Сверх естественный с емка двух ярусный: Сборник идеальных эссе по обществознанию

Содержание

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 10. Правописание приставок. Ы-И после приставок. Ъ и Ь знаки.

Задание № 10 формулируется следующим образом.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 1)  пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать

2)  сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный

3)  п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера

4) чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний

5) вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный

 

Алгоритм ответа.
  • Вставьте пропущенные буквы в каждом ряду.
  • Помните, в каждом ряду представлены слова по определённому правилу:

— приставки ПРЕ-, ПРИ;

— приставки на -З, -С;

— неизменяемые приставки;

— Ъ и Ь знаки;

— буквы И-Ы после приставок на согласную.

  • Найдите ряды, в которых пропущена одна и та же буква.
  • Запишите номера этих рядов в ответе.

ТЕОРИЮ по данному заданию можно найти ЗДЕСЬ.

 

Разберём два примера задания № 10.

Пример 1.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 1)  пр..морский, пр..интересный, пр..лететь

2)  раз…ехаться, без…ядерный, об…ективно

3)  н…воднение, в…зметить, п…ехать

4) ра…строиться, не…добровать, бе…конечный

5) вз..грать, пред…юльский, вз…мать

Ответ:24. 

Пояснение.

Пропущена другая буква в следующих словах.

1)  приморский, преинтересный (= «очень»), прилететь

2)  разъехаться, безъядерный, объективно

3)  наводнение (неизм. ), возместить, поехать

4) расстроиться, несдобровать, бесконечный (перед глухим согласным)

5) взыграть, предыюльский, взимать (искл.)

 

 

Пример 2.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 1)  пр…держаться, пр…дедушка, об…бщить

2)  в..юга, солов…и, ин…екция

3)  пр..ласкать,пр…винтить,пр…морский

4) ра…задорить, в…бодрить, ни…вергнуть

5) контр…гра, меж…нститутский, пред…нфарктный

Ответ: 34

Пояснение.

Пропущена другая буква в следующих словах.

1)  продержаться, прадедушка, обобщить (неизменяемые приставки)

2)  вьюга, соловьи, инъекция (иноязычное слово)

 3)  приласкать, привинтить, приморский (по значению)

 4) раззадорить, взбодрить, низвергнуть (перед звонким согласным)

5) контригра, межинститутский, предынфарктный (после русской приставки)

 

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

 

 

Задание 10 ЕГЭ по русскому языку 2020: практика и теория

Разбор заданий демоверсии ЕГЭ – 2019 по русскому языку

Задание 10

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть I содержит 26 заданий, часть II содержит 1 задание. В данной статье рассмотрена теоретическая часть задания номер 10 с разбором примера на практике.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать
  2. сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный
  3. п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера
  4. чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний
  5. вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный
Общие рекомендации
  1. Следует различать приставки НИЗ-НИС, оканчивающиеся на З-С, и приставки НЕС («не» + «с»), например в слове «несговорчивый». Приставки «НЕЗ» в языке нет.
    Гласная «Е» свидетельствует о том, что следующая буква – только «С»: приставки «З» в русском языке нет.
    Гласная «И» – показатель, что эта приставка может оканчиваться либо на «З», либо на «С» в зависимости от звонкости-глухости последующего согласного.
  2. Следует хорошо знать случаи перехода «И» в «Ы» после приставок: розыск, но поиск. Замена «И» на «Ы» возможна только после русских приставок на согласную: подыграть, но контригра, панисламизм.

Примечание 1. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: пединститут, Профиздат, спортинвентарь.

Примечание 2. В слове взимать пишется и согласно произношению.

Примечание 3. После приставок меж– и сверх– сохраняется И, так как по общему правилу после шипящих и заднеязычных не пишется Ы. Например: межинститутские соревнования, сверхизысканный. Также: двухимпульcный и т. п.

Примечание 4. Сохраняется и после иноязычных приставок и частиц дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан-.

Например: дезинформация, контригра, постимпрессионизм, субинспектор, суперинтендант, трансиорданский, панисламизм.

Ср.: предынфарктный-постинфарктный (разные приставки).

Выбор буквы в приставках ПРЕ-ПРИ определяется значением. Но большинство слов проверить нельзя.

  1. Приставка пре- придает словам:
    а) значение высокой степени качества или действия (возможно заменить приставку словами «очень», «весьма»),
    например: преинтересный, пренеприятный, преувеличивать, преуспевать;
    б) значение «через», «по-иному» (близкое к значению приставки пере-), например: превращать, преображать, преступать.
  2. Приставка при- придает словам следующие значения:
    а) пространственной близости, смежности, например: прибрежный, пришкольный;
    б) прибавления, приближения, присоединения, например: приделать, прибивать, примыкать;
    в) совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок, например: приоткрыть, приостановиться;
    г) доведения действия до конца, например: придумать, пристукнуть;
    д) совершения действия в чьих-либо интересах, например: приберечь, припрятать.

Примечание. Различается написание близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при-:

  • пребывать – прибывать, предать – придать, предел – придел, преемник – приемник, восприемник, презирать – призирать, преклонить – приклонить, преступить – приступить, претворить – притворить, преходящий – приходящий и др. под.
Разбор задания

В первой строке во всех словах приставка «ПРЕ». Значение приставки определяется только в слове «пренеприятный», т.е. очень неприятный. Правописание остальных слов запоминают.

Во второй строке во всех словах пишется разделительный Ъ, так как он находится после приставки на согласную, что соответствует общему правилу употребления разделительного Ъ.

В третьей строке собраны слова, в которых приставки имеют традиционное написание: поникнуть, прадедушка, позавчера.

Приставка «пра» употребляется в ограниченном числе слов и имеет указание на степень родства.

В четвертой строке слова с орфограммой З-С на конце приставок. Перед глухой согласной пишется С, перед звонкой З. Следуя правилу, пишем: чересчур, иссиня-чёрный, бескрайний

В пятой строке необходимо определить происходить ли после приставки чередование И-Ы. Это определяется характером приставки: она должна быть русского происхождения и оканчиваться на согласный.

Пишется взыскать (по общему правилу), безынициативный (по общему правилу), сверхизысканный (если слово начинается со «сверх», то чередования не происходит).

Ответ: 124.

ЕГЭ-2020. Русский язык. Сборник заданий: 1000 заданий с ответами

Книга содержит задания разных типов и уровней сложности по темам, знание которых проверяется на ЕГЭ, а также комментарии к ним. Ко всем заданиям приводятся ответы. Поможет потренироваться в выполнении заданий, повторить пройденный материал и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Купить

ЕГЭ. Русский язык. Задание 10. Приставки. Вариант 1

Задание 10

Вариант 1

Укажите варианты, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1

1. пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать

2. сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный

3. п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера

4. чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний

5. вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный

2

1. з..подозрить, нед..выполнить, п..молчать

2. пр..морский, пр..выкнуть, без пр..крас

3. и..быточный, во..хождение, ни..вергнуть

4. по..бросить, о..пилить, о..крыть

5. пр..мудрый, пр..красный, пр..возмочь

3

1. пр..страстный, пр..вышение (скорости), пр..града

2. бе..грамотный, чре..мерный, во..звание

3. р..сположившийся, пон..слышке, р..звал

4. с..ехидничать, уст..е, в..юга

5. неп..ладки, н..вьючить, п..лагать.

4

1. бе..крайний, ни..вергать, чере..чур

2. пр..одолевать, пр..даточный, меж..нститутский

3. об..скать, под..грать, без..нициативный

4. вз..браться, пр..махнуться, п..ложиться

5. в..юнок, в..едливый, двух..ярусный

5

1. без..сходный, из..скать, по..скать

2. з..головок, поз..вчера, пр..родина

3. пр..беречь, пр..обретение, пр..градить

4. об..ект, об..яснение, пан..европейский

5. ра..ширить, не..держанность, бе..человечный

6

1. бе..радостный, и..жаленный, не..говорчивый

2. кар..ера, фел..етон, ад..ютант

3. пр..обрел, пр..мечание, пр..дирчивый

4. преп..даватель, не..писуемый, р..зыскать

5. вз..мать, спорт..нвентарь, сверх..нтересный

7

1. во..делывать, в..пышка, ра..думывать

2. в..ются, бар..ер, бул..он

3. пред..стория, без.. дейный, раз..скать

4. з..частую, н..илучший, поз..вчера

5. пр..ложение, пр..озёрный, пр..беречь

8

1. в..пыхнуть, во..хвалять, и..подтишка

2. пр..тензии, пр..возносить, пр..глушить

3. д..бела, непр..будный, не..хватный

4. контр..гра, меж..нститутский, по..грать

5. пр..вращать, пр..дать(блеск), пр..ступить(к работе)

9

1. пр..увеличивать, пр..зидиум, пр..подавать

2. под..ячий, зав..ют, солов..иный

3. и..черпать, ра..пределить, бе..цельный

4. пре..писание, по..клеить, по..давать

5. сверх..нтересный, под..тожить, небез..звестный

10

1. не..цененный, пр..игрыватель, з..работать

2. от..грывать, от..скать, за..грывать

3. пр..поднять, пр..страстный, пр..седание

4. меж..языковой, п..янящий, раз..ѐм

5. бе..домный, ра..думывать, в..бираться

11

1. не..ткрытый, пр..явить, пр..дедушка

2. пр..глушить, пр. .думать, пр..вычный

3. без..ядерный, об..ём, из..ять

4. пред..юньский, по..щет, без..сходный

5. и..пользование, в..бодриться, не..держанный

Ответы:

1 – 124

2 – 25

3 – 23

4 –34

5 — 245

6 – 35

7 – 2345

8 – 134

9 — 1234

10 – 35

11 – 23

Вариант 10 | Варианты ЕГЭ

Прочитайте текст и выполните задания 22 – 26.

 

(1)«От тьмы к свету приближаясь, очи и сердце просвещаем», – говорится в древнерусской летописи. (2) Непросто каждому из нас пройти свой путь от тьмы к свету.

(3)Стремление восстановить и сохранить картину жизни своих предков, их культуры свойственно всем народам. (4)«Духовная жизнь народа цельна», как сказал Ф. И. Буслаев, народ не может обойтись без знаний о прошлом.

(5)Всякий человек является представителем какого-то народа, то есть группы людей, живущей на определенной территории, говорящей на одном и том же языке. (6)И всякому человеку хочется познать себя, свою сущность. (7)А сущность человека — это не только общечеловеческие представления о том, что есть человек, каковы его личные особенности, отличие от других людей. (8)Сущность состоит и в особенности человека как представителя определенного народа, носителя конкретного языка и культуры, связанного духовно с другими представителями родного народа, со своими корнями. (9)Поэтому познать самого себя означает узнать историю своего народа, своего рода, своей семьи.

(10)Таким образом, в центре познания человека оказывается его собственная жизнь на фоне жизни родного народа и человечества. (11)Иначе невозможно понять смысл жизни человеческого общества во всей его целостности и взаимосвязях. (12)Понять же это необходимо для объяснения настоящего, для того чтобы пытаться прогнозировать будущее. (13)Иными словами, понимать, к чему движется человечество, твой родной народ, ты сам.

(14)Источниками изучения истории и культуры славян в древности служат: народная словесность, письменные источники, относящиеся к VI–XII векам, археологические памятники, древние представления, сохранившиеся в обычаях, в быту. (15)Ученые этнографы и филологи по крупицам восстанавливают картину культурной жизни славян в древности. (16)Само название филологии как науки, объединяющей знания о языке и литературе того или иного народа, произошло от греческих слов «фи́ло» — люблю и «ло́гос» — слово.

(17)Первые упоминания о славянах и славянских племенах мы находим в памятниках VI века — сочинениях

византийских и арабских историков и писателей. (18)Известен готский историк и церковный деятель первой половины VI века Иордана (Иорнанд). (19)Также до нас дошли сведения о византийском историке Прокопии Кесарийском. (20)В их сочинениях мы находим информацию о происхождении славянских племён, об их древних названиях, о местах расселения, о постепенном обосновании на определенных территориях, о природных условиях, растительном и животном мире.

(21)Узнаем и об их внешнем облике, верованиях, воззрениях на мир, свойствах характера, образе жизни, языке. (22)Авторы V–VII веков знали славян под собирательным именем венедов, венетов, антов и собственно славян. (23)Свидетельства эти весьма противоречивы. (24)Многие сведения изложены односторонне. (25)Поэтому    по ним довольно трудно восстановить целостную картину быта и нравов славян. (26)И всё же эти первые письменные источники о славянах, эти сочинения вместе с другими легли в основу летописей. (27)Все письменные источники были учтены великими русскими историками Н. М. Карамзиным и С. М. Соловьевым при изложении русской истории. (28)Интересные данные по древнейшей истории славянства и Руси содержатся в летописной «Повести временных лет». (29)Как известно, она была создана в начале XII века. (30)В сочинении использованы устные предания, древние песни, библейские рассказы, воспоминания современников — очевидцев событий, византийские хроники. (31) Другим важным источником, дополняющим наши представления о жизни восточных славян в древности, является Никоновская летопись, созданная в XVI веке в Москве.(32) В самом начале XIX века Н. М. Карамзин приступил к работе над своим сочинением «История государства Российского». (33)В основу многотомного произведения легли древние источники, русские летописи, документы. (34)Н. М. Карамзин попытался дать последовательное описание событий русской истории с древнейших времен. (35)Он хотел в своем труде обобщить, соединить воедино имеющиеся материалы. (36)К сожалению, писатель успел изложить русскую историю до 1611 года. (37)Его сочинение представляет огромную ценность! (38)В нем обобщены знания о жизни русского народа, которыми обладала отечественная наука в начале XIX столетия.

(Из книги «Русская народная словесность» *)

 

* Русская народная словесность. Автор-составитель Н. Н. Костанян. Главной задачей книги является обращение к истокам родного языка, истории и культуры, к осмыслению духовной жизни своего народа.

 

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

  1. «История государства Российского» — это многотомный труд, в основе которого лежат письменные источники, дошедшие до нас с древних времён.
  2. По дошедшим до нас источникам очень легко восстановить истинную картину быта и нравов славян.
  3. Каждый народ хочет восстановить картину своего прошлого, узнать жизнь предков.
  4. Человек всегда стремится осознать себя, свою жизнь на фоне жизни своего народа.
  5. Н.М. Карамзин описал русскую историю начиная с 1611 года.

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК (подготовка к ЕГЭ) — презентация на Slide-Share.ru 🎓

1

Первый слайд презентации: ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК (подготовка к ЕГЭ)

10

Изображение слайда

2

Слайд 2: 10.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена и та же буква. Запишите номера ответов

1) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать 2) сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный 3) п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера 4) чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний 5) вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный Ответ: 124|421|214|412

Изображение слайда

3

Слайд 3: ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ!!!

Правописание традиционных приставок. Правописание приставок на З-С. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ. Буквы И-Ы после приставок на согласную. Правописание приставок НЕ-НИ. Правописание разделительных Ъ-Ь. * Дефисное написание некоторых приставок.

Изображение слайда

4

Слайд 4: Неизменяемые (традиционные) приставки

их правописание нужно запомнить. От-, по-, до-, над-, под-, в-, с-, за-, об-, пред-, пере-. От ъехать, по смотреть, до работать, с бить, с делать, над пись.

Изображение слайда

5

Слайд 5

С — приставки З не бывает Запомни! Здесь, здание, здоровье, не видно ни зги. Пишутся одинаково, независимо от произношения. Слова с приставкой пра -: пра /бабушка, пра /дедушка, пра /язык, пра /славяне, пра /родина, пра /матерь НО про/образ

Изображение слайда

6

Слайд 6: Приставки, оканчивающиеся на З и С

Изображение слайда

7

Слайд 7: Запомни:

Нис падать – низ вергаться не с добровать, не с группированный Запомни: С буквой С пишутся слова: ЧЕРЕСЧУР,   ИСЧЕЗНУТЬ,   ИСЧЕЗНОВЕНИЕ В иноязычной приставке дис- перед звон. и глух. согл. пиши С: дис/гармония, дис/комфорт

Изображение слайда

8

Слайд 8: Приставки при- и пре-

ПРИ ПРЕ Близость ( при школьный) 1.Степени качества (= очень) пре мудрый (очень мудрый) 2. Присоединения ( при шить) 2. Близкое к ПЕРЕ- пре рвать (перервать), пре градить (перегородить) 3. Неполнота действия ( при открыть) 4. Приближения (при бежать) !!! 5. Действия до конца ( при думать) !!! 6. Усиленное действие (при глядеться) !!! 7. Действия в своих интересах ( при карманить) !!! 8.Сопутствующие действия ( при певать)

Изображение слайда

9

Слайд 9: Различай написание по значению!

Преумножить (сильно умножить) – приумножить (незначительно) Пребывать (находиться) – прибывать (приходить) Предавать (кого-нибудь) – придавать (значение) Презирать (ненавидеть) – призирать (присматривать) Преклонить (почтительно) – приклонить (ветку к земле) Преступить (нарушить) – приступить (к чему-либо) Претворять (в жизнь) – притворять (дверь) Преходящий (временный) – приходящий (учитель)

Изображение слайда

10

Слайд 10: Слова, которые нужно запомнить :

Пренебрегать, преследовать, пресмыкаться, президент, президиум,  премьера претензия, претендент, преимущество, престижный, презентация, префектура, прецедент,  привередливый, причудливый, примитивный, привилегия, приоритет, приватизация.

Изображение слайда

11

Слайд 11: Ы – И после приставок на согласную:

Ы И 1. После русских приставок на согласную: без ы нтересный – и нтересный, от ы грать – и грать 1. После приставок: меж- ( меж и нститутский) сверх- ( сверх и нтересный) Запомни!!! — Вз и мать 2. После иноязычных приставок дез -, контр-, пост-, суб -, супер -, транс-, пан- и др. : супер и гра, контр и гра 3. Во втором корне сложносокращённых слов: пед и нститут, спорт и нвентарь

Изображение слайда

12

Слайд 12: Ы – И после приставок на согласную:

Ы И 4. после ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- двух/игольный

Изображение слайда

13

Слайд 13: Правописание приставок НЕ-НИ

НЕ в местоимениях и местоименных наречиях НИ в местоимениях и местоименных наречиях ПОД УДАРЕНИЕМ не кто, не что, не который не когда, не где, не куда В БЕЗУДАРНОМ ПОЛОЖЕНИИ ни кто, ни какой, ни от чего ни когда, ни где, ни куда

Изображение слайда

14

Слайд 14: Правописание Ъ и Ь

Изображение слайда

15

Слайд 15: Ъ или Ь ?

Ъ После приставки на согласную перед буквами е, ё, ю, я Пред ъ юбилейный, вз ъ ерошенный, с ъ ежился 2. Первая часть прилагательного – числительное (двух-, трех-), а вторая часть слова начинается с гласных е, ё, ю, я двух ъ ярусный

Изображение слайда

16

Слайд 16: Ъ или Ь ?

Ь В корне перед гласными е, ё, ю, я зав ь южило, сер ь ёзный, шампин ь он Запомни : субъект (субъективный), объект (объективный), инъекция, адъютант

Изображение слайда

17

Слайд 17: Запомни!

При написании Ъ помнить, что в словах сузить, сагитировать, сэкономить, пояснить, трёхэтажный, двухактный, двуязычный и т. д. Ъ не пишется

Изображение слайда

18

Слайд 18: Дефисное написание некоторых приставок

Изображение слайда

19

Слайд 19: Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) пр. .страстный, пр..вышение (скорости), пр..града; 2) бе..грамотный, чре..мерный, во..звание; 3) р..сположившийся, пон..слышке; р..звал 4) с..ехидничать, уст..е, в..юга 5) неп..ладки, н..вьючить, п..лагать. Ответ: 23.

Изображение слайда

20

Слайд 20: 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) з.. подозрить, нед..выполнить, п..молчать 2) пр.. морский, пр.. выкнуть, без пр.. крас 3) и.. быточный, во..хождение, ни.. вергнуть 4) по..бросить, о..пилить, о..крыть 5) пр..мудрый, пр..красный, пр..возмочь Ответ: 25.

Изображение слайда

21

Слайд 21: Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) пр..страстный, пр..вышение (скорости), пр..града; 2) бе..грамотный, чре..мерный, во..звание; 3) р..сположившийся, пон..слышке; р..звал 4) с..ехидничать, уст..е, в..юга 5) неп..ладки, н..вьючить, п..лагать. Ответ: 23.

Изображение слайда

22

Слайд 22: Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

Запишите номера ответов

1) бе..крайний, ни..вергать, чере..чур; 2) пр..одолевать, пр..даточный, меж..нститутский; 3) об..скать, под..грать, без..нициативный; 4) вз..браться, пр..махнуться, п..ложиться; 5) в..юнок, в..едливый, двух..ярусный. Ответ: 34.

Изображение слайда

23

Слайд 23: Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) пр..обрёл, пр.. образователь, сверх.. нтересный ; 2) п.. дсказывать, п..никнуть, д..ехать; 3) п. . едестал, ал.. тернатива, б.. ются ; 4) и.. древле, не..держанный, не.. добровать ; 5) оп..знание, нер.. створимый, п.. йдём. Ответ: 23.

Изображение слайда

24

Слайд 24: Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) пр..общиться, пр..школьный, пр..встать; 2) вз..браться, п..забавить, р..ссказ; 3) ни..вергать, и..черпать, в..дрогнуть; 4) об..явить, с..ёмка, суб..ект; 5) от..всюду, нар..спашку,п..дсветка. Ответ: 14.

Изображение слайда

25

Последний слайд презентации: ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК (подготовка к ЕГЭ): Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

Запишите номера ответов

1. пр..обретение, пр..градить, пр..интересный; 2. не..держанность, бе..человечный,в..ходы; 3. з..ночевать, нен..глядный, пр..бабушка; 4. об..ективный, доб..ётся, из..ян; 5. о..цвести, пре..сказание, о..вёртка. Ответ: 23.

Изображение слайда

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 10. Правописание приставок, Ъ и Ь знаков.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 10.

Правописание приставок, Ъ и Ь знаков.

 

 

Задание № 10. Правописание приставок, Ъ и Ь знаков.

«Правописание приставок, а тем более Ъ и Ь знаков.  Да это же так просто!» Так могут подумать некоторые из вас, ребята. Однако я не согласна. Здесь много нюансов, которые нужно знать. Да и ошибки тоже частенько допускаются по данной теме. Так что давайте сделаем остановку и вспомним правила, а я помогу вам в этом. Но имейте в виду, что материал большой по объёму. Наберитесь терпения и всё ещё раз повторите.

Темы, которые нужно повторить:

  • правописание приставок;
  • буквы Ы-И после приставок на согласную;
  • разделительные Ъ и Ь знаки.

 

 

Начнём с приставок.

Приставки бывают:

  • Неизменяемые. Само название говорит за себя: эти приставки пишутся всегда одинаково, как бы мы их ни произносили. Это следующие приставки: В-,ВО-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- ,ПЕРЕ-.

Внимание! К данной группе относится и поставка С- (приставки З- не бывает): сделал (хотя произносим [з]делал).

Запомните слова, в которых З— это часть корня: здесь, здание, здоровье, здешний, ни зги.

Буква «З» входит в состав корня близ- в сложных словах типа: близсидящий, близстоящий (от слова «близко»)

 

  • Приставки, оканчивающие на З- или С-. Здесь правило простое: если после таких приставок стоит звонкий согласный, то пишем З-, если глухой, то С- ( воззвание, но воскликнул).(БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-. БЕС-,ВОС-,ВС-,НИС-,РАС-,РОС-,ЧРЕС-,ЧЕРЕС-.)
  • Гласные в приставках : под ударением О ( РОС-,РОЗ-: роспись, розжиг), без ударения А ( РАС-, РАЗ— : рассказ, разговор).
  • В отрицательных местоимениях и наречиях под ударением пишется Е, без ударения И: нЕкто- никтО, нЕгде- нигдЕ).
  • Наконец, самые трудные приставки — ПРЕ-, ПРИ-. О них поговорим особо.

Приставки ПРЕ-,ПРИ-.

Что нужно помнить, когда мы пишем слова с данными приставками.

1.Приставки ПРЕ- и ПРИ— имеют разные значения. Нужно запомнит их, чтобы не допускать ошибок.

 

ПРИ-

ПРЕ-

Приближение (прибежать, прилететь)

= по значению слову «очень» (преинтересный, пренеприятный)

Присоединение (прибить, приклеить)

=по значению приставке «пере», слову «через» (преступил закон, то есть перешёл черту дозволенного)

Неполное действие (присесть, прилечь)

Изменить что-то (преобразовать)

Пространственная близость, около чего-либо (пришкольный, приморский)

 

Завершение действия (придумал)

 

Совершение действия в чьих-либо интересах (припрятать, приберечь)

 

Сопутствующее действие (говорил, приплясывая).

 

2. Не во всех словах можно определить значение приставки ПРЕ- или ПРИ-. Такие слова надо запоминать (природа, причуда).

3. В иноязычных словах ПРЕ- и ПРИ-  часто входят в состав корня, будьте внимательны (президент, престиж).

Дам вам, ребята, небольшой словарик. Запомните написание трудных слов с данными приставками. Есть пары, в которых написание слов завит от значения целого слова.

ПРЕ-

ПРИ-

преамбула (вступление

превалировать

превратить

превратный

превышение

преграда

предварять

предвзятый

предназначение

предосудительный

предрассудок

преемник

президент, президентский

презентация

презентабельный

президиум

прекословить

прельщать

пренебречь

преобладать

преобразовать

преодолеть

преподносить

препона (препятствие)

препятствие

прерогатива

мера пресечения

преследовать

пресловутый

престиж

претендент

претензия

префектура

прецедент, беспрецедентный

приватный

привет

привилегия

привычка

приготовиться

пригласить

придумать

приказать

приключения

прилежный

примадонна

пример

примитивный

природа

присмотреть

беспристрастно

непритязательный

приспособить присутствие

приобрести

приоритет

притязание

приукрасить

приурочить

прихотливый

причина

причудливый

приятный

 

РАЗЛИЧАЙТЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ.

ПРЕбывать (находиться)в городе, но ПРИбывать в город.

 

ПРЕвратно (неправильно понять), но ПРИвратник (при вратах,воротах).

 

ПРЕдать гдруга, но ПРИдать значение.

 

ПРЕдел мечтаний, но ПРИдел (пристройка) в церкви.

 

ПРЕемник (последователь), но ПРИёмник радиоволн.

 

ПРЕзирать(ненавидеть) ложь, но ПРИзреть (приютить) сироту.

 

ПРЕпираться (переговариваться) совзрослыми, но ПРИпереть к стенке что-то.

 

ПРЕступить (переступить) закон, но ПРИступить к заданию.

 

ПРЕтворить (воплотить) в жизнь, но ПРИтворить (чуть-чуть прикрыть) дверь.

 

ПРЕтерпеть (перетерпеть, испытать)трудности, но ПРИтерпеться (привыкнуть) к боли. ПРЕходящая (временная) слава, но ПРИходящая сиделка.

 

 ПРЕклоняться (восхищаться)перед талантом, но ПРИклонить голову к плечу.

 

С данной темой тесно связана другая.

Правописание И-, Ы- после приставок на согласную.

-Ы-

-И-

После русских приставок:

подыграть, розыгрыш, безынициативный.

После иноязычных приставок: дез-, контр-, транс-, пост-, суб-, супер-, пан-: дезинформация, контригра, трансиорданский, постиндустриальный, субинспектор, суперигра, панисламский.

Запомните исключение: взимать (налоги).

После русских приставок МЕЖ-, СВЕРХ- : межинститутский, сверхинтересный.

Будьте внимательны: пединститут, политиздат, спортинвентарь и др. слова. Это сложные слова с двумя корнями.

 

 

Наконец, третья тема, которую нужно повторить для верного выполнения задания № 10.

Разделительный Ъ знак пишется:

  • После приставок на согласную от-, об-, под-, с-, в-, пред-, без-, раз-, из-, вз-, сверх-, меж- перед буквами Е, Ё,Ю,Я (подъезд, подъём, предъюбилейный, объявление).
  • После корней -двух, -трёх, -четырёх (двухъядерный, четырёхъязычный, трёхъярусный).
  • После иноязычных приставок на согласную: ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс- или составной частицей пан- (адъютант, объект, инъекция, конъюнктура, субъект, трансъевропейский, панъяпонский. )

 

Разделительный Ь знак пишется корнях слов перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И,О (вьюга, семья, пьеса, вьётся, почтальон.)

 

 Алгоритм выполнения задания № 10.

 

Правописание приставок, Ъ и Ь знаков.

 

  • Если в ряду слов пропущены согласные в приставках, то помните: есть неизменяемые приставки, приставки на З- С-.
  • Особое внимание к приставке С-, она неизменяемая.
  • Если пропущена гласная в приставках ПРЕ-,ПРИ- ,то вспоминайте правила, а также трудные слова, которые я дала вам в таблице (их нужно просто выучить, тренируйтесь ,пишите).
  • Если пропущены гласные И-Ы после приставок на согласную, то вспомните, что Ы пишется только после русских приставок. В остальных же случаях, а также после приставов МЕЖ— и СВЕРХ— и в слове взимать пишется И.
  • Ъ знак пишется только после приставок на согласную и после корня-числительного. В остальных случаях — Ь.

 

Запомните трудные слова.

Ъ

Ъ

Ь

Ь

взъерошить

двухъязычный

батальон

ателье

волеизъявление

трёхъярусный

бульон

барьер

изъявить

четырёхъярусный

медальон

бельё

необъятный

адъютант

павильон

брильянт

объём

инъекция

почтальон

бурьян

объединить

конъюктура

шампиньон

бьёт

объявление

объект

 

вьётся

объять

субъект

 

вьюга

отъезд

трансъевропейский

 

вьюн

подъезд

панъевропейский

 

деревья

предъюбилейный

 

 

друзья

разъезд

 

 

здоровье

разъярённый

 

 

интервью

разъяснилось

 

 

лисьи

сверхъестественный

 

 

Марья

съезд

 

 

ночью

съёмка

 

 

рьяный

съёжиться

 

 

обезьяна

В 2019 году на ЕГЭ будет изменена формулировка задания № 10 (раньше это было задание № 9).

Сравним оба варианта и посмотрим, что же нового появится в 2019 году.

 

Вариант 2018 года. Вариант 2019 года.
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 

 

бе..душный, и..пугать

под..ём, об..явление

об..грел, з..бросил

под..брал, н..правил

об..рвать, н..верху

Ответ: ___________________________.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

 1)  пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать

2)  сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный

3)  п..никнуть, пр.. дедушка, поз..вчера

4) чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний

5) вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный

Ответ: ___________________________. 

 Изменения в 2019 г.:

  • В каждом ряду дано уже не по два, а по три слова;
  • Необходимо записать номера вариантов рядов, в которых пропущена одна и та же буква (сколько вариантов, не указано, может быть от двух и более). Раньше нужно было выписать два слова одного ряда.

Алгоритм ответа.
  • Вставьте пропущенные буквы в каждом ряду.
  • Помните, в каждом ряду представлены слова по определённому правилу:

— приставки ПРЕ-, ПРИ;

— приставки на -З, -С;

— неизменяемые приставки;

— Ъ и Ь знаки;

— буквы И-Ы после приставок на согласную.

  • Найдите ряды, в которых пропущена одна и та буква.
  • Запишите номера этих рядов в ответе.

 

 

Вывод: учите и учите правила, тренируйтесь в выполнении задания № 10. Только тогда вы сможете выполнить его без ошибок.

 

 

Таковы правила и алгоритм выполнения задания № 10.

 

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

 

Вера Александровна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Администратор сайта — textbooks1-11.ru

  • (1) Чего нам так не хватает?

  • (2) А не хватает нам любви к детям. (3)Не хватает самоотверженности родительской, педагогической. (4)Не хватает сыновней, дочерней любви.

(5)Есть простая поговорка: «Как аукнется, так и откликнется». (б)Сколько положишь, столько и получишь. (7)Верные вроде бы формулы. (8)Только если следовать лишь им, добьёшься одного воспроизводства. (9)Для сеятеля это просто беда, когда зерна он снимет ровно столько же, сколько посеял. (10)Пахарь должен получить прибавок, только тогда он выживет, прокормит свою семью. (11)Так же точно и общество должно бы существовать. (12)Прогресс состоит из прибавок, которые дают поколения, «посеянные» их родителями и наставниками. (13)Конечно, прибавок этот есть, но в каких пространствах? (14)В пространстве человеческих знаний, конечно. (15)В области технологий. (16)А как с духовностью? (17)Увы, в этой тонкой сфере воспроизводства мы радуемся даже простому отклику на ауканье. (18)И слишком часто замечаем простые потери: не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердности. (19)Грубее и жёстче отношения между самыми добрыми вроде бы людьми. (20)Исполнение долга в межчеловеческих отношениях уступает служебным обязанностям — там человек и обязательнее, и профессиональнее.

  • (21) А любовь к детям стала напоминать любовь к собственному имуществу.

  • (22) Впрочем, имущество порой дороже людей… (23)Что может быть печальней и горше! (24)Давно замечено: и лучшие, и худшие стороны человека выявляет беда.

  • (25) Януш Корчак не только последние месяцы своего бытия, но и всю предыдущую жизнь стоял рядом с бедой, точнее, жил в её гуще, работая с детьми-сиротами.

  • (26) Сиротство, эта библейски древняя форма человеческого одиночества, требует сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих стоиков и гуманистов.

  • (27) Януш Корчак — первый из них; но не временем, пусть трагическим, измерено это первенство, а мерой его выбора, мерой честности.

  • (28) Мера эта — смерть.

  • (29) Не только поляки чтут выбор своего бессмертного учителя. (ЗО)Его имя внесено в святцы1и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности. (31)И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление: как любить детей.

(32)Неболыпая книжка Януша Корчака «Как любить ребёнка» — своеобычный манифест гуманизма. (ЗЗ)Нестареющий завет, переданный в наши и грядущие времена из времён, как будто от нас удалённых и в то же время совершенно похожих, потому что речь идёт о любви к детям, а это ценность постоянная. (34)Духовная комфортность делает человека толстокожим, совершает в его сознании странные подвижки, когда ценности мнимые застят свет, а ценности подлинные уходят обочь. (З5)Каждому рано или поздно воздаётся по заслугам, но часто — слишком поздно, когда ничего не исправишь, и в этом истоки многих человеческих драм. (36)Те, кто воображает, будто доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят, допустим, при достижении карьеры, бывают наказаны на краю этой карьеры, а ещё чаще — на краю собственной жизни — нелюбовью и недобротой окружающих.

(37)И пусть же всякий, кто спохватится и заторопится вперёд — от нелюбви к любви, от недоброты к доброте, припадёт, как к чистому истоку, к этой последней заповеди Януша Корчака.

(По А. А. Лиханову*)

* Альберт Анатольевич Лиханов(род. в 1935 г.) — детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, лауреат Международной премии имени Януша Корчака.

Tiered vs Volume Pricing — Unleashed Software