Фронтальный ракурс фото – Точка съёмки и ракурс

Содержание

Ракурс в фотографии. Применение в композиции снимка

Для того, чтобы научиться делать интересные снимки, моментально захватывающие внимание зрителя, не лишним будет разобраться в понятии ракурс в фотографии и как его можно использовать при съемке.

Определение ракурса

Ра́курс — это точка зрения на объект в пространстве, а также, получаемая в процессе съемки проекция (изображение, которое фиксируется на холст, фотопленку или цифровую матрицу фотоаппарата) объекта в данной точке.

Однако, под ракурсом в современной фотографии, чаще всего, понимается точка съемки по отношению к положению фотографируемого объекта.

Хоть это определение не совсем верно, для удобства и понимания мы будем использовать именно такое понимание ракурса (точка и направление съемки).

Немного истории

Долгое время фотографы использовали те же композиционные принципы, которыми пользовались художники в живописи.

Положение фотоаппарата зависело не от творческой задумки фотографа, а от его роста или высоты штатива. Все фотографии были выполнены с одинаковых точек съемки и имели похожий ракурс. Эти принципы сохранялись вплоть до того момента, когда известный французский фотограф Надар сделал фотографию Парижа с высоты полета воздушного шара.

За свой поступок он был высмеян художником Домье, который даже создал по этому поводу карикатуру с подписью «Надар поднял фотографию на высоту подлинного искусства».

Однако, со временем стало ясно, что это саркастическое высказывание Домье оказалось действительным отражением истины. Надар впервые использовал ракурс, никогда не применявшийся в живописи. Это стало началом революции в фотографическом видении мира.

Это новшество было активно подхвачено художниками-авангардистами, которые искали новые подходы в отображении быстро меняющегося мира начала ХХ века.

Какие бывают ракурсы и их применение

Незначительное смещение, относительно объекта (легкий ракурс), изменит лишь некоторые элементы кадра, в то время как сильное смещение (явный ракурс) продиктует композиционное перестроение фотографии.

Иногда, для того, чтобы добиться более яркого снимка, вам придется значительно сместиться относительно привычной точки съемки.

Интересно может смотреться кадр с довольно низкого либо наоборот, высокого положения камеры.

Применять нижний или верхний ракурс нужно в зависимости от творческой задумки и идеи, которую вы желаете передать этим снимком.

Нижний ракурс

К примеру, используя нижний ракурс в репортаже можно визуально усилить высоту прыжка спортсмена. Применение нижнего ракурса позволяет продемонстрировать величие и грандиозность снимаемого объекта, усилить значимость его размера и подчеркнуть выразительность.

При нижнем ракурсе предмет съемки как бы заваливается вперед или назад, что придает снимку динамичность. Эффект динамичности и движения можно значительно усилить, используя диагонально построенную композицию.

Верхний ракурс

Съемка из верхнего ракурса изменяет реальные размеры объекта, как будто их придавливает к поверхности. При помощи верхнего ракурса можно отобразить значительное пространство и расположение в нем снимаемых объектов, а также подчеркнуть положение важного объекта в общем пространстве композиции.

При съемке в студии верхний ракурс позволяет сделать оригинальные кадры, однако в этом случае нужно помнить о возможности искажения привычных пропорций.

Направление съемки

Также одним из важных показателей, которые характеризуют ракурс в фотографии, является направление съемки: диагональное, центральное, со смещением (боковое).

При использовании центрального ракурса строится фронтальная композиция (на рисунке В), в которой совпадают ось снимка и оптическая ось объектива камеры. В результате этого предмет съемки становится как бы плоским, снимок лишается глубины.

При постепенном смещении камеры от центральной оси вправо или влево, мы получим боковой ракурс, при котором объекты становятся более объемные (на рисунке Б, Г, Д).

Смещение происходит до тех пор, пока фотографируемый объект не станет находиться по диагонали от точки съемки. Такой ракурс называют диагональным (на рисунке А).

Подобную технику зачастую применяют в архитектурной съемке или при съемке городских ландшафтов.

Поэкспериментировать с ней желательно каждому начинающему фотографу.

Надеемся, что статья была вам полезна.

Copyright (c) Уроки фотосъемки

Другие секреты фотосъемки:

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

www.fotoman.name

Правила съёмки различных типов лиц и фигур

Введение

Съемка портретов – дело непростое. Каждый человек индивидуален, и роль фотографа в общем случае состоит в том, чтобы акцентировать внимание зрителя на лучшем из того, что в данной модели есть, и в то же время показать настоящего человека, если речь идет не о гламурных рекламных съемках, конечно.

Огромное разнообразие лиц, типов фигур, характеров, — это то, с чем нам приходится иметь дело, и каждый раз будто проходишь через боевое крещение, пытаясь понять, как лучшим образом презентовать свою модель, чтобы и идею донести, и человека показать, и все остались довольны проделанной работой.

На самом деле все не так страшно. Конечно, при наличии определенной наблюдательности и опыта вы вскоре сами сможете проследить определенную закономерность. В этой статье мы постараемся по возможности упростить процесс поиска этой закономерности и систематизировать основные параметры съемки для разных типов лиц и фигур.

Пару слов об объективах

Для съемки крупноплановых портретов обычно используются нормальные или длиннофокусные объективы. Также среди фотографов закрепилось такое понятие как «портретный объектив». В классическом варианте он имеет фокусное расстояние в диапазоне от 50мм до 130мм. Некоторые расширяют значения этого диапазона вплоть до 200мм, но обычно фотографы-портретисты выбирают объективы 85мм или 130мм.

Данные значения указаны для камер с полноразмерным сенсором, или же для 35-мм пленочных фотоаппаратов. На самом деле понятие «портретного объектива» достаточно условно, и относится, помимо фокусного расстояния, к светосиле и характеру рисунка оптики.

Обязательные атрибуты «портретника» — большие относительные отверстия диафрагмы (лучше шире, чем f/2.8), а также красивый рисунок боке. Специализированный портретный объектив спроектирован так, что минимальные аберрации показывает при фокусировке с нескольких метров, то есть именно при съемке портрета, в ущерб качеству изображения при наведении «на бесконечность».

Для съемки портретов в полный рост и передачи ощущения большого пространства, окружающего модель, многие используют широкоугольные объективы, но, конечно, этот тип объектива не является основным для портретной съемки.

Какой бы тип лица и фигуры вы ни снимали, старайтесь в случае с крупным планом избегать «широкоугольника» и телеобъективов с фокусным расстоянием выше 200мм, поскольку они довольно сильно искажают перспективу. С другой стороны, в зависимости от конкретных ситуаций, вы можете понять, что именно искажение перспективы и позволит вам наиболее гармонично передать  на кадре то или иное лицо: сузить широкое «телевиком» или расширить узкое «широкоугольником».

Типы лица

В идеале, когда вы часто снимаете портреты, вы со временем начинаете легко видеть различия между лицами и на подсознательном уровне, чисто визуально, выбирать наиболее подходящие тому или иному типу лица ракурсы. Вы можете заметить, что одни и те же привычные ракурсы очень сильно идут одним людям, но совершенно неприемлемы для других. Давайте попробуем систематизировать эту информацию и сделать небольшую сводку: какие ракурсы и типы освещения подходят под тот или иной тип.

Итак, обычно лица классифицируются следующим образом в зависимости от формы:

  • круглое лицо
  • трапециевидное лицо
  • треугольное лицо
  • прямоугольное лицо
  • квадратное лицо
  • овальное лицо
  • удлиненное лицо

Основные типы лиц по форме

Как же определить принадлежность лица модели к тому или иному типу, и в зависимости от этого выстроить свет и камеру? В идеале вам стоит запастись поддержкой стилиста-визажиста, но, как бы то ни было, полезно знать несколько ключевых моментов.

Круглое лицо

Это довольно тяжелый для съемки тип лица. Круглое лицо характеризуется тем, что имеет практически одинаковую длину и ширину, нет ярко выраженных скул и четкой линии подбородка. Даже если человек имеет хорошую фигуру, если у него круглое лицо, он выглядит более «полным», поэтому к съемке нужно подходить аккуратно. Освещение предпочтительнее выбирать боковое, оно поможет визуально сузить лицо. Идеальный ракурс – съемка вполоборота.

Одна из известных обладательниц круглого лица, актриса Дрю Берримор. Обратите внимание на удачный ракурс и прическу.

Не концентрируйтесь исключительно на портрете крупным планом, если сделать акцент на стройной фигуре, можно сгладить визуальный дисбаланс. Также если у модели круглое лицо, можно скорректировать форму при помощи прически, закрыв волосами щеки, или включить в кадр руки, скрывающие часть лица и формирующие иную картинку.

Трапециевидное лицо

Характеризуется широким массивным подбородком, слабовыраженными скулами и сужением лба по направлению к макушке. Желательно попросить модель или стилиста делать объемную прическу, которая сможет зрительно выровнять форму лица. Правила съемки в целом такие же, как и для круглого. Боковое освещение и ракурс вполоборота помогут сузить подбородок.

В данном случае также хорошо подойдет ракурс сверху, поскольку визуально увеличится верхняя часть головы, а подбородок будет выглядеть ýже, не таким тяжелым. Никогда не фотографируйте снизу людей с трапециевидным лицом – это еще сильнее увеличит подбородок и сузит лоб.

Яркий пример трапециевидного лица и способа коррекции его формы при помощи прически. На мой взгляд, ракурс не самый удачный.

При съемке людей с круглым и трапециевидным типом лица необходимо использовать объектив, приближающийся по своему фокусному расстоянию к классическому «телевику», около 150-200 мм. Это поможет визуально сузить перспективу.

Треугольное лицо

Форма лица такого типа очень напоминает треугольник с вершиной, повернутой вниз. Характеризуется достаточно широким лбом и узким низом, с четкой линией подбородка и ярко выраженными скулами. Достаточно простой для съемки тип лица. Существует лишь несколько ограничений. Лучше не выбирать ракурс сверху – треугольное лицо при таком угле съемки будет выглядеть непропорциональным и каким-то «инопланетным». Ровное фронтальное освещение хорошо будет смотреться при съемке треугольного типа, поскольку такое лицо выглядит всегда очень тонко и миловидно за счет своей формы.

Одна из моих моделей, прекрасный пример классической треугольной формы лица, к тому же с яркими и большими прекрасными глазами.

Прямоугольное и квадратное лицо

Для данных типов лица  характерны четко выраженный лоб, скулы, четкие линии подбородка. Ширина подбородка и лба примерно совпадает. Лицо выглядит за счет этого несколько угловатым. Прямоугольное лицо более вытянутое, в то время как квадратное, сродни круглому, имеет примерно равную высоту и ширину. Эти типы лиц – любимые для «законодателей мод» последних десятилетий, их очень часто можно увидеть на подиумах, поскольку выглядят они очень «графично», остро, четко.  

Для такого типа лица отлично подойдут «фэшн» схемы освещения, в том числе знаменитая «бабочка», известная также как «голливудская» схема. В этой схеме источник света расположен фронтально, чуть выше головы модели, из-за чего под носом получается симметричная тень, напоминающая бабочку. Также четко очерчиваются светом скулы и линия подбородка.

Для скуластых лиц можно смело экспериментировать с ракурсами, акцентирующими внимание на подбородке – в том числе отлично будет смотреться ракурс снизу. Хорошо также смотрится боковое освещение, поскольку оно формирует резкие тени на линиях лица, в том числе на скулах.

Также одна из моих моделей. Девушки с прямоугольным типом лица обычно очень фотогеничны.

Овальное лицо

Считается эталоном, имеет идеальные пропорции. Такой тип встречается в чистом виде редко, чаще форма лица тяготеет к тому или иному из остальных видов. Если же вам посчастливилось снимать модель с овальным лицом – наслаждайтесь и экспериментируйте.

Мне вот посчастливилось, овальный тип лица.

Удлиненное лицо

Данный тип лица характеризуется вытянутой формой, ширина скул, подбородка и лба примерно одинаковая, лоб обычно высокий, подбородок округлый, но тут бывают и исключения.

Ставший уже классическим пример удлиненной формы лица, актриса Сара Джессика Паркер. Очень удачный ракурс.

Для этого типа лица лучше использовать ровное освещение и отказаться от бокового, которое визуально удлинит лицо еще сильнее. Такое лицо лучше снимать анфас или немного сверху, что визуально его сократит.  Для данного типа лица отлично подходит прическа с челкой, но если у модели челки нет, предложите для съемки надеть шляпку, либо сформировать композицию так, чтобы часть лица была прикрыта волосами, а часть – руками.

Возможные проблемные зоны

Иногда моделям не нравятся в себе какие-то специфические черты, и даже если вы их находите привлекательными, порой все же стоит прислушаться к модели, особенно если это ваш клиент. Поэтому вам нужно знать, как нивелировать некоторые особенности лица, которые ваша модель считает проблемой.

Крупный нос

Лично я обожаю большие носы, но вот моделям почему-то не всегда нравится. На этот случай существует такой прием: снимайте модель анфас или вполоборота, но так, чтобы кончик носа на фотографии не заходил за линию щеки. Откажитесь от съемки в профиль, если только не хотите акцентировать внимание именно на линии носа.

Большие глаза

Большие глаза – это счастье для любой женщины, казалось бы, какие проблемы могут с ними возникнуть? Ракурс сверху – эта проблема. Никогда не стоит снимать человека с большими глазами сверху, если вы только не стремитесь воссоздать образ пришельца без использования грима.

Глубоко посаженные глаза

А вот в случае с глубоко посаженными небольшими глазами выбор ракурса – вопрос непростой. Можно попробовать найти более высокую точку съемки и попросить модель поднять взгляд и голову, так, чтобы глаза не были закрыты надбровными дугами. Это визуально увеличит глаза. Или же, если такой ракурс не подходит из-за строения бровей, можно снять анфас, выбирая ровное фронтальное освещение и подсвечивая тени.

Уши

Если у модели большие или сильно выпирающие уши, которые он (она) хотел (а) бы скрыть, нужно по возможности прикрыть их волосами. Это легко сделать в случае с большинством женщин, если только у них не короткая стрижка, а вот с мужчинами тяжелее. Не используйте ракурс прямо анфас. Снимайте вполоборота или в профиль, это позволит увести внимание от выпирающих ушей.

Второй подбородок

Второй подбородок можно скрыть, используя ракурс немного сверху и освещение, также установленное чуть выше лица модели. Таким образом, подбородок будет затенен, а ракурс позволит отвлечь от него внимание, переведя акцент на глаза. Еще один вариант, особенно если вы не можете в данный момент управлять освещением или же если ракурс и свет сверху не подходят модели по иным параметрам – использовать коррекцию при помощи позы, прикрыв подбородок руками.

Морщины

Если на лице модели есть ярко выраженные морщины, которые вам не хотелось бы подчеркивать (характерные снимки стареньких бабушек и дедушек мы сейчас не рассматриваем), то вам следует избегать жесткого освещения, в том числе верхнего и бокового, поскольку оно всегда подчеркивает все неровности кожи, если таковые имеются.

Отдайте предпочтение рассеянному фронтальному свету. В случае со студийным освещением стоит применять софтбоксы и зонты для смягчения света, в случае с естественным – снимайте в пасмурную погоду или используйте ровный рассеянный свет из окна.

Фигура

При съемке портрета в полный рост нужно следить за тем, чтобы фигура человека гармонично вписывалась в окружающую обстановку. Идеальные фигуры встречаются нечасто, да, впрочем, даже совершенную фигуру без определенных навыков и умений можно умудриться сфотографировать некрасиво. Правда, если это про вас, я советую вернуться к основам фотографии в принципе и еще чуть-чуть набраться опыта. А вот о «проблемных» сферах предлагаю поговорить сейчас более подробно.

Худощавая фигура

В случае с чрезвычайной худобой очень важно избежать фактора сравнения. Не помещайте модель в кадре рядом с предметами, размеры которых узнаваемы и общеприняты. Если бедро человека по толщине приближается к ножке стула – не сажайте его на этот стул. Выбирайте сопоставимую обстановку, в которой человек будет выглядеть наиболее выигрышно.

Также стоит внимательно отнестись к выбору одежды – темная обтягивающая одежда в данном случае лишь подчеркнет худобу. Проконсультируйтесь со стилистом, и посоветуйте модели подобрать соответствующий гардероб для съемки. Для девушек, например, это могут быть светлые пышные платья, не слишком короткие, для мужчин – свободные брюки. Если вы не хотите акцентировать внимание на этой хрупкости, стоит отказаться от использования бокового освещения, скрывающего часть тела в тенях. Конечно, есть съемки, в которых фотограф намеренно акцентирует внимание зрителя на худой фигуре модели, чтобы донести свою идею, но в таком случае можно просто сделать все наоборот.

Полная фигура

В случае с полной фигурой, так же как и в случае с худощавой, стоит избегать невыигрышных сравнений. Не сажайте вашу модель на слишком маленькую табуреточку, по сравнению с которой только ребенок не будет выглядеть огромным, что уж говорить о крупных людях. Подбирайте соответствующий интерьер. Также стоит предварительно, до съемки, помочь модели выбрать одежду, которая сможет подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки. Темная одежда классического кроя скрывает полноту, например, а вертикальные полосы на одежде визуально стройнят.

Если говорить об освещении, то в данном случае как раз следует избегать съемки в высоком ключе, ровного рассеянного света и белого фона. Попробуйте съемку в низком ключе, используйте темный фон и боковое освещение, которое скроет часть фигуры так, что она будет выглядеть стройнее.

Тяжелый верх — тяжелый низ

Типы фигур бывают разные, и часто встречается такая ситуация, когда у человека крупный только низ фигуры: бедра и ноги, — или же только верх: живот, руки и грудь. В случае с тяжелым низом все просто – делайте портреты по пояс. Если же хотите снять в полный рост, постарайтесь подобрать одежду, скрывающую полный низ, у женщин, например, с этим прекрасно справляются широкие юбки. Если же у модели крупный верх – акцентируйтесь на достоинствах.

У женщин с типом фигуры «яблоко» (верх тяжелее, чем низ) обычно очень стройные ноги и большая грудь. Обтягивающие брюки, свободная кофта с декольте, достойны рассмотрения как вариант переведения внимания зрителя на достоинства фигуры. Вы можете выбрать позу, где модель сидит, чуть наклонившись в сторону зрителя и опершись на колени, одна нога закинута за другую. Таким образом, зона живота и талии вообще выйдут из кадра, прикрытые руками, а все внимание перейдет на лицо, грудь и ноги.

В данном случае у модели довольно тяжелый низ, поэтому портрет практически поясной, чтобы сделать акцент на менее проблемной верхней части

Заключение

Итак, мы рассмотрели основные ключевые моменты по съемке различных типов лиц и фигур. Тем не менее, вам стоить помнить, что порой попадаются довольно сложные случаи, когда не так легко понять, как правильно снимать модель: например, если у нее очень глубоко посаженные глаза и при этом тяжелый подбородок – и вы не можете снять ее ни сверху, ни снизу. Всегда рассматривайте разные возможности, потому что все люди индивидуальны, и в эксперименте вы можете открыть новый интересный способ съемки.

Помните: не бывает некрасивых людей, бывают плохие фотографы. Каждого человека можно снять так, что он будет выглядеть на снимке очень хорошо. А кто ищет, тот всегда найдет.

Поделитесь с нами своими секретами съемки людей с разными типажами фигуры и формой лица, оставляйте комментарии!

photo-monster.ru

Как выбрать точку съемки архитектурных объектов

Архитектурная фотосъемка предполагает, что фотограф должен работать со статичными, неподвижными объектами. Поэтому здесь не требуется особая уникальность момента – задача фотографа состоит только в том, чтобы представить сооружение на фотоснимке в наиболее привлекательном виде. Для этого он продумывает композицию кадра, определяется с подходящим освещением по своему усмотрению. Во многом определяющим в архитектурной фотографии становится выбор точки съемки или ракурса, чтобы добиться получения наиболее яркого, выразительного кадра.

Фотографируя различные архитектурные объекты, можно идти двумя путями, различными, но в то же время, дополняющими друг друга.  Первый путь – это простое документальное отражение действительности, то есть фотографирование зданий с четким сохранением пропорций и привязкой к реальной обстановке. По сути, это документальная фотография, которая зачастую оказывается востребованной строительными организациями для подготовки отчетных документов или составления паспорта архитектурного сооружения.

Следующий вариант архитектурной съемки – это когда перед фотографом стоит задача показать здание с наиболее привлекательной или интересной стороны. Тут фотографу приходиться иметь дело со множеством аспектов, влияющих на готовое фотоизображение — перспективные искажения, размещение здания в границах кадра, цветовая температура снимка, правильное освещение, отсутствие мелких деталей, способных отвлечь внимание зрителя. Такого рода архитектурная съемка, где на первый план выходит художественная выразительность, является наиболее распространенной. В зависимости от того или другого варианта подбираются наиболее подходящие ракурсы съемки, именно они, в конечном счете, и предопределяют успех или неудачу фотографа.

Точкой съемки считается  соотношение  между расстоянием до фотографируемого объекта, положением камеры на плоскости  и высоты ее расположения. Выбор расстояния определяет желаемый масштаб изображения – чем меньше расстояние от камеры до здания или сооружения, тем оно будет выглядеть крупнее на снимке. Что касается размещения точки съемки относительно вертикали, то принято выделять нормальный, нижний и верхний ракурсы. Нормальная точка съемки – когда фотографирование выполняется с высоты человеческого роста. Такой ракурс позволяет запечатлеть на фотографии здание ровно таким, каким он представляется нам в обычной обстановке.

Нижняя точка съемки

Используя нижнюю точку съемки, можно сделать здание на фотографии более монументальным, создать впечатление больших размеров сооружения  и поразить зрителя его величием. Острое ощущение нависающего громадного сооружения можно создать, фотографируя с нижней точки широкоугольным объективом, находясь на сравнительно малом расстоянии от объекта съемки.

Высокие здания предпочтительнее фотографировать  именно с нижней точки, непременно стараясь уместить в кадре все сооружение  – это обеспечивает отображение на фотографии динамики строения.  Впрочем, иногда поместить полностью все сооружение в кадре не представляется возможным, поэтому приходиться акцентировать внимание на каких-либо отдельных элементах здания.

Нижний ракурс

Фоном для здания в данном случае оказывается небо, поэтому фотографировать с нижнего ракурса рекомендуется на восходе или закате, когда перистые облака окрашиваются солнечными лучами в невероятные цвета. Чтобы придать фотоизображению  оттенки драматизма, можно снять здание с нижней точки в предгрозовую погоду, создающую у зрителя тревожное настроение.  А вот обычное серое небо, затянутое большими дождевыми облаками – это далеко не самое лучшее время для использования нижнего ракурса, поскольку в этом случае страдает художественная выразительность снимка. Учтите, что съемка с низкого ракурса широкоугольником с небольшого расстояния приводит к искажению перспективы. Небольшое искажение вполне допустимо, однако при сильном эффекте снимок становится просто малопривлекательным.

Нижний ракурс

Чтобы показать масштабность, грандиозность сооружения или архитектурных пространств, одновременно наполнив фотоизображение своеобразным простором, рекомендуется использовать верхнюю точку съемки. Верхний ракурс оптимален для съемки общих планов, на которых значение каждого отдельного здания несколько уменьшается. Эффектные  планы с большими архитектурными пространствами можно снимать с очень высоких строений, либо с вертолета, пролетая над городом.

Верхний ракурс

Верхний ракурс также создает романтическое настроение. Используя верхнюю или нижнюю точку съемки, обращайте пристальное внимание на линию горизонта. Она должна располагаться в точке золотого сечения, то есть примерно в тридцати пяти процентах от края кадра. Окажется ли линия горизонта сверху или снизу – это напрямую зависит от того, на чем необходимо сфокусировать внимание наблюдателя.

Благодаря применению оптики с разным фокусным расстоянием можно получить интересные ракурсы и по-разному передать специфику архитектуры здания. В частности, съемка длиннофокусной оптикой с большого расстояния позволяет передать сооружение в привычном виде – фотография  получается наиболее близкой к документальности и реальности. Захватив в кадр соседние со зданием объекты, можно подчеркнуть общую монументальность сооружения. В то же время короткофокусные объективы при фотографировании с небольшого расстояния предоставляют возможность придать снимку большую динамичность. Подобный ракурс обеспечивает сильно выраженную перспективу. Этот прием актуально использовать, например, при съемке промышленных строений.

