Махараджи индии – Другая Индия: как живут современные махараджи

Другая Индия: как живут современные махараджи

Трущобы, антисанитария и коровы – первые образы, возникающие при упоминании об Индии. Дворцы, бриллианты и Ролс-ройсы – этот ассоциативный ряд уж никак не всплывает в голове. Но именно вторая цепочка отражает повседневные реалии современных махараджей.

В современной Индии границы между кастами до сих пор сохраняются, но уже не являются столь четкими, как раньше, особенно для представителей низшего и среднего социальных сословий.

Тем же, кто родился в богатых семьях с длинной родословной, приходится придерживаться принятой для их положения модели поведения и целого свода негласных правил.

Сейчас потомки махараджей – древних индийских правителей – ведут тот яркий и сказочный образ жизни, который мы привыкли видеть в фильмах.

Но за это им приходится расплачиваться личной свободой. Для того, чтобы стать полноценными наследниками капитала и статуса своей семьи, им необходимо соответствовать ожидаемым стандартам поведения. Давайте заглянем в закулисье такой жизни.

Заключение браков

[table]

Ограничения накладываются, в первую очередь, на выбор спутницы жизни. Если представители большинства сословий, особенно в городах, могут заключать союзы по любви практически с любым понравившимся кандидатом, даже другой национальности, то для высших каст существуют очень жесткие ограничения.

– В Индии брак – это боль. И это навсегда… – с горечью в голосе произнесит один из потомков махараджей и наследник огромного состояния.

– А ты мог бы жениться на иностранке? – интересуются у него.

– Мог бы… Но это было бы последнее, что я сделал в своей жизни. Традиции до сих пор очень сильны, и мне нужно выбрать девушку соответствующего уровня. Потому что только человек того же происхождения сможет разделить всю мою ответственность и войти в мою семью. Только в этом случае родители дадут благословение.

– А ты сам выбираешь или у них уже есть какие-то варианты? — задают ему вопрос.– Они постоянно мне кого-то предлагают. Но всё не то. Хоть мне и 29, но я еще не готов к семье, хотя бы еще два года хочу пожить без жены…– А как вообще проходят свадьбы у Вас – представителей высшей касты?

– Очень помпезно. Событие празднуется три дня, приглашается много гостей. На свадьбе моей сестры было 50 тысяч человек, сняли футбольный стадион… И, к слову, мы не разводимся, что бы ни случилось потом. На проведение таких свадебных церемоний обычно закладывается от одного до пяти миллионов долларов, поскольку такое событие бывает у них лишь раз в жизни.

В современных условиях существуют и некоторые поблажки, например, оба в паре могут иметь отношения до брака. Ранее для женщин это считалось непозволительным.

Сейчас исключаются лишь дети на стороне. Брак – это соединение двух семей и бизнес-расчет. Обычно расходы делят пополам обе семьи.

Профессиональная деятельность

Все важные посты в государстве занимают представители знатных семей. Именно они идут на дипломатическую службу, строят крупные компании и работают чиновниками высших рангов.

К этому готовят еще с детства, и как минимум год юное поколение получает высшее образование за границей в лучших вузах мира. Все они отлично говорят по-английски, поскольку именно на нем происходит основное общение в деловой среде.

Более того, многие родители намеренно создают для своих детей жесткие конкурентные условия в начале карьеры и урезают их спонсирование, чтобы привить им предпринимательский азарт.

До сих пор считается, что женщине необязательно работать, поэтому у мужчин всегда лучшие стартовые позиции и возможности. Дочерям влиятельные родственники зачастую помогают строить творческую карьеру, например, актрисы или певицы.

Раньше такой род занятий считался недопустимым для представительниц знатных сословий. Сейчас же это способствует привлечению более выгодного для брака жениха.

Отношения с родственниками

Старший в семье всегда прав, и слово родителей – закон. Без их одобрения не совершается ни один крупный шаг, будь то покупка недвижимости, дальняя поездка или же выбор невесты.

Как правило, взрослые дети живут отдельно от остальных родственников, но очень часто приезжают друг к другу в гости. Более того, в богатых индийских семьях поддерживаются отношения не только с ближними, но и всеми дальними родственниками. Бизнес, зачастую, также строится только на кровных узах.

Бытовые условия

Каждый из членов семьи располагает, помимо общего, своим личным имуществом. Обычно это большой дом как место основного проживания в одном из крупных городов и несколько вилл в любимых местах для отдыха и встреч с друзьями.

Выгодным и перспективным считается вкладывать в элитную зарубежную недвижимость. Наполнение парка машин зависит от уровня благосостояния семьи. Как минимум, это один автомобиль для особых случаев, несколько для повседневных поездок и один-два для прислуги. В целом, Индия – один из лидеров по количеству Ролс-ройсов в стране. Среди основных покупателей дорогих яхт вслед за арабами и американцами идут индусы. Быт обеспечивает штат слуг. Каждый из них выполняет четко определенные обязанности. Считается престижным нанимать именитых поваров, которые ежедневно будут готовить для обитателей дома.

Оплата труда повара, охранников и водителей составляет около ста долларов на человека в месяц. Остальные, например, уборщики, получают чуть меньше. В среднем, на содержание всего персонала уходит 2000 – 5000 доларов в месяц.

Внешний вид

Большое внимание потомки махараджей уделяют и собственной внешности. Например, перед выходом на улицу наносят солнцезащитный крем с максимальным фильтром, потому что более светлый оттенок кожи – признак благородства.

И, действительно, можно заметить, что представители более бедных прослоек населения – темнее на тон, а то и на два. Выбирая повседневную и деловую одежду, очень отдают предпочтение местным дизайнерам. По качеству работы они не отличаются от популярных европейских коллег, и, при этом, учитывают локальные тренды и вносят национальные элементы.

Стоимость одного качественного мужского костюма составляет 2000 – 4000 долларов. Женские траты на одежду еще выше, ведь цена хорошего индийского сари может быть составлять не одну тысячу долларов. А таких сари у девушки из благородной семьи должно быть несколько десятков.

Отдельную статью расходов составляют аксессуары, например, стоимость одной хорошей пашмины может достигать 5000 долларов.

Времяпрепровождение и отдых

В стране, где основная часть населения живет за чертой бедности, существуют оазисы для роскошного отдыха, куда и отправляются обеспеченные индусы.

– Вовсе не обязательно выезжать куда-то за границу, у нас есть развлечения на любой вкус: и горные курорты, и сафари, и спа-отели, и отличные пляжи, и частные острова, которые можно взять в аренду или купить, – делится опытом потомок махараджей.

Члены богатых индийских семей очень ценят хороший отдых и всегда оставляют время на себя, даже несмотря на занятость. Многие отели рассчитаны именно на местных: например, в них обязательно имеются отдельные корпуса или номера для прислуги, путешествующей с хозяевами.

Отличный сервис и потрясающая внимательность персонала, готового исполнить любую прихоть постояльца, – отличительные особенности таких отелей.

Например, считается вполне естественным без дополнительной оплаты накрыть для гостя завтрак не в общем ресторане, а где-нибудь на природе или же на крыше, даже если сотрудникам понадобится для этой оказания услуги несколько часов подготовки.

Индусы, выросшие в богатых семьях, зачастую видят грязь и нищету лишь из окон автомобиля, проводя досуг в предназначенных лишь для верхушки общества местах.

Такая вот она – другая Индия, скрытая от взоров большинства местного населения и туристов. Закрытая и элитарная, формировавшаяся столетиями.

Неизменной осталась и вера в законы кармы: ведь если Вы родились в такой семье, значит, заслужили это воплощение и должны прожить его достойно и с честью.

interesno.cc

Блог Махараджи. Невероятная история Миссис Индия в Гоа

ЖИЛЬЕ В ГОА — Махараджа Александр:
   sashamaharaja  +7 (985) 690-95-16 (Москва)
+91 97 67 43 64 57 (Гоа)

1. Исцеляющий смех

На пятом году совместной жизни мы прошли вместе с Махараджей семинар Ошо «Мистическая роза». Смысл этой практики в том, чтобы высвободить в человеке самые глубинные пласты подавленной радости, смеха, боли, отчаяния, обид, слез…

2. Примирение с родителями

Знакомство Махараджи с моими родителями долго откладывалось. Сначала я побывала в России, где меня очень хорошо приняли родители Махараджи. Свой первый визит к родителям в Бангалор я нанесла только спустя три года после замужества. Но первый прием никак не назовешь радушным.

3. Лучший друг

Индийских девочек и мальчиков с детства воспитывают в убеждении, что любовь – это обязательно ревность, а ревность – это неотъемлемая часть любви. Мозг индийца пропитан ревностью. Ревность культивируется, как наивысшая доблесть.

4. Воплощенные мечты

Спустя полгода, мы с Махараджей поженились в Манали, в Гималаях. Свадьба была очень скромной в простом кафе, с нами в тот день были лишь несколько русских друзей. Но декорацией для свадьбы стали одни из самых красивых картин на планете Земля – горная Долина Богов в обрамлении снежных гималайских вершин. Это был счастливейший день. 

5. «Дворец» Махараджи

Махараджа встретил меня с сияющим от счастья лицом. Он сразу поведал мне, как исстрадался за три дня моего молчания. В те дни в его гест-хаус приехали первые клиенты, они сдружились и очень переживали, наблюдая, как обычно веселый и жизнерадостный Махараджа, ходит мрачнее тучи, забыв про радость пребывания в гоанском раю.

6. Махарани

Встреча подходила к концу. К девяти вечера мне нужно было вернуться домой в поселок Сиолим. Махараджа вызвался проводить меня, но сделать это на его покореженном байке было невозможно.

7. Под звездным небом

Скоро совсем стемнело. Убывающая Луна должна была появиться на небосводе лишь через несколько часов. А пока на небе были только звезды. Мы шли по нежному гоанскому песочку, рядом плескался теплый океан. Махараджа не выпускал из своей ладони мою руку.

8. Харе Кришна!

День пролетел незаметно, жара спала. Мы покинули насиженный топчан и отправились гулять по пляжу. Метрах в трехстах от German bakery есть место на пляже, которое местные обитатели прозвали Сансет пойнт (точка заката). Каждый вечер на закате там собираются интернациональные компании со всего света.

9. Откровенный разговор

Другим качеством Махараджи, поразившим меня, оказалась его откровенность. За три месяца с Сашей я не узнала о нем даже сотой доли того, что Махараджа рассказал о себе при первой же встрече. 

10. Инглиш проблем

Махараджа заметно волновался. Очевидно, что он хотел о многом поговорить со мной, но английский язык был для него проблемой. Сказать точнее, по-английски Махараджа говорил ужасно. Многих слов он не знал вовсе, другие коверкал до неузнаваемости.

11. Танцующий Махараджа

В тот вечер пати на Найт-маркете проходило на втором ярусе, в самом конце торговых рядов. Танц-пол здесь совсем маленький, но в этой камерности есть свое очарование. Вокруг площадки собрались человек тридцать, в основном, русские. Танцевали лишь несколько девушек.

12. Русский выбор

В честь моего отъезда Марк устроил прощальное пати. Я поблагодарила саньясина Сачина и всех друзей Марка, которые составляли мне компанию в этот месяц. Марк был грустен, хотя и старался не показывать вида. Он до последнего надеялся, что я полюблю его и стану спутницей жизни.

13. Время для медитации

Сачин познакомил меня с книгами Ошо. Открыв их, я уже не могла остановиться. Все, о чем говорил этот мыслитель, находило отклик в моей душе. Мне казалось, что Ошо подсмотрел, подслушал все то, что таилось в тайниках моей души и сумел выразить это словами.

14. Любимые игрушки

Нынешний бизнес Марка был несопоставим с прежними объемами в Англии, но приносил ему несоизмеримо большее наслаждение. Марк оказался талантливым художником и скульптором. Он создавал эскизы и статуи индийских божеств.

www.maharaja-house.ru

Гаремы раджпутов | Сайт Востоколюба

Еще один отрывок из моей книги «Гаремы — красота порока или порок красоты?»

Эротическая живопись Древней Индии

Гаремы Бхарата

Я уже отмечал, что об Индии сложно писать в силу того, что она неоднородна. То, что было привычным на Юге страны, могло быть строжайшим табу на Севере, и наоборот. Выше изложена общая информация о гаремной жизни Древней Индии, но следует понимать, что в деталях она могла отличаться в разные эпохи и в разных государствах Бхарата.

На этом наше знакомство с гаремной жизнью Индии можно было бы и закончить, но все же мне хотелось бы рассказать еще и о гаремах Махараджей Раджастхана и Великих Моголов. Это, скорее, уже Индия не древняя, а средневековая, но и в первом и во втором случае — это значимые моменты развития индийской цивилизации. Не сами гаремы, разумеется, а раджпутские княжества* и могольская империя. Но тема нашей книги — гаремы, поэтому сделав краткий исторический эскурс, мы вернемся к ней.

*Примечание: слово «раджпут» переводится как «сын царя».

Форт.

Читайте также: Гаремные хитрости падишаха Акбара

Народ воинов.

В свои первые поездки по Индии я дважды оказывался в штате Раджастхан*. Меня потрясли дворцы и, особенно, крепости раджпутов. После я еще много путешествовал и по Индии, и по другим странам Азии, но подобных крепостей я не видел больше нигде. К чему это я? Да, к тому, что раджпуты с момента своего появления на территории Индии (по разным данным это произошло с I по V века нашей эры) — были народом воинов, что находило свое отражение и в семейной жизни.

*Примечание: название этого штата переводится как «Обитель раджей».

Раджпутские представления о чести распространялись не только на мужчин, но и на женщин. Согласно им ни один из них не мог оказаться в плену или рабстве. Если крепость была обречена на то, что ее возьмут превосходящие силы противника, раджпутские воины открывали ворота и выходили на свой последний бой, а их жены собирались в одном из крепостных помещений и устраивали джаухар — коллективное самосожжение. Во многих крепостях Раджастхана и сейчас можно увидеть на стенах некоторых помещений копоть от этих самосожжений (я видел подобное в крепости Гвалиора).

Предводители раджпутов — махараджи — имели обычно много жен (до 30). Если муж погибал или умирал — жены совершали сати — самосожжение. На входе в форт Джоджпура у ворот есть памятная доска с отпечатками женских ладоней разного размера* — напоминание, что здесь жены махараджи совершили обряд сати.

*Примечание: жены махараджи были разного возраста. В том числе и не достигшие совершеннолетия. У раджпутов, как и в целом по Индии, была распространена практика детских браков, когда девочку выдавали замуж до того момента, когда у нее начались первые месячных (иначе ее родичи считались виновными в гибели возможного зародыша). В то же время жить настоящей супружеской жизнью супруги начинали, когда девочка достигала совершеннолетия.

На входе в форт Джожпура

Особое внимание уделялось первом браку, поскольку наследником махараджы был первый сын. В том случае, когда первого сына рожала не первая жена, то старшей супругой становилась та, кому это удалось сделать раньше других. И ее сын становился наследником.

Махараджа при желании (могу предположить, что таковое возникало часто) мог иметь близость и со служанками, относившимся к более низким кастам. Это было и приятно для них, и полезно, поскольку сыновья рожденные от таких контактов близкого рода, входили в клан и, получив начальное образование и овладев воинскими навыками пополняли армию.

Читайте также: Гаремы в Древней Индии

Дворцы Раджастхана.

Каждая из жен махараджи понимала, что ее собственная жизнь зависит от него и может быть недолгой. Некоторой компенсацией такой жизни на грани смерти было стремление глав раджпутских княжеств обеспечить себе и своей семье (гарему) роскошную жизнь. Дворцы махараджей Раджастхана и сейчас поражают воображение, а в те времена они были фантастически великолепны.

Озерный дворец. Джайпур

Полковник Джеймс Тод, первый историк Раджастхана так описывал резиденцию принца Джагат Сингха*: «Дворец построен полностью из мрамора: колонны, купальни, водные дорожки и фонтаны — все сделано из этого материала, во многих местах выложено мозаикой, некоторое однообразие приятно рассеивается высвеченными лучами солнца, проходящими сквозь стекла всех цветов радуги. Покои расписаны акварельными картинами на исторические темы… Стены — и здесь, и в главном дворце обильно украшены резными каменными медальонами, на которых изображены основные исторические события семьи — от самых древних до помпезной свадьбы теперешнего правителя. Цветочные клумбы, апельсиновые и лимонные рощи, прерывающие монотонность зданий, обрамленные зарослями тамаринда и вечнозеленых деревьев; перистые листья-опахала пальмировой пальмы колышутся над темными кипарисами и тенистыми бананами. Специальные обеденные комнаты с колоннами и обширные купальни для раджпутских правителей устроены на самом берегу. Здесь они слушают песни своих бардов и отсыпаются после полдневной дозы опиума среди прохладного ветерка с озера, носящего нежные ароматы сотен цветущих лотосов, покрывающих воды озера, а когда пары зелья улетучатся, они открывают глаза и видят пейзаж, равный которому нельзя вообразить даже в опиумных грезах — водный простор Пичола с его изрезанными, покрытыми лесами берегами, на самом краю горизонта виден храм Бхимпури у перевала в горах Аравалли…»

*Примечание: Сингх — лев.

Читайте также: Мужские гаремы

Мрамор, кстати, и в наше время добывают в Аджмере — городке неподалеку от столица Раджастхана Джайпура. Я тоже обратил внимание во время своих путешествий по Раджастхану насколько широко он использовался. Особо восхитили мраморные гаремные окошки через которые обитательницы гарема могли видеть, что происходит снаружи, в то время, как сами оставались невидимыми.

К гаремам имеет отношение один из самых знаменитых архитектурных памятников Раджастхана — Дворец Ветров (Хава-Махал). На самом деле это не дворец, а гаремное крыло дворцового комплекса джайпурского махараджи Савай Пратап Сингха (1778-1803). Фасад здания имеет 953 крохотных окошка, которые, опять же, позволяли видеть все снаружи и оставаться при этом невидимыми. К тому же, благодаря им дворец наполнял прохладный воздух в знойные дни — отсюда и «дворец ветров».

Впечатлил меня во время одного из моих посещений Джайпура и «Хрустальный дворец» (Шиш Махал) форта Амбера* (подобные «Хрустальные (стеклянные) дворцы» есть и в других замках раджпутов). Его стены украшены тысячами маленьких зеркал. По преданию для его освещения достаточно одной лампы — свет, отражаясь в зеркалах, освещает все помещение.

*Примечание: знаменитая крепость в пригороде Джайпура.

Шиш Махал. 2004 год.

Жизнь обитательниц гаремов раджпутских правителей обычно была более закрытой, чем у гаремных принцесс Древней Индии. Это объясняется тем, что раджпуты вначале противостояли мусульманскому нашествию, а затем, жили в иноверческой среде, стремясь сохранить свою веру, традиции и обычаи. Кое-что пришлось и перенять у мусульман — обычай закрывать лицо платком или накидкой от посторонних мужчин. До сих пор в Раджастхане женщины следуют этому обычаю, правда, без особого фанатизма.

 

Получать сообщения о новых публикациях Сайта Востоколюба на e-mail.

 

Сергей Мазуркевич

 

06.01.2015

 

Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!

с вашего сайта.

www.vostokolyub.info

Махараджа Рам Сингх II — фотограф-принц из Джайпура

На севере Индии, на расстоянии около 250 км от Дели к югу и от Агры к западу лежит город с многовековой историей, который называют «розовым» из-за особенного оттенка домов и окружающего ландшафта. Джайпур — одна из самых знаменитых крепостей страны, им, начиная с XVI века, управляла семья махараджей Сингх, поражавшая мир богатством Дворца ветров («Хава Махал «) и прочих многочисленных резиденций. Сегодня в городе работает музей, где среди серебряных кувшинов и роскошной одежды недавно появились несвойственные для индийского  «антуража » экспонаты. Это коллекция снимков, сделанных в период между 1857-1865 годами — стеклянные негативы, которые оставались нетронутыми на протяжении полутора столетий.

На фотографиях запечатлены уникальные портреты министров, военных советников и гостей правительственного дворца, а также совершенно бесценные для историков кадры — позирующие перед объективом жены махараджи и надсмотрщицы гарема в привычной для себя одежде. Кто же мог сделать снимки женщин, не доступных для глаз простых смертных? Это был сам махараджа — принц Саваи Рам Сингх II (Ram Singh II), заядлый поклонник прогресса и фотограф-любитель. Именно благодаря ему мы можем увидеть быт индийского дворца середины XIX века, странных дервишей с выбеленными лицами, пышно разодетых придворных; взглянуть на несколько напряженные лица жен из гарема.

Волнения женщин можно понять — фотография была в новинку в наиболее цивилизованных государствах мира, не говоря уже об отдаленном, хоть и чрезвычайно богатом, удельном княжестве на окраине Британской империи. Однако именно во время правления Рамы Сингха II (с 1835 по 1880 год) Джайпур получил все блага прогресса. Махараджа был настоящим просветителем — при нем в городе был разбит сад Рам Нивас, который помогал бороться с засухами (сегодня там находятся городской зоопарк, места для отдыха и пикников), построен полноценный водопровод.

При  «принце-фотографе «, так его иногда называли, город был газифицирован по последнему слову викторианской техники, в нем возводились школы и музеи. Княжеская семья Джайпура вообще была богата передовыми, рационально мыслившими правителями — преемники Рамы Сингха II ездили в Лондон и Европу (кроме женщин гарема, конечно), играли в поло. После того, как Индия стала независимой, они сумели сохранить имущество от разграбления, превратив дворцы в люкс-отели (революционный на тот момент шаг) и передав многие ценности в музей — может, поэтому снимки раджи и дошли до наших дней.

Жизнь махараджи-фотографа — волшебная сказка, которая осталась на снимках

Живо интересовавшийся научными достижениями и набиравшим тогда популярность искусством фотографии махараджа формально взошел на трон еще ребенком. Он родился 27 сентября 1835 года и тогда же получил «в наследство» княжество Саваи Джайпур. Полноценно распоряжаться своими землями он стал в 1851 году (с этого момента многие историки отсчитывают даты его правления), но и до этого юный махараджа знал, что волнует его подданных. Он наблюдал за горожанами и работой чиновников инкогнито, выяснял, как они живут и  «чем дышат «. В царствование Рамы Сингха II было отменено рабство, жестокие обычаи средневековой Индии (например, сати), он осознал, что империя должна идти в ногу со временем.

Признанный главным реформатором в династии, махараджа основал в Джайпуре больницу Майо (она действует до сих пор), школу искусств, Публичную библиотеку, поставил первый в стране литографический пресс. При нем право посещать учебные заведения получили девочки, в штате были проложены дороги, оросительные плотины и созданы департаменты европейского образца. Он был неплохим литератором, любил бальные танцы и проводил много времени в фотолаборатории — как ее тогда называли, photukhana. Она стала главным увлечением правителя, который не только создал студию в своем дворце, но и провозгласил официальный  «курс » на фотографию, снимая жителей княжества и чиновников в учреждениях.

Рам Сингх II был членом фотографического общества Бенгалии, посещал Калькутту в целях обучения, где знакомился с английскими фотографами. Вместе с ними он фотографировал жителей, культуру родного княжества, традиционные костюмы и быт — настоящий клад для современных историков. Прогрессивность махараджи признало и Британское правительство: он дважды назначался в Законодательное собрание в качестве вице-короля и носил титул GCSI (кавалер Ордена Звезды, великий Командор империи). Рам Сингх II умер в сентябре 1880 года, оставив после себя наиболее развитый город Индии — и его снимки.

Портреты от принца-фотографа — новейшие технологии и аура Индии

В 1860 году принц познакомился с английским художником и фотографом Т. Мюрреем из Наинитал (штат Уттаракханд), которого сначала пригласил побывать у себя в гостях. Затем махараджа нанял британца для обучения и совместной работы в Джайпуре, где тот остался уже надолго. Правитель хотел полноценно освоить технологии использования мокрых коллодионных пластин и сенсибилизированной альбуминовой бумаги — основные материалы для фотографирования на тот момент. Проводя часы в лаборатории, Рам Сингх II стал настоящим мастером.

Технология, которая в 50-х годах XIX века вытеснила дагерротипы, достаточно сложна, и, наверное, современникам странно было видеть, что пресыщенный развлечениями махараджа так тщательно ее отрабатывал. В процессе фотографирования используют состав, нанесенный на обработанные мелово-спиртовым раствором стеклянные пластины. Эмульсия (двухпроцентный коллодий, йодистый калий, бром-кадмий) выступает в качестве связующей основы для светочувствительных галогенизированных кристаллов серебра.

«Мокрая » технология предусматривает немедленное экспонирование — нужно сразу обрабатывать железным купоросом готовую эмульсию (это занимает 4-5 минут), так как при высыхании она теряет свойства. У увлажненных фотопластин светочувствительность гораздо выше, чем у сухих, хотя их нельзя брать с собой — например, в путешествие. С ними можно работать на коротких выдержках, и портреты махарани (жен из гарема) и их служительниц выходили четкими, контрастными. Мокрый коллодионный метод избавлял позирующих людей от мучительной необходимости сидеть перед объективом по несколько часов, и махараджа делал много снимков.

Также он работал с альбуминовой фотопечатью — ее изобрели в 1850 году. Бумага со светочувствительным слоем быстро заменила калотипию — на ней изображение проявлялось при экспозиции на дневном освещении, оно было резким, все тончайшие светотеневые нюансы были хорошо видны. Непосредственно перед печатью фотограф должен был сенсибилизировать материал (обработать азотнокислым серебром в растворе) — чувствительность его сохранялась не дольше 12 часов.

Высушенную бумагу помещали под негатив и проявляли на свету, поэтому она и называлась  «дневной «. Чтобы у снимков не было некрасивого красноватого оттенка, их обрабатывали вирирующим золотом (наверняка радже это нравилось). При достаточно простой технологии альбуминовые фотографии хранятся несколько десятилетий, а при правильном хранении и дольше. Стоит поблагодарить работников дворца (а впоследствии музея) за старания, благодаря которым прекрасные портреты дошли до нас.

С фотографий на нас смотрят удивительные женщины в роскошных сари, со сложными прическами, тяжелыми украшениями в волосах, в ушах и даже в носу. Они не улыбаются — ведь для жены правителя совершенно неприлично показывать свое лицо на людях. Однако, просветительский талант махараджи очевиден: его жены, пожилые служительницы и простой люд Джайпура спокойно позируют в расслабленных позах. Принцессы и придворные в чалмах, военные советники, снятые на фоне поразительно роскошных дворцовых интерьеров, воины со щитами и копьями — как бы мы увидели все это, не будь Рам Сингх II столь умным и просвещенным человеком? И, в конце концов, потомки лучше запоминают художников, ученых, реформаторов, чем ленивых восточных князей — и говорят о них с теплом и уважением.

fotogora.ru

Дворец Махараджи, отзыв от Yurijvar – «Дворец Махараджи в Джайпуре», Джайпур, Индия, Декабрь 2014

Осмотрев Джантар-Мантар — самую главную и самую интересную Обсерваторию Индии, расположенные в городе Джайпур в штате Раджастан, очень трудно пропустить еще одну достопромечательность города — Городской дворец, который был в свое время дворцом махараджи — Махараджи палас. Он находится буквально за воротами Обсерватории.

Охранники Дворца сейчас без оружия

Собственно — почему «был»? По нашим данным и понятие, и должность, и человек «махараджа» существует и по сей день. Он живет в части этого дворца со своей семьей и выполняет в Джайпуре функции мэра. И именно в Джайпуре эта должность «управителя города» передается, как дань традиции, по наследству.

Сам дворец занимает значительную часть Джайпура, называемого еще «Розовым» городом, потому что почти все городские здания выполнены из красного камня или окрашены в розовый цвет.

Дворец включает в себя комплекс зданий, среди которых есть и храмы Шри Говинда Дэв, Чандра Махал, и музеи, и аппартаменты правящей семьи и, конечно — сувенирный центр.

По свидетельству специалистов, архитектурный стиль дворца объединил в себе сразу два стиля: раджпутский и могольский. И это, действительно, оказалось очень изящным.

Там есть на что посмотреть — и на убранство старинных залов, и на коллекции старинного оружия и костюмов. Но, оружие — на первом месте! Не сиделось тогда ребятам на месте — нужно было сначала завоевывать, а потом и охранять нажитое и награбленное.

Согласно описанию, там собрано, начиная с 1580 года около 2000 видов разного оружия. Каких только форм и размеров нет здесь мечей, сабель и кинжалов?! Попался даже кинжал-пистолет! А знаменитые двух-трех метровые ружья? И многие виды оружия обязательно дополнялись инкрустацией драгоценными камнями.

Попимо оружия, в залах выставлено очень много личных вещей, принадлежавших индийским правящим династиям. Впечатляют портреты как индийских, так и английских правителей. Плохо, что внутри ничего не разрешают фотографировать. Так что будут приведены фотографии только внешней архитектуры и кое-что, снятое все же тайком…

Махараджа Savai Madho Singh II

Особенно впечатлило одеяние махараджи Савай Мадхо Сингха II и его махарань (жен махараджи, которых, говорят, было 108!) — мужское платье с подолом в 16 слоев и расшитое золотом шестиметровое сари весом в 20 кг. Как можно было такое носить? Да еще и элегантно? Но, главное было дойти до паланкина. А там дальше понесут слуги.

Тяжелая работа была по вечерам и у самого махараджи — нужно было обязательно выбрать и усладить одну из 108 жен.

Махараджа Savai Ram Singh II

В художественной галерее собрана большая коллекция миниатюр и ковров. Настоящих персидских. Правда, каких-то, показалось, блеклых. Многие из них для сохранности покоились под стеклянными саркофагами.

Там же можно полюбоваться и работами индийских художников, которые со времен правления первых джайпурских махараджей создавали великолепные картины на рисовой бумаге. Их современные копии можно купить сейчас в сувенирном магазине дворца.

Как и во всем старом Джайпуре, в Городском дворце преобладает красно-бело-розовая гамма. Но сам дворец больше все-таки светло-желтый.

Во дворе видны 4 двери и каждая символизирует свое время года. Наиболее красива арка Весна с цветами и павлинами.

Очень впечатляют резьба по камню и цветные инкрустации арок и балконов.

На территории дворца под крышей каменной террасы с развешенным по стенам оружием, находятся два огромных кувшина, сделанных из чистого серебра — gangajalis.

По информации Книги Рекордов Гиннеса они считаются самыми большими в мире серебряными ремесленными изделиями. Каждое из них более полутора метров высотой и вмещает 8182 литра воды.

Согласно преданию, когда в 1901 году Мадхо Сингх II отправился в Англию, чтобы посетить коронацию короля Эдуарда VII, он был настолько подозрителен в отношении вод Запада, что приказал наполнить эти сосуды водой из Ганги и повез их с собой.

В одном из небольших двориков мы увидели целый парк старинных экипажей. На их примере можно четко проследить трансформацию этого вида пассажирского «общественного» транспорта за более чем два столетия. Многие экипажи были в прекрасном состоянии — хоть сейчас запрягай «тройку»!

Махараджа Sawai Bhawani Singh Ji — отец нынешней принцессы-махарани

А это нынешняя и, вроде, единственная и любимая жена современного махараджи Джайпура — принцесса Diya Kumari, рожденная в 1971 г. Кстати, ее папа тоже был махараджа по имени Bhawani Singh Ji (cм. выше). А супруг принцессы – простолюдин.

У нас еще остается время и сегодня мы еще можем посетить Дворец-музей Альберт-холл.

Попасть во Дворец можно и с организованной экскурсией, и самостоятельно. Стоимость такой экскурсии для иностранцев 150 рупий. Время работы — с 9 до 19 часов.

Другие материалы по Индии:

— Что можно увидеть за день в Дели?

— Обсерватория Джантар Мантар в Индийском Джайпуре

— Сокровища музея Альберт-холл в индийском Джайпуре

— Последний приют Великого Акбара в индийской Сикандре

— Взгляд со стороны на Тадж Махал

— Новогодний Варанаси

www.tourister.ru

Великолепие индийских махараджей — Разговоры обо всем и ни о чем за чашкой кофе — LiveJournal

Махараджа — одно только это слово сразу вызывает в воображении волшебные дворцы, полные слуг и возлюбленных, украшенных драгоценностями слонов и сокровищницы, ломящиеся от алмазов и изумрудов. Индийские князья издревле владели баснословными ценностями; завоевание Индии Великими Моголами в XVI-XVII веках не разрушило ее богатств в отличие от завоевания Индии британцами в XVIII веке. Ислам Великих Моголов не был фанатичным, они не преследовали индуизм и насаждали в Индии изысканную, рафинированную персидскую культуру. Кроме того, они любили выставлять свое богатство напоказ, и с этого момента сокровища Индии стали для Европы великим соблазном.

Индийский и европейский вкус к драгоценным камням и ювелирным техникам встретились в XVI веке, когда португальские купцы, обосновавшиеся в Гоа, впервые увидели огромные, покрытые гравированными узорами изумруды, а местные владыки близко познакомились с европейским оружием.

Расцвет взаимных влияний случился в XVII веке. Именно тогда европейские мастера начали гранить драгоценные камни для махараджей, потому что индийская традиция предпочитала лишь подчеркнуть естественные свойства камня. Покрыв, например, огромный изумруд тонкой резьбой со всех сторон, мастера стремились не столько скрыть дефекты камня, сколько подчеркнуть его природные качества.

Портрет Махараджи Майсура.

© Музей Виктории и Альберта, Лондон

И с того же момента европейские художники (и их местные последователи) начали писать парадные портреты махараджей, украшенных жемчужными нитями, серьгами и плюмажами, с ожерельями, браслетами, кольцами и кинжалами, усыпанными рубинами, изумрудами и алмазами.

Шкатулка из желтого жадеита, украшенная рубинами, бриллиантами, изумрудами, 1700-1800 г.од

С начала XVII века при могольском дворе появляются европейские ювелиры и золотых дел мастера. Шах-Джа-хан, по некоторым сведениям, пригласил некоего Остена Бордоского изготовить из драгоценных камней двух павлинов для своего трона и заказал в Италии пять панно из самоцветов для балкона своего дворца в Дели. Европейские ювелиры научили индийских технике многоцветных эмалей — и сами научились многому, например, способу сплошной ленточной или рельсовой закрепки камней, утопленных по всей золотой поверхности, покрытой тонким гравированным узором из вьющихся листьев и побегов.

Махараджи из рода Великих Моголов сильно подрастеряли свой блеск в колониальную эпоху. Тем не менее еще в начале ХХ века они поражали парижских, лондонских и нью-йоркских ювелиров, появляясь в их мастерских с целыми чемоданами драгоценных камней, которые в конце концов перекочевывали к другим владельцам.

Жак Картье с индийскими торговцами драгоценными камнями, 1911 ( фото из архива Cartier ). С момента своего первого визита в Индию, в 1911 году, Жак Картье (1884-1942) познакомился с экстравагантными вкусами махараджей. Сказочно богатые и жадные до драгоценных камней, индийские князья не останавливались ни перед чем, чтобы удовлетворить свой вечный аппетит к драгоценностям.

Эскиз церемониального ожерелья для махараджи Наванагара, 1931 год (фото из архивов Cartier Лондон). Жак Картье представил Махарадже свой ослепительной эскиз. К сожалению, Махараджа Наванагара недолго носил этот звездный каскад из цветных бриллиантов. Он умер в 1933 году, через два года после того, как ожерелье было доставлено ему.

Наверное, самое знаменитое из всех сокровищ махараджей — это «ожерелье Патиалы», парадное ожерелье махараджи Бхупиндара Сингха: оно было изготовлено парижским домом Cartier для махараджи Патиалы в 1928 году. Весило оно почти 1000 карат и включало в себя знаменитый бриллиант De Beers весом в 234.69 карат.

Патиала — самый крупный сикхский штат в Индии, его правители сохранили свои сокровища и при британском правлении. Его правитель махараджа Бхупиндар Сингх (1891-1938) был истинным восточным владыкой. Он заказывал свои ружья у Westley Richards в Бирмингеме, Dupont из Парижа поставлял для него уникальные драгоценные зажигалки, а Rolls-Royce изготовлял автомобили на заказ. Махараджа был сказочно богат и он обеспечил работой не только ювелиров Cartier, но и мастеров дома Boucheron.

История ожерелья началась в 1888 году, когда в Южной Африке был добыт алмаз весом в 428,5 карат — седьмой по величине камень в мире.

После огранки он был выставлен на Всемирной выставке 1889 года в Париже, где был куплен махараджей Патиалы и принцем индийской провинции Пенджаб Радженджрой Сингхом (Rajendra Singh).

В 1925 году сын махараджи Бхупиндар (Bhupindar) привез бриллиант в Париж и обратился в ювелирный дом Cartier с просьбой создать на его основе экстравагантное ожерелье.

Три года мастера Картье трудились над этим ожерельем, в центре которого блистал алмаз «Де Бирс». Законченное украшение являло собой каскад из 2930 бриллиантов общим весом 962, 25 карат и двух рубинов в оправе из платины. Будучи завершенным, ожерелье махараджи Патиалы не имело себе равных в мире. Картье столь гордился своей работой, что попросил разрешения выставить ожерелье до того, как его отправят в Индию. Махараджа согласился. Позднее он часто фотографировался с этим ожерельем. Последний раз в нетронутом виде ожерелье видели на его сыне, махарадже Ядавиндра Сингхе в 1941 году.

В конце 40-х – начале 50-х гг. для махараджей Индии наступили нелёгкие времена. Многим семьям пришлось расстаться с частью своих драгоценностей. Не избежало этой участи и знаменитое ожерелье махараджи Патиалы: наиболее крупные камни, включая алмаз «Де Бирс» и рубины, были сняты и проданы. Последними продали платиновые цепи.
И вот по прошествии многих лет эти цепи появились в Лондоне в 1998 году. Картье случайно наткнулся на них, узнал, купил и решил восстановить ожерелье, хотя и считал, что найти достойную замену алмазу «Де Бирс» и рубинам будет практически невозможно.

Работа это была невероятно трудной, тем более, что единственным свидетельством существования ожерелья была черно-белая фотография, сделанная в первой половине XX века.

За прошедшие годы ожерелье сильно пострадало. По сути, от оригинала мало что осталось: большинство камней, в том числе гигантский бриллиант и рубины, исчезли. Потребовалось почти два года, чтобы заново восстановить ожерелье. В 2002 году восстановленное ожерелье было выставлено в Париже. Новое ожерелье выглядит точно так же, как оригинал, по крайней мере, для неопытного глаза. Синтетические камни почти безошибочно передают великолепие оригинала, но в Картье не теряют надежды когда-нибудь заменить их на подлинные.

Одна из значительных коллекций драгоценностей XIX века была у махараджей Бароды — в ней хранилась «Звезда Юга», бразильский бриллиант весом 129 карат, и «Инглиш Дрезден», ограненный в виде капли бриллиант весом 78,53 карата. Но самой большой драгоценностью сокровищницы Бароды было огромное, в семь рядов, ожерелье из натурального жемчуга.

В XX веке эту коллекцию наследовал махараджа Пратапсингх Гаэквар, который царствовал в 1939-1947 годах, потом они достались его молодой жене по имени Сита Дэви. Молодая жена жила в основном в Европе и заказывала прославленным западным ювелирам модные украшения с наследственными драгоценными камнями.

Принц Гаэквар Барода

Из числа таких изделий — ожерелье с изумрудами и бриллиантами и серьги Van Cleef & Arpels, которые были проданы на Christie’s в Женеве 15 мая 2002 года.

По-видимому, Сита Дэви же распорядилась переделать и мужское ожерелье в семь нитей, слишком громоздкое для женской шеи. В 2007 году на аукционе Christie’s то, что осталось от ожерелья Бароды,— две нити огромных жемчужин с застежкой Cartier с бриллиантом огранки «подушка», брошь, кольцо и серьги — было продано за $7,1 млн.

В сокровищнице Бароды было и еще кое-что. В 2009 году на аукционе Sotheby’s в Дохе был продан (за $5,5 млн) жемчужный ковер, 150 лет назад сотканный по заказу богатейшего махараджи Гаэквара Кханди Пао в качестве дара пророку Магомету. Ковер расшит двумя миллионами жемчужин и украшен тысячами самоцветов — алмазами, сапфирами, изумрудами и рубинами. Общий вес камней составляет поразительные 30 тысяч карат.

Махараджа Дилип Сингх из Лахора. 1852 год. Портрет Джорджа Бичи. Изображен в пятнадцать лет. Среди многих других драгоценных камней, он носит бриллиантовый эгрет с тремя перьями из бриллиантов и изумрудом, расположенным в центре.

Эгрет из бриллиантов, сапфиров,рубинов, жемчуга и золота

Крупнейшие в мире гравированные изумруды происходят, по-видимому, из коллекции махараджи Дарбханги Бахадура Сингха. В октябре 2009 года на аукционе Christie’s почти за $800 тыс. был продан изумруд «Тадж-Махал», названный так потому, что мотивы его гравировки — лотос, хризантема и маки — совпадают с узорами в Тадж-Махале. Шестиугольный изумруд весит около 141 карата и датируется примерно серединой XVII века. В собрании махараджей Дарбханга был и еще один камень — «Изумруд Моголов», он датируется 1695-1696 годами. На одной из его сторон выгравированы каллиграфией пять линий шиитской молитвы, другую сторону украшает цветочный узор. Он был продан на аукционе Christie’s в 2001 году за $2,3 млн частному лицу.

Этот захватывающий дух алмаз цвета виски весом 61.50 карат под названием»Глаз тигра» был установлен Картье в эгрет на чалму для махараджи Наванагара  в 1934 году.

Невероятный красоты меч был подарен королю Эдуарду VII махараджей Джайпура, Савай сэра Мадхо Сингх Бахадур в честь коронации в 1902 году. Изготовлен он из стали и золота, покрыт синей, зеленой и красной эмалью и инкрустирован более чем 700 белыми и желтыми бриллиантами весом в 2000 карат, составляющими узор из цветов и листьев лотоса. Photo:© PA

Чалма Махараджи Сингх Бхупендра Патиала. 1911 отделана эгретом от Картье  в сочетании с другими украшениями для чалмы. В то время, как передняя часть эгрета украшена бриллиантами, рубинами и изумрудами, боковые части составляют мастерски исполненный замысловатый узор из лиственных мотивов, выполненных из красной, зеленой и синей эмали. Махараджа также носит ожерелье из четырнадцати нитей натурального жемчуга.

Махараджа Савай Джай Сингх Бахадура из Алвара, родился в 1882 году. Кроме традиционных индийских украшений, он носит звезду — высший индийский знак отличия, дарованный ему королем, что считалось в то время частью королевских регалий.

Махараджа Сарайджи-Роа, Гаеквар, Барода. 1902 год украшен семью рядами своего знаменитого бриллиантового колье и другими украшениями с бриллиантами. В конце 19 и начале 20 веков, практически каждый индийский махараджа имел официальное фото, на котором он были представлены  наиболее важные драгоценности как символ власти и положения.

Межкультурный обмен, Живописная миниатюра из Национальной галереи современного искусства, Нью-Дели, Индия. 1902. Неизвестный индийский художник изобразил короля Эдварда VII и королеву Александру как короля-императора и королеву-императрицу Индии.

Эгрет для чалмы из платины с бриллиантами и изумрудами. Частная коллекция. 1930 год

Драгоценности для парадной униформы махараджи, конец 19 века.

Парадный тюрбан от Картье для махараджи Капуртхала

Махараджа Колхапура

Махараджа Дарбханга

Махараджа Алвара (1882-1937).

Renowned for its impressive size, int

rodich2007.livejournal.com

Мир вокруг: Индийские махараджи: портреты прошлого

Махараджа Бунди Рагхубир Сингх Бахадур, 1888

Официально в Индии нет никаких махараджей. Тем не менее, все вокруг знают об их происхождении, обращаются к ним «махараджа», пишут заметки о них в журналах, знакомя читателей с их нынешней жизнью, дизайном их домов или дворцов и о том, как они отмечают праздники в своём аристократическом кругу. Даже известный актёр Саиф Али Кхан после смерти своего отца, наваба Патауди, можно сказать против своего желания, был «коронован» согласно полагающейся церемонии следующим навабом.

Раджа Бансды с наследником. Правил территорией 900 кв.км с населением в 35 тыс.человек, 1880-е


Махараджа Бенареса


Махараджа Индора Тукоджи Рао, 1877

Во времена Британского Раджа в Индии было 565 правителей: махараджей, раджей, низамов, навабов. Им принадлежала треть территории страны. Некоторые владели княжеством размеров с Францию, другим принадлежала территория размером чуть больше носового платка. Одни тратили немыслимые деньги на развлечения и прихоти, имея гаремы на 300 женщин, купаясь в бассейне с шампанским и разъезжая в карете из чистого золота. Другие пытались что-то сделать полезное в пределах принадлежащей им территории: строили дороги, больницы, проводили электричество.

Южно-индийский раджа с юной женой, 1870


Махараджа Джодхпура Джасвант Сингх Бахадур, 1880е


Махараджа Удайпура Бхупал Сингх, 1930

После обретения Индией независимости всё это рухнуло в одночасье. Махараджи были лишены денег, титулов и власти. Многие, захватив что успели, бежали за границу. Другим, чтобы выжить, пришлось распродать всё ценное, что досталось им в наследство. Третьи превратили свои дворцы в элитные гостиницы для богатеев. Тем и живут. Четвёртые занялись бизнесом или добились высоких постов в правительстве.

Махараджа Бароды, 1919


Махараджа Бахалвалпура


Махараджа Дарбханга, 1903


Наваб Лохару, 1903


Махараджа Джамму и Кашмира, 1877

Конечно, это уже не те махараджи, что жили когда-то, они не обладают сказочными богатствами и не имеют гаремов. Но всё-таки всегда они будут вызывать интерес и любопытство окружающих благодаря своему происхождению.

Читайте также в блоге Костюм и украшения династии Рана
Китай прошлого: фото 19-го — нач.20-го веков

olga-mir.blogspot.com

Махараджи индии – Другая Индия: как живут современные махараджи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх