Что такое репортажная фотосъемка – Репортажная фотосъемка — особенности и нюансы

Содержание

21 совет начинающим фоторепортёрам — Лайфхакер

Как снять хороший репортаж, чтобы его захотели опубликовать известные интернет-ресурсы? Как сделать отличные, необычные, «говорящие» фотографии на мероприятии, где, кроме вас, есть ещё 100500 таких же, как и вы, фотографов? А может быть, вы свадебный фотограф и просто хотите подтянуть свою репортажную часть съёмки? Тогда вам помогут несколько простых, но действенных советов.

Не стоит думать, что репортажная съёмка — самая простая из всех. Вроде бы, дави себе на кнопку, лупи, как из пулемёта, и всё будет хорошо. Но нет, при таком подходе вы просто получите огромную кучу никому не интересных снимков и впустую уменьшите ресурс затвора. Репортаж — довольно сложный жанр. В нём необходимо соблюдать все правила и законы фотографии, но при этом учитывать фактор времени, который всегда играет против вас.

Не зря ключевым понятием репортажной съёмки является термин «решающее мгновение», и главная задача фотографа состоит в том, чтобы поймать его.

При этом не забывая обо всём остальном, что нужно выполнить, чтобы получить технически приемлемый снимок. Умение выбрать и поймать решающий момент приходит с опытом, и это как раз есть то, что принято называть талантом — об этом вам лучше расскажет творчество мастера репортажа Анри Картье-Брессона. Но несколько простых советов помогут вам подняться на одну ступеньку выше в совершенствовании своих навыков репортажной съёмки.

1

Перед съёмкой прокрутите в голове, что бы вы сами хотели рассказать об этом мероприятии, и делайте снимки уже по этому тексту, как бы дополняя его и усиливая. Сделайте для себя план-задание. А вот внеплановые интересные сцены только украсят ваш репортаж.

2

Всегда думайте, что вы можете и хотите сказать этим снимком. Не нужно делать «молчаливые» снимки. Репортажная фотография должна говорить (кричать, плакать, смеяться) сама, без текста.

3

Ищите интересные ракурсы. Простой снимок «в лоб» банален. Так сделают 99% фотографов. Подумайте, как бы сняли происходящее большинство, и не снимайте так. Удачный ракурс — половина успеха. Популярная городская игра «Фотокросс» — отличная тренировка для репортёра с любым стажем!

4

Будьте мобильным. Вам нужно быть одновременно в нескольких местах. Однако хорошо планируйте маршруты передвижений, чтобы не мешать зрителям и другим фотографам. Помните: хороший фотограф как вампир — он не отражается в зеркале и на фотографиях других фотографов.

5

Заранее планируйте места съёмок и то, какими объективами будете оттуда снимать. Лучше всего иметь универсальный объектив, покрывающий все необходимые фокусные расстояния. В этом плане работа репортёра мало чем отличается от ремесла снайпера и киллера.

6

Обзаведитесь объективом с длинным фокусом и широким диапазоном фокусных расстояний. Недорогие «универсалы» для репортажа вполне подходят — звенящая резкость на лицах вам ни к чему.

7

Снимайте происходящее не только на сцене, но и в зрительном зале. Без эмоций зрителей трудно передать атмосферу мероприятия. Обратите внимание на трансляцию концертов и КВН по телевизору — лица наиболее эмоциональных зрителей из зала составляют довольно большую часть планов.

8

Ловите смешные гримасы, нелепые движения, заставайте людей врасплох. Некоторые известные издания специально заточены на использование «шкодливых» картинок: политиков, ковыряющихся в носу, зевающих или спотыкающихся звёзд.

9

Обязательно делайте общие планы, средние и крупные. Это один из основных постулатов репортажа.

10

Правила композиции работают для всех видов фотографии, включая репортажную. Не забывайте правила третей и другие композиционные правила.

11

Всегда старайтесь использовать короткую выдержку путём увеличения ISO. Даже если у вас фотоаппарат с «шумной» матрицей, то качество снимков web-размера будет ОК. К тому же есть много программных «шумодавов».

12

Но не стоит увлекаться «шумодавами» при обработке. Небольшой остаточный шум сам пропадёт при уменьшении фотографии. А вот «пластилиновые» после чрезмерной обработки лица так и останутся.

13

Не используйте вспышку при съёмке концертов в помещениях без отражающих поверхностей: она портит продуманное специалистами световое оформление сцены. К тому же вспышка имеет свойство тормозить, и вы рискуете сделать снимок удачного момента тогда, когда она будет не готова.

14

Помните о текущем фокусном расстоянии объектива и установленной выдержке. Для длиннофокусных объективов нужна очень маленькая выдержка. Помните о формуле: выдержка максимальная = 1 / текущее фокусное расстояние — и делайте запас в сторону её уменьшения.

Научитесь ориентироваться по звуку затвора («клац-клац» или «клаааааац-клац») и в случае длинной выдержки срочно переделывайте фото, если снимаете в режиме приоритета диафрагмы.

15

Помните, что штатив делает вас менее мобильным и не спасает от смазов при съёмках динамичных сцен в малоосвещённом помещении. В крайнем случае можно использовать монопод, чтобы избавиться от доли смазов по причине тряски рук и камеры.

16

Не забывайте о кадрировании — это ваш верный друг, который может сделать из вроде бы неудачной фотографии отличный снимок.

17

Снимая репортаж, не забывайте иногда чередовать горизонтальные и вертикальные снимки: разнообразие форматов поможет потом лучше скомпоновать блок из фото.

18

Снимайте только в RAW. Из внутрикамерного JPEG уже ничего путного не вытянуть при необходимости.

19

Не забудьте сделать несколько кадров, которые привязали бы ваш будущий репортаж к месту действия. Скажем, в эти кадры должны попасть узнаваемые всеми здания, памятники, предметы.

20

Делайте как можно больше дублей сцены всегда. Замечали, как трещат затворы профессионалов на пресс-конференциях? Одна и при этом технически неудачная фотография крайне удачного момента — это epic fail фоторепортёра, можно делать сэппуку.

21

Да, и не забудьте купить несколько вместительных и самых быстрых карт памяти, класса 10 как минимум. Про запасной аккумулятор вы уже, скорее всего, знаете.

Удачи!

lifehacker.ru

Чем отличается репортажная съемка от обычной фотосессии

Стало давней традицией, что все значительные мероприятия, будь это событие государственной важности или книжная выставка, спортивные соревнования или кинофестиваль, освещают не только журналисты, но и фотографы. Серии снимков, запечатлевших отдельные моменты, эпизоды происходящего, носят название фоторепортажа или репортажной съёмки.

Специфика процесса

Репортажная съемка коренным образом отличается от обычной. Принципиально разный, прежде всего, подход к отбору и подаче материала. Для фотосессии или традиционных снимков важна художественная сторона натуры, т.е. того, что фотографируется и изображается на карточке. Поэтому любой фотограф в некоторой степени является и художником. Он старается не только показать отличительные черты снимаемого объекта, но сделать это красиво, с изюминкой, создавая художественный образ.

Фотохудожник тщательно планирует композицию будущих фотографий, выбирает нужный тон освещения, цветовой диапазон. Он может свои модели попросить улыбнуться или сделать печальный вид – в зависимости от сюжета. И даже если фотографии заказанные и должны соответствовать определённым требованиям, у фотографа остаётся много возможностей для импровизации. Репортажная съемка не такая.

Главная задача фоторепортёра – объективность и правдивость работы. Фотографируя визит президента в зарубежное государство или его встречу с народом в провинциальной глубинке, делая снимки на месте происшествия очередной аварии или с митинга протеста оппозиции, репортёр творит летопись страны, пишет её историю. Репортажная съемка делается экспромтом, на ходу, и фотограф должен успеть угадать нужный ракурс, выбрать наиболее удачную точку съёмки, её момент. Действовать нужно быстро, чтобы не упустить особое выражение лица, жест или движение, «говорящий» фон и такие детали, которые превратят снимок в фотодокумент. Таким образом, получается своего рода фоторассказ, который должен быть подан интересно, увлекательно, ярко, живо. Часто ради одного верного кадра репортёр десятки раз нажимает на кнопку «пуск», а потом выбирает несколько самых удачных. Он – очевидец, и через его снимки зритель приобщается к происходившему, погружается в гущу событий, становится их участником, ощущает накал страстей и драматизм, переживает неповторимые моменты истории.

Понятно, что репортажная съемка – дело сложное, требует высокого профессионального мастерства. Научиться подавать материал «простенько, но со вкусом» можно не за один день или месяц. Рука и глаз «набиваются» годами. Ведь отобранные снимки должны быть жизненными и передавать дух событий. Потому можно сказать: репортажная съемка — это повествование в «картинках» о своих современниках и своей эпохе.

Часто серия фотографий сопровождает текст газетной статьи или публикации в блоге. Следовательно, содержание фоторепортажа должно соответствовать текстовому, и часто без заблаговременной договорённости. Такая согласованность – тоже один из признаков профессионализма.

Снимаем праздник!

Одна из разновидностей фоторепортажа – съёмка праздников. Как и репортажная, она включает в себя практически все жанры и типы съёмок: портретную, пейзажную, «с натуры», интерьерную, т.е. бытовую, статичную и подвижную. Фотосъемка праздников должна передавать соответствующую атмосферу, настроения, эмоции. И тут фотограф превращается в художника. Он захватывает самые яркие и красочные моменты, самые трогательные и счастливые, весёлые и интересные. Ведь подобный репортаж помогает сохранить память о торжественных событиях на долгие годы.

Профессия фотографа – профессия по призванию. Её надо любить, ею надо жить, в ней нужно стремиться к совершенству. Только тогда можно стать настоящим мастером-фоторепортёром.

fb.ru

Особенности съемки репортажной фотографии

«Первое слово, которое я бы исключил из журналистского лексикона, — это слово „объективный”». В. Юджин Смит, фотограф

Другой язык

Слово «репортаж», как и многие другие, пришло к нам из европейских языков. Французский глагол reporter имел бытовое значение — «переносить», «перемещать», а английское report в переводе означает «доклад», «отчет» или «сообщение». Получается, что журналист или репортер тоже перемещает новости и события из реальности в другую плоскость, а фотографический репортаж есть некое сообщение, послание зрителю, в основном читателю газеты или журнала, но не с помощью слов и предложений, а с помощью зрительных образов. Проще говоря, фоторепортаж — это рассказ о жизни в картинках-фотографиях, ведь всегда «лучше один раз увидеть».

Фотографический язык универсален, потому что ему не надо слов, и если репортерские снимки профессиональны и талантливы, то суть происходящего понятна зрителям независимо от их национальности и страны проживания. Вы можете рассматривать фотографии, сделанные в другом месте планеты, или листать иллюстрированный журнал, не зная языка и не понимая текста, но тем не менее, глядя на картинки, сумеете уловить смысл происходящего.

Фотографический язык эмоционален, потому что не только может передать с большой силой чувства, настроения, переживания, но и вызвать в душе смотрящего свои сопереживания, представления и ассоциации. Репортажные снимки в силу своей документальности могут заставить человека поверить, что он тоже был там, на месте, и пережил событие вместе с его участниками.

Фотографический язык выразителен, потому что в лучших своих образцах репортажная фотография не только протоколирует и показывает жизнь без прикрас, но создает собственный художественный образ, который в дальнейшем может жить совершенно самостоятельно.

Разумеется, для того чтобы фоторепортаж превратился в самодостаточное произведение, необходимо, чтобы событие или тема сами по себе были фотогеничны, чтобы фоторепортер думал, когда снимал, и знал, что он этим хочет сказать. Чтобы бильд-редактор газеты, журнала или организатор выставки выбирал и ставил снимки в соответствии с логикой события, а фотопечать или полиграфия были качественными. Лишь при этих необходимых условиях репортаж может состояться как художественное повествование. Но все это относится к профессиональному репортажу, а как же любители?

Как и любому языку, фотографическому репортажному необходимо учиться, только с первого взгляда все кажется простым и ясным. Что там репортаж? Взял камеру, пришел, увидел, несколько раз нажал на кнопку, снял — и все, шедевры готовы. К сожалению, такое наивное представление о репортерской съемке в наше время распространено и свойственно не только простым обывателям, но даже тем, кому приходится иметь дело с репортажной фотографией в силу профессии.

Любой язык использует слова, фразы, предложения. Для фотографа-репортера изобразительный материал — люди и живая реальность, которую он видит через видоискатель, и может перенести ее на фотографию лишь с помощью форм, линий, светотени, цвета и других изобразительных средств. Другого не дано. Он может снять одну, или серию фотографий, или отслеживать своих героев на протяжении долгого времени, но, пожалуй, самый важный момент — оказываться в нужное время в нужном месте.

А где же автор?

Фотоаппарат как никакой другой инструмент приспособлен к фиксации действительных событий, поэтому практически любой человек, взяв в руки камеру и немного помучавшись, может рассказать о своей или чужой жизни собственным фотографическим языком. Вот кто-то берет камеру и механически снимает свой дом, семью, собаку, простодушно оставляя в домашнем альбоме память о реальных людях и событиях. В этих простых фотоснимках-утверждениях есть лишь подлежащее и сказуемое, а человек с камерой говорит прямой речью: «Вот мой дом, моя семья, моя собака…» Все остальное, что «дом красивый», а «собака очень большая», зрителю уже видно на снимке. Но если фотограф приложит немного усилий, преодолеет натуру (как свою собственную, так и ту, что снимает) и если повезет, то на фотографиях проявятся и атмосфера дома, места, характеры членов семьи и даже собаки. Такая домашняя съемка еще не репортаж, но если человек с камерой был искренен, то зритель увидит и почувствует дух времени даже на снимках, сделанных просто для семейного альбома, ну, может быть, не тотчас, а спустя какое-то время. Фотографии из семейных архивов обладают тем же свойством, что и коньяки: чем больше выдержка, тем они интереснее окружающим.

Говоря о профессиональном репортаже, замечу, что любое событие развивается и меняется каждое последующее мгновение, и фотограф выбирает и останавливает в этой череде именно те, которые, на его взгляд, наиболее полно и выразительно передают суть происходящего. Несмотря на точность воспроизведения камерой подлинных фактов, авторство снимков может быть достаточно просто установлено по почерку фотографа. Даже одно и то же событие, самое протокольное мероприятие, два классных репортера, стоя рядом друг с другом, все равно снимут по-разному, и если вы знакомы с их фирменным стилем, то не составит труда узнать, кому принадлежит тот или иной снимок.

Выдающийся мастер репортажа Анри Картье-Брессон говорил, что «…факт сам по себе неинтересен. Интересна точка зрения, с которой автор к нему подходит». Любой факт может быть интерпретирован фотографом, и если событие развивается во времени по своему сценарию, то от желания репортера зависит, что попадет в кадр, какую точку съемки он выберет, в какой момент нажмет на кнопку. Лицо красивого человека может быть искажено гримасой, в движениях танцоров есть промежуточные фазы — стоп-кадр зафиксирует и эти мгновения.

Западная новостная фотография очень ценила кадры знаменитостей, застигнутых врасплох: зевающих, спотыкающихся или ковыряющих в носу. Ту же самую стилистику стремились использовать и в газете «Коммерсантъ», где фотографы независимо от их собственного видения были «заточены» на «шкодную» картинку. «Нас все интересует, но ничто не волнует. Нам не нужен просто портрет ньюсмейкера, нам нужно, чтобы он делал что-то из ряда вон выходящее» — вот своеобразное кредо «Коммерсанта». В этом случае общий фотографический язык газеты подчинял себе индивидуальный стиль и видение каждого из фотографов.

Авторский почерк фотографа не появляется сам собой, фоторепортеры, снимая долгие годы, находят для себя какие-то только свои излюбленные приемы: это может быть нижняя точка или широкоугольник или съемка длинным фокусом через отражения в зеркалах и т. д. Специально зацикливаться на этом не надо, свой почерк может выработаться у каждого, кто много снимает и размышляет, что снимает.

Из истории фоторепортажа

Смысл самого слова «репортаж» двойственен: с одной стороны, репортажем мы называем способ, метод документальной съемки. С другой — фоторепортаж — это еще и жанр фотожурналистики, рассказ о реальном, невымышленном событии с помощью фотографий. В этой двойственности нет ничего противоречивого, репортаж как фотосерия снимается, как правило, репортажным методом. Предполагается, что фотограф, репортер снимает жизнь «как есть», не вмешиваясь и не приукрашивая ее. Однако не все так просто.

С самых первых своих шагов репортажная фотография не была обычной фиксацией действительности по типу «все как оно есть». Громоздкая техника и низкая чувствительность фотопластинок не позволяли снимать жизнь на ходу, и фотографы-репортеры постоянно пользовались постановочными методами съемки. Посмотрите на снимки начала ХХ века, редко где вы увидите простую ежедневную жизнь, в основном преобладают постановочные, групповые портреты, этнографические сюжеты, немного реже исторические события. Сама по себе фотосъемка в то время была явлением скорее исключительным, чем будничным и рядовым. И герои фоторепортажей прошлого по просьбе фотографа вставали в позы, замирали на время длительной выдержки и оставались на страницах иллюстрированных журналов и в истории как участники реальных событий тех времен. Собственно, мы их другими и не представляем.

По мере совершенствования техники репортажная природа фотографии брала верх, появились компактные камеры, светосильные объективы и высокочувствительные пленки, чисто технически необходимость в позировании и организации правдивой мизансцены для съемок отпала. Многие сюжеты стали доступными для моментальной съемки, и фотографы начали снимать будничную реальность по ходу жизни, не пользуясь постановкой, или, как мы говорим, в репортажной манере.

Снять как есть нельзя режиссировать

На протяжении многих десятков лет теоретики и практики журналистской фотографии спорят: возможно ли вмешательство фотографа-документалиста в реальную жизнь, можно ли снимать документальную фотографию, используя постановку, и этично ли называть постановочные снимки репортажем?

Методом работы многих репортеров советского времени была постановка. Выполняя идеологический заказ, газетный и журнальный фотограф снимал не жизнь как есть, а приукрашенное подобие радости, энтузиазма и оптимизма. Я думаю, что сейчас каждый фоторепортер решает сам, можно ли вторгаться в происходящее, и насколько, и где та грань, за которой простое общение с людьми в кадре перерастает в заданность и режиссуру.

По сей день можно увидеть репортеров, которые, держа в руках скорострельные цифровые камеры и поливая ими «от бедра», просят «натуру» встать так, сделать так, посмотреть эдак. И в этом, возможно, нет ничего плохого, если поставленная композиция органична, могла произойти на самом деле, если «уши» режиссуры не торчат из фото, а сам снимок явился плодом сотрудничества фотографа и «натуры». Важно, чтобы при постановке фотограф не навредил себе, своим «актерам» и не наврал зрителям.

Зачем я все это говорю? Фотолюбитель не репортер и может снимать как он хочет, но если фотограф перерастает уровень домашнего альбома, то проблема честности в документальной съемке обязательно встанет перед каждым, кто выходит снимать жизнь как она есть.

Практические советы

Оставим теоретические размышления и посмотрим на репортажную съемку с практической стороны.

Снимая событийный репортаж, надо сначала уяснить самому себе, что именно происходит, затем по ходу действия выбирать ключевые, кульминационные моменты и снимать их по возможности с разных сторон и ракурсов, ловя решающее мгновение. Хорошо, когда фотограф-репортер знает заранее, как развивается событие, и чувствует его внутреннюю логику, тогда он не пропустит основные моменты и будет в нужной точке в нужное время. Что может быть интересно и фотографу, и зрителю? В первую очередь любые проявления эмоций, неожиданные реакции, движения, жесты, наиболее характерные типажи, смысловые несовпадения, например персонажей и фона. А в голове в то же самое время пусть складывается композиция, выбирается точка съемки, идет внутренний непрерывный творческий процесс.

Структурно репортаж должен содержать общий, средний и крупный планы, чтобы зрительно было не скучно смотреть серию фотографий. Репортаж, состоящий только лишь из одних средних планов, утомителен и невыразителен. На общих планах, где видна ситуация вообще, желательно дать и адрес — узнаваемые символы места действия: здания, памятники, характерные силуэты на заднем плане. Кроме того, можно стилистически разнообразить репортаж, включив в него, к примеру, портрет — как крупный план, пейзаж — как общий, и жанровый снимок — как средний план. Весь репортаж должен держать главный снимок — наиболее выразительный и обобщенный кадр-символ, квинтэссенция происходящего. Если такой снимок сделать не удалось, то и весь репортаж, можно сказать, не состоялся.

Тяжело снимать событие, находясь на расстоянии, как говорится, «если ваши снимки недостаточно хороши, значит, вы подошли недостаточно близко».

Для западных фоторепортеров адресом и символом Советского Союза были серп и молот, армейская униформа, кремлевские башни, бабушки в платочках, огромные лозунги, написанные кириллицей, и многое другое. Для нынешней России бабушки, униформа и лозунги остались, но появились и новые символы: знаки православия, нищие, бездомные, роскошь новых русских. Как-то раз, выполняя заказ одной фирмы, я снимал для журнальной публикации поездку известного господина по самым красивым местам Петербурга и сделал множество сюжетов. Я был сильно удивлен, когда фотографии, снятые рядом с фигурами атлантов Эрмитажа, после некоторых раздумий были отвергнуты. Атланты были восприняты не как адрес России и Петербурга, а как символ африканской страны, в них увидели нечто египетское, а вовсе не питерское. В чем была ошибка: в моих стереотипах или узости восприятия иностранцем России?

Начинающим профи

Если ваша съемка — банальная пресс-конференция, то лучшее время для хороших кадров самое начало, когда все рассаживаются за столом, здороваются и неформально общаются. Дальнейшая часть — разговоры и выступления — может быть полезна для съемки портретов и характерных жестов, эмоций. Если событие — свадьба и вы не хотите протокольных карточек, то сосредоточьте внимание на лицах гостей, их реакции, каких-то забавных мелочах. Интересен не собственно сам поцелуй, а миг до него, когда губы еще не встретились. Если гости уже орут нетвердыми голосами «Горько!» и начали отсчет, то можно смело разворачивать камеру в их сторону.

Если фотограф снимает спорт, то хороший спортивный репортаж будет включать не только кадры собственно спортивных достижений — забитых голов, острых моментов, финишей, но и эмоции спортсменов, болельщиков, тренеров. Обратите внимание не только на победителя, иногда проигравшие спортсмен или команда выплескивают море эмоций и дают фотографу возможность сделать хороший снимок.

Для профессиональных репортеров протокольная съемка государственных деятелей и политиков всегда оставалась непростым делом. Время рукопожатий и короткого первого общения ограничено секундами, в течение которых необходимо сделать выразительный снимок. Место съемки может быть удалено от места действия, а площадка для фотографов слишком мала, чтобы уместить всех аккредитованных, поэтому каждый стремится занять наиболее выгодную точку. При этом каждый постоянно пытается предвидеть развитие ситуации: какие моменты могут случиться, какой будет ракурс, куда могут переместиться политики и т. д.

Снимая репортаж, не забывайте иногда чередовать горизонтальные и вертикальные снимки: если вам придется отдавать их в газету или журнал, то разнообразие форматов поможет лучше скомпоновать блок из фото.

Иногда есть необходимость в простом дублировании сюжетов. Что я имею в виду? Допустим, вы снимаете общий план, повторите то же самое, но чуть крупнее и, наконец, крупно самое основное. В настоящий момент, может быть, вы не сможете оценить, какой из планов более выигрышный, но, просматривая отснятый материал в спокойной обстановке, проще выбрать из трех похожих снимков лучший. Когда газетные репортеры снимают портрет, они непременно сделают дубли с поворотом головы персонажа в одну и другую сторону, анфас и т. д. При подборе снимков в репортажный блок или создании макета газетной полосы фотографу или дизайнеру будет проще организовать грамотный фоторяд, используя почти одинаковые фото, но с разными поворотами и направлением взгляда персонажа.

Для репортажа как серии обязательно нужны какие-то заполняющие сюжеты или фотографии-связки, которые можно заменять. Разумеется, речь не идет о ключевом, главном снимке или моменте, который держит весь материал, просто иногда замена второстепенных репортажных сюжетов может улучшить фоторассказ в целом, изменить тональность, настроение репортажа или, наконец, придать ему законченность. Газетные и журнальные снимки могут отличаться по характеру. Газете, как правило, нужен броский, хорошо читаемый и яркий снимок с простой композицией, который привлечет внимание зрителя к материалу. Журнал читают не спеша, перелистывая и разглядывая картинки, поэтому снимок может содержать больше мелких деталей, воздуха и однотонных цветовых пространств, в которые можно хорошо вписать заголовок или небольшие выжимки из основного текста.

Если мы говорим о репортаже как об очерке или серии, то и здесь надо рассмотреть все возможные варианты. Главный герой очерка не должен выступать лишь в одной роли. Любого человека — музыканта, спортсмена или политика — интересно увидеть еще и в обыденной жизни, дома, на даче или в непривычном для окружающих амплуа. Иногда фотографу необходимо прожить какое-то время со своими героями в их среде. Привыкнув к постоянному клацанью затвора и к присутствию репортера, люди уже не будут обращать внимание ни на камеру, ни на фотографа, а продолжат жить своей «обычной, но прекрасной жизнью» — вот тут вы и наснимаете шедевров.

Если говорить о фотожурналистике, то можно условно разделить всю фотографию, снимаемую репортажным методом, на такие категории:

  • Новостная фотография или пресс-фотография — съемка текущих событий, от местного до международного масштаба, очень оперативна и, как правило, отражает сегодняшний день.
  • Репортаж — те же новости, но с осмыслением, анализом причин, последствий, фотограф работает не как фиксатор события, но пытается быть и аналитиком. Второй эшелон информации, работа для еженедельников. В этом жанре работали многие известнейшие фотографы.
  • Документальная фотография — тот же репортаж, но снимаемый долго, иногда годами, и не всегда по заданию редакции, работа, посвященная интересной и, как правило, значимой теме.
  • Стрит-фото — моментальные жанровые или городские сценки, непричесанные, забавные или философские, такое зеркало разнообразной жизни, зависимое не от событий, а только от субъективного взгляда фотографа.

Стрит-фото

Есть такое направление в репортажной фотографии. Поклонники стрит-фото предполагают — и в этом есть свой резон, — что обычные люди не ведут себя «как есть», то бишь естественно и натурально, увидев нацеленный на них объектив фотокамеры. Поэтому, чтобы запечатлеть самую что ни на есть реальную и настоящую жизнь, чтобы фотоснимки были «чисты» от присутствия фотографа, надо снимать «натуру» таким образом, чтобы она и не догадывалась об этом. И снимать надо, находясь в самой гуще обыденной жизни, штатными объективами или широкоугольниками. На этот счет придумано немало уловок, разработаны методики фотосъемки «навскидку», придуманы способы, как неприметно одеваться, и другие хитрости.

Итоги

К сожалению, в последнее время настоящая репортажная и документальная фотография становится востребованной в газетах и журналах все реже, ее заменила так называемая пресс-фотография — изображение, используемое для редакторских или дизайнерских нужд. Иллюстрация необходима, чтобы газетная полоса читалась и выглядела хорошо, а качество собственно сюжета — дело второе. Считается, что хороший фотограф — не тот, кто делает отличные картинки, а тот, кто делает снимки бесперебойно, приемлемого качества, кто всегда под рукой и вовремя возвращается в редакцию с задания.

Но к любителям фотографии это не имеет никакого отношения, вы просто берете камеру в руки — и вперед, на улицы фиксировать уходящее время. И совершенно не надо задумываться о терминологии, как можно назвать тот или иной жанр. Все, что вы снимаете, будет оценено зрителями, а вам просто надо сделать репортажные шедевры.

Другие уроки Александра Беленького вы можете прочесть в его книге «Фотография. Школа мастерства».

prophotos.ru

Как снимать репортаж.

Поделиться статьёй:

Как запечатлеть историю в одном кадре, отразить атмосферу ситуации, поймать выразительный момент. Все это входит в задачи репортажной съемки, одного из самых сложных жанров фотоискусства. Наблюдая за шустрыми фотографами, которые ловко меняют объективы, настраивают параметры камеры, быстро перемещаются по месту съемки, может показаться, что все это им дается легко и просто. Да — только для профессионалов, мастерство которых отточено до совершенства. Новичкам, познающим фотодело с нуля, придется изрядно постараться, чтобы получить качественный репортажный снимок. В статье мы раскроем особенности и нюансы репортажного жанра, дадим полезные советы и рекомендации, которые помогут правильно выстроить композицию и эффектно заключить ключевые моменты в рамки кадра. Начнем с основного — оборудования.

Содержание статьи:


Что нужно для съемки репортажа

Фотограф должен действовать ситуативно, ориентироваться на особенности места, условия освещенности, статику и динамику. Собираясь на съемку репортажа, в комплект оборудования должны войти:

Объективы

Вам предстоит менять ракурсы, фокусные расстояния, планы, фоны, подстраиваться под движение объектов. Одной оптикой не обойтись. Снимая свадьбу, в кадре должны оказаться жених и невеста, их гости, родственники как крупно, так и в массовке: на сцене, во время танца, розыгрышей, конкурсов. Запасной объектив лучше держать за спиной, в рюкзаке — чтобы быстро достать и подключить к камере. Чаще всего фотографы используют две модели: широкоугольный и телевик (длиннофокусный).

Широкоугольный объектив позволяет охватить большую площадь, включить в кадр все важны детали и объекты. Применяется при съемке групповых портретов, общих планов, панорам. Также фотографы активно пользуются возможностью изменять фокусные расстояния зумом. Приближение и удаление с качественной фокусировкой необходимы для репортажного жанра.

Телевик незаменим при съемке на удалении, когда у вас нет физической возможности приблизиться к объекту. К примеру, на спортивных соревнования, церемониях открытия, презентациях, концертах, фестивалях, карнавалах. Длиннофокусный объектив решит поставленную задачу, кадры получатся четкими и выразительными.


Вспышка

Съемка может проходить как под открытым небом, так и в помещении, где обязательно потребуется дополнительное освещение. Здесь на помощь приходят вспышки и их сопутствующие элементы. Не забудьте о запасных батарейках. Кадров придется делать много, а вспышка одна, и ее энергоресурсы не безграничны. Будьте готовы к быстрой подзарядке. Репортажная съемка не терпит промедлений и стопов — можете упустить ключевые моменты. Купите три-четыре упаковки батареек, пусть лучше они останутся не использованными, чем закончатся раньше ожидаемого времени.

Цветная калька

Весит она немного, а приносит большую пользу. Иногда освещение слишком яркое и холодное. Зафиксировав к вспышке кальку желтого цвета, вы получите кадры в красивых теплых тонах. Кстати, можете экспериментировать с цветом, задавая снимкам креативные нотки.

Рассеиватели и отражатели

Идеальный вариант, которому отдают предпочтение многие профессиональные фотографы, — софтбоксы и зонты. Они практически невесомы и предельно просты в использовании, не доставят хлопот и сложностей. Достаточно разложить и направить в нужном положении, и лучи вспышки будут рассеиваться, заполняя кадр мягким светом.

Зарядки и аккумуляторы

Батареек для вспышки будет недостаточно. Разрядиться может сама камера, и тогда репортажную съемку придется прервать. Видите, что энергия на исходе, замените аккумулятор. Не ждите, пока полоски дойдут до нулевого уровня.

Флешки

Исходя из практического опыта, на шести-часовую репортажную съемку уходит около 14-16 Гб. Будьте готовы к такому объему и запаситесь флешкой на случай, если ресурсы будут исчерпаны. Оборудование собрано и укомплектовано, вы приехали на место. Теперь встает вопрос, что снимать и как это делать.


Особенности репортажной съемки

Материал, который понравится заказчику, должен соответствовать поставленным задачам и ожиданиям клиента. Прежде чем приступить к съемке, выясните, на чем должны быть сделаны акценты. Профессионалы могут сами ответить на эти вопросы, понимая и тонко чувствуя любую ситуацию. В помощь начинающим фотографам разделим репортажи на категории и выделим ключевые моменты, на которые следует обратить внимание в работе:

Свадебная съемка

Здесь балом правят эмоции и чувства. Фотографии должны передавать атмосферу торжества в различных ее оттенках. Трогательно, нежно, трепетно — крупные планы жениха и невесты, взгляды, жесты, первый танец. Новое настроение зададут родители жениха и невесты, на лицах которых слезы радости, умиление и счастье. Особенно эмоциональными получаются кадры с гостями свадьбы. Танцы, конкурсы, розыгрыши — все это сопровождается забавной мимикой, экспрессией в движениях, смехом, аплодисментами. Будьте всегда начеку, выслеживайте героев для своих фото. Репортажный фотограф — своего рода охотник.

Меняйте ракурсы, работайте с фокусом, акцентируйте главные детали в четкости, художественно смазывайте фон, пробуйте разные приемы. В итоге материал должен передать обстановку праздника, напомнить заказчикам о тех минутах счастья, которые они испытали в свой свадебный день. Появилась улыбка на лице — репортаж удался.

 

Корпоративные праздники

Как правило, заказчиком становится руководитель компании. Что он хочет видеть? Довольные лица сотрудников, торжественные моменты награждения отличившихся, эстетику в оформлении и сервировке стола, яркие и веселые моменты шоу-программы.

Фотографии скорее всего будут использоваться для корпоративной газеты или уйдут в архив фирмы. Почувствуйте себя руководителем, акцентируйтесь на красивой картинке с трезвыми лицами. О корпоративах придумано много анекдотов, но ваша задача сдать достойную работу и получить за нее деньги.

Съемка мероприятия

Выставка, фестиваль, конференция, показ мод, презентация автомобиля — каждый из случаев требует концентрации на деталях. Эти торжества организуются профессионалами, каждая мелочь заслуживает внимания. Снимайте людей, интерьеры, декор, угощения, музыкантов — все это в результате составит комплексную картину о событии.

Будьте внимательны и оперативны во время торжественной части, выбирайте наиболее выгодный ракурс, который позволит включить в кадр главных героев мероприятия. Меняйте точки съемки, свободно перемещайтесь по площадке в поисках ярких, выразительных фотографий.

Репортажная съемка для СМИ

Перед вами стоит задача — дополнить фотографиями газетный или журнальный материал, проиллюстрировать текст. Для начала вникните в происходящее, выделите ключевые моменты, которые должны попасть в кадр. если работаете на площадке вместе с журналистом, спросите о приоритетах.Там вам будет проще ориентироваться, материал оправдает ожидания заказчика, органично дополнит статью.

Кадры не должны быть однотипными Меняйте позиции, ракурсы, приближайте и удаляйте фокус, ищите интересные лица и моменты, эмоционально скрашивающие ситуацию. И не забывайте о деталях — они могут достойно дополнить и композиционно разрядить материал.

Мы сказали о том, как правильно снимать основные типы репортажей. Теперь выделим 10 моментов из анти-списка, которых нужно избегать в своей фото-работе.


10 распространенных ошибок при репортажной съемке

Смазанные объекты в кадре

Зачастую новички не могут поймать движение в резкости. В основном ошибкой является неверное использование параметров. Нам известно такое понятие, как безопасная выдержка. Для статики и динамики этот показатель должен меняться. Фотографируя бегущего или танцующего человека, работайте с приоритетом выдержки (S или TV). Так каждый взмах руки будет четким, в резкости. При съемке со вспышкой оптимальный показатель выдержки — 1/200. Еще вариант — установить на камере приоритет диафрагмы. В принудительном порядке это возможно при работе с зеркальными камерами Canon.

Мистические пятна

Это не НЛО и не привидения, а всего лишь капли дождя, тумана, пылинки, от которых отражается свет вспышки. Чтобы избежать подобного гороха, снимайте без дополнительного освещения на максимально открытой диафрагме, при высоких показателях ISO. Да, света будет маловато, но детали композиции не залепят мутные пятна.

Заваленный горизонт

Обидно испортить хороший кадр кривой линией нижней оси. Иногда такой снимок не получается выровнять даже при помощи фоторедактора. Чтобы избежать этой грубой ошибки, пользуйтесь специальной сеткой или уровнем на камере, которые помогают правильно выстроить горизонталь, задать композиции красивую симметрию, сбалансировать снимок.

Формат Jpeg

Снимая в Jpeg, вы сами роете себе яму. Этот вариант не предусматривает автоматические настройки баланса белого, удаления шумов и прочие важные моменты, которые напрямую влияют на качество снимка. Кроме этого, работать с Jpeg в фоторедакторах гораздо сложнее, чем с RAW. Установив параметр RAW, вам не придется мучаться со сменой условий для съемки, камера все сделает за вас.

Главное следить за выдержкой, диафрагмой и ISO. Профессионалы останавливаются на смешанном варианте RAW + Jpeg, который позволяет быстро отправить фотографии на проектор, презентовав материал заказчику, а в дальнейшем довести до совершенства в Photoshop.

Неинтересный репортаж

Одна из грубых ошибок, которую допускают начинающие или ленивые фотографы — съемка со штатива. Да, в церемонии вручения дипломов 100 участникам мероприятия мало экшена, но и из этого события можно слепить конфетку. Начните с самого здания, зала, в которой происходит действо. Запечатлите участников, которые готовятся к церемонии. Во время награждения меняйте планы: крупные, общие, групповые, акцентируйтесь на деталях. Ловите эмоции на лицах — не забывайте про зрительский зал. Будьте подвижны, не застывайте на месте.

Фотомусор

В кадре важен не только ключевой объект, но и фон, который открывается за его спиной. Певица в роскошном платье на фоне электрического щитка — композиционный диссонанс. Да, лишние детали можно убрать в фоторедактор, но лучше следить за тем, чтобы они не попадали в кадр.

Плотное кадрирование

Когда объект соприкасается с границами снимка — это фото-брак. Кадрируя композицию, немного отодвигайте зум, чтобы минимизировать риски пересечения линий композиции. Всегда оставляйте немного воздуха, не сжимайте пространство. оставляйте место со всех сторон, не только над головой.

Открытый рот

Одна их самых распространенных ошибок, которая возникает при съемке выступающих со сцены людей. Причем, не только рот может смутить, у человека от волнения меняется мимика, и не в лучшую сторону. Даем полезные советы, которые помогут поймать удачные кадры и избежать этих ошибок:

  • Один объект снимайте в дублях, не жалейте кадры. Чем больше вы отнимите, тем богаче будет выбор. И далеко не всегда ЖК-экран камеры позволяет распознать адекватность выражения лица. Часто то, что кажется нормальным, на компьютере расстраивает.
  • Фотографируйте человека в момент, когда он только что поднялся на сцену и готовится к своему выступлению. Особенно сложно снимать спикеров, читающих речь по бумажке — голова наклонена вниз, глаза опущены, лица не видно.

Выстраивая кадр по вертикали, следите за тенями. Оптимальный вариант — в области затылка. Следите за жестами и ловите их в динамике. Они делают фотографию выразительной, эмоциональной, живой.

Неудачный ракурс

Это роковая ошибка, которую практически невозможно исправить в Photoshop. Неграмотная ориентация, некорректная композиция, заваленный горизонт, мелкие объекты в кадре — все это нещадно портит снимок, не давая ему шансов на искусственную реанимацию.

Несоблюдение профессиональной этики

Встать спиной к камере — риск получить вызов на дуэль. Если серьезно, такое поведение недопустимо, порочит вашу репутацию. Хотите отснять качественный материал — приезжайте на место заранее и ищите наиболее выгодные ракурсы.

Старайтесь не допускать этих ошибок, будьте внимательны и следуйте нашим профессиональным советам. Желаем успехов и больше качественных репортажей!

Поделиться статьёй:

top100photo.ru

Репортажный портрет — PhotoStocks.info

«Портрет в идеале должен выражать самое важное, самое существенное в человеке – момент его наивысшего подъема, духовного, конечно. В идеале он должен выражать сокровенное».
Д.С. Лихачев

Виды фотопортретов

В фотоистории снимок-портрет – это представление героя повествования. Удачный кадр-портрет вносит в историю дополнительные ноты искренности, проникновенности, сближает всех участников творческого процесса — персонажа съемки, фотографа и зрителя.

Вспомним, что портрет (от французского portrait — «изображать») — изображение облика человека средствами живописи, графики или скульптуры, включает также литературное описание и фотографирование. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир личности, создает типичный образ представителя своей среды, группы, народа, эпохи.

По способу создания портрет сегодня существует в двух видах: студийный (постановочный) и репортажный портреты. Более молодой репортажный портрет внес свежую струю в фотографическое творчество, позволил снимать человека более разнообразно и живо. Однако, как жанр фотопортрет развивался изначально в колыбели студии. Подражая художникам, фотографы разработали эстетические каноны портретирования и типологию портрета. В частности, по количеству снятых людей портреты делятся на одиночные и групповые. Групповой портрет в репортаже встречается очень часто. Рассмотрим примеры.

Михаил Рогозин. Братья Андрей и Валерий Близнюки.

Михаил Рогозин. К своему полю.

Павел Кривцов. Иерей Николай Емельянов с семьей.

Павел Кривцов. Герой Советского Союза, генерал-майор Александр Петрович Солуянов с воинами-десантниками России.

Михаил Рогозин. Наказ старейшин.

Портреты также различаются и по крупности изображения человека. Кадр-портрет может показать нам крупным планом только лицо, на других снимках — и лицо и часть фигуры,
на третьих — всю фигуру стоя, сидя, лежа.

Александра Рогозина. Автопортрет

Фото Александры Рогозиной

Павел Кривцов. Алексей Конев – курский левша

Павел Кривцов. Собиратель народных песен, кинорежиссер, журналист Николай Ряполов

Михаил Рогозин. Каргопольский лодочных дел мастер

Михаил Рогозин. Художник Василий Криворучко

Павел Кривцов. Настя

Павел Кривцов. Писатель-фронтовик Евгений Носов

Особенности репортажной съемки человека

В чем же особенность репортажного портрета? В чем его привлекательность?

Репортажный портрет — это фотография человека или группы людей, запечатленных в любых жизненных обстоятельствах в процессе какого-либо действия или занятия. Герой съемки может трудиться, гулять, отдыхать, созерцать природу или общаться с друзьями,читать книгу, молиться, размышлять, играть, петь, прыгать и т.д. Любой акт жизни — есть действие, процесс. Фотограф незаметно и ненавязчиво снимает в нем человека. При этом действие, ситуация второстепенны, интересен сам человек. В кадре он является центральной фигурой. Окружающая естественная среда, предметы – это не просто фон, а мир персонажа съемки. Оказавшиеся в кадре предметы могут косвенно рассказать о жизни человека и его натуре. Поэтому репортажные портреты часто выполняются средним или общим планами и композиционно могут быть бесконечно разнообразны.

В сравнении с постановочной студийной съемкой в репортаже фотограф не управляет или «почти» не управляет персонажем. От портретируемого не требуется изображать веселость или, скажем, деловитость в угоду чьим-то вкусам. Ему не надо входить в заданный образ или застывать перед камерой в заданной позе. Нарочитое позирование в репортаже не приветствуется. Ценны естественность, подлинная сущность человека, правдивость снимка.

Отойдя от шаблонов студийной съемки, фотограф получает возможность снимать человека вольно, свободно, создавать динамичные снимки. Запечатлеваются не только стабильные, характерные черты личности, но и мимолетные движения чувств и умонастроений героя съемки. И сегодня технические возможности современных камер, моментальная съемка облегчают фотографу процесс воплощения этих преимуществ фотографии, о которых еще в XIX веке написал Федор Михайлович Достоевский: «В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывает, и не было ее вовсе в лице. Фотография же застает человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон, в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк — нежным». И именно в репортажной съемке можно показать человека таким, каким его никто не видел, или видел редко, раскрыть его необычные, сокровенные черты.

Только репортажный портрет может приоткрыть нам разные грани человека. Поэтому его можно назвать не произведением искусства, а «произведением жизни» (Юджин Смит).

Фото Геннадия Михеева

Александра Рогозина. Соседские мальчишки

Михаил Рогозин. Лауреат Нобелевской премии в области литературы за 2000 г. Гао Цинцзянь

Павел Кривцов. Писатель Виктор Астафьев

Павел Кривцов. Липецк. Горячий металл

Павел Кривцов. Пилотка брата

Допустима ли постановка?

Репортажный портрет в чистом виде, то есть без элементов постановки, создается и при событийной съемке, и при работе над фотоисторией. В других случаях портрет выстраивается, за внешней простотой, правдивостью и легкостью фотографии стоит кропотливая работа фотографа. Постановка продумывается заранее. Используется некая режиссура, не искажающая сущность ситуации, не привносящая чуждого в личность портретируемого. К примеру, при съемке фотоистории вы выбираете точку съемки, время съемки с выигрышными условиями освещения (мягкий вечерний или утренний свет). Можно предложить человеку занять определенное место, естественное для него, но, например, чуть ближе или чуть дальше от окна, стола и т.д. Вы также можете попросить портретируемого продолжать свое занятие в прежнем ритме, на передний (задний) план помещаете какой-либо предмет из среды (книгу, вазу и др.), чтобы он вошел в кадр, либо убираете его, чтобы не мешал; активно вовлекаете человека в беседу, либо наблюдаете за ним молча. Режиссура допустима очень чуткая, деликатная, она не должна вносить в процесс фальшь. Она выполняет роль катализатора, усилителя всего творческого процесса.

Эти портреты создавались с элементами режиссуры.

Павел Кривцов. Душа нараспашку. Федор Павлович Кузин – участник парада Победы 2000 года в Москве

Михаил Рогозин. Заводской мастер

Михаил Рогозин. Сельский фельдшер

Фото Михаила Рогозина

Искусство быть незаметным. «Решающий момент» в портретировании

В репортажном портрете, как вы уже поняли, шаблонов съемки нет. Перед вами открывается невероятный творческий простор для композиционных решений, который можно осваивать при соблюдении следующих условий:

  • Не снимайте человека скрытой камерой или «врасплох», тайком, против его воли. Во-первых, это безнравственно. Во-вторых, по меткому замечанию известного фотожурналиста Сергея Максимишина, вы можете попасть в категорию фотографов, которых бьют.
  • Для снятия у портретируемого напряженности, скованности перед фотоаппаратом используйте метод «привычной» камеры. Его суть: человека снимают так много и так часто или имитируют съемку (отвлекающий маневр), что с некоторого момента он перестает обращать на это внимание и становится самим собой.

Например, драматичный снимок молодых солдат был снят следующим образом. Новобранцы летели в транспортном вертолете Ми-26 на место боевых действий в Грозный. Я был рядом с ними. Сперва снимал их открыто, но кто-то из них постоянно смотрел в камеру и это лишало кадр естественности. Тогда я прекратил съемку и сделал вид, что чищу фотоаппарат (снял призму). Солдаты потеряли ко мне интерес, отвлеклись, в этот момент и был сделан снимок широкоугольным объективом (24 мм).

Фото Михаила Рогозина

Лучший способ стать «незамеченным» — это подружиться с человеком, искренне им интересоваться, стать ему хорошим собеседником, любить его. Беседуйте с тем, кого вы хотите снять, развлекайте его, отвлекайте от фотоаппарата вопросами. И в этот момент снимайте, снимайте много, ловите мгновение максимального личностного, психологического раскрытия человека. Этот метод отвлечения — беседа, диалог — использовался и используется многими мастерами фоторепортажа. Вот как рассказывает о своей работе мастер психологического портрета Павел Кривцов: *«Человек для меня — самое главное, самое ценное. Если я снимаю человека, я должен максимально раскрыть его внутренний мир, характер, подметить характерные движения. Я всегда стараюсь перетянуть его на свою сторону и привлечь к творческой работе. Объясняю ему идею, которую хотел выразить. Я вовлекаю человека во всевозможные разговоры, философские или по искусству… Помню, снимал Юлиана Руковичникова, скульптора. Я с ним проговорил шесть часов подряд. Все эти шесть часов разговора я делал снимки. И когда я закончил работать, то и закончился разговор… Но бывают ситуации, когда делаешь снимки не разговаривая с героями, а методом наблюдения… растворяешься в их среде…

Главная задача — открыть самые лучшие черты человека, самые лучшие его качества… показать ему какой он хороший… Красота идет изнутри». «…Получается, все мои герои — соавторы. Я не могу заставить его принять какое-то внутреннее состояние. Нельзя сказать: «Стань грустным». Выражение глаз разве можно поставить? Здесь обязательно нужен духовный контакт»*. Используя свой подход, свой стиль взаимоотношения с героем, Павел Кривцов создал удивительную галерею портретов наших современников «Русский человек. Век XX». Среди них портреты простых и известных людей: философа Алексея Лосева, писателей Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Леонида Леонова, композитора Георгия Свиридова, скульптора Вячеслава Клыкова и других. Портрет Павла Кривцова — это целый рассказ в одной фотографии (см. в «Примерах»). * Во время съемки забудьте о теории и сосредоточьтесь на фотографировании фаз смены позы, жеста, выражения глаз. Учитесь их предвидеть и фиксировать быстро. Подчеркивайте достоинства внешности, затушевывайте недостатки выбором точки съемки, ракурса, освещением. ##### Выразительность взгляда, жеста, позы Фотография молчалива. Опсихологическом состоянии человека мы узнаем по взгляду, нахмуренным бровям или улыбке, наклону головы, взмаху руки и другим мимическим реакциям и жестам. Глаза, как известно, — «зеркало души». Ощущение интимного контакта со зрителем возникает, когда глаза людей устремлены в объектив. Если взгляд человека направлен в сторону, вверх, вниз, впечатление связи со зрителем ослабевает. Но усиливается другое — его собственное душевное состояние, переживание или действие, которыми он захвачен и которые мы наблюдаем.

Фото Александры Рогозиной

Павел Кривцов. Поэт Валентин Сорокин

Теперь я хочу заострить ваше внимание на «красноречии рук». Образное выражение «руки — второе лицо» удачно подчеркивает значение жеста, особенно — пластики кистей рук. Поэтому очень важно включать в кадр руки, их движения. «Движения рук — вестники души» (Леонардо да Винчи). Старайтесь все портреты снимать с руками! Это сложнее, чем просто крупный план, но со временем вы научитесь создавать хорошие и выразительные портреты.

Михаил Рогозин. Портрет дочери

Павел Кривцов. Великий русский композитор Георгий Свиридов. (Серия в Примерах)

Фото Татьяны Логвиновой

Павел Кривцов. Актер Николай Крючков

Столь же важны поза и вся пластика тела. Выдающийся театральный режиссер В.И. Немирович-Данченко, придававший особое значение пластике актера, называл позу и жест мизансценой тела, предлагая актерам «фотографировать себя мысленно», чтобы проверить соответствие позы и жеста выражаемому состоянию героя и складу души.

Сила, экспрессия чувств у каждой личности своя и имеет свою манеру проявляться.Фотографу нужно учиться различать и понимать язык тела и жеста, так как от него зависит содержание и настроение фотографии.

Михаил Рогозин. Парижанин, литератор Дени Боржуа

Павел Кривцов. Из серии «Матери и вдовы села Богословка Белгородской области»

Геннадий Михеев. Из серии «Царь». (Вся серия в Примерах)

Фото Александры Рогозиной

Фото Александры Рогозиной

Еще предлагаю вам взять на вооружение упражнения по развитию наблюдательности, которые описывает в своей книге «Основы фотографии» известный чешский фотожурналист Эрих Эйнгорн:

  1. Присматривайтесь к людям, которые один за другим совершают какие-либо аналогичные действия: например, у кассы, около автоматов, на платформах, в магазинах. Попробуйте по разнице их движений определить особенности их характеров. Попытайтесь угадать их профессию, откуда они, какие впечатления в течении дня могли повлиять на их настроение. Рассуждения свои постарайтесь обосновать.
  2. Некоторых из наблюдаемых вами людей возьмите себе за эталон. Постарайтесь мысленно вжиться в их настроение, в мотивы их действий в обстоятельствах, которые вами выдуманы. Воспроизведите потом те же самые действия, которые раньше ваш «эталон» выполнял. Но вы никогда не должны преувеличивать, переигрывать. Обращайте внимание лишь на разницу жестов — вот лучшая мерка оценки..
  3. Присматривайтесь к своим знакомым, с которыми вы повседневно встречаетесь, к тому, как они выполняют какую-либо простую, будничную работу — убирают комнаты, умываются, чистят зубы и т.д. Обращайте внимание на то, как разное настроение, чувства и внешние факторы влияют на их действия.
  4. Постарайтесь скопировать некоторые из этих действий. Придумайте новые условия и настроения при выполнении их. Всегда старайтесь представить их себе так живо, как будто бы вы сами действительно все пережили. Всматривайтесь при этом в самые мелочи, отмечайте в них разницу и свои ошибки.
  5. Поиграйте со своими друзьями в следующую игру: заметив у кого-либо интересный жест или движение, скажите ему «стоп», а он должен при этом тут же застыть на несколько секунд.Очень поучительно наблюдать, как естественность подавляется насилием, и видеть разницу между отдельными мгновениями».

И в заключение хочу сказать, что в съемке репортажного портрета (в отличие то классического портрета) можно применять любые объективы, за исключением, пожалуй, сверхсильных широкоугольников и телевиков. Представленные в этом уроке портреты сняты объективами с различными фокусными расстояниями, чаще даже широкоугольниками. Выбор объектива всегда обусловлен конкретной задачей, которую вы ставите. Специфику съемки различными объективами, и в особенности широкоугольником, мы рассмотрим на одном из следующих уроках.

Дополнительная литература по теме урока

  1.  Кривцов Павел. «Русский человек. Век XX», Белгород, «Истоки», 2003
  2.  Никитин Владимир. «Рассказы о фотографах и фотографиях», «Лениздат», 1991
  3. Волков-Ланит Л. «Искусство фотопортрета», М., «Искусство», 1987
  4. Лихачев Дмитрий. «Фотография: восприятие и отношение» (интервью), «Советское
    фото», 1984, No8

Задания к уроку «Репортажный портрет»

Освоение навыков репортажного портрета

Продолжаем работать над своей темой (фотоисторией). Выберите одного или двух персонажей в своей фотоистории и снимите их портреты репортажно в стиле «чистого репортажа» и с элементами постановки:

  • разнообразные композиции с акцентом на язык рук
  • разнообразные композиции с изменением позы
  • снимите групповой портрет (парный, тройной или любой другой).

Дополнительно снимите те же варианты портретов любых людей вне темы. Количество всех фотографий — до 30 штук. Количество архивов — не более трех. Строго. Напоминаю вам, что выполненные задания принимаются в виде ZIP-архива, внутри которого находятся снятые вами фотографии. Архив необходимо загружать в поле для исходной фотографии, а в поле для загрузки основной фотографии задания необходимо загрузить один выбранный вами снимок.

Количество всех фотографий — до 30 штук, а архивов (серий фотографий) должно быть не более трех. Это очень важно.  Еще раз повторю, что принимаются фотографии на любую тему.

Загрузка…

photostocks.info

» Основные правила репортажной съемки

Репортаж – это образное и вдумчивое повествование о событии. Равно как и литературный рассказ, оно может быть написано интересно, красивым языком, с использованием метафор и сравнений, а может быть плоским, линейным и безвкусным.

 

Евгений Кириченко. Свадебные эмоции

 

Экспозиция и смена планов

Согласно правилам жанра, любое повествование должно начинаться с экспозиции. Нет, не с количества света, определяемым выдержкой и диафрагмой. А четким описанием места события. Точно, как в сказке – «в некотором царстве, в некотором государстве жили-были…», с первых кадров делового репортажа зрителю должно быть понятно, о каком «царстве-государстве» идет речь, где происходили представленные события.

Допустим, вы от заказчика получили задание: снять репортаж о Photokina’2012. Открывать репортаж должны общие планы Kёльн-мессе; толпы людей, спешащих на семинары фотографического биеннале; хорошо, если в поле кадра где-то на заднем плане окажется содержательный рекламный баннер самой выставки. Аккредитованным журналистам и фоторепортерам обычно дается памятка с подробным планом событий. Постарайтесь не пропустить важных мероприятий!

После экспозиции идет укрупнение планов, знакомство с героями, их средой обитания – «…жили-были старик со старухой». И далее, не забывайте постоянно менять планы: общий – средний – крупный – деталь. Будьте внимательны и наблюдательны, умейте подмечать то, чего не видят непосредственные участники событий, увлеченные самопиаром или эмоциями от происходящего.

 

Стив МакКари

 

Событие и эмоция как повод для кадра

Снимая средние планы, постоянно ищите выразительные, эмоциональные моменты взаимодействия героев. Даже если ваши герои отвернулись друг от друга, или спят на докладе – это тоже элемент взаимодействия. Не забывайте: мы всегда снимаем реакцию человека на окружающее пространство. Главное – научиться «вкусно» подавать эту реакцию.

Тем не менее, яркая эмоция, взаимодействие – это лишь повод нажать на кнопку спуска затвора. Репортер должен уметь предугадывать события. Компоновку кадра, ракурс, пространство и даже цветовое исполнение необходимо увидеть априори, за мгновение до события. В этом и состоит искусство репортера – чувствовать пространство, прогнозировать действия. Это приходит с опытом, путем постоянного анализа собственных кадров и лучших репортажных фотографий.

Предварительная подготовка

Если у вас запланирована съемка важного делового репортажа, имеет смысл предварительно осмотреть место событий. Обратите внимание, какой там свет? Включат ли на время конференции дополнительное освещение? Где будут находиться аккредитованные фотографы? По какому маршруту можно перемещаться фотографу во время съемки? Есть ли возможность и необходимость работать с дополнительным светом, управляемым ассистентом? Задайте эти вопросы организаторам.

 

Сергей Максимишин. Работники банка отмечают день рождения сотрудника

 

Не ленитесь, и не жалейте времени на такую предварительную работу. Не стоит слишком полагаться на свой опыт, неприятные сюрпризы могут ожидать фоторепортера на каждом шагу. Например, однажды снимая репортаж в одном зале в центре города, я обнаружил, что в нем ужасно скрипят половицы паркета. В итоге мое передвижение по залу в поиске интересных ракурсов было затруднено: резкий скрип существенно раздражал присутствующих. Если бы я обнаружил такое свойство паркета предварительно, найти нужную траекторию перемещения по залу было бы значительно проще.

Попадание в стиль медиаресурсов

Работая для печатных изданий, обязательно изучите соответствующий стиль подачи изображения. Если сразу это непонятно, уточните у бильдредактора, на чем нужно сделать особые акценты. В целом же, существует два основных типа изданий. К первому следует отнести те, что живут за счет продаж самого печатного продукта, то есть за счет популярности и огромных тиражей. Вторые существуют в основном за счет рекламодателей или прочих заинтересованных лиц. Для первых, как правило, требуются «безбашенные» снимки: публичный человек скорчил ужасную гримасу – браво! Случайно или нарочно показал неприличный жест – клиент нашей «клиники»! Надул щеки, закатил глаза – отличный кадр для обложки или первой полосы (с соответствующей колкой подписью, разумеется).

 

Сергей Максимишин. Владимир Путин

 

Конечно, как правило, и за такой кажущейся «свободой» обычно кто-то стоит. Неплохо бы это сразу понять, поскольку, как говорил мой шеф: «хорошая собака не укусит своего хозяина за руку». И здесь все инсинуации по поводу журналистской свободы вообще не причем. Просто, если уж и быть пешкой в чьей-то игре, то лучше делать это осознанно. Впрочем, это тема отдельного разговора.

Кстати, в деловых или корпоративных изданиях, это гораздо легче прочувствовать. Поэтому главных героев для подобных медиаресурсов, наоборот, следует идеализировать. Тем более, если речь идет о представителях компании-рекламодателя. Постарайтесь добиться на снимке нужного взгляда, ракурса, жеста. Иногда это бывает сделать довольно сложно, особенно, если докладчик волнуется, непрерывно говорит и жестикулирует. Сотня снимков, море досады и раздражения со стороны присутствующих – и ни одного попадания: то открыт рот, то закрыты глаза, то высунут язык, то рука закрыла часть лица. В таком случае, не стесняйтесь в перерыве подойти к докладчику и попросить его немного попозировать перед камерой для вашего издания. Несомненно, он должен быть заинтересован в качественных снимках.

На одной из зарубежных пресс-конференций я не без удивления узнал, что многие западные докладчики проходят специальные курсы. В частности, их учат практически после каждой фразы делать небольшую едва заметную паузу: закрыть рот, в выгодном ракурсе подать себя и представляемый продукт, давая тем самым репортерам сделать нужные кадры. Неплохо бы такую практику заиметь и нашим топ-менеджерам.

 

Стив МакКари

 

Несколько слов о технике

Фиксируя важные события, репортер не имеет права на ошибку. Дубли в репортаже невозможны. Все оправдания, типа «сел аккумулятор, переполнена карта памяти, не успел сменить объектив» несерьезны. Поэтому к технике предъявляются повышенные требования: высокая надежность и стабильность в работе; большой ресурс затвора; пылевлагозащищенность и морозоустойчивость; быстрый, точный и цепкий автофокус; кнопочно-колесный доступ к большинству функций съемки с исключением случайных нажатий. Отсюда столь высока цена на профессиональную репортерскую технику.

Тем не менее, по большому счету, на ответственный репортаж следует идти с двумя камерами. Такая страховка, во-первых, сведет к минимуму вероятность отказа техники; а во-вторых, позволит оперативно работать с разными планами, не тратя время на смену оптики. Если же второй камеры нет, и вы достаточно уверены в своем аппарате, продублируйте все аксессуары: две емкие карточки, высвобожденные от прочих снимков; по два комплекта аккумуляторов для аппарата и для вспышек. Обязательно – средства для чистки оптики, чехол от непогоды (если съемка будет проходить на улице, а техника не влагоустойчива).

Основное правило репортажного фотографа звучит так: все свое ношу с собой. То есть никогда не оставляйте свою технику, даже под присмотром хороших, но случайных знакомых, и даже идя в туалет или на перекур. Во-первых, увлекшись процессом съемки, вы, скорее всего, на короткое время забудете о дорогом объективе, в суете оставленном на скамейке или подоконнике. Во-вторых, не ровен час знакомый, не обремененный особой ответственностью, отвлечется и вашу технику попросту могут «увести» или случайно разбить, и вы вместо небольшой прибыли будете иметь существенный урон.

Отсюда вывод: используйте удобные сумки, фотографические портупеи с навесными чехлами для объективов, вспышек и аксессуаров. В рюкзак можно сложить технику, которая не пригодится в ближайшее время (хотя сам по себе он неудобен для репортажей).

И последнее. Работа на важном репортаже с коллегами или ассистентами в две или более камер – это разделение ответственности, это всегда психологически легче, чем работать в одиночку: можно поделиться планами, ракурсами, помогать в освещении объекта. Делитесь ответственностью, обретайте опыт. Удачи!

Текст: Сергей Галушка


journal.foto.ua

Основы репортажной съемки

29 Марта 2015

Слово «репортаж» происходит от французского reportage, что дословно переводится как «сообщение с места события». Репортажная съемка — особый жанр фотожурналистики, который обладает несколькими базовыми критериями: 

  • оперативностью
  • беспристрастностью
  • реализмом

Часто начинающие фотографы даже и не задумываются о том, что свои первые снимки они делают в жанре фоторепортажа. Как правило, все начинается со съемок вечеринок, туристических поездок, спортивных событий, концертов, корпоративных мероприятий. Главный плюс репортажной съемки заключается в том, что не нужно раздумывать над сюжетом и высасывать его из пальца: все происходит само собой, фотографу только нужно, что называется, поймать момент. Но есть у этого жанра и свой характерный минус – нет времени на перенастройку камеры, и шанс сделать «тот самый», уникальный кадр – только один.

Репортажная съемка не допускает режиссуры; чтобы получить хороший кадр, нужно находиться в эпицентре событий. Желательно прибыть на место заранее, чтобы оценить обстановку и выбрать удобные места для съемки.  Если ситуация допускает, можно заранее познакомиться с участниками события.

Какая техника нужна для репортажной съемки?

В идеале нужна полнокадровая камера для лучшего качества изображений, но подойдет и кроп. Главное, основа репортажной съемки – это оптика. Желательно иметь несколько объективов. Можно снять хороший репортаж и на фикс (например, на полтинник), но зум все-таки вещь незаменимая. Разберемся, для чего нужен конкретный объектив при репортажной съемке:

  • зум-объектив 24-70 мм: общие и средние планы, портреты, пейзаж;
  • телеобъектив 70-200 мм: на улице, крупноплановый портрет, лица спикеров, детали, на которых нужно сделать акцент, удаленные объекты;
  • широкоугольный 12-24 мм: общий план, групповой портрет, интерьер, масштабные сцены, большие скопления людей, толпа.

Кроме собственно камеры и пары объективов нужна вспышка. В темном помещении, а также при репортажной съемке вечером она незаменима, а в светлое время суток при ярком солнце она поможет смягчить тени. Пригодится рассеиватель и отражатель для фотовспышки, чтобы свет не был слишком резким и концентрированным. Из светофильтров в условиях быстрой смены событий может пригодиться только поляризационный. Он ликвидирует отражения от неметаллических предметов. Также пригодится штатив или монопод (более мобильный, легкий, удобный). 

Обязательно возьмите несколько карт памяти и батарей (от 4 до 8), а также зарядное устройство с дополнительным шнуром, дающим возможность заряжать батареи от источников с переменным током или от прикуривателя в автомобиле.

Экипироваться технически недостаточно. Фотограф должен подумать и о себе: выбрать удобную одежду и обувь. Желательно, чтобы было много карманов, в которые можно положить сменные аккумуляторы, светофильтры, карты памяти. Технику лучше сложить в фоторюкзак, а не в сумку – так будет удобнее. А объективы – в специальные сумочки, чтобы можно было быстро их менять. Подумайте обо всем, что может вам пригодиться для репортажной съемки: зонт, дождевик при плохой погоде, складкой стульчик для съемки футбольного матча (на него также можно поставить ноутбук для обработки изображений между таймами). 

В каком формате снимать репортаж?

Основные события можно снимать в RAW (он занимает много места на карте памяти), а второстепенные – в JPEG (занимает меньше места). Чтобы правильно выбрать формат, нужно заранее знать цель репортажной съемки и какое необходимо качество заказчику (если он есть).

Главное качество репортажного фотографа – это внимательность. Нужно постоянно быть наготове, чтобы сделать хороший кадр, ведь второго шанса не будет. Если человек настойчиво просит его не снимать, не делайте этого, сведите негатив на нет. Не привлекайте слишком много внимания к себе, иначе люди будут зажаты. Но и не будьте букой – улыбайтесь! Тогда и у объектов репортажной съемки будет улыбка на лицах.

Экспериментируйте и еще раз экспериментируйте! Невозможно выработать определенные незыблемые правила фоторепортажа. Основа любой репортажной съемки – это индивидуальное творчество, и что хорошо для одного фотографа, может быть совершенно ненужно другому. Учитесь на практике, учитесь основам репортажной съемки у профессионалов на курсе Репортажная фотография.

Поделиться в соцсетях:

Другие публикации

www.photoacademy.ru

Что такое репортажная фотосъемка – Репортажная фотосъемка — особенности и нюансы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх