Описание натюрморта: «Натюрморт», Иван Фомич Хруцкий — описание картины

фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

 

И.Машков, “Натюрморт с камелиями”, 1915 год, Фото: uploads4.wikiart.org
НазваниеНатюрморт с камелиями
Страна, художникРоссия, Илья Иванович Машков
Год1915
Жанрнатюрморт, фовизм
НаходитсяГосударственная Третьяковская галерея, Москва
Материалыхолст, масло

Картину “Натюрморт с камелиями” написал русский художник Илья Машков в 1915 году.

Натюрморты автора – необычное явление даже для пестрящих экспериментами десятых годов ХХ века. Он, как и другие участники творческого объединения “Бубновый валет”, находился в смелом творческом поиске под впечатлением работ французских импрессионистов.

Даже название натюрморта провокационно. Цветы на нем лишь часть многофигурной композиции. Словно на прилавке бакалейной лавки, на синей скатерти стола выложены пироги и калач, фрукты на белоснежном блюде и пирожные в стеклянной вазе. И в центре этого бакалейного изобилия – глиняный горшок с цветущей камелией.

Экзотические цветы – символ достатка и благополучия. В дореволюционной России маленькие домашние оранжереи свидетельствовали о том, что хозяин дома – успешный деловой человек, а его домочадцы отличаются хорошим вкусом и следят за модой.

Пирожные, калачи, пироги, фрукты – продукты, которые далеко не каждая семья могла себе позволить поставить на стол при ежедневной трапезе. То, что натюрморт не посвящен никакому празднику и отражает повседневный быт, свидетельствует его колорит: темная драпировка, синяя скатерть на столе. Посуда явно не для особых случаев – простая белая тарелка и массивная, но скромная стеклянная ваза.

Перед зрителем – афиша благополучной сытой жизни, столь желанной для многих. В одной постановке художник объединил предметы, словно символизирующие в совокупности своей благополучное мещанство, мечту обывателя.

Полукруглый верхний край полотна делает картину похожей на вывеску магазина. Это впечатление усиливают и большие габариты натюрморта (125 х 106 см). Все предметы на нем больше, чем их натуральный размер. Яркие насыщенные цвета, небрежно уложенные под углом крупные мазки широкой кисти, некоторая декоративность рисунка из-за наличия темных контуров фруктов сбивают зрителя с толку.

Создается ощущение, что в коллекцию Третьяковской галереи (а именно там находится “Натюрморт с камелиями”) попала дореволюционная вывеска.

В юные годы Машкову приходилось рисовать афиши и торговые плакаты. Возможно, Это полотно – своеобразная отсылка художника к собственному прошлому. Он, профессиональный художник, прекрасно владел приемами классической живописи. Но другие его натюрморты, написанные в привычной манере реалистичной живописи, остались практически незамеченными.

Зато навеянная новаторством импрессионистов “Камелия” была принята восторженно и публикой, и критиками. Картину сразу приобрели для коллекции Третьяковской галереи.

«Описание натюрморта П. П. Кончаловского «Сирень»

 

ОПИСАНИЕ НАТЮРМОРТА П.П.КОНЧАЛОВСКОГО  «сирень»

Цель: подготовка к сочинению — описанию картины, обучение элементам анализа стихотворения.

                           ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ( компьютер)

1.Репродукция картины «Сирень»,

Натюрморты П.П.Кончаловского  «Овощи» и др.

2.Автопортрет П.П.Кончаловского

3.Рисунки учащихся (натюрморты)

4.ЭПИГРАФ:  «В этом букете всё цветёт, живёт и радуется» П.Кончаловский.

                                                                 ПЛАН

1. Художник и его картина.

2. Описание натюрморта ;

       2.1 Натюрморт –nature morte- картина с изображением крупным планом предметов н неживой природы цветов, плодов, дичи, утвари.

       2.2  Описание натюрморта  «Сирень»:

а) цветы сирени;

       — колорит (соотношение красок по тону и насыщенности цвета)

       -фон натюрморта (основной цвет, на котором рисуется картина)

       — Гроздья. Листья. Корзина.

3. Красота жизни на полотнах художников.

 «В этом букете всё цветёт, живёт и радуется»      П.Кончаловский.

4. Текст стихотворения В. Рождественского «Сирень»

 

 

 

 

 

                                                                 ХОД УРОКА

    1.   Вы все видите эту картину. Из  уроков « Изобразительного искусства» вы уже  знаете, что это натюрморт. Вот на доске натюрморты, нарисованные вами. А перед вами

текст стихотворения В. Рождественского «Сирень»

       На этом занятии мы научимся описывать картину, используя элементы анализа и с удивлением поймем, что эти же элементы  подходят  и для анализа стихотворения

 2. СЛОВО О ХУДОЖНИКЕ

       Изображение натюрмортов всегда привлекало художников. Но нет натюрмортов одинаковых. Каждый из них такой, каким видел его живописец.

       Петр Петрович Кончаловский написал более полутора тысяч картин. Когда произносят его имя перед глазами возникают груды фруктов, овощей или дичи ,на грубо струганных столах на фоне широких окон, в которых белеет зима или золотится лето (натюрморт «Овощи»).

        Или букеты цветов. Именно цветы Петр Петрович очень любил изображать.

Он писал их так, что кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат( «Две розы и ягоды шиповника»,  «Маки», Гвоздики»)

      Художник говорил «что в «цветах» есть всё что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться,как в какой- нибудь лесной чаще» .

     Любимые цветы Кончаловского- сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Наиболее известны «Сирень у окна»,  «Сирень в окне», «Сирень в банке».

     В учебнике репродукция одной из лучших картин Кончаловского (1933), где изображена сирень. Картина находится в Москве в Третьяковской галерее.

  3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Найти синонимы: ХУДОЖНИК-живописец  КАРТИНА-полотно, холст

Значение слов по толковому словарю ФОН, КОЛОРИТ.

4.  БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ

Посмотрите в окно. Что Вы видите? — Заснеженный вьюжный февраль

 

 

 

   -А теперь на репродукцию картины. Что Вы ощущаете? На Вас пахнуло весной ,не правда ли? Мы почувствовали дыхание весны, попав из зимы в май. Это сирень напомнила нам о весне, о теплом солнце, о первых весенних цветах.

  -Рассмотрите картину,  обратите внимание на обилие цветов .Сумел ли художник показать, что сирень свежая, что её только срезали и принесли в комнату? Посмотрите, она как будто влажная от утренней росы или дождя.

 —  Какие цвета ?. Какие оттенки? – Сирень и лиловая, и темно красная, и фиолетовая, и белая, розоватая, жемчужная. ( Найти синонимы).  Опишите ветки сирени в центре букета (большая ветка белой жемчужной сирени).

 — Какие цвета у сирени в нижней части букета? (Фиолетовая с серебристым оттенком и рядом розовая ветка).

 -Опишите сирень, которая украшает верхнюю часть букета. (Это тёмно – красные гроздья сирени. Они как веер, а между ними белые, голубоватые и фиолетовые ветки)

 — Тщательно ли выписывает художник лепесточки, листочки, веточки сирени? Нет.

 А почему ?  ( П.П.Кончаловский стремится передать своё впечатление от букета: ему важно создать целостный образ)

 -Какие эпитеты уместно использовать для описания величины веток и величины цветов сирени?(ГРОЗДЬЯ СИРЕНИ-тяжелые, крупные кисти ЦВЕТЫ-крошечные звёздочки)

 -Очевидно, сирень очень ароматная. (Подберите синонимы к прилагательному АРОМАТНЫЙ- пахучая, душистая, благоухающая)

 -Какими прилагательными можно описать сирень и выразить своё отношение к её изображению? (Сирень на картине чудесная, дивная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная, превосходная).

— Все ли листья сирени одинаково освещены? ( Нет.  И выглядят они по-разному. Внизу и вверху листья тёмно-зелёные; в середине букета внизу- зелёные; вверху- салатовые, справа—светло-зелёные)

— Опишите корзину, в которой стоит сирень. (Корзина, сплетённая из ивовых прутьев. Она как будто обнимает ветки сирени)

— А каком фоне изображена сирень?(Фон, в основном, темно- серый с коричневатым оттенком)

— Почему художник избрал такой фон? (на этом фоне хорошо выделяются яркие насыщенные цвета, которыми написана сирень)

 

-Какие чувства вызывает этот великолепный букет? (Восхищение художника щедрой ,богатой природой, его любовью к ней)

Ещё раз обратимся к эпиграфу.

5.СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Действительно, эта чудесная сирень вызывает у нас хорошее настроение, напоминает нам о весне и солнце, красоте природы.

A почему нем необходима красота?

А без красоты жизнь бедна, красота цветов смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ РУССКОЙ ПОЭТЕССЫ Е.БЕКЕТОВОЙ

Поутру, на заре по  росистой траве

Я пойду свежим утром дышать.

И в душистую тень, где теснится сирень,

Я пойду своё счастье искать.

В жизни счастье одно мне найти суждено.

И то счастье в сирени живёт.

На зелёных ветвях, на душистых листах

 моё бедное счастье цветёт.

-О каком счастье говорит поэтесса? Обычно, цветки сирени имеют форму крестика, но если повезёт, и вы найдёте цветок в форме звёздочки, знайте- вы счастливый человек.

  Трудно сказать насколько правдиво это утверждение, но сирень, действительно ,цветок необыкновенный. Так, известный русский писатель И.С.Тургенев будучи смертельно болен и находясь вдали от родины, в письме из Франции друзьям просил поклониться от его имени дому, саду, дубу и привезти ему сиреневый цветок .

Когда я смотрю на картину Кончаловского, мне всегда вспоминается стихотворение Всеволода Рождественского  «Сирень».

 Прогремела гроза прошумела затихая грохочет вдали .

Золотые лучи, словно стрелы  сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени Встала радуга светлым венцом.

И тяжёлые гроздья сирени  наклонились над нашим крыльцом

 

Хорошо на весеннем просторе по откосу сбежать наугад

Окунуться в душистое море, захлестнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и тёмно -лиловых вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь – дождём лепестковым осыпается мокрая гроздь.

 

В лёгкой капельке свежей и чистой отразился сверкающий день.

И в саду каждой веткой росистой торжествующе пахнет сирень.

-Какие эпитеты употребляет поэт для описания сирени? (Грозди тяжёлые, мокрые, ветки росистые ,цветы белые, тёмно-лиловые)

-C чем поэт сравнивает сиреневый сад? (С душистым полем)

-Как описывает осыпающиеся листки? (Лепестковый дождь)

-Как пахнет сирень?( Торжествующе)

-А почему торжествующе? (Торжество жизни)

ВЫВОД

И поэт, и художник изображали один и тот же предмет-сирень.

При этом каждый использовал свои художественные средства. (Поэт- слово, художник-краски).

-Что общего в описании сирени у поэта и художника? (Они восхищаются красотой — мира, природы, сирени. И стихотворение, и картина жизнеутверждающие)

 

 

 НАТЮРМОРТ-не живая природа . А картина  –гимн жизни.

В родственном русскому языку – словацком, есть слово «затихние».Природа не умерла а лишь затихла.  «Остановись мгновенье – ты прекрасно»

 Редкий художник обладает даром остановить это мгновение жизни на своих полотнах.

П.П.Кончаловский был одним из них.

6. В тетрадях дети записывают –план сочинения.

7.НА ДОМ.  Сочинение «Описание натюрморта П.П. Кончаловского»

       

 

 

Описательное письмо с натюрмортом – Художественный музей Карнеги

  • Оценки: 6–12
  • Предметы: Искусство английского языка

Учащиеся узнают, что такое натюрморт. Они увидят и обсудят два натюрморта, а затем на основе своих наблюдений напишут описательное эссе из трех абзацев. Затем учащиеся рисуют натюрморты на основе описательных эссе своих одноклассников. Затем они обсудят сходства и различия между их произведениями, рисунками и оригинальными картинами.

Цели

  • Учащиеся должны написать описательное эссе из трех абзацев.
  • Учащиеся нарисуют рисунок на основе сочинений одноклассников.
  • Учащиеся будут сравнивать и сопоставлять свои собственные идеи и понимание с идеями художников в ходе обсуждения и в письменной форме.

Лексика: натюрморт, медиум, композиция

Ступени

Леви В. Прентис, Натюрморт с клубникой , c. 1890 г., холст, масло, Художественный музей Карнеги, покупка: Фонд Мэри Оливер Робинсон, завещание Женскому комитету Художественного музея и Фонду приобретения Женского комитета © Public Domain

Обсудите с классом, что такое натюрморт. (Предметом натюрморта или скульптуры является все, что не движется или мертво. ) Дайте им пример того, на что они могут посмотреть. Как только учащиеся поймут, что такое натюрморт или чем он может быть, разделите класс на две группы. Дайте каждой группе разные натюрморты для наблюдения. Например, «Натюрморт с булочками» (1880 г.) Эдварда Мане или «Натюрморт с клубникой» (ок. 189 г.).0) Леви В. Прентис. Убедитесь, что каждая группа учащихся не видит картину другой группы.

  1. Пусть каждая группа создаст графический органайзер, такой как круг, карта идей или банк слов о натюрморте, который им подарили. Скажите им перечислить все, что они видят в натюрморте. Для изучающих английский язык вы можете предоставить банк слов, уже содержащий слова, которые могут описать натюрморт, или вы можете показать реальные предметы, которые видны на натюрморте.

    Попросите каждого учащегося написать сочинение из трех абзацев, в котором подробно описывается натюрморт. В эссе должно быть достаточно информации, чтобы кто-то мог нарисовать натюрморт, основываясь исключительно на письменном описании.

    Эссе должно включать следующие части:

    • 1-й абзац: Учащиеся пишут введение, в котором объясняется, что изображено на произведении, ориентация композиции (пейзаж или портрет) и способ ее использования. (Среда может относиться как к типу искусства, например к живописи, скульптуре, гравюре, рисунку, так и к материалам, из которых сделано произведение, например, карандаш, тушь, пастель, живопись, акварель, акрил, масло, пленка, смешанная техника, коллаж.)
    • 2-й абзац: Учащиеся создают подробный перечень того, что включено в композицию, используя прилагательные для обозначения и описания предметов натюрморта.
    • 3-й абзац: Учащиеся описывают ключевые детали (например, цвета на переднем и заднем плане, детали положительного и отрицательного пространства, размер и расположение объектов по отношению друг к другу).

    После того, как учащиеся закончат свои первые наброски, попросите их вычитать свои эссе и исправить их по мере необходимости.


  2. Попросите каждого ученика обменяться эссе с одноклассником из другой группы. Затем раздайте белую плотную бумагу и карандаши для рисования. Пусть каждый ученик нарисует то, что описано в сочинении его или ее одноклассника. Дайте им следующие инструкции:

    • Внимательно прочитайте сочинение.
    • Начните набрасывать композицию карандашом.
    • Раскрасьте рисунок пастелью, мелками, цветными карандашами и т. д.

  3. Сравните рисунки учащихся с произведениями искусства, созданными настоящими художниками. Проведите дискуссию, задав следующие вопросы:

    • Чем похожи произведения искусства? Что вы видите, что заставляет вас так говорить?
    • Чем они отличаются? Что вы видите, что заставляет вас так говорить?
    • Что бы вы могли написать, чтобы помочь вашему однокласснику сделать более точный рисунок?
    • Что мог бы написать ваш одноклассник, чтобы помочь вам сделать более точный рисунок?

    Предложите учащимся пересмотреть свои сочинения на основе обсуждения в классе и неточностей в рисунках. Затем учащиеся завершают свои окончательные наброски.

Логотип Художественного музея Карнеги

4400 Форбс-авеню
Питтсбург, Пенсильвания 15213
412.622.3131

Один из четырех музеев Карнеги
Питтсбурга.

© 2023 Художественный музей Карнеги, Институт Карнеги Условия эксплуатации политика конфиденциальности Политика недискриминации Контакт

Питер Клас | Натюрморт с черепом и пером

Pieter Claesz | Натюрморт с черепом и пером | Метрополитен-музей ×

Обрежьте изображение:

Отсканируйте свой QR-код:

Создан с благодарностью с помощью ACNLPatternTool

Детали обложки

Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента

Заголовок: Натюрморт с черепом и пером

Художник: Питер Клас (голландский, Берхем? ​​1596/97–1660 Харлем)

Дата: 1628

Середина: Масло по дереву

Размеры: 91/2 х 14 1/8 дюйма (24,1 х 35,9 см)

Классификация: Картины

Кредитная линия: Фонд Роджерса, 1949 г.

Регистрационный номер: 49.107

Узнайте больше об этом произведении

Приобретите Ван Гога… в

Animal Crossing с помощью нового инструмента обмена The Met

Вот как можно загрузить в игру изображения Мета.

Проект художника: Роланд Флекснер

Художник Роланд Флекснер размышляет о натюрморте Vanitas Жака де Гейна II в этом выпуске проекта «Художник».

Хронология истории искусств

Публикации музея

Европейские картины в Метрополитен-музее художников, родившихся до 1865 года: сводный каталог

Голландские картины в Метрополитен-музее.

Описание натюрморта: «Натюрморт», Иван Фомич Хруцкий — описание картины

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх