Роберт мэпплторп: Сексуально раскрепощенный Нью-Йорк 1970-х в фотоальбоме Роберта Мэпплторпа

Сексуально раскрепощенный Нью-Йорк 1970-х в фотоальбоме Роберта Мэпплторпа

Skip to main content

Слишком просто было бы назвать работы Роберта Мэпплторпа, звезды творческой сцены нью-йоркского даунтауна, «ломающими запреты» или «противоречивыми». На самом же деле все снимки рожденного на Лонг-Айленде фотографа, вошедшие в переизданный том Robert Mapplethorpe и охватывающие его 18-летнюю карьеру (с 1970 по 1988 год), полны того, что тайно знакомо каждому: первобытной похоти. Но не менее знакомым кажется и присущее его фотографиям чувство постоянного давления социальных ограничений. Классическая и монументальная композиция передает напряжение между обществом и героями, и сегодня эта проблема понятна и актуальна ничуть не меньше, чем в 1970-х.

Патти Смит, 1987

Музыкант и поэтесса Патти Смит когда-то была его близкой подругой, музой, напарницей в творчестве. Они встретились в Нью-Йорке в 1967 году: были любовниками и остались друзьями на всю жизнь. Неудивительно, что одно из недавних стихотворений Смит посвящено переизданию книги. «В то лето умер Колтрейн, всюду играла Crystal Ship. Дети цветов вознесли пустые руки к небу, а Китай сбросил водородную бомбу. Джими Хендрикс поджег гитару в Монтерее. AM-радио вещало Ode to Billie Joe. В Ньюарке, Милуоки и Детройте разгорелись восстания», — описывает Смит лето, когда они познакомились, в своей автобиографии Just Kids (2010).

Мэпплторп снял обложку ее выдающегося дебютного альбома Horses (1975), и на это ему потребовалось всего 12 кадров. К восьмому он уже знал, что сделал тот самый снимок, впоследствии ставший иконическим изображением андрогинного стиля Смит.

Популярное

Книга Robert Mapplethorpe, на снимке: Патти Смит, 1975

В объективе фотографа оказывались его не менее выдающиеся друзья: Синди Шерман и Энди Уорхол. Нередко предметом исследования в своих работах он делал себя. Благодаря серии автопортретов, Мэпплторп стал одной из ключевых фигур движения за сексуальные права в нью-йоркских гей-сообществах 1970-х. Он дал обозримую форму всему тому, что стоит за ролевыми играми и нетипичными сексуальными предпочтениями: появился на снимках в роли дрэг-квин, примерил амплуа сурового байкера, запечатлел себя в форме БДСМ-архетипа и уже к концу своей жизни заснял изменения в своей внешности по мере развития СПИДа — болезни, которая в те времена отравила творческие сообщества Нью-Йорка.

Благодаря финансовой поддержке и менторству своего арт-дилера и партнера Сэма Вагстаффа, работы Мэпплторпа попали сначала в галереи Нью-Йорка, а потом и всего мира. До самой своей смерти в 1989 году фотограф был лицом восстания против норм общества. Передвижная выставка 1988-го The Perfect Moment, которая состояла из очень откровенных снимков из серии X Portfolio, стала поводом для публичных дебатов в США на уровне всей страны. Многие считали, что Национальный фонд поддержки искусств не имел права спонсировать творчество, которое консерваторы называли «морально предосудительным».

Сегодня мы воздаем дань умению Мэпплторпа быть по-настоящему честным, его дару показывать своих героев такими, какими они были на самом деле: гордыми, раскрепощенными и верящими в свои права — будь то Арнольд Шварценеггер или Дебби Харри.  Он бросил вызов стереотипам и не побоялся показать то, что большинство скрывает, благодаря чему оказался в ряду самых влиятельных творческих личностей XX века. Однако важнее всего то, что он обнажил истину. Как написала в своей книге Just Kids Патти Смит: «Его будут порицать и обожать. Его выходки будут проклинать и романтизировать. Но, в конце концов, в его работе найдут лишь правду».

Популярное

Книга Robert Mapplethorpe, на снимке: Аластер Батлер, 1980

Robert Mapplethorpe под редакцией Марка Холборна и Димитрия Леваса; вступительное слово Эндрю Салливана; поэзия Патти Смит. Книга доступна для предзаказа на сайте издательства Phaidon

 

фотографияфотографроберт мэпплторпПатти СмитНью-Йорк

Читайте также

Патти Смит Роберта Мэпплторпа: сегодня и вчера

T

МОДА•deja vu

Как снимки главного фотографа нью-йоркского андеграунда 70-х влияют на модную индустрию сегодня.

Текст: Анастасия Смирнова

отографа Роберта Мэпплторпа невозможно представить себе без поэта Патти Смит. Похожие
как брат и сестра, они, очевидно, были связаны неземными силами и после третьей случайной встречи решили не расставаться. Жили и выживали вместе, чтобы экономить, по очереди ходили в музеи, творили друг для друга. Смит дала жизнь Мэпплторпу-фотографу: предложила использовать
для коллажей собственные фотографии, добывала деньги на поляроиды, была его первой моделью. Обоюдное желание прославиться объединяло врожденную тягу Роберта к искусству и увлеченность Патти музыкой — к счастью, их упорный труд по завоеванию внимания рок-н-ролльной тусовки и компании Энди Уорхола сделал их узнаваемой парой и позже помог добиться признания. Союз художника и музы оставил фотографические образы, которые оказали ощутимое влияние на эстетику Эди Слимана, съемки Вилли Вандерперре и до сих пор вдохновляют модную индустрию.

Обложка Horses, первого и легендарного альбома Патти Смит, получилась спонтанно. «У меня не было никаких идей насчет того, как фото должно выглядеть, — было бы правдивым. Единственное, что я обещала Роберту, — надеть чистую рубашку, без пятен». Патти приготовила наряд, Роберт нашел помещение. Божественный белый свет в кадре, уверенный взгляд и образ, который она создала себе сама — никто не смог бы сделать более точный портрет Патти Смит.

Некоторые съемки, в которых модели застыли в ломаных позах, напоминают поляроиды из «Still Moving» — короткого фильма, сделанного для первой выставки Роберта и Патти. Его тоже снимали без плана и сценария, каждый придумывал себе роль.

Роберт построил декорации из белой сетки и скормил Патти MDA, а она пустилась рассуждать о вещах, которые принесла с собой: о библии, шелковом платье, браслетах-колокольчиках и повязках на глаза.
После записали музыку и стихи, добавили статичные кадры — получилось что-то вроде музыкального клипа, воспевающего их близость и духовную связь.

Помимо поляроидов Мэпплторп сделал несколько студийных портретов Смит, в которых  обилие света
и непосредственность сменяются продуманной формальной композицией и глубоким черным фоном. Один из них сравнивают с автопортретом Дюрера, где он изобразил себя в образе Иисуса. Возможно, в этом образе Роберт запечатлел собственное отражение,
ведь религиозное воспитание, изучение классической живописи и дружба с Патти — то, с чего начался творческий путь Мэпплторпа.

Став у руля Дома Saint Laurent, Эди Слиман воспользовался возможностью совместить свою страсть

к музыкальному миру и моду. Он возродил наметившуюся
в 1971 году традицию Дома сотрудничать
с рок-звездами: Ив Сен-Лоран одевал Мика и Бьянку Джаггер на их свадьбу в Сен-Тропе. Спустя 32 года модный Дом приглашает для съемки в рекламной кампании таких персонажей, как Ким Гордон, Мэрилин Мэнсон, Кортни Лав. В образе Ким Гордон легко проследить трибьют Слимана Патти Смит и Роберту Мэпплторпу:
фотография напоминает одновременно
и поздние студийные портреты, и обложку Horses.

Одна из любимых героинь Вилли Вандерперре — Джейми Бочерт, настоящая рок-н-ролльная муза, — напоминает Патти Смит своей худобой, неряшливыми нарядами
и взъерошенными черными волосами. Помещенная
на чисто-белый или глубокий черный фон на фотографиях Вандерперре, она вновь и вновь заставляет нас вспомнить историю двух бедных, но крутых художников.

В начале своего профессионального пути Раф Симонс
также черпал вдохновение в молодежной культуре

и музыке. Частое сотрудничество с художниками, любовь к фотографическим принтам и одержимость качеством объясняют появление мужской коллекции, основанной

на работе с архивом Фонда Роберта Мэпплторпа.
Несмотря на то, что большая часть принтов

в коллекции — это поздние работы фотографа, очевидно, что без поляроидов с Патти обойтись было невозможно,
ведь она — часть его истории. Модели, похожие

на Мэпплторпа, одетые в канонический наряд Смит — рубашку, брюки и с черной полоской на шее, в очередной раз увековечили в моде дуальный образ Патти и Роберта.

{«width»:1200,»column_width»:120,»columns_n»:10,»gutter»:0,»line»:40}{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}false7671300falsetrue{«css»:».
editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}»}true

Лучшие материалы The Blueprint — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

//= $articleUrl; ?>

теги: deja vu

читайте также

Фонд

— Фонд Мэпплторп

О Галереи Предоставление гранта Избранные публикации Лицензирование Ресурсы

Роберт Мэпплторп основал Фонд Роберта Мэпплторпа 27 мая 1988 года, за год до своей смерти, чтобы защитить свою работу, продвигать свое творческое видение и продвигать дела, которые ему небезразличны. Будучи первым президентом попечительского совета, он установил два мандата: продвигать фотографию как вид искусства, чтобы добиться ее признания и уважения на том же уровне, что и живопись и скульптура; и для поддержки медицинских исследований в области ВИЧ/СПИДа.

В соответствии с пожеланиями Мэпплторпа, Фонд Роберта Мэпплторпа продолжает поддерживать фотографические программы как в крупных музеях, так и в небольших учреждениях для выставок, приобретений и публикаций.

Hermes , 1988

В 1993 году Фонд сделал исторический подарок Фонду Соломона Р. Гуггенхайма для создания названной галереи Роберта Мэпплторпа и открытия фотопрограммы Музея Гуггенхайма. Помимо финансовой составляющей, Фонд передал в дар более 200 работ художника, отобранных музеем.

Впоследствии Фонд вручил три крупных подарка в поддержку программ фотографии, в результате которых были созданы галереи или объекты, навсегда названные в честь Роберта Мэпплторпа, — в Музее американского искусства Уитни, Художественном музее Хесселя в Бард-колледже в Аннандейл-на-Гудзоне, штат Нью-Йорк, и Национальная портретная галерея, часть Национальной галереи Шотландии в Эдинбурге. В дополнение к

Музей Гуггенхайма , значительные публичные коллекции работ Мэпплторпа можно найти в коллекции Artist Rooms Collection , находящейся в совместном владении Tate Modern , Лондон и Национальных галерей Шотландии ; в Музее современного искусства , Нью-Йорк; Художественный музей Хесселя ; и Институт Кинси в Университете Индианы.

В 2011 году Фонд Мэпплторп передал свой архив Исследовательскому институту Гетти и передал энциклопедическую коллекцию произведений искусства Музею Дж. Пола Гетти в сотрудничестве с Художественным музеем округа Лос-Анджелес

. Этот подарок создал всеобъемлющий архив и коллекцию, доступную для ученых.

В первые годы своего существования Фонд уделял особое внимание медицинским исследованиям в области ВИЧ и СПИДа. Он создал важные медицинские учреждения и программы, в том числе Лабораторию Роберта Мэпплторпа по исследованию СПИДа в Гарвардской медицинской школе в Бостоне, Лечебный стационар Роберта Мэпплторпа в Медицинском центре Бет Исраэль в Нью-Йорке и Центр Роберта Мэпплторпа по исследованию ВИЧ в Сент-Винсенте. Больница, Нью-Йорк. Фонд оказал существенную финансовую поддержку Американский фонд исследований СПИДа (amfAR). Фонд продолжает поддерживать исследовательские инициативы и предоставляет средства amfAR, известным учреждениям, таким как Университет Рокфеллера, и общественным экспериментальным лечебным организациям, включая Американскую инициативу по исследованию СПИДа (ACRIA).

Фонд занимается защитой и расширением художественного наследия Мэпплторпа путем поощрения музейных выставок на международном уровне. Он издает книги и размещает его работы из своего значительного фонда в важных государственных и частных коллекциях по всему миру.

