Симметрия в композиции примеры: 38 фотографий с симметрией в композиции

Содержание

Симметрия в композиции: примеры с фотографиями | Красиводел

Привет! Сегодня разговор пойдет об одном из самых больших удовольствий перфекционистов. А если точнее – симметрия в композиции.

Для начала

При взгляде на фотографию, где одна часть отражает другую, некоторые люди испытывают, прямо-таки, физическое наслаждение. А вот другая категория не чувствует ничего, тем не менее, это только на первый взгляд.

Дело в том, что, когда мы смотрим на симметричное изображение, наш мозг фиксирует определенный интервал между объектами и релаксирует. А когда этот интервал от объекта к объекту разнится, извилины начинают нервничать.

Одинаковая со всех сторон

Поэтому, начнем с самых популярных видов симметрии – зеркальной и осевой. Если простыми словами, то зеркальная – это когда одна часть композиции строго отражает противоположную относительно горизонтальной плоскости. А осевая – отражение относительно вертикальной оси. Пример осевой на фотографии ниже.

Интересно, что Леонардо да Винчи писал левой рукой справа налево. Если бы мы могли приложить зеркало к его записям, то увидели бы прекрасный пример зеркальной симметрии.

Полной идентичности двух частей одного целого в природе, конечно же, не бывает. А в творениях человека можно увидеть зеркальное отражение одной части к другой. Архитектура — прекрасное тому доказательство.

Центр точки

Еще один вид – центральная. Отличным образцом такого эффекта является окружность. Эта фигура, которая одинакова со всех сторон относительно своей центральной точки.

В мире существует огромное многообразие форм, которые это показывают. Фрукты, цветы, животные. И снова без творений руки человеческой не обошлось – колесо обозрения, например. Но, пожалуй, самым сочный примером центральной симметрии является апельсин.

Золотое сечение

Ни для никого не секрет, что винтовая ритмичность завораживает человечество на протяжении многих лет. Люди уверены, что спираль хранит в себе огромное количество загадок, а для некоторых – сакральный смысл. Даже наша ДНК похожа на винтовую лестницу.

На фотографиях и рисунках винтовая гармония выглядит чарующе. Бесконечные витки притягивают взгляд и заставляют задуматься с чего же все «закрутилось»?

Так называемая «Последовательность Фибоначчи» или «Золотое сечение» встречается повсеместно – шишка, подсолнух, суккуленты, раковина Наутилуса, и т.д.

Раковина, кстати, одна из самых очаровательных геометрических фигур. Даже на картине Леонардо да Винчи можно проследить проекцию Золотого сечения.

В искусстве фотографии и живописи очень часто применяется «Правило Золотого сечения». И правильно! Не нужно изобретать велосипед, природа все продумала задолго до нас.

Ведь элементы изображения должны сочетаться друг с другом. Чтобы кадр получился гармоничным, главный объект необходимо «поместить» в центр спирали.

Снежинка под углом

Вы помните форму снежинки? А морской звезды? А если они повернутся под углом 90 градусов? Или 180? Ничего не изменится, потому что после поворота они останутся абсолютно такими же, как будто ничего не произошло.

Одинаковые части объекта повторяют друг друга при повороте. Вот это и есть угловая симметрия. Или поворотная, как Вам удобнее.

Ярчайший пример углового баланса – кубик Рубика, который знаком всем с детства. Я думаю, когда мы вертели его в руках, то совершенно не задумывались какая это симметрия. Мы просто наслаждались процессом.

Сетка

Определение «динамической симметрии» впервые упоминается в произведениях Платона. Много позже это понятие появилось в работах у Джея Хэмбиджа. Он первый изобразил сочетание золотого сечения с логарифмической прямой.

Хэмбидж особенно ценил важность диагонали и придумал свою серию динамических прямоугольников, в которой показал, что диагональ прямоугольника, разделяется перпендикулярной линией, опущенной из угла прямоугольника, в пропорциональном соотношении.

На сегодняшний день динамическая симметрия это популярное, вошедшее в историю течение, в котором деятели искусства и творцы не прекращают поиска единства и гармонии в природном формообразовании. Только как это показать в композиции?

Эта одна из многообразий сеток, используемых в фотографии для создания структуры и компоновки кадра. Горизонтальные и вертикальные линии, диагонали задают изображению ритм и гармоничность. Такие сетки применяются во всех сферах искусства – живопись, скульптура, фотография.

«Лаокоон и его сыновья» — греческая античная скульптура, найденная в начале XVI в. на территории современной Италии. Греки и римляне просто обожали равнозначные пропорции. В античном мире симметрию в скульптуре ставили на первое место.

Геометрия в кадре

Все многообразие симметрий и форм, которое мы с вами сегодня обсудили можно свети к одному – нехитрые формы круга, треугольника, квадрата, кривых и прямых линий – это самые лучшие помощники художника.

Эти формы совмещают в себе единичные элементы изображения и цепляют взгляд. Почти в любом объекте окружающим нас можно заметить геометрические формы и фигуры. И все они вызывают в нас разные эмоции.

Быстрее всего наш взгляд фиксирует углы квадрата, а в круге – центр. Так сказать, активные зоны.

Прямые и кривые линии выполняют функцию проводника по изображению. Если с умом подобрать такие направляющие, то сможете, так сказать, управлять взглядом наблюдателя.

Если говорить о треугольниках в фотографии, то использовать лучше неравнобедренные, так как равнобедренные менее динамичны и не притягивают взгляд.

Немного о карандаше

Геометрические формы и симметрия идут рука об руку с искусством на протяжении всей истории. По своей сути геометрия и есть объемное воображение, скованное строгими правилами логики.

В рисунках с изображением геометрических фигур всегда есть что-то захватывающее. Каждый элемент самодостаточен и одновременно связан с остальными. Все линии и формы отвечают строгим правила, и в то же время изображение кажется сумбурным.

Противоположность

Если бы все было идеально, мы бы умерли от скуки. Ни тебе хаотичности, ни разброса, все ровно, строго и понятно. А как же загадка, магия? Думаю, что именно асимметрия в искусстве и порождает подобные мысли. И желание докопаться до сути, идеи и замысла автора. Там есть тайна, не иначе.

Характер, расположение и размер композиции должны подчиняться зрительному равновесию. Баланс хорошей асимметричной композиции выстроен на сложнейшей структуре множества закономерностей, так как ее элементы не объединены точкой (осью) симметрии.

Отсутствие композиционного равновесия в кадре доставляет зрителю неудобства. И пусть две части одного изображения не одинаковы, визуальная масса элементов должна быть равна.

Достичь гармонии и визуального равновесия в асимметричном кадре сложнее, поскольку элементы имеют разную визуальную массу. И тем не менее, несмотря на всю сложность своего строения, такое непропорциональное изображение задерживает на себе взгляд.

Казалось бы, асимметрия — это для тех, то любит нарушать правила, но в хаосе тоже есть порядок. Поэтому такое «нарушение» нормы придаст кадру выразительность и динамику.

На картине Сальвадора Дали «Тристан и Изольда» хороший пример соразмерной визуальной массы. К тому же, асимметрия —  отличный показатель динамики. На полотне Тристан протягивает руки к Изольде и кажется, что он обнимет ее в следующую секунду.

Заключение

Геометрические фигуры, симметрия и асимметрия встречаются нами ежедневно — архитектура, еда, природа. Если присмотреться, все, что нас окружает, состоит из фигур и композиций.

Оглядывайтесь по сторонам чаще, наш мир невообразимо прекрасен! Дальше будет еще интереснее. Оставайтесь с нами и не забывайте рассказывать о нас друзьям в соц.сетях.

Пишете в комментариях свои мысли, идеи, размышления, делитесь опытом. Буду признателен за обратную связь. Симметрия настолько сложный и интересный процесс, но он требует погружения и размышления.

Удачных вам находок, и до новых встреч. Иван.

композиция примеры

Содержание

  • Приемы композиции
  • Советы и хитрости
    • Динамическая композиция
    • Перспектива
  • Закон равновесия в композиции
  • Формальная композиция. Приемы
    • Доминанта
    • Симметрия
    • Динамичная композиция
    • Статичная композиция
    • Ритм
    • Контраст
    • Нюанс
    • Акцент
    • Аналог
  • Основы дизайнерского проектирования
  • Композиция, ее основные виды и категории
    • Динамичность. Статичность
    • Симметрия. Асимметрия. Проявления асимметрии в симметричных формах
  • Правило третей
  • КОМПОЗИЦИОННОЕ РАВНОВЕСИЕ
  • Предварительный просмотр
  • Композиция в Энциклопедическом словаре
  • ВИЗУАЛЬНЫЙ ВЕС
  • Динамика и статика

Приемы композиции

Благодаря разумному использованию определенных числовых соотношений между частями (или отдельными формами) композиции формируются такие приемы выразительности, как нюанс и контраст.

Контраст — четко выраженная разница любого качества на грани противопоставления.

Примером контраста может быть сопоставление массивного и пространственного, вертикали и горизонтали, кривой и плоскостной поверхности. Может быть также противопоставления сложной композиционной совокупности простому объема, который выступает некоторым фоном. Вообще прием контраста активизирует любую форму (рис 7).

Рис. 7. Пример работы по композиции с использованием приема контраста

Нюанс — соподчиненность форм, близость пропорциональных членений. Нюансы пропорций составляют своеобразную основу композиции, спокойной по характеру. Для достижения нюансных пропорций возможно выполнение арифметической пропорции, когда каждая следующая увеличивается или уменьшается на постоянный небольшой отрезок (рис. 8).

Закономерное увеличение или уменьшение любого свойства формы (на основе контраста или нюанса) может проявиться в ритме.

Ритм — выражается в количественных измерениях в ряде элементов, чередующихся в постепенной, закономерной смене одного или нескольких свойств формы в определенном направлении.

Метр — метрический повтор, или метр — это простейшая форма ритма, повторения одинаковых элементов композиции с равными интервалами. Хотя метрический повтор сам по себе является активной закономерностью, он не гарантирует гармонии. Метр — повтор, что может вызвать чувство монотонности.

Тождество — повтор равных величин (1:1), что составляет самую зависимость между ними. Так, метрический ряд формируется на основе использования тождественных элементов (рис. 9,10).

С понятием метра и ритма неразрывно связаны и такие свойства композиции, как статичность и динамичность.

Статичность формы — неизменность основных свойств формы по всем направлениям развития в ее пределах. Например, куб считается наиболее статичной фигурой, следовательно, композиция, примерно вписывается в форму куба можно считать наиболее статичной.

Динамичность формы — закономерная и последовательная смена любых свойств формы в одном направлении в ее пределах. Ритмические ряды придают системе динамичность (рис. 11).

Динамичность делает форму активной, выразительной. С динамикой форм подсознательно ассоциируется прогресс, благодаря таким аналогам предметного мира, как ракеты, современные формы автомобилей и т. д.., Что вдохновляет на поиск соответствующих решений в области композиции геометрических форм. В отличие от динамичности, статичность — подчеркнутое выражение состояния устойчивости формы (композиции) и всей ее строения в самой геометрической основе. В статической композиции наблюдается более или менее равномерное распределение размеров между осями. Вообще, статичность тяготеет к крупномасштабным пропорций и производит впечатление достаточно «тяжелой» композиции (рис. 12).

Рис. 8. Пример работы по композиции

Рис. 9. Ритм и метр в композиции

Теоретическая закономерность б, в, г — примеры ритмической закономерности

Рис. II. Статика и динамика в композиции

Рис. 12. Пример использования приема динамичности (а, б) и статичности (есть) в над композиционной работе

Советы и хитрости

Фотографический монтаж лица в репродукцию картины

Итак, мы и рассмотрели некоторое количество способов визуального
деления пространства для работы над картиной или рисунком. По большому
счету эти подходы к композиции — не более чем ориентиры и отправная
точка. По мере усвоения основных принципов композиции сцены, вы сможете
начать расширять границы формальной композиции.

Поскольку большинство художников, специализирующихся на окружающей
среде, работают в индустрии развлечений, вероятность того, что вас
попросят создать кинематографические или “незабываемые” моменты,
использующие окружение как сцену, довольно высока.

Вам захочется использовать всё ваше композиционное мастерство, для
управления взглядом зрителя, чтобы заставить их чувствовать себя
причастными к сцене. Один из самых главных компонентов в любой работе —
это ясный и динамический фокус.

Не имея места для отдыха взгляда зрителя, картина не сможет
удерживать внимание зрителя, её эмоциональное воздействие будет более
слабым. Работа концепт-художника — изобразить не существующие в реальном
мере вещи

Концепт-арт художник — первый в любом производстве. Поэтому
нам приходится создавать динамичные изображения, чтобы настроить и
вдохновить на работу остальную часть команды. Существует несколько
кинематографических трюков, которые помогут придать динамики вашим
работам.

Динамическая композиция

Иногда все что нужно, чтобы добавить больше драматизма в композицию —
небольшой наклон камеры. В изображении, расположенном чуть ниже,
зритель действительно ощущает что он часть действия, всего лишь из-за
небольшого наклона камеры. Эта техника особенно полезна когда вы

стараетесь изобразить в вашей работе какое-то действие.

Многие ведущие концепт-художники используют эту технику. В этом можно
убедиться, взглянув на любую работу, которую Ryan Church создал для
Episode 1, 2 и 3 (www.ryanchurch.com).

Перспектива

Сегодня, многие концептарт-художники (и я в том числе), используют
перспективу, как инструмент для создания динамичных композиций, которые
кажется имеют движение и чётко направляют взгляд зрителя к фокусу.

Вы можете заметить, что на изображении, расположенном ниже, я
задействовал множество объектов, которые появляются в кадре для того,
чтобы направлять взгляд зрителя к центру интереса. Дополнительно, я
слегка наклонил камеру, чтобы придать картине ощущения движения.

Закон равновесия в композиции

Что такое композиция в литературе приемы, виды и элементы

Наверняка слышали такую фразу – «надо бы уравновесить предметы справа» ну или слева там, например. Смысл равновесия состоит в том, чтобы гармонично расположить количество цветовых пятен, количество предметов на листе. То есть, чтобы у Вас был не хаос, а какой-то порядок, гармония.
Все тот же натюрморт.
Светящиеся белизной предметы не просто центры композиции, они друг друга уравновешивают, один более яркий, другой вторит ему приглушенно.
«Девочка с персиками» В.Серова.
На переднем плане желто-розовые яркие персики с сухими листьями, а сзади окно с золотистым осенним пейзажем, как они хорошо гармонируют. Они вместе с персиком в руках и розовым лицом составляют единую угловую линию, выведенную цветом.
Кажется, что это все случайность, но на самом деле это что ни на есть чувство гармонии и баланса, которое развито у художников.
У Пиранези композиционный центр – кусочек неба, какой он яркий по сравнению со всем остальным! Он бы так и остался неким одиноким пятном, на котором взгляд бы застрял. Но нас манит галерея со светом в конце, этот свет вторит голубому пятну в своде.


И Шишкин.
Три группы деревьев, разных по массе. Почему справа самая большая масса, в центре самая маленькая и с краю средняя? Да простит меня Шишкин, опять проведу эксперимент. Может так более гармонично?
Или так?
Видимо, три группы сосен, во-первых, очень хорошее число, во-вторых, разнообразие в размерах и именно такое чередование делает композицию более интересной, живой и естественной.

Формальная композиция. Приемы

Доминанта

Стиль и композиция как неотъемлемая часть творческого пути любого фотографа

Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные. На рисунке Кроме цвета и размера доминанта также может выделятся своей необычной формой.

Симметрия

 — равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части. В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое.

 — неравномерное размещение.

Динамичная композиция

— композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики. Для выражения динамики можно пользоваться диагональными линиями, ассимитричной компоновкой объектов.

Статичная композиция

(статика в композиции) — создает впечатление неподвижности. Предполагает отсутствие диагональных линий и криволинейных поверхностей. Композиция строится на преобладании горизонтальных элементов.

Ритм

— это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм окружает нас повсюду: в природе это – смена временен года, смена дня и ночи, городе – это сменяющийся ритм зданий, домов. Ритм подразумевает движение, которое может быть продлено до бесконечности, задается многократным повторением.

Контраст

Контраст (фр.) — противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т.д.).Контраст, это не только лобовое противопоставление «черного» и «белого». Он может иметь ступени, оттенки, градации. Но пределы все-таки существуют, нижний это «почти одинаковость», а верхний, это бессвязность.

Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме

Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет

Нюанс

Нюанс (фр.) – тонкое различие, едва заметный переход. Различают нюансы по форме, размеру, цвету, фактуре и т. д

Нюансировка не вводит никаких новых принципов или материалов. Нюансы можно сравнить с внешней отделкой здания, к которой переходят когда уже готов фундамент и возведены стены.

Лишенная нюансов и окончательной отделки композиция может показаться интересной только на первый взгляд, при более подробном рассмотрении, станут заметны острые углы, неплотная подгонка частей, однообразие – все это производит впечатление неряшливости. И наоборот, обнаруживая все новые и новые детали, запрятанные дизайнером, мы получаем интеллектуальное удовольствие. Большинство этих открытий происходит подсознательно – мы не можем отследить какие сложные подсчеты и сравнения проводит наш мозг, рассматривая понравившийся нам объект, и потому не всегда можем понять, почему он нам нравится.

Акцент

Акцент — (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту.)

Аналог

Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре.

 Елена Лебедева, графический дизайнер solla.site, преподаватель компьютерной графики

Так же Вам будет интересно: 

  • Колористика
  • Нарисовать логотип. Классификация логотипов
  • Цветовые модели CMYK и RGB в компьютерной графике
  • Курсы дизайна в Калининграде
  • Стиль гранж
  • Футуризм в веб-дизайне
  • Журнальный стиль сайта
  • Мультяшный стиль сайта
  • Ретро стиль в веб-дизайне

Основы дизайнерского проектирования

Композиция, ее основные виды и категории

Слово «композиция» в переводе с латинского означает сочинение, составление, соединение, связь, построение, структура.

Cоединение частей в единое целое, сложение разнообразных элементов в определенном порядке при создании художественной формы — так примерно можно определить, что такое композиция.
При помощи композиции можно добиться наибольшей выразительности содержания своего произведения.

Не существует каких бы то ни было готовых рецептов и обязательных правил в использовании закономерностей и средств композиции. Однако познание различных примеров, лежащих в основе общепринятых понятий, позволяет в каждом конкретном случае достичь художественной выразительности проектируемого изделия.

Изучение законов композиции само по себе, бесспорно, не может заменить живого творчества, творческой интуиции. Вместе с тем знание этих законов дает ту профессиональную подготовку, без которой невозможна плодотворная работа.

Умение рисовать даже самые сложные промышленные изделия ни в коей мере не равнозначно знанию художественно-конструкторской грамоты. Нужно знать закономерности, согласно которым строится композиция любого изделия.

Для определения различных видов композиционного строя и различных зависимостей пользуются такими категориями, знакомыми по наблюдению за явлениями природы, как ритм, равновесие, симметрия, асимметрия, динамика, статика, масштаб и масштабность, пропорция, контраст, нюанс и др.

Категории композиции — ритм, симметрия или асимметрия, динамичность или статичность формы и т. п.— имеют объективную основу в самой действительности, представляют собой лишь отражение в нашем сознании разнообразных ее свойств. Совершенно очевидно, что категории эти сложились исторически и несмотря на их взаимосвязь все же имеют в своем развитии и относительную самостоятельность.

Каждая вещь, созданная человеком, как и любая форма в природе состоит не из случайного скопления отдельных независимых друг от друга деталей и элементов, а является гармонически стройным в своем единстве целым и имеет определенный порядок в построении.

Средства гармонизации формы, конечно же, не были изобретены специально для того, чтобы создавать композиции. Нет, сама жизнь и природа дают нам примеры симметрии и ассиметрии, контраста и нюанса, различных ритмических построений и даже пропорций золотого сечения. Дизайнеру необходимо изучить их и умело использовать в своих работах

Динамичность.


Статичность

Симметрия.


Асимметрия.
Проявления асимметрии в симметричных формах

Правило третей

Из Золотого правила появилось «правило третей». Фактически это немного
измененная для соответствия фотографическим пропорциям идея золотого

сечения. Я считаю, что этому правилу следовать легче, поскольку оно
очень простое в своей основе. Посмотрим на правило третей в действии.
Заметим, что главный точка фокуса справа расположена в одной из
«золотых середин». Кроме того, другие объекты расположены рядом с
другими точками пересечения линий (например птица), но не прямо на них,
поскольку иначе они бы конкурировали с точкой фокуса.
Всего мы имеем четыре точки пересечения линий: сверху слева, снизу
слева, сверху справа снизу справа. Заметьте, что все эти «горячие точки»
расположены вдали от центра картины.
Наилучшие зрительные центры — области сверху справа и снизу справа,
поскольку взгляд первым делом падает на левый нижний угол изображения и
движется к центру, где достигнув правой «золотой середины»
концентрируется на «центре интереса».
Осмотр начинается именно слева потому, что мы привыкли читать слева
направо. Этот психологический факт проверен временем
В следующий раз,
когда зайдёте в художественную галерею или музей, в котором
экспонируются картины старых мастеров, обратите внимание, как часто
центр интереса располагается именно в точке, соответствующей золотому
правилу.
Выше представлен пример использования правила третей, на этот раз
используется вертикальный холст

Как вы можете заметить, это правило
может быть применено независимо от пропорций холста
Обратите внимание,
что ярко освещённая область находится близко к точке пересечения линий.
Следите за тем, чтобы не поместить два центра интереса равной важности и
веса в две области золотых середин, особенно на противоположных
сторонах кадра.

Подобное расположение доставит много проблем, поскольку взгляд
наблюдателя будет постоянно смещаться от одного фокуса к другому,
запутается, почувствует усталость; зритель будет испытывать желание

отвести глаза от такой картины.

КОМПОЗИЦИОННОЕ РАВНОВЕСИЕ

Композиционное равновесие в фотографии – это такое состояние формы, при котором все включённые в неё элементы сбалансированы между собой.

Зрительное равновесие достигается соответствующим распределением предметов и фигур в рамке кадра, распределением тональных пятен, а также смысловым взаимоотношением этих предметов и фигур.

Равновесие (или баланс) — является одним из наиболее важных элементов композиции, и в то же время одним из самых трудных для описания. Ведь по сей день нет стандартного способа его определения, хотя, есть несколько хороших рекомендаций и стратегий, которые помогут вам достичь баланса в ваших фотографиях. Но, помните, что они как и всё в искусстве — это вопрос личного предпочтения.

Простейшим примером композиционного равновесия является симметрия, в которой одна половина фотографии отражает другую половину. При этом, необходимо помнить, что визуальное равновесие по горизонтали гораздо важнее для восприятия, чем вертикальное.

Другими словами, несмотря на то, что все основные объекты будут находиться в нижней или верхней части кадра, изображение будет казаться сбалансированным, при условии, что справа и слева кадр заполнен примерно одинаково.

Фото: «Фламинго» Steve AllenStone

Этот тип баланса фотографу очень легко скомпоновать, а зрителю понять. Так что, он может быть использован для создания очень мощного эффекта. Тем не менее, существуют две основные проблемы, связанные с использованием симметрии в качестве композиционной стратегии:

во-первых, создание сильной композиции с симметрией обычно требует идеальной симметрии, поэтому относительно небольшие различия в одной половине изображения могут быть разрушительными для уравновешенности снимка;
во-вторых, и, возможно, более важно то, что симметричные композиции обычно очень просты, предсказуемы и могут получиться скучными.

Фото: Guerel Sahin

Фото Matthew Gore Национальный парк Гранд-Титон, США

Предварительный просмотр

Часть 4 Симметрия и асимметрия в композиции, достижение равновесия

Симметрия

Как уже говорилось, в природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается нами и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального.

Симметрия — это самый простой способ добиться равновесия в композиции. Однако, не единственный.

Асимметрия, достижение равновесия

Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы.

В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.

Асимметрия нарушит это равновесие. И если один из объектов будет больше, то он по-просту перевесит меньший.

Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится:

Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру:

Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции и часто при этом руководствуются интуитивным чувством равновесия. Чувство это можно развить при помощи различных упражнений.

Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.

Если Вы заметили, что какая-то деталь композиции сильно перевешивает все остальные, вы можете попробовать изменить ее цвет, освещенность, форму или уравновесить ее при помощи какого-либо другого предмета, добавленного с противоположной стороны.

Применение правил композиции в рекламе

Правильная подача информации

Чтобы научится строить сложные композиционные схемы, выражать свои мысли, передавать идею произведения, развить в себе чувство единства и равновесия помимо знаний основ композиции необходимы талант и долгие годы тренировок. За все время существования изобразительного искусства художники, архитекторы и фотографы выявили огромное количество композиционных схем, задействовав целый ряд средств достижения композиции.

Помимо сложных художественных произведений, соблюдение правил композиции так же важно и для правильной подачи информации в рекламе. Делаете ли Вы рекламный снимок какой-либо продукции, размещаете графическую информацию на сайте или баннере, предоставляете готовый продукт на утверждение заказчику, без построения композиции не обойтись

Предоставляемая информация должна находиться в композиционном центре. Для этого ее необходимо выделись одним из существующих способов. Лучше всего подойдет выделение освещенностью. При подаче информации светлый объект расположите на темном фоне, темный — наоборот

Старайтесь не использовать пестрый фон, он может отвлечь внимание

Не забывайте о целостности. Если объектов несколько, не располагайте их хаотично. Лучше всего выстроить их в форме простых геометрических фигур. Старайтесь соблюсти при этом равновесие.

Если объект не должен располагаться в центре, лучше поместить его справа, чтобы взгляд двигался навстречу ему, так как читаем и просматриваем изображение мы слева направо.

Правильная подача информации — залог успеха. Старайтесь уделять этому достаточное количество времени и внимания.

Как пользоваться правилами композиции

Правила композиции не являются обязательными для соблюдения. Даже наоборот. Некоторые правила противоречат один другому (например, передача движения и передача покоя) .

Если лицо человека на картине повернуто в какую-либо сторону, необходимо оставлять свободное пространство с этой стороны, чтобы взгляд не упирался в преграду. Валентин Серов в портрете Ермоловой нарушает это правило композиции, в результате чего создается впечатление, будто актриса смотрит на нас прямо с полотна.

Нарушение правил композиции может быть намерено. Особенно в такой нестандартной и сложной отрасли, как реклама. Если в дизайне упаковки сока провести горизонтальную линию не по правилу золотого сечения, а чуть выше, то и пакет сока будет казаться выше.

Однако, прежде чем нарушать какое-либо правило, его надо знать и уметь им пользоваться. Помните, если Вы нарушаете правила, Вы должны четко осознавать, ДЛЯ ЧЕГО Вы это делаете.

Композиция в Энциклопедическом словаре

Композиция — (от лат. compositio — составление — связывание),1) построениехудожественного произведения, обусловленное его содержанием, характером,назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция -важнейший, организующий элемент художественной формы, придающийпроизведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другуи целому. В художественной литературе композиция — мотивированноерасположение компонентов литературного произведения. компонентом (единицейкомпозиции) считают «отрезок» произведения, в котором сохраняется одинспособ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точказрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое.Взаиморасположение и взаимодействие этих «отрезков» образуюткомпозиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как ссюжетом, системой образов, так и со структурой художественногопроизведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служатслова: архитектоника, построение, конструкция).2) Музыкальное, живописное,скульптурное или графическое произведение.3) Произведение, включающееразличные виды искусств (напр., литературно-музыкальная композиция) илисоставленное из различных произведений и отрывков.4) Сочинение музыки.также учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

ВИЗУАЛЬНЫЙ ВЕС

Чаще всего фотографы компонуют кадр таким образом, чтобы элементы изображения были сбалансированы в соответствии с их «визуальным весом» или «воздействием», а не в буквальном смысле. Что же такое “визуальный вес”?

Визуальный вес – это понятие, которое характеризует объём внимания, которое зритель уделяет тому или иному элементу изображения.

Рассмотрим упрощённое изображение ниже. Есть два основных элемента: крупные черные горы в левом верхнем углу и белый цветок в нижнем правом углу. Этот кадр хорошо сбалансирован, но как такое может быть? Ведь горы значительно больше, чем цветок, они не похожи по форме, нет никакой симметрии.

Ответ на этот вопрос в большей степени зависит от особенностей нашего восприятия, нежели от конкретных форм, фактического веса и размера. Наш глаз притягивается к областям и объектам на снимке, которые являются более яркими и красочными. По этой причине относительно небольшие цветы на этом изображении имеют гораздо больший «визуальный вес», чем большие тёмные горы. Если мы проведём вертикальную или горизонтальную линию по центру изображения, то каждая половинка снимка будет иметь одинаковый вес для общей картины.

Возможно, выше написанное будет проще понять, увидев на визуально неуравновешенном кадре. Предположим фотограф сделал несколько шагов вправо и снял кадр с цветами на левой стороне.

Сразу становится видна разница: правая часть изображения кажется пустой и даже излишней. Но если её обрезать — получим прекрасно сбалансированный квадратный кадр.

Равновесие выражает представление об правильности, устойчивости. Равновесие в кадре придаёт чувство целостности и завершённости.

Визуально же неуравновешенный кадр кажется неспокойным, напряжённым, нестабильным. В то же время, отсутствие равновесия оживляет кадр. Всё зависит от атмосферы, которую вы хотите передать на фото.

Визуально неуравновешенный кадр — не значит плохо! Плохо когда неуравновешенность не несёт в себе никакой смысловой нагрузки. Если же она используется для придания художественного эффекта (например, показать дискомфорт героя, вызвать напряжение и волнение у зрителя, создать некий дисбаланс и пр.), то она просто необходима!

Например, фотографии (неуравновешенные) Джимми Чина (Jimmy Chin), на которых альпинист находится в правой часть кадра, а в левой — пустота, вызывают у нас чувство напряжения и волнения за альпиниста.

Фото: Джимми Чин (Jimmy Chin)

Как видно, равновесное и неравновесное композиционное расположение объектов помогают нам играть чувствами и эмоциями зрителя. Поэтому практикуйтесь побольше, чтобы развить чувство визуальной весомости предметов и тональных пятен, а также, научиться распределять эту весомость по всей площади кадра.

Читайте ещё о композиции в других наших статьях:

Динамика и статика

Еще один важный аспект композиции – определиться, какую Вы делаете работу, статичную или динамичную. Или сочетаете в ней и то и, то.
Статичные композиции, то есть без движения, часто симметрично уравновешены, они показывают предмет без какого-то события, вызывают чувство спокойствия, классической завершенности, отсутствием времени характеризуются – ведь в них ничего по сути не происходит. В статичных композициях предметы расположены устойчиво, на горизонтальных линиях, с минимальной перспективой.
А вот динамичные композиции как раз связаны с движением, с действием. На картине что-то происходит.
Подчеркивается это наклонными линиями, отсутствием симметрии, ритмом. Сильная перспектива также создает динамику. Например, графика Пиранези.
На одной картинке архитектура изображена без особой перспективы – все спокойно. На другой есть перспектива, колонны создают ритм – появляется динамика, то есть движение по этой галерее. Вы четко двигаетесь взглядом по диагонали.
Вот еще пример две картины одного автора, Веласкеса. Сюжеты схожи: всадники на лошади.
Одна статичная, другая динамичная. Почему? Слева мы видим в основном горизонтали, хоть лошадь как бы и двигается, но движения мы не чувствуем, будто она привстала и застыла, чтобы попозировать. Все наклонные линии очень вялые, не на много отклоняются от горизонтали или вертикали. Справа мы видим как бы пучок диагоналей, расходящихся от угла. Лошадь движется в нашу сторону и по диагонали, вот и ощущение другое, мы чувствуем движение.

Как использовать симметрию для создания потрясающих композиций

За последние несколько лет, с появлением смартфонов и приложений для социальных сетей, также увеличилось количество людей, интересующихся фотографией.

Независимо от того, занимаетесь ли вы фотографией исключительно в качестве хобби или хотите присоединиться к более чем 132 000 человек по всей территории США, которые работают фотографами (и это только США), есть несколько важных советов, которые вам нужно знать, если вы хотите поднимите свои фотографии на новый уровень.

Одним из ключевых принципов, который должен понять каждый фотограф, является идея симметрии . Читайте дальше, чтобы узнать больше об этом и о том, как вы можете использовать его для создания действительно потрясающих фотографий.

Что такое симметрия?

Большинство фотографов знают, что баланс является ключевым фактором, если вы хотите создать хорошо скомпонованную фотографию. Симметрия делает еще один шаг вперед и является высшей формой баланса.

На идеально симметричной фотографии обе стороны идентичны. Если вы сложите картинку пополам, вы получите одинаковое изображение с обеих сторон — подумайте, например, когда вы складываете лист бумаги пополам и вырезаете сердце.

Однако имейте в виду, что фотография не обязательно должна быть идеально симметричной, чтобы быть хорошим примером симметрии и сбалансированной композиции.

Идея состоит в том, чтобы иметь чувство симметрии и не переусердствовать с ним — в природе вещи редко бывают идеально симметричными. Даже рукотворные объекты и здания не всегда симметричны.

Например, в кадре может быть симметрия или небольшие отклонения в симметрии, которые привлекают внимание и поддерживают интерес зрителя.

Почему важна симметрия?

В большинстве случаев людям от природы присуще чувство симметрии. Людям нравятся вещи, которые кажутся идеально сбалансированными. Это создает ощущение гармонии на фотографии, которая привлекает людей и удерживает их внимание.

Это не означает, что каждая фотография должна быть симметричной, чтобы быть интересной. Симметрия — это всего лишь еще один инструмент в вашем наборе инструментов для фотографии.

Однако это важно понимать, особенно когда вы только начинаете.

Типы симметрии

Чтобы понять, как создать симметрию и использовать ее в своих фотографиях, вам сначала нужно понять различные типы симметрии. Ниже приведены четыре основных типа , о которых должны знать фотографы:

1. Отражательная

Отражательная симметрия, пожалуй, самый популярный пример симметрии. Фотограф использует отражательную симметрию, когда вы можете провести линию через его фотографию и получить идентичные (или почти идентичные) изображения по обе стороны от этой линии. В большинстве случаев линия вертикальная, но может быть и горизонтальной.

2. Вращательная

Вращательная симметрия включает в себя шаблон, который вращается вокруг определенной точки на фотографии. Изображение, на котором изображена круглая пластина с узором, напечатанным вокруг нее, будет примером вращательной симметрии.

3. Трансляционная

Трансляционную симметрию сложно объяснить. Изображение характеризуется трансляционной симметрией, когда кажется, что объект скользит по плану, не переворачиваясь и не поворачиваясь. Как будто изображение повторялось снова и снова. Примером может быть кафельный пол или кирпичная стена.

4. Скользящее отражение

И последнее, но не менее важное, это скользящая симметрия отражения. При этом типе симметрии объекты кажутся отраженными, но они расположены в разных точках вдоль оси. Примером симметрии скользящего отражения могут быть следы или отпечатки лап в грязи или песке.

Где найти симметрию

Теперь, когда вы знаете принцип симметрии, вам, вероятно, будет легче находить его примеры, когда вы ищете места для фотосъемки или работаете с клиентом. Если вы не знаете, с чего начать поиск, запомните эти примеры:

  • Ряды окон
  • Деревья по обеим сторонам жилой улицы
  • Ряды цветов, растений или кустов
  • Отражения в лужах, прудах или озерах
  • Книжные полки

Все это прекрасные примеры, которые вы можете используйте, когда вы работаете над композицией фотографии и хотите добавить ощущение симметрии.

Помните, что вы можете легко найти симметрию в природе или на улице, если будете активно ее искать. У вас также есть множество возможностей создать свою собственную симметрию при компоновке фотографий. Не бойтесь перемещать вещи (или людей), чтобы получить желаемый вид.

Попробуйте сегодня

Если вы никогда раньше не обращали особого внимания на симметрию, когда думали о композиции своих фотографий, сейчас самое время начать. Держите в уме эти советы о том, как создать симметрию и баланс, когда вы выходите и начинаете практиковаться.

Вам может понадобиться некоторое время, чтобы научиться использовать симметрию на своих фотографиях. Однако чем больше вы будете практиковаться, тем легче это будет становиться.

Перейти на следующую страницу для получения дополнительных советов

Фотокомпозиция #4 ⋆ Бени Делани

Портрет дома

Симметрия

Что означает симметрия? Как это связано с композицией в фотографии? По сути, симметрия означает, что если вы сложите изображение пополам, каждая сторона будет зеркальным отражением другой. Когда мы подходим к фотографии, концепция становится менее строгой. Ведь мы не пытаемся следовать математическим правилам, а пытаемся создать эстетически приятный образ.

Все дело в творчестве. Является ли изображение точно симметричным или нет, не имеет значения. Как и все искусство, это больше связано с рассказыванием историй. Что вы хотите сказать своей фотографией?

Некоторые из моих фотографий в предыдущих сообщениях являются примерами использования симметрии в композиции, например, Pink и Trapped in Filling the Frame. Вы можете видеть, что я использовал его в Fire Ghosts и Balance в посте об использовании Negative Space. Теперь, когда я об этом думаю, я, вероятно, довольно часто использую симметрию, не знаю почему. Может быть, баланс в фотографии успокаивает, как и в жизни? Кто знает.

 

Портрет дома (изображение заголовка)

Я снял этот снимок в Вестпорте. Меня поразило то, как верхняя часть здания выглядит как лицо, отсюда и название. Это пример точной симметрии. В данном экземпляре он мне понравился, но он не всегда нужен.

 

Другие примеры

 

Облака

Еще один пример идеальной симметрии, на этот раз с использованием отражений. Отражения отлично подходят для использования этой техники композиции. Это изображение также соответствует предложению Off Center Framing, так что ваш глаз более склонен исследовать все изображение. Эта картина была снята в Килдэре во время эпического наводнения в Ирландии. Он был использован на веб-сайте погоды RTE.

 

Кайлмор

Здесь симметрия нарушена скалой на переднем плане. Иногда нарушение симметрии может добавить резкости фотографии, сделать ее более интересной. Фотография была сделана в Кайлеморе, недалеко от Линейна, одного из моих самых любимых мест в Ирландии.

 

Перо

Вам нужен сильный фокус, чтобы сделать ваше изображение достойным интереса. Здесь я использовал перо и его отражение в качестве объекта. Это не совсем симметрично с математической точки зрения, но я надеюсь, что оно имеет сбалансированный, успокаивающий эффект.

 

Беккет в равновесии

Это пример изображения, где каждая сторона не является точным зеркальным отражением другой.

Симметрия в композиции примеры: 38 фотографий с симметрией в композиции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх