ЗМ-5А 8/500. Обзор от читателя Радоживы
Обзор зеркально-линзового телеобъектива ЗМ-5А 8/500 и примеры фотографий с него специально для Радоживы, подготовил Родион Эшмаков.
ЗМ-5А 8/500
ЗМ-5А относится к зеркально-линзовым объективам супертеледиапазона. Объективы, подобные этому, привлекают сегодня огромным фокусным расстоянием и компактностью. В обзоре представлен широко распространенный на вторичном рынке советский Зеркально-Менисковый объектив ЗМ-5А (обзор его облегченной модификации ЗМ-5СА уже был, без многослойного просветления, объективы с многослойным просветлением имеют в названии приставку МС). В силу специфики объектива в обзоре уделено много внимания истории его разработки.
Характеристики объектива [взято отсюда]
Оптическая схема: Максутов-Кассегрен с корректором поля (зеркально-линзовый объектив)
ЗМ-5А 8/500
Угол поля зрения (Kf=1): 5 градусов
Разрешение (центр/край, лин/мм): 40/20
Коэффициент светорассеяния: 0,03
Резьба под фильтры: М77*0,75 мм
Масса: 1,225 кг
Особенности: сменный А-адаптер – позволяет установить хвостовики с резьбой М42/М39 или байонетами К, Н; постоянное относительное отверстие из-за отсутствия ирисовой диафрагмы – F/8.
История разработки зеркально-линзовых объективов
Своим появлением на свет всё семейство советских зеркально-линзовых объективов (ЗЛО) обязано советскому оптику Д. Д. Максутову, который в 1941 г. изобрел менисковую схему. Толчком для этого стала попытка разработки школьного телескопа, который должен иметь хорошее качество изображения, простоту конструкции и эксплуатации, долговечность и низкую стоимость. Разработанные к тому моменту схемы (главным образом – рефрактор-ахромат, рефлектор Ньютона) не отвечали указанным критериям: рефракторы были неудобны в обращении из-за габаритов и были довольно дороги, а их изображение страдало хроматизмом. Зеркальные телескопы Ньютона были сложны в эксплуатации, так как имели открытую (а значит – подверженную загрязнению и т.д.) трубу и, более того, требовали перед каждым наблюдением юстировки вторичного зеркала – оно не было жестко закреплено. Отсюда идеей стала разработка телескопа – компактного и не страдающего хроматизмом, как рефлектор, и долговечного, простого в обслуживании – как рефрактор.
Исследовав возможные варианты, Максутов установил, что добавление полноапертурного ахроматического мениска позволяет исправить в той или иной степени практически все искажения сферического главного зеркала. Более того, на мениск оказалось возможным нанесение зеркального покрытия – вторичного зеркала («пятачок» на передней линзе), что сделало его крепление жестким и сняло необходимость юстировки перед применением.
Применив изобретение к существующей зеркальной схема Кассегрена, Максутов разработал ряд ЗЛО, среди которых были школьный телескоп ТМШ, объективы МТО (менисковые телеобъективы) и многое другое, вплоть до ЗЛ микрообъективов. Главными достоинствами новых объективов стали компактность, простота эксплуатации и обслуживания, отсутствие хроматизма, низкая стоимость (используются доступные сферические зеркала).
Это кажется удивительным, но точно та же идея с корригирующим мениском была применена и в схеме «Таир» (Д.С. Волосов) – одна толстая менисковая линза корригирует практически все аберрации ахромата-дублета с воздушным промежутком (см. схему Таир-3, ФС-2), что делает Таиры, наверное, самыми простыми объективами-анастигматами.
Д. Д. Максутов и ТМШ – «телескоп Максутова школьный»
Конструктивные особенности ЗМ-5А
Телеобъективы МТО и более новые объективы ЗМ имеют в своей схеме дополнительный элемент – корректор поля. В объективах МТО это отрицательная склейка из двух линз, которая «спрямляет» поле объектива и уменьшает виньетирование. В объективах ЗМ компонент уже состоит из 2 отдельных линз и выполняет те же функции. Удалением корректора можно добиться улучшения качества изображения в центре кадра и увеличения светосилы, однако при этом вырастет виньетка и ухудшится разрешение по краю. Также побочным эффектом от убирания корректора является потеря возможности фокусировки на бесконечность, что можно исправить, убрав стопоры геликоида.
Как правило, советские ЗЛО имеют часто брак, вызванный неправильной сборкой (известен случай, когда сам Максутов забраковал целиком одну из партий объективов – а что случилось, когда отбраковывать стало некому?) – почти все объективы имеют перетянутые зеркало и мениск. Потому необходима разборка объектива и ослабление контрящих гаек и винтов. Такая операция, проведенная с объективом МТО-1000 (его очень часто используют как телескоп), который был не способен показать что-то, кроме Луны, сравняла его с современным телескопом 90/1250 с аналогичной схемой – МТО-1000 стал показывать звезды точками, детали атмосферы Юпитера и т.д.
ЗМ-5А
Вернемся непосредственно к рассмотрению конструктива ЗМ-5А. Сразу же бросается в глаза выдвижная бленда, которая скрывает в сложенном виде кольцо фокусировки. Для такого ФР эта бленд коротковата – для 500 мм объектив она должна быть куда длиннее. Даже у Таир-3А она больше. В целом бленда скорее мешает, т.к. со своими обязанностями она справляется неудовлетворительно, но при этом ограничивает доступ к кольцу фокусировки. У ЗМ-5СА бленда отсутствует.
Также ЗМ-5А имеет крепление для штатива с резьбами 1/4” и 3/8” (у ЗМ-5СА крепления для штатива нет) – что очень удобно, например, при использовании объектива в качестве телескопа для наблюдений.
ЗМ-5А имеет широкое кольцо фокусировки с большим углом поворота. Особенностью механизма фокусировки является перебег за бесконечность. Его предназначение связано с термостабилизацией объектива: при изменении температуры из-за теплового расширения бесконечность «съезжает». С термостабилизацией связано одно из важнейших правил использования ЗЛО Максутова: объективу необходимо до 40 минут пребывания при температуре окружающей среды, прежде чем изображение, формируемое им, нормализуется. Промежуток времени велик из-за большой толщины мениска.
Наличие перебега за бесконечность позволяет полноценно использовать ЗМ-5А на камерах Никон с безлинзовым переходником М42-Nikon.
В отличие от своих коллег – МТО-500 – объектив можно использовать на любительских ЦЗК с выпирающим клювом вспышки. По крайней мере, с моей Canon 600D проблем не возникло.
ЗМ-5А
Как уже было отмечено – у ЗМ-5А имеется сменный хвостовик, о чем говорит буква «А» в названии. Обычно на объективе установлен хвост с резьбой М42.
Можно отметить, что ЗМ-5А имеет удачный и надежный конструктив, но в силу плохой сборки (Максутова на них не было) каждый объектив требует манипуляций с ослаблением крепления перетянутых зеркала и мениска.
Оптические свойства ЗМ-5А
ЗМ-5А имеет низкую светосилу при огромном фокусном расстоянии. Из-за этого снимать им – сущее страдание: дрожь рук мешает сделать резкий снимок, а низкая светосила заставляет задирать ISO. К тому же сам объектив имеет низкое по современным меркам разрешение. Оно просто низкое из-за становящейся заметной дифракции и остатков сферической аберрации. Вишенка на торте – низкий контраст зеркально-линзовых схем (много «пустого» пространства – много отражений; не зря приведен коэффициент светорассеяния). К тому же даже на камере с кроп-фактором 1.6 заметно серьезное виньетирование.
Луна на ЗМ-5А. Кроп. Постобработка в ФШ.
Существенный вклад в получаемое изображение вносит атмосферная рефракция – при плохой атмосфере резко падает качество фотографий удаленных объектов.
Лунное затмение. Вследствие расположения Луны прямо над крышей дома резкость очень слабая (влияние атмосферной рефракции).
«Половинка» Венеры – 100% кроп снимка с ЗМ-5А. Так ее и видно в средненький любительский телескоп, подобный МТО-1000.
У ЗМ-5А очень и очень малая ГРИП при малой светосиле – им тяжело фокусироваться через ОВИ. Очень много фото идет в брак.
По причине наличия центрального экранирования, вызванного вторичным зеркалом, объектив имеет необычное боке – бубликами. Понравится оно далеко не каждому. Субъективно, ЗМ-5А любой фон норовит превратить в пеструю кашу.
Боке ЗМ-5А
Достоинством объектива является малая МДФ – всего 4 м. Для такого ФР это достижение. Это позволяет снимать псевдомакро этим объективом, получая кадры с очень специфической картинкой. Также ЗМ-5А не страдает хроматизмом в отличие от линзовых объективов.
В результате, несмотря на отмеченные достоинства объектива, шансы получить на него толковую фотографию, скажем, в пасмурный день – стремятся к нулю. Объектив однозначно требует прочного штатива для съемки. Мои попытки использовать его для съемки с рук, для фотоохоты оказались провальны – о чем говорят снимки.
Оказалось, что гораздо больший интерес ЗМ-5А представляет при использовании в качестве телескопа. При этом допустимы небольшие увеличения порядка 20-50 крат, что позволяет рассмотреть диски крупных (по видимому угловому размеру) планет (Юпитер, Сатурн, Венера), «разбить» некоторые двойные звезды (эпсилон Лиры разбивается на 2 звезды [каждая из них тоже двойная, что видно уже в более совершенные инструменты] при 50х – это говорит о достаточном для астроинструмента оптическом качестве), наблюдать крупные протяженные туманности и яркие объекты дальнего космоса. Для использования в качестве телескопа необходимо лишь прикрутить макрокольцо М42, в котором закреплен окуляр (например, от микроскопа МБС – доступные и качественные окуляры)
Наблюдения в ЗМ-5А, установленный на тяжелый штатив Москинап
Для астрофотографии ЗМ-5А выглядит, казалось бы, привлекательно, но он не годится – слишком мала светосила.
Выводы
ЗМ-5А стоит опробовать каждому – это очень недорогой объектив, который дает ощутить супертеледиапазон. Но возлагать на него особых надежд, увы, не стоит – качество изображения сильно далеко от того, что требуют современные камеры. Я не рекомендовал бы этот объектив в качестве основного супертелевика. Куда лучший вариант за схожую цену – советский же Таир-3 или вовсе автофокусные телезумы. Между тем, ЗМ-5А является вполне пригодным для нужд астрономии – как малый телескоп для визуальных наблюдений.
Больше обзоров от читателей Радоживы найдете здесь.
radojuva.com
ussrlens.com — Зеркально-менисковый телеобъектив ЗМ-5А 8/500
Телеобъектив с фокусным расстоянием 500 мм для ряда задач связанных с наблюдением, фотоохотой, астрономией — съемке удаленных объектов. ЗМ-5А улучшенный аналог более раннего МТО-500, в значительной степени улучшения коснулись эргономики. Литеры ЗМ сокращение от Зеркальный Максутова либо Зеркально-Менисковый, оба варианта правильные. Литера «
Зеркально-Менисковый телеобъективы очень компромиссное решение, где в первую очередь важна длинна объектива — компактно насколько возможно. Зеркало внутри объектива позволило сократить длину в два и три раза (+/-).
Технические Характеристики ЗМ-5А:
- Фокусное расстояние — 500 мм.
- Максимальная диафрагма — 8,0.
- Количество линз/групп — 4/3.
- Минимальная дистанция фокусировки — 4 м.
- Диафрагма отсутствует.
- Разрешающая способность центр/край — 40/20 линий/мм.
- Тип просветление — однослойное.
- Бленда встроенная.
- Крепление для насадок — резьба м77.
- Крепление оптики — система сменных адаптеров «А» (м42/А).
- Фактический вес -1,225 кг.
- Длинна — 152 мм.
Эргономика и конструктив:
Несмотря на приличный диаметр объектива корпус скроен очень толково. Металлическая крышка накручивается на место светофильтра, резьба 77 довольно редкая. В закрученном положении она не дает выдвинутся штатной бленде (так же реализовано у другого телеобъектива Таир-3А), а бленда закрывает собой кольцо фокусировки. Гениально и просто, выдвинуть бленду в рабочее положение просто придется.
Как можно заменить кольца диафрагмы как и самой диафрагмы здесь нет. Этой особенной чертой наделены все Зеркально-Менисковые (Зеркальные Максутова) телеобъективы. Конструктивно нет возможности ее разместить, впрочем с открытой диафрагмой 8.0 прикрыть апертуру не захочется.
Так же как и все зеркально менисковые ЗМ-5А имеет низкий коэффициент светопропускаемости, точных данных нет но можно полагать что в пределах 0,6 (МС версия — 0,7 а МТО-500 — 0,5). На что это влияет, на выдержку. Диафрагма 8.0 это физический размер, но света проходит через объектив 0,60 (чтоб было ясней буду считать в процентах — 60%), потери составляют 40%. Такой низкий показатель обусловлен тем что само зеркало не отражает весь свет и на нем самые большие потери (вот он компромисс).
Формула фактической диафрагмы: 8,0 + 8,0 × (1 — 0,60) = 11,2 диафрагма по факту. У версии с многослойным просветлением МС : 8,0 + 8,0 × (1 — 0,70) = 10,4. По этой причине в сети есть жалобы что объектив «темнее» чем указано на нем и выдержку нужно подбирать более длинную в сравнении с линзовыми аналогами.
ЗМ-5А обладает двумя креплениями для штатива под два типа резьб. Сфотографировать что-то с рук достаточно сложно даже в белый день, в яркую погоду параметр ISO ниже 400 не выставлялся. Без хорошего штатива, ну хотя бы монопода фотосъемка крайне утомительна . А вот у облегченной версии ЗМ-5СА крепление для штатива отсутствует напрочь.
Данный телеобъектив обладает универсальной системой сменных адаптеров «А», родной хвост А/м42 можно заменит к примеру на А/Nikon. И это действительно классно но для камер без встроенной фотовспышки, мешает «Клюв». Объектив не закручивается плотно и упирается в «клюв» фотовспышки, и не важно Canon, Nikon, Pentax.
Данная проблема решается при помощи самого тонкого кольца из набора советских макроколец м42. Дело в том что все советские Зеркально-менисковый объективы имеют большой запас, кольцо фокусировки далеко уходит за бесконечность, тем самым геликоид излишне утапливает весь оптический блок. К примеру если накрутить на родной переходник тонкое макрокоьцо а затем переходник на Nikon Ai, фокусировка на бесконечность сохраняется.
Художественные качества:
Как Я уже говорил выше объектив очень темный, даже если у вас хороший видоискатель, в бюджетных камерах пентазеркало вместо пентопризмы, сфокусироваться крайне сложно. Функция Live view (если таковая имеется) при съемке со штатива очень выручает.
ЗМ5-А достаточно резок по центру и контраст весьма не плох, что меня удивило контру держит сносно, не блекнет, нет тотальной потери разрешающей способности.
Одинаково хорошо объектив формирует картинку на средних и дальних дистанциях, 50-100 метров. На бесконечности присутствует малозаметное падение разрешающей способности.
На минимальной дистанции фокусировке и близких дистанциях до 20 метров можно говорить про «Боке», хотя относительно узкой направленности (во всех смыслах) объектива про Зону нерезкости «Боке» говорить не совсем корректно, так как оно совершенно второстепенно. Но все же, его можно назвать «Грязным», точечные источники света в «Боке» отображаются Кругами но с отверстием — кличут «Бубликами». Это и есть одно из негативных влияний Зеркала в оптической схеме.
ussrlens.com
Обзор МС 3М-5СА F8 500mm. Примеры фотографий на МС 3М-5СА. ЗМ-5СА фото
За предоставленную возможность обзора объектива МС 3М-5СА огромная благодарность Александру Панасюку.
Вид объектива МС ЗМ-5СА и светофильтров из комплекта
Существует два объектива МС 3М-5А и МС 3М-5СА. Вторая версия 3М-5СА — это просто обновленный вариант 3М-5А. 3М-5СА — в два раза легче своего брата, и чуть меньше по размерам. С одной стороны, меньший вес — это хорошо, но с другой стороны, из-за легкого веса объектива уменьшается минимальная выдержка, при которой можно снимать с рук без смаза картинки.
ТТХ 3М-5СА:
Фокусное расстояние: 500мм
Вес: 620г
МДФ: 4 метра
Диафрагма: F8.0 фиксированная
Диаметр переднего фильтра: 72мм
Посадочная резьба: М42
Производитель: ЛЗОС (Лыткаринский завод оптического стекла, Лыткарино)
Также, можно встретить название объективов: MC ZM-5A и MC ZM-5SA — это те же самые МС 3М-5А и 3М-5СА.
Вид объектива МС ЗМ-5СА и сравнение размеров
Буквы МС в названии объектива говорят о мультипросветлении. Буквы ЗМ расшифровывается как «зеркально-менисковый». 3М-5СА — это не классический линзовый объектив. У 3М-5СА особая зеркально-менисковая конструкция, в которую входит мениск, зеркала и линзы. Менис и линзы имеют мультиросветление.
Вид объектива МС ЗМ-5СА на современной цифрозеркальной камере
Основная важная информация про МС 3М-5СА
1. Объектив супердлиннофокусный. 500 мм фокусного расстояния дают очень сильное приближение. Если исплоьзовать 3М-5СА на камере с кропнутой матрицей (APS-C тип), то угол зрения с данным объективом будет еще уже, а ЭФР будет равнятся 750мм для Nikon с кроп-фактором 1.5 и 800мм для Canon c кроп-фактором 1.6. С помощью такого большого фокусного расстояния легко дотянуться до далеких объектов, либо просто, остаться незамеченным, снимая из далека.
2. Объектив подходит для полного кадра. С ним смогут работать Nikon D700, D800(e), D3(x,s), D4, Canon EOS 5D (Mark II, Mark III), 1Ds Mark II (Mark III), 1D Mark IV и 1D X. Обычно длиннофокусные полнокадровые объективы довольно дорогие, МС 3М-5А и 3М-5СА можно найти меньше чем за 100 у.е.
3. У объектива только одно значение диафрагмы, равное F8.0. Значение диафрагмы изменять нельзя. Для примера, светосила F8.0 ниже за светосилу с диафрагмой F5.6 обычного китового объектива всего в 2 раза.
Фото на МС ЗМ-5СА
4. Кольцо фокусировки очень удобное, поворачивается практически на 360 градусов. Наводка осуществляется плавно. Минимальная дистанция фокусировки — 4 метра. После 30 метров на индикаторе дистанции фокусировки начинается бесконечность.
5. Передняя крышка не защелкивается, а ввинчивается. Причем, ввинчивать крышку приходится довольно долго. Крышка прикрывает переднюю линзу, которая на самом деле вогнутый мениск.
6. Вместе с объективом идут 4 светофильтра: УФ-1х, Н-4х, ЖЗ-2х, О-2.8Х (ультрафиолетовый, нейтральный, зеленый и оранжевый).
Пример фотографии на МС ЗМ-5СА
Как использовать на современных цифрозеркальных камерах?
Несмотря на то, что объектив имеет окончание в названии «А», у объектива нет сменного хвостовика. На моем экземпляре МС 3М-5СА стоит просто резьба М42 для присоединения к камере. Объектив имеет удивительное свойство фокусироваться за пределы бесконечности. Я пользуюсь объективом с помощью переходника КП-42\Н без линзы, при этом возможность фокусировки на бесконечность сохраняется.
Внимание 1: МС 3М-5СА не сможет установиться просто с переходником КП-42\Н на камеры младшей линейки из-за того, что объектив упирается в строенную вспышку. Я не смог присоединить объектив к Nikon D40, Nikon D5000. На старшие камеры объектив садится без проблем. Класс камеры можете посмотреть в разделе ‘все камеры nikon‘. По поводу Canon — не могу сказать.
Внимание 2: не смотря на то, что объектив имеет резьбу М42, на Nikon можно будет фокусироваться на бесконечности даже с безлинзовым переходником КП-42/Н в силу того, что фокусировочное кольцо имеет небольшой «перебег» за бесконечность.
Внимание 3: На объектив довольно сложно снимать. Обусловлено это большим фокусным расстоянием в 500мм, небольшим весом объектива и маленькой светосилой F8.0. Почти все камеры от Nikon могут подтверждать фокусировку по зеленой точке при диафрагмах до F5.6 (указано в спецификации камеры). Потому, подтверждение по зеленой точке наводки на резкость будет работать не всегда. Зеленая точка будет хорошо работать только при нормальном освещении. У кого есть Live View — это не проблема. Также, профессиональные камеры, такие как Nikon D4 могут наводится на резкость на диафрагме F8.0 с помощью подтверждения по зеленой точке при использовании части фокусировочных точек, так как D4 поддерживает наводку на резкость при F8.0
Как устанавливать и использовать старые объективы на современные цифрозеркальные камеры Nikon можете почитать в разделе Советская оптика. Для Canon в разделе Старые объективы на Canon.
Портрет на МС ЗМ-5СА
Качество изображения:
Объектив МС 3М-5СА дает мало контрастное изображение (вообще не проблема поправить при обработке). У объектива есть две очень интересные особенности в построении изображения. Первая — объектив напрочь лишен хроматических аберраций. Обычно, длиннофокусные линзовые объективы самого высокого качества имеют легкие ХА, МС 3М-5СА — не имеет их вовсе. Отсутствие ХА связано с зеркально-менисковой конструкцией объектива. У объектива необычное боке — все светящиеся точки в зоне нерезкости преобразуются в бублики и кольца — это особенность зеркально-менискового объектива. Многим людями такой тип боке не нравится, в любом случае, картинка смотрится необычно.
Боке на МС ЗМ-5СА
Примеры фотографий на МС 3М-5СА. Все фотографии сделаны на Nikon D200, без обработки. Конвертации из RAW в JPEG с автоуровнями, уменьшен размер до 1600*1200 и добавлен водяной знак с параметрами EXIF. Я таки добавил автоуровни, так как сырой RAW имеет довольно малый контраст.
Личные впечатления:
Снимать с рук объективом МС 3М-5СА на камере Nikon D200 без смаза у меня получается на выдержке не ниже 1/100 секунды. Советую снимать не ниже, чем на 1/500. Как избежать смазывания, написано в статье как Снимать с Рук. Из-за маленькой диафрагмы и необходимости короткой выдержки при съемке с рук, даже в солнечный день придется подымать ИСО. Пасмурным днем мне приходилось снимать на ИСО 1600 и выдержкой порядка 1/320.
Фотография на объектив МС ЗМ-5СА
Для чего можно использовать такой объектив?
Объективом можно незаметно снимать пугливых зверей, удаленные объекты и т.д.. На самом деле объектив не такой уж и большОй, Таир-3 намного больше, чем МС 3М-5СА. Любителям снимать исподтишка, МС 3М-5СА придется по вкусу. На камере объектив смотрится довольно прилично и внушительно, очень привлекает к себе зеркало, которое находится посередине переднего мениска — это довольно странно для обычного линзового объектива. У МС 3М-5А и 3М-5СА есть еще братья — это 3М-4А, ЗМ-6А, с F6,3 и 500мм. ЗМ-6А более светосильный в 1.6 раза (2/3 стопа) за 3М-5А.
Фотография на МС ЗМ-5СА
Каталог современных объективов марки ‘Zenitar’ и ‘Helios’ можете посмотреть по этой ссылке.
В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog, или большие интернет магазины, такие как Rozetka. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.
Вывод:
3М-5СА отличный супер длиннофокусный объектив. Картинка 3М-5СА обладает полным отсутствием хроматических аберраций. Наводка на резкость плавная. У объектива слабый контраст и снимать без штатива довольно сложно. Всем любителям фото охоты — рекомендую.
Материал подготовил Аркадий Шаповал.
radojuva.com
Июне-июльские полевые испытания. Объектив «МС ЗМ-5СА 8/500» ЛЗОС. Часть первая, описательная: aran7 — LiveJournal
Однажды, перебирая в своих бесцельных поисках сайты и страницы в интернете, я наткнулся на список заводов, которые ещё в советские времена занимались производством фототехники. Мне стало интересно, чем они занимаются сейчас, и я стал посещать их сайты. Киевский завод «Арсенал», производивший свои собственные фотоаппараты и множество объективов для них, совместимых и с популярными «Никонами», обанкротился и закрыт. Вологодский оптико-механический завод и завод «Юпитер», где производили объективы для «Зенитов», прекратили производство фототехники и занимаются в основном оборонными заказами. Казалось, из российских предприятий лишь Красногорский завод ещё сохранил производство объективов. Но тут я наткнулся на Лыткаринский завод оптического стекла — сокращённо — ЛЗОС. Его каталог продукции приятно удивил меня: в продаже имеется и классический «Индустар-61 Л/З 2,5/50», и удивительный зеркально-линзовый «МС ЗМ-5СА». Ещё больше меня удивило наличие в каталоге целых трёх разновидностей объективов для фотоувеличителей — вот уж не знал, что кто-то в мире ещё производит подобную ретротехнику, но любители самостоятельной печати фотографий с плёнки должны быть довольны.
Меня, конечно, заинтересовал «МС ЗМ-5СА». ЛЗОС производит его в свободное от изготовления телескопов время — используя те же оптические приёмы. Этот объектив сделан не из линз, а из зеркал и стеклянных менисков, что позволяет ему при невиданном фокусном расстоянии в 500 мм оставаться более-менее компактным и лёгким. Есть и обратная сторона — постоянное относительное отверстие. У объектива нет диафрагмы, а зеркала, частично закрывающие путь свету, приводят к тому, что относительное отверстие равно f/8, что является довольно низким значением для светосилы.
Раньше ЛЗОС производил целую серию объективов такого типа — они назывались «Рубинар», среди них были модели на 300, 500 и 1000 мм, с относительными отверстиями от f/4,5 до f/10, были и «Астро-…» версии, но ныне в интернет-магазине завода есть только «МС ЗМ-5СА». Позже я нашёл «Рубинары» в другом разделе — оказалось, что теперь их делают только на заказ и продают исключительно в комплекте с насадкой, позволяющей при желании использовать объектив в качестве настоящего любительского телескопа. Цена даже и не указывается. Интересно, что среди «Рубинаров» в этом разделе затерялся и «МТО-11СА», огромный и очень старый объектив.
Немного поколебавшись, я оформил покупку «МС ЗМ-5СА» в интернет-магазине. Барахолки в интернете полны предложениями таких объективов, бывших в употреблении, и стоящих раза в два дешевле, чем новый, но я, начитавшись сообщений на форумах о том, что у зеркально-менисковых объективов очень важна точная установка и подгонка всех деталей, решил взять новый (и быть может поддержать своей покупкой завод, хотя наверное телескопы приносят им несравнимо большую прибыль). Вдруг продавцы б/у роняли их в далёком прошлом, или ещё что.
Интернет-магазин ЛЗОСа гораздо меньше похож на сыщика, чем таковой у КМЗ, и уже скоро я получил по электронной почте автоматически сформированное подтверждение заказа. Почему-то там нет реквизитов банка для оплаты. Я заказывал в пятницу вечером, и на всякий случай отправил запрос реквизитов на электронную почту, и уже в понедельник мне прислали готовый к оплате счёт. Интересно, что завод позаботился обо мне: несмотря на то, что я выбрал при покупке доставку «Почтой России», в счёте была указана доставка транспортной компанией. Это чуть дешевле, и, похоже, несколько надёжнее, в свете последних новостей о работе почты. Счёт с отметкой об оплате я отсканировал и отправил по электронной почте, хотя, наверное, подтверждение от банка им пришло бы и так. Через некоторое время мне позвонили прямо с завода, сообщили, что готовят к отправке мою покупку и спросили некоторые данные, необходимые, чтобы мне её выдали по прибытию в местное отделение транспортной компании.
Когда объектив наконец приехал (кстати, довольно скоро — всего несколько дней), мне пришла смска. «Автотрейдинг» находится у чёрта на куличках, на забытой окраине Химмаша, но, к счастью, не очень далеко от «Стройарсенала», который снисзошёл до того, что организовал бесплатный автобус до себя от станции метро «Ботаническая». Автобус ходит по расписанию, вывешенному на сайте магазина, и отчаливает от автобусной остановки, находящейся на улице Шварца, в сторону улицы Белинского. На остановке нет никаких сведений о том, что от неё отправляется этот маршрут. Идёт он довольно быстро, по кольцовскому тракту, а от магазина до «Автотрейдинга» есть асфальтированная дорога через болото. Насладившись болотными пейзажами, обойдя вокруг гигантских зданий складских терминалов, пройдя через пыль, пески и парковки я наконец получил свою посылку. К моему удивлению, мне досталась коробка, запечатанная скотчем с надписью «ОАО Электромашина. Электропривода и системы управления. г. Челябинск…», и я уже было подумал, что транспортники что-то попутали и мне достался электропривод, но на дне фломастером было начертано заветное название объектива.
Внутри меня ждал запас ваты на 10 лет, среди которого оказалась очень милая чёрная сумочка с молнией на регулируемом ремне.
Внутри сумочки всё просто: справа — объектив, слева — 4 светофильтра (изначально были в упаковочной бумаге) и инструкция.
Сумочка разделена съёмной перегородкой на липучке.
Внимание привлёк ярлычок. На нём — штамп ОТК и дата выпуска — 23 апреля 2001 года. Долгих 12 лет ждала сумочка своего часа.
А вот и сам герой во всей красе — «МС ЗМ-5СА 8/500», большой, чёрный, металлический. Кажется, что единственная пластиковая деталь во всём приборе — это задняя крышка. Передняя крышка — металлическая, и, к моему удивлению, вкручивающаяся в резьбу переднего фильтра. Вообще, сравнивая внешний вид моего экземпляра с фотографиями аналогичных объективов 80-х годов выпуска, продаваемых на барахолках, я не нашёл ни единого отличия. Проверенный дизайн и приверженность традициям.
«МС» — означает, что на стеклянные детали нанесено мультипросветляющее покрытие. «ЗМ» — собственно название объектива, «Зеркально-Менисковый». «5СА» — номер модели. В старину производился его предшественник «МС ЗМ-5А», который отлича
aran7.livejournal.com
ЗМ-5А-МС 8/500 — Старое стекло — ЖЖ
Очевидно, экземпляр из последних. Практически новый, со знаком качества, 82-го года рождения, лыткаринский завод. Оценим качество? )2. Кольца в размытии. 1/250, примерно двадцать метров.
3. Сжатая перспектива. На картинке почти километр улицы. Машинка при этом не вполне вошла в грип, а я чуть дернул трубу, темно, 1/160 с рук… тяжко (
4. Шпионим. Через всю центральную площадь, метров сто, я думаю, 1/250
5. Макрим. 1/250, около пяти метров.
6. И даже портретим. Параметры те же.
7. Ну и как же без кирпичиков. Кирпичики на высоте пятого примерно этажа, если что 😉
Ну что, знак качества не зря поставили, я считаю. ))
Темновато было, к сожалению, пришлось задрать ISO. Думается, при хорошем освещении и нормальном ISO резкость будет еще выше. Потенциал по первой картинке виден. Из четырех побывавших у меня максутовских объективов этот пока лучший. Остальные такой резкостью не радовали. Так что все как обычно с советским стеклом — надо выбирать конкретный экземпляр.
old-lens.livejournal.com
Обзор объектива ЗМ-5А — nox007 — LiveJournal
Снова приветствую Вас в своём блоге на очередной обзорчик очередного объектива.На этот раз вашему вниманию представляю ЗМ-5А
Советский телеобъектив зеркально-менисковой конструкции, фокусное 500мм и с (!)постоянной диафрагмой на отметке f8.
Дура эта здоровая и тяжёлая, но достаточно короткая. У объектива есть встроенная бленда, которая скрывает фокусировочное кольцо:
Как видно имеет 4 отверстия под штатив, расположенных попарно разного диаметра под 90 градусов.
Весит чуть более килограмма. И что важно, имеет сменный хвостовик, для установки на различные системы.
Ещё важное замечание: поскольку объектив имеет огромный перебег за бесконечность, поставить его можно куда угодно. Как видно, я даже не использую переходник КП-А/Н, а обычный переходник Jolos, причём толстый =)))
Съёмка «Змеем»
Снимать им трудное занятие, ГРИП маленькая, вес большой и трудно обхватить. Хотя вес и большой и руки устают быстро, но зато даже на кропе можно снимать с выдержкой до 1/250 если постараться.
Ещё у моего экземпляра не очень видимо хорошая смазка и крутится фокусер потому достаточно туго. Что ещё хуже, так зимой эта смазка круто стынет и снимать становиться очень трудно.
Оптические качества
Объектив имеет достаточно посредственные оптические качества, но при этом, всё же позволяет делать хорошие снимки.
Разрешалка
Центр
Край
Как видно, резкость очень равномерна низкая 😀 А так же, низкий контраст.
Впрочем, попав фокус и в ДД( а из-за низкого контраста ДД как бы повышается у конечного снимка), из снимка можно получить неплохие результаты.
Ну и пожалуй перейдём конкретно к снимкам =))
Главной особенностью зеркально-менисковых объективов является то, что они дают так называемое «Бубличное» боке, т.е. кружок в зоне нерезкости будет представлять собой кружок с дыркой в центре:
Но всё же главное для чего я его покупал, это съёмка авиации и подобных сюжетов. Снимать конечно очень трудно, особенно если есть облака, т.к. из-за низкого контраста самолёт будет «проваливаться» в темень. Так что оптимально снимать авиа на фоне чистого неба и что бы солнце было позади вас!
А вот немного садо-мазо:
=)))
Заключение
Объектив очень специфичен, покупая его подумайте, нужна ли вам такая гиря, снимать им трудно. Хотя им можно ловить интересные сюжеты ( на нудистских пляжах xD )
Так же отмечу что снимаю я всё так же на Nikon D60 =)))
Благодарю Вас за внимание, надеюсь было интересно и полезно! До встречи!
nox007.livejournal.com
Будни фотографа-неудачника #95 — Обрывки поповской жизни — ЖЖ
Персональное ЗЛО: по прозвищу «Змей»Обработка фотографии начинается с подбора оптики.
Есть минимум два конструкторских пути достижения больших значений фокусного расстояния. Традиционно используемый – компоновка линзоблока линзами нужных оптических значений при конструировании объектива. Однако, этот способ неудобен для больших фокусных расстояний: во-первых, он требует большой длины «трубы», во-вторых, большое количество оптических элементов, вкупе с увеличением протяженности светового пути, негативно сказывается на светосиле. Нивелировать эти недостатки позволяет использование того, чего в объективах обычно стараются избежать –переотражений.
ЗМ-5А 8/500.
Тип объектива: зеркальный[1]
Класс: супертелеобъектив
Фокусное расстояние: 500 мм
Минимальная дистанция фокусировки: 4 м
Предназначение: Фотоаппараты Зенит
Крепление: резьба М42
Рабочий отрезок: 45,5 мм
Диапазон диафрагмы: f8 (фикс.)
Объектив ЗМ-5А был произведен на заводе ЛЗОС в 1980 году. Данный объектив по сути является небольшим телескопом: он построен на базе оптической схемы Максутова — Кассергена, где используется принцип переотражений. Внутри оптической трубы располагаются специальным образом искривленные зеркала. Они позволяют, за счет отражения светового потока друг в друга, увеличить фокусное расстояние объектива, без увеличения длины трубы. Кроме того, за счет высокого коэффицента отражения зеркал и упрощенной линзовой схемы, потери светосилы сведены к минимуму.
Оптическая схема телескопа Максутова — Кассегрена. Оптическая схема объектива ЗМ-5А.
Кроме оптической схемы, Змей, как его называют в своем узком кругу любители зеркально-линзовой оптики[2], имеет много нехарактерных для традиционной фотооптики, и просто непривычных, по крайней мере, лично для меня, вещей. Так, например, наружный край передней линзы у него не выпуклый, как обычно, а вогнутый.
[«Змей» на Sony NEX… или наоборот?..]
После традиционных телевиков, вроде Гранита, Миранды или Юпитера 37А, у Змея непривычно маленький ход геликоида – кольцо фокусировки хотя и делает оборот примерно на 300 градусов, но подвижная часть при этом выдвигается на расстояние чуть более чем полсантиметра. Наконец, для удобства съемки на самом объективе сделаны два штатных крепления ко штативу, причем рассчитанные сразу для двух типов – советского и евро; нет нужды, как в случае с Таиром, искать адаптер. Крепления специально расположены под углом 90°, чтобы можно было закрепить камеру как вертикально, так и горизонтально.
Одна из первых проб. Еще немного более удачных примеров — здесь.
Объектив по сути универсален и совершенно без переделки подходит на любую камеру вплоть до среднеформатной. Именно с этой целью конструктором был заложен заметный перебег кольца фокусировки, причем в обе стороны. Само кольцо фокусировки, кстати, прячется под встроенной блендой – удобно, не потеряешь, — и, чтобы сфокусироваться, придется ее выставить в рабочее положение, так как бленда не имеет жесткой связи с кольцом и даже немного на нем болтается.
Бесконечность.
Диафрагма объектива представляет собой конусовидную вставку с неизменяемым параметром f8, поэтому ГРИП имеет относительно постоянную величину, и меняется только в ходе фокусировки. ГРИП при этом глубокая и уверенная.
МДФ.
По причине вышеозначенной особенности фокусировочного механизма минимальная дистанция фокусировки немного меньше заявленных четырех метров. Мне на практике удалось достичь 3,5 метров.
Тест «Солнце в кадре» я делать не хотел, так как еще слишком хорошо помню астрономический анекдот о том, что на Солнце в телескоп можно посмотреть только два раза в жизни: правым и левым глазом. Однако в конце концов любопытство взяло верх, и я, накрутив для защиты матрицы все имеющиеся у меня 77-е фильтры, пошел искать солнечные пятна. Но мне не повезло.
Солнце в кадре.
Как видно, пятен в тот день на Солнце не было.
Тест Боке.
«Змейный» Боке интересен двумя моментами. Во-первых, при размытии контуры предметов в зоне контраста довольно четко «раздваиваются». Во-вторых – знаменитые ЗЛО-шные «бублики»! Куда же без них?
Поскольку я имел дело с почти телескопом, то просто не мог не попробовать реализовать эту «телескопность». Ну а чтобы было веселее — добавил конвертеров. Нижеприведенные снимки как раз и демонстрируют поведение объектива с группой конвертеров в разных сочетаниях.
ЗМ5А как он есть.
В чистом виде ЗМ5А (F=500) неплохо справляется, но масштабы немного не те, и хочется чего-то большего.
ЗМ5А + ТК-2.
С одним двукратным конвертером (F=1000) результат уже более приемлем, хотя еще есть куда расти.
ЗМ5А + ТК-2 + МС К1.
После добавления второго двукратного конвертера (F=2000) Луна перестала помещаться в кадр, но светосилы пока хватает для уверенной съемки и качество еще вполне приемлемое для набора панорамного материала, хотя уже проглядывают шумы и аберрации.
ЗМ5А + ТК2 + 2МС К1.
С тремя конвертерами (F=4000) снимать получается уже с трудом – не хватает светосилы, появляется «шевеленка», сильные шумы и яркие хроматические аберрации, а получившиеся кадры годятся разве что для составления примерной карты лунного полушария в масштабе примерно 1:100 000 000 000 (примеры представлены ниже).
ЗМ5А + ТК-2 +МС К1, панорамная сборка.
ЗМ5А + ТК2 + 2МС К1 (2), панорамная сборка.
Снимать что-то кроме Луны ночью можно, но только если объект хорошо подсвечен ибо f8 – довольно много для ночной съемки. Для съемки звезд объектив тоже вполне подходит, но необходимо другое фотографическое обоорудование, более надежный штатив и такое место, где бы совсем не было ветра.
Если честно, в плане практического применения телефиксы вообще и ЗЛО в частности для меня малопригодны уже в силу их специфичности. Впрочем, я вообще к телеобъективам как-то не особо расположен, и гораздо больше люблю широкоугольники. Поэтому после окончания тестов Змей будет выставлен на продажу. Ничего личного, просто я — не сотрудник NASA звездочет, и птичек снимаю редко… а для одной только Луны иметь целый объектив как-то жирновато, к тому же 500 миллиметров на лунные цели, как давно уже показала практика — слишком мало. Надо хотя бы тысячу…
Спасибо за внимание.
[1] Во-первых, без кавычек, во-вторых – в обоих смыслах.[2] Именно из этого «узкого круга» происходит и аббревиатура «ЗЛО».
ИсточникЪ
dave-7447.livejournal.com