Осенний натюрморт 6 класс: Осенний натюрморт. Урок для детей и взрослых

Содержание

Осенний натюрморт. Урок для детей и взрослых

Групповой формат обучения — это расширенная альтернатива семейного формата (мама+машыш). Здесь с мамами одновременно могут рисовать не только малыши, но и другие дети постарше. Это востребовано, если мама 2+ детей водит на занятия одного из детей, но ей не с кем оставить второго (третьего, четвертого), не совсем подходящего возраста, чтобы водить их в одну и ту же группу. Как правило, это сильно затрудняет для мамы логистику занятий. Например, она приводит дошкольника или младшего школьника на занятия, а сама вынуждено «гуляет» с малышом час-полтора в округе. В долгосрочной перспективе это приводит к усталости и измору мамы, она не отдыхает и не переключается, день проходит в бессмысленном ожидании, ребенок, не попавший на занятие, активничает в чужом ритме.

Мы задумались о том, как облегчить жизнь мам, одновременно существенно преобразовав свои собственные уроки, выбрав такое наполнение или так организовав условия, чтобы на нем всем нашлось время и место. Для этого достаточно, чтобы у мамы был собственный творческий импульс: почему бы ней не погулять с обоими детьми вместе, а сейчас, когда старший (или младший) рисует, не порисовать самой, дав при этом «разгрузку» себе и стимул самому маленькому.

Итак, групповой формат —  это занятие в единой группе, за 2-3 большими столами, где в параллель по близким (но не одинаковым) сюжетам и заданиям работают взрослые (как правило — мамы), малыши (2-4 года) и подросшие дети (в вариантах 5-6 или 7-10 лет). Именно в таком формате я работала с постоянной группой в течение учебного года, накопив много характерных занятий и материалов к ним. Осенний натюрморт — одна из таких тем.

Контекст: Цикл уроков проходил в начале учебного года, осенью, в период, когда много фактурных интересных растений и фруктов.

Цель:  Работа с цветовыми контрастами, изучение форм предметов на примере натюрморта (дети). Изучение основ формы, цвета и композиции на примере натюрморта (взрослые). Дополнительно могут решаться задачи на освоение конкретных техник и материалов (пастель, акварель).    

Раздаточный материал: могут быть примеры работ, выполненных учителем или работа с натуры (свежие фрукты, осенние листья), или их сочетание.

Младшие школьники

Школьники получили раздаточный материал, выполненный учителем, в отдельные дни (а осенние натюрморты мы рисовали серией) я также приносила в класс сами гранаты, а также красные листья, для погружения детей в антураж и создание осеннего настроения. Именно для школьников хорошо «заходят» задания с окошками, когда, например, один из фруктов отгибается и рисунок показывает его серединку. Тогда задание превращается в игру и дети делают его с большим удовольствием.  

Младшие школьники несколько занятий рисовали осенние натюрморты и с интересом развивали его сюжет, отдельно мы покажем их работы еще и на примере урока про норки животных. Именно эти задания дети выполняли, что называется, «от и до», хотя это далеко не всегда бывает так. Некоторые темы, наоборот, требуют вызревания. Младшие школьники работали по теме акварелью.  Все работы были дополнены какими-то своими элементами, например, цветами, достроенными изображениями граната за сгибом и так далее. Школьники легко справились с форматом А3 для этого задания.

Задания проработать фон не было, мы оставляли лист белым (для детей) или черным (для взрослых), при этом теми и другими лист композиционно заполнялся полностью. Дети вводили мазки, изображавшие листья, лепестки и ягоды. В целом работы были яркими и живописными.

Малыши (2-4 года)

Малышам ничего не пришлось объяснять. Они видели фрукты, видели краски и видели рисующих детей и взрослых. Они просто брали краски сами и начинали очень экспрессивно, но точно выбирая теплые (осенние) цвета заполнять свои листы пятнами. Они тоже работали на формате А3, и они справлялись с этим большим форматом, заполняя его детально и полностью. Малыши балдели от возможности пожевать в перерывах фрукты (изучение объекта у них проходило со всех сторон и с разных модальностей). При этом помощь учителя была направлена на то, чтобы поддержать интерес и поднять новую его волну, когда ребенок как-будто бы устал. Я подхватывала какую-то из форм ребенка и начинала ее развивать и это позволяло ребенку вернуться с новым интересом.  

Взрослые: переходим к автономной работы от помощи малышу

Взрослым было предложено нарисовать сухой пастелью на черной бумаге яблоки и виноград с натуры. Яблоки и виноград лежали на тарелке. Каждый взрослый мог самостоятельно закомпановать свою работу или выбрать ракурс.  У некоторых взрослых ранее был навык работы с пастелью, у некоторых — не было.

Те, кому сложно было определиться с композицией натюрморта, могли изображать каждый фрукт отдельно в формате скетча или наброска. В итоге у кого-то получился классический натюрморт с выходом на передачу объема и света, а у кого-то плоский декоративный рисунок, который вполне годился бы для оформления кафе.

Резюме

Несмотря на то, что осень бывает каждый год и могла бы уже давно надоесть, сезонные уроки (как пирожки с сезонными ягодами) встречаются детьми каждый год с удовольствием. И, хотя в прошлом году все было так бурно и здорово, наверняка следующей осенью мы будем снова рисовать эту же тему. И найдутся новые объекты и новые средства выражения. По сути осень, с ее теплой и яркой цветовой гаммой и обилием плодов и фруктов, может вызвать у ребенка-художника не меньший интерес, чем Новый год и каждый год можно делать такие уроки вкусными и новыми. Еще один урок осенней тематики, мы рассмотрим на примере задания с норками животных для младших школьников.

План-конспект занятия по рисунку «Осенний натюрморт»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Стародубский центр детского творчества

План-конспект занятия по рисунку

Тема «Осенний натюрморт»

Автор: Короткая Надежда Александровна,

педагог дополнительного образования

г. Стародуб

2016

Основная часть

Цель урока: формирование представлений о жанре натюрморт.

Задачи урока:

  • развивающие: развитие внимания, памяти; развитие логического и абстрактного мышления; развитие пространственного воображения; развитие мелкой моторики рук; развитие глазомера.

  • образовательные: знакомство с понятием «натюрморт»; обучение правильной компоновке предметов в формате; обучение построению рисунка с натуры с применением пропорций; развитие чувства цвета через использование живописных приёмов; знакомство со способами смешения красок для получения разнообразных оттенков.

  • воспитательные: формирование нравственно-эстетической отзывчивости; формирование интереса и любви к изображению окружающей действительности; формирование эстетического отношения к действительности.

Вид художественной деятельности: рисование с натуры.

Оборудование:

  • для учителя:

Зрительный ряд: методические таблицы «Правильная компоновка композиции в формате», «Этапы выполнения натюрморта в цвете».

Инструменты: Лист ватмана А3, карандаш, ластик, краски (акварель), кисти, палитра, баночка для воды.

Постановка: овощи, драпировка.

  • для учащихся:

альбом, карандаш, ластик, краски (акварель), кисти, палитра, баночка для воды, тряпочка.

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический.

Экспозиция доски:

1

3

2

1. Таблица «Правильная компоновка композиции в формате »

2. Рабочая область

3. Таблица «Этапы выполнения натюрморта в цвете»

План урока

Этапы урока

Время (мин.)

1

Организационный момент

5

2

Изложение учебного материала

10

3

Практическая работа

25

Объяснение этапов выполнения практической работы

5

Выполнение практической работы

20

4

Завершение работы

5

Подведение итогов

3

Уборка рабочих мест

2

Ход урока

1. Организационный момент:

  • Организация рабочего места;

  • Приветствие;

  • Проверка готовности учащихся к уроку;

  • Работа с журналом.

2. Изложение учебного материала:

  • Дидактическая задача: знакомство с понятием «натюрморт», обучение правильной компоновке предметов в формате, обучение построения рисунка с натуры с применением визирования, знакомство со способами смешения красок для получения разнообразных оттенков

  • Дидактический материал: педагогический рисунок, методические таблицы, овощи, драпировка.

  • Содержание учебного материала:

Ребята, сегодня тема нашего урока – натюрморт. Натюрморт — это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь.

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость. Теперь они свободно плавали по морям и торговали со всем миром. Голландия стала одной из самых богатых стран в Европе.

После трудных и долгих лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, очарование природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь.

Сейчас за окном стоит золотая осень — золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки короткого «бабьего лета». Но золотая осень – это время сбора урожая и сегодня мы постараемся изобразить эти дары осени.

Давайте посмотрим на наш натюрморт. Ребята, какие предметы будем рисовать? (Тыква, кабачок). Как будем располагать альбомный лист? Прежде всего, необходимо сравнить высоту всей группы предметов с ее длиной. Это подскажет нам положение листа бумаги. (Горизонтальное). Когда определена точка зрения, границы натюрморта и форма листа (вертикаль или горизонталь), можно приступать к рисованию.

Мы знаем, что окружающие нас предметы имеют разные размеры, форму, цвет, фактуру. В своём рисунке мы должны передать их характерные особенности.

Рисуя несколько предметов вместе, то есть группу предметов, надо рассматривать и передавать в рисунке отдельные предметы как часть целого. Надо правильно передавать их размеры по отношению друг к другу, выявлять в рисунке характерные особенности пропорций отдельных предметов.

Величина изображения всей группы предметов должна находиться в соответствии с фоном. Предметам не должно быть тесно на плоскости, но и фон не должен преобладать над изображением. Предметы не должны загораживать друг друга, но и не должны быть разобщены. Они должны взаимно подчеркивать и выделять друг друга.

3. Практическая работа:

  • Задачи: приобретение опыта выполнения натюрморта с натуры, правильная компоновка предметов в формате, построение рисунка с натуры с применением пропорции, развитие чувства цвета через использование живописных приёмов, получение навыков смешения красок для получения разнообразных оттенков.

  • Задание: нарисовать натюрморт, передав особенности изображаемых предметов.

  • Материалы: альбом, карандаш, ластик, краски (акварель), кисти, палитра, баночка для воды, тряпочка.

  • Последовательность выполнения задания

Рассмотрим последовательность работы. Учитель выполняет рисунок на листе, заранее прикреплённом к доске:

  1. Вначале рисуется линия, отделяющая вертикальную плоскость от горизонтальной. Затем необходимо набросать всю группу предметов – её нужно закомпоновать в листе лёгкими быстрыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листе места, где располагаются предметы. Тыква должна быть несколько смещена от центра картины, чтобы композиция не казалась слишком статичной.

  2. Намечаются общие размеры предметов и определяются основные пропорции этих предметов – тыква по форме напоминают приплюснутый круг, её ширина ненамного больше высоты, кабачок вытянутый, его длина больше высоты в 2-3 раза.

Определяется пространственное положение кабачка. Он лежит спереди тыквы, и перекрывает её с левой стороны. По отношению к нам кабачок лежит под углом.

  1. Выполняется более детальная прорисовка предметов. Рисуются прожилки, хвостики овощей.

  1. Предметы выполняются в цвете. Источник света находится слева. Кабачок закрашивается светло-зелёным цветом, тыква светло-оранжевым, фон закрашивается светло-фиолетовым.

  2. Используя технику лессировки начинаем прописывать полутень, тень, рефлексы, падающую тень. Утемняем драпировку к низу, горизонтальную плоскость утемняем. Прорисовываем падающую тень. Намечаем особенности овощей: хвостики, прожилины.

А теперь, ребята, нарисуйте сами натюрморт. Помните, что расположение предметов относительно друг друга будет меняться в зависимости от того, где вы сидите.

Для того, чтобы вы могли оживить в своей памяти некоторые этапы выполнения рисунка на доске висят таблицы «Правильная компоновка композиции в формате», «Этапы выполнения натюрморта в цвете».

  • Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа учителя с учащимися

  • Завершение практической работы

4. Завершение урока:

Критерии оценки: грамотно построенная композиция, верное цветовое решение, передача особенностей предметов, передача освещения, аккуратность.

Оценка «5» — соблюдены все критерия, допустимы незначительные ошибки и несовпадения.

Оценка «4» — соблюдены четыре критерия (среди них обязательно должны быть грамотно построенная композиция, верное цветовое решение), допустимы незначительные ошибки и несовпадения.

Оценка «3» — соблюдены любые три критерия.

Оценка «2» — соблюдены любые два критерия.

  • Подведение итогов (что нового узнали, с чем познакомились, чему научились)

  • Выставка готовых работ;

  • Уборка рабочих мест.

Фруктовый урок рисования | Искорка глубокого космоса

Нужен урок, в котором каждый компонент занимает менее 15 минут? Подумайте о том, чтобы добавить натюрморт в смешанной технике в свою художественную программу. Я предпочитаю обучать этому натюрморту детей старшего возраста (4–6 классы или 10–12 лет) в рамках нашего занятия по изобразительному искусству, и вместо того, чтобы использовать только один материал, я комбинирую его и позволяю детям создавать столько четыре натюрморта в 4 разных техниках.

Эти методы мы использовали на бумажных квадратах 6″ x 6″

  • Меловая пастель
  • Масляная пастель
  • Печать на коллаграфе
  • Краски темперные

Настройка

Используйте ящики для художественных принадлежностей для подступенков и накройте их тканью или бумагой. Поставьте по одной коробке на каждый стол, чтобы все дети могли видеть фрукты. Дайте каждому ребенку квадрат размером 6 x 6 дюймов из сульфитной/строительной бумаги.

Масляная пастель Этюд

Установите поднос или подносы с масляной пастелью на каждый стол (я люблю ставить два подноса на стол. У меня 6 столов). Дети рисуют фрукт (яблоко или грушу) и выстраивают линию стола. Я даю мало указаний для этого исследования, за исключением того, что поощряю детей делать рисунок крупным, чтобы они могли легко раскрашивать. Мы посмотрели образцы работ Ван Гога, и я предложил им использовать подобную технику для создания своих фруктов.

Эскиз меловой пастели, вдохновленный Сезанна

Мел — натуральный материал для создания натюрморта. Цвета легко смешиваются, и ими легко управлять на маленьком листе бумаги. Укажите области яблони или груши, которые получают больше всего света, и области, которые получают меньше всего света. Используя темную и светлую пастель, пусть дети добавляют контрасты там, где они это видят. Не забудьте добавить тени вдоль столешницы. Чтобы усложнить задачу, уберите с подносов весь черный мел и попросите детей использовать дополнительные цвета для создания темных областей.

Коллаграф Печать в стиле кубизма

Дайте каждому ребенку картонный квадрат размером 6″ x 6″ (я использовала гофрированный картон) и поднос с листами для творчества. Обсудите абстракцию и кубизм со своими учениками и попросите их создать абстрактную грушу или яблоко из кусочков пенопласта. Вот как:

  • нарезать кусочки пенопласта на маленькие треугольники, квадраты и другие формы
  • приклейте небольшие детали к картону
  • Когда детали высохнут, используйте густую темперную краску (или акрил) и плоскую кисть, чтобы нанести краску на поверхность пенопласта
  • Прижмите окрашенную сторону к белой бумаге

Темпера Эскиз, вдохновленный экспрессионизмом

Мои ученики лучше всего знакомы с темперными красками, так как мы постоянно ими пользуемся. Если хотите, можете попробовать вместо этого акварельные краски. Прелесть темперных красок в том, что они более щадящие, чем акварельные краски. Дети могут рисовать масляной пастелью или карандашом и раскрашивать фрукты в любом стиле. Я призываю их быть выразительными с их цветами. Многие так и сделали, но некоторые выбрали реалистичный путь.

Планирование изобразительного искусства: натюрморт

Если вы являетесь участником AccessArt p аренда, используйте эту форму, если вы хотите предложить тему планирования изобразительного искусства, с которой вам нужна помощь. Вы можете увидеть все текущие темы в нашей серии планирования изобразительного искусства здесь.

Рисование натюрморта — это прекрасная возможность познакомить детей со сложными концепциями рисования, такими как композиция и негативное пространство, а также цвет.
Этот набор ресурсов помогает детям воплотить эти идеи в творческом ключе, расширяя их знания и опыт работы с материалами для рисования. Проекты предлагают способы исследовать натюрморт с помощью выразительного нанесения знаков с использованием ряда захватывающих материалов, таких как тушь, копировальная бумага, пастель и коллаж, и включают два ресурса, которые показывают, как рисунок можно превратить в окончательную картину акрилом или гуашью.
.
Не стесняйтесь добавлять ссылки на другие ресурсы или делиться своим опытом и идеями в поле для комментариев ниже.

Натюрморт для детей. Часть 1

Непрерывное рисование линий – разминка, позволяющая детям настроиться на свой предмет и начать обдумывать размещение объектов на странице.

Натюрморт для детей. Часть 2

Вторая часть этого ресурса помогает детям разобраться в сложных понятиях композиции и визуальных отношений.

Tackling Натюрморт для детей — часть 3

Заключительная часть этого натюрморта – переход от рисунка к живописи!

Многослойный цветной жестовый рисунок

В этом быстром и простом упражнении используются чернила четырех цветов, которые помогают развить понимание этапов жестового рисунка и добавить энергии готовым эскизам.

Изучение натюрморта с помощью кальки

Этот материал побуждает детей изучать ракурс и воздушную перспективу, рисуя на кальке натюрморт из полупрозрачного стекла.

Рисунок на гипсе, вдохновленный Ван Гогом

Вдохновленный картиной Винсента Ван Гога «Веточка цветущего миндаля в стакане», этот ресурс описывает метод рисования на гипсе масляной пастелью, льняным маслом и графитом. В атмосфере дети направляются и поощряются к изучению своих скрытых творческих способностей для создания красочного натюрморта акриловыми красками.

Вырезанный из бумаги натюрморт с коллажем

Преподаватель Морин Кросби изучает композицию натюрморта с помощью коллажа. Бумага украшена вручную с использованием цветов, узоров и текстур, взятых с предметов в натюрморте.

Приготовление мини-еды

Забавный ресурс, который вдохновит вас на создание собственного миниатюрного скульптурного натюрморта на тарелке!

Натюрморт, вдохновленный Сезанна

В этом упражнении учительница младших классов Джоанн Эндрюс предложила своему классу создать собственную натюрмортную композицию в ответ на картины Сезанна, предоставив каждому ребенку возможность создать, сфотографировать и нарисовать свою собственную композицию.

Зимний натюрморт

Идеальный проект для темных зимних дней! Создайте многослойный рисунок зимнего натюрморта, используя комбинацию рисунка, коллажа, смешанной техники и простой печати, чтобы создать рисунок или сезонную поздравительную открытку.

Смелый осенний натюрморт

Рисуем натюрморты в большом масштабе (А1) и работаем с мягким графитом для создания сильных, смелых и жестовых работ.

Натюрморт в стиле кубизма

Увлекательный мастер-класс и отличный способ изучить натюрморт и изучить кубистские идеи «временных рамок» и рисования «времени и пространства».

Натюрморт на Хэллоуин

Театральный натюрморт на Хэллоуин позволяет учащимся экспериментировать с композицией, массой, линией и цветом, комбинируя нанесение меток акриловой краской и графитом для создания живых рисунков.

Знакомство с тушью через натюрморт

Знакомство участников с разнообразным нанесением меток, сочетающим мягкие линии масляной пастели с красивыми полупрозрачными эффектами, которые можно создать с помощью чернильных пятен.

Осенний натюрморт 6 класс: Осенний натюрморт. Урок для детей и взрослых

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх