Фотограф Александр Слюсарев
НачалоРесурсыИменаФотографыФотограф Александр Слюсарев © Зеленцов Юрий Слюсарев Александр Александрович (9.11.1944—23.04.2010) Профессиональный переводчик. Работал в фотографии с 1960-х. Член Союза фотохудожников России. Произведения хранятся в ГМИИ им. Пушкина, Москва; Московском музее современного искусства; Московском доме фотографии; коллекции Союза фотохудожников России, Москва; Музее современного искусства, Нью-Йорк, США; Муее фотоискусства, Одензее, Дания; Центре гуманитарных исследований Гарри Рансома, Университет штата Техас, Остин, США; Музее фотохудожников Латвии, Рига, Латвия; Музее изобразительных искусств штата Нью-Мехико, Санта-Фе, США; Музее литовской фотографии, Шауляй, Литва. Александр Слюсарев — имя в российской фотографии последних тридцати лет. Любители из провинциальных фотоклубов и модные столичные фотографы одинаково не любят его острых суждений о своих фотографиях и одинаково называют его своим учителем.
|
Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru |
Отечественное фотоискусство в лицах. Александр Слюсарев — VATNIKSTAN
VATNIKSTAN продолжает рассказывать о наиболее знаковых мастерах фотосъёмки, получивших известность в недалёком прошлом. В предыдущей статье мы говорили о Валерии Щеколдине, оставившем значимый след в отечественной журналистике. Герой же сегодняшней истории гораздо больше сосредоточен не на социальных язвах, а, наоборот, на ускользающей красоте. Представляем вашему вниманию Александра Слюсарева, признанного короля контрастов света и тени.
«Его фотографический авторитет был бесспорен, незыблем, и я не знаю ни одного человека, который бы усомнился в нём»[simple_tooltip content=‘Валерий Щеколдин. Памяти А. Слюсарева’]*[/simple_tooltip].
Характерные сюжеты в работах Александра Слюсарева — натюрморты и урбанистические пейзажи. Он расширяет границы этих сюжетов. Обычные вещи и предметы в его объективе предстают таким образом, что кажутся исполненными загадок и тайн. При этом на камеру попадают, казалось бы, случайные мгновения. В этой случайности момента и заключается красота.
Автопортрет. 1981 год«Людям иногда довольно трудно привыкнуть к тому, что я показываю. Для того же, чтобы оценить работу, к ней надо привыкнуть, а потом из каждодневного с ней общения сделать вывод. Мимолётный характер фотографии не предполагает её быстрого считывания — суть в ощущении мимолётности».
Александр Александрович Слюсарев родился 9 октября 1944 года в Москве. Свои первые снимки сделал в 1958 году, ещё в школе. Именно тогда отец подарил сыну камеру «Юность». В те же годы юноше впервые попался на глаза журнал «Советское фото».
Когда Александру исполнилось около 15 лет, он стал посещать встречи сотрудников редакции этого журнала — вместе с другими фотолюбителями. В то время в одном из отделов работал Игорь Селезнёв, отец известной советской актрисы Натальи Селезнёвой, известный фотограф и художник.
Именно он первым оценил работы Слюсарева по достоинству. Как вспоминал впоследствии сам фотограф, Игорь Николаевич тогда произнёс фразу, глубоко запавшую ему в душу. Он сказал: «О, ты свет видишь!».
Ещё юный Слюсарев в свободное время посещал мероприятия и выставки в Доме журналистов, которые были посвящены фотографии. Впоследствии он вспоминал:
«Снимки, сделанные „Киевом“ и объективом „Юпитер‑8“ произвели на меня ошеломляющее впечатление».
В 1962 году Александр впервые принял самостоятельное участие в фотовыставке «Наша Юность», прошедшей в Парке Горького. Талантливого и активного юношу начали замечать, и вскоре он уже участвует в мероприятиях Комитета молодёжных организаций СССР, занимавшегося вопросами международных культурных связей.
О своём творческом методе Александр Слюсарев рассказывал следующее:
Москва. 1970‑е годыМосква. 1970‑е годы«После дождя я выходил и фотографировал отражения в лужах. Как только всходило солнце, я бежал на улицу и искал интересные переплетения геометрических фигур. Стоило увидеть пакет или штаны, висящие на окнах — тотчас был готов снимок. Так, постепенно, я всё сильнее социализировался, стал меньше бояться и больше любить то, от чего многие почему-то стараются дистанцироваться. Это можно сравнить со снятием розовых очков с глаз».
Уже в начале 1960‑х Слюсарев знакомится не только с советской, но и с зарубежной фотографией. Он смог получить в распоряжение швейцарский журнал «Camera» и нью-йоркский «Aperture». К 1970‑м — 1980‑м годам зарубежных изданий, посвящённых фотографии, в Советском Союзе начнёт появляться всё больше, информация будет проникать в страну гораздо свободнее. Но пока на дворе было другое время.
Слюсарев окончил Институт иностранных языков им. Мориса Тореза в 1968 году, выучившись на переводчика с итальянского. Он даже работал с известными в СССР писателями из Италии, включая Джанни Родари и Марчелло Арджилли.
«…он был воплощением вопиющего постоянства и неподвижности времени в суете и мельтешении жизни»[simple_tooltip content=‘Валерий Щеколдин. Памяти А. Слюсарева’]*[/simple_tooltip].
К середине 1970‑х годов страсть к съёмке всё-таки пересиливает увлечение переводами. И тогда Слюсарев полностью посвящает себя фотографии. С 1976 по 1984 год он создаёт серию чёрно-белых минималистских «квадратов», пользуясь двухобъективной зеркальной камерой Rolleiflex. Слюсарев признавался, что обрести мастерство ему помогла именно цифровая камера. Она позволяла сделать куда больше снимков за раз — в отличие от плёнки, которую фотографы старались экономить, за неимением средств.
Александр Слюсарев изначально не объединял снимки в серии. Сначала просто были спонтанные фотосъёмки, а затем рождались концепции. Так возникали циклы работ, чаще всего в зависимости от того, в каком именно городе Слюсарев снимал. Например, существуют серии «Малаховка» (1980−1981), «Переделкино» (1976−1981), «Москва» (1970‑е годы), «Москва» (1980‑е годы).
Москва. 1979 годМосква. 1977 годМалаховка. 1979 годМалаховка. 1979 годВ 1979 году Слюсарев принял участие в фотофестивале в Латвии. Именно там его имя обретёт подлинную известность. Оно окажется прочно связано с образом «московской» школы фотографии, станет визитной карточкой её стиля. Уже через год у Слюсарева началась активная выставочная деятельность: его работы показывали не только российскому, но и зарубежному зрителю.
К Александру Александровичу приходит известность в Прибалтике. Он довольно много путешествует, снимает, запечатлевая тихие улочки и советские пейзажи. Это серии «Изгибы Риги» (1977−1978), «Таллин» (1980).
Таллин. 1980 годТаллин. 1980 годПри этом урбанистическое пространство у Слюсарева совершенно эфемерно. Зритель зачастую не видит непосредственно самого города. О том, где именно происходила съёмка, можно было догадаться об этом только по названию цикла, как это происходит в «Изгибах Риги».
Изгибы Риги. 1977 годИзгибы Риги. 1977 годИзгибы Риги. 1977 годСерия фотографий «Санкт-Петербург» 1983 года несколько отличается от прибалтийских циклов. Там уже более явно читается атмосфера города и на снимках присутствует довольно большое количество людей. Такой, более открытый, подход был редкостью для фотографа.
Санкт-Петербург. 1983 годВ 1987 году Слюсарев стал участником художественного объединения «Непосредственная фотография». Также в него вошли: Борис Михайлов, Игорь Мухин, Илья Пиганов, Сергей Леонтьев и Владислав Ефимов. Это были подлинные мэтры фотоискусств, разных возрастов и поколений. Каждый из них снимал в свойственной лишь ему манере и отстаивал право на самовыражение.
Появление этого объединения совпало с началом перестройки и стало возможным именно благодаря ей. Фотографы стали обращаться к советской действительности, отображая жизнь такой, какой она была на самом деле.
Александр Слюсарев называл свою фотографию аналитической:
Межсезонье. 1984 год«Для меня информация о конкретном моменте не важна, мне важна информация о состоянии этого, скажем так, момента».
Слюсарев много снимает город. На его снимках часто появляются детали какого-то конкретного района — например, Фили. Он вводит своё собственное понятие «плоского пейзажа». Именно так художник характеризует свои работы: это пейзажи без линейной, диагональной перспективы.
Фили. 1976 годФили. 1982 годФили. 1982 годКонечно, Слюсарев снимал и людей. Но когда он пытался это делать — просто выходить и снимать на улицах случайных прохожих — то зачастую сталкивался с негативной реакцией. Поэтому, не запечатлевая лиц, фотохудожник стал снимать то, что видели бы эти люди своими глазами на улице и в доме. Отражения в лужах, солнечные блики, летящий пакет, висящая на балконе одежда, стеклянная банка с водой или свет из окна.
«У меня его ранние снимки рождали лёгкое чувство тревоги, а может быть, даже тоски, тоски от бесприютной нашей жизни, от её духовной опустошённости, от незаполненности красотой её пустого и бесхозного пространства, от того, что нельзя высказать, но можно легко ощутить, проникнув сквозь глянцевую или матовую оболочку чёрно-белого снимка в его беззащитную суть. В его безлюдных, безликих снимках тоскливо текла невнятная жизнь вещей, ощущалась почти телесно»[simple_tooltip content=‘Валерий Щеколдин. Памяти А. Слюсарева’]*[/simple_tooltip].
Слюсарева интересовала игра тени и света, отражений и переходов. Они были для него не менее важными, нежели сам объект съёмки: «Тень и блик обладают тем же самым изначальным визуальным значением, которым обладает и сам предмет». Этот подход фотографа можно увидеть в его серии «Стекло» 1981 года.
Стекло. 1981 годСтекло. 1981 годСтекло. 1981 годИнтересная история связана с одной из лекций, которую читал Слюсарев. Кто-то из зрителей заявил, что сейчас каждый считает себя фотографом, потому что нажать кнопку и мгновенно получить результат не составляет труда. На это мастер ответил:
«Нет ничего проще, чем взять в руку простой карандаш и лист бумаги — но от этого не стало больше хороших художников!».
С 1980‑х и по 2020 год работы Александра Слюсарева демонстрировались в разных городах и музеях, от галереи «Fotogalerie» в Берлине до «ФотоКлуба» в Йошкар-Оле. Фотограф приобрёл широкую известность, стал членом Союза фотохудожников России.
Его работы содержатся в коллекциях нью-йоркского Музея современного искусства, датского Музея фотоискусства, Московского музея современного искусства, Московского дома фотографии, в частных коллекциях в России и за рубежом.
В апреле 2010 года мастер тихо скончался в столице. А через 10 лет, в 2020 году, в московском Мультимедиа Арт Музее прошла его персональная выставка.
Москва. 2005 год«Вероятно, среди фотографов он был самой популярной личностью, кроме того его и по-человечески очень любили. Я думаю, его любили именно за наличие этой самой личности, иметь которую не всякий отваживается, за внутреннюю свободу и независимость высказываний, за его отдельность и постоянность»[simple_tooltip content=‘Валерий Щеколдин. Памяти А. Слюсарева’]*[/simple_tooltip].
Читайте также «От Серова до Булатова. Как изображают осень русские художники».
Поделиться
Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Александр Слюсарев
Александр Слюсарев
Геометрия света
В рамках «Фотобиеннале-2020» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Александра Слюсарева «Геометрия света», приуроченную к 10 лет со дня смерти фотографа.
Александр Слюсарев (1944–2010) получил прекрасное филологическое образование и работал переводчиком с итальянского языка. Его увлечение фотографией началось, когда он еще учился в школе и посетил студию журнала «Советское фото». С конца 1960-х участвовал в выставках сначала в Прибалтике, а затем в России.
Его переход к фотографии совпал с хрущевской оттепелью. В 1957 г. в Москве проходил Международный фестиваль молодежи и студентов; в страну хлынули иностранные книги и журналы, в том числе публикации по фотографии. Для Слюсарева журнал «Камера» стал одним из важнейших путеводителей в мир фотографии.
Первые же снимки Слюсарева начала 1960-х — это попытка создать свой индивидуальный стиль, в корне противоречащий принципам социалистического реализма, новому реализму документальной фотографии того времени. Его интерес к формальным аспектам фотографии, проблемам света и композиции определил его творческий путь, но он также искал метафизическое содержание и трансцендентальный элемент. Термин «метафизическая фотография» фактически был придуман Слюсаревым в XIX в.70-е годы. Любопытно, что на этом этапе в поэзии возникла и школа поэтов-метафористов (Алексей Парщиков, Иван Жданов, Александр Еременко), которые ставили перед собой аналогичные задачи.
Минимализм, интерес к поврежденным фактурам и структурам, заполнявшим советскую действительность и остававшимся незамеченными идеологически натренированным глазом советского человека, предельная интимность и в то же время философская обобщенность стали основными характеристиками творчества Александра Слюсарева конца 1960-х до начала 1970-х годов.
Любимой темой Слюсарева были окна. Примечательно, что в 1970-е годы известные российские андеграундные художники, такие как Иван Чуйков, Эрик Булатов и Олег Васильев, также создали серию работ, связанных с окнами, и также поставили проблему «выхода». В Советском Союзе, который был полностью закрыт от внешнего мира железным занавесом, концепция выхода стала главной экзистенциальной проблемой. Для Слюсарева этот выход был легким.
В лаконичных, минималистичных и изысканных образах Александра Слюсарева то, что остается за кадром, всегда важнее того, что он изображает на самом деле. В обществе, где все говорили на эзоповском языке, где смысл был затемнен идеологическими лозунгами и люди видели то, что знали, для Слюсарева фотография представляла собой инструмент философской рефлексии, альтернативный образ жизни.
Александр Слюсарев провел радикальные эксперименты по построению «плоского пейзажа» без линейной и диагональной перспективы, внедрению цвета в черно-белую фотографию и концептуальному подходу к фотографии, где проблема нарратива отступает на второй план, а акцент делается на исследовании Природа фотографии как нового средства массовой информации. Все это заслуженно привело к тому, что работы Слюсарева попали в коллекции крупнейших музеев мира, в том числе Тейт Модерн.
Наш музей с гордостью может сказать, что с первых дней его существования мы много и плодотворно работали с этим великим художником и теперь сумели собрать значительную и важную часть его фотографического творчества в коллекции МАММ.
СЛЮСАРЕВ АЛЕКСАНДР
креативный продюсер
Когда я был маленьким мальчиком, вселенная Властелина колец поглотила меня целиком. Книги перечитывались много раз, а сцены из фильмов разыгрывались с друзьями во дворе 🙂
Я всегда мечтал прикоснуться к этой великой вселенной, и мне представилась такая возможность. Вместе с моей командой в PLAYSENSE мы сделали CGI-трейлер для игры GOLLUM, премьера которой состоялась на Game Awards. Это было незабываемое погружение в мир детства и я благодарна всем, кто помогал на этом пути.
Заново откройте для себя любимую «МОНОПОЛИЮ» так, как никогда раньше. С более короткими раундами гоняйте других игроков по хаотичным улицам Монополийского города, собирайте ресурсы, покупайте и улучшайте недвижимость, связывайтесь со своими противниками и избегайте их уловок, чтобы выиграть гонку за богатством.
Я очень горжусь нашим новым трейлером-анонсом для MONOPOLY MADNESS от Ubisoft. Это было удивительное приключение, где каждая секунда работы приносила мне настоящее удовольствие.
Рады поделиться с вами захватывающей новостью о том, что World of Tanks заключила партнерское соглашение с Sony Pictures Entertainment, чтобы представить лучшее внутриигровое шоу Amazon «The Boys», которое сейчас в самом разгаре со 2-м сезоном! Мясник, Материнское молоко, Хьюи и Френчи усердно работали над тем, чтобы добавить свою уникальную изюминку в свою новейшую и непревзойденную игрушку для мальчиков. Каждый из них добавил в стиль несколько своих личных вещей, так что здесь можно найти все, что угодно, от культового лома Мясника до импровизированной камеры Френчи.
Круто, когда жизнь бросает тебе вызовы и постоянно проверяет тебя. Вы чувствуете себя героем игры, выполняя все более сложные квесты. Это заставляет вас учиться, расти и постоянно адаптироваться. Ведь впереди вас ждут еще более сложные испытания и к ним нужно быть готовым.
Вместе с моей командой из 25 художников мы сделали почти невозможное — 2-минутный полноценный ролик компьютерной графики из 23 кадров, 107 секунд анимации персонажей, 5 персонажей с уникальными ригами и 24 уникальных спецэффекта всего за 2 месяца. Тысячи часов кропотливой работы и творчества, сотни задач и звонков, компромиссы, решения и лучшая команда, которая работала со мной бок о бок. И это того стоило. И я не устану повторять, что люди, которые работают со мной, — это самый ценный ресурс, который есть у нас в команде. Какая бы страна и сколько километров нас ни разделяло, какие бы все ни работали удаленно, какие бы трудности не возникали, мы все шли к цели вместе, как одно целое, как одна команда.
В городе Мирный-13 происходит что-то зловещее. Чудовищные танки появляются из ниоткуда, чтобы сеять смерть и разрушение. Только наша команда знает, что скрывает это отвратительное место, поскольку они работали над атмосферным видео ниже бесчисленное количество часов. Я с гордостью представляю вам «Историю выжившего», которая задает настроение Хэллоуинскому событию этого года.
Полный CG трейлер анонса новой мобильной игры. Стратегия? Защита башни? РПГ? В Runegate Heroes есть все! Защитите свои башни и портал, возглавьте атаку своей героической команды, хитростью отражайте призывы врагов и применяйте тактические навыки, чтобы одержать победу.
Полный CG трейлер анонса новой мобильной игры. Я работал с талантливой командой агентства Wargaming, а также освоил новую профессию продюсера-каскадера, дебютировав в качестве мокап-актера. Получилось не только сэкономить на бюджете, но и сделать отличный тимбилдинг на съемочной площадке. 🙂
Первый мини-сериал по вселенной World of Tanks. С каждым годом грань между фильмами и играми стирается все больше и больше. А сложные проекты всегда бросают вызов и мотивируют на создание новых инноваций. В этом проекте нам удалось совместить живую стрельбу и геймплей на игровом движке. Все геймплейные сцены созданы без использования компьютерной графики. Это ускорило время производства, сократило бюджет и открыло новые идеи и возможности для сериала.
Все 5 эпизодов можно посмотреть здесь:
Английский
Русский
Pagan Online — динамичная ролевая игра в жанре hack-and-slash, действие которой происходит в фэнтезийной вселенной, вдохновленной славянскими мифами.
Вы можете заметить, что слова выше взяты из «Aces High», самой известной песни Iron Maiden о войне, которая была написана о Битве за Британию. Я рад сообщить, что мы выпустили совместный музыкальный видеоклип на эту культовую песню, в котором используется графика из движка World of Warplanes, а также самолеты, участвовавшие в битве за Британию.
В World of Tanks Blitz наступает время, когда смерть на поле боя еще не конец. Это только начало. Возрождайтесь снова и снова, используйте новые способности и побеждайте любого врага, которого встретите на своем пути. Сражайтесь в новом игровом режиме «Восстание» в World of Tanks Blitz!
Заказчик: Wargaming/ World of Tanks
Продюсер: Алексей Слюсарев
Руководитель проекта: Алина Малышева
Исполнительный креативный директор: Сандро Гелашвили
Арт-директор: Павел Пиловец
Креативный копирайтер: Владимир Варава
Монтажер: Глеб Жуков, Максим Сивокозов
Звукорежиссер: Виталий Гармаш
Заказчик: Wargaming/ World of Tanks
Продюсер: Алексей Слюсарев
Исполнительный креативный директор: Сандро Гелашвили
Арт-директор: Павел Пиловец
Директор : Илья Клюйша
Креативный копирайтер: Владимир Варава
Моушн-дизайнер: Андрей Андрушевич
Монтажер: Максим Сивокозов
Звукорежиссер: Юрий Очеретяный
4 мая в World of Tanks стартует игровое событие «Дорога на Берлин».