Читать онлайн «Законник», Дмитрий Зверев – ЛитРес
Редактор Светлана Рейк
Дизайнер обложки Владимир XenoNorman Окишев
© Дмитрий Зверев, 2021
© Владимир XenoNorman Окишев, дизайн обложки, 2021
ISBN 978-5-0055-7002-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
«Ползти по песку, пробираться ползком
Любить ту, которая ждёт.
Просыпаться во сне от потливого страха,
Вспоминая в темноте только смерть,
И не рассказывать никому
Непонятных мыслей и слов,
Нелояльных снов
И лелеять под матрасом портрет жены,
Компенсируя отсутствие моральных основ…»
Инструкция по выживанию
Мир прогнил до самого основания, и ужасный конец поджидал его.
Боги щедро сыпали дурными предзнаменованиями, но люди страшились обратить на них хотя бы малейшее внимание, а потому не считали нужным внимать словам тех, кто говорил с богами.
Цепь из людей, которые больше походили на привидения, нежели на живые существа из плоти и крови, тянулась по поросшим высохшим быльём прериям, держа путь в одном им известном направлении. Этот караван находился в неведении относительно не только своей судьбы, но и судьбы целого мира. Они будут брести в неизвестные земли до тех пор, пока последний из них не упадёт замертво.
«При виде зла душа моя ликует…»
Кто скачет впереди всех этого каравана на своём вороном жеребце, предвещая времена страха и отчаянья? Кто не убоялся уготовленного ему предназначения и готов своей дланью объять весь мир и сдавить его, пока тот не начнёт сочиться кровью? Деревянные надгробия на заброшенном кладбище у чёрных стен пылали за спиной безумца.
«Но Бог во мне, и с Богом я един…»
Один человек, чей рассудок помрачился настолько, что нарисовал в своём воображении всепоглощающую бездну. Один человек, который потерял всё, но обрёл большее. Один человек, которому сам владыка Смерти протянул руку помощи.
И теперь он двигался и вёл тени своих людей туда, где собиралось страшное воинство тех, кто готов был бросить вызов целому миру. Война, которую они развяжут, будет ужаснее всех прочих войн, поскольку в бой их будут вести не офицеры, а сами боги. И гнев той войны будет направлен не против владык и государств, а против самого мира.
Глава 1
Вослед за затянувшимся сезоном дождей, затопившим фермы в низинах у подножия Бирденских гор, пришёл падёж скота, и тогда многие мелкие землевладельцы Диких земель и Фронтира остались не у дел.
Проезжая по прериям ясным летним днём того зловещего, 487 года от Пробуждения, путник рассчитывал увидеть не стада тучных коров и лошадей, не сияющие на солнце акры зерновых культур и не придорожные трактиры, заполненные уставшими погонщиками скота и фермерами. Его взгляду представали заколоченные дома с черными провалами окон, зловещего вида скотомогильники да десятки обездоленных в рваной одежде, просящих милостыню вдоль некогда оживлённых дорог. Последним гвоздём в крышку гроба сытых и спокойных времён стали многочисленные бандиты, наводнившие округу. Карточные шулеры, конокрады, мелкие мошенники – все отребье человеческого рода тянулось на Фронтир, чтобы сплотиться вокруг опасных преступников и терроризировать округу. Дезертиры, мародёры, убийцы, грабители, поджигатели, насильники… В те дни у законников Фронтира было много работы.
Деревни, которых и в сытые времена в этих краях было мало, исчезли совсем. Кто-то перебрался в ближайшие городишки, чтобы записаться рекрутом в ополчение или нанялся на грязную или изнурительную подсобную работу, пытаясь не умереть с голода. Некоторые же отправились искать счастья в другом месте.
Заколоченный деревянный храм Мортара и в старое время казался черным пятном на пейзаже безмятежного ландшафта, а теперь он и вовсе источал неуловимую, но зловещую ауру. Четверо мужчин стояли напротив храма и спорили о том, стоит ли тревожить святилище бога Смерти в поисках сбежавшего преступника. На фронтоне крыши сидела любопытная чёрная ворона и с интересом глядела на законников.
Самого молодого из них, стрелка в чёрном плаще и отвратительного вида засаленной шляпе, по вполне очевидным причинам звали Одноногий.
Он стоял, опираясь на своё длинное ружье, ласково прозванное им же «Бесси», и смотрел, как раскачивается и заунывно скрипит на ветру ржавый лист железа, прибитый к покатой крыше храма. По деревянному протезу левой ноги, пристегнутому чуть ниже колена, полз большой жук, на которого Одноногий не обращал ни малейшего внимания, зачарованный, казалось, болтающимся куском металла. В действительности, он высматривал вовсе не это. Зелёные глаза щурились, и взгляд стрелка скользил по мансарде. Он в предвкушении облизал обветрившиеся пухлые губы и почесал крючковатый нос, так и не отведя глаз от храма.
– Он т-там, – слегка заикаясь, произнёс Одноногий, после чего подбросил «Бесси», ловко перехватил ружьё и, взведя спусковой крючок, нацелил ружьё в просвет между досками, которыми было заколочено мансардное окно храма. Ни одна тень не могла ускользнуть от острого глаза самого меткого стрелка по эту сторону Бирденских гор. «Мортар отобрал у тебя ногу, но взамен дал орлиное зрение», – с уважением говорили Одноногому его товарищи по оружию. Стрелок вновь подтвердил своё мастерство.
Другого мужчину, на груди которого в элегантной и расшитой золотом портупее покоились два серебряных пистоля, звали Орвис Танго. Он был на целую голову выше Одноногого и имел потрясающее сложение атлета, на котором часто заостряли взгляд наивные девицы. Именно Орвис был зачинщиком спора, заставившего законников неуверенно скучковаться у храма – такова уж была его натура. Танго подкинул мысль, что сбежавший преступник был не один, и что следовало разработать и тщательно продумать план штурма храма Мортара.
– Приступим, дамочки? – ехидно спросил он, подкрутив чёрные как смоль усы. Затем достал из кисета папиросу и закурил её. Остальные поморщились. Танго даже не притрагивался к самокруткам, которые курили практически все фронтмены, зато заказывал себе фабричное курево «Гайзер и сыновья», запах которого, по меткому выражению его командира, напоминал «сушёное кошачье дерьмо».
Он затевал споры не ради того, чтобы отстоять свою точку зрения. Сейчас, например, он вообще позабыл, на чём стоял в начале спора. Орвис по натуре был бретёром, и за это одни восхищались им, а другие считали безрассудным придурком.
Следующий мужчина, высокий и бритый наголо здоровяк в тесном сюртуке, относился ко второму типу людей. Его звали Хорнет. Он исподлобья посмотрел на Танго, который невозмутимо принялся начищать сапоги, и покачал головой.
– Неисправимый идиот, – недовольно пробасил Хорнет и зарядил свой пистоль, – всё-таки, мне не кажется это подходящей затеей, Фобос.
Он обращался к четвёртому человеку, худощавому мужчине тридцати пяти лет, который не принимал участия в споре, а всё время стоял чуть в стороне и заряжал пули в барабан своего пистоля, носившего иронично-презрительное имя «Насмешник». Фобос, казалось, был отрешён от всего мира. Из-под вечно нахмуренных бровей на орудие убийства сосредоточенно глядели холодные стальные глаза.
Законники преследовали опасного преступника, который носил прозвище Чёрный медведь. Он сбежал из тюрьмы города Хангот, откуда его собирались переправить в Бирден, столичный город Фронтира, и устроить казнь на глазах всех жителей. После этого Чёрный медведь направился на запад, по дороге убив семью землевладельцев неподалёку от Оштерауса, а затем, по слухам очевидцев, встретился со своей бандой в Гольвате – крошечной деревушке на окраине Фронтира.
Наведя страху в Гольвате, бандиты отправились в Тарнаум, где их перехватили четверо стрелков с форпоста Рогена. Завязалась кровопролитная перестрелка, в ходе которой лишь один из стрелков смог добраться до ближайшего укрепления. Его, перемазанного кровью и со сломанными ногами, приволокла лошадь. Стрелок сообщил, что с Чёрным медведем покончено, после чего умер.
Казалось бы, на этом история подошла к концу. Однако, спустя неделю в Оштераус из Рубежа, последнего цивилизованного города на границе с западными землями аборигенов, прибыл гонец с депешей от коменданта города. Драйтер, командир оштераусских законников, зачитал послание, в котором комендант Рубежа клял фронтменов за то, что Чёрный медведь вырезал всё население Тарнаума и разорил фермы в окрестностях Рубежа.
– Да откуда, чёрт возьми, у него столько людей? – изумлённо спросил тогда Хорнет, старший по званию законник Оштерауса после Драйтера.
Время терять было нельзя. Неурожайный сезон и мор скота принёс ощутимую проблему нехватки еды, так что ссориться с соседями с запада, на территории которых было сосредоточено множество ещё работавших ферм, было не с руки. И Драйтер, рискнув, снарядил на поиски Чёрного медведя отряд.
Хангот, чьи солдаты не уследили за столь опасным бандитом, не отправил на поиски преступника ни единого стрелка. Однако, во время поисков следов Чёрного медведя и его новой банды, оштераусские законники встретились с отрядом расквальдских законников.
– Далеко забрались, – усмехнулся Хорнет, пожимая руку старому знакомому – командиру отряда.
Он намекал на то, что Раксвальд находится далеко к северо-востоку от Оштерауса и этих земель. Тем не менее, раксвальдец удивил Хорнета, сообщив, что они складывают с себя ответственность за поиск Чёрного медведя.
– В городе неспокойно, – пояснил командир отряда, – что-то затевается на границе. Перебои с провиантом и боеприпасами. В Бирдене бунтовали лавочники. Нас перебрасывают туда.
Это было странно для «земли закона», как с гордостью называли Фронтир его жители. Бунт в столичном городе? Слухи, да и только.
Вскоре законникам, впрочем, удалось отыскать лагерь Чёрного медведя и напасть на него. Однако бандиты дрались отчаянно, будто сами боги руководили ими. Они убили Герцера, Кривого и Фрида, и в отряде осталось всего шестеро человек. Потери бандитов были несоизмеримо больше, но всё же Чёрному медведю удалось улизнуть.
– Опять соберёт отребье вокруг себя, – мрачно констатировал Хорнет, копая братскую могилу для своих бойцов.
Фобос недоумевал, откуда в здешних краях объявилось столько бандитов, но вслух ничего не говорил. Задание есть задание, и не ему его обсуждать.
Между Тарнаумом и Рубежом Одноногий и Сид заприметили свежие следы лошадей и тщательно замаскированное место стоянки. Немного подумав, они поспорили о том, куда могли отправиться бандиты. Законники двинулись по следу, про который говорил Одноногий.
Когда отряд въехал в лес, Сид принялся бранить фронтменов на чём свет стоит и всячески нападать на Одноногого. Так они потеряли бдительность и наткнулись на засаду. Сида ранили. Хорнет высказывался за то, чтобы отвезти его в Оштераус и прихватить с собой ещё нескольких стрелков.
Однако остальные члены отряда стояли на том, чтобы оказать Сиду кое-какую медицинскую помощь, оставить его здесь и накрыть-таки лагерь Чёрного медведя. Одноногий и Танго в ходе разведки определили, что он находится в миле пути от них, а бандитов не так уж и много.
– Мы потеряем время, – нетерпеливо говорил Орвис Танго, – за которое этот ублюдок вновь сколотит крупную банду.
Сид умолял не оставлять его одного в лесу. Законник явно был не в себе. Страшно напуганный, он бормотал о тенях, что прячутся меж деревьев.
Хорнету пришлось согласиться со своими людьми, и они двинулись по следу, оставив раненому Сиду флягу бирденской водки и пистоль с патронами. Уже тогда командир начал задумываться о том, чтобы отказаться от должности и стать рядовым законником. Тем не менее, свои обязанности он по-прежнему выполнял отменно, не обращая внимания на усталость и мрачные мысли.
Дерзкая атака на лагерь закончилась успешно. Почти. Твиг скончался истошно крича, когда стрела, смазанная каким-то ядом, угодила ему в живот.
Зато законники, наконец, смогли ранить Чёрного медведя и положить всех его товарищей. Тем не менее, раненый преступник опять ускользнул.
Но теперь отряд крепко вцепился в него и следовал по пятам. Пока, наконец, они не прибыли к заброшенному храму Мортара неподалёку от одной из множества заброшенных деревень.
И теперь Танго и Хорнет отчаянно спорили, стоит ли им брать приступом святилище бога Смерти или отряд законников выше любых недобрых предзнаменований?
– Фобос? – вновь обратился к заряжавшему свой пистоль законнику командир, – ты так и не озвучил своего мнения.
– Моё мнение тебе известно, Хорнет, – усмехнувшись, тихо ответил Фобос и оторвал взгляд от «Насмешника».
Он поднял глаза на командира, и тому сделалось неуютно. Хорнет знал, что Фобосу плевать на храмы и богов. Если преступник укроется за спиной хоть ангела Смерти, законник прострелит голову и ангелу.
И всё равно, порядком уставший и насмотревшийся на заброшенные поселения, черневшую пшеницу на затопленных полях и покрытые чумными язвами трупы коров, Хорнет ждал найти хоть какой-то поддержки. Но не в этот раз.
Одноногий доложил, что наверху, должно быть, около семи человек. Как он смог их сосчитать, располагая лишь силуэтами теней и узкой щелью между железным листом и мансардным окошком, он не рассказал. Но отряд доверял Одноногому. Стрелок никогда не подводил.
Фобос и Танго подошли к Хорнету.
– Вот что, парни, – усталым голосом пробасил командир, – сейчас я хочу пришить этого ублюдка и вернуться с его головой в Оштераус.
– И непременно выпить в трактире у Шелби, – подмигнул ему Танго. Хорнет проигнорировал реплику и продолжил:
– Слишком много хороших людей полегло, пока мы за ним охотились. Герцер, Кривой, Фрид, Твиг… Слишком много, – законник горестно покачал головой, – давайте же покончим с этим прямо сейчас.
Он быстро осенил себя религиозным знанием Мортара, после чего отдал приказы:
– Фобос, заходишь с алтаря. Танго, ты – с западной стороны притвора. Я сниму доски и пройду с главного входа. Одноногий…
– Я п-прикрою снаружи, – заикаясь, сказал Одноногий и густо покраснел.
– С чего бы? – зло посмотрел на него Хорнет.
Одноногий замялся, боясь признавать, что ему всё же не хочется осквернять своим присутствием храм бога Смерти. Раз уж командир лезет туда, он и подавно должен. Он что-то забормотал в своё оправдание.
– Что он там сделает со своим веслом? – неожиданно пришёл на выручку Фобос, – снаружи от него толку больше.
– Ладно, – кивнул Хорнет и подошёл к двери, – вопросы остались?
– Да, – подал голос Танго, – что такое «притвор»?
Хорнет стиснул зубы и принялся отдирать прогнившие доски, которыми была заколочена большая резная дверь храма.
Глава 2
Преступники подготовились к встрече с законниками и разместили несколько растяжек с пороховыми минами на первом этаже. Фобос легко сорвал две доски с окна и бесшумно влез в храм, едва не закашлявшись от пыли. Аккуратно переступил через растяжку и огляделся.
Алтарь представлял собой высокий стол из чёрного дерева, на котором были рассыпаны человеческие кости и черепа. Стол примыкал к резной статуе Мортара, опиравшегося на меч. Фобос посмотрел Мортару в глаза и отметил, что лицо статуи чем-то напоминает лицо Хорнета. По губам законника скользнула лёгкая усмешка.
Услышав впереди шорох и стук шагов, он тут же прыгнул за алтарь и взвёл курок «Насмешника». Снаружи несколько раз выстрелила «Бесси» – очевидно, Одноногий решил слегка напугать преступников.
Трещали доски, которые Хорнет, обладавший медвежьей силой, отдирал от двери храма. «Было бы интересно посмотреть, как он поборется с Чёрным медведем», – подумалось Фобосу.
Он высунулся из-за укрытия и увидел двоих бандитов с ружьями наготове, которые спрятались за баррикадой из обломков прямиком в притворе. Краем глаза он также заметил, что Танго уже внутри храма. Орвис пробрался через боковое окно алтаря. Похоже, действительно не знал, что такое «притвор».
– Мой левый, – одними губами произнёс Орвис, ползком подобравшись к Фобосу. Тот кивнул, взял «Насмешника» в левую руку, а правой достал метательный нож. Пока лишний шум ни к чему.
Нож слегка свистнул в полёте и с отвратительным звуком воткнулся прямо в шею бандиту. Тот захрипел, выронил ружьё и, неловко дёргая руками, упал на землю.
Танго уже перерезал горло второму бандиту. Фобос даже не заметил, как тот вылез из-за алтаря и одним прыжком преодолел расстояние между укрытиями.
– Готово, – прошептал Танго и посмотрел наверх. Там раздавался топот множества ног.
С глухим стуком растворилась дверь, и в храм вошёл Хорнет с пистолем наготове. Он аккуратно переступил через растяжку под ногами, после чего присел и обезвредил её, отрезав своим ножом натянутую тонкую верёвку. Затем добрался до мины, припрятанной в углу, и снял её.
Хорнет аккуратно отсоединил шнур от детонатора, и повертел кустарное устройство в руках, пока не нашёл отверстие с задней стороны.
– Есть стопин? – спросил он у Танго.
Законник протянул ему моток огнепроводящего шнура. Хорнет отрезал немного и кое-как приладил к отверстию. Теперь у фронтменов была бомба. Не всё так плохо.
Лестница на мансардный этаж находилась в самом углу притвора. Законники не знали расположение бандитов наверху, а потому двинулись, полагаясь на собственный страх и риск. Хорошо было бы поджечь дымовую шашку, но гидроперита у законников не было.
Они добрались до верха лестницы. Там лежало два трупа.
– Во даёт, – негромко усмехнулся Танго, увидев у них дыры от пуль в голове. Одноногий поистине мастер.
И именно его прицельный огонь снаружи заставил преступников отступить от лестницы и спрятаться за навалами мусора посреди единственной залы на мансарде. Законники заняли позиции за несколькими статуями, изображавшими Мортара и Нечестивого Рейда, полубога из его свиты. Фобос прильнул к статуе в тяжёлых чёрных доспехах и бросил быстрый взгляд на лицо. Чёрные провалы вместо глаз, всё как в Сказании. От выражения печального, будто бы порицающего за вторжение в святую обитель, лица Рейда законнику сделалось неуютно, но он быстро выгнал все мысли из головы и сосредоточился на ситуации.
Бандиты находились в другом конце залы и неразборчиво переговаривались друг с другом. Судя по голосам, их здесь около пяти человек. Вероятно, самых отъявленных, раз уж продержались до конца. И, несомненно, с ними – Чёрный медведь.
В любой другой ситуации, законники бы пошли на переговоры. Но сейчас им была нужна лишь голова преступника и всех его подельников.
Хорнет вытащил спички и поджёг запал мины, после чего, выждав пару секунд, бросил её в сторону укрытия бандитов.
Грянул страшный взрыв, разметавший баррикаду во все стороны. У Фобоса заложило уши, будто туда набили ваты. Оглушённый, он слегка высунулся и выстрелил в бандита, оказавшегося вне укрытия. Тут же по статуе Рейда чиркнули несколько пуль.
– Твою мать! Что ж творится?! – рявкнул религиозный Хорнет и, отстреливаясь на ходу, переместился в другое укрытие. Ему не хотелось прятаться за богом Смерти.
В нос ударил запах дыма. Фобос увидел, что загорелась куча полуистлевших монашеских одеяний в углу мансарды. Нужно быстрее заканчивать, пока еще осталось, чем дышать.
Он вновь поднялся из-за укрытия и, нацелив «Насмешника» на баррикаду, за которой прятались бандиты, решительно двинулся по зале. Танго бесшумно следовал в нескольких метрах слева от него, намереваясь вместе взять укрытие в клещи. Хорнет несколько раз выстрелил по навалу мусора, не давая преступникам высунуться.
Фобос предвкушал, как он первым всадит в голову Чёрного медведя пулю и пришьёт мерзавца, после чего отнимет его косматую башку от тела, приторочит к седлу верной кобылы Бонки и повезёт в Оштераус. Не слишком много радостей было в жизни фронтмена, так что приходилось довольствоваться малым.
Никто не стрелял с той стороны баррикады. Фобос заглянул за неё.
Два перепуганных подростка в поношенной форме стрелков прятались за укрытием и не могли вымолвить ни слова от страха. Щенки даже оружие побросали.
Но где же Чёрный медведь?
– Где он? – рявкнул Танго, отвесив звонкую пощёчину одному из бандитов.
Фобос невозмутимо взял преступника на прицел. Малолетний сподвижник Чёрного медведя зарыдал от страха. Фобос выстрелил над его головой и увидел, что тот от страха намочил штаны.
– Бесполезно, – сухо ответил Фобос и убрал «Насмешника» в портупею.
Хорнет тем временем поспешно осматривал мансардный этаж. Времени было мало, так как здание медленно, но верно занималось огнём. Нужно было принять решение – продолжать поиски Чёрного медведя или уносить ноги.
– Хм-м, – задумчиво протянул командир, изучая одну из стен, после чего бросил взгляд на стену напротив, а затем на ряд заколоченных мансардных окон, – кажется, окна не находятся строго по центру здания. А вот снаружи они кажутся симметричными.
– Мне тоже так показалось, – ответил Танго, поднимая два грязных пистоля бандитов, – хоть бы за оружием следили, щеглы.
Те испуганно смотрели на стену, возле которой стоял Хорнет. Он осторожно отодрал несколько кусков материи, которой была завешана стена.
– Ага, – Хорнет удовлетворённо хмыкнул, заметив щель, образующую прямоугольный проем. Он слегка надавил по центру. Панель на половину дюйма утопла в стене.
– Танго, Фо… – начал говорить Хорнет, повернувшись к законникам, как вдруг панель со всей силы ударилась о его голову.
Хорнет своим лысым черепом пробил крупную дыру в фальшивой панели, и та повисла у него на шее. Из потайной комнаты, рыча на весь храм, на командира бросился Чёрный медведь.
На секунду Фобос застыл от страха, сковавшего его целиком.
Боги, неужто Чёрный медведь был человеческим существом? Так близко законники никогда его не видели. Ростом под два метра, огромный, с густой и чёрной как смоль бородой, он был наряжен в медвежью шкуру, а его смуглое тело, сплошь мускулы, было покрыто сетью причудливых татуировок. Чёрный медведь зарычал так, что задрожали витражи в окнах, сильным ударом ноги выбил пистоль из руки Хорнета и навалился на того сверху, принявшись душить командира.
Фобос быстро выстрелил в спину преступника.
– Твою ж мать! – изумлённо воскликнул он, увидев, что пули отлетели от шкуры, в которую был наряжен бандит. Хорнет хрипел и пытался отбиваться руками, но никакого урона Чёрному медведю он причинить не мог.
Двое преступников-подростков набросились на Танго и повалили его.
«Они же практически дети», – вспыхнула мысль в сознании Фобоса, но он всё же пересилил себя и положил обоих меткими выстрелами из «Насмешника», после чего схватил верёвку, лежавшую неподалёку, и бросился на выручку командиру.
Хорнет был едва жив. Неожиданно Чёрный медведь наклонился к правой стороне его лица, и командир заорал от боли. Но Фобос уже был рядом, да и Танго с ножом наперевес спешил к Хорнету. Верхний этаж заволокло дымом, стало трудно дышать. У законников слезились глаза от едкой завесы. Храм Мортара пылал.
Фобос навалился на Чёрного медведя. Тот попытался отбросить его, и законник с трудом удержался на спине преступника. Но всё же смог набросить верёвку ему на шею. Чёрный медведь зарычал, и замахнулся рукой, скинув, наконец, с себя Фобоса. Танго нанёс бандиту несколько быстрых ударов ножом в живот, но тот лишь одним ударом татуированной ручищи отбросил законника в сторону.
– Быстрее, Фобос, – крикнул Танго, – горим!
Святилище бога Смерти пылало вовсю. Огонь распространялся по крыше и охватил стену, после чего перекинулся на первый этаж. От дыма у законников началась кружиться голова.
Фобос приметил мощную балку поперёк крыши храма и забрался на неё, собираясь перекинуть верёвку на манер петли виселицы. В мгновение ока он забросил её на шею бандита и, резко дёрнув на себя, туго затянул.
Чёрный медведь слез, наконец, с Хорнета и махал руками, не давая Танго приблизиться к нему, и пытаясь снять петлю с шеи. Бандит изрыгал страшные проклятья на каком-то неизвестном законникам языке. Казалось, что от его слов пожар в храме становился всё сильнее.
Обмотав верёвку вокруг запястья, Фобос спрыгнул с перекладины, но его веса было мало для того, чтобы вздёрнуть Чёрного медведя, и законника потянуло наверх.
– Нет-нет-нет, – забормотал он, отчаянно бегая взглядом по комнате. Но что-то резко потащило его вниз, да так резко, что кости едва не выскочили из суставов. То был Хорнет, обхвативший законника на ноги и навалившийся всем весом. Фобос присмотрелся к бледному лицу командира. Вместо правого уха у него была отвратительная кровоточащая рана.
Чёрный медведь захрипел и задрыгал ногами. Танго тут же подпрыгнул к повешенному бандиту и стал наносить точные удары ножом.
– Получай, сука! – в исступлении кричал Орвис. Лужа крови стекала под ноги к бандиту, всё ещё боровшемуся за свою жизнь. Да когда же он издохнет?!
Огонь был уже на лестнице. Крыша в некоторых местах рухнула, пылая. Фобос увидел огонь над своей головой и посмотрел на бандита. Тот не дёргался. Законник мягко отпустил верёвку, и туша мёртвого Чёрного медведя рухнула в лужу его крови и мочи. С этим покончено.
Законники втроём подхватили огромное тело Чёрного медведя и прошли к окну в стене, слабо охваченной огнём. Они пробили витраж головой мертвеца и, выбив несколько досок, выкинули труп бандита наружу.
– Прыгаем? – спросил Танго, глядя в окно, после чего его лицо исказил смертельный ужас. Фобос взглянул на то, что так напугало Орвиса.
Тело Чёрного медведя, едва достигнув земли, сделало кувырок, после чего поднялось на ноги и побежало в сторону прерии.
– Времени нет, – хрипло пробормотал Хорнет, вылез в окно и прыгнул. За ним последовал Танго. «Это лучше, чем сгореть заживо», – подумал Фобос и прыгнул за ними.
Он грамотно приземлился, но всё же боль от удара о твёрдую землю обожгла его ноги. Лёгкие, наполненные дымом, горели. В глазах потемнело.
Тут же Хорнет рывком поднял фронтмена и что-то рявкнул. Фобос увидел лежавшего на земле Одноногого, ползущего к своему ружью, и убегающего в сторону леса Чёрного медведя с деревянным протезом ноги в руках.
– Сукин сын, – бросил Танго и, не выдержав, рассмеялся.
Законники быстро прибежали к лошадям, оставленным возле входа в храм Мортара, забрались в седло и поскакали за бандитом. Теперь без шансов. Хорнет остался с Одноногим, так как им обоим явно следовало перевести дух.
Восставший из мёртвых Чёрный медведь бежал быстро, но куда ему было тягаться с быстроходными лошадьми законников?
Когда те поравнялись с преступником, он что есть силы запустил деревянной ногой в Танго. Тот едва уклонился и чуть не слетел на землю. Чёрный медведь бросился к лошади, намереваясь вытащить Орвиса из седла. Но Фобос уже ловко набрасывал на него аркан. Петля обвила тело преступника, и законник пришпорил Бонки, увлекая пойманного за собой.
Тело Чёрного медведя скользило по траве, оставляя след тёмной крови. Фобос остановился, и в тот же миг на преступника набросился Танго. Законники обвили его ещё одной верёвкой. Тот брыкался и изрыгал ругательства вперемешку с проклятиями, но на сей раз в его полных ненависти глазах мелькнул страх. Он понимал, что всё кончено. Не из каждой ситуации можно найти выход. Невозможно столь долго играть в прятки со смертью.
Фобос вытащил длинный остро заточенный нож. Законник смертельно устал, его мышцы налились свинцом. Но нужно было соблюсти формальность.
– Чёрный медведь, – ледяным тоном отчеканил Фобос текст, который произносил тысячу раз, – именем Мортара и законом славного города Оштерауса, что стоит на вольных землях Фронтира, ты обвиняешься в множественных убийствах, грабежах, поджогах и разбое. Наказанием явится длань Мортара, несущая смерть. Да будет так.
Бандит ничего не ответил, затравленно глядя на законника. Фобос ловко, как свинью на ферме, заколол Чёрного медведя, целясь тому в сердце, и принялся выжидать, когда тот испустит дух. Через минуту его голова была отрезана.
А в это время на горизонте пылал и обрушался со страшным треском заброшенный храм бога Смерти.
«Вдохновение всегда приходит с первым удачным кадром» — Российское фото
Дмитрий Зверев:
9 декабря 2013
Фото:Дмитрий Зверев
Один из лучших московских стрит-фотографов, создатель известных серий «МетрОбразы» и «Истории метро» вспоминает о своем знакомстве с фотографией и рассказывает о тонкостях уличной съемки.
- Дмитрий, здравствуйте! В одном из интервью вы сказали, что ваше занятие фотографией началось с того момента, как вы увидели в книжном магазине «Поэтику фотографии» Михалковича и Стигнеева. Расскажите, пожалуйста, вы помните, какие именно снимки вас тогда поразили?
- Помню, конечно. Эта книжка и сейчас у меня на полке в ближнем доступе. Все хорошие картинки оттуда не перечислишь. До этого я успел привыкнуть к фотографиям в наших советских газетах и журналах, которые хорошо комментировали и дополняли текст, давали ознакомиться с объектами и пространством, но в этой книге я увидел совсем другие работы.
Загорающая девушка. Поклонная гора
В них было что-то еще, кроме напрямую изображенного. Там жил дух, который витал над сюжетом, заставлял предметы поворачиваться каждый раз новыми гранями, создавал отвлеченные смыслы и ассоциации, зажигал эмоции. В них была многозначность, иногда даже бесконечность…
Казанский вокзал
- Скажите, вы целенаправленно шли к известности или занимались творчеством, не стремясь к ней?
- К известности я, конечно, стремлюсь.
Она помогает показывать фотографии большему количеству зрителей, а это основное желание художника. К тому же она повышает спрос на меня как на фотографа, дает мне возможность выбирать более творческую работу и расти дальше.
Также она позволяет внушать родным и близким мысль, что мое увлечение является вполне респектабельным делом, и в результате заниматься искусством чаще и больше, с одобрения окружающих.
Лифт в бизнес-центре Легенда
- Репортаж и стрит-фотография — ваши любимые жанры?
- Безусловно, хотя я бы расширил этот жанр до фотоистории, в которой есть место и пейзажу, и найденному натюрморту. Для меня важно, чтобы фотографии были документальные, а сюжеты в них — не инсценированные.
Метель на пристани в Стамбуле
Впрочем, постановочные снимки и не дотягивают по воздействию до найденных шедевров. У людей стереотипное мышление, это отражается при конструировании сюжета и сразу заметно; становится неинтересно, поскольку не дает свежих и неожиданных решений. ..
Москва. Площадь трех вокзалов на закате
- Чем вам нравится стрит-фотография?
- Больше всего она нравится мне своей непредсказуемостью. Даже грибник знает, что принесет примерно столько-то лисичек и столько-то опят в соответствии с сезоном, но фотограф-документалист никогда не ведает, что за образы положит в его «корзину» провидение. Это очень добавляет азарта в работе.
Мраморный пол АФИ-Молла
- Что вы считаете самым сложным в этом жанре?
- Снимать настоящий стрит (то есть на регулярных улицах, где светофоры, машины, магазины, ларьки) очень трудно, потому что картинка, как правило, сильно перегружена деталями, и при этом никаких сюжетов толком не возникает. Я же прибегаю к хитрости.
Набережная Сены
Мой стрит — это городская среда, но не сами улицы. Я ищу места, более скупые на детали…
Патриарший мост в морозной дымке
- У вас есть совершенно потрясающая серия работ, сделанных в московском метро.
Как пришла мысль начать фотографировать там? Как реагируют пассажиры?
- Во-первых, метро как предмет съемки всегда, можно сказать, под рукой: у меня нет машины, и в метро я бываю каждый день. Во-вторых, в подземке вполне сносные съемочные условия: сухо, тепло, круглый год свет с 5:30 утра и до 1:30 ночи.
Из серии «Московское метро»
Отличная альтернатива съемке на улице, если там дождливо или темно! В третьих, метро — очень любопытная социальная среда. Вы видите сотни людей, интересных и индивидуально, и группами, и толпой, которая ведет себя вообще по-своему, перед вами разворачиваются десятки сценок.
Из серии «Московское метро»
Первая попытка сделать серию о метро была в 2007 году, но тогда снимать в подземке было трудно: милиция начеку, пассажиры бдительные и агрессивные. После нескольких конфликтов и задержаний пришлось приостановить работу.
Из серии «Московское метро»
Однако в последнее время что-то изменилось, видимо, потому что теперь снимают все: телефонами, планшетами, ноутбуками. .. Это стало привычно, и на фотографа реагируют меньше, что и побудило меня возобновить тему.
Из серии «Московское метро»
- Сколько времени вы готовы потратить на съемку в метро? Вы отправляетесь снимать специально или всегда носите с собой камеру, чтобы быть готовым зафиксировать подходящий момент?
- Тема метро тем и хороша, что она вообще не отнимает времени: снимать можно по дороге, ехать и снимать. Камеры стали маленькими и удобными, их всегда можно держать при себе. Но если отправиться на съемку специально, результат будет лучше; тогда на сюжете с хорошим потенциалом можно зависнуть надолго.
Из серии «Московское метро»
- Снимали ли вы в метро в других городах? Присуща ли, на ваш взгляд, столичному метро особая атмосфера?
- Да, я снимал в Париже, Дубае, Риме, Каире… Главное отличие московской подземки в том, что она перегружена. От этого в съемке добавляется тема давки, движения масс.
..
Из серии «Московское метро»
Хотя я бы пожертвовал эффектными кадрами ради большего комфорта в метро, которым и сам пользуюсь. Вдобавок в нашем метрополитене меньше типизации: большинство станций сделано по индивидуальному плану, что делает материал для съемок еще более разнообразным.
Из серии «Московское метро»
- Есть ли кадр, который вам особенно дорог?
- Он пока не снят. Но он есть у меня в голове (улыбается).
Из серии «Московское метро»
- Что бы вы посоветовали начинающим фотографам?
- Совет первый и главный: обязательно анализировать как свои, так и чужие работы. Не удовлетворяться простым отсевом. Добиваться четкого понимания того, почему вы выбрали именно этот, а не соседний дубль. Что придало ему выразительности? Какая мелочь отличает его?
Из серии «Московское метро»
Эти нюансы и есть те изюминки фотографии, которые могут сделать ее живой. Схем композиции, о которых можно прочитать в учебных книжках о фотографии, недостаточно для хорошего произведения… Я бы порекомендовал, скорее, книги не о фотографии, а об искусстве в целом, особенно одну из них: «Искусство и визуальное восприятие» Рудольфа Арнхейма может дать вам действенный инструмент анализа собственных работ.
Очередь к шефу (офис Металлинвеста)
Совет второй: не чураться коммерческой фотографии. Заказная работа вынуждает разобраться даже в тех областях съемки, которые вам неинтересны или трудны и которых вы бы в других условиях избегали. Она заставляет наработать школу, которая поможет решать широкий круг задач. Занимаясь же чистым искусством, в силу инерции берешься за то, что и так умеешь. Можно пойти пощелкать, что-то получить, а потом притянуть за уши задачу, которая на самом деле оформилась сама. Подытоживая, могу сказать, что коммерческая фотография помогает авторам наработать квалификацию и расти вширь, а независимая художественная — вглубь, ибо тема, которая действительно захватила вас, даст энергию докопаться до самых глубин.
Тополя в Коломенском
Совет третий: при выборе аппаратуры как начинающим, так и продолжающим я рекомендую руководствоваться комфортом в работе, а не копить на самую дорогую или престижную технику. Громадная профессиональная зеркалка быстро оттянет вам шею, а от рюкзака со сменной оптикой разболится спина.
Недорогая и легкая система сейчас, в 2013 году, тоже дает хорошее качество, так что в наше время результат в фотографии больше зависит от вдохновения, а оно очень чувствительно к комфорту при съемке.
Туристы в Эрмитаже
И еще могу сказать точно: если заказчик рассматривает в ваших работах зернистость и резкость, значит, больше в картинке рассматривать нечего! Вот в этом-то и заключается главная беда…
Фонтан на Манежной площади
- А сами вы камеры и объективы каких производителей предпочитаете, и почему?
- Вряд ли бренд может иметь решающее значение, но мне удобно снимать Olympus OM-D.
Он компактный, легкий, с поворотным сенсорным экраном, к нему сделано более 40 объективов, есть совсем крошечные, но при этом светосильные и качественные фиксы.
У Вечного Огня
- Как по-вашему, какие черты характера должны быть присущи фотографу?
- Характер должен быть таким же, как у любого человека, ориентированного на успех. Но и этого мало. В фотографии результат зависит в первую очередь от способности автора тонко воспринимать и от его личности в целом. Фотограф должен видеть, то есть вычленять какую-то целостность из хаоса окружающего пространства, а далее включать весь свой жизненный опыт и общую культуру, чтобы оценить значение этой выхваченной ситуации.
Снежный буран на Красной площади
Вопрос «Что снимать?» не менее важен, чем вопрос «Как снимать?». То, что вы отберете для съемки, а потом из отснятого материала, определит, насколько ценной окажется ваша работа для зрителя и для истории. А это вам не книжку про композицию прочитать!.. Это надо расти как личность, ширить мировоззрение, иметь как можно более полное представление о культурном поле человека: о науках, искусствах, религиях, быте, традициях, отношениях… Обо всем, чем живет человек!.. В этом надо без устали копаться всю жизнь, самому становиться разносторонним и интересным человеком. Только интересные люди могут делать интересные снимки!
Птичий рынок в Стамбуле
- Есть ли у вас любимое высказывание о фотографии?
- Да, это официальный девиз нашего фотоклуба «Новатор»: «Если фотография мешает работе — бросай работу!».
Повар думающий, Шарджа, Эмираты
- Есть ли мастера классической и современной фотографии, творчество которых для вас особенно ценно?
- Из зарубежных это Сальгадо: необычайная мощь композиций в сочетании с острыми темами… Юджин Смит как пример бескомпромиссного служения документальной фотографии.
Талант и трудяга!.. Ну и Картье-Брессон как основоположник именно образной черно-белой жанровой фотографии, наш всеобщий учитель… Из отечественных мастеров — Максимишин. Когда смотришь его картинки, понимаешь, какая могучая культура за этим стоит. От нее напитываешься и многому учишься.
Платформа Беговая
- В чем вы находите вдохновение и источники идей для своих фотографий?
- Может показаться странным, но для меня важный источник идей — чужие снимки. Точнее, даже не сами они, а ход мыслей художника, который увлекает меня и пробуждает новые ассоциации и цепочки идей.
Парк Ситроен в Париже
Столкновение чужих мыслей с моими может дать в результате что-то третье, и это интересно. А вдохновение — это просто: оно всегда приходит с первым удачным кадром на съемке.
Красная площадь
- Что значит для вас фотография?
- Это результат моего контакта с миром.
На входе может быть колючий ветер в лицо; запах креозота на вокзале; громкий детский смех; насморк от промоченных ног; прокисшее пиво или наоборот, вожделенный кофе… А на выходе из этого получится фотография, отображающая сложившуюся эмоциональную картину момента.
Каир. Мечеть закрывается
Об автореИмя, фамилия, возраст: Дмитрий Зверев, 41 год.
Веб-сайт: http://dimazverev.ru.
Техника: Olympus.
Выставки, награды, достижения: член Союза фотохудожников России. Четырежды лауреат «Серебряной камеры», лауреат конкурсов Bestphotographer и Best of Russia. 10–15 выставок в год, в России и за рубежом. Публикации автора и об авторе в изданиях National Geographic, Photo&Video, «Фотодело», «Фотомагазин», «Кинопарк», «Московский комсомолец», «Русский репортер», «7 дней» и других газетах и журналах. Работы автора хранятся в Русском музее и Музее истории фотографии в Санкт-Петербурге, «Мультимедиа Арт Музее» в Москве и других коллекциях. В 2012 году вышел персональный альбом автора «Can You See It?»
Дмитрий Зверев: «Миссия фотографии – писать историю»
Екатерина Минасян
Оказывается, изображение бывает многословнее текста. В редких случаях, но бывает. Теоретически ты об этом слышал и знаешь. А вот на практике убеждаешься после знакомства с творчеством известного фотографа Дмитрия Зверева. Каждая его фотография – это роман. Ни этюд, ни новела, и даже не повесть, а именно роман. С главным героем, сюжетной линией и второстепенными персонажами.
После начала войны московский фотограф переехал в Грузию, и теперь он уже немного тбилисский. И тбилисский он не столько по месту проживания, сколько по работам, которые так полюбились тбилисцам. Его камера никогда не смотрит на тебя в упор. Она подглядывает за тобой, обнажая в тебе то настоящее, о котором ты даже не подозревал, пока не попал в объектив камеры Дмитрия Зверева.
Сверхъестественное в фотографии
— Хороший фотограф это прежде всего интересный человек, — рассказывает Дмитрий. — Наблюдательность, интерес к жизни, окружающей среде, все это и формирует фотографа. Фотография требует от тебя опыта и знаний.
Постановочные фотографии требуют этого в меньшей степени, потому что находятся в пределах твоего ограниченного разума. В постановочной ты автор всей задумки. А сюжет репортажных фотографий подкидывает сама жизнь. Выходя на съемку, ты никогда не знаешь, какие сюрпризы подкинет случай. В репортажном жанре от тебя требуется немного иной склад ума, не придумать сюжет, а увидеть его. И тут уже не обойтись без вмешательства сверхъестественных сил. То есть, ты можешь сам приготовить торт, но вишенку на торт тебе кладет бог. И получается, что раз — и фотография взрывается! Я не люблю постановочные фотографии потому что там бога нет. Там есть ты, но ты маловат и слабоват все равно…
© photo Dmitry Zverev— Вы много ездите по миру, проводите мастер-классы.

-Боюсь, что нет. Это самая большая проблема. Дело в том, что современная фотография, особенно высокотехнологическая, уже избавила от многих проблем. Если раньше нужно было понимать параметры, уметь проявлять пленку, то теперь получить фотографию очень просто. Фотоаппарат взял на себя все технические моменты, тебе осталось только видеть. А вот как научить видеть, я не представляю.
Любой человек с техническим образованием освоит как устроена камера, как работает свет, а дальше можно научить делать хорошие фотография. Но, нельзя научить делать шедевр.
Потому что шедевр, это история внутри себя. Там нет общих принципов, любой шедевр – это уникальное произведение, которое содержит все принципы в себе самом. Мир внутри этой фотографии не противоречивый, но он совершенно иной. Именно поэтому это шедевр, потому что не похож ни на что другое. Шедевр – это то, что возникло против всех принципов, и оно установило свои принципы внутри себя. И они работают только внутри этого произведения.
-А сами учились долго?
-Я и сейчас учусь у самого себя. Знаете, как выбирается лучшая фотография? Положили десять одинаковых фотографий. И начали выбирать лучшую. Выбрали. Потом показали друзьям, знакомым те же фотографии, и они выбрали ту же что и ты. И вот тут начинается самое интересное. Ты начинаешь анализировать почему друзья и ты сам выбрали именно эту, что в ней особенного. Ведь на первый взгляд они одинаковые. И в тот момент, когда вы поняли, что ее отличает, вы положили кирпичик в стену вашего опыта, образования.
© photo Dmitry Zverev-У вас за плечами 27 лет фотографии. Не пора ли открывать собственную школу?
-На самом деле, для того, чтобы начинать фотографировать с теми техническими возможностями, которые мы сегодня имеем, школа не нужна. Нужна книжка – основные принципы, и все, пошел снимать. Мне интересна школа не для начинающих, а для продолжающих. Вопрос в том, как дать человеку новый импульс, я этих принципов пока не могу понять. Может надо взять учеников и в свободном сотрудничестве с ними я найду, почувствую эту жилу. Почувствую, как начнет перетекать энергия от меня к ученикам. Надо пробовать, сидя на стуле, умозрительно не понять.
-А высокие технологии помогают сегодня фотографу?
-Они избавляют тебя от черновой работы. Это здорово. Но, как ни странно к взрывообразному расцвету искусства не приводят. Потому что вместе с упрощением рабочего процесса пришла и его доступность. В фотографию устремились сотни. Появился такой завал продукта, что разбираться где хорошее, а где нет, стало трудно. Я не профессиональный критик, и говорю то, что вижу со стороны.
© photo Dmitry ZverevЧто вы увидели в Тбилиси?
-Грузия 80-х, в которой я побывал лет 35 назад сильно отличается от той, в которую я приехал сегодня. Глобализация ее явно коснулась. Она еще сохраняет свои индивидуальные черты, но они потихоньку растворяются. В разно-национальной общности индивидуальное сохранять гораздо тяжелее. Если вы живете в ауле, то тогда да, сохранение этого национального возможно. Но, как только вы вливаетесь в общее информационное поле, вы начинаете в нем ассимилировать, растворяться и унифицироваться.
Неудобная скорлупа
-Дмитрий, хочу спросить вас про маски.
-Маски…?
-Да, мы носим их постоянно…
— Носим для того, чтобы извлечь максимум пользы из того общества, в которое ты пришел. Чтоб быть хорошим в этой группе, должен знать ее устройство, ее взгляды. И вот для того чтобы все это понять ты надеваешь маску. Это как дресс код в одежде. Вот вы приходите на церемонию вручения Оскар, вы в смокинге и бабочке, приходите на собрание байкеров, у вас цепь железная, наколки и тому подобное. Если вы сделаете наоборот, вы будете выглядеть идиотом. Подозреваю, что маски носятся везде. Как только человек вступает в контакт с кем-то, то сразу же надевает маску. Облачается в образ, который считает правильным для этой ситуации. Интересный вопрос… Не знаю, снимаю ли я маску, когда я нахожусь наедине с самим собой.
— Рассматривая ваши фотографии я поняла — вы снимаете эти маски с людей…
-Я работаю скрытой камерой, да. Отсюда и те образы, которые в итоге получаются. Образы в проявлении самых искренних чувств. Я никогда не снимаю людей, которые мне неинтересны, неприятны. Если я его снял, значит, человек мне нравится, меня в нем что-то зацепило. Когда человек тебе интересен, ты можешь поднять глубину.
-Вы оголяете людей и делаете уязвимыми. Это вызывает у людей противоречивые чувства…
— Ты не сможешь угодить всем, потому что все мы разные. Я сам часто попадал в объектив камер. Снимают не фотографы, и получаюсь я плохо. Но ни разу не сказал, не выкладывайте это безобразие в сеть. Я к себе отношусь равно так же, как к своим моделям. Все мы создаем историческое поле. И пусть оно живет. Не надо ничего рвать. И пусть каждый снимает, а то, что он снимает и как зависит от его внутренней культуры. Бывает серьезное отношение, а бывают хохмы, но это относится к папарацци. Там он старается запечатлеть самый нелепый момент. У каждой фотографии есть текст, он бывает беден или богат.
-Честно говоря, я запуталась. С одной стороны, это высокое искусство, а с другой будто вторжение в частную жизнь.
-Ограждение от частной жизни может быть для репортера губительно, потому что миссия фотографии – писать историю. И если этого ее лишить она станет не нужной и безвкусной. На самом деле, закон логичен, и не лишает нас писать историю. А люди пошли дальше. Зациклились на защите прав. Может это особенность 21-го века. Надо понимать, что ты живешь в социуме и не можешь оказаться в скорлупе целиком. И тебе все время нужно искать компромиссы и с чем-то мириться.
Вот ты едешь в метро, тебя толкнули. И получилось это не потому что к тебе плохо относятся, а потому что вы едите в тесном вагоне и вам нужно обоим доехать. Так же и здесь, тебя может кто-то задеть, но ты сядь и подумай, было ли это направлено против тебя.
Когда тебе указывают как тебе снимать, писать, петь, то автор уже тот человек, который указывает, но не ты. Мы ведь уже проходили через это. Все те, кто творил по заказу и не по своим порывам, канул в прошлое. А те, кто противостоял, остался в истории. Противостояние иногда похоже на сумасшествие, потому что тебе приходится бороться с ветряными мельницами.
-Вы верите в судьбу?
-Слушайте, если вы материалист, то куда ж вы денетесь, вы должны верить в судьбу. Да, все предопределено, но сидеть сложа руки мы все равно не можем. Просто двигайся, действуй и получай драйв от самой жизни и привноси, конечно что-то в нее. Какая-то миссия у тебя должна быть для обретения смысла жизни.
-А в Бога верите?
— Я верующий в том смысле, что считаю, что этот мир придуман высшим разумом, в нем нет хаоса, это система. И придерживаюсь мнения, что, когда система была запущена, в нее больше не вмешивались. Поэтому просить что-то у бога- терять время.
-Ну, не просить, а спросить. Если вам предоставили бы такую возможность…
-Спросить у Бога…? Я бы сказал — боженька, наставь меня на путь, покажи, что мне делать дальше.
-Как снять еще один гениальный кадр?
-Да нее-т, это не глобальный вопрос (улыбается. прим. автора). Глобальный вопрос – как мне найти самого себя в этом мире… У меня кстати вполне целостное ощущение миссии, судьбы своей.
© photo Dmitry Zverev-А вы реализовали свой потенциал, как вам кажется?
-Я даже не уверен, что фотография – это весь мой потенциал. Но, то, что я в ней полностью состоялся, да, ощущаю. Может, если бы я взялся за что-то другое, я бы тоже сильно прозвучал. Человек не может сказать, где он силен. Он щупает. Очень важно чтобы ему это нравилось, тогда у него будет гореть это топливо и будет толкать его наверх. Если у вас есть к чему-то способности, но нет интереса, вы все равно не сможете это реализовать. Самое важное в жизни – это интерес…
«Новости-Грузия» в Telegram: подписаться >>>
«Новости-Грузия» в Facebook: перейти и обсудить >>>
«Новости-Грузия» в Viber: самое интересное >>>
Врожденные пороки сердца редко вызываются мутациями в генах актина сердца и гладкой мускулатуры
Сохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию:
Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Эл. адрес:
(изменить)
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день
Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота
Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed
Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.
Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
. 2015;2015:127807.
дои: 10.1155/2015/127807.
Epub 2015 10 марта.
Татьяна Ходюченко 1 , Анна Злотина 1 , Татьяна Первунина 1 , Дмитрий Зверев 2 , Анна Малашичева 3 , Анна Костарева 4
Принадлежности
- 1 Институт молекулярной биологии и генетики Федерального медицинского исследовательского центра им. Алмазова, ул. Аккуратова, 2, Санкт-Петербург, 197341, Россия.
- 2 Отделение эндоваскулярной хирургии Федерального медицинского исследовательского центра имени Алмазова, ул. Аккуратова, 2, Санкт-Петербург, 197341, Россия.
- 3 Институт молекулярной биологии и генетики Федерального медицинского исследовательского центра имени Алмазова, ул.
Аккуратова, 2, Санкт-Петербург, 197341, Россия; Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб. 7/9, Санкт-Петербург 199034, Россия.
- 4 Институт молекулярной биологии и генетики Федерального медицинского исследовательского центра им. Алмазова, ул. Аккуратова, 2, Санкт-Петербург, 197341, Россия; Департамент здоровья женщин и детей, Каролинский институт и Центр молекулярной медицины, 17176 Стокгольм, Швеция.
- PMID: 25861618
- PMCID: PMC4377391
- DOI: 10.1155/2015/127807
Бесплатная статья ЧВК
Татьяна Ходюченко и др. Биомед Рез Инт.
2015.
Бесплатная статья ЧВК
. 2015;2015:127807.
дои: 10.1155/2015/127807. Epub 2015 10 марта.
Авторы
Татьяна Ходюченко 1 , Анна Злотина 1 , Татьяна Первунина 1 , Дмитрий Зверев 2 , Анна Малашичева 3 , Анна Костарева 4
Принадлежности
- 1 Институт молекулярной биологии и генетики Федерального медицинского исследовательского центра им.
Алмазова, ул. Аккуратова, 2, Санкт-Петербург, 197341, Россия.
- 2 Отделение эндоваскулярной хирургии Федерального медицинского исследовательского центра имени Алмазова, Санкт-Петербург, ул. Аккуратова, д. 2, д. 197341, Россия.
- 3 Институт молекулярной биологии и генетики Федерального медицинского исследовательского центра им. Алмазова, ул. Аккуратова, 2, Санкт-Петербург, 197341, Россия; Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб. 7/9, Санкт-Петербург 199034, Россия.
- 4 Институт молекулярной биологии и генетики Федерального медицинского исследовательского центра им. Алмазова, ул. Аккуратова, 2, Санкт-Петербург, 197341, Россия; Департамент здоровья женщин и детей, Каролинский институт и Центр молекулярной медицины, 17176 Стокгольм, Швеция.
- PMID: 25861618
- PMCID: PMC4377391
- DOI: 10.1155/2015/127807
Абстрактный
Фон: Врожденные пороки сердца (ВПС) часто имеют генетический фон из-за миссенс-мутаций в генах, специфичных для кардиомиоцитов. Например, было показано, что сердечный актин участвует в патогенезе дефектов сердечной перегородки, а гладкомышечный актин — в патогенезе аневризмы аорты в сочетании с открытым артериальным протоком (ОАП). В настоящем исследовании мы дополнительно искали мутации в генах α-сердечного актина человека (ACTC1) и α-актина гладких мышц (ACTA2) как возможную причину дефекта межпредсердной перегородки типа II (ASDII) и ОАП.
Результаты: Суммарная геномная ДНК была выделена из периферической крови 86 человек с РАС и 100 человек с ОАП. Кодирующие экзоны и фланкирующие интронные области ACTC1 (NM_005159.4) и ACTA2 (NM_001613) амплифицировали с помощью ПЦР со специфическими праймерами, сконструированными в соответствии с соответствующими эталонными последовательностями генов. ПЦР-фрагменты были непосредственно секвенированы и проанализированы. Анализ последовательности ACTC1 и ACTA2 не выявил каких-либо изменений нуклеотидов, которые изменили смысл кодирования генов. В гене ACTC1 нам удалось обнаружить один ранее описанный нуклеотидный полиморфизм (rs2307493) в результате синонимической замены. Частота этого SNP была одинаковой в основной и контрольной группах, что исключило его из числа возможных вариантов, ассоциированных с заболеванием.
Выводы: Наши результаты подтвердили, что мутации в гене ACTC1 являются редкой (по крайней мере <1%) причиной ASDII. Мутации в гене ACTA2 не были обнаружены у пациентов с ОАП, что исключает их из списка частых генетических дефектов, связанных с ОАП.
Похожие статьи
У двух пациентов с гетерозиготной мутацией R189H в ACTA2 и комплексными врожденными пороками сердца расширяется кардиальный фенотип синдрома мультисистемной дисфункции гладкой мускулатуры.
Логесваран Т., Фридбург К., Хофманн К., Акинтюрк Х., Бискуп С., Граф М., Рад А., Вебер А., Нойбауэр Б.А., Шранц Д., Бувагнет П., Лоренц Б., Хан А. Логесваран Т. и др. Am J Med Genet A. 2017 Апрель; 173 (4): 959-965. doi: 10.1002/ajmg.a.38102. Am J Med Genet A. 2017. PMID: 28328125
Полиморфизм C677T гена MTHFR матери и потомства как предикторы врожденного дефекта межпредсердной перегородки и открытого артериального протока.
Чжу В.Л., Ли И., Ян Л., Дао Дж., Ли С. Чжу В.Л. и др. Мол Хум Репрод. 2006 Январь; 12 (1): 51-4. doi: 10.1093/моль час/гал352. Epub 2005, 22 декабря. Мол Хум Репрод. 2006. PMID: 16373366
Оценка мутаций в генах NKX2-5 и ACTC1 у пациентов с врожденным дефектом перегородки сердца (CCSD) из этнического населения Кашмира.
Назир Н.У., Бхат М.А., Рах Б., Бхат Г.Р., Вани С.И., Юсуф А., Дар А.М., Афроуз Д. Назир Н.Ю. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 11 августа; 19 (16): 9884. дои: 10.3390/ijerph29169884. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 36011517 Бесплатная статья ЧВК.
Мутации альфа-кардиального актина вызывают дефекты межпредсердной перегородки.
Матссон Х., Исон Дж., Букуолтер К.С., Клар Дж., Густавссон П., Суннегард Дж., Энелл Х., Джонзон А., Виккула М., Гутьеррес И., Гранадос-Риверон Дж., Поуп М., Бу’Лок Ф., Кокс Дж., Робинсон Т.Е. , Сонг Ф., Брук Д., Марстон С., Трибус К.М., Даль Н. Матссон Х. и др. Хум Мол Жене. 2008 г., 15 января; 17 (2): 256–65. дои: 10.1093/hmg/ddm302. Epub 2007 18 октября. Хум Мол Жене. 2008. PMID: 17947298
Секвенирование экзома идентифицирует новый вариант ACTC1, связанный с семейным дефектом межпредсердной перегородки.
Гринуэй С.К., Маклеод Р., Хьюм С., Рослин Н.М., Альварес Н., Джуффре М., Жан С.Х., Шен И., Прейсс С., Андельфингер Г.; Канадский консорциум FORGE, Джонс С.Дж., Герулл Б. Гринуэй С.К. и др. Может Джей Кардиол. 2014 фев; 30 (2): 181-7. doi: 10.1016/j.cjca.2013.12.003. Epub 2013 6 декабря. Может Джей Кардиол.
2014. PMID: 24461919
Посмотреть все похожие статьи
использованная литература
- Андельфингер Г. Генетические факторы врожденных пороков сердца. Клиническая генетика. 2008;73(6):516–527. doi: 10.1111/j.1399-0004.2008.01009.x. — DOI — пабмед
- Фахед А.С., Гелб Б.Д., Сейдман Дж.Г., Сейдман С.Е. Генетика врожденных пороков сердца: стакан наполовину пуст. Исследование кровообращения. 2013;112(4):707–720. doi: 10.1161/circresaha.
112.300853. — DOI — ЧВК — пабмед
- Фахед А.С., Гелб Б.Д., Сейдман Дж.Г., Сейдман С.Е. Генетика врожденных пороков сердца: стакан наполовину пуст. Исследование кровообращения. 2013;112(4):707–720. doi: 10.1161/circresaha.
- Ли С.Дж., Хан Д.К., Чо Х.Дж., Чо Ю.К., Ма Дж.С. Мозаичная кольцевая хромосома 6 у младенца со значительным открытым артериальным протоком и множественными врожденными аномалиями. Журнал корейской медицинской науки. 2012;27(8):948–952. doi: 10.3346/jkms.2012.27.8.948. — DOI — ЧВК — пабмед
- Reamon-Buettner S.
M., Borlak J. Мутации TBX5 в деформированных сердцах без синдрома Холта-Орама (HOS). Мутация человека. 2004;24(1):стр. 104. — пабмед
- Reamon-Buettner S.
- Кирк Э.П., Сунде М., Коста М.В. и др. Мутации в гене crdiac T-box фактора TBX20 связаны с разнообразными сердечными патологиями, включая дефекты перегородки и вальвогенеза и кардиомиопатию. Американский журнал генетики человека. 2007;81(2):280–29.1. дои: 10.1086/519530. — DOI — ЧВК — пабмед
Типы публикаций
термины MeSH
вещества
Полнотекстовые ссылки
Хиндави Лимитед Бесплатная статья ЧВК
Укажите
Формат: ААД АПА МДА НЛМ
Отправить по номеру
Российские бренды ни при каких обстоятельствах не смогут пробиться на рынки Европы и Америки
Так считает Дмитрий Зверев, канадский ювелир, владеющий Euro Custom Design Jewellery Ltd.
Дмитрий Зверев
Родился в 1960 году в Краснодарском крае, затем учился в Ленинграде и работал на Дальнем Востоке на должностях, связанных с картографией и графическим дизайном. В 19В 96 лет он иммигрировал в Канаду, начав с неквалифицированной работы. Он работал ювелиром, ремонтируя ювелирные изделия, и дизайнером ювелирных изделий в различных компаниях Ванкувера. В 2004-2006 годах Дмитрий Зверев работал в Spence Diamonds главным дизайнером. В 2006 году он открыл свой собственный бизнес, основав Euro Custom Design Jewellery Ltd. www.ecdjw.com. В настоящее время его занятие включает в себя:
— ювелирный дизайн,
— изысканные украшения на заказ,
— разработка станков с ЧПУ и методов их применения в ювелирном моделировании.
Он принимает участие в следующих выставках: JCK Las Vegas, Торонто, Ванкувер и Baselworld.
Несколько раз он становился победителем конкурса дизайна Passion Award.
Его геммологическое образование включает дипломы GIA и CIG.
Какие направления (течения, школы или системы) в современном дизайне Вы считаете доминирующими на мировом ювелирном рынке?
Кольца с бриллиантами из белого золота и платины составляют основу современного ювелирного рынка. Они дают самый высокий уровень продаж в денежном выражении. Большая доля среди них принадлежит обручальным кольцам. Причина кроется в многолетних традициях самых передовых западных народов, когда жених перед свадьбой дарит своей невесте обручальное кольцо, демонстрируя свои намерения, а невеста дает свое согласие на его предложение, принимая кольцо. Старое кольцо, полученное по наследству, не принято дарить возлюбленной. Кольцо и вставленный в него драгоценный камень должны быть новыми, ранее не использовавшимися. Как правило, на покупку такого кольца уходит одно-двухмесячная зарплата молодого человека, а стоит кольцо несколько тысяч долларов. Это послужило созданию огромного и бесконечного рынка для продажи алмазов. Одни только США потребляют до 60% всех производимых в мире алмазов ювелирного качества. Дизайн этих обручальных колец в большинстве своем достаточно прост и консервативен и практически никак не подвержен изменениям моды. В основном это кольца с одним средним или крупным бриллиантом в высокой оправе. Наряду с помолвочными кольцами есть и другие довольно традиционные кольца, которые носит любая женщина. Это юбилейные кольца, сделанные в виде простых полос, обведенных мелкими бриллиантами, которые мужчины дарят женщинам в ознаменование различных годовщин. Перстни для правой руки – это кольца, которые носят на правой руке и представляют собой широкие орнаментированные полосы, инкрустированные мелкими бриллиантами.
Ваше любимое направление деятельности?
У меня два направления бизнеса. В первую входят дизайны и модели, выполненные для других ювелирных фирм. Второй – изготовление единичных эксклюзивных украшений для моих клиентов по их заказам. В основном это дорогие изделия с бриллиантами.
Очевидно, ваши вкусы формировались сознательно (на основе вашей семейной культуры, образования, учебы, самообучения и созерцания). Расскажите, пожалуйста, о своем творческом пути российским читателям.
Всю жизнь профессионально занимался черчением и рисованием своими руками, а позже ушёл в компьютерную графику. Затем постепенно я переключился на ювелирный дизайн, который сейчас неотделим от компьютерного 3D-моделирования. Всерьез я этим занялся уже в Канаде, куда некоторое время назад иммигрировал вместе с семьей. Как обычно рассказывают в таких случаях, я начал работать в Канаде простым рабочим на стройке, потом на заводе и в продуктовом магазине. Я сменила ряд профессий и специальностей, пока не смогла вернуться к любимому делу. Работать простым ювелиром на предприятии или в небольшой ремонтной мастерской здесь непросто из-за очень высокой конкуренции, которую подогревают ювелиры, приехавшие из Китая и Вьетнама. Такая работа очень тяжелая и низкооплачиваемая. Однако каким-то образом мне удалось пробиться на должность главного конструктора на крупном предприятии, а позже открыть свое дело. На данный момент у меня прекрасная студия в самом центре Ванкувера и большая сеть клиентов. Участвую в выставках и конкурсах дизайна.
Как Вы относитесь к дерзости в современном ювелирном дизайне («готика», гей-культура, неонацистская тематика и провокационные украшения)?
Как бы я ни относился к такому дизайну, он есть и на него есть определенный спрос, так что с этим нужно считаться. Это очень узкие и специализированные аспекты ювелирного рынка, ориентированные на свою специфическую клиентуру и сильно отличающиеся друг от друга. Таким образом, среди них вы можете увидеть довольно большой пласт дизайна, предназначенного для байк-клубов, с выделением крупных деталей из серебра и золота, включая черепа, огромные цепи и крошечные велосипедные детали. Другая линия представлена поклонниками рок-музыки. Существует множество отдельно позиционируемых дешевых молодежных товаров, таких как безделушки для секс-шопов и гей-шопов. Нельзя сказать, что это дело развито, но есть ювелирные мастерские, которые изготавливают такие изделия.
Некоторые считают, что дизайн, предлагаемый известными ювелирными домами (Cartier, Van Cleef и др. ), безнадежно устарел и остался в середине 20 века в виде вариаций стиля ар-деко. Каково твое мнение?
Первое место в этом списке я бы отдал Тиффани, затем Картье и другим. Однозначно утверждать, что их конструкция устарела, было бы неправильно, о чем я уже говорил ранее. Их бриллиантовые изделия составляют основу всего ювелирного бизнеса в мире. Конечно, дизайн тоже меняется, хоть и медленно. Однако это обусловлено не модой, а новыми технологиями производства, которые находятся в постоянном развитии. Внедрение трехмерного компьютерного моделирования сделало ювелирные изделия намного более сложными и миниатюрными. Модели ручной работы практически исчезли. Современные литейные машины и лазерная сварка позволяют изготавливать более тонкие и тонкие детали.
Как вы понимаете проблему авторского права в ювелирном дизайне?
По-моему, такой проблемы вообще нет. Во-первых, защитить такие права в суде практически невозможно, так как доказать несанкционированное копирование очень сложно. Во-вторых, первоклассные дизайнеры мирового уровня, такие как Тиффани, не сильно раздражаются, если их изделия копируют. Наоборот, они даже используют это, чтобы показать свое качество и превосходство над другими, сравнивая свои изделия с поддельными.
Кого из российских дизайнеров вы знаете лично?
У меня не было возможности познакомиться со многими российскими ювелирными дизайнерами на крупных выставках в Лас-Вегасе и Базеле. Лучше всего мне запомнились украшения Ювелирного театра из Москвы. У них довольно впечатляющие работы.
Кто-нибудь из российских дизайнеров или торговых марок (кроме Фаберже) известен на Западе хотя бы специалистам? Например, Елена Опалева, победившая в конкурсе, организованном De Beers?
К наиболее значимым именам нынешних ювелирных дизайнеров можно с полным правом отнести семейную фирму Жиляевых. К сожалению, о Елене Опалевой известно не так много, особенно в США и Канаде, как и о конкурсе дизайнеров De Beers.
В этом году пять российских компаний («Эстет», «Стела Эксклюзив», «Кристалл Смоленск», Московский экспериментальный ювелирный завод и «Русские самоцветы») прилагают усилия по формированию собственных брендов в премиальном сегменте. Как вы думаете, смогут ли они конкурировать с Cartier, Tiffany и Bvlgari в России, Европе, арабских странах и Китае?
В России они просто обязаны конкурировать с известными мировыми брендами, так как российские покупатели отличаются от своих западных коллег по вкусу, поэтому только эти компании в одиночку должны это чувствовать, создавая новые бренды и заполняя российский рынок. Российские бренды ни при каких обстоятельствах не смогут пробиться на рынки Европы и Америки. Если взять, к примеру, Женеву или Лозанну с их самыми престижными магазинами в мире, ужасной конкуренцией и неимоверными затратами на содержание магазина, то шансов нет. Эмирейтс — очень перспективный рынок. Строится ряд новых огромных торговых центров, где пока можно втиснуться в свои магазины. Однако наряду с этими особенностями следует иметь в виду, что большая часть ювелирных изделий на этом рынке состоит из желтого золота без камней, отражающего чисто восточный дизайн с тонким плетением. Поэтому единственный способ пробиться на этот рынок — предлагать западный дизайн, с бриллиантами и конкурировать пока с именитыми мировыми брендами. Возможности пробиться в Китай с российскими ювелирными изделиями очень малы, если вообще отсутствуют. Поскольку все больше и больше массовых производственных линий переносится в Китай со всего мира, у китайцев нет никаких трудностей с копированием и воспроизведением любого западного продукта для своего внутреннего рынка.
75-летие ITC, 2022 г.
75-летие ITC, 2022 г.Министерский
- Домашний
- /
- Министерский
Министерский сегмент
Семьдесят пять лет МТЦ: соединение стран и обеспечение устойчивой мобильности
84-я пленарная сессия Комитета по внутреннему транспорту отметила свое 75-летие в течение недели с 22 по 25 февраля 2022 г.

В ознаменование своей семьдесят пятой годовщины Комитет по внутреннему транспорту принял министерскую резолюцию, озаглавленную «Вступая в десятилетие устойчивого внутреннего транспорта и устойчивого развития».
Тема совещания министров была посвящена «75 лет ИТЦ: объединение стран и обеспечение устойчивой мобильности» . Эта тема создала пространство для размышлений о прошлых достижениях Комитета, текущей деятельности и будущей траектории, подчеркнув его эволюцию и лежащий в основе его будущего потенциала.
Динамики
Симонетта Соммаруга
Бывший президент Швейцарской Конфедерации и глава (министр) Федерального департамента окружающей среды, транспорта, энергетики и связи Швейцарии
Жорж Гилкине
Заместитель премьер-министра и министр мобильности Бельгии
Элизабет Тихи-Фисслбергер
Председатель Европейской экономической комиссии
Татьяна Валовая
Генеральный директор ЮНОГ
Ольга Алгаерова
Исполнительный секретарь, ЕЭК ООН
Ювей Ли
Директор, Отдел устойчивого транспорта, ЕЭК ООН
Анджей Адамчик
Министр инфраструктуры Польши
Министр общественного транспорта и работ 409 Сан 9 Камбоджа
Халтар Лувсан
Министр развития дорог и транспорта Монголии
Темирбек Асанбеков
Министр энергетики и инфраструктуры, Евразийская экономическая комиссия
Jernej Vrtovec
Министр инфраструктуры Словении
Баронесса Вере из Норбитона
Министр дорог, Департамент транспорта Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии
Дагмавит Могес
Министр транспорта и логистики Эфиопии
Adil Karaismailoğlu
Министр транспорта и инфраструктуры Турции, Турция
Г-н Марк Харберс
Министр инфраструктуры и водного хозяйства Королевства Нидерландов, Нидерланды
Мерав Михаэли
Министр транспорта и безопасности дорожного движения Израиля
Айшат Нахула
Министр транспорта и гражданской авиации Мальдивских островов
Кваку Офори Асиама
Министр транспорта Ганы
9036 Секретарь Организации Объединенных Наций 9036 9 -Специальный посланник Генерального директора по безопасности дорожного движенияУмберто де Претто
Генеральный секретарь Международного союза автомобильного транспорта (IRU)
Янг Тэ Ким
Генеральный секретарь, ITF
Lucia Luijten
Генеральный секретарь, Центральная комиссия судоходства по Рейну (CCNR)
François Davenne
Генеральный директор, UIC
10–10.![]() | Вступительные заявления и официальная презентация публикации, посвященной 75-летию ИТЦ
|
10:30–11:00 | Основной доклад 1: Е. Основной доклад 2: Е.П. Г-н Мохаммед Абдельджалил , министр транспорта и логистики Марокко Основной доклад 3: Е.П. Г-н Хуан Эдгхилл , министр общественной инфраструктуры Республики Гайана |
11–11.30 | Перерыв на кофе и открытие выставки по теме параллельного мероприятия по автоматизации, связности и электронной мобильности |
11:30–13:00 | Панель I: ИТЦ – Платформа Организации Объединенных Наций для развития наземного транспорта Модератор: Г-н Умберто Де Претто , Генеральный секретарь Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ)
Запланированные вмешательства высокого уровня
|
13:00–15:00 | Обеденный перерыв Церемония награждения – Всемирный кинофестиваль безопасности дорожного движения |
15:00–16:15 | Панель II: ИТЦ – Достижение десятилетнего успеха в области безопасности дорожного движения Модератор: г-н Янг Тае Ким, Генеральный секретарь МФТ
Запланированные вмешательства высокого уровня
|
16:15 – 16:45 | Перерыв на кофе |
16:45 – 17:50 | Панель III: ИТЦ – Внутренний транспорт как катализатор устойчивой мобильности и устойчивого развития Сопредседатели: г-жа Лусия Люйтен, генеральный секретарь Центральной комиссии судоходства по Рейну (ЦКСР)/г-н. |