Топ советских объективов: Лучший советский объектив для портретной съемки — голосование

Содержание

Сделано в СССР — самый длиннофокусный советский объектив: honzales — LiveJournal

Мой друг Алексей с удовольствием поддерживает меня в моём начинании — постах серии «Сделано в СССР», а потому сегодня я расскажу вам о самом длиннофокусном в СССР объективе, любезно предоставленном для описания известным заводчиком ананасов и хаски.

Итак, знакомьтесь — МТО-1000А

Под названием МТО в СССР выпускалось семейство зеркально-линзовых телеобъективов системы профессора Д. Д. Максутова с больши́м фокусным расстоянием.

Фокусное расстояние нашего МТО-1000А — почти 1100мм, вернее —  1084мм ±1,5% и, насколько мне известно, в СССР объективов с бОльшим фокусным расстоянием не выпускалось.

Как следовало из инструкции к объективу, основное применение объективов семейства «МТО» — астросъёмка, фотографирование удалённых объектов, птиц, животных (фотоохота).

Выпускались эти объективы на двух заводах — Красногорском механическом заводе и на Лыткаринском заводе оптического стекла.
Наш объектив был выпущен в 1971 году Лыткаринским заводом оптического стекла, как следует из маркировки на нём самом:

Коротенько об истории Лыткаринского завода;

1 октября 1933 года был подписан приказ № 887/204 Всесоюзного треста оптико-механической промышленности Наркомата тяжёлой промышленности СССР (НКТП) о строительстве в районе деревни Лыткарино Ухтомского района Московской области завода зеркальных отражателей для прожекторных установок с зеркалами до 150 см диаметром. Завод начал строиться в 1934—1935 годах. Первые зеркальные отражатели были выпущены на заводе в 1939 году.

В июле 1946 года завод был передан в ведение Министерства вооружения СССР. Постановлением Совета Министров СССР была определена новая специализация завода — производство оптического стекла на основе использования оборудования, технологии и опыта работы фирмы «Шотт Йена» (Германия), а также организация нового производства — сложного остекления для герметичных высотных самолетов.

Приказом министра вооружения от 27.12.1946 г. была предусмотрена реконструкция завода. В 1949 году завод получил своё нынешнее наименование: «Лыткаринский завод оптического стекла (ЛЗОС)».

В 1948 году на заводе был отработан отлив стекла по методу «Шотт», налажен отлив стекла на стол, освоено изготовление крупной астрооптики из стекла «Пирекс».

В 1952 году начата организация оптико-механического производства, в первую очередь стеклоёмких приборов типа смотровых призм бронетанковой техники и приборов гражданского назначения.

Как видим — и здесь прослеживается «немецкий след»  в виде оборудования, технологий и передачи опыта специалистами «Шотт Йена».

Зато сама зеркально — линзовая схема построения оптической системы разработана нашим советским ученым, лауреатом двух Сталинских премий, Членом-Корреспондентом АН СССР Дмитрием Дмитриевичем Максутовым.

Это самое важное своё изобретение он сделал, как писал впоследствии, «…в первых числах августа 1941 г. , во время эвакуации (ГОИ) из Ленинграда и где-то на пути между Муромом и Арзамасом».

В годы Великой Отечественной Войны Д.Д. Максутовым были разработаны компактные длиннофокусные телеобъективы для наземной фотосъёмки удалённых объектов на территории противника.
В послевоенное время на их основе им были рассчитаны фотообъективы семейства МТО с фокусными расстояниями 250, 500 и 1000 мм для любительской и профессиональной съёмки. В 1958 году объективы МТО-500 и МТО-1000 получили Grand Prix на Всемирной выставке в Брюсселе.

Объективы семейства МТО предназначались для использования в качестве сменных к малоформатным однообъективным зеркальным фотоаппаратам.

Объективы, имеющие в названии букву «А», как у нас — комплектовались сменным А-адаптером (хвостовиком) под разные типы объективов, на нашем экземпляре сейчас установлен М42×1/45,5 для зеркальных аппаратов «Зенит».

Объектив обладает весьма впечатляющими габаритами — диаметр объектива 125мм, вес — 3600 граммов.
Всё это богатство комплектовалось чернымкожаным кофром:


Хитрой особенностью кофра является его «двойное дно», вернее, не дно, а крышка — в ней за обшитой бархатом крышкой на кнопке скрывается отсек для хранения комплектных светофильтров диаметром в 125мм.
Поскольку объектив не имеет диафрагмы (постоянное относительное отверстие — 1:10,5), для регулировки светопропускания использовались именно они:

Самая узнаваемая часть объектива, пожалуй, передняя линза диаметром в свету 108,2 мм, по центру которой напылено зеркало:

Впрочем, это не единственное зеркало в этом объективе — за ним видно второе, с центральным отверстием, за которым установлена линза:

Появление сравнительно дешёвой в производстве катадиоптрической схемы с корректирующим мениском, разработанной в 1941 году Д. Д. Максутовым для телескопов, позволило создать эти телеобъективы оригинальной конструкции, состоящие из линз и зеркал, нанесённых на сферическую поверхность.

Объектив назвали менисковым телеобъективом системы Максутова.
Аббревиатура «МТО», таким образом, расшифровывается как «Менисковый телеобъектив», или «Максутова телеобъектив».

Размеры объектива действительно впечатляют — вот он в сравнении с камерой «Зенит», также любезно предоставленной Алексеем.

Столь солидные габариты диктуют необходимость жесткой фиксации объектива при работе — к нему просто необходим штатив, да еще и не обычный, а достаточно массивный и устойчивый.

Вес и габариты оптики продиктовали достаточно оригинальное техническое решение — посадочные места для фиксации объектива на штативе расположены прямо на его оправе.
Поскольку посадочных площадок — две, объектив может фиксироваться как в портретной, так и ландшафтной ориентации.

Штатив у меня оказался хиленьким для такой громады — кстати, по верхнему фото вы сами можете сделать вывод о невозможности установки пары фотоаппарат — МТО-1000 путём крепления штатива к корпусу фотокамеры — никакая камера не выдержит такого консольного нагружения, да и штатив не всякий сможет устоять.

К сожалению, в нашем с Алексеем распоряжении не оказалось переходников с М42 на современные цифровые камеры -ни на мой Canon, ни на его Sony Alfa, так что максимум, что я вам могу продемонстрировать — вид в видоискатель его плёночного «Зенита-122».

Угловое поле зрения объектива — 2°30′, фокусное расстояние, как я уже говорил, 1084 мм:

Для сравнения — поле зрения видоискателя того же «Зенита» с родным MC Zenitar-M2s 2/50 (фокусное расстояние 50мм, или в 21.68 раз меньше, чем у МТО).
Фронтон дома, занимающий на «Зенитаре» менее половины размера фокусировочных клиньев, на МТО виден во всех подробностях — идеальная техника для начинающих вуайеристов шпионов  😉

Попутно выяснилось, что на моём штативе такой агрегат наводить — одно мучение, ибо «гуляет» эта 3.6-килограммовая «тушка» изрядно.
Для удобства наведения ПТУРС МТО на цель производитель предусмотрел простейший прицел системы «целик-мушка».

Небольшое поле зрения объектива довольно сильно сужает область его применения — если для наблюдения за сидящими птичками или лежащими голыми тётками он еще вполне годится, то представить себе его наведение на какой-либо движущийся достаточно быстро объект, будь то мчащийся танк, бегущая вдали собака или летящий самолёт лично мне достаточно сложно.

Вот такое вот чудо враждебной советской техники, удостоенное «Знака Качества».
Должен сказать, что штукенция прямо-таки излучает собой мощь и пробуждает желание опробовать её в деле, прилепив к современному цифровику.
Сделать это не так что бы совсем просто, но вполне себе реально — так что, возможно, когда-нибудь и порадуем читателей фотками сисек с расстояния в несколько километров полной Луны, спутников Юпитера или сатурналий колец Сатурна.

Чем хороши мануальные советские объективы в нынешнее время?

Интересная история СССР

371 подписчик

В Советском Союзе очень многие занимались фотографией серьезно. Существовали специализированные магазины, в которых можно было купить все по этой теме: от пленки в любительский фотоаппарат до химических реактивов, чтобы дома самостоятельно проявлять и печатать фотографии.

Даже сейчас выросшее поколение многих людей, продолжают увлечения фотографией своих отцов и дедов. В коммерческой сфере царит серьёзная конкуренция, тогда как любители снимают в своё удовольствие. Для вторых мануальные бюджетные объективы часто оказываются замечательной находкой. Но есть и противники олдскула. Так стоит ли покупать такие «стёкла»?

В СССР фотосъемкой занимались семьями с детства

Для начала стоит знать, что понятие «советская оптика» относительно широкое. Среди товаров данной категории встречаются как интересные варианты за свою цену, так и откровенный второй сорт. Можно выделить определённые черты, присущие большинству массовых объективов из СССР.

Основные преимущества советской оптики — это наличие бюджетных светосильных вариантов. Практически ни один современный аналог не может продаваться за подобную стоимость. Например: Гелиосы (всех мастей), Юпитер-8, Индустар-61Л/З, Волна-9 и другие. «Телевики» по низкой цене. Юпитер-37А, Юпитер-21М, Гранит-11Н, Таир-11 и т. д. Как и остальные из данного контекста, эти «стёкла» мануальные, что совсем не принижает их оптических свойств.
Практически любой советский объектив имеет неповторимый рисунок. Некоторые из них стали легендарными. Чего стоит только биотаровского закрученное боке Helios или звёздное тессаровское Индустар-61Л/З.

Возможность установки практически на любой современный фотоаппарат с помощью переходников от сторонних производителей. Этот параметр упирается в рабочий отрезок конкретной фотографической системы.

Еще один козырь советских объективов — это высокое механическое качество. В них используется стекло и металл, только за редчайшим исключением пластик. Поэтому советская оптика живёт годами и при этом не теряет своих свойств. Всё потому что на материалах в СССР не экономили.

Оптические схемы использованы преимущественно немецкие фабрики Carl Zeiss. Поэтому многие объективы Союза являются почти точными копиями цейсовских.
Конечно, нельзя сказать, что в своё время отечественные «стёкла» были лучше японских или немецких, все они хороши по-своему. Сегодня можно купить многие советские объективы по выгодным ценам. Многие полтинники отлично подходят для творческой съёмки и портретов. Причём они пригодны не только на полном кадре, но и на кропе — в разной конфигурации.

Для того чтобы использовать советскую оптику, нужно уметь работать с ручным фокусом. Делать это совсем несложно, и вполне возможно кроме условий спорта и репортажа. Также старинная оптика навряд ли подойдёт для рекламных съёмок и глянца. Но это уже совершенно другая история.
Объективы советского происхождения прекрасно выполняют свои основную функцию, если их грамотно применять. Многие новички и творческие люди недаром облюбовали эту оптику.

историясссрсоветскийфотохобби

русский | | Винтажные объективы для видео

IronGlass Amber PL Обзор набора | Советские линзы на стероидах!

  Если вы смотрели обзор выше, то теперь вы должны быть хорошо знакомы с тем, что представляет собой набор IronGlass Amber PL, но для тех, кто хочет узнать больше, вот дополнительная информация о каждой линзе в моем наборе на случай, если вы не знакомы с ними. В моем наборе 6 объективов:…

ЛОМО 75мм Т2.2 ОСТ19 Русский Кинообъектив | Подробный обзор

Я уже некоторое время собираю свой российский LOMO CINE SET, и в этом обзоре мы, наконец, начнем более подробно рассматривать эти объективы. Это также первый обзор, в котором представлено тестовое видео в формате 4K, и хотя на момент написания этой статьи я все еще полностью доволен окончательным разрешением 1080p…

МОИ ТОП-3 ПОПУЛЯРНЫХ «Винтажных объектива для видео»

За последние несколько лет я пересмотрела очень много винтажных объективов, но какие из них я использую ежедневно? Видео выше и информация ниже должны, наконец, ответить на этот вопрос. Мой топ-3 наиболее часто используемых винтажных объектива: Helios 44-2 58mm F2 Canon FD 50mm F1.4 Carl Zeiss Jena Flektogon 35mm F2.4 I…

DSO «TRUMP» Переустановленные объективы Helios | ОБЗОР

Возможно, вы знаете, как сильно я люблю Гелиос 44-2, культовый советский объектив 58 мм F2.0 с постоянным фокусным расстоянием, но Ричард Гейл, очень опытный специалист по объективам, явно развил свою любовь к этому объективу гораздо дальше. Его модифицированный объектив DSO FF58 Helios 44-2 хорошо известен и используется многими операторами, которые ищут тот волшебный вид, который вы…

Русский танк | Обзор ТАИР-3 300мм F4.5

Винтажные телеобъективы (более 200мм) использую не очень часто; на самом деле я впервые рассматриваю 300-мм телеобъектив с фиксированным фокусным расстоянием. Как вы, наверное, знаете, из-за отсутствия оптической стабилизации такие объективы сложно использовать для видео. Обязательным условием является прочный штатив, а сам объектив имеет…

Сравнение объективов Helios 58 мм F2

Первоначально я создал этот пост в 2012 году. С тех пор я многое узнал об этих объективах, и Helios 44-2 стал моим любимым Объектив, поэтому я решил пересмотреть его, добавив более свежую информацию и дополнительный тест (вторая часть поста). Оригинальный тест (пересмотренный): многие люди утверждают, что Helios…

4 недорогих объектива для удивительного блика

Есть много причин, по которым я люблю винтажные объективы. Их характер гораздо более заметен, чем у большинства современных объективов, причем блики являются одной из наиболее отличительных характеристик таких объективов. На самом деле, одна из основных причин, по которой Гелиос 44-2 является одним из моих любимых объективов, заключается в том, что этот объектив имеет засветку…

Использование объективов КИЕВ-16У на БМПСС | Подробный обзор

Примечание. Если вы не используете BMPCC или вам все равно, вы можете пропустить этот пост, поскольку объективы, о которых я расскажу ниже (на момент написания), можно использовать только с этой камерой. Все, кто хоть немного меня знает, знают, что я очень люблю винтажные русские объективы,…

МИР-1 37mm F/2.8 ОБЗОР + ТЕСТ КАДР

Об объективе Мир-1 37mm F2.8 можно много говорить. Интернет наполнен подробной информацией и обзорами, но, чтобы сэкономить вам время, я расскажу вам об этом объективе, прежде чем мы перейдем к его использованию в наши дни. Производство  этого объектива…

HELIOS 135 мм F/2.

8 ТЕСТ ВИДЕО

Вот короткое тестовое видео, которое я снял на мой любимый 135 мм объектив Helios 135 мм f/2.8. Видео выше было снято на мой маленький Sony NEX 5N с простым шейным фиксатором для поддержки, поэтому кадры не самые стабильные (извините). Тем не менее, я думаю, легко согласиться с тем, что этот объектив выдает…

Этот веб-сайт или его сторонние инструменты используют файлы cookie, которые необходимы для его функционирования и достижения целей, указанных в политике использования файлов cookie.
Закрывая этот баннер и продолжая просмотр в противном случае, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Принять

Русские линзы | Винтажные линзы для видео

HELIOS 40-2 85mm F1.5 пополняет линейку IronGlass MKII

Опубликовано • 0 комментариев

Легендарный Helios 40-2 85mm f/1.5 пополняет линейку IronGlass MKII.

В то время как его младший брат Helios 44-2 58 мм f/2 получил всю известность, 40-2 на самом деле является настоящим королем вращающегося боке, что делает его идеальным дополнением к советской серии IronGlass MKII. Helios 40-2 имеет интересную историю, будучи… Продолжить чтение

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ: Helios 44-2 VLFV Cine Edition | Rehouse by IronGlass

Опубликовано • 0 комментариев

  Helios 44-2 58 мм F2 — легендарный объектив, но он стал еще лучше! Встречайте новый Helios 44-2 VLFV Cine Edition, искусно переделанный компанией IronGlass! Миссия: наша главная цель состояла в том, чтобы выявить лучшее в этом объективе, но устранить механические особенности и ограничения оригинального корпуса, которые делают его непригодным… Продолжить чтение

IronGlass Amber PL Обзор набора | Советские линзы на стероидах!

Опубликовано • 2 комментария

  Если вы смотрели обзор выше, вы уже должны быть хорошо знакомы с тем, что такое IronGlass Amber PL Set, но для тех, кто хочет узнать больше, вот дополнительная информация о каждом объективе в моем наборе на случай, если вы с ними не знакомы. Мой набор состоит из 6 линз:… Продолжить чтение

МОЙ ТОП-3 ПОПУЛЯРНЫХ «Винтажных объектива для видео»

Опубликовано • 11 комментариев

За последние несколько лет я пересмотрела так много винтажных объективов, но какие из них я на самом деле использую ежедневно? Видео выше и информация ниже должны, наконец, ответить на этот вопрос. Моя тройка наиболее часто используемых винтажных объективов: Helios 44-2 58mm F2 Canon FD 50mm F1.4 Carl Zeiss Jena Flektogon 35mm F2.4 I… Продолжить чтение

Покупка линз со скидкой! Который? Где? Когда?

Опубликовано • 9Комментарии

Предисловие: Этот пост предназначен для людей, которые только знакомятся с винтажными объективами, но, возможно, даже опытный пользователь винтажных объективов найдет здесь полезную информацию. Когда дело доходит до покупки линз, все может запутаться, особенно в начале. Существует так много брендов, моделей, типов, фокусных расстояний и т. д., и… Продолжить чтение

Объективы Helios с новым корпусом DSO «TRUMP» | ОБЗОР

Опубликовано

1 июня 2016 г. • 0 комментариев

Возможно, вы знаете, как сильно я люблю Helios 44-2, культовый советский 58-мм объектив с фиксированным фокусным расстоянием F2.0, но очень опытный специалист по объективам, Ричард Гейл, очевидно, взял свое. любовь к этому объективу намного больше. Его модифицированный объектив DSO FF58 Helios 44-2 хорошо известен и используется многими операторами, которые ищут тот волшебный вид, который вы… Продолжить чтение

Русский танк | Обзор ТАИР-3 300 мм F4.

5

Опубликовано • 3 комментария

Я не очень часто использую винтажные телеобъективы (более 200 мм); на самом деле я впервые рассматриваю 300-мм телеобъектив с фиксированным фокусным расстоянием. Как вы, наверное, знаете, из-за отсутствия оптической стабилизации такие объективы сложно использовать для видео. Обязателен прочный штатив, а сам объектив имеет… Продолжить чтение

Использование объективов «Красногорск» на BMPCC | Подробный обзор

Опубликовано • 18 комментариев

Красногорский обзор объектива готовился давно. Впервые я открыл для себя их в 2013 году, когда делал обзор их младших братьев, трио Киев-16У. В то время не было переходников, позволяющих использовать объективы с байонетом Красногорск на любых современных камерах, но вскоре после того, как я купил свой набор, РАФкамера выпустила Красногорский… Продолжить чтение

Industar 50mm F3.

Топ советских объективов: Лучший советский объектив для портретной съемки — голосование

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх