Контровый свет в фотографии что это – что это такое и как его использовать

Содержание

что это такое и как его использовать

Здравствуйте! С вами на связи, Тимур Мустаев. Дорогие фотографы, вы знаете, что фотография означает светопись, и это, действительно, рисунок с помощью света. Освещение имеет невероятное значение. Умеете ли вы с ним работать? Знаете, какие варианты бывают? Если нет – моя статья вам пригодится.

Обо всем возможном освещении, конечно, рассказывать я сразу не буду – меня интересует контровой свет в фотографии. Скажем, этот вид не настолько популярен, но также используется и может быть очень выразительным. Он специфичен, сложен и используется далеко не всегда. Выделен такой свет в особую категорию неслучайно, в фото он имеет свое предназначение.

Схема света

Будет логичнее немного рассказать вообще о типах освещения, а затем раскрыть термин “контровой свет”. Конечно, мы не затронем такие общие условия съемки, как на улице и в помещении (и соответствующий свет). Но будем помнить о том, что световые лучи можно найти при любых обстоятельствах и будут они различны. Свет может располагаться под особым углом к объекту (или фотографу), в силу чего выделяют:

  1. Фронтальный, который стоит перед объектом и светит прямо на него.
  2. Боковой – соответственно, точно сбоку от объекта. Считается, одним из самых выигрышных. Пограничными являются скользящий вариант и диагональный (под углом в 45 градусов).
  3. Контровой. Располагается сзади модели и будто очерчивает ее контур. Подробнее о нем ниже.

Перечисленными видами все богатство световых решений не исчерпывается. Есть также рисующий, заполняющий, моделирующий, фоновой и некоторые другие. Но это уже совсем другая история, а точнее – классификация, и относится по большому счету к “науке” различного плана схем света.

Правильные и вообще возможные комбинации источников особенно нужно знать тем, кто работает в закрытом помещении с несколькими приборами. Обычно это специальные фотостудии. В них вы сами автор и творец, но в то же время вся ответственность тоже на вас, в отличие от более ограниченных условий освещения на улице в конкретный момент.

Контровой свет: понятие, принцип и условия работы

Медленно, но верно мы приближаемся к пониманию, что такое контражур. Тип света весьма противоречивый, таит в себе немало опасностей. Чаще всего он достаточно сильный, отчего возникает вероятность бликов, пересветов и чрезмерного затемнения главного объекта.

Хотя если вам важно подчеркнуть лишь форму или силуэт, то предмет или человек вполне может остаться в тени. Более того, начинающим фотографам советуют избегать ситуации, когда солнце или осветитель находится прямо перед вами и направлен в камеру (т.е. фактически контровой свет).

Ведь данный фактор может испортить объектив, не говоря о самом изображении. Но я не зря упомянул именно новичков, опытный фотолюбитель сможет любые условия обернуть в свою пользу и, к примеру, использовать дополнительный искусственный свет, набор отражателей для управления световым потоком.

Контровое освещение считается оптимальным вариантом, чтобы выделить в портретной съемке профиль человека, линии его фигуры, создать некий ангельский или же, наоборот, драматичный образ, то есть фото в контровом свете.

Но оно может быть не единственным источником. В так называемом контровом моделировании свет сзади также присутствует, но не является доминирующим. Он всего лишь направлен на какую-либо часть, допустим, на волосы человека, придавая прядям золотистый блеск и привлекая к ним внимание.

Конечно, такие непростые схемы удобнее разбирать в студии. Там вы можете поэкспериментировать и разместить контровик точно позади человека, чуть сбоку или сверху. Помните, что при приближении его к модели, световой пучок уменьшается в размерах, становясь одновременно интенсивнее.

Съемка в контровом свете

Пейзажисты любят использовать контражур. Даже нередко включают солнце в свои работы – смело и эффектно. Что стоит учесть при такой задумке?

  • Во-первых, солнце выигрышно смотрится, располагаясь по правилу золотого сечения.
  • Во-вторых, яркий источник можно прикрыть другим объектом (деревом, зданием и пр.) и расставить акцент на исходящих от него лучах.
  • В-третьих, чтобы справить с таким динамическим диапазоном, можно приобрести серые, поляризационные фильтры.
  • В-четвертых, съемка в raw поможет вам. Такой формат не только позволит вытянуть слишком темные объекты и разобраться с массой бликов, но и создать высококлассные hdr фотографии.
  • В-пятых, внимательно работайте с экспозамером. В зависимости от того, на чем вы сфокусируетесь – светлых, средних по тону элементах и тех, что ближе к черному, такие параметры и будут определять результат.

Подумайте, с каким снимком будет работать впоследствии легче: с тем, где многие части недоэкспонированы, зато хорошо различим свет, или же наоборот? А может быть выбрать тот, что приведен к некой норме по свету и тени?

Хочу в конце сделать абзац, который обобщит вышесказанное. Исходя из понятия контрового света, его уместно использовать не во всех случаях. Это могут быть следующие обстоятельства, например:

  1. Необходимо сделать объемное изображение со светотеневым рисунком. Естественно, заднее освещение никак не поможет в этом, так как вы получите, можно сказать, прямо противоположное фото: плоский объект и отсутствие деталей.
  2. С контровиком появляются выраженные границы форм, высокий контраст. Если хочется сделать нежный, мягкий снимок, то выберите иное освещение для фотосессии.
  3. Неяркий источник света. Здесь также я бы не советовал делать снимок, по крайней мере с целью выделения силуэта, потому что получиться может что-то невнятное, возникнет ощущение недоделанности: ни объема, ни контура.
  4. Высокое качество фото. Контровой свет дает такую интенсивность, что переэкспонирование возникнет практически 100 процентно. С этим можно бороться в фоторедакторах, но возможности не безграничны. В большинстве коммерческих съемок, где важно представить товар выгодно и отчетливо, лучше придерживаться классики фотографии.

Вот и все, что я хотел вам рассказать. Надеюсь у вас сложились общие представления о контровом свете? Прежде чем попрощаться с вами, хочу посоветовать вам курс — Цифровая зеркалка для новичка 2.0 (у кого НИКОН) или Моя первая ЗЕРКАЛКА (КЭНОН). Очень понятный и простой в понимании видео курс. Завоевал доверие многих начинающих фотографов. Курс детально объяснит, что собой представляет зеркальный фотоаппарат и каковы его возможности.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для тех, у кого CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для тех, у кого NIKON.

До свидания, до скорых встреч! Статьи на актуальные темы появляются регулярно, и если вы подписаны на новости, то вам проще будет о них узнавать. Заходите на блог почаще и приглашайте друзей!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

fotorika.ru

Контровый свет в пейзажной фотографии

Каждому фотографу, независимо от его опыта и техники, хочется получить красивый кадр. Это касается не только студийной съемки или детского праздника, но и пейзажей.

© Public Domain / pixabay.com

Многие фотографы, особенно новички, боятся снимать под таким ракурсом, когда солнце светит прямо в глаза. В этом нет ничего удивительного, ведь довольно часто объект может получиться на снимке слишком темным или светлым пятном. А кадры, на которых присутствуют засвеченные или затемненные участки, назвать красивыми и качественными можно с большим трудом.

Поговорим о теории

Ситуация, когда источник освещения расположен за объектом, называется контровым. При этом совсем не обязательно располагать источник света прямо по центру фотографии. Он может находиться немного в стороне, но его свет обязательно виден в кадре.

© Public Domain / pixabay.com

Для того чтобы получать красивые пейзажные фотографии с контровым светом, нужно учитывать несколько моментов:

  • правильно выбирать время съемки;
  • обязательно использовать бленду;
  • устанавливать фотоаппарат на штатив.

Далекому от искусства фотографии человеку сложно объяснить, чем так хорош этот вид света, а вот грамотный фотограф с легкостью назовет вам все его преимущества. Снимая пейзажи с контровым освещением, можно получить объемные фотографии с хорошей глубиной резкости. Кроме того, оно позволяет придать снимку таинственность или волшебное сияние.

© Public Domain / pixabay.com

Еще одним преимуществом контрового освещения можно считать то, что оно позволяет снимать предметы, которые практически не видны в обычных условиях. К примеру, если убрать из кадра солнце, оставив только свет от него в виде контрового и сделать снимок мелких мошек или паутины, то они будут четко видны. При обычном освещении заметить их на фото практически невозможно. Используя контровый свет можно создавать снимки, на которых главный объект немного затемнен, и вокруг него образуется светящийся ореол.

© Public Domain / pixabay.com

Основные трудности съемки при контровом свете

Чаще всего фотографы сталкиваются с тем, что камера «слепнет». Так бывает, когда не хватает динамического диапазона. Это случается, если солнце светит непосредственно в объектив или возникает слишком много бликов.

© Public Domain / pixabay.com

Исправить ситуацию можно с помощью нескольких приемов:

  • убрать источник света за границы кадра;
  • пользоваться блендой;
  • снимать сквозь предметы (деревья, кустарники и прочее).

При выносе источника света за кадр можно добиться снимка с мягкими полутенями и красивыми объемными деталями. Использование бленды поможет избежать цветных точек на фото, которые возникают из-за бликов на объективе. Важно понимать, что если солнечный свет попадает непосредственно в объектив камеры, то бленда не спасет.

© Public Domain / pixabay.com

Еще одна сложная ситуация – это когда солнечный свет пробивается сквозь облака. Мало того, что его лучи слепят камеру, так еще и сами облака работают как отражатели. Чтобы справиться с этими трудностями, нужно сделать кадры с настройкой минусовой экспокоррекции, а после в фоторедакторе работать с тенями.

Чтобы кадры получались красивыми, можно попробовать уменьшить интенсивность света. С этим хорошо справляется съемка через предмет, например, сквозь крону дерева.

© Public Domain / pixabay.com

Основной ошибкой многих новичков является то, что они хотят получить идеальный снимок с первого кадра. Это практически неосуществимо. Для того чтобы получить стоящий кадр, нужно подобрать подходящее время и место. Некоторые опытные фотографы ждут и целую неделю, пока не появится идеальное освещение. Не стоит ожидать, что, освоив навыки съемки пейзажа при контровом свете, вы будете штамповать шедевральные фото одно за другим.

© Public Domain / pixabay.com

Если вы планируете снимать пейзажи в поездке или путешествии, то стоит тщательно ознакомиться с местностью. Имеет смысл прогуляться по ней в разное время суток и посмотреть, как это место освещается лучами восходящего солнца или заревом заката. Кроме того, можно поискать фото этой местности в интернете и внимательно их рассмотреть. В данном случае совершенно не важно, кто и на что их снимал. Вам нужно общее представление о том, что там имеется.

Проделав эти несложные манипуляции, вы сможете создать снимки, которые полностью передадут атмосферу и настроение местности, а также всю ее красоту.

© Public Domain / pixabay.com

Для того чтобы кадры с контровым светом вызывали восхищение, нужно время и практика. Новичкам сложно справляться с такой трудной задачей. Те же, кто не оставил попыток и научился снимать при контровом свете пейзажи, приобрел надежного товарища в виде солнечных лучей.

© Public Domain / pixabay.com

Помните о том, что все самые прекрасные вещи создает сама природа. Никакие лампы не смогут дать такой же потрясающий эффект, как Солнце. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что и с помощью искусственного контрового освещения можно создавать очень красивые снимки.

lenin.guru

Советы по съемке при контровом свет в фотографии

Дата публикации: 26.07.2013

Контровым мы называем такое положение света, когда источник расположен за объектом съемки. Источник не обязательно должен находиться ровно за спиной модели, он может быть чуть сверху или сбоку, но он всегда сзади. Наверняка, вы хоть раз вы слышали от непрошеных советчиков категоричное: «Против света не снимать!». И в этом есть доля правды: при таком освещении очень легко получить непонятную тень в кадре вместо хорошего портрета. Здесь мы попробуем развеять миф и выяснить, как использовать контровой свет для получения прекрасных фотографий.

Как использовать контровой свет в фотографии

Съемка в контровом свете возможна, если уметь правильно этим светом распоряжаться. Самый простой способ – использовать вспышку, для того, чтобы лицо снимаемого (если мы, например, создаем портрет в контровом свете) по яркости не уступало фону. Если модель располагается близко к камере, то старайтесь следить за тем, чтобы вспышка не пересветила лицо. Для этого можно ввести отрицательную коррекцию вспышки, уменьшить мощность импульса. Или прикрыть вспышку рассеивателем: можно самодельным – простым листом белой бумаги или салфеткой. Свет на лице станет мягким, и у вас будет шанс избежать не только пересвета, но и неприятных бликов на коже.

Как использовать контровой свет в фотографии

Как снимать в контровом свете, когда нет под рукой вспышки, или вспышка бесполезна (если, например, снимаете пейзаж), но все равно хочется получить достойное изображение? Попробуйте правильно настроить камеру. Для съемки в контровом свете имеет смысл выбрать точечный режим экспозамера – камера в этом случае будет замерять количество света по главному объекту съемки, на который попадает точка замера. Попробуйте применить положительную экспокоррекцию – величину ее можно подобрать опытным путем: может быть, хватит ½ ступени, а может быть, придется выставлять 2 или 3. Так вы сможете проработать детали, попавшие в тень. Нужно помнить, однако, что придется пожертвовать яркостью фона: фон будет пересвеченным, объекты на нем будет плохо видно (или не видно вообще), но это при фотографировании в контровом свете это выглядит совершенно естественно.

Как использовать контровой свет в фотографии Как использовать контровой свет в фотографии

Если источник света попадает в кадр, то на снимке могут появиться блики – часто они смотрятся эффектно, но могут стать помехой в изображении.

Как использовать контровой свет в фотографии

Если же мы хотим получить красивый силуэт, и детали переднего плана нам не важны, то можно обойтись без точечного режима замера и экспокоррекции. Фон будет хорошо виден, а главный объект съемки – сильно затенен. Чтобы такой снимок получился удачным, нужно внимательно следить за выразительностью силуэта. Например, если снимаете лицо, то лучше располагать его в профиль. Если в кадре несколько человек, старайтесь располагать их так, чтобы силуэты не сливались, не пересекались между собой, были выразительными и четкими.

Как использовать контровой свет в фотографии Как использовать контровой свет в фотографии

Очень эффектно смотрится съемка прозрачных или полупрозрачных предметов в контровом свете – можно получить очень приятный свет в кадре, с красивыми очертаниями снимаемого предмета.

Как использовать контровой свет в фотографии Как использовать контровой свет в фотографии Как использовать контровой свет в фотографии

prophotos.ru

Контровый свет в фотографии

В некоторых ситуациях приходится фотографировать человека или какой-то объект с источником света, находящегося за ним. В этом случае легко попасть впросак и наделать ошибок, получив тень или неприятные блики в кадре. Как же использовать правильно контровый свет, чтобы получились удачные, прекрасные снимки? Об этом и пойдет речь далее.

Контровый свет

Заходящее солнце интересно подсвечивает траву

Контровое освещение в фотографии создается тогда, когда источник света, искусственный или естественный, размещается за снимаемым объектом. При этом источник может располагаться не прямо за объектом, а где-то чуть сбоку. Но в любом случае свет падает на фотографируемый объект сзади. Другими словами, фотограф и источник освещения во время съемки «смотрят» друг на друга.

Если источник света располагается прямо за спиной модели, он создает световой ореол на границах, вследствие чего человек начинает буквально «светится» по краям. Причем меняя угол «источник света – объект – камера» можно добиться разной подсветки отдельных деталей объекта в кадре. Такой свет ни в коем случае не следует путать с фоновым освещением, используемым просто для мягкой подсветки элементов заднего плана.

Можно задаться вопросом – зачем вообще использовать свет для освещения той стороны предмета или модели, которую на фотографии не видно? Тем более, что при расположении источника позади модели у фотографа неизменно возникают проблемы с выбором правильной экспозиции – снимок получается затемненным, отдельные детали теряются в жестких тенях.

На самом деле контровый свет с успехом можно применять для:

  • подчеркивания глубины фотоизображения за счет теней, которые отбрасываются объектами;
  • создания эффекта «светящегося силуэта;
  • съемки в тумане, когда контровое освещение делает снимки очень привлекательными и интересными;
  • фотографирования стекла, прозрачных и полупрозрачных объектов, блестящих поверхностей, поскольку контровый свет очень хорошо выявляет фактуру таких предметов;
  • отделения объекта съемки от фона и усиления драматичности изображения в портретной съемке;
  • подсвечивания волос модели при портретной съемке, чтобы они выглядели на снимке  более пушистыми и объемными.

Особенности съемки портрета в контровом свете

Контровое освещение хорошо подходит для портретной фотографии, поскольку создает контраст. Например, контровый свет обрисовывает светлый контур по волосам модели, который контрастирует с головой и задним планом, что помогает создать ангельский или романтический образ. Но портрет в контровом свете – не простая задача для начинающего фотографа. Во-первых, здесь необходимо грамотно выстроить освещение. Расположив источник света позади модели или объекта съемки, рекомендуется использовать заполняющую вспышку, чтобы лицо человека по яркости не уступало заднему фону. Заполняющая вспышка прорисует дополнительным светом недоэкспонированные области кадра при контровом освещении. Он позволит удалить с лица модели любые тени, и Вы получите отличный портретный снимок.

Второй важный момент – правильный замер экспозиции и настройки аппарата. Автоматика камеры не любит условий, когда фотографировать приходиться против света, и нередко ошибается. Фотографируя в контровом свете, лучше всего использовать точечный замер экспозиции. Тогда камера будет замерять количество света по небольшому участку объекта съемки, по которому и будет устанавливать экспозицию кадра.

Также можно применять положительную экспокоррекцию, подбирая значение экспериментальным путем для лучшей проработки деталей, ушедших в тень. Чтобы обеспечить правильное экспонирование как модели, так и заднего плана, стоит воспользоваться брекетингом экспозиции. То есть отснять несколько кадров с различной экспозицией, а затем объединить их. Иногда приходиться жертвовать яркостью фона – он может оказаться немного пересвеченным, но это вполне нормальное и естественное явление для фотографирования при контровом освещении. .

Если Вы снимаете групповой портрет, то старайтесь сделать так, чтобы силуэты людей не сливались друг с другом. Если же Вы фотографируете модель на природе при естественном освещении, то необходимо сделать так, чтобы солнечный свет падал на него сзади под малым углом. То есть для съемки лучше подойдет ранее утро или вечерние часы, когда солнце располагается вблизи горизонта. Если стоит ветреная погода, то расположите модель таким образом, чтобы ветер дул по направлению к солнцу и красиво растрепывал волосы. При этом чтобы на волосах модели появился красивый светящийся контур, следует найти какой-то фон, который будет достаточно темным.

Серьезной проблемой при фотографировании в контровом свете на природе является яркое солнце, которое буквально ослепляет объектив. В результате, на снимке появляются неприятные блики, а само изображение становится малоконтрастным. В таких случаях желательно, чтобы модель полностью закрывала собой солнце. Вдобавок, рекомендуется иметь при себе солнцезащитную бленду. Поскольку разная оптика «держит» солнечный свет по-разному, то стоит перепробовать различные варианты, меняя угол съемки по отношению к солнцу. Большинство объективов при попадании в кадр источника яркого света, к сожалению, склонны к тому, чтобы ловить блики и паразитную засветку. Только правильное расположение модели и использование бленды может избавить Вас от этой проблемы.

Главная задача – добиться может быть и не самого контрастного изображения, но с красивым, золотистым свечением. Если же солнце размещается прямо в кадре, чуть сбоку от модели, то придется смириться с паразитными засветками. Ослепление камеры может наблюдаться и тогда, когда солнце светит сверху, через пушистые облака. В этом случае стоит использовать отрицательную экспокоррекцию, а затем уже постараться вытянуть все детали из теней при постобработке.

Контровый свет при съемке пейзажа

Контровый свет довольно часто используется и при съемке пейзажей, поскольку, например, солнечные лучи, пробивающиеся через облака, могут сделать окружающий пейзаж еще более захватывающим и драматичным. Сами облака преображаются и становятся чрезвычайно интересным объектом для съемки. Главная проблема, с которой сталкивается фотограф при контровом свете во время съемки пейзажа – это банальная нехватка динамического диапазона сенсора. Вследствие этого снимок получается либо засвеченным, либо чересчур темным. В последнем случае можно несколько исправить ситуацию средствами графического редактора, вытянув детали из теней. Помимо отрицательной экспокррекции, при съемке пейзажа в контровом освещении можно использовать режим HDR, объединяя несколько кадров в один.

Обработка фотографий

Зачастую при съемке против яркого источника освещения трудно избежать ошибок в выборе экспозиции. К тому же, динамический диапазон сенсора не всегда справляется с правильным отображением такого разброса яркостей. Обычно снимки получаются затемненными, но при последующей постобработке, как мы уже отмечали, можно исправить недостатки и вытянуть отдельные детали из теневых областей.

На примере редактора Photoshop это выглядит следующим образом:

  1. Открываем фотоснимок и делаем копию слоя.
  2. Используем меню Image – Adjustment – Shadows/Highlights, чтобы скорректировать тени. Параметры придется подбирать опытным путем. В итоге, фотоизображение должно немного осветлиться. Однако нам требуется, чтобы картинка осветлилась не вся, а только ее отдельные области, оказавшиеся слишком затемненными.
  3. Поэтому используем меню Selection – Color Range. Помечаем пипеткой темные участки, которые требуется осветлить.
  4. Далее создаем маску слоя в соответствии с выделенной областью, чтобы нужный нам эффект проявлялся избирательно.
  5. В завершении можно придать картинке большую контрастность и насыщенность красок. Для этого необходимо изменить режим наложения верхнего слоя на Осветление и скорректировать непрозрачность. Создаем копию верхнего слоя, после чего изменяем режим наложения на Мягкий свет. В результате, объект съемки или отдельные участки изображения, которые выглядели чересчур темными, не только осветлились, но и приобрели сочность красок и глубину.

Таким нехитрым способом Вы можете скорректировать полученные при съемке в контровом свете фотографии, добиваясь нужной проработки светлых и темных областей.

www.fotokomok.ru

Как осуществляется съемка в контровом свете

Съемка в контровом свете еще один способ создания определенного светового эффекта на фотографии. Что же такое контровой свет, и каково его назначение? Постараемся детально разобраться в этой статье.

Контровой свет, как правило, направляется на объект съемки сзади или сбоку и сзади. Этот источник света предназначен для освещения той стороны модели, которая обращена от фотокамеры. Возникает вполне резонный вопрос, а зачем освещать сторону модели, если ее не видно?

 

Обратимся к схеме освещения, представленной ниже. Если установить осветительный прибор в положение 1 (задне-боковое освещение), то свет будет попадать на поверхности модели, которые обращены к фотокамере и будет создавать на них блики.

 

съемка в контровом свете

Рисунок 1. Схема установки источников контрового света

Особенности съемки в контровом свете

Если переместить осветительный прибор в положение 2, то эти паразитные блики сразу исчезнут. Вокруг модели останется лишь яркий световой ореол, т. е. будет очерчен контур модели.

Следует помнить, что съемка в контровом свете при неправильной установке осветительных приборов может быть затруднена, к примеру, яркости контрового света могут быть очень сильными, что приведет к засветке некоторых областей снимка и при последующей обработке «вытащить пикселы» уже не получится.

Поэтому при установке контрового света необходимо внимательно отслеживать яркости и при необходимости снижать их до нужного уровня.

В некоторых случаях съемка в контровом свете двух элементов объектов съемки, расположенных на разном расстоянии от фотокамеры и проецирующихся друг на друга, приводит к предотвращению их слияния на снимке за счет повышенной яркости световых контуров этих объектов.

Особенно хорошие результаты дает съемка в контровом свете прозрачных и полупрозрачных сред. К примеру, стекло, фактура которого характеризуется бликами из-за преломления света на гранях, на снимке выглядит живописно в конровом свете.

 

съемка в контровом свете

Снимок 1. Съемка в контровом свете стеклянных изделий

 

Съемка в контровом свете дает хорошие результаты для отработки блестящих поверхностей. Отражаясь от таких поверхностей, контровой свет выявляет фактуру, создавая блики. Именно эти особенности контрового света использованы при съемке фотографии ниже, на которой очень выразительно запечатлена вода, сверкающая в солнечных лучах.

 

съемка в контровом свете

Снимок 2. Летние забавы

Съемка в контровом свете и паразитные засветки

Устанавливая контровой свет для съемки нужно отслеживать, чтобы лучи от источника света не попадали в объектив фотокамеры. При попадании на объектив контровой свет приводит к паразитной засветке, образуя цветные ореолы вокруг модели, что вызывает технический брак.

Чтобы избежать этого при съемке в контровом свете приборы контрового освещения как правило располагаются выше, чем установлен фотоаппарат. Кроме того, регулирования пучка света используются специальные шторки или дополнительные экраны, прикрывающие объектив от засветки.

Если объект освещается направленным светом, создающим светотеневой рисунок, то контровой свет, как и рассеянный свет, выступает в качестве вспомогательного. Именно поэтому фотографу прибор контрового света необходимо настроить с учетом основного прибора.

При съемке контровой свет может выступать как основной и стать основой светового рисунка. При съемке в контровом свете тени в кадре доминируют по отношению к светам, так как освещение осуществляется сзади, а объектив фотокамеры фиксирует объект с неосвещенной стороны.

Световой рисунок какого кадра несколько суховат. В таком снимке нет полутонов и тональных переходов, что сводит на нет выражение объема и форм. Поэтому при одном контровом свете фигура предстает в форме силуэта.

 

съемка в контровом свете

Снимок 3. Силуэт

 

Такое световое решение снимка встречается крайне редко.

Съемка в контровом свете как правило связана с дополнительным освещением объекта источником рассеянного света, который ставится со стороны фотокамеры. Устанавливая соответствующую величину рассеянного света снимок объекта может иметь определенную деталировку в тенях при сохранении общего характера контрового освещения.

 

съемка в контровом свете

Снимок 4. Этюд освещения

 

P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

С этой статьей так же читают:

fotoadvice.ru

Как фотографировать сказочные портреты против света — советы от потрясающего детского фотографа Лизы Холловэй

41«Красивое освещение, искренность и попытка передать душу человека на фотографии — это три основных вещи, которые я стараюсь уловить на своих фотографиях. Я считаю, что даже самый обыденный сюжет может превратиться во что-то волшебное, если добавить сочных красок, красивое естественное освещение и подлинную связь с тем, кого вы фотографируете», — говорит Лиза Холловэй, замечательный портретный фотограф из Аризоны, США. Лиза не раз становилась победителем всевозможных конкурсов в жанре портретной и детской фотографии. Ее работами, особенно детскими портретами, восхищаются по всему миру.

 


Как Сотворить Волшебство

Больше всего я люблю фотографировать портреты самых близких мне людей — моих собственных детей. Мой 2х-летний сынишка Элликот постепенно переходит из стадии «убежать-от-фотоаппарата-как-можно-скорее» в стадию «я-могу-и-посидеть-тут-пока-ты-сделаешь-пару-кадров-если-мне-разрешат-съесть-мороженое». Я долго собиралась сфотографировать его портрет в стиле этакого деревенского мальчишки. Мне хотелось получить что-то очень простое, приковать внимание зрителя к главному герою.

На нашей ферме мы держим порядка 50 куриц, и я подумала, что было бы интересно добавить одну из них на фотографию, чтобы сделать портрет моего сына более интересным. Тем более что он обожает проводить время в курятнике или гонять кур по двору на улице. К тому же курочка-наседка выполняла стратегически важную задачу — она позволила моему сыну ощутить, что он занимается какой-то важной работой (держа курицу в руках), и это позволило мне выкроить чуть больше времени, чтобы получить один волшебный кадр.

 

5 Советов Как Фотографировать Маленьких Детей

Вам, как фотографу, работать с детьми в возрасте от 1 до 3 лет может показаться очень сложно, но вы будете награждены за свои старания. Ниже вы найдете несколько советов, как превратить детскую фотосессию в абсолютный успех:

1. Подготовка. Продумайте все детали предстоящей съемки и подготовьте все необходимое заранее — начиная с места съемки и заканчивая одеждой и реквизитом (в моем случае реквизит — это курица). В качестве одежды для своего сына я выбрала простой джинсовый комбинезон. Мне хотелось сохранить нейтральную и мягкую палитру цветов, и чтобы при этом главный герой выделялся на фотографии. И никаких отвлекающих моментов! Для съемки я выбрала самую спокойною и покладистую курицу из нашего хозяйства. Последнее, чего мне хотелось во время съемки — это укрощать злую непокорную курицу.

2. Место съемки. Для фото съемки маленьких детей выбирайте безопасное место, до которого легко добраться. Этот снимок с курицей был сделан в высокой сухой траве, которая растет на соседнем заброшенном участке недалеко от нашего дома. Я выбрала именно это место съемки, потому что оно было близко от дома, там было достаточно места, чтобы снимать на длиннофокусный объектив, а сухостой смотрелся просто потрясающе, наполняясь золотистым светом послеполуденного солнца.

Помните, что нужно искать только какой-то небольшой участок с красивым светом. При съемке на длиннофокусный объектив в кадр не попадает все остальное пространство. Камера видит только то, что вы хотите показать на фотографии. Поэтому достаточно найти красивый уголок, который будет выглядеть волшебно на фотографии.

3. Терпение. Работа с маленькими детьми требует аккуратного подхода и терпения. Много терпения. Дети могут быть очень непоседливыми, легко отвлекаться, дурачиться и иногда (точнее, почти всегда) они абсолютно не заинтересованы в том, что вы там пытаетесь сделать со своим фотоаппаратом. Превратите съемку в веселье для детей! Не бойтесь опуститься ниже, чтобы быть с ними на одном уровне, поиграйте с ними, расскажите что-то смешное, можете даже корчить рожи и издавать неприличные звуки. Делайте все, чтобы привлечь внимание детей хотя бы на несколько минут.

Но помните, что дети бывают разные. Некоторым просто нужно немного времени и личного пространства. Я обнаружила, что фотографируя на длиннофокусный объектив, я нахожусь дальше от них, не нарушаю личное пространство и в результате ребенок ведет себя более естественно. Все, что мне нужно делать — это сесть подальше и потихонечку фотографировать то, что происходит.

4. Наймите ассистента. Мой муж помогал мне во время этой съемки. Он помогал нам с курицей и старался держать моего сына на одном месте, где мне нужно было его сфотографировать. Мой сынишка мог удерживать курицу только пару минут, после этого она начинала вырываться у него из рук. Хорошо, что мой муж был рядом, и мне не надо было бегать туда-сюда, помогая малышу удержать курицу.

lisa-holloway-021

5. Главное вовремя притаиться. Иногда лучшие кадры получаются, когда вы просто сидите вдалеке с фотоаппаратом и ловите естественные моменты. Во время съемки портрета Элликота с курицей я сидела на приличном расстоянии с объективом 200 мм и потихонечку шептала его имя, чтобы заставить его посмотреть в мою сторону. Я была наготове, чтобы поймать тот самый момент, уловить невидимую связь с мальчиком на фотографии. Как только я увидела этот кадр на экране фотоаппарата, я сразу же поняла, что эта фотография достойна занять призовое место на конкурсе.

Ниже я приведу несколько фотографий с той же самой съемки, которые показывают естественные не наигранные моменты


4-114-21411

 

Когда все ваши планы рушатся… Плывите по течению! Иногда бывает так, что дети в возрасте до 3 лет лучше всего получаются на фотографиях, если вы позволите ребенку быть самим собой. Поэтому приходится забыть все заготовки, наши любимые «сиди смирно, смотри и улыбайся на камеру». Попробуйте ничего не говорить, а просто следить за поведением ребенка через видоискатель вашего фотоаппарата. Если удача вам улыбнется, вы сможете запечатлеть несколько бесценных моментов!

 

Оборудование и Настройки

Я снимала этот портрет на свой Canon 5D Mark III и объектив 200 mm 2.0L. Я предпочитаю снимать на длиннофокусные объективы — так я нахожусь на достаточном расстоянии от ребенка, чтобы не нарушать его личное пространство, и дать ему свободу действий. К тому же снимки на длиннофокусный объектив получаются с потрясающим мягким размытием заднего плана. Мои настройки камеры для этого конкретного кадра: ISO 400, диафрагма 2.0, выдержка 1/640 секунды. За счет съемки на открытой диафрагме с фокусным расстоянием 200 мм на фотографии объект съемки хорошо отделяется от размытого заднего плана.

 

Как Работать с Естественным Светом

99,9% моих фотографий сняты с окружающим естественным освещением. Мне нравится придумывать каждый раз, как лучше сфотографировать с тем светом, который есть вокруг. В отличие от студийного освещения, естественный свет меняется постоянно — час за часом, день за днем, даже когда вы перемещаетесь из одного места съемки в другое. Всегда что-то новенькое!

Конкретно для этого портрета я решила провести съемку ближе к вечеру, когда контровой свет от садящегося солнца будет красиво подсвечивать волосы по контуру, помогая отделить главного персонажа от фона. Чтобы сильнее отделить его от фона за счет размытия, я попросила его встать на достаточном расстоянии от высокой травы за его спиной — так золотистые колосья оказались не в фокусе и превратились в мягкое боке. Также при выборе места съемки мне хотелось, чтобы более низкорослая трава оказалась с обеих сторон, прямо под ногами мальчика, а более высокие колосья — сзади в отдалении. Таким образом на фотографии мальчик получился красиво обрамлен золотистой травой. С точки зрения композиции это помогает приковать внимание зрителя к его лицу на фотографии.

Больше всего я люблю фотографировать с контровым светом в последние 30 минут светового дня и вплоть до 15 минут сразу после захода солнца. Портрет Элликота с курочкой-наседкой был сфотографирован за несколько минут до того, как солнце скрылось за горизонтом. За счет съемки в этот «золотой час» у меня получилась красивая мягкая подсветка волос. Если бы я снимала чуть раньше, после полудня, с контровой подсветкой от еще слишком яркого солнца, у меня бы получились пересветы по контуру волос.

 

6 Советов о том, Как Заставить Контровой Свет Работать на Вас

1. Фильтруйте контровой свет. Я не большой фанат низкоконтрастных, затуманенных фотографий или же фотографий с засветкой и бликами. Поэтому при съемке против света я всегда стараюсь избежать этого. Пропуская контровой свет сквозь листву деревьев или высокую траву, вы можете заметно сократить эффект дымки от засветки в кадре.

2. Надевайте бленду. Бленды стоят недорого и предельно просты в работе. Тем не менее, это отличный способ сократить количество засветки и бликов при съемке против света.

3. Встаньте в тень. Если вы с фотоаппаратом встанете в тень, то физически сократите количество прямых лучей солнца, попадающих в объектив вашего фотоаппарата. А значит и избавитесь от сопутствующих проблем. Если же вокруг нет подходящей тени, где можно укрыться, старайтесь направлять объектив под небольшим углом к свету. Убедитесь, что солнечные лучи не направлены прямо в объектив (если вы конечно намеренно не хотите получить засветку и блики в кадре).

4. Открытое небо. Старайтесь выбрать точку съемки так, чтобы за вашей спиной был большой участок открытого неба — это ваш основной источник освещения лица модели.

5. Выставляйте экспозицию по лицу модели. Я всегда использую точечный экспозамер и выставляю экспозицию по лицу (чтобы корректно передать оттенок кожи). Это правило особенно важно соблюдать при съемке против света. Вы же не хотите недоэкспонировать главный объект съемки — вашего героя!

6. Избегайте открытого неба за спиной модели. Просто замечательно, если открытое небо расположено за спиной фотографа, но не за спиной человека, которого вы фотографируете. Если вы выставляете экспозицию по лицу ребенка, яркое небо за его спиной просто-напросто уйдет в пересвет. А это выглядит как огромное некрасивое белое пятно на фотографии, которое только отвлекает внимание от главного объекта съемки. Помните, что наше зрение устроено таким образом, что мы в первую очередь обращаем внимание на самые яркие участки изображения. А я лично не хочу, чтобы на моих фотографиях все смотрели на пересвеченное небо. Поэтому перед съемкой я убедилась, что высокая трава полностью заполнила пространство в кадре за спиной ребенка. К тому же это помогло сохранить целостность цветовой палитры (теплые нейтральные цвета), и сохранить фокус на главном герое на фотографии.

В некоторых случаях я намеренно располагаю небо за спинами людей на фотографии и увожу небо в пересвет. Но это делается только в том случае, если я планирую совместить две фотографии при обработке, чтобы «подрисовать» закатное небо за спиной модели. Приведу пример, как я сфотографировала отдельно закатное небо и позже при обработке в Photoshop добавила его на портретный снимок.

4-31

Ниже вы увидите, как выглядит эта фотография До и После

lisa-holloway-071

 

Советы по Обработке для Получения Теплых Золотистых Цветов на Фотографии

Я всегда сначала редактирую фотографии в Lightroom, а завершаю обработку в Photoshop. В Лайтруме я достаточно сильно изменила значения параметров Temperature (Цветовая Температура) и Tint (Отвечает за баланс между оттенком зеленого или пурпурного на фотографии), чтобы добавить теплоты и оттенка маджента (розово-пурпурный) на фотографию. Именно эти параметры и отвечают за создание золотистых цветов. Хорошо, если вы заранее представляете, как должна выглядеть фотография в конечном итоге. Так вы быстрее сориентируетесь, что именно сделать с фотографией при обработке. Я знала, что мне хочется получить насыщенные цвета, теплые золотистые оттенки, придать немного драматичный вид фотографии, и приковать все внимание к лицу мальчика на фотографии.

lisa-holloway-081В фотошопе я обычно работаю на отдельных слоях. Ниже опишу несколько приемов, которые я использовала для обработки этой фотографии, чтобы еще сильнее подчеркнуть теплые золотистые цвета.

Чтобы добавить контраста и затемнить фон я добавила несколько Корректирующих слоев с Кривыми (Adjustmet Layers — Curves), и поиграла с Режимами наложения (Blending Modes), чтобы добавить контраста и насыщенности. Дополнительно я добавила тонировку цветом за счет работы с Кривыми и Корректирующеми слоями Чистый Цвет (Solid Color).

Я постаралась придать лицу мальчика более драматичный вид за счет использования двух отдельных корректирующих слоев с Уровнями (Levels) — один нужен для подсветки бликов, другой — для затемнения теней. Я усилила блики и добавила контраста в глазах при помощи техники Dodge & Burn (инструменты Высветлитель и Затемнитель).

Как только я добилась нужных оттенков и контраста на фотографии, я подобрала кадрирование на свой вкус и при помощи уровней добавила мягкую виньетку по краям кадра. После этого я добавила немного резкости на фотографию и сохранила готовый результат!

Можете посмотреть фотографию До и После:

lisa-holloway-091Автор статьи и фотографий: Lisa Holloway

Источник: http://iso.500px.com/backlight-natural-light-portrait-photo-tutorial/

Перевод: Проект Studyfoto.ru

studyfoto.ru

Шпрагалка по контровому свету

Съёмка против солнца является непростой работой, но с практикой приходит умение. Именно контровый свет позволяет создавать завораживающие ореолы, которые приковывают внимание. Контровое освещение даёт возможность отвлечься от детализации и работать только с образами и формами.

Положительные стороны контрового света

Основная особенность контрового освещения - это то, что оно создаёт яркий ореол вокруг объектов. Также контровое освещение называют контражур.

Ширина контурной линии зависит от мощности источника света, его размеров и удалённости от объекта съёмки. Свет может быть рассеянным, что создаст мягкую фактуру или резким. Резкий свет подчеркнёт детали контуров.

Располагая предметы на различном расстоянии от объектива можно добиться передачи ощущения глубины. Те объекты, что будут располагаться ближе к источнику света, и, соответственно, дальше от объектива, получат более яркую подсветку. Объекты на переднем плане будут самыми тёмными. Это создаёт кроме объёма ещё и некое сюрреалистичное ощущение, так как при обычном освещении мы видим обратный эффект. 

Отдельного разговора заслуживает работа со светом заката и рассвета. Солнце находится очень низко и его лучи направлены параллельно очи объектива. Также, оно располагается на уровне объектов, находящихся на земле, подсвечивая их сзади. Огромные размеры источника света, поразительные оттенки и колоссальная мощность дают возможность делать уникальнейшие снимки.

Тени в момент, когда солнце находится низко, становятся очень длинными. Мягкий свет заполняет тёмные участки. Также контровый свет нашол своё применение в портретной фотографии. Особенно любят фотографы подсвечивать девушек сзади для создания интересной подсветки волос.

Основа фотографии - это правильная экспозиция

Контровое освещение может быть искусственным или естественным. В том и другом случае необходимо правильно определить экспозицию. Именно это будет влиять на восприятие образов. Сделав снимок темнее мы потеряем детализацию на переднем плане, но создадим более чёткие границы объекта. Увеличив экспозицию могут появиться детали объекта, его форма и текстура станут явными. Световой ореол расширится и граница станет размытой. Также нужно задуматься о том, как объект съёмки сочетается с общей композицией кадра и что снимок демонстрирует в целом.

Работая с искусственным светом, мы можем регулировать его положение и интенсивность. Также, при помощи фильтров можно изменять даже температуру. При работе с естественным светом рычагов становится меньше, но именно это и открывает возможность передачи истинно природного вида.

www.takefoto.ru

Контровый свет в фотографии что это – что это такое и как его использовать

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Пролистать наверх