Осенний натюрморт для 6 класса – Ой!

Рисуем с детьми «Осенний натюрморт»

1 этап. Выполняем компоновку. Наметьте общую форму предметов. Обратите внимание на их расположение. Наметьте сначала самую крупную тыкву, затем кабачок и свеклу.

2 этап. Прорисуйте детали. Работайте от больших к более мелким.

3 этап. Выполняйте работу в цвете. Смочите лист водой, дайте подсохнуть. Обведите контуры основным цветом. Тыкву — оранжевым, кабачок — темно-зеленым, свеклу — темно-красным с фиолетовым.

4 этап. Выполняйте в цвете. Кладите мазки по форме тыквы. Со стороны света добавьте теплых цветов — желтого, красного. Со стороны тени — холодных цветов (синего, зеленого).

5 этап. Свеклу выполняйте синим, фиолетовым и красным цветами. Мазки кладем по кругу.

6 этап. Полоски на кабачке делайте охрой, сам кабачок — темно-зеленой краской. На свету смешайте ее с охрой или желтой, в тени с синим цветом.

7 этап. Выполняйте плоскость за овощами вертикальными мазками, а стол — горизонтальными.

8 этап. Поработайте над деталями натюрморта маленькой кисточкой.

9 этап. Сделайте тень горизонтальными мазками на плоскости.

10 этап. Оформите работу в рамку.

www.livemaster.ru

«НАТЮРМОРТ» план урока 6 класс

ОТКРЫТЫЙ УРОК

УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

МБОУ ЛИЦЕЯ № 57

ГОРКОВЕЦ ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

Натюрморт

«Изображение предметного мира – натюрморт» 
(по программе Б.М.Неменского) 
6 класс

Ростов-на-Дону

2014 год.

План-конспект урока 
Тема: «Изображение предметного мира – натюрморт» 
(по программе Б.М.Неменского) 
6 класс (первое занятие)

Тип урока: комбинированный

Цель: расширить знания учащихся о жанре натюрморта, научить работать в технике быстрого письма.

Задачи: 
Образовательная – систематизировать и обобщить материал предыдущих уроков по знакомству с жанром натюрморта; закрепить умения в создании композиции натюрморта в ходе практической работы; закрепить навыки смешения красок, применения контрастных цветов и светотеневого различия. 

Познавательная – развивать приемы работы в технике быстрой живописи без предварительного рисунка. 
Воспитательная – воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие предметного мира.

Виды деятельности: опрос, устный рассказ, практическая работа.

Оборудование урока: компьютер, проектор, документ-камера, интерактивная доска.

Средства наглядности: презентация Microsoft Office PowerPoint с изображениями натюрмортов; Paint- фрагмент осеннего ковра, палитра осенних красок.

Материал к уроку: 
учителю: ФА4, гуашь, кисти, палитра, баночка, салфетка; 
ученикам: ФА4, гуашь, кисти, палитра, баночка, салфетка. 

Оформление класса: рисунки учеников.

План урока: 
I. Организационный момент. 
II. Сообщение темы урока. 
III. Актуализация знаний. Повторение изученного материала прошлого урока. 
IV. Практическая работа. 
V. Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие. 
2. Проверка готовности к уроку.

Учитель: Художники всегда любили и любят изображать что-то необычное и неожиданное. В них всегда живет желание удивлять других людей. 
Как разнообразен мир вокруг нас! Какое множество явлений и предметов! Какое множество материалов и способов создания картины! Как научиться рисовать и радоваться тому, что у тебя получилось!? 
Есть удивительно простой способ познать все это: уроки изобразительного искусства, терпение, запастись необходимым материалом и не лениться.

II. Сообщение темы урока.

Учитель: Тема сегодняшнего урока звучит так: «Изображение предметного мира — натюрморт». (Слайд 1- «Краски осени»). 
На уроке мы закрепим знания правил рисования натюрморта, и нам предстоит создать натюрморт, используя ранее приобретённые навыки, собственные впечатления, память. Научимся выполнять натюрморт в технике «Быстрое письмо»,применяя цветовую палитру осенних листьев.

III. Актуализация знаний.

Учитель: (Слайд 2).  Начнём урок с красивых строк Бунина. Найдите в этом четверостишье осенние цвета:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Запишите эти слова на обратной стороне альбомного листа. И ещё стихотворение Пушкина (Слайд 3). :

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса

И ещё строки Алексея Толстого: (Слайд 4). 

Осень.
Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие
по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там,
на дне долин,
Кисти ярко – красные
вянущих рябин.

Вот именно эти краски мы используем в сегодняшней работе. ». (Слайд-5). Но прежде чем перейти к практической работе давайте вспомним, что такое натюрморт.

(Слайд 6- «Паскаль»). 

 О жанре натюрморта вы узнали ещё в начальной школе. Натюрморт – это… (Ответы детей).  (Слайд 7- «Группа предметов»). 
Правильно! …это изображение группы предметов, объединенных в единую композицию. (Слайд 8 ). А еще, ребята, вы узнали самое, на мой взгляд, главное: чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, он должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. (Слайд 9- «Жанр»).  
И мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили некоторые правила постановки натюрморта. (Ответы детей).

Учитель: Обобщим сказанное вами. 
Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять. В них должна быть заложена определенная тема. Это могут быть, например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи  или, как в нашем случае, – осенние листья.
(Слайд 10). 
Если составить натюрморт только из осенних листьев это будет очень скучно. А можно включить в такой натюрморт – фрукты?…(Ответы детей) .А можно включить – цветы?(Ответы детей). Ягоды?………….

(Слайд -11 для сравнения Слайд-12). 
Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление однообразия. Для создания равновесия в композиции рекомендуется использовать чередование светлых и темных предметов, тяжелых и более изящных по форме, вертикальных и горизонтальных линий. 
Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный. Подчеркнуть композиционный центр, его выразительность можно  с помощью включения в работу контрастный цветов. Например фоновых.
(Слайд- 13). 
Предметы должны быть зрительно уравновешены, но расположены не строго симметрично. 
(Слайд -14 «Гуашь»). 
Натюрморт можно выполнять практически всеми возможными техниками и материалами . (Слайд- 15- «Батик»). 

(Слайд -16). 
Учитель: А теперь давайте с помощью компьютерной программы посмотрим насколько разнообразна и широка может быть цветовая палитра нашего будущего натюрморта из осенних листьев.(Дети поочерёдно выходят к компьютеру и создают цветовую растяжку основных цветов будущей работы). (Слайд -17- «Осенние листья»). 

Учитель: Для завершения рисунка(при детальной проработке) нам понадобиться вспомнить ещё и разнообразные формы листьев разных деревьев. Освежите в памяти на мгновенье и в дальнейшем используйте в рисунке.

Учитель: (Слайд -18- «Творческое задание»). 

Выполнить на Ф А3 гуашью натюрморт с осенними листьями

  • в технике быстрого письма

  • без предварительного рисунка

  • с применением заданной цветовой гаммы.

Учитель: Но прежде чем приступить к работе нужно организовать своё рабочее место.

Физкультминутка. (Упражнения для глаз).

IV. Практическая работа.

Учитель: Техника быстрого письма требует определённых навыков, именно поэтому данную работу(а она для детей первая в такой технике) мы с вами будем выполнять параллельно, вы на ваших альбомных листах, расположенных вертикально, а я на листе под документ-камерой. Трансляцию моего письма вы можете видеть на интерактивной доске и в такт мне работать над своим натюрмортом. Параллельно мы будем смешивать на палитре(я под документ-камерой)необходимые цвета , подбирать им названия и определять места нанесения на работе.

Учитель:

Во время практической работы учитель проводит инструктаж по работе с красками и ведется текущий контроль: 
1. Организация рабочего места. 
2. Правильность выполнения приемов работы и соблюдения правил работы. 
3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения. 

4. Контроль объема и качества выполненной работы.

V. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся. Выставление оценок. 
2. Заключительное слово. 
Учитель: Благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали новое, а самое главное создали картину своими руками, которая обязательно украсит интерьер вашей комнаты или может стать бесценным подарком близкому человеку.

3. Домашнее задание.

Список литературы: 
1. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М.Неменского. 
2. Неменская Л.А. «Изобразительное искусство: искусство в жизни человека». Учебник для 6 класса под редакцией Б.М.Неменского. 
3. Искусство натюрморта. Издательство Олма-Пресс, 2005. 
4. Яшухин А.П. «Живопись» М.: Просвещение, 1985.

infourok.ru

План-конспект занятия по рисунку «Осенний натюрморт»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Стародубский центр детского творчества

План-конспект занятия по рисунку

Тема «Осенний натюрморт»

Автор: Короткая Надежда Александровна,

педагог дополнительного образования

г. Стародуб

2016

Основная часть

Цель урока: формирование представлений о жанре натюрморт.

Задачи урока:

  • развивающие: развитие внимания, памяти; развитие логического и абстрактного мышления; развитие пространственного воображения; развитие мелкой моторики рук; развитие глазомера.

  • образовательные: знакомство с понятием «натюрморт»; обучение правильной компоновке предметов в формате; обучение построению рисунка с натуры с применением пропорций; развитие чувства цвета через использование живописных приёмов; знакомство со способами смешения красок для получения разнообразных оттенков.

  • воспитательные: формирование нравственно-эстетической отзывчивости; формирование интереса и любви к изображению окружающей действительности; формирование эстетического отношения к действительности.

Вид художественной деятельности: рисование с натуры.

Оборудование:

Зрительный ряд: методические таблицы «Правильная компоновка композиции в формате», «Этапы выполнения натюрморта в цвете».

Инструменты: Лист ватмана А3, карандаш, ластик, краски (акварель), кисти, палитра, баночка для воды.

Постановка: овощи, драпировка.

альбом, карандаш, ластик, краски (акварель), кисти, палитра, баночка для воды, тряпочка.

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический.

Экспозиция доски:

1

3

2

1. Таблица «Правильная компоновка композиции в формате »

2. Рабочая область

3. Таблица «Этапы выполнения натюрморта в цвете»

План урока

Этапы урока

Время (мин.)

1

Организационный момент

5

2

Изложение учебного материала

10

3

Практическая работа

25

Объяснение этапов выполнения практической работы

5

Выполнение практической работы

20

4

Завершение работы

5

Подведение итогов

3

Уборка рабочих мест

2

Ход урока

1.Организационный момент:

  • Организация рабочего места;

  • Приветствие;

  • Проверка готовности учащихся к уроку;

  • Работа с журналом.

2. Изложение учебного материала:

  • Дидактическая задача: знакомство с понятием «натюрморт», обучение правильной компоновке предметов в формате, обучение построения рисунка с натуры с применением визирования, знакомство со способами смешения красок для получения разнообразных оттенков

  • Дидактический материал: педагогический рисунок, методические таблицы, овощи, драпировка.

  • Содержание учебного материала:

Ребята, сегодня тема нашего урока – натюрморт. Натюрморт — это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь.

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость. Теперь они свободно плавали по морям и торговали со всем миром. Голландия стала одной из самых богатых стран в Европе.

После трудных и долгих лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, очарование природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь.

Сейчас за окном стоит золотая осень — золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки короткого «бабьего лета». Но золотая осень – это время сбора урожая и сегодня мы постараемся изобразить эти дары осени.

Давайте посмотрим на наш натюрморт. Ребята, какие предметы будем рисовать? (Тыква, кабачок). Как будем располагать альбомный лист? Прежде всего, необходимо сравнить высоту всей группы предметов с ее длиной. Это подскажет нам положение листа бумаги. (Горизонтальное). Когда определена точка зрения, границы натюрморта и форма листа (вертикаль или горизонталь), можно приступать к рисованию.

Мы знаем, что окружающие нас предметы имеют разные размеры, форму, цвет, фактуру. В своём рисунке мы должны передать их характерные особенности.

Рисуя несколько предметов вместе, то есть группу предметов, надо рассматривать и передавать в рисунке отдельные предметы как часть целого. Надо правильно передавать их размеры по отношению друг к другу, выявлять в рисунке характерные особенности пропорций отдельных предметов.

Величина изображения всей группы предметов должна находиться в соответствии с фоном. Предметам не должно быть тесно на плоскости, но и фон не должен преобладать над изображением. Предметы не должны загораживать друг друга, но и не должны быть разобщены. Они должны взаимно подчеркивать и выделять друг друга.

3. Практическая работа:

  • Задачи: приобретение опыта выполнения натюрморта с натуры, правильная компоновка предметов в формате, построение рисунка с натуры с применением пропорции, развитие чувства цвета через использование живописных приёмов, получение навыков смешения красок для получения разнообразных оттенков.

  • Задание: нарисовать натюрморт, передав особенности изображаемых предметов.

  • Материалы: альбом, карандаш, ластик, краски (акварель), кисти, палитра, баночка для воды, тряпочка.

  • Последовательность выполнения задания

Рассмотрим последовательность работы. Учитель выполняет рисунок на листе, заранее прикреплённом к доске:

  1. Вначале рисуется линия, отделяющая вертикальную плоскость от горизонтальной. Затем необходимо набросать всю группу предметов – её нужно закомпоновать в листе лёгкими быстрыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листе места, где располагаются предметы. Тыква должна быть несколько смещена от центра картины, чтобы композиция не казалась слишком статичной.

  2. Намечаются общие размеры предметов и определяются основные пропорции этих предметов – тыква по форме напоминают приплюснутый круг, её ширина ненамного больше высоты, кабачок вытянутый, его длина больше высоты в 2-3 раза.

Определяется пространственное положение кабачка. Он лежит спереди тыквы, и перекрывает её с левой стороны. По отношению к нам кабачок лежит под углом.

  1. Выполняется более детальная прорисовка предметов. Рисуются прожилки, хвостики овощей.

  1. Предметы выполняются в цвете. Источник света находится слева. Кабачок закрашивается светло-зелёным цветом, тыква светло-оранжевым, фон закрашивается светло-фиолетовым.

  2. Используя технику лессировки начинаем прописывать полутень, тень, рефлексы, падающую тень. Утемняем драпировку к низу, горизонтальную плоскость утемняем. Прорисовываем падающую тень. Намечаем особенности овощей: хвостики, прожилины.

А теперь, ребята, нарисуйте сами натюрморт. Помните, что расположение предметов относительно друг друга будет меняться в зависимости от того, где вы сидите.

Для того, чтобы вы могли оживить в своей памяти некоторые этапы выполнения рисунка на доске висят таблицы «Правильная компоновка композиции в формате», «Этапы выполнения натюрморта в цвете».

  • Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа учителя с учащимися

  • Завершение практической работы

4. Завершение урока:

Критерии оценки: грамотно построенная композиция, верное цветовое решение, передача особенностей предметов, передача освещения, аккуратность.

Оценка «5» — соблюдены все критерия, допустимы незначительные ошибки и несовпадения.

Оценка «4» — соблюдены четыре критерия (среди них обязательно должны быть грамотно построенная композиция, верное цветовое решение), допустимы незначительные ошибки и несовпадения.

Оценка «3» — соблюдены любые три критерия.

Оценка «2» — соблюдены любые два критерия.

  • Подведение итогов (что нового узнали, с чем познакомились, чему научились)

  • Выставка готовых работ;

  • Уборка рабочих мест.

videouroki.net

Осенний натюрморт | Страна Мастеров

Всем здравствуйте! Вот и началась осень, а вместе с ней и учебный год!
Листая странички избранных авторов, вдохновилась у Алённы работами её учеников «Осеннее настроение» https://stranamasterov.ru/node/833638 и в частности осенним натюрмортом в технике сухой пастели. Очень понравилось сочетание чёрного фона и ярких красок осени! За что ей огромное спасибо! Она, и её ученики, очень талантливые люди!
В этот учебном году я буду продолжать работу с дошкольниками и этот натюрморт хочу нарисовать с детьми 5-6 лет, поэтому немного упростила и хочу поделиться своими этапами рисования.

Мне понадобились лист акварели (обязательно шероховатый),который я покрыла чёрной тушью и сухая пастель. Вместо бумаги, можно использовать готовый чёрный картон для рисования пастелью.

Нарисовала вазочку. По опыту знаю,что дошкольникам сложно её рисовать, поэтому можно использовать шаблоны.

Листья можно нарисовать самим, но если возникнут сложности, можно использовать настоящие сухие листья или шаблоны. Разложила на листе

Обвела жёлтым мелком

Начала раскрашивать цветами осенней листвы

Все листики

Нарисовала контуры желудей и веточки рябины

Закрасила жёлуди и нарисовала ягодки

Тёмно-коричневым мелком наметила тени

Дугообразными линиями закрасила вазочку. Слева использовала цвета посветлее, справа-потемнее

Белым мелком наметила блики

Отделила плоскость, на котором находятся предметы и закрасила горизонтальными штрихами

Взяла мелки для фона. Закрашивала всей гранью

Получилось вот так

Под предметами наметила тени.
Натюрморт готов!
Родителям можно дать совет,чтобы дома побрызгали лаком для волос, чтобы изображение не стёрлось.

Добавляю работы детей

       

Это сухой пастелью на белом фоне.

  

Это в технике восковые мелки + акварель

   

stranamasterov.ru

Методическая разработка по изобразительному искусству (ИЗО) по теме: Методическая разработка урока. Презентация к уроку.Тема: Рисование с натуры. Натюрморт «Осенний букет».

Методическая разработка урока.

Учитель ИЗО ГБОУ школа №355 Базанова Лариса Александровна.

Тема урока: Рисование с натуры.  Натюрморт «Осенний букет». (Рисунок, живопись 2 ч.)

Цели и задачи урока:

— Работать над достижением гармоничного единства в натюрморте.

— Отрабатывать технику работы  гуашевыми красками, а так же приемы изображения мазком, создавая игру цветовых пятен, ведя работу «по-сухому».

— Вырабатывать умение у учащихся правильно располагать свой рисунок с учетом  замысла, выделением композиционного центра, с передачей взаимосвязи объектов между собой и пространства в которое они входят.

— Повторить рисование с натуры предмета комбинированной формы и передачи с помощью цвета, объема.

— Вызвать эмоциональный отклик, учиться передавать свое отношение, свое видение натуры в работе.

— Воспитывать аккуратность, уважение к работе другого.

Оборудование: натурная постановка, вода, гуашь, кисти, работы из методического фонда.

Презентация.

План-конспект.

      Орг. моменты.

      Вступительная беседа.

А) сообщение темы и целей урока.

Посмотрите на доску. Тема урока закрыта.

Наша задача ее открыть.

 2 слайд. ПОСМОТРИТЕ НА ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД (И. Грабарь «Хризантемы»,                                   И. Э.Хруцкий «Цветы и плоды», К.А. Коровин « Розы и фиалка»).                                    К какому виду ИЗО искусства относятся данные репродукции? ( Живопись)

К какому жанру? (натюрморт)

Что общего? (содержание, цветы).

Попробуйте сформулировать тему урока.

3 слайд. Тема нашего урока: «Рисование с натуры. Натюрморт. Цветы».

Наша задача построить и выполнить в цвете натюрморт, работать над достижением гармоничного единства в натюрморте.

А что обозначает это слово?

 (Это французское слово, в буквальном смысле – «мертвая природа»).

Наверное, справедливо было бы сказать о натюрморте как о «тихой жизни вещей», поскольку в каждой такой картине зримо чувствуется присутствие человека, а предметы как бы несут на себе тепло его рук.

 Б) Чтение эпиграфа . 4 слайд.

Прочитайте эпиграф. Подумайте, какое отношение эпиграф имеет к нашему уроку.

«Работая с натуры, необходимо, конечно помнить, что задача живописца заключается не в фотографическом изображении природы, а в создании эмоционального образа…»  ( В.В. Мешков)

(В своей работе мы должны передать свое отношение, свое видение, свое понимание, постараться донести до зрителя собственные чувства, настроение).

В) Художественная пятиминутка.

5 слайд. Посмотрите на репродукцию К.А. Коровина, крупного мастера начала 20 в.

В центре натюрморта мы видим красивый букет роз. И картина называется «Розы и фиалки»(1912 г.)

«Розы» художник писал в любое время — утром, днем, вечером; в интерьере, на открытой террасе с видом на море. И в любом случае они пленяют зримой красотой натуры, живописным размахом.

Что еще составляет содержание натюрморта? ( Сервированный для вечернего кофе стол; мы видим город за окном. (Париж)).

-Какое настроение вызывает натюрморт? ( радостное)

-Каким образом это удается художнику? ( Художник показал яркий блеск серебра, яркие рефлексы на подносе, яркие розы, теплое свечение апельсина. Все это создается цвето-световыми «колебаниями» мазков.

6 слайд. И.Э. Грабарь. «Хризантемы».

Художнику   удалось передать радость, красоту простого, обыденного. «Хризантемы» написаны, чистыми, яркими красками, мелкими, дробными мазками, которые передают сверкание света и голубизну воздуха.

Оба художника работали в технике «раздельного» мазка. Накладывая близко положенные раздельные мазки,  добивались эффекта оптической смеси цвета, создавали ощущение вибрации, подвижности, световоздушной среды.

Давайте и мы сегодня напишем натюрморт.

      Анализ натурной постановки.

Прежде чем приступить к написанию натюрморта, художник заботливо отбирает предметы.

-Что входит в наш натюрморт? (цветы-астры, крынка, драпировка, плоскость стола).

-Какое название можно дать натюрморту? ( Осенний букет).

Ранее мы уже рисовали и выполняли в цвете крынку, поэтому наша  задача вспомнить полученные ранее знания, умения и применить их в работе, а цветы – это новый объект изображения.

а) анализ крынки.

В ходе повторения устанавливаем, что в основе формы крынки лежат простейшие геометрические тела: шар, цилиндр, усеченный конус.

( Составляем на панно из геометрических фигур крынку). Устанавливаем, что высота больше чем его ширина, определяют основные цвета (коричневый, красный, оранжевый, фиолетовый и др.)

Самое яркое пятно — это блик на крынке, самые глубокие  по силе темного-справа, внизу, остальные цвета между этими крайними.

б) Анализ  астр.

— какова особенность цветов (по форме напоминают шар, эллипс, узкая форма лепестков).

— что вы можете сказать о движении цветов? ( некоторые цветы обращены к земле, некоторые повернуты вверх, их не много. Некоторые листья закрыты цветками, другие  перед ними.

Обратите внимание, что лицевая сторона листьев темно-зеленая, а обратная светлее.

— что можете сказать о цвете букета? (многообразие: белый, желтый, красный, оранжевые, фиолет., бордо, синий и их оттенки.)

в) Драпировка.

Назовите основной цвет драпировки? (оранж.-желтый).

     Обучающие упражнения.

А) Демонстрирующие последовательности построения линейного рисунка. (учащиеся работают на доп. листах)

1) Определяем положение альбомного листа ( вертикальное, т.к. постановка занимает в ширину места меньше чем в высоту.). Рисуем прямоугольник ( изобр. альб. лист).

2) намечаем короткими штрихами крайние точки предметов по высоте и ширине.

      3) отмечаем высоту крышки, сравнивая с высотой цветов.

      4) определяем самое широкое место крышки, сравниваем с шириной группы цветов.

      5) определяем границы нижнего и верхнего основания крышки.

      6) после того как отмечены  верх и низ предмета, место соединения горлышка с        резервуаром, основные пропорции крышки и размер горлышка, уточняем симметричность предмета. Далее прорисовываем общую форму крышки. Уточняем. Прорисовываем  основания. В процессе изображения этой части рисунка напоминаю, что нужно постоянно сравнивать его с натурой.

Цветы.

Затем намечаем общее движение стеблей, контур цветов и листьев, их композиционное размещение. Рисуя контур цветов и листьев, обращаем внимание на их положение: поднять их головки или склоняются, повернуты лицевой или обратной стороной; ближе — дальше. Стараемся передать пространство.

Уточняем рисунок.

 Намечаем границы света, полутени, места бликов. Затем тонкими линиями намечаем драпировку.

— какое правило необходимо помнить, выполняя линейный рисунок?  (работа ведется от общего к частному).

2. Выполнение упр. в цвете.

А) Составление цветовых смесей, получение промежуточных тонов для рисования цветов.

Б) Техника выполнения цветов показывается на листе, прикрепленном к доске. Учащиеся работают на дополнительном листе. Начиная работу, вспоминаем, что краски перед работой следует разводить в отдельных чашечках (крышках), из банки краску брать не следует. Напоминаю, чтобы закрасить поверхность ровным по цвету слоем необходимо кисть предварительно смочить в воде и только после этого брать краску.

Работу ведем по-сухому, используя разный вид мазка ( широкий, мелкий ( мазок «штрих-дождик», «вальс» и др.).

Получается своеобразная игра цветовых пятен, вписываем один цвет в другой, когда предыдущий слой еще влажный. Старайтесь избегать многократного перекрытия слоев краски.

2.Т.к. крынку мы уже ранее рисовали, на этом уроке подбираем только цветовую палитру.

Задача: Подобрать как можно больше цветовых оттенков.

Выясняем у кого она самая богатая.

Повторение. Последовательность выполнения натюрморта.

7-9  слайды.

-С чего начнем работу?

  ( Выполнение детального рисунка натюрморта тонкими линиями, выявление основных пропорциональных отношений и конструкции предметов. Работу ведем от общего к деталям.)

-Каким образом будем работать в цвете?  (Сначала выполняем подмалевку. Первую прокладку локальных цветов предметов и драпировки. Затем выявляем цветовые и тоновые отношения. Прорабатываем и уточняем детали светлым по темному и темным по светлому. Гуашь позволяет вносить изменения в работу, если что-то не получилось, можно перекрыть один цвет другим. После уточнения, завершаем работу.)

Творческая работа учащихся.

Рефлексия. Анализ работ. 10 слайд.

-Что хорошего в работе?

-Над чем надо работать?

Цвет, композиция, аккуратность, настроение. Достижение гармоничного единства в натюрморте.

Итог.

Литература.

1.Г.В. Беда «основы изобразительной грамоты» М.1989 г.

2. Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство. Основы живописи». Кн.2, 1996

3. Журнал «Юный художник» 11-12, 1997 г. С.24-27

nsportal.ru

Презентация к уроку в 6 классе на тему:»Осенний букет в натюрморте живописцев.»

Изобразительное искусство 6 класс

Осенний букет в натюрморте живописцев .

Учитель изо Кондрацкая Е. А. МБОУ «СОШ№1» г. Микунь

ОБРАЗ ЦВЕТУЩЕЙ ПРИРОДЫ -ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ.

Природа была, разумеется первой и самой главной наставницей человека в его вечном стремлении к прекрасному .

В. И. Белов.

А. А. Пластов. Когда на земле мир.

Надо, чтобы человек непроходящую невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймет он эту удивительность, громоподобность бытия, — на все его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, и на любовь к детям и к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись.

А. А. Пластов.

М. С. Сарьян. Осенние цветы.

Что может быть красивее цветов, украшающих жизнь человека? В горах или ущельях, в полях или даже в городе, утомленный сутолокой, проходишь….. и, увидев цветы, сразу же заряжаешься радостным настроением. Как хороши букеты! … Чистоту красок, прозрачность и глубину, которые мы видим в цветах, можно видеть только в оперении птиц и в плодах…..

М. С. Сарьян.

Вспомни: Что тебе известно о жанре натюрморта?

Слово «Натюрморт» в переводе с французского и итальянского означает «мертвая природа, но голландцы, англичане и немцы вкладывают в это понятие иной смысл — «тихая или неподвижная жизнь»»

Узнай. Цветы с древнейших времен вдохновляли художников, поэтов, музыкантов на создание произведений искусства. Изображение пышных букетов вошло в моду на родине натюрморта – в Голландии в середине XVII в. Разновидность такого натюрморта называли «живопись цветов.

  • Что же стремятся передать художники в своих цветочных композициях ? Возможно, главное, что движет их творческой мыслью, — это красота природы, многообразие ее форм, цветов и оттенков

Художник в произведении искусства отображает свою эпоху, выражает свое представление о мире и общечеловеческое понимание ценностей жизни. Натюрморт XVIII — начала XIX в.

  • Б. ван дер Аст. Натюрморт с фруктами. 1600 – е гг. Тшательность исполнения.
  • Брейгель Старший (Брейгель Бархатный).Натюрморт с украшениями и венком цветов, или Роскошь. 1678. Чистота и ясность композиции.

Академик живописи И. Т. Хруцкий. (1810 – 1885)

  • Цветы и плоды. 1839.
  • Фрукты. 1840 –е гг.

И. Т. Хруцкий. Фрукты и цветы. Какие оттенки цвета преобладают в красочном колорите его натюрмортов?

Натюрморт конца XIX — начала XX в.

  • И. И. Левитан. Лесные фиалки и незабудки. 1889.
  • Э. Мане. Букет в хрустальной вазе.

Определи. Что общего и различного в композиции?

  • К. А. Коровин. Розы. 1911
  • П. П. Кончаловский. Сирень. 1933.

В натюрмортах с одним и тем же названием — «Подсолнухи» — русская художница Н. С. Гончарова (1881 — 1962) и французский художник В. Ван Гог (1853 — 1890) передали поэзию, солнечность, теплоту простого и такого знакомого всем цветка подсолнечника, создали совершенно разные композиции.

  • Н. С. Гончарова. Подсолнухи. 1908.
  • В. Ван Гог. Подсолнухи. 1888.

Проверь по словарю на стр. 223, 225, 226 учебника, верно ли ты понимаешь смысл понятий идеал, красота, мировоззрение, мироощущение.

  • М. С. Сарьян. Цветы. 1912
  • Учебная работа.

Учебные работы.

К. А. Коровин. Сирень.

Карпенко Анна. Цветы. Учащаяся МБОУ «СОШ №1» г. Микунь, 8 класс.

Кондрацкая Е. А. Цветы.

Творческое задание! Выполни в своем альбоме живописный этюд с натуры осенних цветов в букете.

multiurok.ru

Конспект урока изо 6 класс «Натюрморт»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Кировская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока изобразительного искусства

Изображение предметного мира – натюрморт.

6 класс.

Разработала учитель

изобразительного искусства

Бухтоярова И.А.

2015год.

Тема урока: Изображение предметного мира – натюрморт. (6 класс)

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ;

Цели урока:

  • обучающая познакомить обучающихся с понятием «натюрморт», научить различать стили художественного произведения;

  • развивающая – развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом;

  • воспитательная – воспитание культуры рисования, самостоятельности в работе.

Задачи урока:

  • дать учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;

  • учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;

  • узнать о понятии «колорит», «ньюанс».

  • развивать творческую и познавательную активность.

Оборудование: Изобразительный ряд: репродукции картин натюрмортов (презентация), образец педагогического рисунка ,рисунки детей ,видеоролик натюрмортов Сергея Андрияки, видеоролик последовательности рисования натюрморта. Проектор для показа слайдов (ИКТ)

Для учащихся: альбом, графитный карандаш, ластик.

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, творческий, дифференцированный подход.

Основные понятия:

  • Натюрморт

  • Колорит

  • Ньюанс

Учащиеся должны:

  1. Знать понятия «Натюрморт», «Колорит», «Ньюанс». «Контраст».

  2. Уметь анализировать художественное произведение и определять его стиль;

  3. Уметь творчески изобразить в соответствии с идейным замыслом.

Реализация основной дидактической цели урока:

  • проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы – у каждого ученика;

  • дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе самостоятельной работы.

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Объяснение нового материала – 15 мин.

  1. Практическая работа – 20 мин.

  1. Подведение итогов – 4 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Приветствие класса.

2. Проверка готовности к уроку.

II. Беседа о жанре натюрморта с использованием мультимедийной презентации.

Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок. Вы наверно уже обратили внимание на оформление доски .Мы видим здесь работы наших учеников ,очень сильно различающиеся по технике работы ,стилю, Но что объединяет эти работы? Что в них общего?

Ученик. Это натюрморты.

Слайд №1.

Слайд№2.Давайте познакомимся с целями и задачами нашего урока.(зачитать)

Слайд №3. Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить, мы называем их – предметами быта, т .к. они необходимы для нашего удобства и комфорта. Многие художники в своих произведениях стараются передать красоту различных предметов. Эти картины называются натюрмортами.

Учитель. Что такое натюрморт? Что означает слово и как оно переводится?

Ученик. Слово «натюрморт» означает «мертвая натура» , «неживая природа».Оно пришло из французского языка.

Слайды №4,5

Учитель. Верно .А вот в переводе с голландского ,немецкого и английского название этого жанра означает «тихая жизнь» , «неподвижная жизнь».Звучит очень поэтично .Как же возник и развивался этот жанр? Давайте посмотрим.

Слайд№6

Учитель. Еще художники античности проявляли интерес к предметному миру.Одни из самых древних натюрмортов найдены на фресках из Помпей.НО долгое время изображение предметов играет второстепенную вспомогательную роль.

Слайд №7

Учитель. Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии. Художников, работавших в этом жанре называли «малыми голландцами».Их исключительная особенность- удивительная материальность предметов в натюрмортах ,тщательность передачи деталей. Посмотрим ,как развивался ,как менялся натюрморт.

Слайд№8,9

Учитель. Особенно яркие и заметные изменения начинают проявляться в конце XIX в. Давайте рассмотрим эти произведения .Перед вами работы знаменитых художников Ван Гога и П .Гогена .

В чем же выразились изменения? Передана ли столь же тщательно материальность предметов, их фактура?

Ученик. Нет. Художник изображает предметы ,передает впечатление, свое восприятие красоты.

Слайд№10,11.

Учитель .А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он напоминает?

Ученик. Словно его рисовал ребенок.

Учитель .Ставил ли себе ,художник цель передать сходство с натурой ,точно изобразить предметы?

Ученик. Нет. Художник передал свое впечатление.

Слайд№12.

Учитель. А теперь перед вами натюрморты, созданные в XX веке. Здесь мы видим еще больший уход от материальности ,естественности. Перед нами не сами предметы ,а восприятие их художником. Натюрморт стал более декоративным.

Мы увидели как менялось отношение художника к изображаемому ,как развивался жанр натюрморта. А теперь давайте попробуем выразить ,о чем же рассказывает натюрморт? Рассмотрим работы.

Слайд№13.

Учитель. Перед вами картины Р. Дюфи «Натюрморт со скрипкой» ,и Ж.-Б. Шардена «Натюрморт с атрибутами искусства».Какие вещи мы здесь видим? Кому они принадлежат?

Ученик. Скрипка и ноты на одном из натюрмортов принадлежат музыканту. Палитра , кисти бумага и другие вещи принадлежат художнику.

Учитель. Так о чем же рассказывает натюрморт?

Ученик. О человеке .

Учитель. Что могут вещи рассказать о человеке?

Ученик. Вещи могут рассказать о профессии человека, его интересах.

Учитель. К тому же предметы в натюрморте могут иметь символическое значение .Так было еще в XVII веке , в работах «малых голландцев».

Слайд № 14. Например ,наполовину пустой кубок символизирует хрупкость человеческой жизни ,ее скоротечность. А еще какие из предметов имеют сходное значение ,так же говорят о скоротечности жизни?

Ученик. Череп ,огарок свечи.

Учитель. Разное значение придавали цветам в натюрморте .Например ,гвоздика символизировала доблесть и отвагу ,белая лилия –чистоту. А как вы думаете, что могло означать изображение подсолнуха? С чем мы связываем этот цветок?

Ученик. С солнцем.

Учитель. Верно. Подсолнух символизировал верность ,так как все время поворачивается к солнцу.

А теперь давайте вместе сформулируем ,что же помогает художнику сделать натюрморт выразительным?

Ответы учащихся.

Учитель. А сейчас я предлагаю вам просмотреть небольшой фильм о натюрмортах Сергея Андрияки.

Андрияка Сергей Николаевич, Народный художник Российской Федерации, действительный член Российской Академии художеств, ректор Академии акварели и изящных искусств, основатель и художественный руководитель Школы акварели…

Просмотр видеоролика с натюрмортами из цикла «Краски и звуки».

Учитель. С чего начинается работы над натюрмортом ? Например ,мы решили создать натюрморт под названием «Музыка» .

Ученик. Надо выбрать предметы в соответствии с замыслом.

Учитель. А что мы делаем дальше?

Ученик. Размещаем предметы на листе.

Учитель. Как мы выделим главное в натюрморте ,его композиционный центр?

Ученик. Размером, положением на листе.

Учитель. А что помогает передать настроение в натюрморте?

Ученик. Цвет.

Учитель. Верно. Художники используют понятие «колорит», что означает соотношение

цветов ,цветовой строй. Колорит может быть теплым и холодным. Приведите пример «теплых» цветов, «холодных».(дети приводят примеры).Цвета могут резко различаться и тогда мы называем их контрастными, противоположными. Приведите примеры контрастных цветов. Так же цвета могут быть сближенными, и тогда мы используем понятие «ньюанс».Приведите примеры «ньюанса».Рассмотрим такую ситуацию. Мы хотим передать состояние бурного восторга. Какие цвета будут преобладать : теплые или холодные? Построим ли мы работу на цветовом контрасте или на ньюансе цветов?

Ученик .Будут преобладать теплые, яркие цвета ,контрастное сочетание.

Учитель. А если мы хотим передать сдержанную грусть?

Ученик. Мы выберем холодное сочетание, ньюансное сочетание цветов.

Учитель. Передать ощущение энергии или ,наоборот спокойствия мы можем не только с помощью цвета ,но и располагая предметы на листе . Мы можем создать ощущение движения -такая композиция будет динамичной (понятие «динамика» как раз образовано от слова «движение».)А можем создать ощущение устойчивости ,спокойствия- такая композиция называется статичной.(от понятия «статика»).

Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности :отбор элементов изображения ,композиционное решение (определение композиционного центра ,динамичная или статичная композиция ), колорит (теплый или холодный, построенный на контрасте или ньюансе).

III. Практическая работа.

Учитель. А теперь –задание: сегодня мы создадим натюрморт из разнородных предметов и выполним первые два этапа работы –это набросок и детальная прорисовка .С чего начинаем работу? Правильно ,с отбора элементов изображения. Начинаем .

Учащимся предлагается для составления натюрморта: драпировка, различные по цвету, размеру, форме фрукты ,геометрические тела(призма, куб, цилиндр).Дети сами составляют композицию ,высказывая свое мнение о целесообразности и месте того или иного предмета.(необязательно использовать все предметы ,должен быть выбор ).

Учитель. Ребята, вам нравится созданная вами композиция? Прежде чем приступить к наброску я предлагаю вам проследить последовательность работы.

Просмотр ролика «Последовательность рисования натюрморта».(комментарии учителя об этапах работы)

Учитель. Ребята, как будем располагать лист, горизонтально или вертикально? Давайте разберем пропорции предметов (дети сравнивают и отвечают). Не забывайте о том что вы видите по- разному композицию ,находясь на различном от нее расстоянии и месте. Как можно чаще сравнивайте свой рисунок с натурной установкой . Вспомним памятку работы карандашом.

ПАМЯТКА 1

— Сиди за столом правильно, спину держи ровно.

— Не сжимай сильно карандаш, не держи у самого кончика.

— Не дави сильно на карандаш, чтобы легко можно было исправить ошибки.

— Перед тем, как раскрашивать рисунок, сотри все лишние линии.

Самостоятельная работа учащихся.

Итог урока. Обобщение материала

— Над каким изображением на картинах вы сегодня работали? (Над натюрмортом)

— Что представляет собой натюрморт? (Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари, фруктов, овощей, то есть предметов неживой природы)

б) заключительное слово.

Учитель. Покажите свои наброски, проанализируйте изображённое на них, полагаясь на правила выполнения натюрморта.

Экспресс -выствка. Анализ работ. Оцениваются работы учащимися ,отмечаются удачные, а так же ошибки.

Учитель. Спасибо. Урок окончен.

infourok.ru

Осенний натюрморт для 6 класса – Ой!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх