Паспарту что это такое: Паспарту — что это такое и для чего оно нужно. Опыт багетчика.

Что такое паспарту, зачем оно и как его сделать

Перефразируя известную мысль, можно сказать, что в изображении все должно быть прекрасно: и работа творца, и паспарту, и багет, и развеска работ в выставочном зале. В этой небольшой статье речь пойдет о том, как не испортить хорошую работу плохим оформлением.

Что такое паспарту и зачем оно нужно?

Паспарту — это цветной плотный картон (или другой аналогичный материал), обрамляющий рисунок, картину, фотографию или другое произведение изобразительного искусства. Иными словами, паспарту — это поля между физической рамой и изображением.

Зачем оно нужно? Во-первых, паспарту облегчает восприятие произведения, помогая зрителю сконцентрировать свое внимание на изображении. Во-вторых, паспарту и вся рама в целом защищают произведение от неблагоприятных факторов окружающей среды. В-третьих, грамотно подобранное паспарту может акцентировать те или иные детали изображения и, тем самым усилить эстетическое воздействие на зрителя.

В-четвертых, рамка и паспарту являются элементами согласования изображения как с поверхностью стены, так и с другими близко расположенными объектами. В-пятых, оно само по себе может являться предметом искусства. Наверняка можно добавить к этому списку что-то еще, однако цель этой статьи в основном состоит в том, чтобы осветить базовые практические вопросы. Поэтому на этом мы закончим обсуждение вопросов высокой теории и перейдем к практике.

О вреде симметрии

К сожалению, большинство имеющихся в продаже паспарту симметричны. Это означает, что поля по противоположные стороны от изображения у таких паспарту равны. Это позволяет одно и то же паспарту использовать для оформления изображений как горизонтального, так и вертикального форматов. Такой подход весьма практичен, но с точки зрения эстетики он редко бывает оправдан. Эту мысль часто пытаются оспорить. Так, например, Шарон Хаймс (Sharon Himes) пишет: «Если изображение велико или предназначено для развески выше уровня глаз, то иногда нижнее поле паспарту делают шире, что позволяет зрителю, смотрящему снизу вверх, не замечать уменьшения размеров нижнего поля по сравнению с боковыми полями.

Так как подобные ситуации редки, то обычно паспарту делают с одинаковыми полями по всем четырем сторонам». С тем, что верхняя развеска требует дополнительного увеличения нижнего поля паспарту трудно не согласиться. А вот с чем никак нельзя согласиться, так это с тем, что при развеске на уровне глаз всегда можно ограничиться использованием симметричных паспарту.

Рис. 1

Попробуем разобраться, в чем тут дело. Для этого вспомним хорошо известный пример с латинской буквой S. Взгляните на рис. 1. Нижняя и верхняя половинки левой буквы S кажутся нам практически одинаковыми (соразмерными), да и вся буква в целом выглядит вполне гармонично. В то же время этого никак нельзя сказать про правую букву S. Здесь мы отчетливо видим, что верхняя часть буквы чрезмерно велика. Однако самое удивительное заключается в том, что это одна и та же буква! Второй вариант был получен поворотом исходной буквы на 180°.

Зрительное восприятие человека устроено так, что для гармоничного восприятия объекта по вертикали его нижняя часть должна иметь несколько больший зрительный вес. Этот «секрет» уже давно известен всем, кто, так или иначе, связан с печатным процессом. И именно поэтому буква S практически во всех регулярных шрифтах несимметрична: ее нижняя часть несколько превышает по размерам верхнюю.

Рис. 2

Этот «секрет», конечно, знают и все производители рам и багетов. В англоязычной литературе он носит название «bottom weighting effect». Таким образом, единственная причина широкой распространенности симметричных паспарту заключается в коммерческой целесообразности.

Справедливости ради надо заметить, что и симметричные паспарту в отдельных случаях смотрятся неплохо. Это случается главным образом тогда, когда функцию увеличения зрительного веса в нижнем секторе выполняет само изображение. Симметричные паспарту бывают также уместны в тех случаях, когда мы имеем дело не столько с художественными произведениями, сколько с познавательными или научными иллюстрациями. Но чаще всего нижнее поле паспарту все же следует увеличивать.

 

Взгляните на рис. 2. В его верхней части даны примеры симметричного размещения изображения в раме (вариант A). Вариант B отличается от варианта А увеличенным нижним полем. На мой взгляд, даже на этих, небольших по размерам, иллюстрациях видно, что вариант В смотрится в целом гармоничнее.

Иногда достаточно лишь чуть-чуть увеличить нижнее поле — и восприятие изображения значительно улучшается.

Как правильно поместить изображение в раму

Во всех случаях, когда речь идет о зрительном восприятии человека, жесткие формальные правила сформулировать не удается. Все, что будет изложено ниже, не более чем рекомендации. Иногда они быстро приводят к успеху. Иногда они требуют значительных коррекций. Разумнее всего относится к ним, как к хорошей отправной точке. Следует также помнить, что в данной статье речь идет исключительно об одинарных паспарту, обрамляющих единственное изображение в раме.

Прежде всего, следует ответить на вопрос: какого размера должно быть паспарту? Нулевые поля используют обычно при обрамлении живописных полотен. Если же речь идет о графических работах (в том числе и о фотографиях), то надо отметить, что маленькие поля практически не выполняют никакой функции. Они просто зрительно сливаются с физической рамой. Очень широкие поля во многих случаях также неуместны, так как чрезмерно большое паспарту может отвлекать внимание от самого изображения.

Ширина бокового поля, как правило, находится в пределах от 1/3 до 1/2 узкой стороны изображения. Левое поле должно быть равно правому. Верхнее поле часто выбирают примерно такого же размера, что и боковые поля. Нижнее поле по упомянутой выше причине делают несколько больше.

Иногда все же допускается делать боковые поля очень широкими. Такая ситуация может, например, возникнуть, если изображение само по себе не сбалансировано. В качестве другого примера такого рода можно привести гравюры (а также изображения, похожие на гравюры по технике исполнения). Некоторое увеличение полей требуется также для «плотных» изображений (в этом случае изображенные объекты плотно заполняют картину и как бы давят изнутри на ее границы).

Для вертикальных фотографий с соотношением сторон a/b = 2/3 неплохо работают следующие формулы: боковое поле = a/3; верхнее поле = b/5; нижнее поле = b/3. Эти соотношения позволяют определить не только размер паспарту, но и расположение самого изображения.

Если, исходя из тех или иных соображений, размер паспарту вы уже выбрали, а с размещением изображения еще не определились, то в качестве хорошей отправной точки можно использовать рекомендацию из книги В.П. Микулина «25 уроков фотографии». Согласно этой книге, изображение должно находиться в оптическом центре рамы. Найти оптический центр можно с помощью простых геометрических построений (см. рис. 3).

Рис. 3

 

В целом, построения понятны и без дополнительных объяснений. На левом чертеже синие пунктиры делят правое и нижнее поля пополам. В найденную таким образом точку А следует поместить нижний правый угол изображения.

Несколько слов о цвете паспарту

Если речь идет о черно-белых изображениях, то чаще всего имеет смысл выбирать паспарту какого-либо серого оттенка (от белого до черного).

Рис. 4

Белый цвет зрительно увеличивает работу, в то время как черный уменьшает ее (рис. 4). На белом фоне изображение как бы выступает вперед на передний план. Черное паспарту является как бы окошком, сквозь которое мы смотрим на то, что находится за плоскостью картины. Серый цвет выполняет промежуточную функцию. По отношению к изображению он максимально нейтрален.

У каждого цвета есть и свои недостатки. Так, например, белый цвет паспарту может излишне отвлекать зрителя от самого изображения, а черный способен негативно повлиять на правильное восприятие тональностей. Не идеален и серый цвет. «Серые подложки выглядят хорошо с соответствующим изображением, но надо следить, чтобы этот тон не забивал сюжет, который иначе будет выглядеть монотонным и скучным», — пишет Дж. Уэйд в книге «Техника пейзажной фотографии». Кроме того, сохраняя нейтральность по отношению к изображению, серый цвет может диссонировать как с близко расположенными объектами, так и с интерьером в целом.

Надо сказать, что от интерьера вообще зависит многое. Вряд ли имеет смысл вешать на одну стенку рядом друг с другом две работы с существенно различающимся рамками.

Развеска и оформление работ требуют творческого подхода. Однозначных решений здесь быть не может. В любом случае, окончательное решение всегда во многом определяется вкусом и взглядами автора, дизайнера или устроителей выставки.

Часто встречается рекомендация выбирать вместо белого такой цвет, который чуть-чуть темнее самых светлых элементов изображения. (Или, соответственно, вместо черного использовать такой цвет, который чуть-чуть светлее самых темных теней.) Совет этот не плох, но на практике воспользоваться им далеко не просто.

Для цветных изображений можно использовать паспарту как в черно-белой гамме (см. рис. 5), так и цветные (см. рис 6).

Рис. 5

При использовании цветных паспарту целесообразно ориентироваться на спокойные, приглушенные тона. Броские плакатные цвета уместны лишь при решении специальных оформительских задач.

Рис. 6

Цвет паспарту чаще всего выбирают в тон какого-либо элемента изображения. На рис. 6 это соответственно цвет зелени, цвет неба и цвет каменных строений. С помощью цветных паспарту можно подчеркнуть (или, наоборот, приглушить) какие-либо детали на изображении.

Несколько заключительных рекомендаций

В начале статьи говорилось, что рамка и паспарту служат также для защиты произведения от неблагоприятных воздействий окружающей среды. В этой связи важно понимать, что и рамка в целом и ее отдельные элементы сами по себе должны удовлетворять определенным требованиям. Соблюдение нескольких простых рекомендаций позволит на многие годы обеспечить сохранность произведения.

1. Помимо прочего, накладное паспарту должно препятствовать контакту произведения со стеклом рамы. Особенно это актуально для фотографий, эмульсия которых может намертво к нему прилипнуть. По этой причине при оформлении «под стекло» не следует наклеивать фотографию поверх паспарту. Вместо этого надо использовать накладную рамку. Дешевые рамки со стеклом (без паспарту) следует использовать исключительно для оформления работ, не имеющих высокой ценности.

2. Закреплять работу в раме следует неразрушающим способом. Для этого можно использовать, например, фирменные или самодельные бумажные уголки. Пример такого безопасного крепления можно найти в статье Дейла Коттона.

3. Материалы, из которых изготовлены элементы рамки должны быть химически нейтральны (нейтральный фактор pH). Это особенно важно для тех элементов рамы, которые находятся в прямом контакте с фотографией.

Более подробные сведения об обеспечении сохранности работ можно получить из других публикаций, например, из статьи на сайте Американского института консервации произведений искусства и исторических ценностей (AIC)

Стоимость качественного оформления работы может быть довольно велика. В случае с любительскими фотографиями, затраты на оформление могут даже существенно превзойти расходы на создание самой работы. (Речь, конечно, идет исключительно о тех затратах, которые можно выразить в денежном эквиваленте). Однако никакое шикарное оформление никогда не сможет сгладить несовершенства самой работы. При оформлении эскизов и этюдов не следует пользоваться дорогими стильными рамами и багетами. В этом случае безупречность оформления лишь подчеркнет недостатки самой работы.

Выводы

Готовые паспарту и рамки, имеющиеся в широкой продаже, редко помогают гармонично оформить произведение изобразительного искусства. Поэтому типовым решениям следует предпочесть индивидуальный подход. При этом необходимо учитывать:

— законы восприятия;
— свойства самого произведения;
— особенности интерьера, в который будет помещено изображение.

* * *

Дать исчерпывающее описание вопроса в рамках небольшой публикации попросту невозможно. Существует великое множество других аспектов, касающихся оформления работ, а также проектирования и изготовления рамок и паспарту. Для получения дополнительной информации читателю следует обращаться к другим источникам.

Съемка на белом фоне – как правильно

Как правильно настроить цифровую фотокамеру

Как правильно настроить режимы фотоаппарата

Какие виды объективов существуют?

3 линзы для портретной фотографии

Новости » Что такое паспарту?

Как подчеркнуть достоинство картины

Вот и наступил долгожданный момент. Вы, просматриваете каталог Art Vip с целью купить картину и спешите украсить свой интерьер. Но, СТОП! Вы уверены, что картина будет выглядеть на запланированном для нее месте эффектно? Вы хорошо продумали все варианты оформления картины или решили повесить ее на стене в первой попавшейся рамке?

Задумывались ли Вы, что от оформления картины будет зависеть то, как ее воспримут зрители. На самом деле, оформление способствует акцентированию внимания на каких либо деталях. Вы можете даже поменять настроение, которое передает картина окружающим.

Одним из способов оформления картин является паспарту.

Что же это такое?

Паспарту – это лист картона, в центре которого вырезано «окно» необходимого размера, причем расстояние от края «окна» до края картона может быть как одинаковым, так и различным.

«Окна» в паспарту могут быть не только прямоугольными, но и овальными, в форме сердечка и других подходящих тематике купленных картин форм. В зависимости от размера и идеи оформления, «окон» в паспарту может быть несколько.

Для изготовления паспарту применяют картон, его толщина колеблется в пределах 0,5-1,5 мм. Такой картон, как правило, изготавливают из 4-5 листов ватмана, спрессованных в один. Сверху этот картон покрывают цветной бумагой.

Если Вы решили купить картину и оформить ее в паспарту, то следует знать, что края «окна» паспарту должны накладываться на края картины как минимум на 5 мм. с каждой стороны. Для решения: «куплю картины большого размера и оформлю их в паспарту», необходимо, чтобы «окно» паспарту «перекрывало» картину по периметру на 10 мм., особенно если она выполнена на тонкой бумаге.

Стоит учесть, что поскольку для паспарту используется картон определенной толщины, то будет виден срез и его цвет. Как правило, цвет среза белый, но могут быть варианты: от кремового — до бежевого, от красного – до черного, а также другие оттенки.

Стандартно картон для «окна» паспарту срезается под углом 45 градусов, что обеспечивает видимость среза зрителям. Такой подход дает больше возможностей для оформления. Например, тонкий белый срез паспарту отграничивает черно-белую фотографию от черного фона.

Но есть варианты оформления, когда срез паспарту должен быть невидимым или когда художественная работа должна «соприкасаться» с паспарту. В таких случаях срез делают так, чтобы он был невидимым, но подобные ситуации возникают довольно редко.

Многообразие форм

Традиционное паспарту имеет прямоугольную форму и такое же окно, поля при этом имеют равные размеры.

Дизайнеры для реализации своих идей по украшению интерьера могут применять двойное паспарту. Оно представляет собой сочетание двух паспарту с окнами различного размера. При этом внутреннее паспарту может иметь как более широкие, так и более узкие поля по сравнению с полями внешнего паспарту.

Чтобы подчеркнуть глубину, применяют объемное двойное паспарту. Для создания объема между листами располагают подложку так, чтобы ее не было видно. При этом кажется, что внешнее паспарту возвышается над внутренним, создавая тень. Этот эффект и подчеркивает глубину.

При желании может быть использовано «многооконное» паспарту. Для этого в картоне вырезают несколько окон нужного размера. Они могут быть одинаковыми, а могут иметь разные размеры и предназначаться для различных или для идентичных фотографий. Паспарту такого вида также может быть двойным.

Симфония цвета и фактуры

Цвет для паспарту подбирается в зависимости от интерьера, где будет располагаться купленная картина или постер, а также от самой картины. Все цвета, подаренные нам природой, могут стать фоновым цветом, от ослепительно-белого до самого черного. Цвет среза окна паспарту также может быть самым разным от белого до черного.

Наиболее часто для паспарту используют бежевые или белые поля. Но этим цвет фона не ограничивается. Например, традиционное английское оформление – это ансамбль глубоких зеленых тонов и багета цвета дерева. Такое оформление великолепно подчеркивает красоту пейзажей и жанровой живописи.

Нежные пастельные тона очень подходят для оформления старинных гравюр. Такой фон направляет внимание зрителей на саму работу, а не на ее окружение.

Тонкая серебристая алюминиевая рамка более всего подходит для черно-белых фотографий.

Фактура паспарту может быть бархатная, она подчеркнет роскошь. Текстура паспарту подбирается согласно общей идеи оформления купленного арт постера или картины. Это может быть текстура в виде мрамора, холста, с «шумом» — на картоне, или различных оттенков натуральный холст, наклеенный на картон.

Очень часто паспарту применяют для оформления работ относительно больших размеров. Так, если Вы подобрали подарок маме на день рождения, и это арт постер, репродукция или графика, то Вы можете подобрать соответствующее паспарту для более гармоничного сочетания интерьера и купленной картины.

Если у Вас этюды, скетчи и гравюры небольшого размера, то паспарту будет незаменимо, ведь оно не даст затеряться маленькому изображению на большом пространстве.

Для исключения соприкосновения картин и других работ (например, гобелен или вышивку бисером) со стеклом также используют паспарту, это его техническая сторона.

Для придания работе изюминки, для визуального расширения, для подчеркивания идеи картины, для оригинальности оно также очень пригодится, и это его художественная сторона. Порой вписать картину в интерьер с помощью одного багета сложно, в таких случаях паспарту просто незаменимо. Оно гармонично «подружит» купленные картины и интерьер комнаты.

В нашей интернет галерее Вы без труда подберете самый оптимальный вариант оформления картины. Моделируя сочетание цвета ваших стен, багета и паспарту, Вы сможете представить и даже посмотреть на нашем сайте, как картина будет смотреться в домашнем интерьере.

В галерее Art Vip можете купить картину, оформленную как с паспарту в рамочке, так и картину на холсте, натянутую на подрамник.

паспарту — Викисловарь

  • 1. 1 Этимология
  • 1.2 Существительное
  • 2 голландский
    • 2.1 Альтернативные формы
    • 2.2 Этимология
    • 2.3 Произношение
    • 2.4 Существительное
  • 3 Французский
    • 3.1 Альтернативные формы
    • 3.2 Произношение
    • 3.3 Существительное
      • 3.3.1 Потомки
    • 3.4 Дополнительная литература
  • 4 итальянский
    • 4.1 Альтернативные формы
    • 4.2 Этимология
    • 4.3 Произношение
    • 4.4 Существительное
    • 4.5 Каталожные номера
  • 5 Норвежский букмол
    • 5.1 Существительное
  • Английский[править]

    Этимология[править]

    Из французского паспарту .

    Существительное

    1. То, мимо чего можно пройти куда угодно; охранная грамота.
      Синоним: охранная грамота
    2. Мастер-ключ.
      Синоним: пароль
    3. (устар.) Легкая фоторамка или коврик из картона, дерева и т. п., обычно помещаемый между картиной и стеклом, а иногда служащий для нескольких картин.
      Синонимы: матовый, матовый
      • 1933 , Уильям Крукс, Т. А. Мэлоун, Джордж Шедболт, Дж. Трейл Тейлор, Уильям Бланчард Болтон, Томас Беддинг, Британский журнал фотографии
        Новинка для использования в сочетании с обрамлением паспарту представляет собой ряд уголков, которые легко загибаются вокруг углов готового паспарту , придавая ему определенный дополнительный эффект и небольшое украшение.

    Голландская Википедия имеет статью:

    Passe-Partout

    Wikipedia NL

    Альтернативные формы [EDIT]

    • PASSSEPART-PASSEPART. .

      Произношение

    • Аудио (файл)
    • Gyphenation: Pas‧se-Par‧tout

    Существительное [Прайти]

    Passe-Partout M ( Plural Passe-Partouts , Diminutive 9000 -PASSE-Partouts , DIMINITIVE 9000

    32 PASSE-Partouts , DIMINITIVE 9000

    32 PASSE-Partouts , 9000-PASSE-PARTOUT

    1. мат (ободок из плотной бумаги или картона, используемый для вставки и центрирования содержимого фрейма)

    Альтернативные формы0077

    • МФА (ключ) : /pas. paʁ.tu/, /pɑs.paʁ.tu/
    • Audio (файл)

    ОБЩЕСТВО [РЕДАКТИРОВАНИЕ]

    PASSEPART-PART-PARTAUT

    .

    1. мастер-ключ
      Синонимы: passe, rossignol
    2. (художественная, фото) матовая (декоративная рамка вокруг рисунка)
    3. тип щетки
    4. (датированный) Многоточие scie passe-partout .; поперечная пила для двух человек
      Синоним: passant
    Потомки[править]
    • → Датский: passepartout
    • → Голландский: паспарту
    • → Английский: паспарту
    • → Грузинский: პასპარტუ (ṗasṗarṭu)
    • → Немецкий: Passepartout
    • → Венгерский: paszpartu
    • → Итальянский: паспарту
    • → Испанский: pasaportú

    Дополнительная литература[править]

    • «паспарту», ​​в Trésor de la langue française informatisé [Цифровая сокровищница французского языка] , 2012.
    • паспарту во французской Википедии. Википедия fr
    • паспарту (encadrement) во французской Википедии. Википедия fr
    • scie passe-partout во французской Википедии. Википедия fr

    Итальянский

    Итальянская Википедия имеет статью:

    Passe-Partout

    Wikipedia It

    Альтернативные формы [РЕДАКТИРОВАТЬ]

    • Passepartout
    9

    [ETYMOLAS

    Произношение

  • Рифмы: -u
  • Существительное[править]

    паспарту   м ( неизменное )

    1. отмычка, мастер-ключ
    2. (художественный) мат (окантовка из плотной бумаги или картона, используемая для вставки и центрирования содержимого рамки)

    Ссылки

    m ( определенное единственное число паспартутен , неопределенное множественное число паспартутер , определенное множественное число паспартутен ) Форма

    1. удалена после реформы орфографии 2005 года; superseded by passepartout

    passe-partout — Wiktionary

    See also: passepartout and Passepartout

    Contents

    • 1 English
      • 1. 1 Этимология
      • 1.2 Существительное
    • 2 голландский
      • 2.1 Альтернативные формы
      • 2.2 Этимология
      • 2.3 Произношение
      • 2.4 Существительное
    • 3 Французский
      • 3.1 Альтернативные формы
      • 3.2 Произношение
      • 3.3 Существительное
        • 3.3.1 Потомки
      • 3.4 Дополнительная литература
    • 4 итальянский
      • 4.1 Альтернативные формы
      • 4.2 Этимология
      • 4.3 Произношение
      • 4.4 Существительное
      • 4.5 Каталожные номера
    • 5 Норвежский букмол
      • 5.1 Существительное

    Английский[править]

    Этимология[править]

    Из французского паспарту .

    Существительное

    1. То, мимо чего можно пройти куда угодно; охранная грамота.
      Синоним: охранная грамота
    2. Мастер-ключ.
      Синоним: пароль
    3. (устар.) Легкая фоторамка или коврик из картона, дерева и т.п., обычно помещаемый между картиной и стеклом, а иногда служащий для нескольких картин.
      Синонимы: матовый, матовый
      • 1933 , Уильям Крукс, Т. А. Мэлоун, Джордж Шадболт, Дж. Трейл Тейлор, Уильям Бланчард Болтон, Томас Беддинг, Британский журнал фотографии
        Новинка для использования в сочетании с паспарту Рамка представляет собой набор уголков, которые легко загибаются вокруг углов готовой паспарту , что придает ему некоторый дополнительный эффект и легкое украшение.

    . паспарту .

    Произношение0020

  • Аудио (файл)
  • Gyphenation: Pas‧se-Par‧tout
  • Существительное [Прайти]

    Passe-Partout M ( Plural Passe-Partouts , Diminutive 9000 -PASSE-Partouts , DIMINITIVE 9000

    32 PASSE-Partouts , DIMINITIVE 9000

    32 PASSE-Partouts , 9000-PASSE-PARTOUT

    1. мат (окантовка из плотной бумаги или картона, используемая для вставки и центрирования содержимого рамки)

    Альтернативные формы[править]

    • паспарту ( после 1990 г. написание )

    Произношение

  • Audio (файл)
  • ОБЩЕСТВО [РЕДАКТИРОВАНИЕ]

    PASSEPART-PART-PARTAUT

    .

    1. мастер-ключ
      Синонимы: passe, rossignol
    2. (художественная, фото) матовая (декоративная рамка вокруг рисунка)
    3. тип щетки
    4. (датированный) Многоточие scie passe-partout .; поперечная пила для двух человек
      Синоним: passant
    Потомки[править]
    • → Датский: passepartout
    • → Голландский: паспарту
    • → Английский: паспарту
    • → Грузинский: პასპარტუ (ṗasṗarṭu)
    • → Немецкий: Passepartout
    • → Венгерский: paszpartu
    • → Итальянский: паспарту
    • → Испанский: pasaportú

    Дальнейшее чтение

  • паспарту во французской Википедии.
    Паспарту что это такое: Паспарту — что это такое и для чего оно нужно. Опыт багетчика.
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Пролистать наверх