Биография — Фонд Мэпплторп

Роберт Мэпплторп родился в 1946 году в Флорал-Парке, Квинс. О своем детстве он сказал: «Я родом из пригорода Америки. Это была очень безопасная среда, и это было хорошее место, откуда можно было уехать».

Тюльпаны , 1987

В 1963 году Мэпплторп поступил в Институт Пратта в соседнем Бруклине, где изучал рисунок, живопись и скульптуру. Под влиянием таких художников, как Джозеф Корнелл и Марсель Дюшан, он также экспериментировал с различными материалами в смешанных коллажах, включая изображения, вырезанные из книг и журналов. В 19В возрасте 69 лет он и Патти Смит, с которой он познакомился тремя годами ранее, переехали в отель «Челси».

Мэпплторп приобрел камеру Polaroid в 1970 году у художника и режиссера Сэнди Дейли и начал производить свои собственные фотографии для включения в коллажи, говоря, что, по его мнению, «это было более честно». Мэпплторп быстро нашел удовлетворение, делая фотографии Polaroid, однако он редко включал их в свои работы в смешанной технике. В 1973 году в нью-йоркской Light Gallery была организована его первая персональная выставка «Polaroids». Два года спустя Сэм Вагстафф, благотворитель и наставник, подарил Мэпплторпу камеру Hasselblad 500, и он начал снимать свой круг друзей и знакомых — художников, музыкантов, светских львов, кинозвезд и членов садомазохистского подполья. Он также работал над коммерческими проектами, создавая обложки альбомов, в том числе обложки для Патти Смит и группы «Телевидение», а также серию портретов и фотографий с вечеринок для

Журнал интервью .

В конце 1970-х Мэпплторп все больше интересовался документированием нью-йоркской садо-мазохистской сцены. Полученные фотографии шокируют своим содержанием и замечательны своим техническим и формальным мастерством. Мэпплторп сказал ARTnews в конце 1988 года: «Мне не нравится это конкретное слово «шокирующий». Я ищу неожиданное. Я ищу то, чего никогда раньше не видел… Я был в состоянии сделать эти снимки. Я чувствовал себя обязанным сделать их». Его карьера продолжала процветать. В 19В 77 году он участвовал в Documenta 6 в Касселе, Западная Германия, а в 1978 году его эксклюзивным дилером стала галерея Роберта Миллера в Нью-Йорке.

Автопортрет , 1985

Мэпплторп познакомился с Лизой Лайон, первой чемпионкой мира по бодибилдингу среди женщин, в 1980 году. В течение следующих нескольких лет они совместно работали над серией портретов и этюдов, фильмом и книгой «Леди». : Лиза Лайон . На протяжении 1980-х Мэпплторп создавал изображения, которые одновременно бросают вызов классическим эстетическим стандартам и соответствуют им: стилизованные композиции обнаженных мужчин и женщин, нежные цветы и натюрморты, студийные портреты художников и знаменитостей, и это лишь некоторые из его любимых жанров. Он представил и усовершенствовал различные техники и форматы, в том числе цветные поляроиды 20 x 24 дюйма, фотогравюры, платиновые отпечатки на бумаге и полотне, цибахром и цветные отпечатки с переносом красителя. В 19В возрасте 86 лет он разработал декорации для танцевального перформанса Люсинды Чайлдс «Портреты в отражении», создал серию фотогравюр для картины Артура Рембо « Сезон в аду » и получил заказ от куратора Ричарда Маршалла на создание портретов нью-йоркских художников для книги «50». Художники Нью-Йорка .

В том же 1986 году у Мэпплторпа диагностировали СПИД. Несмотря на болезнь, он ускорил свои творческие усилия, расширил сферу своих фотографических исследований и принял все более сложные заказы. Музей американского искусства Уитни организовал свою первую крупную ретроспективу американского музея в 1919 году.88, за год до его смерти в 1989 году.

Его обширная, провокационная и мощная работа сделала его одним из самых важных художников двадцатого века.

Роберт мэпплторп: Сексуально раскрепощенный Нью-Йорк 1970-х в фотоальбоме Роберта Мэпплторпа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх