Фотограф робер дуано: Мастер фотографии Робер Дуано. Непридуманная жизнь, поцелуи и вечная парижская весна

Содержание

Мастер фотографии Робер Дуано. Непридуманная жизнь, поцелуи и вечная парижская весна

За свою долгую и насыщенную жизнь Робер Дуано удосуживался многих титулов и званий. Его называли «Поэтом улиц», «Певцом парижских окраин» и «Мастером гуманистической французской фотографии». В свойственной ему манере он изображал жизнь Парижа скромной, игривой и ироничной. Из ежедневной суеты выхватывал забавные совпадения, контрастные неожиданности, а порой и эксцентричные выходки, изображающие непосредственность реального существования.

Робер Дуано (Robert Doisneau) родился 14 апреля 1912 года в пригороде Парижа. Окончив школу, поступил в художественно-ремесленное училище. В юном возрасте Робер был настолько замкнут и застенчив, что в 16 лет начал с фотографирования булыжников, позднее перешёл к съёмке детей и взрослых. С 1934 года Дуано работал профессиональным фотографом для «Рено», но в 1939 попал под увольнение.

В годы Второй мировой войны он служил в армии, затем сотрудничал с Движением сопротивления.

В 1949 году Робер Дуано заключил контракт с журналом Vogue, а через несколько лет стал независимым фотографом.

«Я никогда толком не задавался вопросом, почему я фотографирую.
В действительности, это отчаянная борьба с мыслью, что мы исчезнем…
Я упорно пытаюсь остановить это убегающее время.
Наверно это полнейшее безумие».

«Одной из самых известных фотографий Робера Дуано стал «Поцелуй у здания муниципалитета». Снимок был сделан в 1950 году по заказу журнала «Life». Самая знаменитая фотография всех времен и народов, символ Парижа, гимн молодости, весны и любви принесла ему большие деньги, немеркнущую славу, но в то же время и большие проблемы. Ведь у каждой медали есть две стороны. Дуано пришлось познакомиться с обеими. В общем и целом, если не приглядываться к частностям, кадр выглядит абсолютно случайным, и, казалось бы, исключает всякую мысль о постановке.

Ну кого в Париже могут удивить целующиеся пары. Да они здесь везде, на каждом углу и шагу. И снимок, на первый взгляд, передает, вполне обыденную сценку, виденную многими тысячу раз. Целующиеся влюбленные, которым ни до кого нет дела. Ни до прохожих, ни до места, где они это делают, ни до времени. Естественно было бы подразумевать, что молодые люди даже не подозревают о присутствии фотографа. Общая спонтанность сцены, «неряшливая» композиция, только усиливают это заблуждение. И только при очень большом желании все таки можно обнаружить в позах целующихся некоторую театральность. Но кому это было нужно в том далеком 1950 году. Тем более, что вместе с «Поцелуем» в том же журнале «Life» были опубликованы еще шесть других его братьев близнецов, таких же парижских поцелуев. И после публикации все бы о них благополучно забыли.

Сдав негативы и все контрольные отпечатки, как и полагалось, в архив агентства «Рафо» и сам Дуано о них бы забыл. Но судьбой им всем было уготовано другое. Не забвение, а слава.

Ведь по-настоящему знаменитая фотография откроется для зрителя только спустя 36 лет после того, как была опубликована в «Life». В 1986 году с негатива напечатали постер, который стал символом любвеобильного Парижа. И за двадцать последующих лет «Поцелуй у здания муниципалитета» был напечатан на двух с половиной миллионах открытках, на полумиллионе плакатов, а кроме этого на календарях, почтовых марках, майках, занавесках, постельном белье, не говоря уже о многочисленных фотоальбомах. Без преувеличения можно сказать, что на одной этой фотографии Дуано заработал больше чем на всех остальных своих фотографиях вместе взятых (агентство и фотограф заработали на этом снимке более 650,000 долларов)!

Но своего абсолютного и несколько негативного апогея слава «поцелуя» достигла на судебном процессе в 1988 году, в ходе которого семейная пара из Ирви, якобы позировавшая на снимке, потребовала от Робера Дуано гонорар в 90 тыс. долларов. Кроме них было довольно много и других пар, которых якобы заснял мастер.

Они забрасывали Дуано письмами и требованиями о выплате гонораров и компенсаций. В тот раз фотограф выиграл процесс, однако ему пришлось признаться в постановке этого снимка и в том, что для этого ему пришлось нанимать профессиональных моделей, которым он заплатил. Это признание стоило ему репутации «честного фотографа-документалиста». Кроме этого были поставлены под сомнения его же собственные слова: «Если ты делаешь фотографии, не говори, не пиши, не анализируй себя, не отвечай ни на один вопрос». Но свои действия он оправдывал тем, что фотографии целующихся пар могут поставить их в неудобное положение, дескать, «влюбленные, болтающиеся на улицах Парижа, редко оказываются законными парами». Но и это был не конец. Впереди предстоял еще один судебный процесс, на этот раз моделью себя объявила бывшая актриса Франсуаза Борне, предъявив в качестве доказательств снимок, подписанный автором и присланный им сразу же после съемок.

Невероятно, до чего люди могут опуститься ради денег! Предприимчивая женщина требовала от фотографа сто тысяч франков, но он опять выиграл суд – на этот раз он смог доказать, что уже заплатил паре за съемку. Для мягкой натуры Дуано это было наибольшее разочарование, поэтому он так невзлюбил этот снимок. И сам о нем был не лестного мнения. «Это поверхностная карточка, такие обычно продаются легко как дешевые проститутки», – в сердцах, отбросив всякую политкорректность, говорил он о самой известной своей фотографии. «Большинство из них ведут себя хорошо, – говорил Робер о своих фотографиях, – и улыбаются мне, когда я прохожу мимо. Но некоторые — ведут себя как стервы и никогда не пропустят момента усложнить мне жизнь. Наверно, я слишком добр с ними».

Но даже неоднократно выигранные суды, не поставили окончательной точки во всей этой неприглядной истории. Спустя десять с лишним лет после смерти фотографа, все внимание любителей фотографии и неравнодушных к творчеству Дуано людей было снова приковано к «Поцелую». В 2005 году Франсуазе Борне потребовались деньги, и она выставила собственный отпечаток фотографии с автографом автора на аукцион в надежде заработать 10-15 тысяч евро. Организаторы аукциона тоже не возлагали особых надежд на продажу этого снимка, они полагали, что при определенной удаче фотография может уйти и за 20 тысяч. Каково же было всеобщее удивление, когда анонимный швейцарский коллекционер заплатил за «Поцелуй у здания муниципалитета» 155 тысяч евро! Так что если фотография и была «проституткой», то не очень дешевой». — Phototour.

Во второй половине XX века Робер Дуано стал ведущим мастером французской гуманистической фотографии. На его творчество повлияли такие выдающиеся мастера, как Андре Кертес, Эжен Атже и Анри Картье-Брессон. Умер фотограф в родном Париже в апреле 1994 года.

 

Смотрите также:

Робер Дуано — ироничный, наблюдательный, лиричный и великий фотограф-гуманист

Фотографируя, я не оставляю упорных попыток остановить убегающее время. Наверное, это безумие

Р. Дуано

Робер, или, как по-английски звучит его имя, Роберт Дуано (©Robert Doisneau) — фотограф-парадокс. Его величие не оспаривают ни профессионалы, ни широкая аудитория, но его работы невозможно отнести ни к одному из существующих стилей. На протяжении карьеры он приближался к авангарду и сюрреализму, интересовался пиктореалистическим направлением и, безусловно, был мастером «городского ироничного репортажа». При огромном и разнообразном наследии он не создал собственную фотошколу и, наверное, так и останется единственным и неповторимым мастером со своей французско-эксцентричной манерой.

«Поцелуй у Отель-де-Виль» и остальные снимки фотографа — гимн радости жизни

Дуано всю жизнь работал на улицах городов (в том числе своего любимого Парижа) и умел изображать повседневную суету так, что она становилась лиричной и очень личной. Ярчайший тому пример — его знаменитый снимок Le baiser de l’hôtel de ville, на котором изображена слившаяся в поцелуе юная пара.

Сделанное в 1950 году фото — один из символов города, но, по забавному стечению обстоятельств, оно постановочное. Автор умел чувствовать настроение улиц так, что без труда воспроизвел его с помощью двух молодых актеров — Франсуаз Дельбарт и Жака Карто. Фотограф увидел, как они целовались на улице, но не стал их снимать, чтобы не мешать влюбленным. Позже, однако, он подошел к паре, сказал, что он увидел очаровательную картину и попросил поцеловаться еще раз — на камеру.

Как вспоминают сами «виновники мероприятия», Дуано вел себя мило и располагающе, без всякого нажима и они с удовольствием прислушались к его просьбе, позируя рядом с Отель-де-Виль. Фото опубликовал журнал Life, а для Франсуаз Робер прислал снимок с автографом. В 2005 году его продали на аукционе коллекционеру из Швейцарии за 155000 евро.

Фотограф очень не любил это фото. Из-за него он несколько раз попадал в суд, отбиваясь от претензий моделей, но он лично заработал на нем боле полумиллиона долларов. После того, как в 1986 году фото перепечатали в виде постера, изображение стало парижским символом. Однако, эта растиражированная на плакатах, марках и футболках работа, хоть и выдающаяся — не единственная удача Дуано.

За несколько десятилетий творческой деятельности фотограф выпустил более 20 фотосборников. В них он на разные лады воспевал моменты, составляющие повседневную жизнь. Быть может, это обаяние и чувство юмора Дуано накладывают отпечаток на его работы, но все они объединены легкостью, игривой иронией и истинным гуманизмом. Реальность со всеми ее тяготами, контрастами и несовершенствами представлена у Дуано забавной, порой эксцентричной, неожиданной, но не отталкивающей. Поэтому Робер, как и Эдуар Буба или Вилли Рони — настоящий французский гуманист.

От начала творческой карьеры до заслуг и званий

Дуано — рыцарь Ордена Почетного легиона. Звание ему присвоили в 1984 году, но и раньше, и позже его стиль, одновременно скромный и яркий, приносил ему титулы и признание общественности. Поклонники и журналисты именовали Робера поэтом городских улиц и окраин, мастером фотографии в истинно французском духе. Дуано ставят в один ряд с великими фотохудожниками, повлиявшими на его манеру — Анри Картье-Брессоном и Эженом Атже. Кто бы мог представить себе такую славу, глядя на восемнадцатилетнего юношу, который бродил по улицам с примитивной камерой.

Робер родился в середине апреля 1912 года в парижском пригороде — как говорил он сам, одном из самых убогих районов города. Его мать умерла от чахотки, когда мальчику было всего семь лет, и вторая жена отца не смогла ее заменить. Может, поэтому в творческом наследии так много сюжетов посвящено детям, беспечально играющим на улицах подальше от взрослых. Дуано относился к маленьким моделям с уважением и серьезностью, его именем даже назвали несколько французских начальных школ.

После окончания средней школы юноша решил стать литографом и поступил в художественно-ремесленное училище Этьенн изучать гравюру и печатное дело. Дуано быстро понял, что профессия уходит в прошлое, стал делать первые шаги в изобразительном искусстве, графике и взял в руки камеру. Робер подрабатывал в студии, занимавшейся изготовлением ярлыков для фармацевтической отрасли. Когда в ней открылась фотомастерская, Дуано перешел в нее работать.

В начале карьеры у молодого человека была только простая камера, снимавшая на длинной выдержке, а сам он был слишком застенчивым. Поэтому первой «фотомоделью» для него была груда кирпичных обломков, а затем — афиши, здания и другие объекты, которые помогли Дуано научиться чувствовать пропорции и формы. Он стал мастерски «жонглировать» ассоциациями, закладывая в фотографии многоуровневый смысл.

Становление и взлет «певца парижских улиц»

Научившись работать с неподвижными объектами, Робер начал снимать детей и взрослых, а с 1934 года стал профессиональным промышленным фотографом и сотрудничал с концерном Renault. За несколько лет до этого события молодой автор познакомился с Виньо, сильно повлиявшим на Дуано. Уже известный скульптор и художник пригласил Робера быть его фотоассистентом, научил его светописи и познакомил с творчеством Брассе и Картеша.

В 1932 году молодой фотограф создал свой первый репортаж — на одном из блошиных рынков Парижа. После того, как серию опубликовали в «Эксельсиоре», Дуано стал по-настоящему профессионально работать с камерой.

После призыва в армию на год, а затем увольнения из Renault в 1939 году из-за откровенного саботажа скучной и нетворческой «поденщины» Робер переехал в южный пригород столицы. Всего через год началась война, в которой фотограф активно участвовал — сначала в ополчении, а затем в рядах парижского Сопротивления. Вспомнив о ремесле гравера, он печатал открытки (а заодно и подпольные листовки).

После войны работы в Париже оказалось очень много, и Дуано вернулся к профессии независимого фотографа. Еще в 1949 году он получил первый контракт с Vogue, некоторое время сотрудничал с агентством ADEP. Его члены, Р.Капа и А.Картье-Брессон впоследствии пригласили фотографа стать участником Магнума, но Робер отказался. Он слишком любил Париж и не хотел часто уезжать хоть и в интересные, но командировки.

Робер Дуано много десятилетий прожил в Жантилли, южном предместье столицы, и делал свои фотографии на улицах родного города. Умер он апрельским днем 1994 года в Париже. Похоронили фотографа в его родном и любимом городе, рядом с женой.

Робер Дуано оставил после себя снимки, глядя на которые люди невольно улыбаются, проникаются духом человечности и учатся видеть в обыденных вещах истинное чудо искусства.

 

 

Фотограф Робер Дуано (Robert Doisneau)

Робер Дуано фотограф Robert Doisneau

 

 

На снимках Робера Дуано абсолютно нет агрессии и всего того, что бы могло привлечь внимание за счет каких-либо нисходящих инстинктов. Мир Робера Дуано состоит из реальных сцен, постановщиком которых стала сама жизнь. При этом самому фотографу как человеку, были чужды насилие и грубость, хотя и они являются частью жизни, – просто он был с этим не согласен. Родился Робер Дуано 14 апреля 1912 года в пригороде Парижа, в районе Жантий. Сам фотограф вспоминает, что это было одно из самых убогих Парижских мест, хотя все предместья этого города во многом походили друг на друга. В семилетнем возрасте Дуано пережил смерь собственной матери, которая скончалась от чахотки. Отец вскоре женился во второй раз, и детство мальчика прошло без материнской любви, впрочем, подобные трагедии в то время не были редкостью. Окончив среднюю школу, Робер Дуано решает освоить профессию гравера-литографа и поступает в учебное заведение Этьенн изучать печатное дело и графическое искусство. Однако избранная Дуано профессия становится отмирающей, и он вскоре начинает жалеть о своем выборе, но все-таки доучивается до конца. Первые деньги Робер Дуано зарабатывает в студи графического искусства, где занимается производством ярлыков для фармацевтической продукции. Вскоре при студии будет открыта фотомастерская, куда Дуано перейдет работать. Будучи восемнадцатилетним юношей, он выходит с примитивной камерой на улицу и начинает свои первые фотографические опыты. Тогда в его распоряжении был аппарат, который позволял снимать только статичные объекты на длинных выдержках, поэтому первой его фотографией стала куча кирпича. Далее идут изгороди, афиши, здания и другие неподвижные объекты. Профессия гравера научила его чувствовать форму, пропорцию, а также наблюдать объекты и использовать ассоциации, образованными отдельными элементами.


В 1931 г у Робера Дуано произошла судьбоносная встреча, которая определит русло его жизни на многие годы вперед. Тогда он познакомится с художником, скульптором и фотографом – Андре Виньо, который пригласит его к себе в студию на должность ассистента. Виньо был очень талантлив и многому научил Робера Дуано, что касается искусства светописи. В это время он растет как фотограф и параллельно занимается самообразованием, изучая историю искусств, современные жанровые направления, а также не на шутку увлекается трудами Маркса, Монтеня и Ленина. Как рассказывает сам Дуано, на него производят сильное впечатления работы таких фотографов, как Брассе, Атже и Картеш. Изменившись сам, он изменяет, с детства привычный для него, мир парижских трущоб. В 32-ом Дуано создает свой первый профессиональный фоторепортаж, снимая на парижском «блошином рынке». Серию этих фотографий при содействии Виньо опубликовывают на страницах «Эксельсиор».

 

 

Робер Дуано стесняется снимать людей открыто, и старается делать это незаметно. Пройдут годы, пока он осознает, что прохожие такие же люди, как и он. В самом расцвете творческого взлета молодого фотографа призывают в армию. Когда Дуано вернется после демобилизации, то уже не найдет возможности устроится на прежнее место, поскольку его друг Андре Виньо к тому времени займется кинематографом, а на фотостудию у него попросту не окажется средств. В 34-ом Дуано поступает на работу в компанию RENAULT, где становится промышленным фотографом. Работа ему не нравилась, и он признается в том, что больше саботировал, чем приносил пользу, поскольку однообразие и отсутствие творчества угнетало его, хотя он и понимал, что постоянная работа дает некоторую финансовую свободу. В конце концов, его уволили за постоянные нарушения трудовой дисциплины, на что Дуано только вздохнул с облегчением. К тому времени он уже успел жениться и переехать в южный пригород Парижа – Монруж. И снова армия, но на этот раз призыв был на настоящую войну. Робер Дуано не долго пробыл в рядах французского ополчения и через год уже был списан по состоянию здоровья. В период оккупации он находился в Париже, где перебивался случайными заработками и помогал антифашистскому подполью подделывать документы, используя свои навыки гравера-литографа. После войны Робер Дуано оказывается в первых рядах парижских фотографов. Работы было очень много, и ощущалась катастрофическая нехватка специалистов фотосъемки и рекламы. Наконец Дуано оказался в своей тарелке. Какое-то время он работал на агентство ADEP вместе с Робертом Капа и Карте Брессоном, которые в последствие пригласят Дуано стать членом Магнума. Однако фотограф, так полюбивший Париж и его жителей, откажется от этого предложения, поскольку частые поездки ему не по душе.

 


Одной из самых известных фотографий Робера Дуано стал «Поцелуй у здания муниципалитета». Этот снимок откроется широкому зрителю только спустя 36 лет после того, как единственный раз опубликуется в «LIFE». В 1986 году с негатива напечатали постер, который стал символом любвеобильного Парижа. Слава «поцелуя» достигла апогея на судебном процессе, в ходе которого семейная пара, якобы позировавшая на снимке, потребовала от Робера Дуано гонорара в 90 тыс. долларов. Фотограф выиграл процесс, однако ему пришлось признаться в постановке этого снимка. Но это был не конец. Впереди предстоял еще один судебный процесс, на этот раз моделью себя объявила актриса Ф. Борне, предъявив в качестве доказательств снимок, подписанный автором. Невероятно, до чего люди могут опуститься ради денег! Для мягкой натуры Дуано это было наибольшее разочарование, поэтому он так невзлюбил этот снимок. Спустя десять лет после кончины Робера Дуано, «Поцелуй» с его автографом будет продан Борне с аукциона за 155 000 евро.
 

 

Источник: creativestudio.ru

Робер Дуано — человек, который воспел Париж в фотографиях » BigPicture.ru

Робер Дуано (фр. Robert Doisneau, 14 апреля 1912 — 1 апреля 1994) — французский фотограф, мастер гуманистической французской фотографии. За свою долгую жизнь Робер Дуано так и не вписался ни в один из стилей, не создал никакой творческой школы. Дуано сближался с сюрреалистами, авангардистами, пробовал себя даже в пикториализме.

Наиболее известен его кадр «Поцелуй у Отель-де-Виль» (Le baiser de l’hôtel de ville), где изображена пара, целующаяся на фоне парижской ратуши. В 1984 году Дуано получил звание рыцаря ордена Почетного легиона.

Робер Дуано прославился благодаря своей особенной манере изображать жизнь любимого города — скромной, при этом игривой и ироничной, выхватывающей из ежедневной суеты забавные совпадения, контрастные неожиданности, а иногда и эксцентричные выходки. На его творчество, вероятно, повлияли мастера своего времени Андре Кертес, Эжен Атже и Анри Картье-Брессон. Более чем 20 сборников демонстрируют нам работы, изображающие непосредственность реальной жизни, со всеми ее странностями и огрехами. Важное место в работах фотографа занимает уличная культура детства. Раз за разом он возвращается к теме детей, играющих на улицах, вдали от неусыпного контроля взрослых. Уважение и серьезность сквозят в этих кадрах. Не зря несколько начальных школ были впоследствии названы именем фотографа.

В 1950 году была создана самая знаменитая работа фотографа, запечатлевшая целующуюся парочку на фоне суеты городских улиц. Она стала одним из символов Парижа. Имена попавших в кадр людей были неизвестны до 1992 года.

Жан и Дениз Лавернье были уверены, что это именно они. В 80-х годах они устроили встречу с фотографом и его помощником Аннет. Но их мнение так и не подтвердили, дабы не разбивать мечту влюбленных. Однако на этом они не успокоились и подали на фотографа в суд за использование их изображения, авторское право на которое, по французским законам, принадлежит изображенным.

На суде Дуано ничего не оставалось, как признаться, кто именно был в кадре: Франсуаза Дельбарт и Жак Карто — пара, которую он заметил целующейся на улице, но не стал фотографировать из этических соображений, а позже предложил повторить поцелуй для съемки. Суд был выигран.

В момент съемки Франсуазе было 20 лет, Жаку — 23, они были начинающими актерами. В 2005 году Франсуаза вспоминала: «Он сказал, что мы выглядели очаровательно, и предложил поцеловаться еще раз перед камерой. Мы были не против. Это был не первый наш поцелуй. Мы тогда целовались все время, это было очень приятно. Месье Дуано был очень мил, совершенно без высокомерия, очень прост».

Они позировали ему на площади Согласия, улице Риволи и напротив мэрии Отель-де-Виль. Фотография была опубликована в выпуске журнала Life 12 июня 1950 года. Отношения между парочкой, впрочем, продлились всего девять месяцев. Франсуаза продолжила актерскую карьеру, а Жак стал виноделом.

Тогда же, в 1950 году, Франсуаза получила от фотографа оригинальный снимок с подписью и печатью в награду за участие. Благодаря этому факту позже, в 90-х годах, Франсуазе не удалось отсудить у фотографа большую компенсацию. Однако в апреле 2005 года эта фотография принесла ей 155 тысяч евро на аукционе Artcurial Briest-Poulain-Le Fur и досталась нераскрытому швейцарскому коллекционеру.

Смотрите также:
18 странных и отвратительных фактов о Британии Викторианской эпохи,
Забавные уличные фотографии Нильса Йоргенсена,
10 всемирно известных фотографов-портретистов,
Женщины, которые правили Парижем из постели: скандальный каталог с парижскими куртизанками XIX века

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

10 серий Робера Дуано, о которых вы не знали — Российское фото

Известнейший французский фотограф Робер Дуано не нуждается в представлении. Мастер гуманистической фотографии, он говорил: «Я никогда толком не задавался вопросом, почему я фотографирую. В действительности, это отчаянная борьба с мыслью, что мы исчезнем… Я упорно пытаюсь остановить это убегающее время. Наверно это полнейшее безумие». Не всем известно, что Робер Дуано тщательно структурировал свой архив. Сегодня мы хотим показать вам фотографии из 10 его серий.


«Молодые девушки»

«Лодки»

«Свадьбы»

«Горы»

«Бродяги»

«Лошади»

«Оккультизм»

«Мода»

«Горничные»

«Фотографы»

Источник фото: http://www.robert-doisneau.com/

Фотографии Робера Дуано

«Поцелуй» Дуано кажется подсмотренным, абсолютно случайным и умело схваченным фотографом,– общая обстановка и определенная смазанность кадра, отсутствие складной композиции кадра, выдают его за вполне реальное мгновение. Но в жизни Дуано был невероятно скромным человеком, который в самом начале своей фотографической карьеры даже не решался фотографировать людей, чтобы их не потревожить. И несмотря на свои убеждения, он был вынужден сделать свой самый знаменитый кадр постановочным. А все лишь потому, что не решался просто так сфотографировать целующуюся молодую пару. Вдруг они будут против , или встречаются втайне …

На страницах журнала «Life», вместе с фотоработой Робера Дуано были опубликованы несколько других фотографий поцелуев на улицах Парижа. А негативы и отпечатки снимков были отправлены в архив, где и пролежали почти треть века.

На самом деле, этот снимок стал всемирно известным лишь в 1986 году, когда был напечатан на постере. «Поцелуй…» Робера Дуано был напечатан на открытках тиражом 2,5 млн. экземпляров, 500 тыс. плакатов и еще всюду, где только можно представить, — на календарях, фотоальбомах, занавесях… Поэтому, нет ничего удивительного в том, что одна эта фотография принесла Роберу Дуано больший доход, чем все остальные его работы!

Однако, есть и обратная сторона медали широкой популярности. После такого фурора Дуано стал получать сотни писем людей, которые представлялись героями этой фотографии и требовали финансовой компенсации. Дело дошло даже до суда. Так, в 1988 году одна семейная пара подала судебный иск на Дуано с требованием выплатить гонорар в размере 90 тыс. долларов. Робер Дуано суд выиграл, однако тогда он был вынужден признаться, что эта фоторабота постановочная.

Детально мы обсуждаем преимущества и алгоритм профессиональной постановочной фотографии на уроке фотокурса «Продвинутый фотограф»

см. урок. Проектное мышление и создание фотокниги 

На этом судебные тяжбы, связанные с этим снимком, не закончились. Девушка — модель Франсуаза Борне предъявила доказательство того,что именно она изображена на снимке, – фотографию, подписанную самим фотографом, – и потребовала 100 тыс. франков. Однако и в этом случае Робер Дуано смог выиграть суд, доказав, что уже заплатил обоим за съемку.

Несмотря на успех автора в судах, репутация фотографа как «честного фотожурналиста и документалиста» была изрядно подорвана.

«Это поверхностная карточка, такие обычно продаются легко как дешевые проститутки», – в сердцах говорил Робер Дуано о принесшей ему известность фотографии.

Но и на этом история фотографии не заканчивается.

Спустя десять лет после смерти фотографа Робера Дуано, в 2005 году Франсуазе Борне понадобились деньги и она выставила на аукцион оригинальный снимок с автографом автора, ожидая получить за него, по самым оптимистичным прогнозам, около 15-20 тыс. евро.

Ко всеобщему удивлению, фотография «Поцелуй у здания муниципалитета» была продана с аукциона за 155 тыс.евро! Купил ее анонимный швейцарский коллекционер, по словам представителей парижского аукционного дома Briest-Poulain-Le Fur.

Так что, невзирая на слова самого автора снимка, фотография оказалась отнюдь не «дешевой»!

Фотограф Робер Дуано

Ниже материал дописала выпускница фотошколы Ирина Присяжная: 
Эту знаменитую жанровую фотосерию «Взгляд искоса» ( Un Regard oblique), без малейшей постановки, Роберт Дуано снимал два дня в июне 1948 года у галереи Роми на улице Сены в Париже. Идею снимать скрітой камерой ему подсказал его друг, журналист и писатель Робер Жиро. Идея фотографу очень понравилась, так как он любил наблюдать и фотографировать необычные реакции людей. Но в то же время он был достаточно скромен и часто испытывал неловкость при фотографировании незнакомцев. К тому же, в его фотографиях достаточно большое место занимают юмор и ирония. 

В общем, он договорился с антикваром Роми, чтобы тот вывесил в витрине своей галереи достаточно провокационную картину. По тем временам такая эротическая сценка считалась довольно непристойной. Он спрятал фотоаппарат среди других экспонатов, чтобы запечатлеть подлинную реакцию прохожих на откровенную картину. 

По фотографиям видно, что женщины смотрят на картину с удивлением, а мужчины — с интересом и удовольствием. Но самым известным стал снимок, на котором перед витриной остановилась супружеская пара средних лет. Женщина увлечённо что-то рассказывает о картине, которую видит перед собой, но мужчина едва ли слышит свою жену. Его внимание сосредоточено на портрете обнажённой девушки. Эта фотография была самой обсуждаемой и именно она дала название всей серии…


Я пытался показать мир, в котором мне было бы хорошо, где люди дружелюбны, где я смогу найти те добрые чувства, к которым всегда стремился. Мои фотографии были доказательством, что такой мир мог бы существовать.

Робер Дуано

Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Робер Дуано

В рамках IX Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2015» МАММ представляет выставку «Красота повседневности» одного из величайших фотографов XX века, кавалера Ордена Почетного легиона — Робера Дуано. Его называли волшебником объектива, шансонье от фотографии, воспевшим Париж и парижан, мастером жанровых сцен, сумевшим создать невероятно лиричный образ французской столицы. Снимки Дуано вошли в историю, стали классикой мировой фотографии, знаменитый «Поцелуй на площади Отель-де-Виль» («Le Baiser de L’Hotel de Ville») разошелся миллионными тиражами в открытках и постерах.

На выставке будут представлены более ста авторских отпечатков, из Atelier Robert Doisneau, а также крупных частных собраний, многие из которых зрители увидят впервые. Кроме того, в выставку вошли личные документы и свидетельства, предоставленные дочерью фотографа.

Робер Дуано родился в пригороде Парижа в 1912 году. Освоив азы фотографии в Школе графического искусства и печатного дела Этьенн, где он учился на гравера-литографа, свои первые снимки — виды родного Жантийи для информационного бюллетеня местного муниципалитета — Дуано сделал в 1929 году камерой, взятой в долг у своего сводного брата. Снимая Париж и его окрестности, Дуано стал в какой-то мере последователем Эжена Атже, пытавшегося запечатлеть Париж «маленьких людей» — кочегаров, булочников, шарманщиков, точильщиков«, забытый в эпоху крупномасштабного обустройства французской столицы, предпринятого бароном Оссманном во времена Второй Империи.

Поворотным моментом в судьбе Робера Дуано стала встреча с легендарным Андре Виньо —фотографом моды, художником, режиссером-мультипликатором, скульптором, виолончелистом. Начав работать оператором у Виньо в 1931 году, Дуано смог познакомиться с самыми яркими представителями французского авангарда, часто посещавшими его студию. Там же, в разгар всемирного экономического кризиса, его заметил и пригласил на работу шеф фотослужбы «Рено» Люсьен Шоффар, искавший молодые дарования.

Почти каждую свободную от работы минуту Дуано, посвящал прогулкам по городу, собирая фотографические материалы, которые стали затем основой для книги «La Banlieu de Paris», посвященной жизни парижских пригородов, созданной совместно с французским писателем Блезом Сандраром и принесшей ему огромную известность.

К моменту начала Второй мировой войны Дуано уволили с завода «Рено». Он был призван в армию, воевал, а затем участвовал в Движении Сопротивления. Летом 44-го года Робер Дуано создал знаменитый фоторепортаж о борьбе героев Сопротивления против фашистов.

В первые послевоенные годы послевоенные годы Дуано с головой погрузился в работу — сотрудничал с журналами Life, Vogue и другими крупными международными изданиями, а затем был приглашен в агентство Rapho, где и проработал в качестве независимого фотографа вплоть до смерти в 1994 году.

В 1945 году Робер Дуано познакомился с Анри Картье-Брессоном — еще одной звездой мировой фотографии и основателем конкурирующего с Rapho фотоагентства Magnum, встреча с которым оказала на Дуано большое влияние.

50-е годы — стали временем расцвета таланта художника, его неповторимого стиля, искрометного чувства юмора, уникального дара рассказчика. «Фантазии повседневной жизни восхитительны. Ни один кинорежиссер не способен воссоздать те неожиданности, что встречаются на улице», — считал он.

Робер Дуано — один из самых уважаемых и почитаемых художественным, музейным и издательским сообществом фотографов во Франции. За последние десятилетия вышло более 40 книг, посвященных его творчеству. Будучи невероятно скромным, сам Дуано всегда испытывал удивление от проявляемого к нему интереса.

«В конце концов, нет ничего более субъективного, чем объектив, мы никогда не показываем вещи такими, какими они являются. Мир, который я стремился показать, это мир, в котором мне было бы хорошо, в котором люди были бы дружелюбными, где я мог бы найти нежность, которой я так жажду. Мои фотографии просто были доказательством того, что такой мир мог бы существовать», — замечал Робер Дуано.

Робер Дуано | Фотография и биография

Французский фотограф Робер Дуано жил с 1912 по 1994 год. Ранняя жизнь Дуано была очень трудной, потому что его отец погиб во время Первой мировой войны, когда ему было четыре года, а в возрасте семи лет умерла и его мать. Его воспитывала нелюбящая и равнодушная тетка. Когда ему было тринадцать, он поступил в художественную и ремесленную школу École Estienne , а в 1929 году получил дипломы по литографии и гравюре.Он также брал уроки натюрморта и рисования фигур. В возрасте шестнадцати лет он был фотографом-любителем, который постепенно боролся со своей застенчивостью, прогрессировал и начал фотографировать детей, а затем и взрослых. Позже, в 1930-х годах Дуано начал работать в Atelier Ullmann , студии творческой графики, специализирующейся на фармацевтической промышленности. Вскоре Дуано из помощника оператора стал штатным фотографом.

Дуано прославился ироничными, игривыми и скромными изображениями социализации социальных слоев, чудаков на улицах и в кафе современного Парижа, занимательными сопоставлениями.В более чем двадцати книгах его представление о человеческой жизни и слабости было под влиянием работ Анри Картье-Брессона , Эжена Атже и Андре Кертеса . Фотографируя детей, он относился к своим героям и их играм с уважением и серьезностью. Вот почему есть несколько школ, названных в честь Робера Дуано.

В 1931 году он начал работать на Андре Виньо (фотограф-модернист) в качестве его помощника. Через год журнал «Excelsior» купил фоторепортаж Дуано.Затем в 1934 году он начал работать в автомобильной компании Renault коммерческим фотографом. Работая в этой компании, он заинтересовался людьми и фотографией. Однако из-за своей непунктуальности он был уволен и был вынужден работать фрилансером, чтобы зарабатывать на жизнь.

В 1939 году Шарль Радо нанял Дуано, и ему пришлось путешествовать по Франции в поисках фоторепортажей. Так он профессионально снял свои первые уличные фотографии. Здесь он работал до Великой Отечественной войны.Из-за войны французская армия призвала его фотографом и солдатом. В 1945 году он использовал свое мастерство и подделал документы, удостоверяющие личность, и паспорта для французского Сопротивления.

После конфликта он вернулся к работе в качестве внештатного фотографа и торговал своими изображениями с журналом Life и другими изданиями. Он присоединился к Alliance Photo Agency на короткое время, а затем снова присоединился к агентству Rapho , которое принадлежало Rado, в 1946 году. Он проработал в них всю свою жизнь, несмотря на то, что получил приглашение на работу от Magnum Photos.

Его фотография никогда не высмеивала ни одну из его моделей, поэтому он не хотел фотографировать тех женщин, которым брили головы в наказание за то, что они спали с немецкими мужчинами. Более того, когда в 1948 году он получил контракт на работу в Vogue фэшн-фотографом, ему не нравилось фотографировать красивых женщин. Ему нравилась уличная фотография, и всякий раз, когда у него была возможность, он выполнял это предпочтение.

К 1970-м годам в Европе распространялись перемены, и редакторы искали репортажи, которые могли бы отразить современное ощущение социальной эпохи.На смену старому стилю фотографии пришли новые стили. Журналы утилизировались, и новым героем стало телевидение. Несмотря на все эти изменения в средствах массовой информации, Дуано продолжал работать. Он сделал коммерческую фотографию, портреты знаменитостей Жана Кокто, Пабло Пикассо, Джорджа Брака, Альберто Джакометти и Фермана Леже . Он также выпускал книги для детей.

Он также получил награды за свою выдающуюся работу, такие как Grand Prix National de la Photographie (1983), Niépce Prize (1956), Kodak Prize (1947) и Balzac Prize ( 1986).Он получил множество других наград и почетных стипендий.

Робер Дуано Фотографии

Робер Дуано — 15 произведений

Робер Дуано ( французский : [ʁɔbɛʁ dwano] ; 14 апреля 1912 — 1 апреля 1994) был французским фотографом. В 1930-е годы он делал фотографии на улицах Парижа. Он был чемпионом гуманистической фотографии и вместе с Анри Картье-Брессоном стал пионером фотожурналистики.

Дуано известен своим изображением 1950 года Le baiser de l’hôtel de ville (Поцелуй у ратуши), фотографией пары, целующейся на оживленной парижской улице.

Дуано был назначен кавалером (рыцарем) Почетного легиона в 1984 году.

Дуано был известен своими скромными, игривыми и ироничными изображениями забавных сопоставлений, смешения социальных классов и эксцентриков на улицах и кафе современного Парижа. Под влиянием творчества Андре Кертеса, Эжена Атже и Анри Картье-Брессона в более чем двадцати книгах он представил очаровательное видение человеческой слабости и жизни как череды тихих, нелепых моментов.

Работа Дуано придает необычайную известность и достоинство детской уличной культуре; снова и снова возвращаясь к теме детей, играющих в городе, освобожденных от родителей.Его работа относится к их игре с серьезностью и уважением.

Отец Дуано, сантехник, погиб на действительной службе во время Первой мировой войны, когда Роберту было около четырех лет. Его мать умерла, когда ему было семь лет. Затем его воспитывала нелюбящая тетка.

В тринадцать лет он поступил в École Estienne, ремесленную школу, которую окончил в 1929 году, получив дипломы по гравюре и литографии. Там он впервые соприкоснулся с искусством, взяв уроки рисования фигур и натюрморта.

Когда ему было 16 лет, он начал заниматься любительской фотографией, но, по сообщениям, был настолько застенчив, что сначала фотографировал булыжники, а затем перешел к детям, а затем и к взрослым.

В конце 1920-х годов Дуано нашел работу рисовальщика (художника надписей) в рекламной индустрии в Atelier Ullmann (Ullmann Studio), студии творческой графики, специализирующейся на фармацевтической промышленности. Здесь он воспользовался возможностью сменить карьеру, выступая в качестве ассистента оператора в студии, а затем став штатным фотографом.

В 1931 году он оставил и студию, и рекламу, устроившись ассистентом к модернистскому фотографу Андре Виньо.

В 1932 году он продал свой первый фоторепортаж журналу Excelsior.

В 1934 году он начал работать фотографом промышленной рекламы на автомобильном заводе Renault в Булонь-Бийанкур. Работа в Renault повысила интерес Дуано к работе с фотографией и людьми. Пять лет спустя, в 1939 году, его уволили за то, что он постоянно опаздывал. Он был вынужден заниматься внештатной рекламой, гравировкой и фотографией открыток, чтобы зарабатывать себе на жизнь. В то время французская индустрия открыток была крупнейшей в Европе, открытки служили как поздравительными открытками, так и сувенирами из отпуска.В 1991 году он сказал, что годы работы на автомобильном заводе Renault ознаменовали «начало его карьеры фотографа и конец его юности».

В 1939 году он был нанят Шарлем Радо из фотоагентства Rapho и путешествовал по Франции в поисках фоторепортажей. Здесь он сделал свои первые профессиональные уличные фотографии.

Дуано работал в агентстве Rapho до начала Второй мировой войны, после чего был призван во французскую армию в качестве солдата и фотографа.Он служил в армии до 1940 года и с тех пор до конца войны в 1945 году использовал свои навыки рисования, мастерства письма и гравировки для подделки паспортов и удостоверений личности для французского Сопротивления.

Это часть статьи Википедии, используемой в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-Sharealike 3.0 Unported License (CC-BY-SA). Полный текст статьи здесь →


Подробнее …

Робер Дуано | Галерея Майкла Хоппена

Робер Дуано был непревзойденным рассказчиком. Его фотографии, хорошо разбирающиеся в законах и линиях фотографической коммуникации, стали синонимом образа жизни, который мы все теперь воспринимаем как «французский». Кто не может вспомнить образ двух влюбленных, идущих мимо Hôtel de Ville в страстных объятиях, или культовый образ Пикассо, сидящего за завтраком, его руки чудесным образом превращаются в булочки!

 


 

 

«Чудеса повседневной жизни захватывают; ни один кинорежиссер не может устроить неожиданное, что вы найдете на улице.»

 

— Робер Дуано

 


 

Дуано был увлечен своим родным городом; люди на парижских улицах, нетипичные пивные… На самом деле, как однажды сказал Брюс Бернар, «вся человеческая жизнь» или, скорее, «вся парижская жизнь». Он был постоянной фигурой на всех собраниях и мероприятиях в своем родном городе, будь то толпа французских детей, разрывающих асфальт улицы, чтобы построить баррикады против неизбежного немецкого вторжения, или простая свадьба, когда жених и невеста бродили по улице. пивной бар, чтобы провести их прием.Кто бы мог забыть его серию «наклонный взгляд», коллекцию забавных изображений парижан, с удивлением смотрящих на картину с обнаженной дамой в витрине художественной галереи Роми: возможно, оригинальная скрытая камера. Эта серия была полностью опубликована в Picture Post и теперь является фольклором в откровенной фотографии.

 

Дуано все больше интересовался возможностями фотографии как нечто большего, чем повествовательный инструмент: в искажении визуального воздействия фотографии с помощью методов без помощи компьютера, просто используя свою маленькую фотолабораторию для манипулирования изображениями, например, многократное экспонирование на бумаге.Последней крупной выставкой Робера Дуано в Великобритании была выставка в Музее современного искусства в Оксфорде, которую он посетил незадолго до своей смерти в 1994 году. на том же уровне, что и Вилли Рони, Анри Картье-Брессон и Буба.

Робер Дуано биография | Гамильтоны

 

Робер Дуано родился в 1912 году в Париже, Франция. Известный как пионер французской фотожурналистики, он стал наиболее известен своими игривыми и сюрреалистическими изображениями повседневной французской жизни.

 

Воспитанный своей тетей, Дуано изучал гравюру и литографию в школе Estienne School в Париже, а затем в возрасте 16 лет начал экспериментировать с фотографией. Затем он стал ассистентом оператора в студии Андре Виньо в 1929 году, а затем некоторое время до 1939 года некоторое время работал в Renault в качестве рекламного фотографа. Уволенный из автомобильной компании, Дуано в том же году был принят на работу в фотоагентство Rapho, которое представляло таких художников, как Андре Кертес и Эдуард Буба.Именно здесь он в конечном итоге развил свою склонность к стрельбе на улицах и застал своих героев врасплох.

 

Дуано был зачислен солдатом и фотографом французского Сопротивления в начале Второй мировой войны. После войны он возобновил свои личные проекты, например, занялся фэшн-фотографией и работал для французского Vogue с 1948 по 1952 год. 

 

Хотя Дуано фотографировал таких знаменитостей, как Жан Кокто, Альберто Джакометти и Пабло Пикассо, он в основном известен своим скромным и беззаботным изображением жизни на улицах Парижа.Одной из самых известных его работ, классической для его стиля, является Le baiser de l’hôtel de ville ( Поцелуй у ратуши ), на которой изображена целующаяся пара, обнимающаяся на улицах Парижа в 1950 году. , Он прокомментировал: «Чудеса повседневной жизни так захватывают; ни один кинорежиссер не сможет устроить то неожиданное, что вы найдете на улице».

 

Дуано скончался в 1994 году. За свою жизнь он был удостоен нескольких премий и признаний; через два года после Второй мировой войны он был награжден премией Kodak, в 1984 году он был назначен кавалером ордена Почетного легиона, а в 1991 году он также получил почетную стипендию Королевского фотографического общества.В 1997 году в Жентильи, Франция, была открыта фотогалерея его имени, посвященная работе всей его жизни. В настоящее время работы Дуано продолжают публиковаться и выставляться по всему миру, что укрепляет его место в истории фотографии.

 

 

 

 

Робер Дуано | Французский фотограф

Robert Doisneau , (родился 14 апреля 1912 года, Жантильи, Франция — умер 1 апреля 1994 года, Бруссе), французский фотограф, известный своим поэтическим подходом к уличной фотографии.

В молодости Дуано посещал École Estienne в Париже, чтобы научиться ремеслам, связанным с книжной торговлей, но он всегда утверждал, что улицы рабочего квартала Жантильи дали ему самое важное образование. В 1929 году, стремясь улучшить свои навыки рисования, он начал фотографировать, как раз тогда, когда модернистские идеи начали продвигать фотографию как основное средство рекламы и репортажа. Сначала Дуано работал у рекламного фотографа Андре Виньо, в студии которого он знакомился с художниками и писателями, придерживающимися авангардных идей, а затем в годы Великой депрессии 1930-х годов работал промышленным фотографом в автомобильной компании Renault.В тот же период Дуано также фотографировал на улицах и в окрестностях Парижа, надеясь продать свои работы фотожурналам, которые расширяли использование фотографий в качестве иллюстраций.

После того, как его карьера была прервана Второй мировой войной и немецкой оккупацией, Дуано стал членом сопротивления, используя свое ремесло для предоставления поддельных документов для подполья. В 1945 году он возобновил свою рекламную и журнальную работу, включая фэшн-фотографию и репортажи для журнала Vogue с 1948 по 1952 год.За его первой книгой фотографий, La Banlieue de Paris (1949; «Пригород Парижа») последовало множество томов фотографий Парижа и парижан.

В 1950-х годах Дуано также стал активным участником Group XV, организации фотографов, занимавшейся улучшением как художественных, так и технических аспектов фотографии. С тех пор он фотографировал огромное количество людей и событий, часто сочетая конформистские и индивидуалистические элементы в изображениях, отмеченных изысканным чувством юмора, ценностями, направленными против истеблишмента, и, прежде всего, его глубоко прочувствованным гуманизмом.

Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Кэтлин Койпер.

фотограф-гуманист, любивший Париж

Влюбленные останавливаются перед террасой кафе. Его правая рука обхватывает ее плечо. Их прически и одежда, а также старинные автомобили на улице Риволи позади них относят сцену к Парижу после Второй мировой войны. Это тишина в море движения, спешащих прохожих и машин. Равнодушный мужчина в костюме, очках и берете игнорирует их.Как и в скульптуре Родена, мужчина напряжен, его мышцы напряжены. Женщина отдается, почти обмякшая, в его объятия.

Робер Дуано заказал «Le Baiser de l’Hôtel de Ville» для журнала Life в 1950 году. Воспроизведенный на бесчисленных открытках, календарях, настольных дневниках и плакатах, он стал одним из самых известных изображений 20-го века.

Le Baiser de l’Hotel de Ville, 1950 год.

Картина олицетворяла собой гуманистическую школу фотографии, зародившуюся во Франции в 1930-х годах, прерванную Второй мировой войной и возродившуюся для изображения тягот послевоенного существования, а также его маленьких радостей и радостей.Его основателями были Дуано, Анри Картье-Брессон и Вилли Рони. Марк Рибу и уроженец Венгрии Брассай были видными членами.

Фотографы-гуманисты предпочитали черно-белое цвету, «маленьких людей» — дворянству. Они гордились своей междисциплинарностью и поддерживали тесные дружеские отношения с другими художниками. Дуано сфотографировал Жоржа Брака и Альберто Джакометти в их мастерских, а Пикассо за кухонным столом в Валлорисе, изобразив булочки хлеба в форме пальцев там, где могли быть руки художника.

«Поэтические нотации»

Дуано написал собственные подписи, которые назвал «поэтическими нотациями». В 1949 году он попросил франко-швейцарского писателя Блеза Сандрара написать текст для La Banlieue de Paris , первой из 30 фотокниг Дуано. Его восемь разделов под названиями «Дети», «Любовь», «Фон», «Воскресенье и праздничные дни», «Свободное время», «Работа», «Конечная станция» и «Жилье» каталогизируют любимые темы Дуано.

Больше, чем любой другой фотограф, Дуано ассоциируется с мощеными улицами и старыми оцинкованными барами Парижа. Он рыскал по бедным районам в поисках минут благодати, играя на трубе на складном стуле под цветущим деревом, женихов и невест на грязных улицах и празднуя в бистро рабочего класса. Он изображает детей, стремящихся добраться до места назначения или играющих в вневременные игры. Пара в центре La Dernière Valse du 14 juillet, Paris 1949 освещает пустынную ночную улицу волшебным образом.

Мадемуазель Анита, 1951 год. La Dernière Valse du 14 juillet, Париж, 1949 г. Alberto Giacometti dans son atelier, Париж, декабрь 1957 г. Французский фотограф Робер Дуано, сфотографированный Брашей Л. Эттингером в его студии в Монруже, 1992 год.

Многие картины Дуано не могли быть сняты в современной Франции, потому что никто не может фотографироваться на публике без разрешения, а субъекты сохраняют законные права на свое изображение.В преклонном возрасте Дуано был расстроен двумя судебными исками от заявителей, требующих оплаты за то, что он был изображен в Baiser de l’Hôtel de Ville . Одна пара не смогла доказать, что они были на фото. Франсуаза Борне, которая была студенткой театра, когда позировала для фотографии, потеряла свой костюм на том основании, что ее лицо было невозможно идентифицировать.

Дуано оставил около 450 000 негативов после своей смерти в 1994 году. Его дочери выбрали 150 фотографий для ретроспективы, проходившей в Музее Иксель под Брюсселем осенью и зимой 2017–2018 годов.Двуязычный каталог, изданный Расином/Ланну, представляет собой сборник поэтического реализма Дуано.

«Я не собирался создавать комплекс работ. Я просто хотел оставить память о маленьком мире, который я любил», — сказал Дуано.

Каждое изображение Дуано рассказывает историю. Mademoiselle Anita (1951) могла бы появиться прямо из песни Эдит Пиаф.Молодая женщина опускает глаза вниз, сидя за угловым столиком в бистро. На ней нить жемчуга и платье с глубоким вырезом, ее губы изгибаются в малейшей улыбке. Когда он попросил разрешения сфотографировать ее, Дуано сказал: «Она раскрыла плечи, сбросив болеро, так что было очевидно, что она была счастлива сделать это… Она надеялась на танцовщицу, а вместо этого наняла фотографа. И с того дня в 1951 году Анита застыла во времени».

Палм-Спрингс, США, январь 1960 г.женщины и мужчины в бассейне

Дуано впервые поехал в Соединенные Штаты в 1960 году по заданию журнала Fortune фотографировать поля для гольфа. Он подготовил беззаботное этнографическое исследование игровой площадки в пустыне Палм-Спрингс. Его красочные изображения спортивных автомобилей, мотелей, бассейнов и загорающих матрон были заново открыты в 2007 году и занимают видное место в каталоге Ixelles. Фотографии Палм-Спрингс, кажется, происходят с планеты и эпохи, далеких от Парижа.Все в них выдумка.

Отец Дуано был сметчиком, женившимся на дочери фабриканта. Как и Картье-Брессон, Дуано стыдился своей буржуазности. Он и его жена Пьеретта провели свою семейную жизнь в рабочем пригороде Монруж.

Предательство

После ужасов, совершенных нацистами, все, что хоть сколько-нибудь правое, было отвергнуто.Дуано работал в коммунистическом еженедельнике Action после войны, затем в течение двух лет в диаметрально противоположном Vogue , прежде чем он присоединился к профсоюзному журналу La Vie Ouvrière . Дуано сказал, что было ошибкой и классовым предательством тратить время на создание того, что он назвал «фотографиями баронес».

Слово «культовый» стало клише много лет назад, но Baiser de l’Hotel de Ville Дуано, наряду с классикой времен Гражданской войны в Испании Роберта Капы, «Падающий солдат » (1936), является одним из, возможно, дюжины действительно культовых образы прошлого века.

«Бены Пикассо», Валлорис, 1952 г.

Какими бы разными они ни были, обе фотографии вызвали споры. Дуано открыто признался в инсценировке Baiser . Хотя Капа отрицал это, есть доказательства того, что его умирающий солдат-республиканец был сфальсифицирован. Даже в наш век фотошопа и фейковых новостей зрители все еще хотят верить, что смотрят на правду. Фотографы проводят этическое различие между работами для иллюстрации, ретуширование которых, по их мнению, оправдано, и новостями, которые не должны подвергаться ретуши.

Если сегодня снимаются культовые изображения, они, вероятно, теряются в огромном объеме наводнения. Смартфон сделал каждого фотографом и заполонил наш мир селфи.

Наследие Дуано и фотографов-гуманистов сохраняется. Его произведение напоминает нам, как сильно изменился наш мир, и формирует нежную коллективную память об очаровательном и романтичном Париже, черно-белом памятнике тому, что Дуано назвал «маленьким миром, который я любил».

Робер Дуано Фотограф | Все о фото


Родившийся в апреле 1912 года в семье высшего среднего класса, в парижском пригороде (Жантийи), Робер Дуано начал проявлять неумеренный интерес к искусству в очень раннем возрасте. Робер Дуано рано потерял родителей и был воспитан нелюбящей тетей. В возрасте 14 лет он поступил в Ecole Estienne, ремесленную школу, которую окончил в 1929 году, получив дипломы по гравюре и литографии.Через год он начал работать в «Atelier Ullmann» в качестве рекламного фотографа. В 1931 году Робер Дуано встретил свою будущую жену Пьеретт Шомезон, от которой у него родится трое детей, а также начал работать ассистентом фотографа-модерниста Андре Виньо. Андре Виньо познакомит Робера Дуано с «новой объективностью в фотографии». В 1932 году Робер Дуано продал свой первый фоторепортаж журналу Excelsior. В 1934 году производитель автомобилей Renault нанял Робера Дуано в качестве промышленного фотографа на заводе Boulogne Billancourt.Его уволили в 1939 году, так как он постоянно опаздывал. Без работы Робер Дуано стал фотографом-фрилансером, пытаясь зарабатывать на жизнь рекламой, гравюрой и изготовлением открыток. Незадолго до Второй мировой войны Робер Дуано был нанят Шарлем Радо, основателем агентства Rapho. Его первый фоторепортаж о гребле на каноэ в Дордони был резко прерван объявлением войны. Призванный во французскую армию в качестве солдата и фотографа, он был освобожден от службы в 1940 году. До конца войны он использовал свои навыки для подделки паспортов и удостоверений личности для французского Сопротивления.

После войны Робер Дуано стал фотографом-фрилансером и вернулся в агентство Rapho (1946). Вероятно, в это время зародилось взаимное влияние с Жаком-Анри Лартигом. Он начал выпускать многочисленные фоторепортажи на самые разные темы: парижские новости, популярный Париж, зарубежные страны (СССР, США…). Некоторые из его рассказов будут опубликованы в престижных журналах LIFE, PARIS MATCH, REALITES…

В 1947 году Робер Дуано встретил Робера Жиро, с которым у него будет дружба на всю жизнь и плодотворное сотрудничество.Дуано издаст более 30 альбомов, таких как «La Banlieue de Paris» («Пригород Парижа», Seghers, 1949) с текстами, написанными французским писателем Блезом Сандраром. С 1948 по 1953 год Робер Дуано также работал модным фотографом в журнале Vogue. Также в то время он присоединился к Группе XV и вместе с Рене Жаком, Вилли Ронисом и Пьером Джаханом участвовал в продвижении фотографии и сохранении ее наследия. В 1950 году Робер Дуано создал свою самую узнаваемую работу — журнал le Baiser de l’Hôtel de Ville for Life.Хотя наиболее известные работы Дуано относятся к 1950-м годам, а интерес к журналам старого стиля в Европе в начале 1970-х снижался, Дуано продолжал выпускать детские книги, рекламные фотографии и портреты знаменитостей.

Его талант фотографа неоднократно награждался:
Приз Кодак 1947
Лауреат премии Ньепса в 1956 году
В 1960 году состоялась его первая персональная выставка в Чикаго (Музей современного искусства)
.

Фотограф робер дуано: Мастер фотографии Робер Дуано. Непридуманная жизнь, поцелуи и вечная парижская весна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх