f-стоп или шесть вещей, которые вы обязаны знать о диафрагме
Диафрагма как механический узел представляет собой тонкую непрозрачную структуру с отверстием в центре. Роль диафрагмы заключается в том, чтобы остановить прохождение света, за исключением света, проходящего через её отверстие. Диафрагма помещается внутри объектива, а её размер регулирует количество света, проходящего через объектив. Центр диафрагмы(апертуры) совпадает с оптической осью системы линз.
Понятие диафрагма
Отверстие диафрагмы – апертура представляет собой отверстие, через которое проходит свет. Более конкретно, диафрагма и фокусное расстояние из оптической системы определяют угол конуса пучка лучей света, которые приходят в фокус в плоскости изображения. Диафрагма определяет, как коллимируют проникающие в объектив лучи, что имеет большое значение для появления на плоскости изображения.
Коллимация — создание тонкого параллельно идущего потока излучения при помощи щелей, через которые он проходит.
Если апертура узкая, то допускаются сильно коллимированные лучи, что приводит к резкому фокусу изображения на плоскости. Широкая диафрагма пропускает неодинаковые лучи, что приводит к резкому фокусу только для лучей, идущих с определенного расстояния. Это означает, что широкая апертура приводит к четкому изображению для вещей на определенном расстоянии. Диафрагма также определяет сколько света достигает плоскости изображения (чем меньше диафрагма, тем темнее изображение для заданной выдержки).
1. Двойной эффект
Диафрагма измеряется с помощью «f-числа», которое иногда называют «f-стоп», оно показывает величину диаметра отверстия. Необходимо помнить, что меньшее f-число соответствует больше открытой диафрагме, при которой большее количество света попадает на светочувствительный элемент, в то время как более высокое f-число означает более узкую диафрагму (меньше света).
Базовое число диафрагмы – единица. Хотя в мире не так много объективов, у которых диафрагма может раскрыться до 1, тем не менее, они существуют. Умножая на 1,4, получаем стандартный диафрагменный ряд: 1; 1,4; 2; 2,8; 4 и т.д. каждое последующее число говорит о том, что количество света, проходящего через объектив, стало больше или меньше почти в два раза. То есть снимок на 2,8 с выдержкой 1/60 секунды будет засвечен также, как снимок на 4 с выдержкой 1/30. Чем больше число диафрагмы, тем сильнее она закрывается и тем с меньшим количеством света экспонируется снимок.
Полный ряд значений диафрагмы выглядит следующим образом: f/1,4; f/2; f/2,8; f/4; f/5,6; f/8; f/11; f/16; f/22 и f/32. Большинство современных камер позволяют управлять диафрагмой с шагом в 1/3 стопа, поэтому при регулировке диафрагмы на современном фотоаппарате между числами 2,8 и 4,0 можно найти такие промежуточные значения, как 3,2 и 3,5.
Понимание работы двойного увеличения пропускной способности при изменении числа диафрагмы на 1 СТОП полезно при настройке экспозиции и выборе выдержки и/или настройки чувствительности. Разница в экспозиции кадра при открытии диафрагмы с f/8 до f/5,6 как при смене чувствительности ISO 100 до 200 будет одинаковой – т.е. на один стоп светлее в обоих случаях. Аналогичным образом можно получить снимок на один стоп светлее, если чувствительность сохранить прежней, а экспозицию скорректировать выдержкой, сменив 1/125 на 1/60 с. И будет тот же самый результат, как если бы изменили диафрагму с f/8 на f/5,6.
2. F-количество
Многих начинающих фотографов смущает тот факт, что небольшое отверстие имеет большее значение f (или f/число), в то время как большие значения диафрагмы имеют небольшие f-числа. Все дело в том, что значение диафрагмы – это отношение диаметра выходного зрачка объектива к его фокусному расстоянию, выражается дробью с числителем, равным единице. В фотографии вместо единицы часто используют латинскую букву f, которая конкретизирует назначение дроби: например, относительное отверстие 1/5,6 обозначается f/5,6. Из этого видно, что для разных объективов одно и то же значение диафрагмы будет обозначать разный диаметр. Например, диафрагма f/11 на объективе 100 мм (100/11) будет составлять 9,09 мм. Для 50-мм объектива та же самая диафрагма будет уже (50/11) равна 4,54 мм.
Теперь наглядно понятно, что не может пройти одинаковое количество света через отверстие в 9,09 мм и 4,54 мм.
3. Дифракция
Дифракция – это искривление лучей света, когда они проходят по краю лепестков диафрагмы. При закрытии диафрагмы для увеличения глубины резкости увеличивается дифракция, которая смягчает изображение, так как лучи не сходятся в одну точку на поверхности датчика, а преломляются и, следовательно, дают мягкий образ. Для получения принципиально четкого изображения по всей площади картинки обычно не используют при съемке наименьшее возможное значение диафрагмы.
4. Оптимальная диафрагма
Для большинства объективов характерно, что на максимально открытой диафрагме сложно добиться максимальной резкости в кадре. Как правило, диафрагму чуть прикрывают. Оптимальное значение диафрагмы для каждого объектива получают экспериментальным путем. Нужно проследить за дифракцией – при каких значениях f она будет минимально приемлемой для фотографа, то значение диафрагмы можно считать оптимальным для работы.
Для тестирования объектива важным моментом является использование прочного штатива для фотоаппарата. Необходимость в этом продиктована тем, что следует фокусироваться на одном и том же месте. После того, как тестовые снимки сделаны, просмотрите их в 100% увеличении на экране монитора. Вы сможете выбрать наиболее резкие и, проверив данные EXIF, определить при какой диафрагме была сделана та или иная фотография. Это и будет оптимальное значение диафрагмы для данного объектива.
5. Резкость объектива и боке – почувствуйте разницу
Боке (бокэ) – японское слово и обозначает художественное размытие фона. Хорошим боке считается такое, которое как бы скругляет основные моменты изображения, нежели оставляет стороны предметов, которые находятся вне фокуса, резко очерченными, например, образующими четкий шестиугольник. Боке следует отнести к свойствам объектива, результату работы его оптических элементов и диафрагмы, а не к возможностям камеры, которой сделана фотография.
6. АФ и диафрагма
Для начала достаточно будет знать, что чем шире угол лучей света, тем точнее будет автофокус. На приведенной схеме угол лучей, полученных от объектива f/2,8 (синие линии), будет больше, чем от объектива f/4 (красные линии), которые в свою очередь больше, чем от объектива f/5,6 (желтые линии). При использовании объектива с максимальной диафрагмой f/8, только самые точные датчики способны работать, но фокусировка будет медленной и менее точной. Именно по этой причине прекращают автофокусироваться объективы f/5,6, когда фотограф пытается использовать телеконвертер, снижающий их максимальную светосилу до f/8 или f/11.
Это, конечно же, не все те знания, которые необходимы опытному пользователю, тем не менее, для начала следует очень хорошо ориентироваться в данных технических тонкостях. Мы будем и дальше давать уроки по фундаментальной теории фотографии – оставайтесь с нами, делитесь уроками с друзьями и с удовольствием используйте свой творческий потенциал.
Полезные ссылки по теме:
- Как правильно настроить фотоаппарат?
- Что такое ISO
- Советы по созданию боке
- Способы как сделать фотографию объемной
- Треугольник экспозиции
blocknotfotografa.ru
Что такое диафрагма | Фотолюбитель
Что такое диафрагма? Диафрагма (апертура) в объективах — это устройство, которое позволяет изменять относительное отверстие объектива и регулировать диаметр проходящего через него пучка света.
Изучаем диафрагму. Что такое диафрагма
Относительное отверстие объектива, регулируемое диафрагмой, имеет свое обозначение и называется числом диафрагмы (или диафрагменным числом). Чем выше это число, тем меньше диаметр относительного отверстия и меньше света проходит к матрице/пленке фотоаппарата. Вычисляется как соотношение фокусного расстояния к диаметру диафрагмы f/D (например, f/1.4), стандартные значения имеют шаг в один диафрагменный стоп (корень из двух) — 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8 и т.д вплоть до f/64.
С изменением значения диафрагмы изменяется не только освещенность, но и линия глубины резко изображаемого пространства. Комбинация значений диафрагмы и скорости затвора образуют экспопару. Вместе с изменяемой светочувствительностью матрицы образуют Трио — экспопара+ISO.
Лепестки ирисовой диафрагмы объектива Таир-3ФСБольше всегда меньшее число
Запомните — чем крупнее число, тем поступает меньше света, и наоборот. То есть, при зажатой до f/22 апертуре, света всегда поступит меньше, чем при открытой до f/1.4. В работе вам, думаю, не придется зажимать значения до предела — основные рабочие параметры это от полностью открытой (f/1.4, f/2, f/2.8 например, — зависит от модели объектива) до 8-16. С этим связана небольшая путаница — на самом деле, б
Также имеется понятие «светосильность» объектива — чем шире относительное отверстие, тем объектив светосильнее. В основном, понятие «светосила» используется именно в этом ключе, хотя имеет немного не то определение. Не каждый светосильный объектив лучше. Светосильность — не панацея для решения фотографических задач.
Управление диафрагмой
Существует множество реализаций диафрагмы, однако большее применение в фото и видеотехнике нашлось у ирисовой. Ирисовая диафрагма позволяет более плавно изменять значения относительного отверстия, имеет компактные размеры. Помимо ирисовой диафрагмы использовалась также:
- Револьверная диафрагма
- Вставная диафрагма
Привод ирисовой диафрагмы имеет различные вариации:
- Диафрагма с механизм ручного доводчика (с кольцом предустановки и без)
Фиксация необходимого значения f/ кольцом предустановки производилась для того, чтобы получить возможность навестись на резкость при более светлом видоискателе. Непосредственно фотосъемка проводится уже на закрытой диафрагме и установленной глубине резкости. Большинство конструкций этих фиксаторов приводится в действие потягиванием кольца предустановки на себя и поворотом на необходимое значение.
- Диафрагма с прыгающим механизмом (с репетиром и без)
Прыгающий механизм диафрагмы позволяет установить необходимую диафрагму без использования кольца предустановки и увеличивает оперативность при работе. Репетир (автоматический доводчик) использовался для предпросмотра глубины резко изображаемого пространства непосредственно перед спуском затвора. Устройство автоматического доводчика приводилось в действие дополнительным рычажком на корпусе камеры, или объектива.
Зачастую привод был сопряжен с кнопкой спуска затвора, при этом нажатая наполовину кнопка спуска включала режим предпросмотра ГРИП. В объективах Таир из комплекта Фотоснайпер использован весьма изысканный механизм автодоводчика, при котором просмотр ГРИП был возможен только непосредственно после спуска диафрагмы, либо перед ее взводом. Это доставляло определенное неудобство при работе (диафрагма закрывалась в необходимое значение, затем взводилась рычагом, происходила наводка на резкость, и полунажатием кнопки спуска затвора доводчик возвращался в исходное состояние, снова закрывая диафрагму).
В современных камерах репетир заменен кнопкой, или комбинацией кнопок на корпусе камеры.
- Диафрагма с электромагнитным механизмом
В основной своей массе современных объективов диафрагма имеет автоматический электромагнитный привод, а ручное управление вы можете наблюдать только на профессиональной/кинооптике. Ручное управление в современных объективах используется в основном при видеосъемке, для оперативного и плавного контроля за глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП).
Во время фотосъемки, диафрагма с электромагнитным приводом автоматически закрывается до значения, заданного электроникой камеры. У объективов с электронным управлением диафрагмы репетир реализуется в виде программной функции DOFV, активируемой кнопкой на корпусе фотоаппарата или их комбинацией.
Диафрагма. Что такое боке
Боке это японское название зоны нерезкости, по сути — изображение фона за снимаемым объектом. Каждый объектив имеет свой рисунок зоны нерезкости. У вариообъективов боке достаточно жесткое — заметны как геометрические, так и цветовые пропорции объектов, следующих за объектом фотосъемки. У объективов с фиксированным фокусным расстоянием, «фиксов», боке в плане размытия может доходить до немыслимых значений.
