Портрет виды и типы портрета – Типы и виды портрета

Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 6 класс) по теме: Портрет в живописи. Виды портрета.

Слайд 1

Портрет в живописи . Виды портрета человека. Презентацию подготовила: Базанова Елена Михайловна

Слайд 2

Портрет — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности . Портрет – это один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, его смысл именно в том, чтобы воспроизвести индивидуальные качества конкретного человека. Название этого жанра происходит от старофранцузского выражения, означающего «воспроизводить что-либо черта в черту».

Слайд 3

акварельный ПОРТРЕТ карандашный ГРАВИРОВАННЫЙ ЖИВОПИСНЫЙ ( МАСЛО, ТЕМПЕРА, ГУАШЬ) СКУЛЬПТУРНЫЙ РЕЛЬЕФНЫЙ (на медалях и монетах)

Слайд 4

Карандашный портрет Акварельный портрет Гравюра Живописный портрет (масло) Рельеф Скульптурный портрет

Слайд 5

ВИДЫ ПОРТРЕТА: Камерный ; Психологический; Социальный; Парадный; Индивидуальный , двойной, групповой . Автопортрет

Слайд 6

Камерный портрет — портрет использующий поясное , погрудное или поплечное изображение . Фигура в камерном портрете обычно даётся на нейтральном фоне .

Слайд 7

Психологический портрет призван показать глубину внутреннего мира и переживаний человека, отразить полноту его личности, запечатлеть в мгновении бесконечное движение человеческих чувств и действий.

Слайд 8

Социальный портрет позволяет осмыслить содержание профессиональной деятельности, проведение свободного времени, дать оценку личности человека, исходя из характеристики среды, в которой он проживает .

Слайд 9

Парадный портрет — портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим . Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.

Слайд 10

Индивидуальный, двойной, групповой.

Слайд 11

Автопортрет — графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.

Слайд 12

По формату портреты различают: головные ( оплечные ) погрудные поясные по бедра поколенные во весь рост

Слайд 13

Головной портрет Погрудный портрет Поясной портрет Портрет по бедра Портрет во весь рост

Слайд 14

По повороту головы портреты бывают: в анфас (фр. en face , «с лица») в четверть поворота направо или налево вполоборота в три четверти в профиль

Слайд 15

Задание: Ваша задача — создать живописный портрет. Это может быть автопортрет или портрет кого-либо из близких тебе людей. Подумай, какие цветовые сочетания лучше выразят характер и состояние души.

nsportal.ru

«Портрет в живописи. Виды портретов человека»

Просмотр содержимого документа
«»Портрет в живописи. Виды портретов человека»»

Портрет в живописи. Виды портрета человека.

Портрет — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности . Портрет – это один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, его смысл именно в том, чтобы воспроизвести индивидуальные качества конкретного человека.

Название этого жанра происходит от старофранцузского выражения, означающего «воспроизводить что-либо черта в черту».

карандашный

акварельный

ГРАВИРОВАННЫЙ

ПОРТРЕТ

СКУЛЬПТУРНЫЙ

ЖИВОПИСНЫЙ

( МАСЛО, ТЕМПЕРА, ГУАШЬ)

РЕЛЬЕФНЫЙ

(на медалях и монетах)

Акварельный

портрет

Карандашный портрет

Гравюра

Живописный портрет

(масло)

Скульптурный портрет

Рельеф

ВИДЫ ПОРТРЕТА :

  • Камерный; Психологический; Социальный; Парадный; Индивидуальный, двойной, групповой. Автопортрет
  • Камерный;
  • Психологический;
  • Социальный;
  • Парадный;
  • Индивидуальный, двойной, групповой.
  • Автопортрет

Камерный портрет  — портрет использующий поясное, погрудное или поплечное изображение. Фигура в камерном портрете обычно делается на нейтральном фоне.

Психологический портрет   призван показать глубину внутреннего мира и переживаний человека, отразить полноту его личности, запечатлеть в мгновении бесконечное движение человеческих чувств и действий.

Социальный портрет позволяет осмыслить содержание профессиональной деятельности, проведение свободного времени, дать оценку личности человека, исходя из характеристики среды, в которой он проживает.

Парадный портрет  — портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.

Индивидуальный, двойной, групповой.

Автопортрет  — графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.

По формату портреты различают:

  • головные
  • погрудные
  • поясные
  • по бедра
  • поколенные
  • во весь рост

Головной портрет

Поясной портрет

Портрет по бедра

Погрудный портрет

Портрет во весь рост

По повороту головы портреты бывают:

  • в анфас (фр. en face, «с лица»)в
  • четверть поворота направо

или налево

  • вполоборота
  • в три четверти
  • в профиль

Задание:

Создать живописный портрет. Это может быть автопортрет или портрет кого-либо из близких тебе людей.

multiurok.ru

Портрет. Виды портретов. — изо, презентации

«Портрет»

Художник лишь краской

и кисточкой тонкой

Сумел жизнь вдохнуть

в вечный образ мадонны,

Оставив его как прекрасный завет,

Чтоб знали мы жанр на картине…….

Рафаэль Санти

Мадонна Грандука

портрет

Портрет – это такая картина, на которой художник рисует лицо человека или изображает его во весь рост. Такие картины называются «портретами», а художников, которые рисуют их так и называют «художниками-портретистами».

Портрет рисуется с натуры и по воображению, представлению.

Какая ещё задача стоит перед художником?

Портреты бывают одиночные и групповые . На одиночных изображается один человек, а на групповых – группы людей.

—   Что же можно узнать о человеке внимательно посмотрев на его портрет?

—    Когда жил в старину или сейчас можно узнать?

—   Как это можно определить?

С помощью портрета мы можем заглянуть в далёкое прошлое и узнать, как выглядели люди раньше, чем жили, чему радовались, что носили. Через портрет можно познакомиться со своими прапрабабушками, ведь раньше не было фотографий.

Виды портрета

  • ПАРАДНЫЙ
    — СЕМЕЙНЫЙ — КАМЕРНЫЙ — АВТПОРТРЕТ — ФАНТАЗИЙНЫЙ

Изображение человека в праздничной одежде на фоне роскошного интерьера .

Парадный портрет

Семейный портрет

На семейном портрете изображены члены семьи

Камерный портрет

Изображение человека на нейтральном фоне. Человек предстаёт таким, каким его знают только близкие и родные люди.

Автопортрет

Изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала.

Фантазийный портрет

На портрете изображается внешний облик не реального человека.

Определите вид портрета

На этих портретах всё поражает –

Богатством атласа одежды сверкают.

Место картины в торжественном зале.

Его, не заметив, пройдёшь ты едва ли.

Себя в ней герой ощущает громадным,

Ну а портрет назовём мы….

П. Рубенс

Портрет герцога Лермы

Дмитрий Левицкий

Портрет Екатерины II

ПАРАДНЫЙ

Счастливые лица на этом портрете.

Здесь вместе влюблённые, чтобы отметить

Рожденье семьи в году юбилейном,

И этот портрет назовём мы…

П. Рубенс.

Портрет с женой Изабеллой Брант.

семейный

Здесь автор сумел сквозь время шагнуть

И пристально в наши глаза заглянуть.

И хочется «здравствуйте» —

тихо сказать,

И руку ему благодарно пожать

За то, что искусство своё этот гений

Сумел передать для других поколений.

На автора глядя, сумей дать ответ:

Жанр картины….

Рафаэль Санти.

автопортрет

На этой картине пред нами сейчас

В домашнем халате герой

без прикрас.

Портрет этот не для торжественных мест,

Где залов больших ослепительный блеск .

Он место уютное в доме найдёт,

Там, где хозяин портрета живёт.

Какой вид портрета сейчас перед вами:

Парадный иль камерный?

Думайте сами!

В. Тропинин.

Портрет А. Пушкина

камерный

Положение персонажа в картине.

Поясной

Поколенный

Погрудный

В полный рост

-Посмотрите на эти два портрета и подумайте: что ещё можно узнать о человеке по портрету?

Как известно, настроение у людей бывает разное: радость, смех, печаль, грусть, гнев, спокойствие. Разное выражение лица называется мимикой.

Давайте рассмотрим два портрета девочек: «Ирина с собакой Шумкой» и «Наденька». Они  примерно одного возраста, жили в одно время, но что можно сказать об их настроении  рассмотрев внимательно?

Практическое задание Составить портрет-аппликацию , который будет отражать настроение.

Материалы и инструменты необходимые для работы :

  • Цветн ая бумага
  • Клей-карандаш
  • Ножницы
  • Простой карандаш
  • Готовые детали для формирования лица человека разные по форме и цвету
  • Гуашь
  • Кисть
  • Непроливайка для рисования

Этапы изготовления аппликации 1. Для начала работы берём два листа цветной бумаги сгибаем пополам и делим на две части.

2. Из одного листа вырезаем голову, а из другого плечи и шею.

3. Приклеиваем полученные детали на основу

4. Подбираем необходимые нам детали для формирования лица и приклеиваем их.

5 . Самостоятельная творческая работа

Рисовать портрет непросто:

Сначала делали наброски.

Потом краски мы смешали

И лицо нарисовали.  

Вот глаза и нос, и губы.

Над глазами брови-дуги.

Пышные волосы, ресницы на веках

– Вот и готов портрет человека.

kopilkaurokov.ru

Ответы@Mail.Ru: Какие бывают разновидности портретов?

Поджанры портрета Темой портрета является индивидуальная жизнь человека, индивидуальная форма его бытия. «Если темы теряют свою самостоятельность, портрет выходит за пределы своей жанровой специфики. Так, например, если темой выступает событие, перед нами не портрет, а картина, хотя её герои могут быть изображены портретно». [5] Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п. ) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами. Посмертный (ретроспективный) портрет — сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый. Портрет-картина — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее — групповой портрет-картина) . Портрет-прогулка — изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма Портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету. Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе» , например, «Екатерина II в виде Минервы») . Различают: Аллегорический Мифологический Исторический Семейный портрет Жанровый портрет Автопортрет — принято выделять в отдельный поджанр. Религиозный портрет (донаторский или ктиторский) — древняя форма портрета, когда человек, сделавший пожертвование, изображался на картине (например, рядом с Мадонной) или на одной из створок алтаря (часто коленнопреклоненным) . Иногда при классификации используется сословный принцип: купеческий, крестьянский портрет, портрет духовного лица, шутовской портрет, поскольку социальное положение модели влияло на определенные методы репрезентации, используемые художником. По характеру изображения [45][46]: Парадный (репрезентативный) портрет — как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим) . В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; боL9;льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает: Коронационный (реже встречается тронный) Конный В образе полководца (военный) Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным. Полупарадный — обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары Камерный портрет — используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне. Интимный портрет — является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой. Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью

портрет, натюрморт, пейзаж

портрет, натюрморт, пейзаж

touch.otvet.mail.ru

Портрет. Виды и типы портрета

Время

Этапы урока

3

  1. Вводная беседа (Слайд 1)

Приветствие, настрой на работу: вводная беседа, погружение в материал, подвод к теме урока

Друзья мои, что такое память? Это накопление, сохранение и воспроизведение каких-то знаний, навыков, образов. А как можно оставить память о себе, о своей красоте, о своей незабываемости своим родным, предкам?

  • Вот что мы для этого сделаем! (Пригласить на стул и сфотографировать ученика)
  • Что у нас получилось? Фотография.
  • А как же раньше, когда не было фотографий, фотографов, вообще фотографического искусства обходились люди? Они пользовались услугами художников.

Если видишь, что с картины (Слайд 2) Смотрит кто-нибудь на нас — Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед,- Обязательно картина называется …! портрет

  • Итак, Вы уже поняли, о чем мы с вами будем сегодня говорить? О портрете.
  • А о чем мы можем поговорить на тему Портрет, что узнать? Сформулируете, пожалуйста, сами? Ознакомиться с жанром портрета, вспомнить, что такое портрет, его основную классификацию, а также, исходя из полученных знаний, научится описывать портрет. (Слайд 3)

15

Изучение нового материала.

Знакомство с понятием «портрет», выявление основной особенности портрета с помощью объяснения учителя.

Итак, что такое портрет? Учащиеся вспоминают определение портрета. (Слайд 4)

Каждый из портретов должен обладать особым качеством.

Учитель помогает ученикам сформулировать мысль о том, что главное качество: это сходство изображения и оригинала, не только внешнее, но и внутреннее.

Итак, какова главная особенность? Учащиеся делают вывод. (Слайд 5)

Составление схемы «Анализ портрета», путем повторения полученных ранее знаний о типах портрета. (Слайд 6)

Итак, мы вспомнили, что такое жанр «портрет» и какова его главная особенность. Чтобы научиться анализировать портрет необходимо иметь некоторые знания. Для этого мы составим план, которым вы в дальнейшем будете пользоваться. Для того, что бы составить план, нужно вспомнить, на какие типы мы можем разделить портреты. (Слайд 7 — 18)

1

Физкультминутка

3

Закрепление изученного материала (Слайд 23)

Выполнение тренировочного упражнения, совершенствование приобретенных знаний.

  • Перед Вами представлены 6 картин. Выполните задание по Приложению 1, перечисление номеров картин по предлагаемым признакам.
  • Мужские портреты /ответы: 1, 4, 5/
  • Групповой портрет /ответ: 3/
  • Портреты в профиль /ответы: 1, 5/
  • Семейные портреты /ответы: 3, 4, 6/
  • Погрудный портрет /ответ: 5/
  • Парный портреты /ответы: 4, 6/
  • Портрет «анфас» /ответ: 2/

Поколенный портрет /ответ: 6/

5

Изучение нового материала

А теперь мы пришли к главному этапу нашего урока, это анализу Портрета по плану путем повторения полученных ранее знаний о типах портрета. Итак, план, по которому вы будете анализировать портреты перед вами, прошу обратиться к нему. На примере работы художника А. Рослина мы проанализируем «Портрет архитектора Перроне и его жены» (Слайд 19) по плану, представленному в Приложении 2.

7

Закрепление изученного материала

А теперь попробуем вместе, а затем самостоятельно проанализировать другие картины. (Слайд 20)

7

Практическая работа

В практической части нашего урока мы попробуем выполнить следующее задание: Вам необходимо изобразить эскиз лица человека «в профиль» (Слайд 21)

2

Обобщение, систематизация полученных знаний

Давайте подведем итог нашего занятия. В ходе урока мы познакомились с определением портрета «изображение человека или группы людей реально существующих, либо существовавших ранее», определили его особенность «сходство изображения с оригиналом не только внешнее, но и внутреннее», классифицировали портрет и с помощью плана научились анализировать его. Узнали много новых терминов.

2

Заключительный этап

Оценивание работ

Выдача домашнего задания: Приготовить доклад об истории возникновения портрета (презентация)

multiurok.ru

Конспект урока по ИЗО на тему «Портрет. Виды портрета»

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе

Тема: «Портрет. Виды портрета»

Составила:

Учитель ИЗО,

Сурсякова Любовь Ивановна

Цель: познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох

Задачи:

  1. познакомить с понятием «портрет», видами портрета, художниками-портретистами, научить различать виды портрета

  2. развить способность учащихся к анализу, сопоставлению и сравнению произведений искусства

  3. формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем образе человека;

Оборудование: презентация PowerPoint, рабочая тетрадь, принадлежности для рисования

Ход урока

1.Организационный момент

2. Вводная беседа

1.Определение темы урока

Когда художник, независимо от века,

Изобразил нам на картине человека,

То ту картину назовем, сомнений нет,

Конечно, не иначе как… (портрет)

2.Формулировка целей и задач урока

3.Изучение нового материала

Портретный жанр возник раньше других — известный скульптурные египетские портреты многовековой давности.

Портрет — изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры. Портрет является одним из основных жанров живописи, скульптуры, графики (слайд 2).

Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому назад. Первые портреты был созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нем навечно. В созданных величественных статуях она чувствовала себя спокойно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела.

Только в IV веке в портрете начинает отражаться вся полнота индивидуальности личности (Платон, Аристотель, Софокл и др.).

«Я заканчиваю ваш портрет» — сказал Пикассо человеку, которого рисовал. — «А теперь постарайтесь быть похожим на него»

Пабло Пикассо (слайд 1)

Как вы понимаете это высказывание?

Портрет — это художественный образ человека. В нем должна ощущаться конкретная личность с присущими ей, и только ей, особенностями внешности, психологии, нравственного облика.

Портрет должен увековечить в истинном, правдивом, неискаженном виде облик определенного реального человека. А как этого добиться? Копируя его? Нет, дело не в том, чтобы точно скопировать внешность. Главное — передать сущность портретируемого.

Постепенно в искусстве стали выделяться виды портрета. На сегодняшний день существуют следующие: (слайд 3)-Парадный портретрепрезентативный портрет — подтип портрета,   абсолютизма. Его главной задачей является нетолько передача визуального сходства, но и возвеличивание заказчика, уподобление изображенной персоныбожеству (в случае портретирования монарха) или монарху (в случае

 портретирования аристократа) (слайд 4).

Камерный портрет — это не только набор внешних признаков, это — новый способ видения человека. Если в парадном изображении критерием ценности человеческой личности были ее деяния (о которых зритель узнавал через атрибуты), то в камерном — на первый план выдвигаются моральные качества (слайд 5).

Камерный портрет — используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.

Одиночный и групповой портрет различаются по количеству изображаемых (слайд 6). Групповой портрет подразумевает изображение трех и более человек. Портретируемые представлены в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (слайд 7).

Нередко портреты образуют целые ансамбли — портретные галереи. Они изображают обычно представителей одного рода, включая здравствующих членов семьи и их предков. Портретные галереи иногда создаются по профессиональному, административному, семейному и другим признакам (например, галереи портретов членов корпорации, гильдии, офицеров полка и т. д.).

Погрудный портрет. Предпочительные форматы портрета в станковой живописи меняются на протяжении времени. В ранний период развития портрета (например, западноевропейский средневековый портрет, или Россия XVI века) изображается только голова, или оплечное изображение, в котором лицо все равно является самым главным. Погрудный срез и затеснённость обрезом картины создаёт впечатление максимальной приближённости к зрителю, крупного плана. Нейтральный фон не отвлекает внимания от лица. Отсутствие жестов также сосредотачивает внимание на нём (слайд 8).

Затем, по мере развития жанра, стремление к тому, чтобы показать личность более конкретно, ведет к тому и с указанием на его социальные характеристики с помощью атрибутов, ведет к тому, что появляются светские поясные портреты, затем и портреты целиком в рост. Трактовке костюма и окружающего модель пространства уделяется все больше внимания. В дальнейшем портретная композиция все больше обогащается реальным бытовым интерьером и атрибутами (слайд 9, 10).

Автопортрет. Автопортре́т — портрет самого себя. Многие художники-портретисты создавали автопортреты, причём некоторые написали рекордное число своих изображений. Иногда художники помещали своё изображение в групповые портреты (слайд 11).

4.Физ.минутка

5. Обобщение и закрепление знаний

Определите вид портрета (слайд 12, 13).

6.Практическая работа

Задание. Выполните рисунок на свободную тему (работа красками).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи ‘учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

7.   Итог урока.

  1. Выставка работ.

  2. Заключительное слово.

Источники:

  1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 129 с.

  2. Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс / Л.А. Неменская, И.Б. Полякова; под. Ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.

  3. http://zagadki-pro.ru

  4. Этапы рисования натюрморта (Методические рекомендации) Власова Н.П., педагог дополнительного образования по ИЗО

  5. http://www.palitra.co

  6. https://gallerix.ru/

  7. http://www.wm-painting.ru/

  8. http://dic.academic.ru

  9. http://www.museum.ru

  10. http://www.art-spb.ru

infourok.ru

Энциклопедия художника

На портретах живопись может стать решающей для выражения человечности, прежде всего для выражения почитания перед всем живым. Создание портрета — это сложный и психологически захватывающий процесс, который зачастую требует немало времени. Живописный сюжет не состоит в одном только «противостоянии» лицом к лицу, а заключается в «видении» лица другого человека. Живое существо является моделью для картины, которую нужно написать. Мотивы для своеобразной работы бывают самые разные. В большинстве случаев, как это показывает и история искусств, это работы по заказу, что зачастую влияет на рабочий процесс и на результат картины.

Задачей художника является правдивое изображение модели, сначала это достигается за счет дистанции. Одновременно с этим скучный рабочий процесс приводит к сближению и росту доверия. Художник должен эту парадоксальную ситуацию так же объяснить, как и проблемы картины. Если это удается, то, возможно, появится картина, которую зритель воспримет как «живую».

Самой банальной задачей является показ внешности портретируемого. Собственно, притяжение двух людей может быть незаметно, но часто это становится концепцией картины. Художник и модель, каждый по-своему, участвуют в композиции картины. Молодая девушка в кафе, спонтанные впечатления на улице, собственный отец — многие могут стать мотивом для картины.

Портрет отца художника, 1979/80, холст, масло, 35 х 30 см.

Для всех портретов будет общей тема изображения человека, и это мощная тема! Вы стоите перед загадкой. Рецепты художественного изображения, живое визуальное вживание в личность — всего этого не хватит, портрет будет поверхностным и ничего не говорящим.

При создании портретов художник пишет непосредственно собственный человеческий жизненный опыт, все человеческие обстоятельства, всю судьбу. В этом состоит тот огромный дар, который художник еще раз преподносит человечеству, то, что в общем и является собственно живописью и портретом.

Виды портретов

Портрет изображает совершенно определенного человека со всеми свойственными именно ему особенностями. Портрет заглядывает в сокровенные глубины человеческого мира, носит обобщающий характер. В конце концов, речь идет о том, чтобы гармонично соотнести оба эти аспекта. Как лучше всего поступить, когда мы хотим выразить в портрете такие понятия, как схожесть, существо, характеристику личности?

С одной стороны, мы вживаемся во внешние признаки формы, например изучаем черты лица, с другой стороны, процесс становления картины уже обладает определенной степенью абстрагирования. Мы не можем терять из виду плоскость картины.

«Портрет», 1986, холст, масло, 60 х 50 см.

Самая лучшая корректура — это сама модель: поэтому больше рисовать, делать детальные эскизы отдельных деталей, работу держать на виду и постоянно возвращаться к уже написанному!

«Портрет А. X. К.», 1985, бумага, масло, 32 х 24 см.

Основные изобразительные принципы портретной живописи

Принципы изображения (ремесло, концепция, композиция) определяют все темы живописи. Прежде всего это касается формы и пространства картины. В портрете художник может воздействовать на изображение в творческом смысле, он «дирижирует» созданием портрета.

Здесь композиция тоже может варьироваться, язык картины соответственно может меняться. При всех индивидуальных особенностях лица, фигуры, личности определяющими являются общие критерии работы. Они касаются основных форм и пропорций лица, фигуры, внутреннего облика и состояния личности портретируемого. Прежде всего следует обратить внимание на то, чтобы общая форма головы, лица определяла все формы деталей (нос. уши, глаза, рот и т. п.) и возможные другие примечательные особенности человека, иначе изображаемое лицо будет детальным, но не выражающим общую идею.

Изображение в цвете составляется в этой теме живописи из лица как живописного целого, объясняет его в его пространственном положении и освещении. Лицо при этом может само трактоваться как источник света. В истории искусства имеется множество изображений лица Христа или «идеальные» портреты, в которых эта идея успешно реализовалась. Телесный цвет, состоящий из многочисленных цветовых смесей, к примеру, тонов земли с белилами, при изображении характеризуется многочисленными переходами контрастов от светлого к темному, от теплого к холодному, а также разнообразными дополнительными контрастами (в области теней). Для портрета особенно характерно правило: смотреть на натуру нужно долго и наблюдать точно! Не напрасно изучение живописи требует многолетнего познания человеческого тела, включая анатомию, рисунок с натуры и фигурную композицию.

Композиции портретов
Все зависит от того, что именно хочет изобразить художник: сидящую фигуру или выберет своеобразный ракурс и деталь; будет это так называемый бюст или только лицо, концептуальное изображение фигуры в интерьере или на фоне ландшафта.

Голова: основная форма и пропорции, фронтальное изображение (анфас), в профиль, в три четверти профиля.

Типы лиц: пропорции
Вверху (слева): круглый, широкий тип; вытянутый и остроугольный, узкий тип; овальная форма лица.
Внизу: выделяется, как правило, форма носа, прежде всего при изображениях в профиль или в три четверти.
Линии показывают форму и пропорции лица.

«Обнаженная натура со спины», 1989, холст, масло, 70 х 50 см.

Художник и модель

Художник и модель, как уже было упомянуто, оба участвуют в создании портрета. Этот процесс (отдельные сеансы) должен отличаться тактом, требует времени и вдумчивости, а также тишины. Этюд и картину в процессе создания лучше оберегать от любопытных взглядов и поспешных суждений посторонних людей. Уже это означает выражение уважения к портретируемому.

Процесс создания портрета, 1990, холст, масло, 50 х 40 см (фото: Г. Граф).

 

 

 

 

Автопортрет — зеркало мира

Художник стоит перед собственным миром, перед своим отражением в зеркале. В этом зеркале он видит себя, может за собой наблюдать. Мир позади него — отражающееся в зеркале пространство, в котором он находится. Ситуация почти символическая: он, человек, предоставленный самому себе, стоит посреди мира. Он смотрит миру в лицо.
Итак, это я, это мой автопортрет, все эти ставшие картиной утверждения -признание собственного существования и собственного мировоззрения. Ван Гог написал себя с отрезанным ухом. Автопортрет показывает трагедию жизни художника, это уже не дневник, а драма. Написать автопортрет -это всегда означает проложить путь к себе самому, провести художественное исследование по теме собственного лица.
В конце концов один из художников признался: «Так, как я себя теперь вижу точно, никто не может меня видеть…» Собственное лицо стало не только внешней, но и внутренней и ведущей темой автопортрета, того, что «кто-то хочет знать», в конечном итоге вопросом собственного существования, поиском истины.

«Автопортрет с палитрой», 1980, дерево, масло, 66 х 45 см.

 

anastasiya-usarova.narod.ru

Портрет виды и типы портрета – Типы и виды портрета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх