Появление фотографии в россии: История России в фотографиях

Всесоюзное увлечение. Фотография в СССР

В 1922 году В.И. Ленин объявил главным из искусств кино. В своем высказывании «вождь мирового пролетариата» не учел одной детали: еще до появления двигающихся изображений умы многих его соотечественников захватили картинки статичные – фотографии. Примерно через 40 лет после образования Советского Союза наступит настоящий фотографический бум, и почти в каждой семье появится свой фотолюбитель, фиксирующий самые важные события, праздники и повседневность.

«Стратегический запас» фотолюбителя

Подготовка к выпуску фототехники советского производства началась в 1919 году, когда вышел декрет о национализации и контроле всей российской фотографической промышленности. Период становления новой индустрии продлился до 30-х годов, и времена эти трудно назвать легкими. До Великой Отечественной войны делали в основном бюджетные модели фотоаппаратов для любителей. Таким фотоаппаратом стал дальномерный ФЭД, созданный в 1933 году по образцу немецкой «Лейки». К сборке ФЭДа, названного так в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского, привлекали ребят из детской трудовой коммуны под руководством выдающегося педагога Антона Макаренко.

В послевоенные годы разнообразие советской техники значительно выросло. С 1956 года в СССР начали производить уникальный фотоаппарат «Ленинград». Его отличительная особенность заключалась в том, что пружинный механизм давал фотографу возможность снимать сериями до трех кадров в секунду. Другой известный фотоаппарат, выпускавшийся в северной столице, назывался «ЛОМО Компакт-Автомат». Его использование положило начало целому направлению в искусстве – ломографии. Так называют жанр, целью которого является запечатление на снимках реальной жизни без прикрас и постановок. Однажды за рубежом даже состоялся ломографический конгресс. «Золотой век» фотоинженерной мысли в Советском Союзе пришелся на конец 60-х – начало 70-х годов. В этот период широкую популярность приобретают фотоаппараты «Зенит» – их делали на Красногорском заводе.  

В наши дни для того, чтобы сделать хорошую фотографию, не надо прилагать массу усилий. Большинство современников использует для фотосъемки мобильный телефон, причем по качеству изображения порой совсем не уступают профессиональной технике. Советские фотолюбители относились бережно к каждому кадру, а увидеть результат своего труда могли только после проявки пленки. Всего в катушке, кстати, было 36 кадров. Пленка разной светочувствительности продавалась завернутой в черную светонепроницаемую бумагу, а на коробочке указывался завод-изготовитель. Каждый фотолюбитель тогда знал: мало сделать снимок, нужно еще продемонстрировать немалую сноровку при намотке пленки в кассету, а затем подготовить все необходимое для проявки пленки и печати фотографии.

Сначала изготавливали два раствора: проявитель и закрепитель (он же – фиксаж). Их наливали в ванночки, которые называются кюветами. Когда пленка уже проявлена, ее заправляли в фотоувеличитель – специальное приспособление на регулируемой ножке с объективом и лампой, которое проецирует кадр на фотобумагу. Сама бумага тоже особенная: она темнеет и портится при воздействии любого света, кроме красного. В фотоувеличителе же стоит яркая лампа накаливания, и благодаря ее секундному излучению на бумаге появится отпечаток с пленки. Чтобы снимок проступил на бумаге, ее кладут в раствор проявителя. Благодаря химической реакции на бумаге постепенно проступает изображение. Казалось бы, вот и готова карточка. Но как только бумагу доставали из кюветы с проявителем, реакция продолжалась, и снимок мог сильно потемнеть. Вот почему фотографию промывали обычной водой из-под крана, а далее окунали в закрепитель. Через несколько минут готовую фотографию можно было снова промыть. Такая печать получила название серебряной из-за присутствия в фотобумаге частиц серебра, реагирующих на свет. Фотографии советского периода были преимущественно черно-белыми. Получить цветные изображения было куда сложнее. Такая фотография замешана на иных химикатах и требует соблюдать осторожность даже при свете красной лампы.

Фотографию – в массы!

Число фотографов – любителей и профессионалов – в СССР неизменно каждый год росло. Снимки делали повсюду: в крупных городах и маленьких населенных пунктах, на природе и в квартирах, запечатлевали семейные праздники, спортивные соревнования, государственные мероприятия. Съемку в 1961 году провели даже в космосе. «Серебряный космонавт» Герман Титов, чей 25-часовой полет доказал, что человек способен работать, есть и спать в космическом пространстве, в невесомости сделал первые фотографии Земли.  «Я тогда впервые подумал, что планета наша очень маленькая. И я физически ощутил необходимость братства и дружбы между людьми на всей планете, ведь представим себе, что к нам на планету когда-нибудь прилетят «гости» из других миров. Они же должны увидеть человеческую земную цивилизацию, а не следы атомной трагедии…», – вспоминал он через несколько лет.

У каждого фотографа были свои излюбленные темы и места для съемки. Советский фотограф и журналист Семён Осипович Фридлянд был известен как в СССР, так и за его пределами. С 1925 года он работал в журнале «Огонек» и стал автором самых разнообразных снимков. В стремлении передать атмосферу времени он показывал жизнь простого человека в советских республиках и городах: от Новосибирска до Севастополя. Главной целью Фридлянда было познакомить зрителя с красивыми людьми молодой страны, занятых трудом, воспитанием детей, повседневными заботами и радостями. Он стал одним из первых советских фотографов, отказавшихся от постановочной съемки.  

Позднее начался творческий путь другого мастера – Владимира Лагранжа. В 1957 году в издательстве «Изогиз» была опубликована серия фотооткрыток «Виды Крыма». Тогда юному фотолюбителю было всего восемнадцать лет. Спустя два года Лагранж уже начал работать в Фотохронике ТАСС. Самые известные свои фотографии он сделал в начале 1960-х годов, в разгар «оттепели». После ТАСС Владимир Лагранж сотрудничал с общественно-политическим изданием «Советский Союз», выходившем также и заграницей. На международной выставке в Будапеште в 1963 году фотограф получил главный приз за изображение тренирующихся маленьких балерин в студии на Ленинских горах. Это был первый конкурс Лагранжа – и сразу победа.

С тех пор ключевыми в творчестве фотографа стали сюжеты из жизни молодежи – школьников, студентов и рабочих. Но вместе с портретами неизвестных людей фотограф работал и над изображениями творческой элиты того времени, поэтов и артистов. Его объектив запечатлел самые яркие фигуры эпохи – Беллу Ахмадулину, Евгения Евстигнеева, Олега Ефремова. Наиболее известным и узнаваемым снимком Владимира Лагранжа стали «Голуби мира» – фотография, сделанная в 1962 году на Красной площади. Впоследствии фотограф признавался, что для создания удачного снимка ему пришлось пойти на безобидную хитрость. Не всегда удается застать птиц в таком большом количестве и не спугнуть их, поэтому Лагранж подкормил голубей пшеном. В год, когда фотография увидела свет, журнал «Советское фото» отдал под ее размещение целый разворот, а в будущем она станет заглавным экспонатом почти каждой выставки работ Владимира Лагранжа.

История возникновения и развития фотографии

Поделиться  

16,059
просмотров

Презентации / Разное / История возникновения и развития фотографии

Скачать презентацию Понравилось   |   21

Текст этой презентации

Слайд 1

История возникновения и развития фотографии
От истоков зарождения и до наших дней.

Слайд 2

Краткая история возникновения фотографии
1822 год Жозеф Ньепс сделал первое в мире фото, но оно не сохранилось, но уже в 1826 году ему удалось сделать фотографию «вид из окна» с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке.

Слайд 3

Первая фотография Ж.Ньепса

Слайд 4

Дагеротип
Л.М. Дагерр, работавший до 1883 г. совместно с Ж.Н. Ньепсом, получил изображение на серебряной пластинке, обработанной парами ртути и закрепленной с помощью раствора поваренной соли. Свой способ он назвал дагерротипией. 

Слайд 5

Фотография Л.Даггера

Слайд 6

Фотография в России
Фотография, зародившись во Франции и Англии, быстро проникла в другие страны. В России первые фотографические изображения были получены русским химиком и ботаником Юлием Федоровичем Фрицше

Слайд 7

Фотография 19 века

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Фотографии 20 века

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Портрет 19-20 века

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Советские фотографии.

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

История советской фотографии 20-30-х годов.
20-е годы прошлого столетия пришлись на смену общественного строя в России, вызванную октябрьским переворотом. После установления советской власти в стране огромное значение стало придаваться пропаганде идей социального равенства и справедливости. К мастерам культуры – кинематографистам, художникам, театральным режиссерам, литераторам и фотографам – теперь предъявлялись требования по созданию нового образа человека, нового быта и культуры. Перед фотографами не ставилась задача снять окружающую их действительность такой, какой она выглядела в реальности. Ведь в стране после гражданской войны царила полная разруха. Фотографы и другие деятели культуры должны были стать рупором советской власти, призывавшим молодежь к построению совершенно нового мира.

Слайд 21

Тенденции советской фотографии
Для этого объективы фотографов должны были полностью преобразить реальный мир. Своими фотографиями они должны были показать людям зачатки светлого будущего и убедить их в величии советской власти. 20 – 30-е годы оказались на редкость продуктивными для развития фотографии в России. Один за одним в стране начали появляться специализированные фотографические издания, открываться клубы, где велись дискуссии о форме и стиле фотографического языка. Творческая молодежь стала активно вовлекаться в эти бурные процессы, пытаясь привнести фотографическое искусство в массы.

Слайд 22

Фотоаппараты советских времен
Зенит

Слайд 23

Фотоаппараты советских времен
ФЕД

Слайд 24

Фотоаппараты советских времен
Орион

Слайд 25

Фотоаппараты советских времен
Чайка

Слайд 26

Фотоаппараты советских времен
Смена

Слайд 27

Советские объективы
Гелиос Юпитер Калейнар Таир

Слайд 28

Фотография 21 века
Современная фотография находит всё большее применение в науке, технике и повседневной жизни. На начальных этапах невозможно было предугадать, сколь широки будут возможности использования фотографического метода. Благодаря фотографии человечество получает изображения элементарных частиц, составляющих атом, и изображения земного шара, Луны и других планет; изображения живой клетки и кристаллической решётки минералов; изучает процессы, протекающие за одну миллионную долю секунды, и процессы, длящиеся десятилетия.

Слайд 29

Современная фотография.
Наряду с повсеместным применением фотографии в науке и технике наиболее давнее и массовое распространение она получила как вид искусства. Благодаря значительным усовершенствованиям и автоматизации аппаратуры, улучшению материалов и упрощению технологии их обработки фотография стала доступна самому широкому кругу фотолюбителей. Свидетельством тому служит постоянно растущее производство аппаратуры, материалов и оборудования массового фотографического применения, популярность литературы по этим вопросам.

Слайд 30

Работа в сфере фотоискусства.
Фотограф-человек, занимающийся фотографией. Фотолюбитель-человек, занимающийся фотографией для собственного удовольствия или развлечения, снимающего для семьи, друзей, себя. Профессиональный фотограф-человек, чей основной доход составляют заработки от фотосъёмок.

Слайд 31

Профессиональные навыки фотографа.
ВАЖНО найти свой уникальный стиль, быть оригинальным, удивлять людей не только художественным подходом к фотографии, но и техническим решением в обработке снимков!

Слайд 32

Требования к фотографу
Ярко выраженные художественные способности Развитая коммуникабельность Креативность и высокая работоспособность, физическая выносливость Гибкость мышления, развитое образное мышление Хорошая память(особенно зрительная)

Похожие презентации

История развития пейджинговой связи История возникновения шариковой ручки Развитие творческих способностей дошкольников Лекция «Развитие отраслей психологии» Кукольная история

31 Имперская Россия Фотографии, раскрывающие историю в потрясающих цветах

1 из 32

Сергей Прокудин-Горский родился во Владимирской области России в 1863 году. Совмещая работу в области химии с искусством, он стал пионером цветной фотографии, сделав три фотографии подряд. через красный, зеленый и синий фильтры, которые станут составной цветной фотографией.

2 из 32

Фотография Льва Толстого, сделанная Горским, принесет ему известность среди членов королевской семьи, и вскоре он получит финансирование для документирования России в цвете для царя Николая II с 19с 09 по 1915 год.

3 из 32

В работах Горского отражено разнообразие граждан Российской империи, от сельских крестьян до королевских особ.

4 из 32

Зиндан, или тюрьма, в Бухаре, современный Узбекистан. Зинданы обычно строились под землей. Источник: Wikimedia

5 из 32

Пара в традиционной одежде позирует Горскому в Дагестане.

6 из 32

Горски был предоставлен особый доступ в запретные зоны Империи. Здесь он фотографирует кочевую кыргызскую семью в степи. Источник: Викимедиа

7 из 32

Учитель-еврей обучает своих учеников в Самарканде, интеллектуальном и экономическом центре Шелкового пути. Самарканд — очень разнообразный город, в котором проживают таджики, персы, арабы, евреи и русские. Источник: Wikimedia

8 из 32

Российские дети отдыхают на склоне холма у Белого озера на севере европейской части России. Источник: Wikimedia

9 из 32

Вскоре после прихода к власти эмир-хан Бухарский позировал Горскому для портрета. Бухара была вассальным государством Российской империи в исламской Средней Азии. Эмир бежал в Афганистан после того, как Красная Армия разграбила город и упразднила его династию.

10 из 32

Горский запечатлел аистов, строящих гнездо на месте, скорее всего мечети в Бухаре. Источник: Wikimedia

11 из 32

Торговец тканями позирует среди своих товаров на Шелковом пути, который простирался от Китая и Индии до Центральной Азии, Ближнего Востока и Средиземноморья. Источник: Тмора

12 из 32

Горский документирует путешественников со своими верблюдами возле Сулюкты в современном Кыргызстане.

Источник: Тмора

13 из 32

Горский ловит себя на этом фото справа в 1912 году на Чусовой. Источник: Kuriositas

14 из 32

Туркменский мужчина приседает с верблюдом, нагруженным вьюками, в Средней Азии. Источник: Blogspot. Источник: Blogspot

16 из 32

Горский также каталогизировал здания, дома и природу для своего проекта, включая эту церковь в Ныробе. Источник: Блогспот

17 из 32

Успенский монастырь в Переяславле-Залесском демонстрирует типичные для русского церковного строительства остроконечные купола. Источник: Blogspot

18 из 32

Вид на мечеть Шах-Зинде в Самарканде на закате. В настоящее время чуть более 11% россиян идентифицируют себя как мусульмане. Источник: Blogspot

19 из 32

Горский также фотографировал представителей высшего общества.

20 из 32

Сартская женщина в парандже в Самарканде, который сейчас является частью Узбекистана. Источник: общественное достояние

21 из 32

Горский сидит справа от двух кондукторов Мурманской железной дороги. Источник: Wikimedia

22 из 32

Бухарский чиновник позирует Горскому в ярком халате.

23 из 32

Курдская мать сидит со своими детьми в Артвине, который сейчас является частью северо-востока Турции. Источник: Trash Russia

24 из 32

Грузинка в царственном одеянии позирует на ковре в лесу. Источник: Мусорная Россия

25 из 32

Горский обладал способностью улавливать как силу, так и уязвимость крестьянского класса, не осуждая его. Его фотографии позволяют заглянуть в империю на грани революции и войны. Источник: Trash Russia

26 из 32

Петр Веденисов был пианистом, увлекавшимся цветной фотографией. Он делал цветные автохромы на стекле, которые мог проецировать на стену. Источник: English Russia

27 из 32

Веденисов работал в основном с аристократическими семьями, особенно с Косаковыми, и сумел перенять у крестьян Российской империи другой образ жизни. Источник: Английский Россия

28 из 32

Косаковы были друзьями Веденисовых. Здесь позируют женщины и дети семьи. Источник: English Россия

29 из 32

Крымский патриарх сидит для фото с повязкой на глазу. Источник: English Russia

30 из 32

Богатая крымчанка позирует в саду, в окружении пышных цветов. Источник: English Russia

31 из 32

Веденисов много лет жил в Ялте и фотографировал корабли в порту. Курортный город Ялта находится в Крыму, теперь это спорная территория Украины. Источник: Английский Россия

32 из 32

Ранняя цветная фотография в России в Галерее Фотографов – bgirl rhapsody

Стандарт

Варвара Степанова, Красноармейцы, с фотографией Бориса Игнатовича, для журнала «Заграница», 1930 г. Фотомонтаж с картоном и гуашью

В прошлую субботу я заглянул в галерею Фотографов, чтобы посмотреть выставку «Примула», на которой подробно рассказывается об использовании цвета в русской фотографии. .

«Первоцвет демонстрирует появление и развитие цвета в русской фотографии с 1860-х по 1970-е годы. Он представляет как историю русской фотографии, так и историю России в фотографии, изображая жизнь на протяжении столетия, когда страна пережила беспрецедентные потрясения».

А. Горавский, Портрет молодой девушки, 1867 г., Соляной эстамп, роспись

Аноним, Куклы в южнорусских костюмах с этнографической выставки, 1867 г., Соляной эстамп, роспись

Аноним, Кукла в азиатском костюме с этнографической выставки, 1867 г., Соленая печать, роспись

Дмитрий Езучевский, Строительство моста, 1880-1890-е гг., Серебряно-желатиновый отпечаток, краска

Аноним, Татарки, из серии «Виды Кавказа», 1910-е гг., Коллотип

стекло

Аноним, Цепной мост, Киев, 1900-е, Оттиск с жемчужными осколками, запечатанный стеклом

Петр Павлов, Панорама Кремля, Москва, 1910-е, Отпечаток

Александр Родченко, Похороны Ленина, Журнал «Молодая гвардия» , 1924, Фотомонтаж картоном, бумагой, типографской печатью и гуашью

Александр Родченко и Варвара Степанова, Рекламная стена здания пром Мосселя, 1924 г. , (дизайн А. Родченко, концепция В. Маяковского) Художественная серебряно-желатиновая печать, роспись. Courtesy, частная коллекция

Александр Родченко, кадр из фильма «Альбидум», 1928 г. Художник, серебряный желативный оттиск цветным карандашом. Предоставлено, частная коллекция

Всеволод Тарасевич, Плоды орошаемой земли, Сталинградская обл., 1950-е, цветная печать

Роберт Диамент, Он повернул голову, начало 1960-х, Цветная печать

Дмитрий Бальтерманц, Арбатская площадь, Москва, 1958, Цветная печать

Дмитрий Бальтерманц, Витрина, начало 1970-х, Цветная печать

Дмитрий Бальтерманц, Дождь, 1960-е, Цветная печать

Дмитрий Бальтерманц, Портрет из серии «Встречи с Чукоткой», 1965 год, Цветная печать

Василий Улитин, Вечер, 1931, Трехцветный бромойль,

Василий Улитин, Пламя Парижа, 1932, Бромойль, печать

Николай Андреев, Опушка леса, конец 1920-х, Серебряно-желатиновая печать мелом, маслом

Борис Михайлов, #8, Лурики (Слова), 1971-1985, Серебряная желатиновая печать, роспись

Борис Михайлов , #4, Лурики (Слова), 1971-1985, Серебряно-желатиновый эстамп, роспись

Борис Михайлов, #9, Лурики (Слова), 1971-1985, Серебряно-желатиновый эстамп, роспись

Дмитрий Бальтерманц, Мужской разговор, 1950-е, Цветная печать

Нравится:

Нравится Загрузка.

Появление фотографии в россии: История России в фотографиях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх