Как установить фотоаппарат на штатив – Как установить фотоаппарат на штатив?

9 ошибок в работе со штативом, которые могут испортить ваши снимки и подвергнуть риску фотокамеру

9 ошибок при использовании штатива

  1. Сначала раздвигаете маленькие секции ноги штатива.
  2. Плохо затягиваете ручки и зажимы ног.
  3. Поднимаете центральную колонну.
  4. Неправильно или слишком свободно крепите головку штатива к ножкам.
  5. Неправильно ставите ножки штатива на неровной поверхности.
  6. Неправильно устанавливаете камеру на площадку штатива.
  7. Небезопасно устанавливаете камеру на штатив.
  8. Неправильно располагаете ножки штатива.
  9. Неправильно переносите.

Совершаете ли вы какие-либо из вышеперечисленных ошибок при использовании штатива? Если ответ утвердительный, вы рискуете не только четкостью фотографий, что является первоочередной целью применения штатива, но что еще хуже — дорогой камерой.

Давайте проанализируем ошибки по порядку.

  • Сначала раздвигаете маленькие секции ноги штатива

Если вам нужно раздвинуть ноги штатива только наполовину максимальной высоты, всегда сначала занимайтесь самыми большими свеху (самые толстые секции). И потом уже, если требуется поднять точку съемки, открывайте нижние, более тонкие секции.

Раздвигая маленькие секции, вы тем самым пускаете в ход самые слабые части штатива. Всегда сначала работайте с более толстыми секциями ноги сверху, так штатив будет в гораздо более устойчивом положении во время съемки.

Ошибки при использовании штатива

Слева: НЕПРАВИЛЬНО — Справа: ПРАВИЛЬНО

  • Недостаточно хорошо затягиваете элементы штатива

Казалось бы, такая простая ошибка, однако многие фотографы продолжают использовать штативы с болтающимися ножками (которые в итоге медленно опускаются на землю) и шаровые головки, медленно наклоняющиеся под весом камеры.

Просто убедитесь, что все затянуто достаточно крепко, прежде чем устанавливать камеру на штатив. Носите в сумке с камерой шестигранные ключи или любые другие необходимые инструменты.

Ошибки при использовании штатива

У вас может быть больший поворотный фиксатор для закрепления центральной колонны. Проверьте

То же самое с центральной колонной — убедитесь, что она заблокирована. Она не должна даже слегка покачиваться или перемещаться вверх и вниз без ослабления регулировочной ручки или поворотного фиксатора.

Ошибки при использовании штатива

Держите шестигранный ключ под рукой для быстрой регулировки. Если у вас есть откидные ножки, каждый сегмент может свободно двигаться, почаще проверяйте их

  • Поднимаете центральную колонну

Центральная колонна является самым слабым звеном во всей конструкции. Поднять ее, особенно на максимальную высоту, — все равно что поставить монопод сверху на штатив и надеяться, что он останется неподвижным.

Вместо этого всегда вытягивайте ножки штатива до их максимальной длины, если вам нужно снимать повыше. Если этого в вашем случае все еще недостаточно, то возможно, просто стоит подумать о приобретении штатива с бОльшей максимальной высотой.

Ошибки при использовании штатива

  • Неправильно устанавливаете головку штатива

Эта ошибка похожа на ошибку №2. В зависимости от модели трипода штативная головка может быть ослаблена, поэтому время от времени ее нужно подтягивать. Прежде чем устанавливать камеру, убедитесь, что головка штатива плотно прикреплена к его ногам, не вращается и не скользит при нажатии. Большинство головок штативов просто привинчиваются к ножкам, поэтому простого поворота будет достаточно. У других для этого может быть маленький винт.

Ошибки при использовании штатива

Ваш штатив может иметь поворотный механизм или винтовой язычок, как этот, для затягивания головки

Ошибки при использовании штатива

Если головка штатива ослаблена, скорее всего здесь будет зазор

  • Неправильно ставите ножки штатива на неровных поверхностях

Это самая распространенная ошибка, иногда совершаемая даже опытными фотографами.

Что в этом такого? — спросите вы. — Можно же просто отрегулировать головку?

Ну… одним словом — нет! Посмотрите на следующий пример, а именно на каком уровне установлены камеры в обоих случаях.

Ошибки при использовании штатива

Видите, как наклонены вниз ноги штатива слева? В таком положении штатив может упасть или перевернуться вместе с драгоценной (или же просто дорогой) камерой и объективом. Положение легко исправить, если не вытягивать все ножки на одинаковую высоту. Удлиняйте ноги на склоне, на подъеме — укорачивайте.

Ошибки при использовании штатива

Купите штатив с уровнем на ножках, как здесь. Это существенно облегчит вам жизнь

Ошибки при использовании штатива

Уровень на головке штатива помогает убедиться, что камера и, следовательно, будущий снимок будут ровными. Уровень на ножках поможет убедиться, что сам штатив находится в равновесии

Неправильно устанавливаете в камеру вставки штатива

Шаг первый — получить штатив с быстросъемной площадкой или вставкой. Если на нем ее нет, то процесс установки камеры на штатив и ее снятия будет более неудобным и трудоемким.

Ошибки при использовании штатива

Съемная площадка на штативе. Боковая ручка затягивается, чтобы обезопасить ее

Шаг второй — правильно установить вставку на камеру. Удостоверьтесь, что она крепко прикреплена. Слабое крепления зачастую становится большой проблемой. Это часто становится большой проблемой.

Вставка или пластина установлены в правильном направлении. Иногда на пластине есть стрелка, если не видно, как она устанавливается в головку. Если вам кажется, что камера наклонена вбок (ручка затяжки головки должна быть в легком доступе), снимите ее и поверните пластину.

Ошибки при использовании штатива

Видите стрелку и надпись LENS? Она указывает в каком направлении нужно установить пластину на камеру

Совет: после того, как вы привинтите вставку штатива к камере и установите ее на трипод, проведите небольшой тест. Попробуйте держать головку неподвижно и при этом поворачивать камеру. Если она вращается независимо, вы скорее всего установили ее неправильно. Снимите камеру и снова затяните вставку. Если вы не можете затянуть ее достаточно сильно пальцами, то наденьте ее на штатив, держите головку неподвижно и просто проворачивайте камеру в направлении, необходимом для более плотного прикручивания. Чтобы снять ее, просто сделайте все наоборот.

  • Небезопасно устанавливаете камеру на штатив

После того, как штативная пластинка будет надежно прикреплена к камере, последний шаг установки всей конструкции — убедиться, что она правильно прикреплена к головке штатива. Неправильное крепление существенно повышает риск для фотооборудования. Если камера не будет надежно закреплена, то в самом лучшем случае вы получите размытые фотографии. Ну а самое страшное, что может случиться — камера разобьется об землю.

Ошибки при использовании штатива

Возьмитесь за камеру, как показано на фото, наденьте ремешок на шею. Затем оторвите штатив вместе с камерой от земли и хорошенько встряхните его для проверки

Совет: чтобы проверить правильно ли он закреплен, просто возьмите камеру и оторвите всю установку (штатив вместе со всем остальным) от земли. Надежно удерживая камеру двумя руками, встряхните ее. Если штатив отвалился — ну вы знаете, что делать…

  • Неправильно располагаете ножки штатива

Не менее важно как располагать ноги штатива и где стоит сам фотограф. При съемке на холме (как на изображении слева) поставьте две ноги на склоне и одну на подъеме. Сами стойте на подъеме, но будьте осторожны, чтобы случайно не опрокинуть штатив. Это работает как при съемке в направлении сверху вниз, так и наоборот.

Ошибки при использовании штатива

Слева: поставьте две ноги под холм и одну на подъем при съемке на неровной поверхности. Справа: отведите две ноги назад и встаньте между ними при съемке на ровной поверхности

Если вы находитесь на достаточно плоской поверхности, установите штатив так, чтобы одна нога была направлена вперед, а две другие — назад (как на фото справа). Встаньте между двумя задними ногами. Так вы уменьшите вероятность удара во время длительной экспозиции или когда вы двигаетесь.

  • Неправильно переносите штатив

Если ваша камера установлена ​​на штативе, но нужно немного переместиться в процессе съемки, можно просто взять всю конструкцию и перенести ее целиком. Но многие новички делают это неправильно (смотрите фото ниже). Объектив обращен к земле, используется одна рука, а ремень просто качается на ветру. Это же ужас!

Ошибки при использовании штатива

Если фотограф вдруг споткнется и упадет, сначала упадет на землю объектив. Вставка штатива может выпасть (если фотограф не сделал тест, описанный  выше), и вся камера вместе с объективом просто сломаются.

И то, о чем люди не часто задумываются, это ножки штатива. Часто можно увидеть группы фотографов, гуляющих вместе со штативами: один оборачивается и бьет человека рядом или позади них ножками штатива. Не очень красиво. Попробуйте носить его вот так.

Ошибки при использовании штатива

На фото выше ремешок от камеры находится на шее, предотвращая любые нежелательные движения камеры. Объектив все еще направлен ​​вниз, но он расположен на плече фотографа, поэтому шансы его падения и удара о землю невелики. Наконец, ноги штатива находятся перед фотографом, где он может их видеть и контролировать происходящее.

Таким образом, если фотограф движется или поворачивается, он может избежать ситуации столкновения с окружающими людьми и предметами. Тем более его элементарно намного проще и удобнее носить на руках и спине, особенно если приходится пройтись далековато.

Просто? Конечно, все просто — нужно только хорошо знать и не забывать что делать, чтобы использовать штатив правильно!

fotogora.ru

Использование штатива в фотосъемке

В самых разных направлениях фотографии использование штатива помогает добиваться отличного результата благодаря точному контролю над процессом съемки, хорошей стабилизации камеры и некоторым дополнительным возможностям, не доступным при съемке с рук.

Из данной статьи вы узнаете о том, зачем и как использовать штатив, чтобы упростить процесс съемки и добиться лучшего результата.

Автор фотографии Питер Хаворс.

Многие начинающие фотографы предпочитают не использовать штатив, считая, что это неудобный, тяжелый инструмент, который затрудняет передвижение и ограничивает творческие возможности. Это не совсем так. Поначалу штатив действительно может казаться вам неповоротливой штукой, замедляющей процесс съемки. Однако со временем вы привыкните обращаться с ним достаточно изящно и быстро настраивать нужное положение камеры. С этого момента штатив перестанет быть для вас «третьей ногой», превратившись в незаменимый инструмент в самых разных направлениях фотосъемки.

Автор фотографии Лука Тшарке.

Пейзажная и архитектурная фотография

Отправляясь на съемку пейзажей или архитектуры, обязательно берите с собой штатив. Данные направления в фотографии не требуют спешки, даже наоборот терпение не редко помогает получить особенно хорошие снимки. Например, снимая пейзаж, часто приходится ждать удачного освещения.

Если вы будете держать камеру с крупным телеобъективом в руках, пока солнце не покажется из-за облаков или пока на городской улице люди не выйдут из кадра, когда наступит долгожданный момент, ваши руки будут достаточно сильно дрожать от усталости, что снизит четкость изображения.

Вместо того чтобы превращать съемку в тренировку на выносливость, рискуя испортить ценные снимки, возьмите штатив — он позволит вам сконцентрировать внимание на условиях: выбрать хороший ракурс и композицию, по возможности выставить настройки и приготовиться к тому, чтобы сделать заветный кадр.

Некоторые известные фотографы-пейзажисты, поставив фотоаппарат на штатив, часами ждут идеальных условий, чтобы получить по-настоящему превосходный снимок.

Есть еще одно важное преимущество использования штатива, также связанное с условиями. Иногда погода, особенно при съемке в горах, может быть весьма неблагоприятной. Неутихающие порывы ветра делают съемку с рук практически невозможной. В такие моменты поможет штатив, большинство из которых оборудовано крюком, на него можно повесть фотосумку с объективами, или специальной емкостью, которую можно наполнить, например, камнями для утяжеления.

Автор фотографии Курушин Геннадий.

Также существует несколько специфичных направлений, для которых использование штатива вообще является обязательным условием, это: ночная съемка, панорамная и HDR (широкий динамический диапазон) фотография.

Во время ночной съемки количество света очень ограничено, поэтому приходится значительно увеличивать выдержку, достаточно часто — до нескольких минут, а при съемке с рук на выдержке длиннее, чем 1/15, уже начинает проявляться потеря четкости. Также в ночной съемке штатив помогает добиваться красивых эффектов, таких как на этом снимке:

Автор фотографии Такахиро Ямамото.

Во время панорамной и HDR (широкий динамический диапазон) съемки делается несколько снимков, которые впоследствии превращаются в одно изображение. Для того чтобы упростить сведение и повысить качество итоговой фотографии, обязательно используйте штатив.

Автор фотографии Клинт Коехлер.

Хорошая, удобная головка штатива и наличие встроенного уровня (инструмент для проверки угла наклона) позволят вам получить полный контроль над процессом. Важно отметить, что штативы с шаровой головкой плохо подходят для панорамной съемки — они не позволяют точно регулировать смещение и допускают одновременное изменение наклона камеры по горизонтали и вертикали, что может привести к пропуску участка.

Предметная фотография и макросъемка

Предметная фотография не терпит спешки даже в большей степени, чем пейзажная. Качество достигается за счет точности настройки и аккуратности. Преимущество предметной фотографии – практически полная независимость от условий, в том числе от освещения благодаря искусственным источникам света. Если света достаточно для использования короткой выдержки, зачем же нужен штатив? Однако он действительно нужен.

Автор фотографии Дейв Ницше.

Штатив дает вам важнейшее преимущество во время предметной (и макро) съемки – он освобождает руки, позволяя полностью погрузиться в процесс и экспериментировать, не отвлекаясь на камеру. К тому же, если речь идет о съемке насекомых, штатив поможет не спугнуть объект или, например, не стоять самому в опасной близости к муравейнику.

Автор фотографии Гюнтер Сейфер.

В макросъемке помимо стандартных используются специальные штативы с рельсовой головкой, позволяющей производить высокоточное наведение на резкость, а также макромеха (которые, по сути, являются сложным штативом) для особенно сильного увеличения.

Съемка людей

Портретная фотография, пожалуй, наиболее далека от использования штатива. Съемка происходит достаточно динамично, иногда, даже импульсивно. Удачным может оказаться мимолетный взгляд или случайная поза модели, поэтому для фотографа так важно не выпускать камеру из рук, чтобы сильнее ощущать контакт и не пропустить ценные кадры.

Тем не менее, портретному фотографу желательно иметь штатив среди своих фото аксессуаров. При съемке в условиях плохого освещения штатив может быть весьма полезен. Конечно, в отличие от пейзажной фотографии, во время съемки портретов существуют некоторые ограничения.

Нельзя просто поставить выдержку в несколько десятков секунд, потому что вместе с правильной экспозицией вы получите приведение вместо модели. Однако наличие штатива позволит вам с большей уверенностью использовать предельно низкие для портретной съемки выдержки (1/15, 1/8), благодаря тому, что не будет тряски от рук.

Автор фотографии Хусан Акалоглу.

Также некоторые фотографы считают, что штатив способствует развитию мастерства, потому что он дисциплинирует: заставляет лучше продумывать ракурс и композицию, учит держать процесс под контролем, а не превращать портретную съемку в случайность. Это особенно важно, если речь идет о коммерческой съемке.

Если говорить о репортажной съемке, то очень удобным может быть использование монопода (штатив с одной опорой). Этот вид штатива позволяет снизить тряску, и при этом он достаточно компактен, легок. Монопод позволяет быстро изменять ракурс съемки и уменьшить нагрузку на руки, что особенно важно при использовании тяжелой длиннофокусной оптики.

Автор фотографии Джереми Ласк.

photo-monster.ru

Как пользоваться штативом? — Фотография Тесты обзоры советы уроки

Неожиданно для себя запнулся при ответе на вопрос «Как пользоваться штативом?». Казалось бы, какие могут быть премудрости? Подумал, посмотрел, что говорят профессионалы и решил скомпоновать некоторые правила и советы, которые помогут не просто штативничать, а пользоваться штативом с пользой и удовольствием.

1. Определитесь с композицией

Сначала определитесь с композицией будущей фотографии и только потом раскладывайте штатив. Полезно обойти вокруг предполагаемого предмета съемки (если, например, это цветок) или периодически заглядывать в видоискатель фотоаппарата, чтобы понять, как будет выглядеть сцена на фотографии (выбирая, где остановиться для съемки пейзажа).

2. Одна нога должна быть направлена в сторону предмета съемки

С одной стороны, такое расположение штативных ног позволит оперировать фотоаппаратом, не натыкаясь постоянно на оставшиеся две, а с другой – обеспечит дополнительную устойчивость, если фотоаппарат с объективом наклонены вперед.

3. Центральная штанга должна располагаться вертикально.

Это позволяет равномерно распределить вес фотоаппарата на штативе, не смещая центр тяжести. Помогает пузырьковый уровень. Важно следить за вертикальностью при установке штатива на неровную почву (на склоне, когда ноги штатива выдвинуты на разную длину)

4. По возможности не пользуйтесь центральной штангой

Центральная штанга неустойчива и подвержена вибрациям. Профессионалы говорят: «Не трогайте центральную штангу, не превращайте свой штатив в монопод!». Поднимайте ее только в крайних случаях. Понятно, что без использования штанги, тяжело добиться комфортной высоты штатива, но это неудобство будет с лихвой компенсировано четкими и резкими фотографиями.

Если конструкция штатива позволяет, снимите центральную штангу и спрячьте ее в шкаф (чтобы искушения не было).

5. Используйте L-bracket

“L-bracket” это специальная пластина, изогнутая в форме латинской «L», позволяющая крепить фотоаппарат на штатив в портретной ориентации, не смещая центр тяжести. Кроме того, что использование позволяет не смещать центр тяжести связки штатив/фотоаппарат при съемке в портретной ориентации, есть еще один неявный плюс: использование L-bracket добавляет несколько сантиметров в высоту, а не забирает их.

С L-bracket и без

6. Используйте штативную лапку

Длинный объектив изменяет центр тяжести связки объектив/фотоаппарат, использование же штативной лапки позволяет сбалансировать вес комплекта на штативе.

7. Фотографируя объективом со штативной лапкой, нажмите сверху рукой на объектив в районе штативной лапки.

Можно использовать «bean bag» («мешок с фасолью») – мешок с сыпучим наполнителем, который кладется сверху на объектив в районе штативной лапки для уменьшения вибрации.

Нажимать здесь

8. Подвешивайте груз к центральной штанге для большей устойчивости или используйте специальные поддоны для груза.

Дополнительный груз позволяет уменьшить вибрации и добавляет штативу устойчивости в неблагоприятных условиях – например, при сильном ветре. Стоит, однако, обратить внимание — не шатается ли сама сумка под порывами ветра, передавая вибрации штативу.

Бытует мнение, что дополнительный груз на центральной штанге — необходимое условие работы с «легкими» походными штативами.

9. Если на центральной штанге нет крючка для подвешивания груза – приделайте его или приобретите специальный штативный поддон.

10. Сначала штатив, потом фотоаппарат

Разложите штатив на требуемую высоту и только потом присоединяйте фотоаппарат. Так легче и безопаснее.

11. Пожертвуйте высотой, но выдвиньте минимальное количество секций штатива. Особенно актуально для легких походных многосекционных (4 и 5 секций) штативов. Разложив 3 секции вместо 4х, Вы добьетесь не 25%, а 50% прироста устойчивости.

12. Выдвигайте штативные ноги на штативе в сложенном положении

Одинаковая высота каждой штативной ноги легко достигается, если выдвигать ноги на штативе в сложенном положении

13. Под номером «тринадцать» — Проверяйте!

Тщательно проверяйте затяжку соединений, крепление штативной головки и прочие соединения, где что-то может «открутиться, сложиться, расшататься». Проверьте, не соскользнут ли ноги штатива – используйте шипы.

14. Как переносить штатив

Многие профессиональные фотографы советуют переносить штатив с фотоаппаратом на плече в разложенном состоянии – это позволяет оперативно приступить к съемке. Я не сторонник этого метода. Но – если Вам по душе – дважды проверьте крепление штативной головки и площадки – в обычном положении все может быть в порядке, но при переноске – способно соскользнуть. Аккуратнее с быстросъемными площадками!

15. Сделайте накладки

Недорогие штативы не оборудуются теплоизолирующими накладками для ног. Их легко можно сделать самому из термоизоляции для труб горячего водоснабжения, например, Thermoflex. Подберите требуемый диаметр, разрежьте трубку по длине, наденьте на штативную ногу и закрепите.

16. Не тревожьте фотоаппарат.

Не мешайте фотоаппарату фотографировать со штатива: даже легкий недорогой штатив способен обеспечить необходимую устойчивость, если использовать спусковой тросик или автоспуск. Предподъем зеркала – использовать обязательно.

17. Помните о движении!

Использование штатива позволяет оперировать длинными выдержками. Не забывайте, что и объект съемки должен быть неподвижен: движение, совершенно не влияющее на фотографию при выдержках для съемки с рук, проявляет себя при съемке со штатива на длинных выдержках: даже слабый ветерок может убить резкость листвы на выдержках уже в 1/30 секунды.

18. Используйте движение!

Обратная сторона медали: текущая вода, прилив, пламя, несколько заблюренных движением колосьев пшеницы – станут художественными приемами, которые откроются фотографу только при использовании штатива.

19. Как мы видим?

Оригинальному зрительному восприятию наиболее соответствуют фотографии, сделанные с выдержками от 1/30 до 1/60 секунды.

20. Фокусировка и глубина резкости

Определитесь, где должна быть резкость в предполагаемой композиции – наводитесь на расстояние в одну треть вглубь от самого близкого нужного резким предмета (см. правило фотографии №10).

21. Песок

Для установки штатива на песке, чтобы он не проваливался, используют три теннисных мяча, прорезанных с одной стороны крест накрест и надетых на штативные ноги.

22. Используйте штатив для съемки с проводкой.

Отрегулируйте фиксацию штативной головки так, чтобы она позволяла перемещать фотоаппарат при съемке с проводкой. Профессионалы советуют перемещать фотоаппарат при съемке со штатива с проводкой, взявшись не за корпус фотоаппарата, а за объектив рукой сверху (в отличие от обычной практики «поддерживания» объектива снизу).

23. Устойчивость штатива зависит от угла между центральной штангой и ногами штатива.

Если высота не критична – выбирайте самое устойчивое положение. Например, у штатива Manfrotto 055 четыре фиксированных угла: 25, 46, 66 и 88 градусов. Предпочтительнее будет угол в 46 градусов.

24. Не расслабляйте диафрагму.

Вернее — не зажимайте ее: штатив позволяет использовать любые значения диафрагмы. Поэтому возникает желание максимально прикрыть диафрагму для достижения возможно большей ГРИП. Не поддавайтесь: дифракция выступает ограничивающим фактором. Не закрывайте диафрагму больше чем f/11 – f/13.

25. Экзотическое (не проверял). Купите удлиняющий наглазник для фотоаппарата. В момент съемки сильно прижмитесь к нему головой – это поможет убрать вибрации.

26. Экзотическое (не проверял). Повысить устойчивость и сопротивление вибрациям недорогого алюминиевого штатива можно заполнив полые ноги штатива газетными обрезками. Это совет от астрофотографов, которым не столь важна способность штатива складываться/раскладываться, как его устойчивость. Вариация на тему: утрамбовать влажные газетные обрезки и прожарить ноги в духовке при температуре 93 градуса (200 по Фаренгейту). Научность подхода с указанием точной температуры мне чрезвычайно понравилась!

 

Почему штатив нужно устанавливать тщательно и аккуратно?

Потому что устойчивый и правильно установленный штатив обеспечивает требуемую резкость фотографий, а небрежно установленный имеет привычку заваливаться вместе с дорогостоящим фотоаппаратом и объективом.

 

Наконец, чем больше времени и тщательности будет тратиться на установку штатива, тем более ответственно и продуманно Вы будете подходить к композиции фотографии.

 

 

июль 2010 года

www.vlador.com

Использование штатива в предметной съемке

Предметная фотография по-своему сложный жанр. В нём много нюансов различных приёмов и стилей съёмки. Создать качественное фото в предметке, как и в любом другом жанре, невозможно без специальных инструментов. Первостепенную важность, конечно же, имеет камера и объектив.

Для работы понадобится хороший фотоаппарат любительского или профессионального класса. Мыльницей тоже можно сделать хорошее фото, но исключительно для себя или для друзей. Для коммерческой работы компакты не подойдут. Необходимо устройство как минимум с 1-дюймовой или MFT-матрицей. В идеале надо использовать APS-C или полнокадровую камеру.

Оптика не менее важна, чем камера. Объектив должен иметь возможность фотографировать предметы крупным планом. При работе с особо мелкими объектами, такими как украшения, аксессуары или мелкая электроника, понадобится специальный макрообъектив или хотя бы макрокольца. Если вы не хотите сразу тратить много денег на специальное оборудование для макросъёмки, прочтите нашу статью: «Бюджетные решения для макросъёмки».

После подготовки камеры и оптики для крупных планов предметной фотографии, нужно подумать о штативе, потому что без него ничего хорошего не получится. Выбрать штатив для фотоаппарата не сложно. Выбор зависит от конкретных задач, а в предметной фотографии они специфические. Вам нужно иметь возможность размещать камеру не только перед предметным столом, но и над ним, а сделать это можно только при помощи поворотной штанги. С этим определились. Отбрасываем все штативы без поворотной штанги. При этом вы сможете использовать такую модель для любой другой съёмки, так что он достаточно универсален.

Использование штатива в предметной съемке

Далее при выборе штатива нужно обратить внимание на головку. Их бывает множество видов в зависимости от назначения и ценовой категории. Тут уж нужно выбирать исходя из бюджета, выделенного на организацию предметной съёмки. Шаровая голова вряд ли будет удобнее обычной, так как во время изменения ракурса не нужно будет выполнять наклоны влево и вправо. Как правило, предметы снимают с соблюдением горизонтального положения камеры. Голову берём обычную, но достаточно прочную, чтобы она выдержала вашу камеру с большой оптикой и удобно управлялась.

Использование штатива в предметной съемке

Также штатив для камеры должен быть достаточно тяжёлым. Это придаст ему устойчивости. При создании нескольких снимков с различной экспозицией и работе с макрорельсами. Выбирайте максимально прочный и тяжёлый штатив.

Использование штатива в предметной съемке

Раз уж мы упомянули макрорельсы, то вкратце рассмотрим, что это такое. При съёмке мелких объектов фокусироваться приходится на очень близком расстоянии. Из-за этого глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) становится очень маленькой и весь объект не может оказаться в фокусе. Камера фокусируется только на небольшой его части. Чтобы расширить зону резкости делают несколько кадров с фокусировкой на различных частях, а потом объединяют снимки в графическом редакторе. Казалось бы, можно просто слегка смещать фокус вращая кольцо фокусировки, но при этом изменяется перспектива и полученные кадры плохо стыкуются, создавая артефакты и нерезкие зоны. Поэтому смещать положение фокусировочной группы в объективе нельзя. Нужно смещать саму камеру. И тут на помощь приходят макрорельсы. Они оборудованы специальными рукоятками, вращение которых позволяет сместить камеру на миллиметры. Макрорельсы по сути являются одним из типов голов или дополнением к головке для штатива.

Использование штатива в предметной съемке

Также в предметной фотографии играет большую роль освещение. Можно обойтись светом из окна и отражателями, но это приемлемо если вы снимаете натюрморт или что-то в этом стиле. При работе с мелкими объектами будет удобно снимать в лайткубе, но универсальным решением является использование вспышек. Как минимум одна внешняя вспышка и отражатель позволят создать приемлемое освещение для сцены, но вспышку следует крепить не на камеру. Схему освещения могут быть различными и тут также поможет штатив. Для вспышки не обязательно использовать специальные стойки. Вспышка совершенно неподвижна во время съёмки и будет стоять так, как вы её установите.

Использование штатива в предметной съемке

Существуют варианты штативов с крюком между ног. На него можно повесить свой рюкзак или любой утяжелитель, который добавит устойчивости вашей установке.

Имея всё необходимое нужно организовать пространство для съёмки. Определитесь с фоном. Если нужен только объект съёмки на нейтральном фоне, используйте плотную белую бумагу формата А1 или специальные фоны для фотосъёмки. Постройте схему освещения. Пробуйте разные варианты, даже самое неординарно решение может оказаться идеальным именно для вашего объекта съёмки. Закрепите камеру на штативе и выберите ракурс, работая наклоном головки и штанги штатива. Определитесь с тем, насколько должен быть крупный план. Если вы выполняете работу для заказчика, то следует уточнить этот нюанс у него. Вы должны чётко знать, как именно фотографировать. Попросите показать примеры фотографий, на которые вы будите ровняться. Так будет проще найти общий язык.

Использование штатива в предметной съемке

Если вам нужно сделать фотографии объекта с разных сторон, постарайтесь использовать поворотный стол. Так вы сэкономите много времени. Вам не придётся выполнять фокусировку после каждого поворота. Снимки получатся более качественными и стабильными, что будет свидетельствовать о профессиональном подходе.

Использование штатива в предметной съемке

В заключении отметим, что, если вы хотите заняться предметной фотографией, покупайте как можно более качественное оборудование в рамках своего бюджета. Это утверждение актуально для всех жанров, но в предметке вы особенно зависите от устойчивости штатива и его функциональности. Вы можете использовать естественный свет или свет от ламп накаливания, исключив вспышку, можете сделать макрообъектив из любой своей оптики, но фотографировать мелкие объекты и получать наилучшую резкость снимая с рук не получится, поэтому штатив и головка играют большую роль в этом жанре.

comments powered by HyperComments

photar.ru

Использование штатива в фотосъемке

В самых разных направлениях фотографии использование штатива помогает добиваться отличного результата благодаря точному контролю над процессом съемки, хорошей стабилизации камеры и некоторым дополнительным возможностям, не доступным при съемке с рук.

Из данной статьи вы узнаете о том, зачем и как использовать штатив, чтобы упростить процесс съемки и добиться лучшего результата.

Автор фотографии Питер Хаворс.

Многие начинающие фотографы предпочитают не использовать штатив, считая, что это неудобный, тяжелый инструмент, который затрудняет передвижение и ограничивает творческие возможности. Это не совсем так. Поначалу штатив действительно может казаться вам неповоротливой штукой, замедляющей процесс съемки. Однако со временем вы привыкните обращаться с ним достаточно изящно и быстро настраивать нужное положение камеры. С этого момента штатив перестанет быть для вас «третьей ногой», превратившись в незаменимый инструмент в самых разных направлениях фотосъемки.

Автор фотографии Лука Тшарке.

Пейзажная и архитектурная фотография

Отправляясь на съемку пейзажей или архитектуры, обязательно берите с собой штатив. Данные направления в фотографии не требуют спешки, даже наоборот терпение не редко помогает получить особенно хорошие снимки. Например, снимая пейзаж, часто приходится ждать удачного освещения.

Если вы будете держать камеру с крупным телеобъективом в руках, пока солнце не покажется из-за облаков или пока на городской улице люди не выйдут из кадра, когда наступит долгожданный момент, ваши руки будут достаточно сильно дрожать от усталости, что снизит четкость изображения.

Вместо того чтобы превращать съемку в тренировку на выносливость, рискуя испортить ценные снимки, возьмите штатив — он позволит вам сконцентрировать внимание на условиях: выбрать хороший ракурс и композицию, по возможности выставить настройки и приготовиться к тому, чтобы сделать заветный кадр.

Некоторые известные фотографы-пейзажисты, поставив фотоаппарат на штатив, часами ждут идеальных условий, чтобы получить по-настоящему превосходный снимок.

Есть еще одно важное преимущество использования штатива, также связанное с условиями. Иногда погода, особенно при съемке в горах, может быть весьма неблагоприятной. Неутихающие порывы ветра делают съемку с рук практически невозможной. В такие моменты поможет штатив, большинство из которых оборудовано крюком, на него можно повесть фотосумку с объективами, или специальной емкостью, которую можно наполнить, например, камнями для утяжеления.

Автор фотографии Курушин Геннадий.

Также существует несколько специфичных направлений, для которых использование штатива вообще является обязательным условием, это: ночная съемка, панорамная и HDR (широкий динамический диапазон) фотография.

Во время ночной съемки количество света очень ограничено, поэтому приходится значительно увеличивать выдержку, достаточно часто — до нескольких минут, а при съемке с рук на выдержке длиннее, чем 1/15, уже начинает проявляться потеря четкости. Также в ночной съемке штатив помогает добиваться красивых эффектов, таких как на этом снимке:

Автор фотографии Такахиро Ямамото.

Во время панорамной и HDR (широкий динамический диапазон) съемки делается несколько снимков, которые впоследствии превращаются в одно изображение. Для того чтобы упростить сведение и повысить качество итоговой фотографии, обязательно используйте штатив.

Автор фотографии Клинт Коехлер.

Хорошая, удобная головка штатива и наличие встроенного уровня (инструмент для проверки угла наклона) позволят вам получить полный контроль над процессом. Важно отметить, что штативы с шаровой головкой плохо подходят для панорамной съемки — они не позволяют точно регулировать смещение и допускают одновременное изменение наклона камеры по горизонтали и вертикали, что может привести к пропуску участка.

Предметная фотография и макросъемка

Предметная фотография не терпит спешки даже в большей степени, чем пейзажная. Качество достигается за счет точности настройки и аккуратности. Преимущество предметной фотографии – практически полная независимость от условий, в том числе от освещения благодаря искусственным источникам света. Если света достаточно для использования короткой выдержки, зачем же нужен штатив? Однако он действительно нужен.

Автор фотографии Дейв Ницше.

Штатив дает вам важнейшее преимущество во время предметной (и макро) съемки – он освобождает руки, позволяя полностью погрузиться в процесс и экспериментировать, не отвлекаясь на камеру. К тому же, если речь идет о съемке насекомых, штатив поможет не спугнуть объект или, например, не стоять самому в опасной близости к муравейнику.

Автор фотографии Гюнтер Сейфер.

В макросъемке помимо стандартных используются специальные штативы с рельсовой головкой, позволяющей производить высокоточное наведение на резкость, а также макромеха (которые, по сути, являются сложным штативом) для особенно сильного увеличения.

Съемка людей

Портретная фотография, пожалуй, наиболее далека от использования штатива. Съемка происходит достаточно динамично, иногда, даже импульсивно. Удачным может оказаться мимолетный взгляд или случайная поза модели, поэтому для фотографа так важно не выпускать камеру из рук, чтобы сильнее ощущать контакт и не пропустить ценные кадры.

Тем не менее, портретному фотографу желательно иметь штатив среди своих фото аксессуаров. При съемке в условиях плохого освещения штатив может быть весьма полезен. Конечно, в отличие от пейзажной фотографии, во время съемки портретов существуют некоторые ограничения.

Нельзя просто поставить выдержку в несколько десятков секунд, потому что вместе с правильной экспозицией вы получите приведение вместо модели. Однако наличие штатива позволит вам с большей уверенностью использовать предельно низкие для портретной съемки выдержки (1/15, 1/8), благодаря тому, что не будет тряски от рук.

Автор фотографии Хусан Акалоглу.

Также некоторые фотографы считают, что штатив способствует развитию мастерства, потому что он дисциплинирует: заставляет лучше продумывать ракурс и композицию, учит держать процесс под контролем, а не превращать портретную съемку в случайность. Это особенно важно, если речь идет о коммерческой съемке.

Если говорить о репортажной съемке, то очень удобным может быть использование монопода (штатив с одной опорой). Этот вид штатива позволяет снизить тряску, и при этом он достаточно компактен, легок. Монопод позволяет быстро изменять ракурс съемки и уменьшить нагрузку на руки, что особенно важно при использовании тяжелой длиннофокусной оптики.

Автор фотографии Джереми Ласк.

photo-monster.ru

КАК ВЫБРАТЬ ШТАТИВ ДЛЯ ФУД-ФОТОГРАФИИ?

untitled-1shtativ2

Штатив входит в набор оборудования большинства фуд-фотографов. Он помогает делать максимально четкие снимки при любом освещении, дает дополнительные возможности при съемке и часто упрощает работу. Но новичку бывает сложно понять все плюсы работы со штативом и выбрать подходящую для себя модель. Поэтому сегодня поговорим о том, зачем нужен штатив и на что стоит обратить внимание при его покупке.

Штатив — это тренога с площадкой для крепления камеры. Штатив состоит из ног, штативной головки и центральной штанги. Ноги штатива обычно состоят из нескольких секций и могут раскладываться. В бюджетных штативах часто бывают распорки.

2016-11-09_14-43-55

Зачем фуд-фотографу нужен штатив?

1. Штатив позволяет делать максимально резкие снимки. Он особенно необходим для съемки на длинных выдержках. Это крайне актуально в осенне-зимний период для тех, кто снимает с естественным светом. Света становится мало, поэтому на камере приходится выставлять длинные выдержки (например, 1/80 и длиннее). Если на таких выдержках снимать с рук, то камера успеет почувствовать даже легкое движение тела фотографа, и снимок получится нечетким.

img_1542-2sЭтот снимок был сделан в очень пасмурную погоду со штатива. Диафрагма f/2.2, ISO 1000, выдержка 1/30 с. При такой выдержке снять качественную фотографию «с рук» нельзя.

Совет: при съемке со штатива лучше установить камеру в режим срабатывания затвора с задержкой 2-10с или пользоваться пультом дистанционного управления. От нажатия на кнопку пальцем камера получает вибрацию, и снимок будет менее четким. За 2-10с вибрация проходит, а при использовании пульта дистанционного управления ее вообще нет.

2. Штатив позволяет сохранить неизменным угол и масштаб съемки. Это нужно, если ты выстраиваешь сложную многопредметную композицию. Очень удобно дорабатывать композицию, когда положение камеры неизменно относительно съемочного стола. Также статичность камеры необходима при съемке серии блюд или продуктов в одинаковой композиции.

3. При съемке с естественным светом, когда камера стоит на штативе, очень удобно строить кадр через режим Live View. Ты увидишь свой будущий снимок на дисплее фотоаппарата и сможешь внести коррективы в композицию и настройки камеры, не делая лишних кадров.

4. Штатив позволяет снять кадр с движением, даже если у тебя нет ассистента. Для этого нужно установить камеру на штатив, построить композицию, настроить задержку срабатывания затвора или взять пульт дистанционного управления камерой. После этого  можно сделать последний штрих (например, полить блюдо соусом или взять тарелку в свои же руки). Фотоаппарат сделает кадр либо по истечении времени на таймере, либо по команде пульта.

IMG_8252-3sКадр был сделан с использованием штатива, на камере была установлена задержка срабатывания затвора 10с. Сама снимаю, сама лью мед.

Как выбрать штатив?

В магазинах продается очень много штативов, и определиться с покупкой бывает нелегко. Поэтому я составила перечень характеристик, на которые стоит обратить внимание при выборе штатива.

  1. Максимальная нагрузка штатива.

Каждый штатив создан, чтобы выдерживать определенный вес. В технических характеристиках штатива обязательно указывается этот параметр. Нужно, чтобы штатив без проблем выдерживал вес  фотоаппарата с объективом.  Поэтому перед покупкой узнайте вес своего оборудования и выбирайте штатив под этот вес (лучше с запасом).

  1. Минимальная и максимальная рабочая высота штатива.

Подумайте, с какой высоты вы чаще всего фотографируете, и выбирайте подходящий штатив. Обычно для фуд-фотографа достаточно максимальной высоты 150-170 см.

  1. Возможность устанавливать центральную штангу штатива горизонтально.

Эта опция нужна для съемки сверху. Такая возможность встречается у недешевых моделей, но она очень важна для съемки еды.

10009633b2

  1. Штативная головка.

Это часть штатива, к которой крепится фотоаппарат. У любительских и полупрофессиональных штативов она входит в комплект. Для профессиональных продается отдельно. Основные типы головок — 3D и шаровая. У меня штатив с 3D-головкой. С ней очень удобно работать.

К штативной головке есть три требования. Первое: нужно, чтобы она позволяла быстро поменять положение камеры с горизонтального на вертикальное и наоборот. Второе: штативная головка должна крепко фиксировать фотоаппарат под разными углами. Третье: штативная головка должна быть со съемной крепежной площадкой, чтобы камеру можно было быстро снять со штатива.

При покупке штатива возьми в магазин свою камеру и обязательно проверь эти требования.

  1. Вес штатива.

Тяжелые штативы более устойчивы. Но если вы планируете носить штатив на съемки, выбирайте не слишком тяжелый вариант.

  1. Количество секций (колен) на ножках штатива.

Чем больше секций, тем компактнее будет штатив в сложенном состоянии. Поэтому оптимально 3-4 секции.

  1. Наличие резиновых наконечников на ножках.

Резиновые наконечники на ножках нужны, чтобы штатив не скользил на полу: паркете, ламинате, плитке и т.п.

Я выбрала штатив Manfrotto 290 Dual Kit with 3D Head (MK290DUA3-3W) и своей покупкой очень довольна.

10009633b


Штатив — это оборудование, которое используется фуд-фотографом достаточно часто. Поэтому, если ты уверен(а), что будешь заниматься фуд-фотографией серьезно, выбирай качественный надежный штатив. Конечно, он стоит недешево, но такое вложение себя оправдает.

Статья была написана для журнала Photo Foodie Magazine, Лето 2016

 Хочешь сразу узнавать о новых статьях? Давай дружить в Instagram!

 

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Pinterest

altynbaevamasha.ru

Как выбрать штатив для фотоаппарата и как им пользоваться

Если вас заинтересовало как выбрать штатив для фотоаппарата, значит вы поднялись на следующую ступеньку своего творческого развития в области фотоискусства и у вас появилось желание снимать выразительные, необычные и красивые кадры. Попробуем разобраться в этом непростом вопросе, поскольку предложение по штативам сегодня просто огромно.

Чтобы лучше понять, как выбрать штатив для фотоаппарата, надо решить, для чего вообще он вам нужен. Раньше, когда чувствительность старых фотоаппаратов была чрезвычайно мала, приходилось снимать на очень длинных выдержках, поэтому в то время все фотографы снимали со штатива, и представить фотоаппарат без этого устройства было просто невозможно. Сегодня ситуация совершенно иная, а чувствительности матриц и светосилы объективов хватает для того, чтобы фотографировать с рук даже в сумерки. Поэтому сначала уточним

Применение штатива для фотоаппарата

В современной цифровой фотографии штатив используется для:

  1. Съемки ночью или в условиях слабой освещенности. При повышении чувствительности матрицы повышается шум, поэтому лучше снимать со штатива с более низкой чувствительностью и с большей выдержкой, а для исключения шевеленки используйте системы дистанционного управления фотоаппаратом;
  2. Съемки пейзажных фотографий, где часто требуется точно установить фотоаппарат, снизить чувствительность для исключения шума и прикрыть диафрагму для увеличения глубины резкости, поскольку пейзажные фото должны иметь максимальную резкость и четкость;
  3. Панорамной съемки, где необходимо точное совмещение кадров и перемещение фотоаппарата в нужном направлении, например, вдоль линии горизонта;
  4. Съемки с широким динамическим диапазоном (HDR), когда делается несколько последовательных кадров с разными экспозициями;
  5. Получения различных эффектов с длинными выдержками (см. статью о приоритете выдержки), например съемки водопада, струй дождя, молнии и т. д.

Все эти сюжеты снять без штатива сложно, а иногда практически невозможно, и даже если это удается, то качество фотографий очень часто оставляет желать лучшего. Таким образом, для творческой фотографии штатив совершенно обязателен и раз мы это поняли, то рассмотрим, как выбрать штатив для фотоаппарата, учитывая его конструктивные особенности.

Устройство штатива

Классический штатив состоит из трех опор, на бытовом сленге – ног. Почему именно трех, а не какого то другого количества? Очень просто, поскольку с точки зрения жесткости и прочности конструкции из продольных балок, треугольник – самая жесткая фигура (обратите внимание на конструкцию металлического железнодорожного моста), а основное требование к штативу – его жесткость. Решая, как выбрать штатив для фотоаппарата, именно на этот параметр надо обращать внимание прежде всего.

Ноги обычно делаются раздвижными телескопическими, чтобы штатив можно было собрать в походное положение, и он занимал мало места. Опять же с точки зрения теории жесткости, чем меньше сочленений, тем лучше. Оптимальным можно считать три, максимум четыре секции, больше хуже, если только вам не нужен совсем уж портативный штатив. Но жесткость его будет невелика.

Чтобы повысить жесткость, у недорогих штативов делаются удерживающие распорки, которые связывают всю конструкцию. Однако это накладывает ограничения на возможности трансформации, т. е. вы просто не сможете расставить ноги штатива шире. Иногда это бывает крайне неудобно, поэтому лучше выбирать штатив без распорок.

В верхней части штатива располагается специальная штанга, которая может двигаться в направляющей втулке вверх или вниз. Это помогает легко установить нужную высоту штатива. На некоторых моделях можно менять положение этой штанги на горизонтальное, что в совокупности с изменением длины телескопических ног позволяет установить фотоаппарат практически любое положение. Надо только помнить, что чем сильнее выдвинута штанга, тем меньше жесткость.

В том месте, где ноги штатива соединяются между собой, обычно предусмотрен небольшой крючок. Его назначение в том, чтобы на него вешать груз. Это может быть что угодно, хоть кирпич в авоське. Но эффективность такой простейшей системы трудно переоценить, поскольку она значительно повышает жесткость штатива и его устойчивость (вспомните тросы, натянутые внутри Останкинской телебашни).

Как выбрать штатив для фотоаппарата, исходя из его высоты и допустимого веса фотокамеры с объективом? Высоту определите по своему росту, чтобы вам было удобно снимать без наклонов и приседаний. Вес, на который рассчитан штатив, определите следующим образом. Возьмите вес фотокамеры, на которую планируете фотографировать, вместе с объективом, и умножьте его на 2. Под этот вес и выбирайте в магазине штатив, он вам точно подойдет.

Виды штативов

Портативный штатив для легких фотоаппаратов компактного типа. Представляет собой небольшую трехногую конструкцию, которую можно поставить на стол, стул и т. д. Основное преимущество таких штативов – размер. Но говорить о жесткости или применимости для зеркалок не приходится.

Любительский штатив уже позволяет установить зеркальный фотоаппарат. Изготавливается, как правило, из алюминия, жесткость его невелика, поэтому для связывания конструкции применяются распорки. Основные его преимущества – невысокая цена и относительно легкий вес.

Профессиональные и полупрофессиональные модели дороже, материалы лучше, возможностей больше. Распорок уже нет, геометрия ограничивается только вашей фантазией. Жесткость тоже на уровне. Их можно использовать для тяжелой профессиональной фототехники с мощными объективами. Ассортимент очень широк, разброс характеристик и цен тоже, поэтому такой штатив надо выбирать более внимательно исходя из имеющейся у вас фотокамеры (не промахнитесь с весом!), объектива и поставленных творческих задач.

Если бы меня спросили, как выбрать штатив для фотоаппарата, я посоветовал бы вам именно этот последний вариант, несмотря на то, что он дороже, так как штатив выбирается не на один год, и вы скорее смените несколько фотоаппаратов, чем станете менять штатив. Это то оборудование, которое морально не устаревает, поэтому лучше покупать сразу то, что в будущем не заставит вас разочароваться.

Штативные головки

3D штативные головки. Позволяют перемещать фотоаппарат в трех направления, причем для каждого направления используется отдельная рукоятка. Для выравнивания по горизонтали часто оснащаются уровнем. Такие головки удобны в том случае, если вам надо двигать фотоаппарат вдоль прямой линии, например при съемке последовательности горизонтальных или вертикальных кадров. Часто используются для съемки панорам, но тут лучше все-таки применять панорамную головку.

Шаровые головки. Представляют собой шар, закрепленный в специальном механизме.  Могут сориентировать фотоаппарат в любом направлении буквально одним поворотом фиксирующей рукоятки. Выставить фотокамеру можно очень быстро, но осуществить поворот в одной плоскости, как в 3D головках, не получится. Основное их преимущество – быстрота готовности к съемке. Если не планируете снимать панорамы, то лучше выбрать именно такую головку.

Панорамные головки. Геометрия их конструкции такова, что фотоаппарат можно поворачивать вокруг нодальной точки объектива (нодальная точка находится в месте пересечения лучей, связывающих края кадра и его проекцию через объектив на пространство съемки), а не вокруг крепления к штативу. Это позволяет исключить параллакс при фотографировании панорам и получить идеальную склейку последовательности кадров для панорамы.

При выборе любой штативной головки обратите внимание на наличие съемной площадки для крепления фотоаппарата. Это очень удобно, поскольку позволяет легко сменить место дислокации при полевой работе, быстро сняв фотоаппарат и перенеся штатив в другое место.

Мы рассмотрели вопрос как выбрать штатив для фотоаппарата. Остался еще последний момент, на который надо обратить внимание – фирма изготовитель. Здесь на первом месте Manfrotto и Gitzo, но это марки раскрученные, а значит дорогие. Неплохие штативы делает Slik. Давать здесь рекомендации не берусь, поскольку у меня Manfrotto и я им очень доволен, а значит, буду необъективен. Сейчас на рынке много хороших штативов, есть даже неплохие китайские (кто бы мог подумать!), так что посмотрите, потрогайте и воспользуйтесь рекомендациями этой статьи. Удачного выбора!

fotoapparat-expert.ru

Как установить фотоаппарат на штатив – Как установить фотоаппарат на штатив?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх