Гелиос 81н: Детальный обзор MC HELIOS-81H 2/50 (он же ARSAT H 50mm 1:2)

Содержание

Детальный обзор MC HELIOS-81H 2/50 (он же ARSAT H 50mm 1:2)

Объектив MC Helios-81H 2/50 на фотоаппарате Nikon AF N8008s. Увеличить изображение.

Вкратце

МС Гелиос-81Н 2/50 (или MC Helios-81H 2/50, или Arsat H 50mm 1:2) – является одним из лучших штатных объективов из семейства Гелиос. Такой объектив чаще всего называют ‘полтинником’ из-за фокусного расстояния, равного 50 мм. На полнокадровых камерах (пленочные и цифровые камеры с размером кадра 36 х 24 мм) он является стандартным (в плане фокусных расстояний и угла обзора) и подходит для повседневного использования для широкого круга задач. На современных кропнутых камерах Гелиос-81 может также неплохо использоваться в качестве портретного и творческого объектива.

Свою популярность, на мой взгляд, Гелиос-81 заработал из-за совместимости с цифровыми зеркальными камерами Nikon с байонетом Nikon F. Основная масса объективов семейства Гелиос-81 не требует никаких переходников и работают аналогично оригинальным мануальным объективам Nikon Nikkor AI/PRE-AI серии.

Также популярность объектива связана с особой подкруткой заднего фона, свойственной многим объективам семейства Гелиос, а также неплохими оптическими возможностями за достаточно низкую стоимость. В среднем Гелиос-81Н можно найти по 30 долларов.

Критически важно: существует много разных вариантов объективов семейства Гелиос-81 Н/М/АВТОМАТ. Если последние версии – действительно, являются одними из лучших штатных объективов из семейства Гелиос, то ранние версии – являются наихудшими. Ранние версии легко отличить по широкому кольцу фокусировку и серийному номеру возле передней линзы. Такие варианты имеют множество механических проблем. Более поздние и удачные версии имеют серийный номер, нанесенный мелким шрифтом со стороны кольца управления диафрагмой. Вот такой вот парадокс – от наилучшего до наихудшего всего лишь шаг. Я настоятельно не рекомендую связываться с подобными ранними вариантами (показаны, например, в разделе ‘Внешний вид #3’). А также ни в коем случае не приобретайте объективы с маркировкой ‘АВТОМАТ’. Объективы серии Гелиос-81Н АВТОМАТ имеют другой байонет, под который не существует никаких переходников ни для каких фотоаппаратов (внешний вид объективов ГЕЛИОС-81 2/50/53 АВТОМАТ показан здесь). Если что-то не очень понятно, или хотите быть уверенными на все 100%, что будущий приобретенный объектив будет вас радовать – спросите здесь в комментариях, либо свяжитесь со мной по моим личным контактам.

Творческий потенциал подобного полтинника сложно переоценить. Фотолюбители часто используют его в качестве портретного объектива. Многие просто хотят светосильный фикс, особенно в дополнение к своему штатному/’китовому’ объективу. Диафрагма F/2 примерно на три ступени шире диафрагмы F/5.6, которая используется в ‘темных’ китовых объективах на длинном конце. В числовом эквиваленте это означает, что Гелиос-81 приблизительно в 8 раз светлей, чем, например, китовый Nikon DX VR AF-P Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6G, которые на 50 мм фокусного расстояния используют максимальное относительное отверстие, равное всего 1:5. 6. Подсчет в разнице относительного отверстия (считай светосилы) выполняется элементарно: (5.6*5.6)/(2*2)=7.84, что округляется до значения ’8’.

История

Гелиос-81 является потомком объективов серии Гелиос-65 (ГЕЛИОС 65 АВТОМАТ 2/50), который, в свою очередь, является укороченным потомком объективов семейства Гелиос-44.

В семейство объективов Гелиос-81 входит множество моделей и их модификаций. В общем случае развитие линейки происходило следующим образом: Гелиос-81 АВТОМАТ -> Гелиос-81 М или Н -> МС Гелиос-81 М или Н -> МС Гелиос-81 Н -> Arsat H. Каждая из модификаций имеет по несколько подверсий.

Для практического использования лучше всего подходят последние версии МС Гелиос-81 Н (он же ‘MC HELIOS 81 H’) и Arsat у которых серийный номер указан мелким шрифтом на корпусе объектива, а не возле передней линзы.

Внешний вид #1

Ниже показан объектив МС ГЕЛИОС-81Н 2/50 с серийным номером 9227112, предположительно 1992 года производства. Передняя и задняя линзы объектива имеют голубой, синий, сиреневый, фиолетовый и красный оттенки просветления.

Внешний вид #2

Ниже показан объектив MC HELIOS-81H 2/50 с серийным номером 9315003, предположительно 1993 года производства. Передняя линза объектива имеет зеленый, фиолетовый и красный оттенки просветления.

Внешний вид #3

Ниже показан объектив МС ГЕЛИОС-81М 2/53 с серийным номером 8204223, предположительно 1982 года производства. Диаметр светофильтра 49 мм. Передняя линза объектива имеет голубой, сиреневый, фиолетовый, красный и желтый оттенки просветления. Лепестки диафрагмы блестящие, желтовато-оранжевые (медного оттенка). Кольцо фокусировки вращается на 315 градусов (7/8 от полного оборота). Три промежуточных щелчка между F/2 и F/2.8 и по два промежуточных щелчка между остальными парами диафрагменных чисел (редкость). Без переделки не садится на Nikon D70, D70s, D80, D90. На остальные ЦЗК Nikon устанавливается без проблем. Без выступа для реостата диафрагмы, с длинной ‘юбкой’ кольца управления диафрагмой (но юбка не упирается в реостат диафрагмы). Байонет Nikon F, буква ‘М’ означает ‘М’оргающую диафрагму.

Внешний вид #4

Ниже показан объектив ARSAT H 50mm 1:2 с серийным номером 9417121, предположительно 1994 года производства. Передняя линза объектива имеет зеленый, фиолетовый и голубой оттенки просветления.

Внешний вид #5

Ниже показан объектив ГЕЛИОС-81Н 2/53 с серийным номером 8309805, предположительно 1983 года производства. Диаметр светофильтра 49 мм. Передняя линза объектива имеет голубоватый и пепельный оттенки просветления. Лепестки диафрагмы блестящие, серебристого оттенка. Кольцо фокусировки вращается на 315 градусов (7/8 от полного оборота). Три промежуточных щелчка между F/2 и F/2.8 и по два промежуточных щелчка между остальными парами диафрагменных чисел (редкость). Без переделки не садится на Nikon D70, D70s, D80, D90. На остальные ЦЗК Nikon устанавливается без проблем. Без выступа для реостата диафрагмы, с длинной ‘юбкой’ кольца управления диафрагмой (но юбка не упирается в реостат диафрагмы). Байонет Nikon F.

Основные технические характеристики MC Helios-81H 2/50

Название экземпляра из обзора (как написано на самом объективе)MC Helios-81H 2/50 с логотипом завода Арсенал (существует огромное количество других способов написания имени объектива)
Основные свойства
  • Н – байонет Н, аналогичен байонету Nikon F, AI или PRE-AI совместимый
  • только ручная фокусировка.
  • кольцо управления диафрагмой, а также полуавтоматическое управления диафрагмой с помощью кольца диафрагмы и толкателя диафрагмы фотоаппаратов, у которых он имеется.
  • МС – многослойное просветление оптики.
  • объектив подходит для полнокадровых камер (аналог современных камер Nikon FX)
  • металлический корпус
  • лантановые стекла в оптической схеме
Диаметр переднего фильтра52 мм (есть варианты и под 49 мм)
Фокусное расстояние50 мм (по некоторым данным – 52 или 53 мм), ЭФР для камер с сенсором типа APS-C составляет приблизительно 75 мм
Кратность зума1 Х
Разработандля пленочных камер с размером кадра 36 мм Х 24 мм
Количество лепестков диафрагмы6 лепестков. Лепестки формируют шестиугольник приблизительно правильной формы. Лепестки матово-металлические, не черненные.
Метки
  • дистанция фокусировки только в метрах
  • шкала ГРИП для значений F/4, 8, 16 (явно указано) и F/11, 5.6, 2.8 (только полоски)
  • шкала со значениями диафрагмы для F/2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16
  • метка крепления байонета (красная точка, нанесена непосредственно на металлическую часть байонета)
ДиафрагмаОт F/2 до F/16.0, регулируется кольцом диафрагмы, переключателя метода работы диафрагмы на объективе нет. Кольцо имеет по одному промежуточному фиксированному значению между указанными парами чисел (между F/11 и F/16 промежуточного значения нет).
МДФ (минимальная дистанция фокусировки)0.5 м, максимальный коэффициент увеличения составляет 1:7 (приблизительно)
Вес214 грамм, измерено, без крышек (только сам объектив)
Оптическая схема6 элементов в 4 группах, (схема типа ‘Planar’)

Блендавкручивается в передний светофильтр, маркировка оригинальной бленды не найдена. Подходят любые аналоги, по типу таких
Страна изготовительСССР, завод Арсенал (позже объектив производился под брендом ‘Arsat’ на Украине).
ПериодНесколько лет, точный период производства неизвестен.

Модификации объектива

Обратите внимание, что существуют множество модификаций объектива и множество вариантов написания его имени. Основные из них:

Версии ‘АВТОМАТ’

  • Гелиос-81 2/50 Автомат – обзор данной модификации можете посмотреть здесь
  • Гелиос-81 2/53 Автомат – обзор данной модификации можете посмотреть здесь
  • Гелиос 81 2/50 Автомат (без черточки между ‘Гелиос’ и ’81’)

Версии ‘М 2/53’

  1. Гелиос-81М 2/53 с байонетом Н, металлические серебристые незачерненные лепестки, обзор данной модификации можете посмотреть здесь
  2. Гелиос-81М 2/53 с байонетом Н, металлические незачерненные лепестки медного цвета
  3. МС Гелиос-81М 2/53
    с байонетом Н, металлические незачерненные лепестки медного цвета (внешний вид #3 из данного обзора)

Версии ‘Н’

  1. МС Гелиос-81Н 2/50 (с серийным номером возле передней линзы, длинная юбка кольца управления диафрагмой, широкое кольцо фокусировки)
  2. МС Гелиос-81Н 2/50 (серийный номер со стороны байонета, короткая юбка кольца управления диафрагмой, сиреневое просветление, один из самых распространенных и классических вариантов)
  3. МС Гелиос-81Н 2/50 (серийный номер со стороны байонета, короткая юбка кольца управления диафрагмой, зеленое просветление, один из самых распространенных и классических вариантов)
  4. МС Гелиос-81Н 2/53 (внешний вид #5 из данного обзора)
  5. Гелиос-81Н 2/53 (аналог Гелиос-81М 2/53)

  6. ARSAT H 1:2 50mm – практически полная копия МС Гелиос-81Н 2/50, различия описаны здесь
  7. MC Helios-81H 2/50 – полная копия МС Гелиос-81Н 2/50, экспортный вариант, выглядит данная версия вот так.
  8. MC Helios-81 2/50 – полная копия МС Гелиос-81Н 2/50, экспортный вариант

Другие версии

  1. Helios-81 2/50
  2. Helios-81 2/52 (кольцо управления диафрагмой со стороны передней линзы)
  3. Гелиос-81 (ГК-81)
  4. ГОИ <<ГЕЛИОС-81>> 2/52,4 (серебристый металлический корпус)

Просто разные названия: ARSAT 1:2 50mm МС ГЕЛИОС-81Н 2/50

Оптически – это один и тот же объектив. Разница между объективами с разным названием заключается в разной посадочной резьбе или байонете, оправе корпуса, просветлении и возрасте. Многие новые объективы

МС Гелиос-81Н, выпущенные в Украине (после распада Союза), имеют название ARSAT. В данном обзоре рассмотрен один из самых популярных объективов, а именно МС Гелиос-81Н 2/50.

Вид объектива МС Гелиос-81Н на камере Canon EOS 350D Digital. Объектив установлен с помощью дешевого переходника Nikon mount F – Canon EOS.

Как обычно, первое, что чувствуешь и обращаешь внимание при использовании старого объектива – это его вес, объектив небольшой, очень короткий, напоминает блинчик. Вес этого «блинчика» достаточно большой. Качество сборки обычное – много металла и стекла. Никаких люфтов у объектива нет.

Пример фото на МС Гелиос-81Н 2/50

Интересно: 81-Н читается не как 81-‘аш’, а именно как 81-‘эн’. Легко запомнить, 81-Никон, так как байонет ‘Н’ – это байонет Nikon F mount (байонет Никон Ф)

МС Гелиос 81-Н выпускался на заводах Арсенал в Киеве или Умани в Украине. В объективе используются специальные лантановые стекласверхтяжелые кроны с повышенной разрешающей способностью, это позволяет частично избавиться от хроматических аберраций.

Так выглядят две версии объектива Гелиос 81

Как использовать с современными фотоаппаратами

Зеркальные фотоаппараты Nikon с байонетом F

Для использования объектива Nikon МС Гелиос-81Н 2/50 на современных цифровых зеркальных камер Nikon достаточно установить объектив без каких либо переходников и снимать в свое удовольствие без каких-либо ощутимых ограничений. Возможность фокусировки на бесконечность, а также полуавтоматическое управление диафрагмой сохраняется. Это связано с тем, что МС Гелиос-81Н 2/50 использует такой же байонет (тип крепления) что и родные объективы Nikon. Все объективы от фотоаппаратов Киев-17, Киев-17м, Киев-18, Киев-19 и Киев-19м, Киев-20 используют байонет Nikon F, такой же, как у современных цифровых зеркальных фотоаппаратах Nikon. С некоторыми фотоаппаратами будет даже автоматический замер экспозиции. Точный список камер, которые поддерживают замер экспозиции с мануальными объективами (такими как этот) можно посмотреть здесь или здесь. Детальную информацию про то, как пользоваться мануальными объективами читайте в моей статье советская оптика.

Важно: хотя объективы МС Гелиос-81Н 2/50 имеют выступ для передачи значения диафрагмы в камеру через реостат диафрагмы (копия AI объективов Nikkor), в то же время юбка диафрагмы может быть слишком длинной (как у PRE-AI объективов Nikkor). Потому некоторые объективы Гелиос-81 2/50 без дополнительной доработки не могут быть установлены на современные цифровые зеркальные камеры Nikon. Некоторые могут быть установлены только на определенный список камер. Полечить такую болезнь можно очень просто – достаточно спилить часть кольца управления диафрагмой, как это показано на рисунке Сергеия Елизарова здесь.

Важно: если попался объектив, который не садится на вашу камеру и пилить его не хочется, то все же объектив можно легко использовать на любой цифровой зеркальной камере Nikon с макрокольцами. МС Гелиос-81Н 2/50 легко устанавливается на любые фотоаппараты Nikon F через любое макрокольцо для камер Nikon с байонетом F. Правда, при этом теряется возможность фокусировки на бесконечность и средние дистанции фокусировки.

Важно: чтобы сразу найти вариант МС Гелиос-81Н 2/50, который сможет работать на любой зеркальной камере Nikon с байонетом F – нужно искать варианты объектива с именем МС Гелиос-81Н 2/50 (или MC HELIOS-81H 2/50) и без серийного номера возле передней линзы, а также любые варианты объектива с современным именем ARSAT.

Важно: если что-то не понятно, или есть желание уточнить – напишите в комментариях под данным обзором, я и другие читатели постараемся подсказать.

Беззеркальные фотоаппараты системы Nikon 1

Для использования объектива на беззеркальных фотоаппаратах серии Nikon 1 (Nikon 1 S1, Nikon 1 S2, Nikon 1 V1, Nikon 1 V2, Nikon 1 V3, Nikon 1 J1, Nikon 1 J2, Nikon 1 J3, Nikon 1 J4, Nikon 1 J5, Nikon 1 AW1) следует воспользоваться переходником Nikon F – Nikon 1. Самые дешевые переходники можно найти aliexpress.com. Например, такой переходник можно легко купить здесь.

Важно: нет никаких проблем с любыми версиями Гелиос-81 под байонет Nikon F (Никон ‘Н’) и любыми соответствующими переходниками.

Беззеркальные фотоаппараты системы Nikon Z

Для использования объектива на беззеркальных фотоаппаратах серии Nikon Z следует воспользоваться оригинальным переходником Nikon FTZ.

Можно воспользоваться и любым недорогим китайским аналогом, например, вот таким переходником Nikon AI -> Nikon Z.

Важно: нет никаких проблем с любыми версиями Гелиос-81 под байонет Nikon F (Никон ‘Н’) и любыми соответствующими переходниками.

Canon (EF, M, RF)

Для того, чтобы установить МС Гелиос-81Н 2/50 на любую современную цифровую зеркальную камеру Canon EOS, нужно будет воспользоваться переходником Nikon mount F – Canon EOS. Возможность фокусировки на бесконечность сохраняется. Самые дешевые переходники можно найти aliexpress.com. Например, переходник Nikon mount F – Canon EOS EF (он же Nikon AF->Canon EF) можно легко купить здесь.

Важно: все объективы семейства Гелиос-81Н (с байонетом ‘Н’ / ‘Nikon F’) независимо от года выпуска и особенностей байонета без каких-либо проблем смогут установиться на любую камеру Canon EOS с помощью указанного переходника Nikon mount F – Canon EOS EF (он же Nikon AI->Canon EF).

Для использования объектива на беззеркальных фотоаппаратах серии Canon EOS M следует воспользоваться переходником Nikon F – Canon EOS M (он же Nikon AI-Canon M). Самые дешевые переходники можно найти aliexpress.com. Например, такой переходник можно легко купить здесь.

Для использования объектива на беззеркальных фотоаппаратах серии Canon EOS R следует воспользоваться переходником Nikon F – Canon EOS R (он же Nikon AI->Canon RF). Самые дешевые переходники можно найти aliexpress.com. Например, такой переходник можно легко купить здесь.

Sony (A, E)

Использования объектива с зеркальными фотоаппаратами Sony (зеркальные фотоаппараты, а также SLT фотоаппараты с полупрозрачным зеркалом) затруднено. Для использования следует применять переходник с корректирующей линзой, что может негативно сказаться на качестве изображения. Если все же есть желание использовать МС Гелиос-81Н 2/50 на фотоаппаратах Sony/Minolta с байонетом A, то для этого следует воспользоваться переходником Nikon F – Sony A. Самые дешевые переходники можно найти aliexpress.com. Например, такой переходник можно легко купить здесь.

Для использования объектива на беззеркальных фотоаппаратах Sony NEX, Sony ILCE, Sony ALPHA, имеющих байонет Sony E или Sony FE, достаточно воспользоваться недорогим переходником Nikon F – Sony E. Самые дешевые переходники можно найти aliexpress.com. Например, такой переходник можно легко купить здесь. Для данных фотоаппаратов также доступен автофокусный адаптер Techart PRO Leica M – Sony E Autofocus Adapter, который можно найти по этой ссылке.

FUJIFILM (X, GFX)

Для беззеркальных фотоаппаратов с байонетом X нужен переходник Nikon F -> Fuji X (он же AI->X). Самые дешевые переходники можно найти aliexpress.com. Например, такой переходник можно легко купить здесь.

Для беззеркальных среднеформатных фотоаппаратов с байонетом GFX нужен переходник Nikon F -> Fuji GFX (он же AI->GFX). Самые дешевые переходники можно найти aliexpress.com. Например, такой переходник можно легко купить здесь.

SIGMA / PANASONIC / LEICA (L, M)

Для беззеркальных фотоаппаратов с байонетом Leica L (T, TL, SL) нужен переходник Nikon F -> Leica L (он же AI->L). Самые дешевые переходники можно найти aliexpress.com. Например, такой переходник можно легко купить здесь. Для фотоаппаратов с байонетом Leica M нужен переходник Nikon F -> Leica M (он же AI->M).

PENTAX

Использования объектива с зеркальными фотоаппаратами Pentax затруднено. Для использования следует применять переходник с корректирующей линзой, что может негативно сказаться на качестве изображения. Если все же есть желание использовать МС Гелиос-81Н 2/50 на фотоаппаратах Pentax с байонетом K (и его модификациями), то для этого следует воспользоваться переходником Nikon F – Pentax K. Самые дешевые переходники можно найти aliexpress.com. Например, такой переходник можно легко купить здесь. Это же касается и беззеркальной камеры Pentax K-01.

Для использования объектива на беззеркальных фотоаппаратах Pentax, имеющих байонет Pentax Q (Pentax Q, Pentax Q10, Pentax Q7, Pentax Q-s1), достаточно воспользоваться недорогим переходником Nikon F – Pentax Q. Самые дешевые переходники можно найти aliexpress. com. Например, такой переходник можно легко купить здесь.

SAMSUNG (NX)

Для беззеркальных фотоаппаратов с байонетом NX нужен переходник Nikon F -> Samsung NX (он же AI->NX). Самые дешевые переходники можно найти aliexpress.com. Например, такой переходник можно легко купить здесь. Для камеры NX mini переходников пока не существует.

OLYMPUS / PANASONIC / KODAK /  XIAOMI (беззеркальные, MICRO 4/3)

Для использования объектива на беззеркальных фотоаппаратах OLYMPUS / PANASONIC / KODAK /  XIAOMI (и некоторых других), имеющих байонет Micro 4/3, достаточно воспользоваться недорогим переходником Nikon F – MICRO 4/3. Самые дешевые переходники можно найти aliexpress.com. Например, такой переходник можно легко купить здесь.

OLYMPUS / PANASONIC / LEICA (зеркальные, 4/3)

Для зеркальных фотоаппаратов с байонетом 4/3 (не путать с Micro 4/3!) нужен переходник Nikon F->4/3. Самые дешевые переходники можно найти aliexpress.com. Например, такой переходник можно легко купить здесь.

Внимание! Объективы серии ГЕЛИОС АВТОМАТ

Очень важно: объективы Гелиос-81 2/50 АВТОМАТ и Гелиос-81 2/53 АВТОМАТ нельзя использовать с современными фотоаппаратами. Попросту не существует соответствующих переходников. Злоумышленники часто выдают Гелиос-81 2/50 Автомат (обзор данной модификации можете посмотреть здесь) и Гелиос-81 2/53 Автомат (обзор данной модификации можете посмотреть здесь) за объектив МС Гелиос-81Н 2/50. Будьте внимательными!

Примеры фотографий на Nikon DX (APS-C, кроп 1.5Х)

Ниже показаны мои фото на разные модификации объектива Гелиос-81/Arsat H:

Исходные фотографии в формате JPEG можно посмотреть и/или скачать здесь (200+ фотографий на Nikon D40).

Примеры фотографий на МС Гелиос-81Н и Nikon FX (полный кадр, Full Frame)

Все фото были сделаны на МС Гелиос-81Н и полнокадровую камеру Nikon D700 FX без обработки. Уменьшен размер до 1920*1080 пикселей и впечатаны данные из EXIF.

UPDATE

Примерами фотографий на МС Гелиос-81Н 2/50 с читателями Радоживы поделилась фотограф Лилия Немыкина:

Мой опыт

Мне нравится Гелиос-81Н, с ним можно проникнуться духом советских объективов, получить приятные кадры и ощутить себя настоящим мануальщиком (фотографом, который использует мануальные объективы).

К сожалению, я должен констатировать тот факт, что в общем и целом данный полтинник проигрывает во многом любому автофокусному подобному объективу. Гелиос-81Н пользуется большой популярностью, но все же, если есть возможность, то я рекомендую использовать автофокусные полтинники. Некоторые из них, например, Nikon 50/1.8 AF MKI/II/III (D) (для камер с мотором фокусировки) или Yongnuo 50/1.8 (для любых камер Nikon) стоят всего чуть-чуть дороже, нежели Гелиос-81Н.

Видеообзор

Мой видеообзор на семейство объективов Гелиос-81 с примерами фотографий можно посмотреть у меня на Youtube-канале, либо в ролике ниже:

Итоги

Последние модификации Гелиос 81Н – одни из лучших штатных советских светосильных объективов. В первую очередь Гелиос 81Н интересен крученым боке, компактными размерами и низкой стоимостью. Из недостатков следует выделить сложность в поисках “последних” МС-модификаций и незачерненную диафрагму.

Комментарии к этой заметке не требуют регистрации. Комментарий может оставить каждый. Каталог современных объективов смотрите на Moyo.ua.


Материал подготовил Аркадий Шаповал. Ищите меня на Youtube | Facebook | Instagram | Twitter | Telegram. Скидки на фотоаппараты смотрите здесь.

Обзор объектива Гелиос 81Н 2/50 МС — Сайт профессионального фотографа в Киеве

Начну с того, что я горжусь отечественным производителем. Приятно держать в руках этот объектив киевского производства! Он производился на киевском заводе Арсенал в качестве штатного объектива к зеркальным фотоаппаратам «Киев-17», «Киев-19», «Киев-20».

Объектив Гелиос-81Н (или ARSAT H 2/50) имеет байонет типа Н (то же самое, что и Nikon F). Это значит, что его можно без переходника одевать на современные тушки от Никона. Но , так как у меня фотоаппарат Canon, я купил переходник (стоимостью в половину этого объектива). На фото справа — объектив с одетым переходником. К слову, установка переходника не мешает фокусировке на бесконечность, как это иногда бывает в таких случаях. Мало того, благодаря чипу, возможна съёмка в режиме Av и работает подтверждение фокусировки (очень удобно).

Объектив очень порадовал. Чем? Первые ощущения — его приятно держать в руках. Он очень компактный и в то же время ощущается солидно из-за металлического корпуса.

Во-вторых, конечно, же качество изображения. Несмотря на то, что я приобрел экземпляр с царапинами, он резкий по всему полю начиная с открытой и дает контрастную картинку с высоким разрешением. Пример изображения в полном разрешении.

Фокусировка

К ручной фокусировке нужно привыкнуть. Снимать движущихся людей крайне сложно. Эти два фактора увеличивают количества брака. Даже используя фокусировку через live view, можно получить не резкие кадры. Это — объектив для вдумчивой творческой съемки. Не для репортажа — это точно. На него легко снимать пейзажи — фокусировка в таком случае не нужна в принципе. Он компактен, его можно брать в путешествие. Но даже на художественной модельной фотосессии в ручной фокусировке есть недостатки. Бывает, просто упускаешь интересные моменты за счет длительного процесса фокусировки. Должен упомянуть, что

кольцо фокусировки имеет очень плавный и длинный ход. Это плюс, если нужно фокусироваться на деталях и снимать относительно неподвижный объект. Но если нужно резко сменить фокус с ближнего объекта на дальний — это будет непросто.

Ещё из недостатков: он плохо справляется с контровым изображением. С этим нужно быть осторожным.

Качество изображения

Теперь подробней о качестве изображения и боке.

Собственно, из-за боке я и покупал этот объектив. Серия фотографий без обработки и с обработкой.

Боке мне напоминает конфетти — очень радует. Гуглу даже часто задают запрос «как закрутить боке на гелиосе» — что уже говорит о красоте и востребованности этого рисунка.  Это тот случай, когда можно сказать, что объектив рисует. Например, Canon 24-70 2.8L дает отличную картинку и приятное боке. Но такой художественности не даёт. Дорогущий современный зум уступает в художественности дешевому советскому объективу.

Конечно, фото на Гелиос 81Н требуют куда больше цветокоррекции, чем фото на родные объективы от Canon. Гелиос более капризный, дает намного больше мыльных фото или фото с засветами. Но те кадры, которые получаются, зачастую не уступают современным объективам по качеству и, тем более, художественности.

Сравнение с современными объективами

Ниже я приведу фото для сравнения современных фиксов от Canon и Sigma с Гелиосом 81Н. Все фото без обработки, только размер уменьшен.

Разница в цене этих объективов где-то в 25 раз. Эти кадры заставляют задуматься о том «навіщо платити більше?». Но эти фото, так сказать, вырваны из контекста. Сигма будет давать резкие, контрастные снимки в 99% случаев. В случае с Гелиосом 81Н, я бы сказал 70/30. Здесь съёмка проводилась при удачном освещении, поэтому об кадра удались. Появись тут боковой или контровый свет, Гелиос бы давал много бракованных фото с засветами (бленда к этому объективу обязательна). В следующих сравнениях с Canon будет хорошо видна разница в цветопередаче.

Кроме того, сделать этот кадр на Сигму занимает секунды 2-3. Пока я снимаю модель на Гелиос, она успевает заскучать. Я пропускаю массу эмоций на её лице, пока с Гелиосом ловлю фокус в live view. А если я буду фокусироваться без него, процент брака будет больше.

По ссылкам фоторепортажи с Майдана на Гелиос 81Н и на Sigma 35 1.4. Все фото можно посмотреть в полном размере.

Здесь сцены немного разные. Но видно главное преимущество Canon (не говоря о молниеносном и точном автофокусе) — отличная цветопередача. Все снимки на Гелиос нуждаются в существенной цветокоррекции. Фото на Canon дают контрастные, и в то же время, естественные цвета. На этих фото также видно и отличие в боке: у Canon плавное и равномерное размытие, у Гелиоса же свой фирменный рисунок. Canon также лучше прорабатывает полутона и тени.

Одна из причин, по которой я не могу полностью проводить фотосессию на Гелиос — это его цветопередача, о которой я уже писал выше. Фото однозначно нуждается в коррекции. В то время, как кадр на Canon практически готов к употреблению. Зато боке не перестает радовать. Но тут есть ещё один нюанс. Для того, чтоб снять этот портрет на 50мм, мне пришлось подойти довольно близко. На нижнем кадре видно, что нос у модели зрительно больше, чем на верхнем снимке. Тут другой ракурс, но это лишь потому, что в анфас нос получался ещё хуже — поэтому я выбрал этот угол зрения. Что я хочу сказать: на 50мм лицевые портреты снимать нехорошо. Во-первых, в силу искажений на лице (что бы там ни говорили про то, что 50мм это фокусное расстояние, которое ничего не искажает) и, во-вторых, чисто психологического фактора, когда приходится стоять с моделью нос к носу (для некоторых моделей это может быть дискомфортно). Лицевые портреты надо снимать на телевик.

Резкость у Гелиоса феноменальная, несмотря на царапины на моем экземпляре. Вот полноразмерные тестовые снимки на закрытой диафрагме (f5.6) для сравнения на Гелиос 81Н и на Canon 85mm 1.8. По деревьям в центре кадра видно, насколько хуже Гелиос справляется с контровым светом, чем Canon. По резкости же назвать победителя сложно (на полнокадровой матрице в 21мп).

Ещё раз о габаритах

В начале я упоминал о его габаритах. Остановлюсь на этом подробней. Какое-то время назад я хотел приобрести блинчик Canon EF 40mm f2.8 STM. Ради компактности, чтоб иметь объектив для путешествий. Раньше у меня были Canon 28 2.8 и Canon 28 1.8, но купив Sigma 35 1.4 я с ними попрощался. Тем самым потеряв в мобильности. С Сигмой весь день таскаться конечно можно, но не очень приятно. Это тяжелый объектив, который еще и привлекает к себе внимание из-за размеров. Он хорош для коммерческих съемок, но иногда нужен просто маленький туристический объектив для себя.

В этом плане Гелиос 81Н приходится очень кстати. Если вы никуда не спешите, гуляете, автофокусом можно и пожертвовать. Снимки не нужно отдавать клиентам, поэтому можно согласиться с определенным количеством брака. Ещё один важный фактор — держа этот объектив в руках есть ощущение того, что прикасаешься к истории. Ведь десятилетиями на них раньше снимали в СССР, это — винтаж.

Подводя итог

Для чего стоит купить такой объектив? Я однозначно считаю, что его предназначение — как раз художественная съемка. Неспешная и вдумчивая. Просто брать как штатник, потому что дешёвый — я думаю — не вариант. Лучше уж родной Canon или Nikon. Автофокус всё-таки штука нужная.

Так же как и Samyang 14mm 2.8, это  — не объектив первой необходимости. В нем нужно почувствовать потребность. У меня приоритетное направление работы — художественная фотосъемка, так что необходимость и потребность в такого рода оптике я почувствовал давно. Если же кому-то нужно снимать всё подряд, то лучше обратить внимание на что-то ещё.

Этот Гелиос я сейчас беру с собой на все фотосессии. Он компактный, так что носить его в дополнение к стандартному набору не проблема. На коммерческие съемки он у меня идет в дополнение к другим фиксам. Как штатник я его могу использовать разве что для личных целей. Большая вероятность брака настораживает, поэтому полностью полагаться на него я не могу. Но, с другой стороны, есть сцены, в которых я чувствую, что мне нужен именно он. Очень удобно иметь набор из фиксов на 35мм, 50мм и 85мм. Каждый из них подходит под конкретную ситуацию.  Это довольно тонкий момент, зависящий от стиля работы и творческого видения фотографа. Кого-то может устраивать везде ходить только с 50мм, я лично раньше предпочитал 85мм, а для съемок в помещении вообще идеален 35мм.

Напоследок

Гелиос 81Н — объектив, дарующий редкое и от того ещё более приятное чувство гордости за отечественного производителя. Он даёт контрастное изображение, насыщенные и яркие цвета, интересный рисунок боке, резкий начиная с открытой диафрагмы f2, легкий и компактный, и в то же время имеет крепкий металлический корпус. Но это все же полностью мануальный объектив, что делает его прихотливым в использовании.

Обзоры других полтинников:

  • Canon EF 50 mm f1.4 USM
  • Sigma 50 mm f1.4 EX DG HSM

Также читайте: Зеркалки vs беззеркалки. Делюсь опытом.

Объективы Гелиос-81Н и Гелиос-81М: сходства и отличия

Давно собирался написать что-то подобное. Вот, как говорится, дошли руки.

Информация на эту тему в Сети имеется, и Америку я вам тут не открою, конечно. Тем не менее, встречаются в Сети и вопросы и откровенные заблуждения. Поэтому донести корректную информацию до читателей Проекта будет полезным.

Итак, многие знают, что выпускались объективы Гелиос-81М и Гелиос-81Н, которые толи одинаковые, толи разные. Обзор Гелиос-81Н у меня есть, кстати.

Иногда встречается заблуждение, что буква «М» в названии объективов указывает на резьбу М42. Прямо как у Гелиос-44М-4 или Юпитер-21М.

Это именно заблуждение. У вышеперечисленных объективов (и всех прочих) буква «М» означает не резьбу, а «моргающую» диафрагму. У Гелиос-81М буква точно также указывает на наличие «моргалки», если коротко.

Вообще, занятно, но в СССР продолжительное время особо не заморачивались над маркировкой объективов по типам креплений.

Ну, то, что Юпитер-11, например, мог одновременно продаваться под 2 типа дальномерного соединения и еще для зеркальных фотоаппаратов — это, думаю, все знают. В названии никаких отличий не было. Хотя, пояснения на коробках и в инструкциях были, конечно, и не давали совсем уж запутаться при покупке.

Писали «Объектив такой-то для фотоаппаратов Зенит», например.

И средний формат и разные экзотические типы креплений — никак не маркировались буквами на постоянной основе, годов, думаю, эдак до 70-х.

Даже на мега-несовместимых ни с чем объективах под байонет Ц, из тех, что у меня есть, буква «Ц» проставлена только на одном — на Мир-1Ц.

С 1968-го, когда советские зеркалки мигрировали с резьбы М39 на М42, объективы с новой резьбой помечали. Но не буквами, а такой припиской — «-2» в конце. Например, Индустар-50-2, Гелиос-44-2, Гелиос-40-2 и т.д.

Есть, как исключение, например, Мир-1В, который с М39 мигрировал, но буква «В» не означает ничего, связанного с конструкцией.

В 1971-м вышел среднеформатный Киев-6С и возникла совершенно явная необходимость отличать оптику с байонетами Б и В, ассортимент которой пересекался на 100%. Думаю, что с этого момента в среднем формате начали маркировать объективы стабильно буквами. Хотя, на штатных Волна-3 буквы так и не ставили. С чего снял, на то и поставь обратно.

Годом позже появились Зенит-ЕМ и Зенит-16 — аппараты с механизмом нажимной (моргающей) диафрагмы. С этих пор оптику с моргалкой начали маркировать буквой «М». Начиная со штатного объектива Гелиос-44М.

Объективы с «моргающей» диафрагмой поначалу существовали только под резьбу М42, поэтому новым объективам, которые не выпускались массово ранее, и которые не нужно было отличать от предшественников с резьбой М39 — окончание «-2» в названии не делали.

Были просто Мир-20М, Юпитер-21М.

А у штатных Гелиос-44 второй индекс поменял смысл. Если у Гелиос-44-2 приписка «-2» означает общий переход на резьбу М42, то у Гелиос-44-3 , «-3» это уже просто 3-я модель. Крепление — то же.

Из пары героев данной статьи, объектив Гелиос-81М появился первым. Это был штатник к аппарату Киев-17 (год выхода 1977).

Объектив этот имеет байонет Н (аналогичный Nikon F). Но практики маркировать оптику от крепления — тогда еще не было! Зато, «моргалка» у объектива была, и именно потому он получил имя Гелиос-81М.

В 1983-м появился Киев-20 как замена Киев-17. Между этими камерами имелось несколько прототипов — это важно. Киев-20 в качестве штатного объектива получил тот же Гелиос-81 с мульти-просветлением и в несколько измененном корпусе. Назывался объектив уже Гелиос-81Н. Буква «Н» тут уже точно означала тип байонета.

Почему начали применять такую маркировку?

Моя гипотеза такова:

В 1984-м вышел Зенит-Автомат — первый фотоаппарат с байонетом К. В названия оптики для него добавили букву «К» именно для обозначения типа крепления. Например, Гелиос-44К-4, Оберон-11К, Мир-47К.

Ясно, что новый Киев и новый Зенит разрабатывались достаточно долго параллельно. Планировалось в те времена и новая оптика. Много новой оптики.

Какие-то образцы объективов должны были выпускаться с обоими типами новых перспективных креплений.

Кроме того, байонет К использовался у линейки аппаратов Алмаз как раз в эти годы.

И более того, у Зенитов параллельно продолжали выходить модели с резьбой М42.

В общем, фразой «для зеркальных аппаратов Зенит» в инструкции тут уже ну ни как не обойтись. Слишком много уже оговорок требуется. Нужно было как-то помечать сами объективы. Иначе — путаница. Визуально то байонет Н от байонета К не всякий и отличит.

Думаю, именно под влиянием вышеперечисленных причин и ввели постоянную маркировку новых типов креплений — байонетов К и Н.

Резьбовую оптику так и оставили с буквой «М» или с буквой «А» при наличии сменного хвоста.

По-прежнему были исключения. Гелиос-44-3, Мир-1Ш, МТО-1000, Волна 1.8/50 — эти названия ничего нам не говорят о типе крепления.

Тем не менее, некий порядок был наведен.

Сменная оптика с байонетом Н и маркированная буквами «Н», скорее всего, появилась раньше выхода Киев-20 (1983-й). У меня нет точных сведений. Но, во-первых, идея такая возникла на стадии разработки аппарата, а не с его выходом, а во-вторых, Киеву-20 предшествовало ведь несколько прототипов. Оптика задумывалась под всю линейку.

Оба объектива имеют один и тот же байонет Н. У обоих моргающая диафрагма одинаковой конструкции. Т.е. до рабочего значения диафрагму прикроет сам аппарат (любой с байонетом Н) перед срабатыванием затвора.


Гелиос-81Н получил новый более компактный корпус с более узким кольцом фокусировки.

Оптическая схема объективов одинакова.

Гелиос-81Н и поздние Гелиос-81М имеют многослойное просветление. У ранних Гелиос-81М просветление однослойное.

Очень важно вот что:

Киев-17 не имел встроенного экспозамера. Поэтому, Гелиос-81М, как его штатник, относится к категории так называемых Nikon-совместимых NON-AI объективов.

Киев-20 — имеет экспозамер на открытой диафрагме. Его штатные Гелиос-81Н умеют передавать значение диафрагмы от объектива в камеру (AI совместимый объектив).

Система AI реализована чисто механически.

В широком кольце диафрагмы, которое несколько выступает назад в виде бортика (это называют юбкой) у AI-совместимых объективов имеется пропил.

Этот пропил цепляет одной из сторон специальный поводок на погоне байонета фотоаппарата.


При повороте кольца диафрагмы на объективе — сдвигается и поводок на фотоаппарате. Так диафрагма (точнее коэффициент к максимально открытой — гениальное решение) передается в аппарат.

Гелиос-81Н — AI-совместимый объектив, у него пропил в “юбке” есть.

В юбке ранних Гелиос-81М, штатных к Киев-17, такого пропила нет за ненадобностью. Край бортика — ровный по всей окружности. На фото Гелиос-81Н справа, пропил хорошо виден.

Очень важно, и из-за чего часто возникает путаница. Переход от Гелиос-81М (NON-AI) к Гелиос-81Н (AI) случился не одномоментно.

AI – совместимость (т.е. просто пропил в «юбке») объектив получил раньше, чем букву Н в названии.

В сети много изображений объективов МС Гелиос-8М 1981, 82, 83 –х годов выпуска с мульти-просветлением и AI – совместимости. Это фото с ussrlens.com.

Напомню, между выходом Киев-17 и Киев-20 разрабатывалось несколько высокоуровневых прототипов аппаратов типа Киев-18. Под них штатную оптику заранее и модернизировали.

Я не нашел ни одного упоминания Гелиос-81Н без МС и без пропила. Скорее всего, буква в названии — это последнее, что изменилось уже в районе 1983 года с выходом Киев-20.

Насколько у МС Гелиос-81М одновременно появились мульти-просветление и AI – совместимость — мне неизвестно. И возможно, встречаются варианты Гелиос-81М с чем-то одним. А потому, считать наличие МС гарантировано достаточным признаком AI–совместимости — нельзя. Будьте внимательны, осмотрите объектив перед покупкой.

Далее я перестаю пользоваться признаком «Гелиос-81М» и начинаю пользоваться «Гелиос-81 без пропила» для обозначения NON-AI объективов этой серии.

Скорее всего, все Гелиос-81Н имеют мульти-просветление и пропил, поэтому, я буду говорить Гелиос-81Н, имея в виду AI–совместимый объектив.

Сейчас немного практических выводов.

1. Существуют версии МС Гелиос-81М, которые ничем, кроме формы корпуса, не отличаются от МС Гелиос-81Н. Вообще ничем. Полностью взаимозаменяемы.

2. Гелиос-81 без пропила нельзя установить на Киев-20. Поводок на погоне байонета камеры упирается в «юбку» объектива. Пропила то нет. Ровно этой же причине Гелиос-81 без пропила нельзя установить на мой Nikon D800.

3. Гелиос-81Н можно установить на Киев-17. Конечно, его можно установить и на Nikon D800. Я бы даже сказал — нужно установить.


4. Никакой Гелиос-81М или Гелиос-81Н нельзя установить на Nikon D90. Тут уже причина иная. «Юбка» объектива упирается вот в этот рычаг EE для считывания крайнего положения кольца диафрагмы. Увы. На этом популярном кропе Гелиос-81 прям играл бы.

5. Любой Гелиос-81М и Н можно установить на Киев-19. У него хоть есть TTL замер, но он происходит на рабочей диафрагме, никаких рычагов на байонете нет и ничего не помешает вам установить объектив как с пропилом, так и без.  А это отличное сочетание аппарата и оптики, чтобы попробовать снимать на пленку. Моргалка будет работать.


Информацию о большем количестве совместимых и несовместимых с Гелиос-81 фотоаппаратов Nikon вы можете найти в статье Радоживы тут.


На этом у меня, пожалуй, что, и все. Не болейте и удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


ВСЁ про Фото: Обзор объектива Гелиос-81Н

МС Гелиос-81Н 2/50 (или Helios-81H или Arsat 50/2 H) является одним из лучших штатных объективов из семейства Гелиос.

МС Гелиос-81Н 2/50


ТТХ объектива МС Гелиос-81Н 2/50
МДФ (минимальная дистанция фокусировки): 0.5м
Пределы диафрагмирования: F/2-F/16
Количество лепестков диафрагмы:  6
Фокусное расстояние: 50мм
Байонет: «Н» аналог Nikon F
Вес: 240г
Оптическая схема: 6 элементов в 4 группах (схема типа «Planar»)
Диаметр переднего фильтра: 52мм.

Обратите внимание, что существуют множество модификаций объектива и множество вариантов написания его имени. Основные из них:

  1. Гелиос-81 2/50 Атомат — обзор данной модификации можете посмотреть здесь
  2. Гелиос-81 2/53 Атомат — обзор данной модификации можете посмотреть здесь
  3. Гелиос-81М 2/53 с байонетом Н (есть две версии с разным металлом лепестков диафрагмы) — обзор данной модификации можете посмотреть здесь
  4. Гелиос-81 (ГК-81)
  5. Гелиос 81 2/50 Атомат (без черточки между ‘Гелиос’ и ’81′)
  6. Гелиос-81М 2/53 с резьбой М42 (не встречал, но ходят слухи)
  7. МС Гелиос-81М 2/53
  8. МС Гелиос-81Н 2/50 — представлен в данном обзоре
  9. МС Гелиос-81Н 2/53
  10. Гелиос-81Н 2/53
  11. Гелиос-81 2/53 Автомат
  12. Arsat H 1:2 50mm — практически полная копия МС Гелиос-81Н 2/50, различия описаны здесь
  13. MC Helios-81H 2/50 — полная копия МС Гелиос-81Н 2/50, экспортный вариант, выглядит данная версия вот так.
  14. MC Helios-81 2/50 — полная копия МС Гелиос-81Н 2/50, экспортный вариант
  15. Helios-81 2/50
  16. Helios-81 2/52
  17. ГОИ <<ГЕЛИОС-81>> 2/52,4

Даже версия с одинаковым именем может иметь разный диаметр переднего светофильтра в зависимости от года выпуска.

Просто разные названия 🙂

Оптически — это один и тот же объектив. Разница между объективами с разным названием заключается в разной посадочной резьбе или байонете, оправе корпуса, просветлении и возрасте. Все новые объективы МС Гелиос-81Н выпущенные в Украине (после распада Союза) имеют название ARSAT. В данном обзоре рассмотрен один из самых популярных объективов, а именноМС Гелиос-81Н 2/50.

Вид объектива МС Гелиос-81Н на камере Canon

Как обычно, первое, что чувствуешь и обращаешь внимание при использовании старого объектива – это его вес, объектив небольшой, очень короткий, напоминает блинчик. Вес этого «блинчика» достаточно большой. Качество сборки обычное – много металла и стекла. Никаких люфтов у объектива нет.

Пример фотографии без обработки на Гелиос-81н

МС Гелиос 81-Н использовался и используется в роли штатного объектива на фотоаппаратах «Киев-17″. Вообще, у камер Киев 17, 18, 19, 19м, 20 байонет такой же как и Nikon F. Байонет ‘Н’ — копия Nikon F. Байонет — это метод и само крепление объектива на фотоаппарат.

Интересно: 81-Н читается не как 81-’аш’, а именно как 81-’эн’. Легко запомнить, 81-Никон, так как байонет ‘Н’ — это байонет Nikon F mount (байонет Никон Ф)

МС Гелиос 81-Н выпускался на заводах Арсенал в Киеве или Умани в Украине. В объективе используются специальные лантановые стекла — сверхтяжелые кроны с повышенной разрешающей способностью, это позволяет избавиться от хроматических аберраций. Ходят слухи, что это улучшенный объектив Гелиос-65.

Гелиос 81 выпускался в трех основных вариантах Гелиос-81-Автомат, Гелиос-81М и Гелиос-81Н под три разных крепления.

Так выглядят две версии объектива Гелиос 81

Как использовать его с современными цифрозеркальными фотоаппаратами?

Если у Вас ЦЗК фотоаппарат Nikon

Для Nikon достаточно установить объектив без каких либо переходников и снимать в свое удовольствие. Возможностьфокусировки на бесконечность сохраняется. Это связано с тем, что байонет имеет тип F, такой же как и у родных объективов Nikon (или у фотоаппаратов марки Киев-17, Киев-17м, Киев-18, Киев-19 и Киев-19м, Киев-20). При установке на фотоаппараты марки Nikon Вы получите автоматическое управление диафрагмой – это означает, что диафрагму нужно будет выставить на самом объективе. Фокусироваться можно на полностью открытой диафрагме, а во время спуска затвора фотоаппарат сам закроет диафрагму до нужного значения. После снимка камера снова откроет диафрагму до максимума. В простонародье говорится, что «прыгалка будет работать».

Единственное затруднение связно с замером экспозиции на некоторых фотоаппаратах Nikon. На аматорских любительских камерах от Nikon не будет работать замер экспопары, а это означает, что камера будет работать только в ручном режиме управления (режим М).

На камерах Nikon D40, D40x, D50, D60, D70, D70s, D80, D90, D100, D3000, D3100, D3200, D5000, D5100, D5200 нельзя будет использовать замер экспозиции по текущему значению, в отличие от более продвинутых Nikon D200, D300, D300s, D7000,D7100, D700, D800, D800E, D1, D1x, D1h, D2h, D2x, D2hs, D2xs, D3, D3x, D3s, D3, D4. Для младших камер советую прикупитьодуванчик Лушникова для Nikon и получить функцию замера экспозиции и звуковое оповещения удачной фокусировки. Детальную информацию про то, как пользоваться мануальными объективами читайте в моей статье советская оптика. Ту же информацию можно найти и в разделе про AI-S объективы.

Пример фотографии на Гелиос-81Н


Если у Вас система Canon

Если у Вас ЦЗК Canon, то для того, чтобы установить объектив на камеру, нужно будет воспользоваться переходником Nikon mount F — Canon EOS. При этом будет работать экспонометр, но не будет работать подтверждения фокусировки (совсем наоборот, как у Никона). Для того, чтобы работало подтверждение фокусировки, нужно использовать переходник с одуванчиком (чипом), обычно он называется Nikon mount F — Canon EOS с чипом.  Более детально про использование старых объективов на системе Canon в моей статье — Старые объективы на Canon.

Пример фотографии на Гелиос-81Н


Внимание!

Некоторые объективы Гелиос-81Н без дополнительной доработки не смогут установиться на следующие камеры: D90, D80, D70s, D50, D70, D100 либо заклинят при их отсоединении. Зато, на остальные современные цифро-зеркальные камеры объектив установится без каких либо проблем.

Еще раз повторюсь, на Nikon D40, D60, D40x, D3000, D3100, D3200, D5000, D5100, D5200, D200, D300, D300s, D700, D800, D800E, D3, D3s, D3x, D4 — объектив Гелиос-81Н будет устанавливаться без проблем.

Нестыковка с некоторыми камерами связана с тем, что у некоторых объективов Гелиос-81Н имеется выступ на кольце диафрагмы, который мешает установке на камеру. Полечить такую болезнь можно очень просто — достаточно спилить часть кольца управления диафрагмой, как это показано на рисунке Сергеия Елизарова здесь.

Фото на Гелиос-81Н без обработки.


Внимание 2!

Есть объектив Гелиоса-81М 2/53, который сразу сможет сесть на камеру Nikon, а может и не сесть. Бывают разные ситуации. Потому, точного совета по поводу Гелиос-81М дать не могу.


Внимание 3!

Меня каждый день спрашивают по поводу Гелиос-81Н и Гелиос-81М и как они смогут устанавливаться на DSLR Nikon. Пожалуйста, просто прочитайте два абзаца выше — там все написано. И я честно не знаю, какой экземпляр попадется именно Вам. Причины проблемной установки описаны здесь.


Внимание 4!

Существует красногорский объектив Гелиос-81 (без «Н» в конце названия). У ГК-81 посадочная резьба М42. Но он достаточно редкий. Также, существует объектив Гелиос-81-автомат от камер Киев-15 и Киев-10.  Гелиос-81-Автомат не сможет установиться и работать с переходником на современные камеры Nikon и Canon, так как имеет специфический редкий байонет.

Портрет на Гелиос-81Н

Для других систем (байонетов) существуют свои переходники, которые позволят снимать без каких-либо ограничений, таких как потеря бесконечности и другое. Но лучше для этих целей брать объектив Гелиос-81М с 42 резьбой, под нее проще найти переходник. Как использовать вообще советскую оптику на Сanon читайте в статье: старые объективы на Canon. Для Nikon отдельная статья — советская оптика.

Съемка движения на мануальный объектив Helios-81N

При работе с объективом МС Гелиос-81Н я нашел положительные стороны:

1. Компактность объектива МС Гелиос-81Н. Его размеры небольшие и его без проблем можно положить в свою фото сумку. На маленькой камере Nikon D40 объектив смотрится просто неотразимо.

2. Качество фотографий – объектив резкий на максимально открытой диафрагме F2. 0, глубина резкости нормальная, ХА почти не заметны, боке просто шикарное. Размытие заднего фона (боке) очень красивое (но у каждого свои вкусы и взгляды). Картинка более пластичная, нежели у фикса Nikkor 50mm F1.8. В данном обзоре довольно много примеров фотографий без обработки. Можете сами понаблюдать на качество снимков, на многих снимках впечатаны данные из EXIF.

Пример фото на Гелиос 81 Н

3. Отличная эргономика. Очень удобно управлять с объективом. Ничего лишнего.

4. БольшАя светосила. При чем, диафрагма F2.0 полностью рабочая. Например, Nikon 50mm F1.8 имеет сильно мыльную картинку с F1.8 до F2.8 в особенности при фокусировке на бесконечность.

5. Возможность использовать  Гелиос-81Н на полнокадровых камерах, таких как Nikon D800, D700, D3s, Canon 5D.Ниже есть примеры фотографий на APS Nikon D700 FX.

6. Дешевизна. Гелиос-81Н можно найти всего за 10 у.е., правда экземпляр который в данном обзоре обошелся мне порядка 30 у.е.

Пример фотографии на Гелиос-81Н

7.  МС – многослойное просветление – незаменимый бонус из Советского Союза. Помогает в борьбе с контровым светом, улучшает картинку. Добавляет контраст на фотографии.

8. Живучесть объектива — это Вам не дешевый китайский объектив с пластмассовым креплением, а стекло и металл0 в чистом виде. ‘Солнечный’ МС Гелиос-81Н переживет еще много поколений. Для примера, мой объектив 1991 года, ему уже больше 20 лет, а он работает и работает. Кстати, год выпуска советского объектива очень легко узнать по первым двум цифрам в номере маркировки объектива.

Пример фотографии на Гелиос 81 Н и Nikon D40

Из недостатков МС Гелиос-81Н:
1. Вес. Тяжеловат для таких размеров.
2. Малое количество лепестков диафрагмы, что плохо влияет на съемку при диафрагмах меньше F2.0
3. В зависимости от года и типа выпуска может становиться не на все фотоаппараты Nikon, приходиться иногда подпиливать, но в моем экземпляре все хорошо.
4. При фокусировке ходит весь линзоблок, это чуток меняет фокусные данного объектива.
5. Может ловить зайцев в контровом свете. Лучше приобрести недорогую китайскую бленду для объектива.

Особо говорить больше нечего – МС Гелиос-81Н стандартный светосильный объектив, который на кропнутых матрицах современных цифрозеркалок можно использовать в качестве портретного объектива в силу кроп фактора. Для камер Nikon DX Вы получите эквивалент 75мм объектива для 35мм пленки, для Canon 1.6x получим ЭФР равное 80мм.

Меня довольно часто спрашивают начинающие фотографы и обычные люди, а чем лучше Гелиос-81н от стандартного китового объектива 18-55mm F3,5-5,6, ниже Вы найдете преимущества одного и другого объектива.

Пример фотографии на Гелиос-81Н

Преимущества Гелиос-81Н перед китовым объективом Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G ED AF-S DX Zoom-Nikkor

  • более светосильный, отверстие диафрагмы минимум в 3 раза больше китового
  • более компактный, намного короче по длине, нежели китовый.
  • дает отличное изображение, можно куда лучше использовать в качестве портретного объектива, имеет необычный рисунок боке
  • может использоваться на полном кадре, китовый только на камерах с кропнутой матрицей
  • может быть без особых проблем переделан в монокль
  • не боится низких температур
  • не использует батарею фотоаппарата
  • стоимость в 2-3 раза меньше
  • имеет куда лучшую конструкцию из железа и стекла, долговечность по-умолчанию.
  • имеет кольцо управления диафрагмой в отличие от объективов G типа, которым является китовый
  • имеет индикатор дистанции фокусировки
  • не вращается передняя линза при наводке на резкость, использовать разные светофильтры намного удобней
  • резче китового на закрытых диафрагмах
  • можно без проблем использовать в качестве макро объектива с реверсивным кольцом
  • ради шутки: пишется короче, Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G ED AF-S DX Zoom-Nikkor — 47 символов, Гелиос-81Н — 10 символов

Фото на Г-81Н

Преимущество Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G ED AF-S DX Zoom-Nikkor над Гелиосом-81Н

  • имеет 3-х кратный зум
  • более удобный в использовании, камера всегда понимает что за объектив и его настройки, корректно работает EXIF
  • дает замер экспозиции со всеми камерами
  • диафрагма контролируется посредством камеры
  • имеет автофокусировку
  • легче чем Гелиос-81н (в зависимости от версии китового)

А вообще, это разные объективы и сравнивать их показатели просто некорректно. Потому, обычно, Гелиос-81Н идет как дополнение к китовому объективу. Ну а профессионалы и сами лучше знают, что им нужно и как этим пользоваться.

Пример пейзажа на объектив Гелиос-81Н

Примеры фотографий на Nikon DX (APS-C, кроп 1.5Х)

Примеры фотографий на МС Гелиос-81Н и Nikon DX (APS-C, кроп 1.5Х)

В галерее ниже все снято на Nikon D200 без обработки, при полностью открытой (максимальной) диафрагме F\2.0. Уменьшен размер до 1600*1200 и впечатаны данные из EXIF

Примеры фотографий на МС Гелиос-81Н и Nikon FX (APS, полный кадр)

Все фото были сделаны на МС Гелиос-81Н и полнокадровую камеру Nikon D700 FX без обработки. Уменьшен размер до 1920*1080 пикселей и впечатаны данные из EXIF.

Примеры фотографий на МС Гелиос-81Н и Canon APS-C  (кроп 1.6X)

Фотографии ниже были сняты с помощью камеры Canon 350D и вот такого переходника. ЭФР составляет 80мм.


На правах рекламы:

Если Вас заинтересовал данный объектив, или любая другая советская и старая оптика – можете приобрести ее, обратившись по контактам из раздела мануальная оптика.

Личный опыт:

При работе с объективом, как и при работе с другой мануальной оптикой — можно проникнуться духом фотографии и больше времени тратить на композицию, нежели на необдуманную серийную съемку. Для начинающих людей Nikon D40, Canon 350D и Helios-81 это самый лучший вариант прикоснуться к прелестям фото искусства. Я без проблем использую свой маленький МС Гелиос-81Н для разного рода фото задач, беру его в походы, использую для портрета, природы и т.д. Недавно мне подарили еще один, теперь я счастлив вдвойне. Вот еще одна галерея, где все снято на МС Гелиос-81Н. Если ищите себе отличный старый советский объектив, советую еще посмотреть на Л/З МС Индустар-61.

Вывод:

Гелиос 81Н один из лучших штатных советских светосильных объективов который дает прекрасную резкость даже на полностью открытой диафрагме, его интересное крученое боке с кроп фактором на современных цифро-зеркальных камерах отлично подходит для портретной съемки. Он без любых переделок почти всегда сможет установиться на камеры Nikon. А его цена просто идеальна за такое качество изображения.


↓ лайкайте ↓ обзор — не забывайте про помощь проекту. Есть вопросы  —  задавайте в комментариях. Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал

источник radojuva.com.ua

Сравнение Гелиоса 81Н с Nikon 50mm 1.4G

Приветствую всех! Звать меня Александром и я увлекаюсь фотографией на любительском уровне.
Хочу представить вашему внимаю тест-сравнение двух потрясающих объективов для мной любимой системы Nikon.
Гелиос 81Н — создавался для фотоаппаратов «Киев». Из всех Гелиосов обладает самыми лучшими характеристиками наровне с Гелиосом 44М-7 под резьбу. Обладает потрясающим рисунком, а так же знаменитым закручиванием фона в области нерезкости.
Nikon 50mm 1.4G — в общем в представлении не нуждается.



Сравнивал на Nikon D60. Снимал в собственном пресете. Конвертация View NX со стандартными настройками.

Важно!: на свой Гелиос я наклеил чип (filmprocess.ru/nikon_spec.htm) Лушникова. И появилась возможность работы автоматической прыгающей диафрагмой типа AI-S, т.е. выставляешь диафрагменное кольцо до конца, а необходимую диафрагму выставляешь уже колёсиком на камере.Но, т.к. допуски в те хорошие времена были с палец, то этот режим отрабатывается не корректно. Выставляя на камере например ф5.6, реально отработана будет лишь примерно ф2.8 и из-за этого приходится вводить отрицательную экспокореекцию(для ф5.6 это примерно -2 стопа). Для того что бы точно отработать необходимую диафрагму для сравнения, я минимальное значение запрограммировал не ф16(как должно быть), а ф45. При этом что бы снять на 2.8 на камере выставлял 5.6, а для 5.6 соответственно 8. И вот тогда получалось примерно то что нужно.
Тестировать буду на диафрагмах 2.0, 2.8, 5.6 в тесте на резкость 8. 0. И в добавок Никкор идёт вне конкурса на 1.4

И так приступим:
Начнём с оценки резкости.
Центр:

Край:


Полноразмерные:
Гелиос:      2.0 2.8 5.6 8.0
Nikkor: 1.4 2.0 2.8 5.6 8.0

Выводы: Как можно видеть, по центру на открытой Гелиос великолепен. Никкор супер резок с 2.8, но и 1.4 можно считать рабочей, естественно при условии попадания куда надо. Ну а по краям очевидная картина, из-за всё же несовершенства конструкции Гелиоса, на открытой край плох и нормальным становится лишь с 5.6. Никкор же неплох уже на 2.0.

Устойчивость к контровому свету:
Источник яркого света в кадре, фон тёмный, в общем жёсткие условия.

Гелиос:      2.0 5.6
Nikkor: 1.4 2.0 5.6

Вывод: результат ожидаем. Гелиос даёт сильный блик, но стоит отметить то, что на моём экземпляре просветление на задней линзе пошаркано, что в таких условиях конечно будет влиять. На Никкроде до 2.8 блик не виден, но начиная с 3.5-4.0 появляется. Так же очевидно что Никкор значительно контраснее.

Боке:


В этой ситуации на 2.0 и 2.8 не уж сильно различается боке, но у Гелиоса оно более контрастное, в центре кружочек темнее чем по краю. Тут Гелиос по интересности не сильно опередил Никкора. Но как мне кажется в данной ситуации у Никкора какое то плосковатое боке, не очень интересное. На 5.6 видать диафрагма не до конца доехала, вот и немного размытие получилось.

Ситуация 2:


А вот в этой ситуации намного интереснее, сразу видно что к чему и кто на что способен. Вот оно Гелиосовское «закручивание». Но стоит отметить что и у Никкора в этой ситуации боке тоже неплохое(хотя мне гелиос конечно нравится больше). И тут уже кому что нравится.
Боке на 2.0 поближе:


Что тут хочется отметить: то что эти 2 объектива всё же портретные(да может лицевой и не стоит, но это мелочь) и снимать на них на закрытых просто не уважение. Оба дают на открытых отличную резкость(но у Гелиоса получше) и потому я не брезгую снимать на их оба на полностью открытых(2.0 и 1.4 соответственно). Гелиос с 5.6 начинает делать «гайки».
Полноразмерные:
Гелиос:        2.0 2.8 5.6
Никкор: 1.4 2.0 2.8 5.6

Аберрации:
У обоих присутствует небольшая подушкообразная дисторсия, но это естественно.
Оба хроматят до диафрагмы 5.6. Но Никкор на сопоставимых чуть сильнее и более резко фиолетовым цветом. Это видно на примере боке во втором варианте на ветке слева. Но там сильный перепад яркостей что очень усиливает хроматику. Но в общем, на рядовых снимках хроматику вы увидите только на 1.4.
Цвета— можно заметить на фотографиях с боке что Гелиос немного холодит. ББ на этих снимках «солнечно»

Заключение: тест проводился не для прямого сравнения кто круче, а для простого понимания самих объективов и их возможностей. Как портретники для своего фокусного они шикарны, достаточная резкость и хорошие рисунки у обоих. Но как по мне конечно Гелиос краше.
Выбирая кого то из них, нужно чётко представлять что вы хотите, т.к. они чуточку для разных задач. Гелиосом нужно снимать на природе, желательно среди растительности что бы подчеркнуть его красоту и при этом делать это не спеша, т.к. даже при наличии «одуванчика» вам всё равно придётся думать и делать много телодвижений. Никкор больше подходит для псевдо репортажного портрета, когда нужно стабильное качество и точное попадание фокуса и при этом рабочая открытая диафрагма, тем более что она 1.4 и даёт больший простор для действий.
Я рад что обладаю обеими, т.к. это даёт больше творческих возможностей.

Примеры фотографий:

Гелиос:

Nikkor:

Спасибо за внимание, надеюсь сравнение получилось объективным и для вас полезным. В данном материале я не делаю однозначных утверждений, лишь моё видение и опыт использования данного оборудования.
До скорых встреч у меня в блоге!

Обзор и ремонт объектива Гелиос-81м

1. Достался некоторое время назад мне такой объектив. Уникален он тем, что был изначально разработан под байонет F, то есть под камеры никон. То есть он встает на Никон как родной, работает прыгалка диафрагмы. Как известно зеркальные фотоаппараты Киев 17, 18, 19 имели байонет F и Гелиос-81 как раз выпускался для них. Этот объектив содержит в себе 6 элементов в четырех группах, шестилинзовый анастигмат c однослойным или многослойным (МС) просветлением сделан на основе объектива Biotar 2/58 (Carl Zeiss Jena).

На такой же схеме и создан советский объектив Гелиос 44 и его модификации. Гелиос 81, изначально имел высокую разрешающую способность. По данным с старого сайта Красногорского завода разрешающая способность объектива (0/10/20 мм) 52/37/27 лин/мм, то есть очень резкий. 50 линий на мм в центре позволяют «разрешить» даже 36 мегапиксельную матрицу Nikon D800. Этот показатель ниже у всех «гелиосов 44», даже у Гелиос 44-7 разрешение меньше.

Производство этих объективов было передано на киевский завод «Арсенал». Позже появились модификации с буквой М и еще позже буквой Н. Они отличались по фокусному расстоянию, менялся и тип просветления и конструкция оправы. Поздние варианты имели обрезиненную поверхность фокусировочного кольца. Однако считается, что самые хорошие экземпляры были произведены до 85 года или раньше, в линзах использовался лантан. Объективы поздних лет выпуска, уже не имели той резкости.

С развалом СССР, торговая марка «Гелиос» осталась у Красногорского завода, а Гелиос 81н стал производиться под торговой маркой  «Арсат» — ARSAT-H 50 mm f/2.

2. Мой экземпляр судя по номеру 81 года, то есть ему столько же как и мне. Железо и стекло, когда его держишь в в руках, понимаешь что держишь вещь, а не пластмасску.

2. У моего экземпляра были проблемы с прыгалкой диафрагмы, она как бы заклинивала в каком то не окончательном положении при отпрыгивании. Так же в нем или засохла или испарилась вся смазка и кольцо фокусировки крутилось, мягко говоря — очень не равномерно. Еще он изначально не ставился на фотоаппарат из за толщины диафрагменного кольца. Хотя на пленочные камеры Никон вставал как родной сразу. Советское производство грешило не стабильным качеством и разбросом параметров.

Что бы добраться до диафрагмы, нужно снимать передний блок линз.

После откручивания переднего декоративного кольца, нужно открутить кольцо которое удерживает блок линз в оправе, при последующей разборке, нужно чем то царапнуть метки, иначе при выкручивании из оправы блока линз, вы потом не попадете в нужное место. Я пока этого делать не буду, возьмусь за заднюю часть.

3. Снял байонет, кольцо диафрагмы нужно снимать крайне осторожно, так как под ним есть очень маленький шарик и есть вероятность потерять его.

4. Снял кольцо установки диафрагмы и механизм управления диафрагмой и широким напильником уменьшил толщину кольца диафрагмы. Получилось очень аккуратно и заметить какие то изменения не возможно.

5.

6. Выкрутил кольцо удерживающее блок линз в оправе, спереди объектива, предварительно поставив метки, как написано в начале разборки.

7. Очистил геликоид от старой смазки, выкрутил передний блок линз, получив доступ к диафрагме, перебрал ее и о чудо — стала работать четко, прыгает без всяких заеданий и залипаний. С виду ни чего не убрал. Может связано с тем что поменял местами лепестки. Дело в том, что сами лепестки имеют какую то не аккуратную форму, на 44 гелиосах такого не видел. Как будь то их ножницами вырезали. Возможно поэтому диафрагма при отпрыгивании заедала, теперь все отлично.

8. Для смазки геликоида воспользовался силиконовой консистентной смазкой.

9. Линзы очистил дедовским методом — сажей и ватными палочками. Поджог свечу, обкоптил столовую ложку, ватной палочкой собрал копоть и почистил линзы. И продул как следует.

При установке блока линз в оправу, нужно воспользоваться метками которые нужно было нанести под передним декоративным кольцом. Еще трудность которая может подстерегать — многозаходная резьба геликоида, попасть с первого раза, туда, куда надо — сложно. Но обычно после нескольких не удачных попыток, вы попадете и рабочий отрезок будет правильным.

10. Объектив действительно помолодел, 32 года а почти как новый. Работа механизмов —  5, косметический вид — 4, картинка…. ниже про картинку.

11.

12. На фото видно, что с задней стороны объектива, там где объектив прижимается к байонету камеры, кольцо диафрагмы белое, это потому, что я его стачивал в толщину.

13.

14.

15. Картинка очень мягкая, воздушная и резкая сразу же с максимально открытой диафрагмы f 2. Резкость не прибавлялась, шумы не убирались. Фото как есть.

17.

18.

19. 100 процентов, резкость не прибавлялась, шум не убирался, на открытой. Естественно наводился на глаза, кончик носа и подбородок при этом — уже не очень резкие ну и уши сами видите.

20. Ну и конечно свойство данной оптической схемы, так любимое многими фотохудожниками — способность закручивать блики на бокэ. На полнокадровых фотоаппаратах этот эффект проявляется еще существеннее.

Также делал всякие тестовые снимки газет и мелкого текста, сравнивал с другими своими стеклами. Tamron 17-50 2.8 только на диафрагме 3.5 примерно так же резок как гелиос 81 на 2.

Выводы — отличный объектив, наверное самый лучший стандартный советский объектив. Очень художественный, дает воздушную картинку, интересное размытие и в тоже время очень резкий.

Из советских полтинников, сравниться по резкости могут только Гелиос 44-7 или некоторые Зенитары 50 мм(хотя конкретные экземпляры могут отличаться и давать другие качества). Как родной встает на Никон, работает прыгалка диафрагмы. Если поставить одуванчик Лушникова, или на профессиональной камере Никон, можно вообще пользовался полноценно, будет любой замер экспозиции, работа во всех режимах, TTL. Разумеется фокусировка при этом все равно будет ручной. Но это не проблема.

Добавить комментарий к материалу

Helios 81N 50mm f/2.0 Маленькая жемчужина

  • Уважаемый гость, для того, чтобы стать членом, вам необходимо заполнить анкету. Обратите внимание, что получение ответа занимает до 5 рабочих дней. Подать заявку на членство. Спасибо.

Наименование МС Гелиос-81Н 2/50 с логотипом завода Арсенал (есть много других вариантов написания названия объектива)
Основные характеристики
  • Н — байонет Н, аналогичный Совместимость с Nikon F, AI или PRE-AI
  • только ручная фокусировка.
  • кольцо управления диафрагмой , а также полуавтоматическое управление диафрагмой с помощью кольца диафрагмы и толкателя диафрагмы камер, в которых она имеется.
  • МС — многослойное оптическое покрытие.
  • объектив подходит для полнокадровых камер (аналог современных камер Nikon FX)
  • металлический корпус
  • лантановое стекло в оптической схеме
Диаметр переднего светофильтра 52 мм
Фокусное расстояние 50 мм (по некоторым данным — 52 или 53 мм), ЭФР для камер с сенсором APS-C составляет примерно 75 мм
Коэффициент увеличения 1 x
Разработан для пленочных фотоаппаратов с размером кадра 36 мм Х 24 мм Лепестки образуют шестиугольник примерно правильной формы. Лепестки матовые металлические, не черненые.
Этикетки дистанция фокусировки только в метрах. Шкала ГРИП для значений F/4, 8, 16 (четко указано) и F/11, 5,6, 2,8 (только полоски). Шкала со значениями диафрагмы для F/2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16. Метка крепления крепления (красная точка, нанесенная непосредственно на металлическую часть крепления)
Диафрагма От F/2 до F/16.0 регулируется кольцом диафрагмы, на объективе нет переключателя метода работы диафрагмы. Кольцо имеет одно промежуточное фиксированное значение между указанными парами цифр (между F/11 и F/16 промежуточного значения нет).
МДФ (минимальная дистанция фокусировки) 0,5 м, максимальная кратность увеличения 1:7 (приблизительно)
Вес 250 г (приблизительно)
Оптическая схема 6 элементов в 4 группах, (схема типа «Планар»)

Бленда вкручивается в передний светофильтр, маркировка оригинальной бленды не найдена.
Страна производитель СССР, завод «Арсенал» (позже объектив выпускался под маркой «Арсат» в Украине).
Период Несколько лет, точный период производства неизвестен.