Боке объектива Canon 70-200 f/4 на f/4Как правило, объект съемки отделяется от фона явным образом. Большая разница заметна при сравнении фотографий, снятых на «репортажный» универсальный объектив, и более «художественные» объективы с фиксированным фокусным расстоянием. В величинном отношении, я бы сравнил это так: рисунок зоны нерезкости у зума на f/2.8 будет примерно идентичен фиксу на f/4-5.6, на однинаковых фокусных расстояний.
Боке Sigma 30mm f/1.4 DC OS HSM на f/5.6Конечно, еще немало зависит от самой оптической схемы. Отсюда, кстати, и вытекают пристрастия различных категорий фотографов к разнообразным объективам — из-за особенностей оптической схемы, разные оптические схемы дают различный художественный эффект, — у какого то объектива есть фирменное закручивание фона, у другого — эффект масляных красок. Почти бесплатно, без регистрации и смс крутят фон известные на постсоветком пространстве объективы Гелиос 44.
Боке Sigma 17-50mm f/2.8 на f/3.2Японцы же, вообще, считают всякое проявление элементов фона в боке на малых значениях f/ аберрацией, и ценят ровные цвета (то есть, элементы за объектом размываются тупо до состояния цвета, без каких-либо намеков на пропорции). Конечно, не смотря на все это, качественный портрет можно снять и на вариообъектив. Все зависит от опыта фотографа.
Количество лепестков диафрагмы и их влияние на рисунок зоны нерезкости
Количество лепестков диафрагмы варьируется. Как правило, недорогие объективы оснащаются малым количество лепестков. На больших значениях f/, малое количество лепестков будет давать неровные круги («гайки») источников света в боке. Иногда вы можете встретить звездообразное отверстие диафрагмы у объектива — при малом количестве лепестков, такое решение добавляет некоторую художественность в рисунок зоны нерезкости. На фото ниже представлена диафрагма объектива Индустар-61 Л\З МС.
Диафрагма Индустар-61 Л/З МСИндустар-61 Л/З 50mm f/2.8 и Ricoh Rikenon 28mm f/2.8 яркие представители касты объективов со звездообразным отверстием диафрагмы при малом количестве лепестков в механизме.
Звездообразные блики Ricoh Rikenon 28mm f/2.8Диафрагмирование и дифракция
Качество картинки, пропускаемое оптикой (в частности, резкость и детализация), улучшается до определенного порогового значения f/. Более широкие пучки света имеют противную особенность рисовать на картинке дополнительные искажения цветов. Эта особенность уменьшает свое воздействие на картинку при небольшом прикрытии диафрагмы. Как правило, цветовые искажения пропадают с f/4 практически полностью у большинства объективов.
Метод устранения хроматических аберраций таким образом, называется диафрагмированием. Не стоит заигрываться с максимальными значениями числа диафрагмы — чем больше значение, тем выше шанс достигнуть дифракционного предела для текущей конфигурации камера+объектив.
Как с этим жить
Управляя диафрагмой вы можете добиться как более художественной картинки, так и увеличения ГРИП, так и внесения поправки в экспозицию.
Большее размытие фона и тонкая ГРИП получается именно на максимально «открытых» значениях, чем пользуются в портретной и художественной фотографии. Важно запомнить, что при съемке портрета тонкая ГРИП и максимально открытое относительное отверстие объектива позволяют явным образом отделить объекты от фона. Для этого, собственно, и используются светосильные объективы.
Учтите — чем выше максимальное число f/ объектива, тем оптическая схема дороже — отсюда высокая удельная стоимость качественных «светлых» объективов. Светосильный объектив позволит увеличить максимально возможную выдержку затвора и избежать шевеленки на фото в сумерках, без увеличения светочувствительности матрицы и с сохранением приемлемого уровня шумов на фото.
Боке, и вытекающая из этого рисунка художественность объектива зависит от фокусного расстояния объектива, конфигурации его оптической схемы, установленного значения диафрагмы. Используйте полученные знания о диафрагме, и связанными с ней другими параметрами, чтобы поразить своих друзей художественными фотокарточками.
liveviewer.ru
Как определить оптимальное значение диафрагмы для объектива
Вы случайно не заметили, что резкость ваших фотографий, получаемых на выходе, может варьироваться от кадра к кадру?
Я уже не раз замечал, просматривая полученные фотографии, что при съемке практически того же объекта, в одних и тех же условиях освещения и с одним и тем же объективом резкость изображений немного отличается от кадра к кадру.
Один снимок получается предельно четким, а следующий смазанным по отношению к нему. В чем же проблема?
Существует множество факторов, которые могут повлиять на резкость картинки, но после проведения анализа отснятого материала я пришел к выводу, что в данной ситуации вступает в игру используемое при съемке значение диафрагмы.
В середине диафрагменного диапазона моего объектива фотографии были четкими, но на обоих концах диапазона (особенно при полностью открытой диафрагме, когда значения минимальны) они получались немного смазанными.
Большинство объективов имеют оптимальное значение, или диапазон диафрагменных значений, при котором они выдают максимально качественную и четкую картинку.
К примеру, при игре в большой теннис также существует понятие некоторой оптимальной точки на теннисной ракетке. Эта точка позволяет усилить силу удара при отбивании или подаче мяча. Таким же образом и в фотосъемке – если выяснить, какое оптимальное значение диафрагмы у объектива, то можно использовать его более эффективно.
Во многих объективах это оптимальное значение находится в одном или двух стопах от максимального значения диафрагмы. Таким образом, с помощью объектива с максимальной диафрагмой f/4 более четкие фотографии можно получить при значении диафрагмы в диапазоне от f/5.6 до f/8 range (или даже меньше).
Так как определить оптимальное значение диафрагмы конкретного объектива?
Конечно, оптимальное значение у разных объективов будет разное, поэтому лучшее, что можно здесь сделать – это проанализировать свои фотографии. Далее я расскажу, как я проделываю это при покупке нового объектива.
Возьмите нужный объектив на фотосессию и постарайтесь провести съемку во всем диапазоне диафрагменных значений, например, переключите фотоаппарат в режим приоритета диафрагмы, а затем сделайте несколько снимков одной и той же сцены с разными значениями диафрагмы.
При загрузке фотографий на компьютер и их последующем просмотре обратите внимание на EXIF данные каждой фотографии, особенно на значение диафрагмы. По мере просмотра отснятого материала (просматривайте снимки при 100%-м разрешении), вы должны заметить фотографии, которые получились четче, чем остальные. Проверьте при каком значении диафрагмы они были получены, после чего вы сможете использовать свой объектив для получения исключительно четких снимков.
Не забывайте, что диафрагма — важнейший инструмент в руках фотографа, влияющий на ГРИП! И при грамотном управлении глубиной резкости — оптимальное значение диафрагмы будет отличаться от требуемой для конкретной фотосессии.
Поэтому опытные фотографы имеют целый парк объективов в своем кофре.
Вместо заключения
Означает ли все вышесказанное, что вы должны избегать съемки за пределами оптимального значения диафрагмы? Ни в коем случае нет! Бывают ситуации, когда необходимо полностью открыть диафрагму (например, при слабом освещении, или для получения небольшой ГРИП) или, наоборот, прикрыть диафрагму при съемке пейзажа – тем не менее, лишние знания вам не помешают, так как вы сможете максимально использовать сильные и слабые стороны своего объектива, а это, в свою очередь, позволит получать качественные фотографии.
Всего вам фотографического!
dphotoworld.net
Простыми словами о диафрагме | Уроки фотографии, видео, мастер-классы и курсы по фотграфии для начинающийх и не только
Начинать разбираться с нюансами фотосъемки я предлагаю с понятия «диафрагма». Во-первых, это одно из базовых понятий в фотографии, во-вторых, при помощи диафрагмы уже после прочтения этой статьи вы сможете управлять результатом съемки.
Чисто в техническом аспекте диафрагма вашего фотоаппарата – это часть конструкции в виде тонких металлических лепестков, которые расположены по кругу вдоль обода объектива. При спуске затвора лепестки диафрагмы закрываются до установленного значения и образуют отверстие, через которое проходит поток света.
Применительно к параметрам съемки диафрагма – это число или значение, которое обозначает, насколько широко откроются лепестки в момент съемки. Традиционно это число обозначается латинской буквой f.
Существует шкала диафрагменных значений, т.е. уже принятых обозначений степени открытия (или закрытия) диафрагмы фотоаппарата. В современных цифровых фотокамерах диафрагма может принимать следующие значения (читать слева-направо):
1.2 1.4 1.6 1.8 2 2.2 2.5 2.8 3.2 3.5 4 4.5 5.0 5.6 6.3 7.1 8 9 10 11 13 14 16 18 20 22
Запомните важную закономерность: чем меньше числовое обозначение диафрагмы, тем шире раскроются лепестки. Например, при установлении значения диафрагмы f=3.5 лепестки раскроются больше, чем при значении f=5.6.
Это интересно: На жаргоне фотографов диафрагму называют попросту «дыркой». Например, часто можно услышать такую фразу «открой дырку сильнее» или «закрой дырку на 11». Знайте, что речь идет о настройках диафрагмы.
Не стану грузить вас теорией, почему люди придумали именно такие странные цифры для обозначения степени открытия диафрагмы. На данном этапе это вам никак не пригодится, а будет только сбивать с толку. Перейдем к более полезной части – рассмотрим, как при помощи выставления различных значений диафрагмы можно повлиять на результаты съемки.
От значения диафрагмы зависят два параметра конечного изображения: яркость снимка и глубина резкости на фотографии (степень размытия фона). Разберемся сначала с яркостью. Через отверстие диафрагмы проходит свет, который затем попадает на светочувствительный элемент (в цифровой фотографии – на матрицу). Значит, чем больше открыта диафрагма (чем меньше выставлено число f), тем больше света попадет на матрицу, и тем более яркими (светлыми) будут ваши фотографии. Если сильнее закрыть диафрагму (выставить большое число f=11, 16 или 22), тем меньше света пройдет через объектив, и тем более темным получится изображение.
Теперь посмотрим, как при помощи выставления параметров диафрагмы можно управлять глубиной резкости на фотографиях. На данном этапе под глубиной резкости будем просто понимать степень размытия объектов в кадре. Точнее степень размытия объектов, которые находятся не в фокусе. Итак, при неизменности всех остальных параметров съемки действует простое правило: чем больше вы открываете диафрагму, тем сильнее размоются объекты, находящиеся не в фокусе (обычно это фон). А если диафрагму зажать, то большая часть объектов в кадре окажется в зоне резкости.
Ну вот, теперь вы знаете один из секретов фотографий, на которых размыт задний план! Как применить эти знания на практике, читайте в статье «Как выставлять диафрагму. Практикум».
Ваши вопросы по теме статьи оставляйте в комментариях внизу. И не забывайте делиться ссылкой на статью с друзьями!
Удачных вам снимков!
studyfoto.ru
DSLR 1. Диафрагма / Фото, видео и звук / SkillVille
Диафрагма является одним из трех главных столпов в фотографии. Остальные два — ISO и выдержка. Без сомнения, диафрагма является одним из самых обсуждаемых предметов, потому что с помощью нее можно как увеличить объем фотографии, замылив задник, так и волшебно привнести в фокус все что может поместиться в кадр. А теперь давайте подробнее разберемся в том, что такое диафрагма и как ей управлять.Есть еще термин апертура, который в русском языке часто является синонимом диафрагмы. Апертура это диаметр отверстия в объективе. А диафрагма это механизм, который делает апертуру меньше и больше.
Предварительно я рекомендую узнать как работает DSLR камера!
1) Что такое апертура?
Если совсем просто, то это отверстие в объективе, через которое свет попадает в тушку камеры. Чтобы понять как работает диафрагма, представьте человеческий глаз. Каждый фотоаппарат устроен так же как и человеческий глаз. Роговица нашего глаза (это как объектив) собирает весь свет, а затем передает его на радужную оболочку. В зависимости от количества света, радужка расширяется или сжимается, управляя зрачком — который в свою очередь является отверстием, через которое свет проходит дальше в глаз. Диафрагма как раз и является зрачком для фотокамеры. Количество света, которое попадает на сенсор камеры, регулируется диафрагмой — чем больше открыта диафрагма, тем больше света попадет на сенсор.
Итак, диафрагма это как зрачок. Большой зрачок эквивалентен большому размеру диафрагмы, и наоборот.
2)Размер диафрагмы
Итак, как мы выяснили, зрачком объектива является диафрагма. Основная задача которой сводится к контролю количества света, поступаемого на сенсор. В фотографии, диафрагма измеряется числами с f(например f/5.6). Эти числа называются f-стоп или фиксированные значения отверстия дифрагмы. Т.е. каждое такое число показывает, насколько сильно открыта диафрагма. Обратите внимание, что чем меньше f тем шире раскрыта диафрагма! Например, f/1.4 больше чем f/2.0 и много-много больше чем f/8.0.
Круги — это размеры диафрагмы. Чем больше число f, тем меньше открыта диафрагма!
3) Что такое глубина поля?
Важно помнить одну вещь, а именно размер диафрагмы т.к. он оказывает прямое влияние на место фокусировки фотокамеры! При большом числе f, например f/32 (помните, что это означает, что диафрагма чуть-чуть приоткрыта!), в фокусе будут находиться буквально все объекты: и на заднем плане и на переднем. А при маленьком числе f, например f/1.4 только объекты на переднем плане будут в фокусе, в то время как задник будет оставаться размытым.
Слева снято при f/2.8, а справа f/8.0
Как видно из примеров, достаточно поменять диафрагму с f/2.8 на f/8.0 и мы начинаем видеть, что находится за Валли. А если использовать f/32, то фон будет такой же четкий как и Валли.
Вот еще один пример:
Диафрагма f/2.8
На примере выше, благодаря совсем неглубокому полю обзора, только слово «Cougar» оказалось в фокусе, в то время как все что дальше и ближе него размыто. Если бы я использовал диафрагму с числом f/1.4 и сфокусировался на одной из букв, возможно только одна эта буква и была бы в фокусе, а остальное все размыто. Чем больше f, тем больше вещей попадают в фокус!
4) Диафрагма объективов: максимальная и минимальная
У каждого объектива есть максимальное и минимальное значение диафрагмы. Взгляните на свой объектив. На нем должны быть две надписи (если он у вас не фиксированный, тогда одна): максимальное значение (самое маленькое значение f) и минимальное значение (самое большое число f) диафрагмы. Максимальное число (то, которое указано первым) намного важнее т.к. оно показывает насколько много света может пропустить объектив (объективы с маленьким числом f являются светосильными и называются быстрыми). Линза с меньшим значением f может накопить больше света, а значит качество снимков в условии нехватки света будет лучше.
Большое число f (насколько минимально может быть открыта диафрагма) не так важно, т.к. практически все объективы способны выдавать f/16, чего обычно более чем достаточно.
Максимальное число диафрагмы для этого объектива f/1.4
Существует два вида объективов: «фиксированные» и «зумы». Объективы с возможностью увеличения-уменьшения диафрагмы более гибкие в использовании. Например, с таким объективом вам не нужно подходить-отходить от объекта. Однако, из-за сложности исполнения и сложной оптической схемы на рынке существует большое разнообразие объективов-зумов с различной диафрагмой. Если вы сделали сильное увеличение, то число f станет максимально большим, а при уменьшении максимально маленьким. Например, объектив Nikon 18-200mm имеет такие характеристики: f/3.5-f/5.6. Если сделать на нем минимальное увеличение (18), то диафрагма будет f/3.5, а если сделать максимальное увеличение, то диафрагма будет f/5.6. Профессиональные, тяжелые зум объективы, кстати, в имеют фиксированный размер диафрагмы! Например, Nikon 70-200mm f/2.8 имеет всегда один и тот же размер диафрагмы.
Чем больше диафрагма, тем больше света может получить фотоаппарат и тем быстрее он может делать снимки в условиях нехватки света. Более того, чем больше максимально доступное значение диафрагмы у объектива, тем сильнее он может изолировать объект на переднем плане от задника.
skillville.ru
Диафрагма или замочная скважина | О фото и не только
Вы когда то подглядывали в замочную скважину?
Хотя современные замочные скважины очень узкие и через них очень трудно что нибудь разглядеть. Но есть и такие
Вы наверняка видели такие в кино.
Обратите так же внимание: чем больше замочная скважина тем легче вам смотреть через нее и тем больше света через нее проходит, не так ли?
Точно так же и диафрагма в объективе фотоаппарата. Диафрагма это устройство в объективе фотоаппарата которое дозирует количество света проходящее через объектив. Проще говоря это перегородка в объективе с отверстием. Меняя диаметр этого самого отверстия дозируется количество света, попадающего на светочувствительный сенсор фотоаппарата или как раньше это была фотопленка.
Диафрагма это очень мощный инструмент фотографа и мой самый любимый.
Каким образом диафрагма дозирует свет? Все еще проще, чем вы думаете. Фотограф может открыть диафрагму тем самым увеличить проходное отверстие и на матрицу фотоаппарата попадет больше света. Может наоборот прикрыть диафрагму или еще говорят зажать диафрагму – тем самым уменьшит проходное отверстие и на матрицу попадет меньше света.
Точно так же как и человеческий глаз.
Вы наверняка замечали за собой и своими друзьями когда вы смотрите на солнце у вас глаза щурятся, тем самым уменьшается поток света попадающий на сетчатку глаза, тоже самое зимой если вы выйдите на улицу и кругом белый слепящий снег ваши глаза мгновенно защуриваются и зрачок уменьшается чтобы меньше света попадало на сетчатку глаза. В то время как в помещении при слабом освещении вы пытаетесь как можно шире открыть глаза чтобы разглядеть ту или иную деталь, а зрачки естественно становятся шире.
Так же работает и диафрагма фотоаппарата, по аналогии зрачка глаза.
Фотографы еще называют ее «дыркой» «открыть дырку», «зажать дырку». Такие слова вы часто можете встретить на форумах по фотографии, где фотографы обсуждают те или иные приемы в фотографии. Еще вы можете столкнуться с термином «апертура» — это тоже самое что и диафрагма.
Как обозначается диафрагма или апертура?
Диафрагменное число — относительный размер отверстия диафрагмы объектива, выраженный в обратных единицах.
Диафрагменное число обозначается как F/n, где n – числовое значение диафрагменного числа. На пример F/1.4 или F/5.6. Так же вы можете встретить обозначение «А» — от слова апертура, или просто маленькая буква «f» (f/5.6).
Не буду ваш мозг захламлять сложноматематическими расчетами и выводами из оптической физики и геометрии, я и сам в них не силен J. Лишь скажу, что цифровое обозначение диафрагмы это обратноквадратичная зависимость, поэтому чем больше цифровое значение диафрагмы – тем меньше отверстие в объективе и тем меньше света через него проходит. Для особо допытливых скажу что F- фокусное расстояние объектива, и если вы его поделите на значение диафрагмы то получите диаметр отверстия в объективе. То есть если на вашем объективе с фокусным расстоянием 85мм диафрагма прикрыта на 5,6 то диаметр отверстия в нем будет 15мм
Диафрагма в современных объективах.
Ниже приведен стандартный ряд значений диафрагмы:
1.4, 2.0, 2.8, 4.0, 5.6, 8, 11, 16, 22, 32…
Каждое последующее значение диафрагмы вдове уменьшает количество света проходящего через объектив.
Стандартный ряд выдержки можете посмотреть здесь, и стандартный ряд светчувствительности здесь. Каждое последующее значение отличается от предыдущего в два раза. Что бы получить хорошо экспонированный кадр если прикрываете диафрагму на один стоп то надо удлинить выдержку на один стоп или значение ISO поднять на один стоп. Об этом более подробно поговорим позже.
В вашем фотоаппарате вы встретите промежуточные значения диафрагмы. Они могут быть разными однако чаще всего указывают с шагом 1/3 экспозиции. То есть между стандартными значениями есть еще 2 промежуточных значения по 1/3 ступени.
Диафрагма – художественный инструмент фотографа
Мы уже говорили о том что выдержка влияет на динамику в фотографии.
Диафрагма отвечает за :
- глубину резкости
- качество изображения, точнее за резкость снимка
- яркость и насыщенность фотографии
- бокэ
ГРИП
Глубина Резко Изображаемого Пространства или еще встречал называют Граница Резкости Изображаемого Пространства — сокращено ГРИП
С помощью диафрагмы фотограф может подчеркнуть тот или иной предмет на фотографии, часто при съемке портретов модель четко и резко видна на фотографии, а фон полностью размывают чтобы выделить модель. Что бы добиться такого эффекта надо как можно шире открыть диафрагму и результат на лицо. Можете сравнить эти две фотографии сделанные на разных значениях диафрагмы (фотографии взяты с сайта http://magazine.creativecow.net):
Этот снимок сделан на максимально открытой диафрагме и получилась очень маленькая глубина резкости
А этот снимок уже снят при максимально закрытой диафрагме, поэтому получилась довольно большая глубина резкости и все объекты и на переднем плане и на заднем хорошо различимы.
Как диафрагма влияет на резкость?
Ну о ГРИП мы только что говорили. Есть еще важная особенность: Светосильные объективы, к сожалению, на открытых диафрагмах имеют не самую четкую картинку. Чтобы добиться звенящей резкости надо прикрывать диафрагму до средних значений. На пример у светосильного фикс объектива Nikor 50мм 1.8 максимальная резкость достигается при значении F/5.6. У стандартные китовые объективы 18-55mm F/3.5-5.6 обычно наилучшую резкость показывают на диафрагме F/8. Если дальше зажимать диафрагму до более высоких значений 11, 16, 22, 32 то получается эффект дифракции и резкость уменьшается, на максимальных значениях диафрагмы картинка получается мыльная.
Как диафрагма влияет на яркость и насыщенность фотографии?
Тут тоже есть определенные нюансы. Есть такие эффекты как виньетирование, хроматические аберрации. Они больше всего проявляются на максимально открытых диафрагмах. С закрытием диафрагмы они либо исчезают либо сводятся до минимума. Так же на прикрытых диафрагмах цвета становятся насыщеннее и ярче благодаря более плавным переходам между светлыми и темными областями на фотографии.
Бокэ – это рисунок в зоне нерезкости. У каждого объектива он свой. На разных значениях диафрагмы он может меняться. В качестве наглядного примера приведу фотографию – тест объектива CANON EF 50mm f/1.8 II
кстати по опросу ресурса kaddr.com объектив CANON EF 50mm f/1.8 II признан лучшим портретником по соотношению цена/качество. Хотя далеко не самый резки, полтинник и фокусное расстояние тоже совсем не портретное.
Вверху выделены четыре кадра на разных значениях диафрагмы. Это и есть рисунок боке. Эти круги или многогранники или их еще называют гайками или шайбами. Видны только в зоне нерезкости. По этим многогранникам можно посчитать сколько лепестков диафрагмы в объективе. Сколько сторон у многогранника столько же и лепестков имеет диафрагма.
Чем больше лепестков диафрагмы в объективе, тем он дороже. Еще в современных объективах делают скругленные лепестки, чтобы в зоне нерезкости все же были круги, а не гайки.
Вот пожалуй и все что я хотел рассказать вам о диафрагме объектива и ее роли в фотографии. Ну а теперь посмотрим как можно ею управлять.
Как управлять диафрагмой на вашем фотоаппарате?
На простых цифромыльницах, на камере мобильных телефонов и смартфонов, на планшетах, на вебкамерах и прочих гаджетах к сожалению в объективах отсутствует диафрагма. Да что говорить, на них по сути и объектив то отсутствует… На таких камерах постоянная максимально открытая диафрагма и она не меняется. Тут уж ничего не поделать.
На цифромыльницах подороже, на беззеркалках, зеркалках, на большинсвте ультразумах есть творческие режимы: «A» от слова apertura или «Av» на фотоаппаратах CANON. Это режим приоритета диафрагмы. В режиме приоритета диафрагмы вы выставляете нужное вам значение диафрагмы, а автоматика камеры самостоятельно выбирает (нужные по ее мнению) значения выдержки и ISO для правильного экспонирования снимка. Ну и конечно же полностью ручной режим «М» в котором вы управляете всеми параметрами экспозиции: выдержкой диафрагмой и светочувствительностью сенсора — ISO.
Есть так же программные режимы съемки:
Режим пейзаж.
В этом режиме автоматика камеры старается по возможности как можно больше закрыть диафрагму. Алгоритм этого режима съемки отдает приоритет закрытой диафрагме для получения максимальной глубину резкости чтобы и задний и передний планы были хорошо проработаны.
Режим портрет.
В этом режиме автоматика выставляет средние значения диафрагмы и довольно широко варьирует, в зависимости от освещения. Тут я не разобрался с тем каокй алгоритм задали производители этому режиму, однако по рекомендации производителей это оптимальный режим для портретов. К сожалению, автоматика не всегда максимально открывает диафрагму как мне бы того хотелось, чтобы выделить портрет и размыть фон. Чаще автоматика использует средние значения, на которых получаются более насыщенные снимки.
Хотя я стараюсь для съемки портретов использовать режим приоритета диафрагмы и максимально открываю ее на сколько это возможно. В своей практике чаще всего использую именно режим — приоритета диафрагмы.
Ну и уже по сложившейся традиции этой рубрики возьмите свою камеру в руки и вперед. Выполняем домашнее задание:
- Сделать несколько снимков на разных значениях диафрагмы и сравните их. Напишите в комментариях что и как вы снимали. При каком значении диафрагмы вам больше всего понравился снимок и наоборот при каком значении снимок вас не устроил.
- Я писал про режим пейзаж. Попробуйте снять пейзаж на открытой диафрагме. Напишите что у вас получилось.
Если вам понравилась статья то слева есть кнопочки. Жмите лайк и репост в социальных сетях.
Желаю вам высокой резкости и насыщенности на открытых диафрагмах!
С уважением Роман.
roman-vlah.ru
что такое диафрагма
Диафрагма — устройство в объективе, которое дозирует количество света. Для большего понимания пример из жизни. Когда люди смотрят на солнце — они щурятся, то есть уменьшают щель, через которую проходит свет. Если бы люди не щурились, солнце бы сожгло своим сильным светом сетчатку глаза. Ну а ночью, нужно наоборот, открывать глаза по шире, чтобы захватить побольше света. Большие глаза имеют те животные, которым нужно хорошо видеть ночью.
Так выглядит диафрагма в середине объектива
Часто диафрагму называют еще светосилой или апертурой. На самом деле диафрагма отвечает только за геометрическую светосилу. А за общую светосилу объектива отвечает не только диафрагма, но и процент отражения и пропускания света, падения диафрагменного числа при фокусировке, процент поглощения света фильтром. Согласитесь, светосила объектива с одной и той же диафрагмой будет разной при разных светофильтрах. Апертура (лат. apertura — отверстие). Апертурой называют от того, что апертурный угол напрямую зависит от ступени закрытия диафрагмы.
Какая она, диафрагма?
Обычно, под диафрагмой понимают изменяющееся круглое отверстие в объективе. Отверстие открывается и закрывается с помощью лепестков. Лепестки в таком случае называют лепестками диафрагмы. От количества и округленности лепестков диафрагмы зависит то, на сколько будет само отверстие круглым. Чем скругление отверстия диафрагмы сильней — тем лучше. Профессионалы часто диафрагму называют просто «дыркой», так как это действительного, своего рода дырка.
Выделение с помощью большой диафрагмы и малой ГРИП нужного элемента на фото
На что влияет диафрагма:
- На количество света, который может пропустить объектив за какое-то время.
- На управление глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП)
- На яркость и цветовую насыщенность изображения
- На качество изображения, в особенности на его резкость
Влияние на ГРИП
Как оказалось, диафрагма влияет не только на количество света, но и на глубину резкости. Чем больше значение диафрагмы — тем меньшая глубина резкости. Чем меньше значение диафрагмы — тем больше глубина резкости. Это один из основных приемов в фотографии для управления точкой внимания на фото. Очень важно иметь возможность управления ГРИП для портретов, где нужно акцентировать внимание именно на человеке. Макро фотографы прекрасно знают что такое ГРИП, им приходиться снимать на очень сильно закрытых диафрагмах чтобы увеличить глубину резкости. Вообще, там где пишут про ГРИП, пишут и про размытый фон.
Влияние диафрагмы на ГРИП
Предварительный просмотр глубины резкости
Обычно, современные камеры имеют возможность наводиться на резкость при полностью открытой диафрагме. Когда делается снимок, автоматика камеры закрывает диафрагму до установленного значения. Чтобы посмотреть как будет выглядеть изображения при закрытой диафрагме, иногда можно воспользоваться репетиром диафрагмы. Это позволяет без снимка посмотреть в видоискатель (оптический или электронный) как будет выглядить картинка, когда камера закроет диафрагму. На камерах Nikon у которых имеется Live View, функция Live View автоматом закрывает диафрагму до указанного значения перед включением этого самого Live View.
Очень маленькая глубина резкости на открытой (большой) диафрагме. Резкие только некоторые листики.
Диафрагмирование для улучшения картинки
Под диафрагмированием понимают просто изменения значения диафрагмы. С помощью управления диафрагмой можно добиться от объектива более резкого изображения. В основном, самое резкое изображение достигается где-то на средних значениях диафрагмы того или иного объектива. На самом большом значении диафрагмы объективы страдают хроматическими аберрациями и виньетированием. На очень маленьких диафрагмах объективы страдают потерей резкости от дифракции. Также, при закрытии (уменьшении диафрагмы) повышается не только резкость, но и контраст снимка. Большая диафрагма позволяет проводить визирование через оптический видоискатель без особых проблем, так как объектив дает много света и через глазок хорошо видно весь кадр. Визировать с диафрагмой ниже 5.6 через оптический видоискатель можно только при хорошом освещении. Также, снимки с бОльшей диафрагмой могут казаться более яркими и насыщенными — такой эффект связан с более плавными переходами на снимках темных областей в светлые.
Пример фото на светосильный объектив с большой диафрагмой F1.8
Боке и диафрагма связаны навек
Диафрагма очень сильно влияет на рисунок боке. Наилучшее боке для объектива достигается на максимально открытой диафрагме. При этом само физическое отверстие максимально круглое. При закрытии диафрагмы лепестки диафрагмы вместо круга образуют разные многогранники. Эти многогранники отчетливо видно в зоне нерезкости. Очень часто такие многогранники называют гайками, шайбами и циркулярными пилами.
Хорошое ровное боке. Снято на Nikon 50mm F1.8D.
Так как в дешевых объективах присутствует малое количество лепестков диафрагмы, обычно не больше 5-6, то в зоне нерезкости появляются фигуры точь-в-точь напоминающие «гайки». Ценятся те объективы, которые на закрытых диафрагмах дают правильные круглые светящиеся пятна в зоне нерезкости, например, к ним можно отнести старые советские Таир-11А или Юпитер-37А. В новых объективах очень редко можно встретить большое количество лепестков диафрагмы, но сейчас делают более скругленные лепестки, которые даже при малом их количестве, дают красивый рисунок.
Классические 6-угольные шайбы. Снято на Nikon 50mm F1.8D.
Диафрагма в камерах телефонов и других маленьких устройствах
Диафрагма, это механическая часть объектива, ее нельзя сделать программно. Почти во всех телефонах нет диафрагмы. Во многих мыльницах тоже нет диафрагмы. Как же быть? Обычно камера в таких устройствах дозирует количество света только выдержкой и вариацией значения ISO, а само значение диафрагмы постоянно зафиксировано на максимальном значении. Для примера, на моей Nokia 7610 указано, что F2.8, потому камера всегда снимает на F2.8.
Как настроить диафрагму в фотоаппарате?
В камерах за диафрагму отвечает число F. Оно показывает в сколько раз диаметр относительного отверстия меньше фокусного расстояния объектива, записывается это как F1/1,4 или F1/5,6. Часто, на объективах или камерах указывается только одно диафрагменного число, например 1,4 или 16,0, часто буковку F опускают. Проще всего настроить диафрагму в режиме приоритета диафрагмы. Обозначается такой режим обычно как А или AV. Чтобы легко запомнить, можно просто произнести: диАфрагмА — значит нужно включать режим А. Почему А — от слова апертура, что есть синоним слова диафрагма.
Светлые и темные — быстрые и медленные объективы
От максимального значения диафрагмы зависит то, на сколько объектив можно будет использовать в плохих условиях освещенности. Светлыми называют объективы с большой диафрагмой, обычно, значение F должно быть ниже 2.8. То есть объективы с максимальными диафрагмами F1.4, F1.8, F2.0, F2.2, F2.5, F2.8 называют светосильными или просто светлыми. Все что ниже F1.4 называют супер светосильными. К супер светосильным объективам можно отнести Nikon 50mm F1.2.
Разные отверстия при разных значениях числа F
Так как диафрагма влияет на скорость выдержки, то объективы точно так делят на быстрые и медленные. Под быстрым объективом понимают то, что с его помощью можно снять изображение с короткой выдержкой. А под медленным, то, что с его помощью можно снять фото с длинной (медленной выдержкой). Если зафиксировать значение ИСО, то именно от диафрагмы зависит выдержка, и чем светлее объектив, тем он быстрее. И чем темнее объектив, тем он медленней.
Большая диафрагма дает возможность снимать в очень плохих условиях освещенности
Разница в светосиле
Обычно, разницу в значениях диафрагмы и других фотографических переменных меряют в стопах. При изменении диафрагмы на один стоп выдержка изменится в два раза. Также, при изменении диафрагмы на один стоп можно вместо выдержки изменить ISO в два раза. Очень важное замечание, что разница в значениях диафрагмы не линейная, а квадратичная. Возьмем две диафрагмы F5,6 и F2,8, казалось бы, разница именно светосилы составляет 5,6/2,8=2 раза, но это не верно. На светосилу влияет площадь окружности диафрагмы, а не диаметр. Число F связано только с диаметром. Для подсчета разницы в площадях нужно брать квадраты диаметров. Потому получается, что разница в светосиле при диафрагмах F5.6 и F2.8 составляет (5,6*5,6)/(2,8*2,8)=4 раза. Вот такая вот хитрость.
Как это запомнить? Есть два выхода, либо делить квадраты чисел F, либо сначала делить, а потом возводить в квадрат. Зачем я утомляю Вас расчетами — а потому, что часто фотолюбители не имеют представления про то, во сколько раз объектив «светлее» или «темнее» другого объектива.
Достижения приемлемого качества резкости на слегка прикрытой диафрагме
Золотое правило:
Диафрагма и выдержка связаны золотым правилом. Чтобы сохранить правильную экспозицию при одинаковых ИСО нужно либо закрыть диафрагму и увеличить выдержку. Либо, наоборот, открыть диафрагму и уменьшить выдержку.
Закрыть, открыть, увеличить уменьшить — не нужно путаться
Все очень просто. Закрыть или уменьшить диафрагму — означает повысить число F. Была диафрагма F2.8, когда ее закрыли, она стала F5.6, закрыли еще сильней, она стала F16.0 и т.д. Например, встречается фраза «прикрыл дырку на два стопа», расшифровывается как сделал число F большим и уменьшил площадь отверстия в 4 раза. Главное не запутаться, когда диафрагма открывается, число F уменьшается. А когда диафрагма закрывается — число F увеличивается. Например, была диафрагма F32.0, когда ее открыли, она стала F8.0, когда открыли еще сильней, она стала F5.6.
Расфокусировка. Боке в виде гаек. Снято на Nikon 50mm F1.8D
Что делать — ничего не понятно
Если у Вас зеркалка, переверните камеру задом наперед, чтобы вы смотрели в объектив, нажмите кнопку спуска (сделайте снимок) и Вы увидите как дырочка в объективе закроется и откроется — вот так и работает диафрагма.
Выводы
Диафрагма — это дозатор светового потока, который влияет на экспозицию, ГРИП, яркость и качество изображения. Вообще, если не поснимаете с разными диафрагмами, не узнаете толком что это такое.
Материал любезно предоставлен коллегами сайта «Радожива» Спасибо им за это.
www.umediagroup.ru