно изучающую подаренный ей флажок. Не спешите делать отъезд, проведите камерой в сторону, пока девочка полностью не исчезнет за границей кадра, и наведитесь на кого-нибудь другого. Разумеется, следует сделать это как можно чище, без лишних рысканий и ни в коем случае не движениями, которыми в кино обычно показывают поиск снайпером очередной цели. После чего, немного выждав (чтобы зритель успел понять, что вы ему в очередной раз показываете), вы можете спокойно сделать отъезд, и затем (или одновременно) панорамированием вернуться на общий план. Уверяем, такая съемка будет ощутимо комфортнее восприниматься зрителем. То же самое, если вы только что провели панораму. В следующей «перебежке» камеры до следующей цели обязательно воспользуйтесь зумом. Такой прием нисколько не подходит для постановочных съемок, но сейчас мы изучаем те задачи, которые возникают просто при попытке качественно заснять  для своего семейного архива несколько важных моментов.

Обычный путь новичка при попытке раскрасить сцену: сделать наезд на одного из участников, и через некоторое время вернуться назад.
Немного более изящное решение: после наезда на одного из участников сделать панорамирование на другого участника, и только после того, как мы разглядим и этот кадр, снова сделать отъезд на общий план.

- А махнуть рукой (да, и такой способ есть). Подержать план подольше, чтобы зритель успел забыть, как именно выглядел предыдущий, потом спокойно вернуться на прежний.

Давать себе и зрителю отдохнуть от главных героев

При малейшем нарушении законов монтажа возникает... Правильно, вы уже усвоили материал этой статьи. И представьте выполнение этой задачи (не дать зрителю почувствовать малейший дискомфорт от нарушения какого-либо закона) со всем усердием. Уверяем, снять самую тривиальную сцену станет очень трудно. А наполнить по всем правилам осмысленными действиями двухминутный эпизод — задача для профессиональной съемочной группы. Какие хитрости для этого существуют? Двух видов — достойные профессионалов и недостойные. Начнем с недостойных:

Разбивать кадры «вспышечкой» или, наоборот, уводом в темноту. Допустимо при создании работы в таком жанре, как видеоклип (в этом жанре почему-то считается уместным практически все. Никогда не берите в качестве примера для обучения видеоклипы!), но очень часто такую «работу» можно наблюдать и на телевидении, в передачах стиля МТV или Fashion. Не ставьте себе задачу  шокировать и оглушить зрителя: при условиях для съемок, которые возникают в быту, у вас и так будет огромное количество нестыковок. Есть более приемлемые способы:

Использовать перебивки. Нейтральные кадры, не имеющие прямого отношения к действующим лицам, помогут изменить очень многое. Например, при показе напряженного диалога, когда герои интенсивно передвигаются по вашей съемочной площадке, они часто будут выбегать из кадра. Моменты, когда «кадра нет» или он не соответствует канонам по своему направлению и крупности, можно с успехом заменять, например, слушающими зрителями. Разумеется, виды природы ощутимо раскрасят фильм о походе. Имейте в виду, что при монтаже можно вставить кадры, которые были отсняты не с дрожащих от усталости рук или с учащенным дыханием, а чуть позже, на привале.

Заключение. Бойцам и генералам

Присяга

Всё, дорогой рекрут. «Курсы молодого бойца» окончены, личный состав... Нет, не отдыхает. В армии нет слова «отдых», если вы не знали 🙂

Личный состав после КМБ приводят к Присяге. Итак, читаем. Мы называем понятия и принципы, о которых долго и, надеемся, не утомительно рассказывали, а вы повторяете. Если что-то забыли — обязательно возвращаетесь и вдумчиво читаете, пока не усвоите.

Мы, молодые видеографы, знаем и умеем использовать такие кнопки на видеокамере, как:

  • кнопка включения/выключения записи REC
  • exposure (а если ее нет — режимы Spotlight и Backlight)
  • WB
  • рычаг приближения-удаления -ZOOM+
  • кнопка и кольцо FOCUS MANUAL

Нам чужды синдромы снайпера, поливальщика газонов, шагающего экскаватора или театрала; мы не силимся объять необъятное. Мы умеем строить кадр, исходя из принципа «Золотого сечения». Мы знаем, какие бывают планы по крупности: крупный план, первый и второй средний, общий и дальний (если не знаем — значит, перед нами съемка через микроскоп или вид из космического корабля). Мы умеем чередовать планы, исходя из принципов крупности, направления движения и взгляда, яркости и цветности, а также фазы движения. Чтобы наши кадры как можно чаще совпадали с вышеуказанными принципами, мы умеем пользоваться перебивками.

Товарищам генералам

Из своей армейской жизни хорошо помню, что самыми ужасными периодами службы для командиров части были... проверки. К проверкам готовились со всем тщанием. Все красили, ровняли, пришивали бирочки. Так и я, перед тем как сдать эту статью редактору, раз за разом пробегался взглядом по тексту, переставляя слова и фразы, правя формулировки. Но в часть приезжал генерал, и, оглядев казарму, внезапно заявлял, что...  скажем, выключатели находятся на неуставной высоте. Так и хотелось сказать генералу - мол, товарищ генерал, боеспособность армии меряется не выключателями. Кстати, генералы все равно ставили нормальные оценки боеспособности. Должны же они найти ошибки, а то какие же они генералы?

Так  , товарищи генералы от видеографии, решившие с высоты своего авторитета найти неточности и ошибки. Да, в этой статье очень упрощенная (и поэтому ошибочная в каноническом свете) формулировка некоторых терминов, многое дано не столь детально, как в учебниках, по которым учатся студенты ГИТРа и ВГИКа, а приемы и способы откровенно примитивны. Но статья и не для студентов написана. Она для тех, кому не придется говорить с кинооператорами или осветителями, то есть специалистами с другого факультета, на одном языке. И ничего ужасного в том, что молодые бойцы от видеографии так и не узнали, что такое «восьмерочка» или «синхрон», им на данном этапе это не нужно. Статья создавалась лишь для тех, кто хочет, чтобы его домашние записи приобрели более презентабельный вид, а не для тех, кто собирается штурмовать Канны.

Товарищам солдатам

Граждане молодые бойцы!

То, что вы только что прочитали, — лишь небольшая часть того, что необходимо сделать. Сделать, чтобы  отснятое вами видео воспринималось на экране комфортно. Будьте критичны к качеству полученного знания — многие важные аспекты в этой статье упрощены или упущены для более удобного восприятия. Существует много частных случаев, когда указанные законы и приемы не будут работать так, как надо. Например — только для информации заметим — что основных монтажных законов гораздо больше, общее их число — десять. Что есть огромное количество хитростей, чтобы сгладить нарушение этих законов. Что монтаж может различаться по стилю повествования, что свет и направление движения во многих случаях могут служить мощным выразительным средством. Не говоря уже о языке движения камеры, о котором мы даже не начинали говорить.

Но теперь, если возвращаться к военной терминологии, вы знаете основы строевого Устава, это, с одной стороны, гарантирует ваш переход на следующую ступень в мире видеоискусства, а с другой — закладывает фундамент для новых достижений. Если вам интересен дальнейший путь в мир видеографии — чаще бывайте на нашем форуме и внимательнее изучайте раздел Путеводитель в Цифровое Видео. В следующих частях у нас с вами начнутся уже сержантские курсы. Мы постараемся помочь применить полученные знания для решения конкретных задач, таких как видеосъемка (и монтаж, готовьтесь!) фильмов о походах, концертах, корпоративных вечеринках и детях. Пока, кроме внимательного, на уровне рефлексов, изучения этой статьи — посоветуем ознакомиться с основами захвата и монтажа видео, и хорошенько изучить какой-нибудь видеоредактор. Всем спасибо.

Ваши документы!

Ходят тут всякие...
(народная мудрость)

— Да, кстати, товарищ, э-э-э... Что-то не разглядим мы ваше звание... После того, что вы нам тут наговорили, дабы не сомневаться в достоверности ваших слов... А предъявите-ка, пожалуйста, документики!

От редакции: да, да... Как-то   не с того статья началась.

К каким последствиям приводят следования принципам, изложенным в Прологе и Эпилоге, вы всегда можете увидеть на примере работ автора: http://www.videodelo.com, который занимается видеосъемкой профессионально, дважды побеждал во всероссийских конкурсах, посвященных свадебному видео (это основное направление работы автора — статья тому в подтверждение), и, конечно, с интересом участвует в в деятельности Конференции.

 

 

www.ixbt.com

Выбираем план съёмки. Общий план

Крупность планов открыта в кинематографе уже сотню лет назад. Но зачастую план съёмки выбирается авторами интуитивно, в то время как он должен быть концептуально и драматургически обоснован. Крупность – это художественный приём. Поговорим о том, в каких случаях используется общий план.


Однажды, когда автор статьи ещё учился в вузе, его университет с мастер-классом посетил Никита Сергеевич Михалков, выдающийся артист и кинорежиссёр. И в числе большого количества ценных размышлений о мастерстве, он озвучил тезис, согласно которому общий план в фильме показывает квалификацию и подготовку постановщика. Михалков обосновал мысль тем, что на общем плане невозможно скрыть бедную работу с художником, некачественно выверенную композицию, плохо выстроенную мизансцену и т.д.

Короче говоря, общий план — это комплексный индикатор работы режиссёра с киноизображением. Конечно, любой независимый автор, работающий в малобюджетном кино и отчаянно сражающийся за каждый объект, каждый элемент реквизита, каждого работника съёмочной команды, может сказать, что Никите Сергеевичу с его почти безграничными ресурсами легко говорить. До определённой степени негодующий «партизан» будет прав. Однако это совсем не значит, что ему необязательно понимать принципы использования общего плана. Потому теперь мы и говорим о том, что есть такой план съёмки.

Мы уже успели сказать пару слов о сути, разновидностях и предназначении крупного плана. Резонно предположить, что общий план применяется как-то иначе. Предлагаем для начала обратиться за простым определением к классику кинематографии Льву Кулешову (из его учебника «Основы кинорежиссуры»):

«Общий план — объекты, взятые с окружающей их обстановкой или природой»

 Кулешов буквально на предыдущей странице оговаривается, что в реальной производственной практике классификация крупности кадра оказывается очень условной. Действительно план съёмки может быть и средне-крупным, и сверхобщим, и даже глубинным (когда в рамках одного кадра совмещаются сразу несколько крупностей). Поэтому в нашем материале мы неминуемо будем касаться переходных ступеней от общего плана к среднему, и сверхобщего тоже. О специфике чуть ниже, а сперва приведём пример общего плана.

Это кадр из первого нуара, фильма Джона Хьюстона «Мальтийский сокол». Что стоит отметить? Во-первых, мы видим персонажей в полный рост. Во-вторых, нам хорошо видно место действия. В-третьих, вокруг героев достаточно пространства, чтобы понимать направление и характер их движений. Таковы будут основные особенности понятия общий план, если сводить его к сухому примитиву. На поверку искусство оказывается сложнее и богаче.

Общий план и мир фильма

Как мы уже отметили, общий план позволяет детально показать локацию. И здесь такой план съёмки приобретает важнейшее значение. Потому что он являет собой незаменимый инструмент для демонстрации мира фильма вообще: его атмосферы, климата, ежедневной жизни. Ведь главные действующие лица в кинокартине существуют в определённой вымышленной вселенной (даже если история абсолютно реалистичная). Здесь для любого режиссера, безусловно, таится настоящее испытание на прочность.

Халатные специалисты пускают всё на самотёк, махнув рукой на результат. Это мы можем видеть на любом российском телеканале, включив рядовой сериал. Поэтому в мыльной опере про довоенные годы с лёгкостью можно встретить посуду из «Икеи». Впрочем, нас интересуют примеры, куда ближе стоящие к искусству.

Обладатель 11-ти оскаровских статуэток, «Бен-Гур» Уильяма Уайлера предъявляет аудитории 3,5 часа сочного аудиовизуального великолепия. И так как перед нами пеплум, то в картине заметно обильное присутствие общих и сверхобщих планов. Обратим внимание на один из них. Здесь очевидна масса бытовых деталей, свойственных изображаемому временному периоду (эпоха Римской империи, в данном случае одна из африканских её провинций), большое количество массовки, живущей своей жизнью на заднем фоне.

Хороший пеплум в принципе всегда тщателен в мелочах. Чтобы подготовить кадр, подобный приведённому, необходимо задействовать мощнейшие ресурсы, включающие художественный цех и дисциплинированную работу второго режиссёра. К сожалению, независимый режиссёр, равно как и деятель короткометражного кино, обычно не располагает подобными ресурсами.

В чём-то схожий по затратам труда и денег пример общего плана в фантастическом кино можно увидеть в фильме австралийского постановщика Джорджа Миллера «Безумный Макс: Дорога Ярости».

В данном случае режиссёр формирует перед камерой никогда и нигде не существовавший мир, а затем населяет его достоверными элементами и созданиями. На первом плане  в глаза бросается потрясающая воображения конструкция из кучи динамиков с безумным гитаристом на вершине. В глубине же кадра нам открывается целая автоколонна из адского пост-апокалиптического мира, и это не просто машины – у каждого транспортного средства есть своё лицо, словно собственный характер. Естественно, чтобы таким образом наполнить общий план, нужно знать, чем его наполнять – и снова мы приходим к вопросу о вдумчивой работе, как на этапе написания сценария, так и на этапе подготовки производства.

Но как общий план может использоваться в реалиях малобюджетного кинематографа? Будем честны, сторонникам этого вида фильмопроизводства не по силам создать полноценный пеплум или поражающий воображение приключенческий фильм про межзвёздные перелёты. В основном им приходится оперировать повседневной реальностью, лишь время от времени видоизменяя её. Тем не менее, имеется масса возможностей пользоваться общим планом здесь, и не скатываться до уровня постыдного сериала.

Вот, например, эпизод из фильма Александра МакКендрика «Сладкий запах успеха». Главный герой в исполнении Тони Кёртиса – продажный журналист, он слоняется по одному из районов Манхэттена, обставляя то одно, то другое грязное дельце для своего шефа. И общий план, снятый прямо на улице, очень точно подчёркивает контрасты ночного города: рядом с искрящимися неоновыми вывесками соседствуют насыщенные чёрные тени, прохожих то окатывает ярким светом, то они снова ныряют во мрак, и среди всего этого одиноко бредёт персонаж. Использовать такой план съёмки практически ничего не стоит — нужно только найти подходящее место и снимать в определённое время суток.

В чём-то схожую картину мы можем подсмотреть у Мартина Скорсезе в культовой ленте «Таксист».

Но здесь уже ночная улица мегаполиса призвана показать нам всю ущербность урбанистического пейзажа. Как мы уже говорили в статье об экшен-сценах, «Таксист» повествует о психологических сложностях ночного таксиста в Нью-Йорке. Постановщик задействует валяющийся прямо на тротуаре мусор, теперь уже потухшие (может быть и нерабочие) баннеры и неприятно угнетающий глаз голубоватый свет внутри маленького магазинчика. Пожалуй, никто не станет спорить, что этот общий план буквально являет собой образ неблагополучия. И вновь заметим, подобный кадр довольно легко сделать при некоторой сноровке и минимуме финансовых вложений.

Несколько иной вариант концептуального использования общего плана предлагает Ингмар Бергман в «Седьмой печати».

Фильм шведского классика помещён в Средневековье и берёт за основу сюжет о том, как за рыцарем пришла Смерть. Но «Седьмая печать» далека от пеплума и по бюджету с ним сравниться, конечно, не может. Впрочем, тут нам важно творческое использование общего плана при создании атмосферы. В приведённом кадре мы видим чётко очерченный среди холодных скал силуэт Смерти, стоящий на фоне затянутого тучами мрачного неба, нависающего над морем.

От всех элементов этой композиции веет жутью. Кадр «мёртвый». И Бергман достигает подобного эффекта при помощи минималистчных приёмов. Он обходится без массовки, без исторических деталей. Ему требуются лишь фигура человека и соответствующий природный пейзаж.

Вновь мне придётся повторить то, что на нашем блоге уже стало банальностью – существует неисчерпаемый запас возможных творческих решений. Важно размышлять, открывать их и работать.

Общий план как поле для действия

Продолжая разговор по теме, чуть подробнее остановимся на вопросе действия на общем плане. Ведь подобный план съёмки даёт достаточный простор для того, чтобы зритель хорошо улавливал перемещения и физические манипуляции героя в рамке кадра. Как и в реальной жизни, в кино перечень вероятных действий бесконечен. И всё же рассмотрим несколько наглядных случаев.

В одном из первых американских проектов Андрея Кончаловского «Поезд-беглец», двое зэков, сбежавших из тюрьмы на Аляске, стараются удрать, нелегально забравшись на товарный поезд. Конечно, в любом фильме обычно имеется множество общих планов. Я приведу всего один из них. В нём видно, как герои Эрика Робертса и Джона Войта влезают на локомотив. Если снимать это крупным планом, то зритель вообще ничего не увидит, кроме отдельных лиц, и не сможет составить впечатления о том, что же именно произошло (ему не показали действия). Можно сделать то же самое на среднем плане, сузив угол зрения, но тогда меньше будет видна окружающая действительность: лютый мороз, вьюга, безлюдность.

Общий план позволяет наглядно увидеть экшен. Драка, перестрелка или крупная баталия требует время от времени выводить происходящее на общий план съёмки, чтобы аудитория понимала расстановку сил.

В сцене перестрелки с полицией из легендарной картины Артура Пенна «Бонни и Клайд», есть кадр следующий кадр.

Строго говоря, он является глубинным – общий план, перекрываемый деталью на переднем плане. Мы одновременно видим в кадре и дом, из окна которого герои отстреливаются от представителей правопорядка, и полицейских, находящихся напротив. В голове складывается чёткое понимание географии событий.

К сожалению, с появлением клипового монтажа современные экшен-фильмы всё чаще предпочитают монтировать динамичное действие на коротких кадрах, где равную роль играют планы любой крупности, что нередко превращается в винегрет, в котором невозможно ничего понять – такие сцены воздействуют исключительно на физиологическое восприятие.

Впрочем весьма солидный пример экшена на общем плане подарила истории кинематографа «Матрица» братьев (а теперь сестёр) Вачовски.

В некоторой степени это была революция в постановке подобных эпизодов, ибо Вачовски использовали общие планы активнее, чем обычно в подобных проектах. Здесь вспомним знаменитую сцену в подземке, где Агент Смит сражается с Нео врукопашную. Вполне качественный образец драки на общем плане.

Однако не стоит забывать про монтаж. Потому что излишнее увлечение действием на общем плане значительно снижает темпоритм фильма.

Сверхобщий план

Наконец, в завершение отдельно хочется поговорить о сверхобщем плане, потому как принципы действия у него очень схожи с общим. Сверхобщий план – это ещё более отдалённый показ героев и объектов, чем общий. Честно говоря, мне очень нравится работать с таким планом съёмки.

Чтобы понять, как это выглядит, посмотрим на скриншот из советского истерна «Белое солнце пустыни».

В большинстве случаев на сверхобщем плане мир как бы окружает героя. И этот приём можно использовать в различных интонациях. Где-то мир может давить персонажа, где-то, наоборот, возвышать, давать ему воздух.

Второй вариант можно увидеть в финале произведения Джорджа Лукаса «ТНХ-1138».

Здесь даже кадру не вредит лёгкий расфокус, потому что герой наконец-то выбрался из тоталитарного фантастического подземелья, в котором ему приходилось жить на протяжении всего сюжета.

Заключение

Как и всегда, галопом по Европам, но что поделать? О явлении крупности плана можно написать десятки толстых исследовательских работ. Мы всего лишь стараемся в общих чертах разобрать те или иные приёмы, явления, свойственные киноязыку. Оставив позади крупный и общий план, в будущем нам необходимо будет побеседовать о среднем плане, панораме, детали, и многом другом. Обязательно дойдём и до них.

Об авторе: Влад Дикарев

Независимый режиссёр и сценарист Мой профиль в социальной сети ВКонтакте

craftkino.ru

» 7 стандартных планов, которые должен знать каждый оператор

В каждом из существующих ныне фильмов присутствуют такие операторские планы. Сегодня мы расскажем о них подробнее.

Эта статья в обобщенном виде представляет информацию об основах создания фильма. Это планы, которые можно увидеть в любом сценарии и в любом монтажном листе. Задача оператора в том, чтобы правильно выставить кадр и претворить его в жизнь.

1. Заявочный план

Фото: «Бегущий по лезвию» с сайта Empire

Заявочный план — это, какправило, первый кадр, который видит зритель, а также кадр, начинающий любую новую сцену в фильме. Он буквально заявляет о контексте и пространстве сцены. Часто заявочный план — это самый общий план города или здания. Он не только дает зрителю представление о месте, в котором происходят события, но также дает и ощущение времени, в котором они происходят.

Заявочные планы также используются для создания образа, например, когда несколько летящих вертолетов на экране символизируют войну. Также эти планы могут отражать отношения персонажей, например, взаимоотношения пациента и врача, или учителя и учеников. В заявочном плане ничего не рассказывается. Зритель просто понимает все, что ему нужно понять, глядя на изображение.

В этом видео Александр Фридрих представил подборку заявочных планов из различных фильмов.

2. Дальний план

Фото: «Властелин колец» New Line Cinema

Дальний план снимают с дальнего расстояния, и используют, чтобы произвести на зрителя сильное впечатление. Эти планы чаще всего используются в качестве заявочных, потому что часто представляют собой пейзажи или внушительные виды зданий. Они представляют окружающую среду персонажей, часто показывают масштаб, расстояние и местность. Если в кадре виден персонаж, зритель видит его полностью, с ног до головы.

На фото, представленном выше, Гендальф едет на лошади. Мы можем соотнести размеры человека и лошади, поэтому, когда видим замок на расстоянии, понимаем, что он огромен. Замок нависает над нами, и для создания такого впечатления используется именно дальний план.

3. Общий план

Фото: «Безумный Макс: дорога ярости» Village Roadshow Pictures

Как и предыдущий план, общий план показывает персонажа с ног до головы. Здесь опять зритель видит масштаб, расстояние и местность целиком. Единственным существенным отличием от дальнего плана можно считать размер персонажа — в общем плане персонаж находится ближе. В отличие от изображения Гендальфа во «Властелине колец» персонаж Макса находится ближе.

В представленном ниже видео от Джейкоба Т. Суинни собраны дальние и общие планы из фильмов Пола Томаса Андерсона.

4. Средний план

Фото: «Дилижанс» United Artists

Определение среднего плана существенно различается по всему миру. Стандартный средний план представляет собой изображение персонажа от линии пояса и выше. Его цель — показать мимику и движения персонажа. Эти планы очень распространены, так как они наиболее естественны для восприятия зрителем и приближены к реальному изображению собеседника в жизни.

Режиссер Джон Форд — мастер средних планов, в его вестернах они частенько используются. В представленном выше изображении мы видим Джона Уэйна на дальнем плане. Ниже Форд показывает Уэйна средним планом.

Фото: «Искатели» Warner Bros.

5. Крупный план

Фото: «Молчание ягнят» Orion Pictures

На крупных планах персонаж находится близко. Обычно крупные планы используются, чтобы показать эмоции персонажа, в кадре мы видим только его лицо. Также их часто используют, чтобы показать определенное действие, например, когда показывают руку, берущую нож. Крупный план можно считать самым важным в этом списке. Это строительный материал фильма. Фильм «Страсти Жанны д‘Арк» 1928 года длится два часа и состоит только из крупных планов.

Режиссер Эдгар Райт стал известен тем, что слишком часто использует крупные планы. Жауме Лорет составил великолепную подборку крупных планов из фильмов Райта.

6. Детальный план

Фото: «Хороший, плохой, злой» United Artists

Детальный план — это план такой крупности, в котором зрители могут видеть только некоторые черты персонажа или объекта. Весь экран заполнен единственной чертой, например, это может быть глаз или губы. Наиболее известны детальные планы из фильмов Серджио Леоне. В его фильме «Хороший, плохой, злой» зритель наблюдает напряженный конфликт трех главных персонажей. По мере нарастания напряжения кадры укрупняются до тех пор, пока в кадре не остаются только глаза персонажей. Детальные планы могут показывать и важные объекты, например, ножницы, перерезающие провод взрывного устройства.

7. Субъективный план 

Фото: «Терминатор 2» TriStar Pictures

Субъективный план (POV) показывает угол зрения персонажа. Обычно такие планы помещаются между кадрами, в которых персонаж на что-либо смотрит, и кадрами, в которых показывают его реакцию. В последнее время такие кадры чаще всего используются в фильмах про технологии, как в примере выше. Зритель видит, на что смотрит Терминатор, Железный человек, Робокоп или ЧАППИ. Подробнее о субъективных планах читайте в этой статье.

Вам понравилась статья? Хотите больше подобных материалов? Напишите нам в комментариях.

www.cinemadslr.ru

Виды планов съемки – План в кино — основные виды планов в кинематографе.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Пролистать наверх