Контраст в изобразительном искусстве – 22. Контраст в изобразительном искусстве.

22. Контраст в изобразительном искусстве.

В
изобразительном искусстве контраст —
это ярко выраженная разница между
формами в картине — самое сильное
средство художественной выразительности.
Например, любой размер в рисунке сам по
себе относителен. Понятно? Если нет, то
попробуйте нарисовать яблоко. Большое
оно или маленькое? Сказать трудно, а
значит, и нет ясного образа. А теперь
нарисуйте рядом порхающую бабочку.
Сразу появится ощущение, что яблоко
тяжелое и крупное. Но впечатление от
нарисованного яблока изменится, если
рядом изобразить арбуз. Это и есть
контраст величин. И мы использовали
его, чтобы передать наше впечатление о
размере предмета. Существует так же
много других контрастных сопоставлений:
длинное — короткое, высокое — низкое,
толстое — тонкое, черное — белое,
неподвижное — движущееся и так далее.

Контрасты
обостряют сравниваемые качества
предметов. Не зря великий художник
Леонардо да Винчи советовал ученикам:
«… следует смешивать по соседству
прямые противоположности, чтобы в
сопоставлении усилить одно другим».
Ведь человеческое восприятие таково,
что мы острее реагируем на разницу в
соотношениях. Контрасты помогают
привлечь внимание зрителя и выделить
главное в картине, выразительно передать
пластическими средствами чувства и
мысли художника. Если различие слабое
и незначительное, то оно называется —
нюанс.

У
великого испанского художника Пабло
Пикассо есть картины, посвященные
бродячим цирковым артистам. Одна из
самых трогательных его работ — «Девочка
на шаре», хранящаяся в Московском
художественном музее им. А.С. Пушкина.
Крупно, почти во весь холст изображены
двое — юная гимнастка репетирует свой
цирковой номер, мощный атлет, отдыхая,
присел рядом. Вот вроде бы и весь
незамысловатый сюжет. Но мы чувствуем
внутреннее напряжение и драматизм. Это
достигается тем, что в основу композиции
картины положен пластический мотив
сопоставления контрастов. Унылый,
выжженный солнцем холмистый пейзаж,
скорее всего, проселочная дорога, где
остановилась кибитка труппы бродячего
цирка. Вдалеке бредет случайная прохожая
с ребенком на руках, и пасется белая
лошадь. Безжизненный фон не соотносится
с праздничным ремеслом артистов. Их
трудно представить без шумной многоголосой
толпы зрителей. Стоящие на земле шар и
массивный куб — это обычный цирковой
реквизит и в то же время — это вечные
символы противоположностей — движения
и неподвижности. Девочка, репетируя,
грациозно покачнулась, удерживая зыбкое
равновесие. Мужчина замер, словно
монолит, слившись со своим постаментом.
Пластичные, плавные линии обращенной
к нам гибкой фигурки выразительно
контрастируют с угловатым профилем
мужчины, с его развернутыми, как на
египетских рельефах, плечами. Красный
цветок в черных волосах девочки — яркий
цветовой контраст среди мягких голубоватых
и розовых красок.

Сила
и мужественность атлета подчеркивают
трогательную хрупкость девочки-подростка.
Занятые одним нелегким цирковым ремеслом,
герои картины в то же время разобщены
и погружены в свои мысли. Картина Пикассо
построена на контрастах. Наверное, ее
смысл в трагическом ощущении беззащитности
красоты. Но мимолетная загадочная улыбка
девочки словно освещает грустную
природу. А спокойная уверенность могучего
атлета вселяет в нас надежду.

studfiles.net

Цветовой контраст в живописи. Материал John Lovett


Фев 22, 2014


in Полезные статьи по рисованию

by Марина Трушникова

Цветовой контраст в живописи

Слово “контраст” постоянно присутствует в нашей жизни.  Особенности человеческого глаза таковы, что в зависимости от окружения один и тот же оттенок цвета может выглядеть по разному. Цветовой контраст — это разница между оттенками цвета.

Сегодня речь пойдет об акценте в живописи, который достигается именно посредством контрастов.

Статья и иллюстрации – John Lovett

Цвет является одним из самых мощных имеющихся у нас инструментов для создания художественного образа в живописи.

Существует ряд теорий, описывающих различные подходы к гармоничному сочетанию цветов, но самое простое правило, которое нужно помнить – это использование силы дополнительных цветов.

Чтобы цветовые акценты, основанные на дополнительных цветах, давали необходимое воздействие, вся картина должна быть построена на нюансных цветах (с помощью группы соседних цветов в цветовом круге). Цветовой акцент при этом будет являться дополнением к группе этих соседних цветов.

Выбирая настроение и образ, которое вы хотите передать в вашей картине, выберите группу доминирующих цветов.

Например, для изображения старых обветшавших стен домов подойдут доминирующие цвета: теплый красный / оранжевый / желтый, а для изображения вечернего пейзажа с флотом рыболовецких судов более всего подойдут сочетания холодного синего и зеленого.

Это простая система, и она всегда дает хорошие результаты.

Цветовой круг смесей из цветов Quinacridone Gold, Phthalo Blue, Ultramarine Blue, Permanent Rose and Alizarin Crimson (Охра золотистая, Голубая ФЦ, Ультрамарин, Алая и Краплак – близкие цвета в русском варианте)

Ряд нюансных зеленых, контрастирующих с небольшим количеством холодного красного

Цветовой контраст: примеры использования

Наш первый пример акцентирования цветом использует группу нюансных цветов, которая включает в себя все оттенки зеленого от синего-зеленого до желто-зеленого.

Они контрастируют с взаимодополняющим их холодным красным:

Облака Dunedin

Картина “Облака Dunedin” использует ряд зеленых цветов, уходящих в синий, и сопоставляет их с небольшим красным пятном в композиционном центре.

Через залив

Подобная же система цвета используется и в этой картине “Через залив”.

Крыши зданий на набережной – это яркий розовый, сильно контрастирующий с окружающими массами синего и зелёного.

Теплые желтые, коричневые и оранжевые, контрастирующие с небольшим количеством дополнительного синего


Мастер-классы John Lovett:


Теплая группа нюансных цветов от красного до желтого и оранжевого была выбрана, чтобы изобразить ржавый вид этого старого грузовика. Небольшой участок синего над передним колесом и знак за кабиной разбивает общую теплоту и создает визуальный центр.

Эвакуатор

Нюансная группа от холодного красного до оранжевого противопоставляется здесь небольшому количеству зеленого

Здесь вы видите нюансную группу теплых цветов от ализарина розового до грязно-оранжевого.

Наш цветовой круг показывает насыщенные цвета, но составные цвета с белилами и черным здесь тоже могут быть использованы.

  • Насыщенные цвета – это все чистые цвета цветового круга. Это либо основные цвета спектра, либо их смешение: например, красный + оранжевый дают красно- оранжевый и т.д.
  • Составные цвета представляют собой смесь, содержащую все три основных цвета – это все коричневые, охра, хаки и т.д.
  • Нюансные цвета – любые группы цветов рядом друг с другом в цветовом круге – красный, красно-оранжевый, оранжевый.
  • Дополнительные цвета – цвета, расположенные цветовом круге друг напротив друга – красный и зеленый или синий и оранжевый цвета.

  • Какими принципами изображения руководствоваться при работе акварелью?
  • Как избежать грязи?
  • Как получать оттенки разными способами?
  • В чем плюс и минус смешения дополнительных цветов?

Узнайте ответы на эти и другие вопросы из семинара “Основы цветоведения в акварели”

ПРИОБРЕСТИ ЗАПИСЬ


 

Розовые Жалюзи

Теплые розовые, красные и оранжевые цвета этой старой двери и стен контрастируют с небольшим количеством ФЦ синего / зеленого на стеклах окна.

Стены и дверь представляют собой сочетание составных и насыщенные цветов в нашей нюансной группе.

Синий от Ультрамарина до ФЦ с дополнительным оранжевым

Наша нюансная группа здесь варьируются от ультрамарина через кобальт до голубой ФЦ. Контрастная группа теплых оранжевых цветов представляет собой смесь охры и ализарина розового с заливками краплака.

Отдыхающие траулеры

В следующей картине, которую вы будете рисовать, постарайтесь не зависеть от цвета ваших объектов.

Вместо этого, найдите нюансную группу цветов, которые подходят для объекта, а затем вводите небольшое количество контрастного цвета, чтобы создать акцент.

Это простая формула, дающая отличные результаты.

Автор статьи и иллюстраций – John Lovett
Перевод – Марина Трушникова с разрешения автора

Копирование данной статьи без разрешения авторов запрещено.

Поделитесь материалом в лентах своих соцсетей!

 

izo-life.ru

Конспект урока по ИЗО. «Виды контраста»

Цветоведение. Виды контраста.

Цель урока: использование знаний и умений в области цветоведения

Задачи урока: -научиться различать виды контраста и работать с ними

— способствовать развитию познавательной активности с помощью

проблемных ситуаций и практической деятельности ;

— развить у детей способности художественного восприятия образа и

создания своего собственного;

— формировать культуру выбора и ответственность за него.

Зрительный ряд: методические пособия.

Оборудование и материалы: кисти, краски, простые карандаши, листы бумаги формата А3.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Приветствие

2. Сообщение темы урока

Учитель.

Контраст — заметная разница. Это не только «белое» и «черное». Любые два цвета контрастны, если они расположены на расстоянии не менее четверти окружности внутри цветового круга. Дети, я думаю что вы замечали, что многие цвета в картине делают ее гораздо ярче и интереснее. Если вы будете знать, как сочетать цвета между собой, то вы сможете делать изображение выразительнее и привлекательнее для зрителя. Так какие же контрасты существуеют?

При соотношении двух противоположностей, по какому либо качеству, свойства каждого из группы приумножается. Так, например, длинная полоска кажется еще длиннее рядом с короткой.

При помощи 7 контрастов, можно подчеркнуть в цвете то или иное качество.

Контраст цветовых сопоставлений — самый простой. Жёлтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным цветовым контрастом. На цветовых контрастах основано, например, народное искусство различных стран.

Контраст светлого и тёмного. Эти противоположности имеют большое значение в человеческой жизни и в природе. Свет и тьма. День и ночь…

Контраст холодного и тёплого. Пример: холодный синий цвет неба и воздуха постоянно контрастирует с тёплыми оттенками солнечного света.

Контраст дополнительных цветов. Расположенные рядом, они действуют друг на друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон. Как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. Это сильный контраст.

Контраст цветов, смежных с дополнительным. Самое гармоничное, не самое контрастное сочетание.

Контраст смежных цветов. Смежные цвета расположены рядом друг с другом (слабый цветовой контраст).

Контраст трех равноудаленных цветов. Триада — самое гармоничное сочетание, самое контрастное.

3. Практическая работа

Задание. Выполните фантазийное изображение известной вам птицы — петуха ограниченной палитрой, используя вариативные возможности цвета (работа красками).

Возможные варианты компоновки, поиск на доске и на эскизах детей.

Одобрение эскиза.

Перенос на большое изображение.

Выбор варианта работы цветом, продумывание использования цвета, работа больших цветовых пятен мазками.

4.. Итог урока

1. Выставка работ учащихся.

2. Заключительное слово учителя.

А теперь я показываю лучшие работы. Несмотря на ограниченную цветовую палитру, вы сумели передать в рисунке свое настроение, создать запоминающийся образ. Эти работы выполнены с большим вкусом, с использованием закона дополнительных цветов. Я думаю, при выполнении практической работы вы убедились, что достоинства произведения не обусловливаются обилием и яркостью красок, что без знаний законов цвета трудно рассчитывать на успех.

infourok.ru

Закон контрастов и нюансов в изобразительном искусстве — КиберПедия

Закон контрастов — один из основных законов композиции.

Термин «контраст»обозначает резкую разницу, противоположность сторон. Контрасты как резкая противоположность сторон проявляется как в природе, так и в обществе. Но наряду с такой важнейшей сущностью контрастов, как наличие резко противоположных сторон, контрастам присуща другая важнейшая сущность — единство противоположных сторон, т. е. контрасты — это одновременно борьба противоположностей и их диалектическое единство.

Таким образом, без контрастов в природе и обществе не может быть борьбы, а стало быть, и движения, изменения, развития.

Без контрастов света и тени, а отсюда и контрастов форм, величин и т. д., без контрастов цветов, при условии, что различные цвета будут одинаковыми по светлотным тонам и сильно разбелены, человек не увидит ни формы, ни объема.

Основными контрастами в изобразительном искусстве являются тоновой(светлотный) и цветовой природные контрасты. На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм, размеров, характеров, состояний, а также контрасты, связанные с идеями (контрасты идей, положений), контрасты в построении сюжета (контрасты в нахождении конструктивной идеи) и т. д. На основе вышесказанного о контрастах, определяя роль и значение контрастов в изобразительном да и в других видах искусства, следует сказать:
1) контрасты являются законом композиции, представляющим собой специфическое проявление всеобщего закона диалектики — закона единства и борьбы противоположностей;
2) без контрастов нельзя создать не только произведения искусства, но даже простое изображение, в том числе линейный рисунок. Контрасты — это необходимое условие для того, чтобы зритель увидел изображение, так как без них изображение сольется с фоном по тону или цвету;

3) контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции;

 

Значение контрастов в композиции художники отмечали издавна. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» говорит о контрастах величин (высокого с низким, толстого с тонким), контраста характеров, фактур, материалов и др. Микеланджело большое значение придавал контрастам объема и плоскости. В своих произведениях он сочетал плоскости с объемными фигурами, добиваясь мощной объемности фигур.

Значение контрастов как сочетания противоположного в зрительном восприятии исключительно велико. Человек воспринимает окружающие его предметы прежде всего по контрасту их силуэтов и окружающей среды.


Живопись строится на контрасте теплых и холодных цветов. Сила цвета увеличивается от сочетания его с контрастным (дополнительным) цветом, например: красного с зеленым, синего с оранжевым, желтого с фиолетовым и т. д.

Существенную роль в композиции играют контрасты величин (больших и малых) и контрасты в построении сюжета (контрасты положений, психологические контрасты).

Приведем примеры. В картине В. И. Сурикова «Степан Разин» темный треугольник ладьи, рассекающий светлые воды Волги, выражает конструктивную идею композиции. Выразительность конструктивной идеи подчеркивается тональным контрастом — контрастом силуэта темной ладьи и светлой воды и неба.

Убедительные примеры применения контрастов положений, психологических контрастов в построении сюжета и выражении идеи композиции приводит Е. А. Кибрик. Он пишет: «Также существенна роль противопоставления положений в построении сюжета композиции. Что может быть контрастней крестьян, заключенных в арестантском вагоне, и вольных голубей на перроне? Это контраст положений, на которых построена картина Ярошенко «Всюду жизнь».

Таким образом, роль контрастов в композиции универсальна — они имеют отношение ко всем элементам композиции, начиная с характера конструктивной идеи и кончая построением сюжета.

Контраст придает композиции выразительность, с его помощью легко выделить главные элементы, увеличить диапазон динамики композиции. Но слишком резким контрастом есть опасность нарушить целостность композиции, поэтому альтернативным средством является нюанс. Контраст заключает в себе явную противоположность, а нюанс еле заметный переход, оттенок.

Нюанс означает едва заметные, незначительное отличия предметов по каким-либо свойствам.

cyberpedia.su

Контраст


КОНТРАСТ

Композиция, в которой наибо­лее ярко выражено различие между фигурами (объемами) по форме, тону, цвету и другим изобразительным качествам, построена на контрастных от­ношениях. Используется, как правило, для передачи проти­воположных начал: жары и хо­лода, активного движения и не­подвижности, твердости и мяг­кости, веселья и грусти…

КОНТРАСТ (от французского contraste — противоположность), в оптике, отношение разности яркостей объекта и фона к их сумме или такое же отношение для освещенностей изображения.

Зрительный контраст характеризует особенность зрительного восприятия, в силу которой оценка яркости наблюдаемого объекта меняется в зависимости от окружающего фона либо от предыдущих зрительных впечатлений. Для глаза человека существует минимальный (пороговый) контраст. Понятием «контраст» пользуются также в фотографии, где оно характеризует различие между наибольшей и наименьшей оптической плотностью.

Значение контраста в композиции известно с давних пор. Еще Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» обратил внимание на то, как следует сочетать конт­расты:

«рядом с высоким ставить низкого, с толстым — худого, с одетым в бархат с тяжелыми и мягкими складками — фигура в шелку, дающем мелкие и ост­рые складки».

Можем еще добавить парные противоположности: объем и плоскость, свет и тень, близкое и далекое — или пойти через аллегории добра и зла, времен года…

Если с помощью контраста пе­редаем остро выразительный сю­жет в состоянии природы (гроза, шторм) или настроение челове­ка гнев, радость, печаль.


Оптический контраст — отличимость предмета наблюдения от окружающего его фона.

Цветовой контраст — разновидность оптического контраста, связанная с разницей цветовых оттенков. Понятие используется в дизайне, рекламе и в фотографии («за счёт цветового контраста объект выделен…»). Особенность восприятия и выделения глазом объектов в зависимости от условий восприятия ( фона , движения, расположения). Например, при одновременном цветовом контрасте, видимое глазом цветовое различие усиливается, если сравниваются детали дополнительного или близкого к ним цвета , в частности, синего и желтого, оранжевого и голубого, пурпурного и зеленого. Одновременный цветовой контраст подобен яркостному контрасту : цвет детали светлеет на темном фоне и темнеет на светлом. Известно и явление последовательного цветового контраста. Оно выражается в том, что после перемещения взгляда с одних цветных деталей на др. возникает последовательный зрительный образ: некоторое время после перемещения взгляда цвет рассматриваемого предмета смещается в сторону цвета дополнительного к ранее рассматриваемому участку изображения.

Замечали ли вы когда-нибудь, что красные ма­ки среди зеленой травы кажутся более яркими, чем в окружении желтых, оранжевых или крас­ных тюльпанов? А вспомните осенний лес: его зо­лотисто-оранжевая листва на фоне серых туч вос­принимается гораздо менее насыщенной, чем на фоне ярко-синего неба. Оказывается, принцип рез­кого противопоставления помогает лучше оценить не только освещенность, но и окраску окружаю­щих предметов.

Взгляните на таблицу 1. Серый квадрат приоб­ретает в нашем восприятии от соседства с тем или иным цветом различные оттенки. Тот, что лежит на зеленом фоне, кажется красноватым, другой же, расположенный на красном, воспринимается как зеленоватый. Этот и следующие рисунки не следует рассматривать с близкого расстояния; взгляд надо фиксировать между квадратами, а не пере­водить с одного на другой. Здесь мы наблюдаем явление так называемого одновременного цветового конт­раста, который связан с кажущимися изменения­ми, происходящими при восприятии соседних цве­товых пятен. Каковы же его основные формы?

При контакте двух красок, лежащих на «цве­товом круге» друг против друга, взаимно усили­вается их насыщенность. Так, красный квадрат на зеленом фоне кажется нам гораздо насыщен­нее того, что лежит на оранжевом, родственном красному, хотя в действительности хроматиче­ские качества обоих квадратов совершенно одина­ковы (таблица 2).

Бесцветная, или ахроматическая, плоскость приобретает оттенок цвета, контрастный фону, окружающему эту плоскость (таблица 1).

При сопоставлении контрастных цветов, распо­ложенных в цветовом круге недалеко друг от друга, наш глаз стремится как бы изменить от­тенок, приблизив его к контрастному. Так, зеле­ный квадрат на синем фойе воспринимается с оранжево-желтым оттенком, а желтый на крас­ном — с зеленоватым (таблица 3).

Зная эти закономерности цветового контраста, можно успешнее решать вопросы цветовой гармо­нии и колорита. Ведь в природе краски гармонично объединяются благодаря таким факто­рам, которые художник не в состоянии ис­пользовать в своей работе. Прежде всего это влия­ние единого источника освещения: солнца, луны, рассеянного света из окна или электрической лам­пы. Зачастую мы не замечаем такого влияния: лист бумаги кажется нам одинаково белым и при заходящем солнце, и при «холодном» свете пас­мурного дня, так как давно знаем, что бумага белая. Однако на самом деле источник освещения окрашивает все, на что падают его лучи, объеди­няя однородной окраской окружающую среду.

Если вы занимаетесь живописью с преподавате­лем, то, вероятно, не раз слышали от него: «Здесь возьми теплее, там — холоднее». «Тепло-холод­ные отношения», или «температура цвета», — яв­ление, с которым вы будете достаточно часто встречаться. Поэтому стоит разобраться в его при­роде, прямо связанной с цветовым контрастом, На таблице 4 оба квадрата окрашены одной жел­той краской, но на синем фоне она кажется «теп­лее», чем на красном. Все здесь зависит от взаи­модействия цветов. Красный несколько «теплее», чем желтый, синий — «холоднее»: в зависимо­сти от «температуры» фона меняется и восприни­маемая «температура» желтой краски. Вы сами можете провести подобные эксперименты с други­ми цветами.

Стоит сходить в музей или картинную гале­рею либо взять альбом с хорошими репродук­циями. Рассматривая картины, обратите вни­мание на то, что одна и та же краска в зависимо­сти от окружения может становиться то «теплой», то «холодной».

Примером использования «тепло-холодных» от­ношений может быть пейзаж И. Левитана «Март». Весьма ощутимый «тепло-холодный» контраст возникает здесь благодаря сопоставлению оттен­ков желтого и красного (кроны деревьев) и зеле­но-синего (небо). Именно эти цветовые сочетания помогли художнику воссоздать столь неповтори­мый характер освещения натуры.

Поскольку «температура» цветового пятна за­висит от фона, «температура цвета» — понятие весьма относительное. Правда, некоторые цвета мы считаем постоянно «теплыми» (красный, оран­жевый) или «холодными» (голубой, синий). Та­кие представления объясняются традиционными ассоциациями: красный напоминает нам цвет ог­ня, оранжевый — солнце, голубой — лед и т. д. Однако вы могли убедиться, что это не всегда точ­но. Оранжевый на фоне синего будет восприни­маться «теплым», даже «горячим», а синий и го­лубой, соприкасаясь с оранжевым, покажутся нам еще более «холодными». Но совсем иначе мы воспринимаем тот же оранжевый в окружении, допустим, красного цвета: он станет заметно «хо­лоднее», чем был на фоне голубого. Следователь­но, живописцу и в данном случае приходится опи­раться на закономерности восприятия цвета на плоскости, отличающиеся нередко от восприятия цвета в натуре.

Цветовой контраст и насыщенность соприка­сающихся пятен.

С наибольшей эффективностью сопоставляются не слишком яркие, а несколько ослабленные в насыщенности цвета, поскольку звучность очень яркого цвета является слишком сильным раздра­жителем и заметно утомляет наше восприятие.

Соответствие соприкасающихся цветовых пятен по светлоте существенно влияет на эффективность цветового контраста: чем ближе светлота цвето­вых пятен, тем ощутимее воздействие цветового контраста.

Цветовой контраст и размеры соприкасающих­ся цветовых пятен.

Здесь положение практически то же, что и при тоновом контрасте: чем меньше площадь пятен, тем меньшим должно быть рас­стояние, отделяющее зрителя от плоскости. На большом расстоянии мелкие контрастные пятна сильно обесцвечиваются, сливаясь в серый тон.

Влияет на краски натуры и воздушная перспек­тива. На близком расстоянии в живописной груп­пе осенних деревьев можно различить множество цветов — от холодно-голубых до горяче-оранжевых. Но если отойти от рощи на километр, все это многоцветье погаснет, а останется довольно равномерной окраски цветовое пятно.

Наконец, краски природы гармонизируют с по­мощью взаимных рефлексов. Рефлекс (отражение) — свет, падаю­щий на предмет или какую-либо его часть от соседних с ним осве­щенных предметов. Обратите внимание на человека, одетого в оранжевую рубашку: сто­ит упасть на нее солнечному лучу, как шея и под­бородок окрасятся в оранжевый цвет благодаря рефлексу от рубашки.

Одна из наиболее распространенных ошибок на­чинающих живописцев заключается в попытках пассивно перенести краски изображаемых пред­метов на бумагу или холст. Они последовательно рассматривают отдельные элементы натуры, вне связи друг с другом. Потом так же последователь­но переносят их на холст, забывая при этом, что на его плоскости нельзя использовать все возмож­ности источника освещения, воздушной перспек­тивы, взаимных рефлексов, что на картине обо­собленно не воспринимается ни один оттенок. Од­на и та же краска при перемене граничащих с ней цветов изменяет в нашем представлении свои хроматические, то есть цветовые, качества.

Воздействие на зрительное восприятие непо­средственно соприкасающихся    цветовых    пятен играет важную роль в создании гармоничной цве­товой системы, в достижении убедительности худо­жественного образа. Занимаясь живописью, вы будете постоянно сталкиваться с задачами гармо­низации на плоскости различных цветов и оттен­ков. Знание закономерностей цветового контрас­та поможет успешно их решать.




Контраст изображениядиапазон яркостей изображения — отношение яркостей самой светлой и самой тёмной частей изображения.


Контраст освещения — величина, описывающая различие в яркости по разному освещённых объекта и фона или участков объекта в конкретной сцене. Количественно выражается как отношение разницы яркостей к их сумме. Лежит в пределах от 0 до 1. При использовании нескольких ламп-вспышек контраст освещения задаётся соотношением их мощностей, положением и направлением. На современных лампах-вспышках с беспроводным управлением может быть выставлен в некоторых пределах.


Контрастность (англ. Contrast ratio — диапазон яркостей или диапазон плотностей) — максимальное отношение яркостей или плотностей устройства или материала вывода изображений. Отношение яркостей или плотностей самой светлой и самой тёмной точки на устройстве или материале. Обычно выражается в виде отношения 1000:1 для дисплеев, десятичного логарифма 3.0D в сенситометрии или двоичного логарифма 10 ступеней в фотографии.

Тоновой контраст

Внимательно посмотрите на репродукцию картины замечательного русского живописца В.Сурикова «Утро стрелецкой казни». Скоро ваш взгляд, привлечённый фигурой рыжебородого стрельца, помёщенной художником ближе к левому краю холста — переместится вправо — к восседающему на коне Петру I, а затем снова — к стрельцу, подавшемуся всем телом в сторону царя. На этом полотне несколько десятков персонажей, много групп, в каждой — свой смысловой центр, а Петр и не снявший перед ним шапку стрелец расположены вроде бы не в центре. И тем не менее вы быстро заметили поединок их взглядов, олицетворяющий главную идею картины — жестокую и беспощадную борьбу между старой и новой Россией. Безмолвный диалог этот — завязка композиции.

В картине несколько удачно расположенных персонажей. Это сидящая на земле женщина с опущенной головой (её художник поместил ближе всех к зрителю — в центре картины), возвышающийся над толпой — тоже в центре — стрелец, в прощании с народом склонивший голову, и другие. Какими же средствами Суриков выделил из общей массы стрельца и царя? Рыжебородый стрелец одет, как и все остальные приговорённые к казни, в чистую белую рубаху, как и все, держит в руке свечу. Попробуем, однако, посмотреть на эту рубаху как на цветовое пятно. И тогда сразу же увидим её отличие от одежды двух других стрельцов, сидящих рядом. Не случайно художник накинул на них кафтаны: площадь светлых пятен их рубах значительно меньше пятна рубахи Рыжебородого. На темном фоне левой трети картины нет пятна такой же светлоты. Нет и более сильного тонового контраста, привлекающего внимание зрителя.


Психологи заметили, что когда мы рассматриваем какое-либо изображение, наш взгляд начинает скользить по плоскости слева направо. Итак, в ле­вой трети картины Сурикова самый сильный тоно­вой контраст рождается от сопоставления светлой рубахи Рыжебородого с темным фоном, благодаря чему внимание зрителя на какое-то время приковы­вается к этому стрельцу. Затем, переводя взгляд в направлении движения его фигуры и горящего ненавистью взгляда, мы переключаем внимание на правую часть полотна, на Петра. В этой части кар­тины фигура царя особенно заметна не только из-за того, что Петр возвышается над окружающими, но и потому, что его голова и темный кафтан напи­саны на фоне более светлой стены.

Как известно, под контрастом подразумевается резко выраженная противоположность. Вы навер­няка часто встречали примеры контраста в жизни, а в изобразительном искусстве, пожалуй, столь же часто, сколько раз рассматривали картины или ри­сунки. Как минимум, одна из форм контраста про­является в любом произведении живописи, так как в его основе лежит различие сопоставляемых объ­ектов или предметов.

Взгляните на рисунок 1. Серая бумажная полоска воспринимается неравномерно окрашенной: часть ее, лежащая на черном поле, кажется более свет­лой, чем та, что окружена белым фоном. На са­мом же деле тон левой половины ничуть не отли­чается от тона правой. Разными они кажутся из-за особенностей нашего зрительного восприятия, ибо цветовое пятно никогда не воспринимается нами изолированно, вне зависимости от окружения. Из­менится фон — изменится и восприятие тона полос­ки. И чем большая разница по светлоте будет меж­ду двумя соприкасающимися плоскостями, тем бо­лее темной покажется нам темная и более свет­лой — светлая.

Возможности тонового контраста уже давно оценены художниками и позволяют порой достичь максимальной выразительности художественного образа.

Художник Е. Кибрик писал:

«Вырази­тельность, то есть воздействующая сила ком­позиции, зависит главным образом от умения поль­зоваться контрастами… Мы воспринимаем предмет по контрасту его силуэта и среды, его окружаю­щей. И чем контрастнее, противоречивее их соот­ношения, тем ярче впечатление от предмета. По­этому много веков распространенным типом реше­ния портрета был силуэт освещенного лица на тем­ном фоне…»

Наглядным примером тонового контраста в порт­ретной живописи служит «Портрет Жанны Гонен» Ж.-Д. Энгра (1821) и «Девушки в черном» О. Ре­нуара (1883). Часто встречается контраст темного лица со светлым фоном: «Автопортрет» И. Репина (1887), и такого рода комбинация: освещенная часть головы на темном фоне, затененная — на светлом: П. Пикассо «Арлекин» (1923). При изобра­жении всей фигуры портретируемого, а не только головы и торса, на контрастном фоне впечатление не менее значительно (В. Серов. «Портрет М. Н. Ер­моловой», 1905).


От чего же зависит сила воздействия тонового контраста? Выдающийся голландский живописец Рембрандт был прозван «волшебником света». Он очень часто применял в своих картинах принцип так называемого фрагментарного освещения, при котором персонажи и детали композиции освеща­ются в соответствии с их значимостью. Пожалуй, один из наиболее характерных примеров — карти­на «Святое семейство» (1645). Свет, падая сверху слева, выделяет самое главное — женщину и колы­бель с младенцем. Причем одежда женщины ос­вещена заметно слабее, чем ее голова, плечи и руки. Столь же скупо выделен стоящий сзади муж­чина. Все, что несет наибольшую смысловую на­грузку, получает наибольшую долю света. Именно так воздействует тоновой контраст.


Посмотрите на рисунок 2, расположив журнал на расстоянии не менее двух метров от себя: ва­риант а выигрывает в сравнении с б. Комбинация небольших по площади пятен с увеличением «рас­стояния между плоскостью и зрителем постепенно ослабляет свое контрастное воздействие, а на большом расстоянии превращается в однотонно окрашенную плоскость.

В практической работе вам довольно часто при­дется искать оптимальные размеры цветовых пятен. Допустим, в изображении пейзажа, передним пла­ном которого будет усеянное цветами поле, необ­ходим расчет соотношения формата этюда и раз­меров цветовых пятен, изображающих полевые цветы. Написанные слишком мелко, они могут на расстоянии двух-трех метров от картины слиться с фоном.

Немалое значение имеет характер разделяющих цветовые плоскости границ. Четкая граница повы­шает силу воздействия тонового контраста, рас­плывчатая — понижает.

Краевой контраст проявляется в том, что погра­ничные места соприкасающихся цветовых пятен кажутся нам сильнее изменившимися, чем пятна в целом. Впечатление тональной неравномерности заметно на картинах и рисунках, где сделаны сопо­ставления крупных пятен. Светлая плоскость в мес­те соприкосновения с темной светлеет, темная, в свою очередь, соприкасаясь со светлой, темнеет. Значительна роль контраста в создании сгармонированного цветового строя произведения живопи­си. Каждый художник, занимаясь живописью, постоянно будет сталкиваться с проблемой гармо­нического согласования соприкасающихся цветовых пятен, и ее успешное решение во многом зависит от знакомства с особенностями тонового контраста.


Сочиняя композиции из двух-трех и более фигур, вы можете испытывать затруднения, если фигуры одинаковые по форме, но разные по цвету, тону и факту­ре; одинаковые по тону, но разные по форме, фактуре; одинако­вые по цвету, но разные по тону, форме. В этих комбинациях есть общая черта — меняется величи­на фигур и количество простран­ства. Теперь обратимся к про­стейшим композициям, где применены разные художествен­ные средства.

Обратите внимание, как выра­зительна фигура теплого цвета на холодном фоне, как волнистая линия рядом с прямой создает впечатление движения или на­сколько геометрические фигу­ры — квадраты, треугольники, прямоугольники — рядом с ок­руглыми формами приобретают более острый характер. Попро­буйте изобразить маленькую фи-гурку на фоне грандиозного зда­ния, дремучего леса, и вы выра­зите чувство величия, таинствен­ности, а может быть, удивления или страха. Как, например, мы испытываем впечатление беско­нечности пространства, глядя на картину Исаака Левитана «Над вечным покоем».

Итак, если мы хорошо поняли возможности применения контраста, сделаем несколь­ко заданий. Составьте компози­ции из фигур с резким разли­чием по форме, цвету, тону, фак­туре. Основная цель — удержать равновесие в пространстве листа, и если левая (правая) часть эски­за перегружена формами, цве­том, тоном, то противоположная должна быть дополнена уравно­вешивающей фигурой или пят­ном, а место расположения зави­сит от вашей фантазии. Задание выполняем на тонированных ли­стах (черном, белом, сером).

Теперь сделайте композиции с контрастным фоном (правая сто­рона контрастна левой или верх­няя часть контрастна нижней).

Лучшие темы — интерьер, пей­заж, где задействованы большие плоскости и пространства и воз­можны самые неожиданные сос­тояния. Один и тот же сюжет вы­полните с разным настроением, применив принципы контраста или нюанса.


В. БАСМАНОВ

 

shedevrs.ru

Контрасты

Контрасты

В процессе работы художнику приходится сталкиваться с таким явлением, когда один цвет, будучи положенным рядом с другим, повышает или понижает свою яркость. Это явление называется контрастом.

Контрасты разделяются на два вида: ахроматические (светлотные) и хроматические (цветовые). В каждом из названных видов выделяют, в свою очередь, одновременный, последовательный и пограничный, или краевой контрасты (Рис. 2, 3, 4). 

Градация ахроматического цвета 

 

Контраст ахроматического (чёрного) с хроматическими тонами

Рис. 2

 

Суть одновременного ахроматического контраста заключается в том, что светлое пятно на темном фоне кажется еще светлее, а темное на светлом  – темнее, чем на самом деле. Кроме того, светлое пятно на темном фоне кажется больше, чем оно в натуре, и наоборот, темное пятно как бы уменьшается в своих размерах. Чем меньше световое пятно, чем сильнее оно высвечивается. Это обстоятельство следует учитывать, чтобы избежать в работе излишней пестроты.

Одновременный цветовой контраст возникает при взаимодействии двух хроматических цветов или хроматического и ахроматического. Серое пятно на красном фоне становится зеленоватым, на желтом – синеватым, на зеленом – розовым. Вид контраста, при котором изменяется не только светлота, но и цветовой тон и насыщенность, а у ахроматических цветов возникает цветовой оттенок, называется хроматическим контрастом. 

Световой ахроматический контраст

 

Монохроматический контраст

Рис. 3

 

Явление особого рода представляет контраст взаимодополнительных цветов. При их сопоставлении не возникает восприятия новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и яркости, или светлоты.

Контраст по насыщенности также заметен при  сопоставлении ахроматических цветов с хроматическими. Это дает возможность добиваться интенсивного звучания красок.

Последовательный контраст возникает при длительном восприятии какого-либо яркого цвета или пятна. Например, если долго смотреть на ярко-красное пятно, а затем перевести взгляд на белую поверхность, то через некоторое время на ней появится той же формы светло-зеленое пятно. В последовательном контрасте проявляется малонасыщенный цвет, дополнительный к тому, который мы видели прежде.

На зрительное восприятие цвета предмета, если долго его рассматривать, может оказать влияние адаптация глаза. При цветовой адаптации свет как бы тускнеет. Наиболее продолжительная адаптация характерна при восприятии красного и фиолетового цветов, наименьшая – для желтого и зеленого.

Пограничный (краевой) контраст возникает на границах касания расположенных непосредственно друг около друга контрастирующих цветов. Он создает эффект рельефности, так как та часть светлого участка, которая находится ближе к темному, будет светлее, чем дальняя.

При хроматическом контрасте границы соседних цветов изменяются: желтое пятно на границе с красным будет немного зеленое, но чем дальше оно отступает от красного, тем слабее эффект пограничного  контраста.

Знание свойств цвета и правил пользования им является главным в освоении грамоты живописи. 

Контраст по цветовому тону

 

Контраст взаимодополнительных цветов

Рис. 4

ebooks.grsu.by

Глава 3. Контраст. Цвет и Контраст. Технология и творческий выбор

Контраст как сопоставление каких-либо крайних значений — одно из самых распространенных выразительных средств в искусстве. Например, живопись строится на соотношении и, следовательно, сопоставлении теплых и холодных тонов, графика — на сопоставлении темных и светлых, а архитектура — легких и тяжелых элементов конструкции, т.е. несущих и несомых. Сопоставление звука, имеющего определенную высоту и длительность, с паузами составляет структуру музыки, а борьба добра со злом — основу драматургии. Наше восприятие действительности вообще строится на сопоставлениях: приятного и неприятного, простого и сложного, возвышенного и земного.

Но контраст, являясь формой сопоставления чего-либо, одновременно служит и средством гармонизации, потому что объединяет противоположности в единую систему, обозначая как бы ее крайние полюса.

Известно, что гармония определяет закономерности внутренних связей отдельных элементов произведения искусства, способы их организации и взаимодействия в структуре целого. Ференц Лист так писал о гармоническом принципе контраста: «Каждый элемент, соприкасаясь с другим, приобретает новые свойства, утрачивая при этом первоначальные и испытывая иное, чем прежде, воздействие со стороны изменившегося окружения, он принимает новую форму».[25]

Из своего опыта каждый профессионал знает, что ослепительность освещения нельзя создать в кадре только интенсивностью света, так же как громкость — силой звука, они возникают лишь из контраста тьмы и света, звучания и безмолвия. Леонардо да Винчи придавал очень большое значение контрасту, как светлотному, так и цветовому, и в своем «Трактате о живописи» постоянно возвращался к этому вопросу: «Белое с черным или черное с белым кажутся более могущественными рядом друг с другом, и вообще противоположности всегда кажутся более могущественными рядом друг с другом».[26]

«Черные одежды заставляют тело на изображении человека казаться белее, чем в действительности, белые одежды заставляют тело казаться темным, желтые одежды заставляют его казаться цветным, а в красных одеждах оно кажется бледным».[27]

«Прими во внимание, что если ты хочешь сделать превосходнейшую темноту, то придай ей для сравнения превосходнейшую белизну, и совершенно так же превосходнейшую белизну сопоставляй с величайшей темнотой. Бледно-синий заставит казаться красный более огненно-красным, чем он кажется сам по себе в сравнении с пурпуром».[28]

«Темный цвет не должен граничить с другим темным цветом, а с весьма отличным, т.е. с белым или причастным к белому, и так же белый цвет не должен никогда граничить с белым фоном, но с возможно более темным или склоняющимся к темному».[29]

«Фон, окружающий фигуры каждого написанного предмета, должен быть темнее, чем освещенная часть этой фигуры, и светлее, чем его затененная часть».[30]

Каждый профессионал хорошо понимает значение последнего правила для передачи глубины пространства, четкости соотношения «фигура-фон». Психологическая реакция, вызываемая действием контраста, исключительно важна в структуре художественного произведения. Символика контраста часто используется в целях передачи определенного мировоззренческого содержания. Контраст — это один из важнейших формообразующих элементов. В сочетании со светотенью и линейной перспективой он создает ощущение пространственной глубины. Цветовая гармония, колорит и светотень в качестве одного из обязательных структурных элементов включают в себя тот или иной вид контраста. Редкое описание или искусствоведческий анализ изображения обходится без упоминания о контрастах.

Понятие контраста в изобразительном искусстве достаточно универсально, а потому наполняется конкретным содержанием в зависимости от контекста. Например, применительно только лишь к цветовому контрасту возможны следующие его разновидности: одновременный контраст, последовательный контраст, комплементарный контраст, оттеночный контраст, качественный контраст, количественный контраст, контраст по насыщенности, пограничный контраст.

Можно сказать, что контраст — это основное условие зрительного восприятия, потому что только наличие светлотной и цветовой разницы между разными участками предмета позволяет его увидеть. Что же касается перечисленных выше разновидностей цветовых контрастов, то они являются следствием цветовой индукции, т.е. изменения характеристик цвета под влиянием наблюдения другого цвета или, проще говоря, взаимного влияния цветов друг на друга.

Одновременный цветовой контраст хорошо наблюдается, когда два цветовых оттенка воспринимаются одновременно с нейтрально-серым. При этом серое поле, расположенное на одном из цветовых полей, приобретает оттенок другого цветового поля.

Последовательный цветовой контраст аналогичен одновременному контрасту, но только в виде последовательного образа. Он наблюдается, если в течение 20-30 секунд смотреть на цветное поле, а затем перевести взгляд на бесцветное (белое) поле, тогда это поле окрасится в дополнительный (комплементарный) цвет, расположенный на противоположном конце цветового круга.

Комплементарный контраст проявляется при близком расположении дополнительных цветов. Ощущение насыщенности каждого из них усиливается, впрочем лишь до той поры, пока они занимают сравнительно большую площадь в поле зрения. При рассматривании их с большого расстояния вступает в силу закон аддитивного смешения, и составляющие дополнительные цвета воспринимаются как единое серое пятно. Художники-пуантилисты, которые создавали изображение на своих картинах из цветных точек и мелких мазков, насыщенными по цвету красками хорошо знали эту особенность восприятия и учитывали ее в своем творчестве.

Оттеночный контраст наглядно проявляется в том случае, когда рядом располагаются все три комплементарных цвета. При этом затрудняется их оттеночное восприятие (илл.23,цв.).

Качественный контраст наблюдается при сравнении различных яркостей и насыщенностей одного и того же цветового тона (илл.24,цв.). Он широко используется в технике гризайля, когда акварельный рисунок исполняется одной краской какого-либо одного цвета. Как выразительное средство качественный контраст используется при съемке портрета и обнаженной натуры, когда воспроизводится все богатство оттенков человеческой кожи на лице и фигуре модели.

Количественный контраст возникает между двумя окрашенными в различные цвета предметами (или объектами), если их массы в кадре сильно отличаются друг от друга, при этом обязательно должно ощущаться некое психологическое равновесие между этими разными по цвету и размеру пятнами. Обычно этот вид контраста сочетается с разновидностью комплементарного контраста, когда маленькое пятно усиливает звучание цветового поля всего изображения. Это так называемый цветовой акцент в кадре (илл.22,23цв). В живописи этот прием используется очень давно и очень успешно. В пейзажах старых мастеров часто на фоне зелени можно заметить маленькую фигурку в красном костюме или даже просто в красной шапочке — это маленькое красное пятнышко сразу оживляет зелень на всей картине.

Контраст по насыщенности особенно заметен при сопоставлении ахроматических цветов с хроматическими, при этом светлота фона, на котором помещается цвет, имеет огромное значение: на темном фоне цвет выглядит ярче и насыщеннее, чем на светлом. Этот вид контраста очень широко используется в практике, давая возможность художнику добиваться интенсивного звучания цвета (например, палехские росписи на черном фоне).

Пограничный контраст возникает на границе двух смежных, цветных поверхностей, и практически пограничный и одновременный контрасты всегда сопутствуют друг другу.

Мы назвали основные разновидности цветового контраста, но вначале поговорим о светлотном или яркостном контрасте. Именно светлотный контраст имеет для изобразительного искусства основополагающее значение. Он является величиной суммарной и в одинаковой степени зависит, во-первых, от разницы светлот различных мест объекта (а точнее, от коэффициентов отражения различных участков), во-вторых, от контраста освещения, т.е. соотношения освещенности в светах и тенях объекта. Что же касается светлотного или яркостного контраста готового изображения этого объекта, то помимо названных факторов на конечный результат влияет также суммарный фотохимический контраст сквозного фотографического процесса или телевизионного тракта.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Контраст в изобразительном искусстве – 22. Контраст в изобразительном искусстве.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Пролистать наверх