Нормальная точка съемки

При съемке общего вида архитектурного сооружения рекомендуется выбирать такую точку, фотографирование с которой позволит наиболее оптимальным способом подчеркнуть особенности объекта. Просто снимать фасад, как это делают начинающие фотографы, не стоит, даже если он смотрится очень элегантно. Таких снимков в Интернете огромное множество и они не могут похвастаться какой-то особой выразительностью. Лучше попробовать сфотографировать это же здание с угла, тем самым, показав на фотоизображении вторую стену и передав объемность сооружению. Осуществляя съемку с угла, фотограф открывает взгляду зрителя две плоскости стен и подчеркивает архитектурные особенности здания.

Иногда  полезным все же становится фронтальный ракурс, хотя в большинстве случаев он и проигрывает в выразительности. Однако когда необходимо подчеркнуть симметричность здания или отобразить на фото ритм повторяющихся архитектурных элементов, а также запечатлеть колонны или арки, то тут лучше обратиться именно к обычному фронтальному ракурсу. Правда, фотография с такого ракурса может получиться довольно скучной. Поэтому, чтобы немного оживить фотоизображение, можно поместить на передний план людей, деревья или какие-либо малые сооружения. Необычными и интересными выгладят фотоизображения, снятые из арки. При съемке в этом ракурсе можно использовать режим HDR.

Выбирая наиболее интересную точку съемки, не забывайте анализировать не только само здание, но и окружающий его фон. Фотографии архитектуры с размытым задним планом выглядят куда более выразительно и интересно, чем обычные фотоизображения. Чтобы размыть фон, необходимо лишь выбрать верную позицию (за фотографируемым зданием должен быть определенное расстояние до следующих) и установить оптимальное значение диафрагмы.

В свою очередь, передний план не должен отвлекать внимание зрителя чрезмерными деталями, он должен идеально вписываться в общую композицию, отличаясь от снимаемого здания по цветовому оттенку или тону. В качестве переднего плана профессиональные фотографы архитектуры любят использовать растения, ограждения с ажурными решетками или различные скамеечки. Наконец, следует избегать попадания в кадр столбов, проводов и прочих малопривлекательных объектов на переднем плане.

www.fotokomok.ru

Лекция 2. Построение изображения на картинной плоскости — планы, ракурс — Статьи

Рассмотрим систему конкретных приемов построения снимка в той последовательности, в какой обычно фотограф решает эти задачи в своей практической деятельности, в процессе съемки.

 

Композиционное решение снимка, т. е. заполнение картинной плоскости, размещение фигур и предметов в видоискателе фотоаппарата (а в конечном итоге — на снимке), можно осуществить при фотосъемке двумя способами:

  1. Можно перед съемкой организовать и скомпоновать объект перед объективом, в предметном пространстве, контролируя положение предметов по видоискателю (или дисплею), расставить их так, чтобы в кадре образовался нужный законченный рисунок. Именно так снимается натюрморт.
    Работая над портретом, можно найти характерную позу, поворот головы, направление взгляда фотографируемого, дополнить композицию деталями фона, ввести в кадр предметы обстановки и т. п. Так снимается павильонный портрет, и композиция кадра здесь также закладывается в предметном пространстве. Иначе говоря, в этих случаях компонуется сам объект съемки.

  1. Но есть и другой путь, который позволяет фотографу добиться задуманного композиционного решения, не вторгаясь в предметное пространство и не подгоняя жизненный материал под свои композиционные замыслы. Известно, что общая композиция кадра во многом зависит от точки зрения на объект, от места установки фотоаппарата, или, как принято говорить, от точки съемки. Именно точка съемки определяет размещение в кадре элементов композиции, их взаимосвязи, проекцию на определенные участки фона.

 

Решение композиционных задач путем выбора точки съемки — наиболее распространенный способ в фотографии.

Даже условия событийной, репортажной съемки, в каком бы жестком режиме времени она ни протекала, оставляют для фотографа возможность выбора точки съемки, в то время как другие выразительные средства, например, световой рисунок, тональное или колористическое построение картины, в этих условиях могут остаться неиспользованными.

Выбирая точку съемки, фотограф находит такое положение фотоаппарата по отношению к объекту, при которых событие или любой другой выбранный для съемки объект наиболее правдиво, выразительно, впечатляюще воспроизводится на фотографии.

Положение всякой точки в пространстве определяется тремя ее координатами. Для точки съемки этими координатами являются ее удаленность от объекта, т. е. расстояние, с которого ведется съемка; высота установки фотоаппарата; направление съемки, т. е. смещение фотоаппарата в сторону от его центрального положения, или сама эта центральная позиция фотоаппарата.

Какие же возможности дает изменение каждой из этих координат точки съемки, какие особенности приобретает композиционный рисунок снимков, сделанных с различных расстояний, с верхних, нижних и нормальных точек, центральных и боковых?

Для ясности последовательно будем менять только одну из трех координат, оставляя две другие неизменными.

 

1. Понятие «крупность плана»

Зум, приближение или удаление точки съемки от снимаемого объекта дает прежде всего возможность изменить масштаб изображения.

Выбор масштаба, зависит от желаемой крупности изображения, или, как обычно говорят, «крупности плана».

Этот выбор влияет на отбор материала, который войдет в кадр.

Увидит ли зритель на снимке фрагмент пространства — пейзаж или какую-то его часть; массовую сцену или часть развертывающегося перед аппаратом действия; человека во весь рост или только его лицо.

По существу, с выбора крупности плана начинается формирование картины-кадра, закладываются основы будущего композиционного рисунка снимка.

Существует деление кадров на общие, средние, крупные и сверхкрупные планы.

Последние иногда называют деталью или фрагментом. Такое деление основывается на различных масштабах, в которых изображаются фигуры, предметы, происходящее действие.

Каждый из планов имеет свои возможности и ограничения и, следовательно, свое назначение в фотографии.

 

Общим планом принято называть кадр, снятый с отдаленной точки, охватывающий значительные пространства и показывающий объект съемки в целом, его общий вид. Эта крупность плана часто применяется при съемке пейзажа, архитектурных сооружений.

Общий план, показывая весь объект съемки, дает зрителю возможность хорошо ознакомиться с ним в целом — с его характером, рисунком, с размещением в пространстве отдельных элементов и их соотношением, с движением и взаимодействием людей, их групп и пр.

Но эта крупность имеет и свои ограничения: ясно и четко показывая общее, целое, такой снимок не в состоянии передать частности, детали, порой очень важные и интересные.

В просторах общего плана человек, имеющий крайне малый масштаб изображения, начинает теряться, ускользать из сферы внимания зрителя. В общей композиции снимка люди, даже изображенные в малых масштабах, имеют, конечно, существенное значение: они насыщают кадр движением, вносят в изображение ощущение жизни. В изобразительном ряде они приобретают также значение масштабного со измерителя, который помогает зрителю вынести правильное суждение о размерах зданий, протяженности улиц.

 

Если перед фотографом стоит другая цель, если ему нужно показать на снимке конкретного человека, со всеми его индивидуальными особенностями и характерными чертами, то он использует другую крупность плана и прежде всего так называемый средний план.

Средний план показывает объект с более близкого расстояния, в более крупном масштабе, тем самым он приближает зрителя к происходящему и потому способен остановить его внимание на конкретном человеке или на определенном моменте действия.

При этой крупности плана на снимке хорошо рисуется не только лицо человека (как в портрете), но и его фигура, улавливаются поза, жест. Человек может быть показан в действии, в движении, в общении с другими людьми, в живой связи с окружением, со средой. Средний план предполагает заполнение большей части картинной плоскости фигурами одного человека или нескольких людей. Но в то же время здесь достаточно пространства для того, чтобы можно было ввести в композицию элементы фона, предметы обстановки, в которой фотографируется человек.

Все это делает такую крупность плана чрезвычайно распространенной в портрете, при съемке жанровых сцен, в репортаже.

 

Дальнейшее приближение точки съемки к объекту, ограничение пространства кадра и укрупнение масштаба изображения приводят к образованию так называемого крупного плана.

Понятие «крупный план» чаще всего связывается с портретной съемкой, и здесь эта крупность действительно применяется постоянно. Крупный план всегда очерчивает малые пространства, и потому на таком снимке мы видим в основном только лицо человека, голову, частично плечи, и эти элементы занимают все поле кадра. Поэтому крупный план позволяет детально воспроизвести облик человека, дать его с предельной степенью индивидуализации, показать лицо со всем богатством и многообразием мимики, а через эту внешнюю характеристику раскрыть внутреннюю сущность, психологию, настроение, душевный мир человека.

Из-за малого пространства, охватываемого крупным планом, развернутый показ окружения, обстановки здесь исключается. И все же даже при такой крупности остаются некоторые возможности связывать изображение человека со средой с помощью характерных деталей обстановки, которые обычно располагаются в глубине кадра, позади портретируемого человека, и включаются в общую композицию снимка.

Ограниченные пространственные возможности крупного плана практически исключают прямой показ движения, перемещения объекта, которые в кадре требуют композиции, развернутой в пространстве. Но это не значит, конечно, что композиционный рисунок в этих случаях теряет свою динамичность. Просто понятие динамичности применительно к портрету приобретает иной смысл, а эффект общей живости изображения достигается другими средствами. Динамика портретного кадра — это прежде всего состояние человека, жизнь образа. Это еще и характерность положения фигуры, позы, жеста, которые в жизни активно помогают выразительности речи и проявлению чувств, выражению внутреннего состояния человека. Так, жест, правильно уловленный и введенный в композицию снимка, несомненно усиливает эмоциональную выразительность портрета и нередко включается в кадр.

Непременно учитывается направление взгляда снимаемого человека; в этом направлении, как правило, в кадре оставляется свободное пространство.


 

Наконец, еще большее приближение точки съемки к объекту и ограничение рамкой кадра предельно малого изображаемого пространства приводят к тому, что в кадре остается лишь отдельный элемент объекта съемки (деталь) или какая-то часть целого — фрагмент, на которые автор снимка хочет обратить внимание зрителя как на нечто существенно важное. Такие планы обычно называют сверхкрупными.

И деталь, и фрагмент представляют собой лишь некоторую часть целого, и потому они должны быть выбраны и взяты в кадр таким образом, чтобы у зрителя создавалось правильное представление о целом. Иными словами, эти деталь и фрагмент должны быть характерны, типичны, потому что по этой частности зритель будет судить об общем.

Масштабы сверхкрупного плана чаще всего находят применение в таком жанре фотографии, как натюрморт, который обычно и есть фрагмент, вырезанный рамкой кадра из широких пространств интерьера, пейзажа и пр.

 

Ошибки сверхкрупного плана

Однако увеличение масштаба изображения имеет свои пределы, за рамками которых начинает складываться рисунок, резко меняющий наши представления о реальных формах предметов. Порой реальные предметы на снимке становятся неузнаваемыми, шокирующими зрителя неожиданной масштабной трансформацией: обычный стакан выглядит незнакомым огромным сосудом, лежащие рядом с ним лекарственные таблетки похожи скорее на медовые пряники и т. д.

Такие пере укрупнения возникают у неопытного фотографа в результате его стремления создать энергичный акцент на снимаемом предмете, имеющем в жизни относительно небольшие размеры. Акцент-то возникает, но какой ценой!

Натюрморт теряет свою изобразительную структуру, а вместе с этим и свой смысл. К еще большим ошибкам ведут пере укрупнения в портрете.

(Последний пример, не ошибка — а художественный прием, тем не менее мы получаем явно неверное впечатление о размерах бутылки)

 

Между перечисленными планами различных крупностей не существует точных, четко обозначенных границ, так что в ряде случаев бывает затруднительно классифицировать кадр и определить, крупный ли это план, близкий к среднему или средний, близкий к крупному.

Каждый из планов имеет свои изобразительные возможности и смысловые ограничения, следовательно, наиболее полное, глубокое, всестороннее раскрытие содержания могли бы дать сочетание, чередование планов различной крупности, т. е. использование не одного, а ряда кадров, связанных общей темой.

 

Широко известен и такой принцип организации изобразительного материала, когда в одном кадре сочетаются планы различной крупности: например, человек, главный объект изображения, находится вблизи от точки съемки и изображается на снимке средним, а иногда и крупным планом, а за ним мы видим широкий общий план места действия , пейзаж, бытовой интерьер. Такое построение кадра дает дополнительные возможности показать человека во взаимосвязи со средой, с обстановкой.

 

2. Высота точки съемки и понятие «ракурс»

Следующая координатная точка съемки — высота установки фотоаппарата. Одна из самых распространенных точек съемки — установка его на уровне глаз человека: именно с такой высоты мы обычно рассматриваем наблюдаемый объект, и потому форма предмета, его объемы, перспективный рисунок, соотношение с фоном здесь привычны для глаза, рождают у человека правильные представления о предмете.

Такие точки съемки мы называем нормальными по высоте.

Можно привести множество примеров их использования во всех жанрах фотоискусства, во всех разделах фотографии. И можно утверждать, что съемка с нормальных точек является неким общим правилом, исключение из которого — использование верхних и нижних точек съемки.

Как же влияет высота точки съемки на характер получаемых фотоизображений? С изменением этой координаты меняется высота горизонта в кадре: при нижней точке съемки линия горизонта опускается, при верхней — поднимается (примеры далее).

Положение этой линии на снимке имеет существенное значение для его линейной архитектоники, и место четких горизонтальных линий (как, впрочем, и вертикалей), например, линии горизонта в пейзаже, должно быть точно найдено фотографом, чтобы эти линии стали элементами общей линейной композиции и не приобретали самодовлеющего значения. Ибо композиция может потерять свое единство, если кадр будет рассечен линией горизонта на две самостоятельные части, плохо согласующиеся одна с другой.

 

Нижняя точка съемки

При съемке с нижней точки изменяется привычное сопоставление предметов переднего и дальнего планов по высоте. Даже невысокие предметы и фигуры переднего плана оказываются на снимке на одной высоте с масштабными сооружениями дальнего плана или проецируются на фон неба. На зрителя такое изображение производит особое впечатление: жизненный опыт и законы зрительного восприятия подсказывают ему, что предметы переднего плана высоки, масштабны, значительны, хотя на самом деле они таковыми могут и не быть.

Вывод:
съемка с нижней точки несет в себе большие выразительные возможности.

Например, в спортивных съемках нижняя точка помогает фотографу подчеркнуть высоту прыжка спортсмена. В других случаях с помощью нижней точки съемки можно освободить кадр от пестрого, загруженного деталями фона и спроецировать фигуры или предметы, составляющие сюжетный центр картины, на спокойный фон неба и тем оттенить и выделить их в кадре.

 

Верхняя точка съемки

При верхней точке съемки фигуры и предметы проецируются на фон земли, а это подсказывает зрителю, что они, как бы прижатие к земле, потеряли свою высоту, принижены. В ряде случаев такая проекция может быть выгодной, так как фигуры четко рисуются на фоне горизонтальной плоскости поверхности земли. Важно также, что кроме изменения рисунка изображения, геометрии кадра, здесь возникают своеобразные психологические оценки происходящего. Верхние точки способствуют также выразительному показу широкого пространства и выявлению расположения фигур и предметов в этом пространстве.

Заметим, что с верхних точек съемки хорошо видны в кадре горизонтальные поверхности и все, что на них расположено, и эти свойства точек нередко используются фотографами для акцентного, подчеркнутого изображения на снимке существенных деталей сюжета, находящихся именно на горизонтальной поверхности.

И нижние и верхние точки съемки, как и любой другой изобразительный прием, требуют своего логического обоснования содержанием снимка и идеей автора.

Только в этом случае они становятся действенным средством решения художественных задач. Если же своеобразие линейного рисунка используется только для внешнего эффекта, вне связи с содержанием, темой снимка, изображения нередко получаются поверхностными, формальными.

До сих пор мы говорили о верхних или нижних точках съемки, которые находились на достаточном удалении от объекта. Ничего необычного эти точки в перспективный рисунок кадра не вносили, не наблюдается в этих кадрах также необычных перспективных сходов линий, направленных от переднего плана в глубину. Например, нет резких перспективных сходов линий на снимке, сделанном с самолета.

 

Ракурс

Точка съемки в таких случаях очень высока, но одновременно и значительно удалена от снимаемого объекта. Это обусловливает равные масштабы изображения на снимке всех элементов, попадающих в поле зрения объектива. Точки съемки верхние или нижние и одновременно близкие к объекту съемки дают особый перспективный рисунок кадра, необычную перспективу — ракурс.

Что такое ракурс? Термин происходит от франц. raccourci, что в буквальном переводе означает «укороченный», «сокращенный». И действительно, ракурсные снимки отличаются подчеркнутыми перспективными сходами вертикалей, ярко выраженными перспективными сокращениями, укороченных вертикальных линий.

Изменение характера перспективного рисунка изображения при съемке под углом происходит потому, что здесь начинает сказываться разница расстояний от объектива съемочного аппарата до верхней и нижней частей снимаемого объекта, как это видно на схеме:
 

Если съемка ведется со значительного удаления, то расстояния от объектива до верхней части объекта ОА и до нижней его части OВ мало отличаются друг от друга. Разницу здесь составляет отрезок L1.

С приближением точки съемки к объекту образуется больший угол наклона оптической оси объектива, а разница до верхней и нижней частей объекта (от) резка O1С и O1А возрастает до величины L2.

Таким образом, при съемке под углом различные участки объекта снимаются как бы с разных расстояний, вследствие чего и масштабы их изображений на снимке будут неодинаковыми. Ближние к объективу детали изобразятся крупно, удаленные — значительно мельче, а линии, связывающие элементы рисунка в единое целое, в жизни представляющие собой строгие вертикали, теряют свое устойчивое положение, устремляясь к общей точке схода. В результате знакомые пропорции объектов съемки здания, фигуры людей и пр. в ракурсном изображении изменяются.

Так, при съемке под углом возникает характерный, порой непривычный для глаза, перспективный рисунок изображения.

Иногда говорят, что ракурс рисует изображаемый предмет с перспективными искажениями. Эта формулировка ошибочна. Перспектива такого рисунка действительно непривычна. Но она не ошибка, а следствие особого взгляда на предмет. Мы рассматриваем выбранный для съемки объект с расстояния меньшего, чем допускает нормальное человеческое зрение. И это открывает перед фотографом особые возможности изобразительной трактовки материала.

Впрочем, могут появиться и искажения. Однако случается это лишь при неудачном, неумелом использовании ракурса. Но ведь искажения возникают и тогда, когда неудачно используются и другие изобразительные средства: световой рисунок, ломающий пластическую форму лица в портрете; переукрупненные масштабы изображения предметов при съемке натюрморта и др. Следовательно, дело здесь не в ракурсе как таковом, а в неточности его использования, иначе — в отсутствии мастерства у фотографа.

 

Вывод:
Если мы снимаем, например, портрет и нам необходимо сменить точку съемки на высокую или нижнюю – избежать искажений нам поможет удаление от объекта съемки и использование ЗУМА!!!

 

3. Фронтальная и диагональная композиция

Третьей координатой, определяющей положение точки съемки в пространстве, является направление, с которого ведется съемка, — установка фотоаппарата по отношению к снимаемому объекту в центральной позиции или смещение точки съемки от центра.

 

При съемке объекта с центральной точки образуется так называемая фронтальная композиция. В таком кадре снимаемый объект по отношению к фотоаппарату занимает фронтальное положение, фигуры и предметы видны только одной своей стороной.

Например, так видны фасад здания зрителю, стоящему прямо против него, фигура человека, идущего по центру кадра в направлении на фотоаппарат. Главная ось изображаемых предметов при этом совпадает с центральной осью всей фотографической картины и с направлением оптической оси объектива.

При фронтальной композиции отсутствуют линии, направленные к боковым точкам схода. И если центральная точка съемки к тому же нормальна по высоте, то в ряде случаев на изображении теряется глубина пространства, не выявляется в достаточной мере и объемная форма. В результате мы встречаемся с так называемой плоскостной композицией, с рисунком на плоскости при утрате глубинной координации картины.

Однако и в этом случае мы можем передать глубину пространства, используя в кадре линии направленные к центральной точке схода.

Фронтальная композиция устойчива, спокойна, изображение нейтрально по отношению к материалу композиции. Как правило, композиционный прием здесь не выделяет в картине какой-то одной из ее частей как главной, не акцентирует внимание зрителя на одном из элементов композиции. Такой снимок чаще всего представляет собой общий вид изображаемого объекта и дает зрителю общее представление о материале, знакомит его с объектом в целом.

Фронтальная композиция часто используется при съемках городского пейзажа или отдельных архитектурных сооружений и ансамблей.

Фронтальная композиция органично возникает при съемке объекта с симметрично расположенными частями.

 

При постепенном смещении точки съемки вправо или влево от ее центрального положения становится видимой вторая сторона снимаемых фигур и предметов, в кадре выступают грани, линии, очерчивающие объемные формы. Это, естественно, усиливает эффект объемности, пространственности изображения, и весь композиционный рисунок кадра становится глубинным, пространственным, а не плоскостным, как это случается при фронтальной композиции.

При таких направлениях съемки в кадре возникают линии, устремляющиеся к боковым точкам схода и как бы уходящие в глубину кадра, что и сообщает ему пространственность. Эффект становится тем большим, чем дальше отнесена точка съемки в сторону от ее центрального места.

Теперь компоненты кадра иначе распределяются на картинной плоскости и по разному воспринимаются зрителем; равнозначность частей композиции, характерная для симметричного рисунка кадра, теряется, и это дает возможность создания акцентов на тех фигурах и предметах, которые автор считает важными, значительными, помогающими восприятию смысла происходящего.

Весь композиционный рисунок снимка приобретает направленность, так как активная линейная структура кадра и четкие линии, уходящие от переднего плана в глубину, ведут за собой взгляд зрителя. В ряде случаев главный объект изображения размещается именно на сходе линий, и это также — один из приемов создания изобразительного акцента на сюжетном центре композиции.

 

Дальнейшее смещение точки съемки в сторону от ее центрального положения приводит к образованию так называемой диагональной композиции кадра.

Диагональная композиция, как правило, приобретает сугубо подчеркнутую направленность; главные линии, образующие композиционный рисунок кадра, наклонны, неустойчивы и динамичны. Уже вследствие этого подобные композиции применяются при съемке сюжетов, наполненных движением, где особенно важен эффект динамичности. Такие композиции нередко лежат в основе изобразительного решения спортивных снимков.

Диагональ здесь становится ведущей композиционной линией, которая несет на себе основу динамического построения. И если в кадре есть движущийся объект, то направление его движения обычно согласуется с ее направлением: объект, как правило, движется вдоль четкой наклонной линии, что усиливает эффект динамичности.

 

Разнообразные композиции, занимающие как бы промежуточное положение между центральной и диагональной композициями, наиболее распространены в практике фотографии. Боковые точки съемки, обусловливающие этот композиционный рисунок, обеспечивают передачу объемов и пространств, создание эффекта движения, активный линейный рисунок кадра и выразительную линейную структуру снимка.

Такие фотографические картины правдивы, динамичны, выразительны и как бы вводят самого зрителя в происходящее действие. И тогда возникает так называемый «эффект присутствия», усиливается контакт между зрителем и автором произведения.

 

 

 

Следующее занятие:

ПОСТРОЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА КАРТИННОЙ ПЛОСКОСТИ

— Линейная перспектива
— Определение границ, кадров

 

foto.krasnodar.su

Ракурс в фотографии. Важность ракурса в фотографии.

Для того, чтобы научиться делать интересные снимки, моментально захватывающие внимание зрителя, не лишним будет разобраться в понятии ракурс в фотографии и как его можно использовать при съемке.

Определение ракурса

Ра́курс — это точка зрения на объект в пространстве, а также, получаемая в процессе съемки проекция (изображение, которое фиксируется на холст, фотопленку или цифровую матрицу фотоаппарата) объекта в данной точке.

Однако, под ракурсом в современной фотографии, чаще всего, понимается точка съемки по отношению к положению фотографируемого объекта.

Хоть это определение не совсем верно, для удобства и понимания мы будем использовать именно такое понимание ракурса (точка и направление съемки).

Немного истории

Долгое время фотографы использовали те же композиционные принципы, которыми пользовались художники в живописи.

Положение фотоаппарата зависело не от творческой задумки фотографа, а от его роста или высоты штатива. Все фотографии были выполнены с одинаковых точек съемки и имели похожий ракурс. Эти принципы сохранялись вплоть до того момента, когда известный французский фотограф Надар сделал фотографию Парижа с высоты полета воздушного шара.

За свой поступок он был высмеян художником Домье, который даже создал по этому поводу карикатуру с подписью «Надар поднял фотографию на высоту подлинного искусства».

Однако, со временем стало ясно, что это саркастическое высказывание Домье оказалось действительным отражением истины. Надар впервые использовал ракурс, никогда не применявшийся в живописи. Это стало началом революции в фотографическом видении мира.

Это новшество было активно подхвачено художниками-авангардистами, которые искали новые подходы в отображении быстро меняющегося мира начала ХХ века.

Какие бывают ракурсы и их применение

Незначительное смещение, относительно объекта (легкий ракурс), изменит лишь некоторые элементы кадра, в то время как сильное смещение (явный ракурс) продиктует композиционное перестроение фотографии.

Иногда, для того, чтобы добиться более яркого снимка, вам придется значительно сместиться относительно привычной точки съемки.

Интересно может смотреться кадр с довольно низкого либо наоборот, высокого положения камеры.

Применять нижний или верхний ракурс нужно в зависимости от творческой задумки и идеи, которую вы желаете передать этим снимком.

Нижний ракурс

К примеру, используя нижний ракурс в репортаже можно визуально усилить высоту прыжка спортсмена. Применение нижнего ракурса позволяет продемонстрировать величие и грандиозность снимаемого объекта, усилить значимость его размера и подчеркнуть выразительность.

Ракурс в фотографии

При нижнем ракурсе предмет съемки как бы заваливается вперед или назад, что придает снимку динамичность. Эффект динамичности и движения можно значительно усилить, используя диагонально построенную композицию.

Верхний ракурс

Ракурс в фотографии

Съемка из верхнего ракурса изменяет реальные размеры объекта, как будто их придавливает к поверхности. При помощи верхнего ракурса можно отобразить значительное пространство и расположение в нем снимаемых объектов, а также подчеркнуть положение важного объекта в общем пространстве композиции.

При съемке в студии верхний ракурс позволяет сделать оригинальные кадры, однако в этом случае нужно помнить о возможности искажения привычных пропорций.

Направление съемки

Ракурс в фотографии

Также одним из важных показателей, которые характеризуют ракурс в фотографии, является направление съемки: диагональное, центральное, со смещением (боковое).

При использовании центрального ракурса строится фронтальная композиция (на рисунке В), в которой совпадают ось снимка и оптическая ось объектива камеры. В результате этого предмет съемки становится как бы плоским, снимок лишается глубины.

При постепенном смещении камеры от центральной оси вправо или влево, мы получим боковой ракурс, при котором объекты становятся более объемные (на рисунке Б, Г, Д).

Смещение происходит до тех пор, пока фотографируемый объект не станет находиться по диагонали от точки съемки. Такой ракурс называют диагональным (на рисунке А).

Подобную технику зачастую применяют в архитектурной съемке или при съемке городских ландшафтов.

Поэкспериментировать с ней желательно каждому начинающему фотографу.

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

fotocolour.ru

Как правильно выбрать точку съемки, чтобы получить нужный эффект

Фотография всегда начинается с выбора точки съемки. Обойдя объект со всех сторон, и посмотрев на него под разными углами, фотограф определяет ту точку, из которой объект съемки будет смотреться в наиболее выигрышном ракурсе. Чтобы сделать красивый, естественный кадр, необходимо иметь представление о том, как выбрать подходящую точку съемки в зависимости от конкретных условий. При этом фотограф должен еще и понимать, как глаз зрителя будет впоследствии воспринимать и анализировать сделанную им фотографию. Создание органичной, правильной композиции снимка невозможно без решения целого ряда задач, связанных с выбором точки съемки.

Точка съемки

 При построении кадра фотографу приходится работать над композицией. Под композицией в фотографии понимают объединение всех элементов изобразительной формы, будь то цвет, тональность, линии или свет, для расположения их таким образом, чтобы снимок получился максимально четким, выразительным и в нем был полностью раскрыт замысел фотографа. Благодаря гармоничному размещению различных элементов в кадре и создается та стройная система, обеспечивающая снимку привлекательность и художественную выразительность. В хорошей композиции кадра нет лишних деталей, а все его основные элементы тесно увязаны друг с другом.

 

Понятие композиции пришло в фотографию из живописи, но там художник имеет возможность создавать композиционные решения произведения исключительно  с помощью своего воображения. В отличие от художника, фотограф имеет дело лишь с окружающей его действительностью, в которой конкретное  расположение элементов предопределено заранее. В этой связи одним из важнейших требований к построению хорошей композиции становится правильный выбор точки съемки, поскольку только она одна и определяет размещение всех элементов на картинной плоскости снимка. Исключение составляет, возможно, только постановочная или студийная фотография. Но и там фотограф вынужден определяться с наиболее выигрышным взаимным расположением камеры и объекта съемки.

Понятно, что любой объект можно сфотографировать с бесконечно большого количества точек. Но говоря о выборе точки съемки в фотографии, нужно отметить, что любая точка в пространстве определяется тремя ее координатами. Это означает, что фотограф, пытающийся найти оптимальную точку съемки, должен выбрать подходящее расстояние до объекта съемки, положение на плоскости (направление съемки) и высоту точку съемки.

Расстояние до объекта

Расстояние, с которого выполняется фотосъемка, существенным образом влияет на масштаб изображения. Не секрет, что чем дальше снимаемый объект от объектива фотоаппарата, тем меньше по своему масштабу будет картинка, и, наоборот, чем ближе фотограф располагается к снимаемому предмету, тем тот получится крупнее. Однако изменением дистанции, с которой ведется съемка, фотограф не только находит оптимальный масштаб будущего фотоизображения, но и отсеивает элементы, которые должны войти в снимок, путем определения границы кадра.

Таким образом, расстоянием от камеры до снимаемого объекта фотограф определяет ту часть изображения, которая наиболее полно отражает его творческий замысел. При этом все лишние детали остаются за границами кадра. Изменять дистанцию съемки фотограф  может не только простым передвижением фотоаппарата относительно объекта, но и пользуясь зумом. Кроме того, применение различной оптики также позволяет изменять характер перспективы на снимке. Например, с помощью широкоугольного объектива фотограф может включить в границы кадра близко расположенные предметы и передать их на снимке в более крупном масштабе по сравнению с объектами, расположенными на заднем фоне.

Съемка с наименьшей дистанции позволяет акцентировать внимание зрителя на переднем плане. В этом случае получится крупное изображение объекта, указывающее на основную цель съемки, но при этом большая часть окружения объекта оказывается за пределами кадра. При очень близкой дистанции съемки возникает неприятный эффект, когда части объекта, находящиеся ближе к объективу камеры, изображаются очень крупными, а расположенные вдали — чрезмерно мелкими. При съемке с дальней дистанции фотограф получает общий план, на котором главный объект съемки может получиться слишком мелким, он просто не будет выделяться на общем фоне.

 

Направление съемки (ракурс)

Следующая пространственная координата при выборе точки съемки – это направление съемки или ракурс, который характеризует положение объекта съемки относительно объектива фотоаппарата. Выбором направления съемки фотограф определяет расположение в кадре каждого из элементов. С помощью того или иного ракурса он может показать в кадре определенную сторону объекта, его общий план или конкретные детали.

В зависимости от выбранного направления съемки различают фронтальную и диагональную композицию. Фронтальная композиция используется, главным образом, в портретной фотографии, при архитектурной или технической съемке. При фронтальной композиции все объекты, размещающиеся в центре кадра, видны только с одной стороны. В результате, снимаемые объекты выглядят в кадре статично, неподвижно, в самом фотоизображении не чувствуется глубина пространства. Но уже при небольшом смещении объектива камеры от центрального положения в ту или иную сторону, становится видимой не только передняя, но и боковая сторона объекта, вследствие чего изображение приобретает необходимую глубину.

Поэтому гораздо более интересные снимки получаются при так называемой диагональной композиции, характеризующейся довольно большим смещением точки съемки от ее центрального положения. Снимки с диагональной композицией кадра отличаются динамичностью, свежестью. По этой причине диагональная композиция часто используется фотографами, в частности, при спортивных съемках, когда нужно вызвать у зрителя иллюзию движения. Выбор ракурса – это, безусловно, творческий процесс. Архитектурная достопримечательность, которую уже тысячи раз фотографировали, может вдруг приобрести на снимке оригинальный, эффектный вид, если фотограф сможет найти необычный ракурс.

Высота точки съемки

Последняя координата, определяющая выбор точки съемки – это высота. Здесь в зависимости от положения по вертикали выделяют нормальную, нижнюю и верхнюю точки съемки:

— Нормальная точка съемки

Нормальной точкой съемки считается точка, располагающаяся на уровне глаз человека. С этой высоты предметы, находящиеся выше человеческого роста, мы видим снизу, а размещающиеся ниже, соответственно, сверху. Такой взгляд на окружающий мир для нас более привычен и естественен, поэтому большинство фотоснимков делается как раз с нормальной точки съемки. Также съемка с центрально расположенных точек с высоты на уровне глаз человека позволяет придать изображению симметричность. Но стоит лишь немного отклонить камеру по высоте от нормальной, как сразу же существенным образом изменится вся композиция кадра.

— Низкая точка съемки

Низкая точка съемки используется тогда, когда объекту съемки требуется придать монументальность и величественность, создать впечатление большего размера архитектурного сооружения. Особенно это актуально при применении широкоугольных объективов. Поскольку линия горизонта при использовании нижней точки съемки резко опускается, то на фотографии можно получить изображение массивных объектов на фоне неба. Это позволяет добавить снимку глубины сюжета и художественной выразительности. Однако злоупотребление низкой точкой съемки приводит к тому, что многие формы и линии начинают сильно искажаться в далеко не лучшую сторону.

— Высокая точка съемки

 

Высокая точка съемки позволяет передать на изображении большое пространство. Снимки, полученные с помощью высокой точки съемки, поражают своей масштабностью и панорамностью. Если на снимке фотографу требуется показать как можно больше близко расположенных друг другу объектов в пространстве, то лучше выбрать именно высокую точку съемки. С высокого берега можно снять озера или реку, а с высоты птичьего полета – огромные пространства с уличными кварталами, дорогами или поселками. Также высокая точка съемки отлично подходит для фотографирования массовых демонстраций, парадов и митингов. В тоже время при использовании такой точки съемки значимость каждого отдельного объекта на картинке приуменьшается. Съемка с очень большой высоты или с воздуха вообще превращает снимаемые объекты в детские игрушки на фотографии.

Стоит отметить, что фотосъемки с очень низких или очень высоких точек позволяют зачастую добиться действительно необычных эффектов. Они называются ракурсными и довольно широко применяются для создания выразительных, оригинальных фотографий.

Выбор точки съемки при съемке пейзажа, портрета и архитектуры

При пейзажной съемке важным моментом является оптимальный выбор высоты, с которой фотограф намеревается запечатлеть то или иное пространство. В тех случаях, когда фоном для здания или природных окрестностей становится небо, часто используется низкая точка съемки. Она позволяет отразить на фотографии красивое грозовое небо или пушистые, белые облака на голубом фоне, что придает всей сцене определенное настроение. Однако если небо в момент съемки выглядит не слишком выразительно, например, в унылую, пасмурную погоду, и не имеет такого богатства красок, то от нижней точки съемки лучше отказаться.

Высокая точка съемки позволяет фотографу-пейзажисту передать общий план, большую протяженность объекта. Выбирая точку съемки, необходимо помнить и о расположении линии горизонта в кадре. Она не должна проходить строго через центр снимка, чтобы снимок не разграничивался на две равные половины. То есть следует избегать деления кадра линией горизонта точно пополам – вместо этого лучше располагать ее выше или ниже середины кадра. Линия горизонта, расположенная ниже середины кадра, оптимально подходит для снимков, в которых в виде фона присутствует небо. В свою очередь, линия горизонта выше середины кадра позволяет подчеркнуть некоторую ограниченность и замкнутость пространства.

При съемке архитектуры фотограф имеет дело со статичным объектом, поэтому для того, чтобы сделать какой-либо интересный, привлекательный кадр, требуется найти свежее решение. Выбрать необычный ракурс и точку съемки, взглянув объективом фотоаппарата на привычные очертания архитектурного сооружения по-новому. Например, воспользовавшись широкоугольным объективом и подойдя к зданию поближе, можно придать фотографии дополнительную динамичность, а также подчеркнуть конкретные особенности конструкции.

Диагональная композиция дает возможность оживить статичное фотоизображение, использовать сильно выраженную перспективу. При снимке зданий фотографы достаточно часто прибегают к таким приемам, как съемка с далекого расстояния, подчеркивающая глубину пространства, и съемка с угла таким образом, чтобы открыть взгляду зрителя сразу две плоскости стен. Важную роль при выборе точки съемки играет и освещение. Необходимо выбрать такой ракурс и такую точку съемки, при которой свет на здание падал бы под углом, дополнительно акцентируя внимание на украшающих здание деталях. Использование при архитектурной съемке  верхнего ракурса в некоторых случаях позволяет добавить снимку оттенки романтического настроения.

При портретной съемке камеру, как правило, приближают ближе к объекту, чтобы получить как можно более крупное изображение и передать на снимке выразительность отдельных черт лица. При фотографировании людей обычно объектив фотоаппарата размещают на уровень снимаемого объекта. Любая другая точка съемки будет неоправданно низкой или высокой. Съемка с очень близкого расстояния, когда все ненужные детали отбрасываются, в частности, широко используется для передачи выразительности глаз. Однако здесь нужно быть внимательным, поскольку фотографирование с чрезмерно близкого расстояния приводит к тому, что пропорции снимаемого человека резко искажаются.

Выбор точки съемки играет определяющую роль для создания композиции кадра, непосредственно влияя на художественную выразительность снимка и воплощение творческого замысла фотографа. Поэтому любителям фотографии имеет смысл потренироваться и поэкспериментировать с выбором точки съемки, используя какой-либо статический сюжет. Оценивая обстановку и не спеша выбирая подходящую точку съемки, можно на практике изучить, как влияют те или иные изменения направления, высоты и дистанции съемки на композицию кадра. Идеальная точка съемки не должна портить сюжетную линию, а, наоборот, должна способствовать улучшению композиции снимка и передаче замысла фотографа.

Источник: тут

fotoloff.livejournal.com

Ракурс в фотографии |


Чтобы наполнить фотографию новым смыслом и сделать более объемное изображение необходимо обязательно воспользоваться определенным ракурсом. Ракурс представляет собой положение объектива по отношению к снимаемому объекту. При правильном выборе ракурса удаленные объекты сокращаются, а те которые находились ближе к объективу, увеличиваются.

Раньше фотографы не сильно обращали внимание на изменение ракурса в съемке. Они использовали для этого всего лишь штатив и собственный рост. Чаще всего применялись композиционные принципы, как и в живописи. Новшество в процесс съемки внес французский фотограф, которому удалось сделать фото с большой высоты. Это повлияло на дальнейшие открытия в мире съемок и предоставило фотографам новые виды съемки и новый, неизвестный до этого, ракурс.

Если сравнивать длиннофокусный и короткофокусный объектив, то при использовании второго, сильно видны искажения перспективы. Поэтому необходимо сместиться от ранее занимаемой точки съемки и фотография получится яркой и насыщенной. Также интересны ракурсы смещения объектива в верхнюю точку, либо в нижнюю точку. Фотография при таких изменениях положения выглядит оригинально.

Использование нижнего ракурса позволит передать грандиозность объекта, увеличить визуально его размер, и добавить нотку выразительности к объекту. При таком ракурсе снимок приобретает динамичность за счет предмета съемки, который наклоняется либо вперед, либо назад. А если еще и добавить диагонально построенную композицию, то эффект динамичности явно усилится.

При применении верхнего ракурса объекты выглядят сдавленно, его лучше использовать для максимального захвата большого количества предметов в кадре. Например, фотографируя городские площади с разнообразными архитектурными сооружениями. Верхний ракурс позволяет захватить большее пространство в кадре.

Еще одним немаловажным моментом в съемке является направление фотографирования. Оно может быть центральным, крайним или со смещением. При использовании центрального направления снимок лишается своей изюминки и становится как бы плоским. Крайнее и со смещением положения выделят объект в кадре, сделают его более объемным и привлекательным.

Приведенные техники желательно использовать каждому фотографу, но не слишком увлекаться, чтобы ожидаемый результат не принес разочарования.
http://www.youtube.com/watch?v=oDJ4OwEwWps

dslrfaq.ru

Фронтальный ракурс фото – Точка съёмки и ракурс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх