Коллаж — это искусство / Все о дизайне / Pollskill
Татьяна Русинова · ·
14.2K
С коллажем знакомы все. Кто-то мастерил открытку для мамы по своей инициативе, другие коллективно создавали школьный плакат о вреде курения, третьи крепили вырезки из модных журналов на обои перед письменным столом.
Дать определение коллажу не сложно: технический приём создания живописных или графических произведений путём наклеивания отличающихся от основы предметов и материалов. А вот проследить историю развития сложнее. После появлении бумаги в Китае (2 век до н.э.) некоторые мастера склеивали небольшие фрагменты между собой. Во времена позднего средневековья некоторые образцы библии украшали накладными золотыми пластинами и камнями. Несмотря на то, что технически это тоже коллаж, некоторые историки искусства утверждают, что первый коллаж появился только в 20 веке. Его создал Жорж Брак. Работая в самых новаторских стилях того времени: фовизме и кубизме, Брак искал новые выразительные средства. В 1912 году он стал включать в картины фрагменты картона, покрашенную текстурной краской бумагу, куски обоев, газеты, пачки сигарет и другие материалы с характером.
Жорж Брак. «Блюдо с фруктами и стакан» 1912
Жорж Брак. «Стеклянный графин и газета» 1914
Пикассо, знавший коллегу по цеху, решился использовать коллаж в картинах вместе с масляными краскам.
Пабло Пикассо. «Гитара» 1913
В это же время Джон Хартфилд, основоположник фотомонтажа, создает изображения, полностью состоящие из скомбинированных снимков. С этого началась популярность коллажа.
Джон Хартфилд. Гитлер точит ножи, готовясь зарезать французского петуха. Глава МИД Франции Жорж Бонне: «Не бойтесь. Гитлер — вегетарианец». Май 1939 года
Развивающаяся фотография быстро и дешево делала реалистичные изображения, а перед искусством встали новые задачи: эмоциональные, эстетические, идейные. Коллаж отлично справлялся с ними и поэтому проникал во все рождающиеся стили, порой вытесняя живопись и рисунок. Луи Арагон, французский писатель, говорил: «Коллаж – это искусство, которое бросает вызов живописи».
Дада
Многие коллажи от дадаистов не только изобразительное произведение, но и литературное. Стихи, сложенные из случайных слов имеют графический и звуковой ритм.
Страница издания Ильи Зданевича (Ильязда) Париж: Сорок первый градус. 1923. Деталь
Эрнст Макс, увлекшись дадаизмом, сосредотачивается на коллажах, объясняя любовь к этому приему так: «Я пытался увидеть в нём [коллаже] разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане». Здесь имеется в виду известная фраза Лотреамона: «Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки».
Макс Эрнст. «Китайский Соловей» 1920
Макс Эрнст. «За облаками» 1920
Позже художник сосредоточится на сюрреализме, но о коллаже не забудет. В 1991 году вышла любопытная книга немецкого искусствоведа Вернера Шписа, Max Ernst Collages: The Invention of the Surrealist Universe.
Баухаус
В манифесте Баухауса, Гропиус пишет: «Художники должны быть подобны ремесленникам, но более высокого порядка». Следует создавать работы вручную, но при этом они должны быть лаконичными и понятными для всех. Для этого коллаж крайне удобен. Он сокращает время, так необходимое для рисунка и живописи, но оставляет возможность ручного труда, самого по себе вдохновляющего художника.
Марианна Бранд
Марианна Бранд. Без названия. 1929
Поп Арт
Коллаж создает не только фактурные грубоватые и лаконичные образы, как в дадаизме и кубизме. Ричард Гамильтон в работе «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» 1956 года действует иначе. Работая по закону жанра, Гамильтон собирает желанные и модные объекты из журналов, создавая новое пространство. В этом мире рекламной жизни нет грубых текстур, но наполненное только новыми модными вещами и идеальной парой, новое пространство пугает стерильностью и неестественностью.
Ричард Гамильтон, «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956)
Концептуальное искусство Джон Стезакер
Простое совмещение двух снимков производит эффект больший чем дал бы каждый по отдельности. Оставляя на пространстве картины только два объекта, художник заставляет их взаимодействовать, дополняя и раскрывая друг друга. Обыденный портрет и пейзаж придают друг другу масштабность природы и индивидуальность человека. Часто Стезакер соединяет мужской и женский портрет. Это позволяет исследовать гендерные вопросы и порассуждать на тему зависимости критериев красоты от пола.
John Stezaker. «Mask LXIII»
John Stezaker. «Mask XLVI»
John Stezaker. «Siren Song V»
John Stezaker. «Betrayal XVIII»
John Stezaker. «Marriage (Film Portrait Collage) LXI»
Сегодня опасения о притеснении живописи в прошлом. А. Тарковский о работах С. Параджанова в этой технике пишет: «Между замыслом и исполнением нет разницы: он не успевает ничего растерять. Эмоциональность, которая лежит в начале его творческого процесса, доходит до результата, не расплескавшись.» Эти слова справедливы для коллажа вне зависимости от жанра: американский поп-арт и советский конструктивизм, прикладной баухаус и шутливый дадаизм, можно продолжать еще очень долго. Везде коллаж уместен и убедителен. Подобно наемному солдату, он способен сделать все ради цели, если цель ясна.
Интересные материалы
Вход через социальные сети:
ВКонтакте Yandex
Регистрация Забыли пароль?
Забыли парольИмя пользователя
Или Электронная почта
Вход Регистрация
Коллаж
Коллаж в истории искусства XX века занимает особое место. Он принадлежит к тем явлениям, которые, всегда оставаясь на периферии, тем не менее участвовали в формировании магистральных тенденций культуры. Коллаж и его история подвергают сомнению традиционную линейную схему развития искусства, предлагая вместо неё калейдоскопическую картину постоянных взаимодействий, отражений, мерцаний. Картину, в которой границы между направлениями и стилистическими тенденциями оказываются прозрачны. В культуре XX века с коллажем связаны поистине революционные преобразования. Именно коллаж самым решительным образом отвергает идею, что подражание природе является единственным фундаментом для существования искусства. Коллаж не только уводит искусство от проблем отражения, репрезентации реальности, но создаёт особое пространство игры с самыми разными языками культуры, прививает искусству любовь к этой игре. Коллажное пространство состоит из демонстративных стыков разных реальностей, из никак не замаскированных швов между текстом и изображением, между изображениями разной природы или разного стиля, между фотографией и рисунком, тиражным и уникальным материалом, между материалом разных фактур и разной плотности.
Многослойность, калейдоскоп разбегающихся контекстов, к которым отсылает каждый коллажный элемент, – всё это формирует особую систему коллажного видения, коллажного мышления. В коллажном пространстве может существовать всё. Формы и образы, не имеющие никаких аналогий в реальности, в коллаже могут жить с абсолютной достоверностью, подкреплённой конкретностью и реальностью их материала. Открытие возможностей соединения в пространстве коллажа реальности как таковой с «реальностью», созданной воображением, сделало коллаж наиболее привлекательным инструментом творчества в тех направлениях искусства, которые в той или иной мере были увлечены поисками непосредственных контактов между искусством и жизнью. Именно в коллаже реальность и воображение художника вступили в новый парадоксальный союз.
В искусстве 1910-х коллаж возникает не столько в качестве абсолютно новой техники или открытия. Скорее о нём вспоминают как о наиболее подходящем средстве для воплощения определённого состояния сознания, определённого модуса мышления. Коллаж считается открытием кубистов. Первые коллажи Пабло Пикассо и Жоржа Брака появляются в 1912. В их практике коллаж, как правило, остаётся дополнительным элементом живописных произведений, не обретая самостоятельного значения. В том же качестве (хотя, конечно, с учётом различных эстетических установок) коллаж использовался и футуристами. Только к концу 1910-х появляются самостоятельные, не связанные с живописью коллажи. Особое пристрастие к этой технике питали художники, близкие к дадаизму и различным версиям интернационального конструктивизма.
А.В.Куприн. Храм с колокольней у моста. 1922. Бумага, гуашь, бумага цветная, коллаж. 61х87,2. ГТГ
Ларионов М.Ф. Портрет Н.С.Гончаровой. 1915. Картон, гуашь, темпера, коллаж. 99х85. ГТГ
0 / 0
Конечно, существуют бесспорные различия между коллажем кубистов или футуристов и дадаистским коллажем или коллажем и фотомонтажом конструктивистов. Хотя надо отметить, что в исследованиях кубистического коллажа последних лет его уже не рассматривают исключительно с точки зрения формальных экспериментов. Фрагменты газет и журналов, использовавшиеся, например, Пикассо и Браком, как правило, не просто дают фактурный эффект, эффект реальности, но осознанно отсылают к определённым смысловым контекстам. Их выбор оказывается отнюдь не случайным и направлен на создание многоуровневого, мерцающего смыслового пространства. Именно это новое пространство множественных смыслов, взаимоисключающих способов видеть, совмещённых тем не менее в пространстве одного произведения, возникающее уже в кубистическом коллаже, и позволяет говорить об «изобретении» коллажа кубистами.
В русском искусстве использование коллажа в живописных произведениях начинается с художников группы «Бубновый валет» (П.П.Кончаловский. «Палитра и краски». 1912; А.В.Лентулов. «Москва». 1913, «Автопортрет». 1915), далее разрабатывается в кубофутуристических (К.С.Малевич. «Дама у афишного столба». 1914; «Частичное затмение». 1914; Л.С.Попова. «Итальянский натюрморт». 1914; «Часы». 1914) и кубистических работах (Н.А.Удальцова. «Синий кувшин». 1915; «Музыкальные инструменты». 1915). Существовали и маргинальные версии «коллажа», которые точнее было бы назвать аппликациями. Такие работы делали Н.И.Кульбин («Женский портрет». 1913. Аппликация из шёлка), М.Ф.Ларионов («Портрет Н.С.Гончаровой». 1915). В той же технике выполнены и некоторые городские пейзажи А.В.Куприна в начале 1920-х («Храм с колокольней у моста». 1922; «Городской архитектурный мотив». 1922).
Особый тип коллажа, существовавший довольно небольшой промежуток времени и не получивший широкого распространения, – это абстрактный коллаж. В основе его лежит структурирование из «чистых», беспредметных элементов – плоскость, цвет, линия – тех или иных композиций. Абстрактный коллаж работает с однопорядковыми элементами, его композиции строятся не на столкновении разных реальностей, а на комбинировании однородных модулей. Дистанция между беспредметным коллажем и беспредметной живописью иногда оказывается почти нечитаемой. Коллаж в данном случае выступает скорее в качестве своеобразной этюдной техники, позволяющей исследовать соотношения формы и цвета и затем переносить их в живопись. Абстрактные коллажи ещё в середине 1910-х привлекали внимание Сони Делоне и Джакомо Балла. Однако чаще всего к абстрактному коллажу обращались художники, так или иначе связанные с дадаизмом и конструктивизмом. В русском искусстве примеров абстрактных коллажей немного. Прежде всего здесь должны быть названы имена О.В.Розановой, Поповой, А.Е.Кручёных и с определёнными оговорками – В.Ф.Степановой. Беспредметный коллаж (как в творчестве Розановой и Кручёных) возникает как параллельное супрематизму Малевича начинание. Беспредметные коллажи Розановой (над которыми она работала во второй половине 1915 и в 1916) строятся на парадоксальном сочетании строгих геометрических плоскостей и не поддающейся оформлению стихии света. В своих работах Розанова использует прозрачную бумагу, создающую эффект просвечивания, проницаемости материи потоками света. Одна плоскость просвечивает сквозь другую, и это движение света сквозь геометрические цветные формы создаёт ощущение светоцветовой пространственной среды.
В русском искусстве, пожалуй, именно Кручёных первым уловил совершенно особую философию коллажного образа, основной эффект которого состоит в соположении, пересечении реальностей самого разного порядка, что даёт иногда самые парадоксальные визионерские эффекты. В коллажах Кручёных всегда есть элемент случая, нарочитой невыстроенности, небрежности, незаконченности композиции. Всегда есть элемент автоматизма, механического (а порой и демонстративно «наобумного») соединения различных образов. Их хаотическая структура близка классическим дадаистским коллажам. Эти «случайно» пойманные, хаотичные сочетания образов рассчитаны на то, чтобы их столкновения создавали своеобразные смысловые пустоты, позволяющие освободить работу бессознательного.
Коллаж можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, как определённую технику искусства. И во‑вторых, как специфический язык искусства, не всегда реализующийся в коллажной технике. Коллажное мышление может встречаться и в живописи, и в графике. Таковы, например, живописные работы Макса Эрнста («Слон из Целебеса». 1921; «Царь Эдип». 1922), Ханны Хёх («Механический сад». 1920), Джино Северини («Воспоминание об одном путешествии». 1913). В русском искусстве коллажное мышление появилось первоначально именно в живописи. Коллажная структура пространства присутствует в ряде кубофутуристических работ, связанных с алогизмом, – у Малевича («Корова и скрипка». 1913; «Авиатор». 1914; «Англичанин в Москве». 1914), И.А.Пуни («Мытьё окон». 1915; «Парикмахерская». 1915). Немотивированное выделение отдельных предметов и их парадоксальные совмещения, фрагментированность предметов, игра масштабов, создающая впечатление разорванности, неоднородности пространства, стилистический разнобой, текстовые вставки и в более широком смысле – читаемость изобразительных рядов (их текстовая природа) – все эти традиционные коллажные приёмы присутствуют в алогичных произведениях живописи.
Рядом с коллажем, и часто непосредственно пересекаясь и взаимодействуя с ним, развивался фотомонтаж. По сути дела (и в силу технических особенностей, и в своих эстетических позициях) фотомонтаж можно рассматривать как одну из разновидностей коллажа. Хотя, бесспорно, существуют между ними и определённые различия. Техника фотомонтажа возникла почти одновременно с самим изобретением фотографии, но в историю большого искусства фотомонтаж попадает даже позже, чем коллаж. Как подчёркивают многие исследователи, включение фотомонтажа в сферу профессионального искусства во многом было связано с усвоением принципов, разработанных в коллаже.
В русском искусстве фотомонтаж возникает одновременно с европейскими экспериментами в этой области, а в некоторых версиях и опережает их. Фотомонтаж Г.Г.Клуциса «Динамический город» (1919) представляет, как принято считать, первый образец использования этой техники в станковом произведении искусства. В 20-е фотомонтаж окажется в центре внимания и художников, и теоретиков искусства, постепенно вытесняя на периферию собственно коллажную технику.
Исчезновение или деформация границ реальности и искусства, которые привнёс с собой коллаж, по сути дела, были связаны с ещё одной вариацией жизнестроительных концепций, которыми была полна культура первых десятилетий прошлого столетия. Коллаж и фотомонтаж представляли собой идеальные техники для создания зрительно достоверной, узнаваемой и в то же время абсолютно новой реальности. Это были техники, с помощью которых при желании можно было подобрать ключ к продлению сновиденческой реальности в реальность повседневной жизни. Не случайно и коллаж, и фотомонтаж часто привлекались для создания разнообразной продукции, призванной воздействовать прежде всего на бессознательное зрителя – в рекламе и в политической пропаганде.
Бесплатное средство для создания фотосеток и коллажей для Mac OS X и Windows
Бесплатное создание фотосеток и коллажей на Mac / Windows
CollageЭто простая в использовании программа для создания фотосеток и коллажей для Mac OS X и Windows, которая позволяет коллаж автоматически. За считанные секунды это программное обеспечение для создания коллажей может превратить любые обычные фотографии в впечатляющие коллажи.
Попробуйте это бесплатное средство для создания коллажей, чтобы создавать фотосетки или коллажи в собственном стиле и делиться ими с друзьями и родными уникальным способом.
Проверить расширенный CollageIt Pro — 29,90 $ ( |
Мы считаем, что эта программа является отличным инструментом для быстрого создания коллажей для художественных проектов, презентаций и многого другого.
— Из редактора CNET
Что может CollageIt?
Коллаж и альбом для вырезок
Продемонстрируйте заветные фотографии праздника, семейного отдыха, свадебного торжества или любимого момента в потрясающем коллаже.
Фотоальбом
Автоматически создавайте самодельные фотоальбомы, чтобы увековечить идеальный день.
Плакат
Изготовление индивидуального плаката для украшения, рекламы, пропаганды и визуальной привлекательности.
Другие образцы фотоколлажей
Основные характеристики
Автоматический, простой в использовании и мощный
- Нет необходимости вносить какие-либо ручные настройки, так как этот редактор фотосетки и коллажей может автоматически создавать фотоколлажи всего несколькими щелчками мыши.
- WYSIWYG — предварительный просмотр в реальном времени с высокой скоростью.
- Большой объем позволяет разместить до 200 фотографий.
- Можно создавать различные типы фотоколлажей, размер A1 или даже больше.
Различные шаблоны сетки фотографий и коллажей на выбор
- Выберите макет коллажа с различными шаблонами коллажа или создайте коллаж из изображений в Mac OS X и Windows с пустым шаблоном.
- Включено множество видов предварительно разработанных шаблонов, пользователи могут выбирать стиль по своему желанию.
- В шаблонах можно найти различные макеты коллажей.
Свободная настройка фотосеток и коллажей
- Установите размер страницы и фон коллажа в соответствии с вашими потребностями.
- Легко создавайте свои фотоколлажи с помощью переменных параметров, таких как количество фотографий, пространство для фотографий, поля страницы, поворот и разреженность.
- Фоторамки и тени добавлены для украшения.
- Доступна обрезка фотографии, чтобы фотографии в коллаже могли хорошо вписаться в выбранное пространство коллажа.
- «Случайный макет» может непрерывно генерировать все виды макетов коллажей за считанные секунды одним щелчком мыши.
Делитесь коллажами где угодно
- Сохраняйте коллажи в форматах JPEG, PNG, PDF, PSD или других форматах изображений и распечатывайте их.
- Отправьте его членам семьи и друзьям по электронной почте.
- Легко установите фотоколлаж в качестве обоев рабочего стола.
- Поделитесь своими красивыми коллажами на Flickr и Facebook.
Отзывы и награды
CollageЭто простая в использовании программа для создания фотоколлажей, с помощью которой пользователи любого уровня подготовки могут создавать фотоколлажи.
— ghacks.net
Мы считаем, что эта программа является отличным инструментом для быстрого создания коллажей для художественных проектов, презентаций и многого другого.
— CNet
Коллаж Предоставляет в ваше распоряжение простой способ создания фотоколлажей любых размеров. Работать с ним не составляет труда.
— softpedia
Действительно хорошее программное обеспечение для коллажей, которое работает как шарм. Быстрый и простой в использовании; классно выглядящий результат; это бесплатно.
— soft32
Проверить расширенный CollageIt Pro — 29,90 $ ( |
Часто задаваемые вопросы
Общие
Так называемые стикеры (изображения и смайлики для украшения коллажа) можно добавить с помощью кнопки -.


Либо нажмите Еще , затем Zoom & Pan , чтобы выполнить то же самое.
Вы также можете дважды щелкнуть объект, чтобы вызвать наиболее часто используемое действие для этого типа объекта.

Второй способ автоматического создания коллажа — с помощью кнопки Template . Появится список шаблонов коллажей, где вы можете выбрать один.

