Методы судебно-следственной фотографии — Студопедия
Поделись
Панорамная фотосъемкаприменяется в случаях, когда не удается запечатлеть интересующий объект полностью, даже с помощью широкоугольного объектива, либо не представляется возможным отойти на достаточное расстояние от фотографируемого объекта (ограниченность пространства, нежелательность получения снимка со значительным уменьшением).
Панорамную съемку производят с помощью специального аппарата или объект фотографируют по частям, последовательно получая ряд снимков. Каждый следующий снимок должен охватывать краевую часть участка, запечатленного на предыдущем снимке, перекрывая около 10% его площади. Все снимки производятся в одинаковых условиях (расстояние, освещение, выдержка, диафрагма и т. д.). Правильность установки аппарата определяют, глядя в видоискатель. При этом замечают какую-либо деталь, расположенную у края кадра. Эта деталь служит ориентиром при съемке следующего кадра, на котором она также должна быть изображена.
Панорамная съемка может проводиться как по вертикали, так и по горизонтали. В первом случае фотографируют пространство или объект в вы-
Рис. 12.2. Схематическое изображение круговой панорамы
соту (например, фотосъемка многоэтажного дома с относительно близкого расстояния). При горизонтальной панораме фотографируется участок, значительный по своей протяженности. Например, участок дороги, где произошло столкновение автомобилей. Снимок можно получить также с помощью круговой или линейной съемки.
При линейной съемке фотоаппарат перемещают параллельно переднему плану фиксируемого участка. При этом по шкале контролируют, чтобы расстояние от аппарата до переднего плана было постоянным. Особенно следят за тем, чтобы аппарат не имел перекоса (рис.
При круговой съемке фотоаппарат поворачивают в горизонтальной плоскости вокруг оси штатива (или воображаемой оси штатива — при съемке с рук) (рис. 12.2). Круговая съемка применяется в случаях, когда передний план объекта значительно удален от аппарата (например, съемка большого двора из его центра), в противном случае возможны сильные перспективные искажения.
Панорамная съемка может осуществляться и с помощью специальной аппаратуры.
Способом панорамной съемки (линейной и круговой) могут быть получены фотоснимки места происшествия, места обыска или проведения следственного эксперимента.
Стереоскопическая фотосъемка позволяет получать объемное восприятие предметов, что дает возможность полнее судить об их форме и взаим-
Рис. 12.4. Перемещение фотоаппарата, закрепленного на стереопланке во время
фотографирования
ном расположении. Она производится из двух точек, находящихся одна от другой на расстоянии, называемом базисом стереоскопической съемки. Величина базиса равняется среднему расстоянию между зрачками глаз человека (65—70 мм)1. Таким образом, при съемке из каждой точки получают изображения, как бы видимые раздельно левым и правым глазом. Оба снимка наклеивают на картонку (левый — слева, правый — справа), чтобы расстояние между их центрами составляло 65 мм. Рассматривают такую пару через стереоскоп. Устройство прибора позволяет приблизить и удалить стереопару от окуляров для получения лучшего объемного эффекта.
Стереосъемка возможна различными способами.
Для съемки из двух точек (первый способ) малоформатными аппаратами типа «Зенит» или зеркальными фотокамерами иного типа в следственном портфеле имеется специальная стереопланка (стереоскопическая шта-тивная приставка) (рис. 12.3). Она представляет собой металлическую планку с прорезью, в которой перемещается винт. Планка имеет гнездо для крепления к обычному фотоштативу. На винт, скользящий по прорези планки, крепится фотоаппарат, который фиксируется у левого края прорези, после чего производится фотосъемка.
Второй способ основан на применении стереофотонасадки к обычному фотоаппарату. Она представляет собой комбинацию из зеркал и линз, обеспечивающую получение обоих снимков стереопары на одном кадре пленки.
Третий способ основан на использовании специальной стереоскопической фотоаппаратуры. Вся она снабжена двумя одинаковыми, расположенными горизонтально объективами. Наводка на резкость объективов — спаренная, затворы действуют синхронно. Расстояние между оптическими осями объективов — 65 мм. Камера разделена перегородкой пополам. Каж-
1 Стереосъемка значительно удаленных предметов производится с увеличенным базисом (порядка нескольких десятков сантиметров).
Глава 12. Криминалистическая фотография
дый из объективов проецирует изображение на соответствующую половину негативного фотоматериала (рис. 12.5).
Стереоскопическую фотосъемку следователь использует для получения обзорных, узловых (наиболее часто) и детальных фотоснимков. Узловой снимок особенно ценен в тех случаях, когда на сфотографированном участке находилось много предметов или когда съемка проводится с близкого расстояния, что вызывает на плоскостной фотографии неизбежные перспективные искажения.
Измерительная фотосъемкапроизводится для того, чтобы можно было вычислить размеры объектов и расстояние между ними. Измерительная фотосъемка подразделяется на масштабную’ и метрическую.
Масштабная съемка позволяет определять размеры (длину или высоту и ширину). Она используется при фотографировании документов, предметов, орудий преступлений, следов и иных вещественных доказательств (рис. 12.6).
При масштабной фотосъемке вместе с объектом фотографируется и масштабная линейка. Она уменьшается в то же число раз, что и объект, — тогда он может быть в дальнейшем измерен по всем параметрам. Чтобы добиться такого одинакового уменьшения, при масштабной фотосъемке необходимо строго соблюдать два условия: 1) помещать масштабную линейку не просто рядом с объектом, а в одной плоскости с фотографируемой поверхностью; 2) располагать фотоаппарат так, чтобы оптическая ось объектива была перпендикулярна фотографируемой поверхности.
Масштаб не рекомендуется класть на фотографируемый объект, чтобы не закрывать его детали.
Метрическая съемка осуществляется для того, чтобы можно было не только получить представление о размерах сфотографированных объектов, но и высчитать расстояние между ними. С ее помощью получают обзорные и узловые снимки. Метрическую фотосъемку производят различными способами. Применительно к фотоаппаратам типа «Зенит» может быть рекомендована фотосъемка с глубинным масштабом. В качестве масштаба используется бумажная лента (длиной до 10 м) с нанесенными на ней делениями. Каждое деление равно фокусному расстоянию объектива (для аппаратов класса «Зенит» — 5 см).
Съемка с глубинным масштабом позволяет определять размеры сфотографированного объекта. Для этого берут номер деления глубинного масштаба, соответствующий горизонтальной плоскости, в которой расположен интересующий нас объект. Из числа, указывающего номер деления, вычитается единица (напомним о формуле Н + 1).
Рис. 12.7. Фотосъемка с глубинным масштабом
натуральную его величину. Например, длина ящика на фотоснимке равна 2 см. Фронтальная плоскость ящика соответствует 37-му делению. Следовательно, уменьшение проведено в 36 раз (37 — 1). Отсюда длина ящика — 72 см.
Такого рода расчеты справедливы для тех случаев, когда отпечаток был изготовлен с негатива контактным способом. Если печать с негатива проводилась с увеличением, то полученное произведение необходимо разделить на его масштаб. Так, если применялось увеличение в четыре раза (с кадра 2,4 см х 3,6 см до 9см х 12 см), то приведенный выше пример выглядит так: 2 см х 36 : 4 = 18 см.
Для измерения промежутка (по глубине) между двумя объектами определяют расстояние от фотоаппарата до фронтальной плоскости каждого из объектов. Допустим, первый объект расположен в плоскости 20-го деления. Значит, расстояние до него равняется 20 х 5 см = 100 см. Второй объект расположен в плоскости 30-го деления масштаба — расстояние до него — 30 х 5 см = 150 см. Тогда расстояние между объектами будет 150 см — — 100 см = 50 см.
Расстояния по диагонали рассчитывают геометрически, как стороны прямоугольных треугольников.
Метрическая съемка проводится главным образом при обзорной съемке места происшествия.
При выезде на места ДТП может быть использована стереофотограм-метрическая съемка. Она производится с помощью специальной аппарату-
Рис. 12.8.Фотограмметрическая стереокамера (вид спереди): 1 — левая базисная труба, 2 — центральная часть стереокамеры, 3 — правая базисная труба,
ры (рис. 12.8), представляющей собой две камеры, укрепленные на выдвижном тубусе. В результате фотосъемки получают стереопару. По ней может быть вычерчен план места происшествия и с помощью компаратора измерены необходимые размеры.
Крупномасштабная съемкаприменяется для фиксации мелких следов, предметов или их деталей. При наличии фотоаппарата с двойным растяжением меха или раздвижной приставкой к объективу легко получить изображение объекта в натуральную величину, если оно умещается в кадре. Труднее получить изображение в случаях, когда приходится фотографировать малоформатными камерами типа «Зенит». Фотоаппараты подобного класса конструктивно рассчитаны на съемку с расстояния 1 м и более (некоторые модели — с расстояния не ближе 0,65 м).
Для фотографирования объекта малоформатной камерой в более крупном масштабе имеется несколько способов. Чаще всего прибегают к дополнительному выдвижению объектива путем удлинительных колец или муфт. Они представляют собой короткие полые металлические трубки, снабженные резьбой. Кольца укрепляются между объективом и фотоаппаратом. Всего в фотокомплект может входить 3 кольца длиной 5,25, 16,66 и 25 мм или 4 кольца (5, 8, 16 и 25 мм).
В зависимости от масштаба съемки, который необходимо получить, подбирают кольцо или комбинацию из них, ориентируясь по таблице1. Соединив кольца и поместив их между объективом и аппаратом, производят наводку на резкость. При съемке фотоаппаратами с зеркальной наводкой на резкость фокусировку осуществляют по матовому стеклу аппарата.
Крупномасштабная съемка используется при фотографировании мелких объектов, деталей следов, документа в целом или его отдельных фрагмен-
1 Таблицы для разных типов фотоаппаратов приводятся в справочниках для
следователей.
Глава 12. Криминалистическая фотография
тов. В подобных случаях аппарат можно закрепить на вертикальном штативе фотоувеличителя с помощью универсального штатива или специального кронштейна.
Репродукционная фотосъемкаосуществляется при фотографировании плоских объектов: чертежей, текста, таблиц (репродукция -штриховая) и фотокарточек, картин, рисунков (репродукция полутоновая или цветная).
В следственной практике она применяется для получения фотокопий документов и при необходимости размножить имеющийся фотоснимок (например, для рассылки фотокарточек лица с целью его опознания).
Документ помещают на плоской поверхности так, чтобы избежать неровностей. Для этого его рекомендуется прижать стеклом. Рядом с документом и в одной с ним плоскости помещают миллиметровый масштаб с тем, чтобы в дальнейшем можно было судить о размерах документа в целом и отдельных его частей.
При этом следует обращать внимание на два важных условия: 1) задняя стенка (матовое стекло) аппарата должна быть строго параллельна плоскости фотографируемого документа; 2) документ должен быть равномерно освещен. Репродукционная съемка может осуществляться с помощью любого фотоаппарата. Но названные условия особенно хорошо обеспечиваются при использовании специальных фотокамер. Их конструкция обеспечивает двойное или тройное растяжение меха, что позволяет фотографировать в натуральную величину или с двукратным увеличением. Репродукционная установка снабжена экраном, на котором располагается документ. По обеим сторонам экрана укреплены софиты для интенсивного и равномерного освещения. Имеются достаточно простые установки для съемки на 35-миллиметровую фотопленку.
Фотоизображение документа может быть получено контактным способом, без применения фотоаппарата. Такой способ репродукционной съемки называется рефлексной фотографией. В настоящее время рефлексную фотографию заменило ксерокопирование документов. Оно упрощает процесс репродуцирования и обеспечивает получение качественной копии.
Опознавательная1(или приметозапечатлевающая) фотосъемка применяется при фотографировании живых лиц и трупов с целью: а) последующей регистрации, б) проведения опознания, в) экспертного отождествления лиц по фотоизображениям.
Эти снимки должны отличаться максимальной четкостью передачи всех признаков головы (лица).
Фотографирование живых лиц производится, как правило, в двух основных положениях: в фас и в правый профиль (рис. 12.9). Если есть какие-либо особые приметы (наличие шрамов, родимых пятен, отсутствие частей лица), то фотографируют оба профиля. При фотосъемке особенно следят за тем, чтобы голова занимала правильное положение (не была опущена или откинута). В этом случае воображаемая линия, проходящая через наружные углы глаз и границ между верхней и средней третями каждой из ушных раковин, должна быть горизонтальной.
Так как наиболее привычное зрительное восприятие лица происходит при положении головы в 3/4 поворота (считая от одного плеча к другому), то при опознавательной фотосъемке нередко делают и такой снимок2.
1 Иногда ее называют сигналетической (приметоописательной).
2 Иногда опознавательный фотоснимок изготавливают в полный рост.
Рис. 12.9.Опознавательная фотосъемка
Опознавательный фотоснимок кадрируют таким образом, чтобы получился поясной портрет. Если лицо носит очки, то в случаях, когда необходимо получить снимок, предназначенный для уголовной регистрации, их снимают.
При положении лица в правый (левый) профиль волосы не должны закрывать ухо или его часть. Фон фотографии — светло-серое нейтральное поле. Если нет экрана (полотна), то фотографируемый может быть помещен перед какой-либо светлой стеной, но между ними и стеной расстояние должно быть в несколько десятков сантиметров (в зависимости от характера освещения) во избежание теневых изображений головы. При съемке большое внимание уделяют освещению. Оно не должно быть слишком ровным и рассеянным, так как это сделает лицо на фотоснимке плоским, лишит его контуров. Наилучшие результаты получают при освещении лица общим рассеянным светом в сочетании с боковой подсветкой (под углом 45°). При фотографировании в профиль выбирают такое освещение, которое обеспечивает четкое изображение всех частей уха.
Опознавательная съемка трупа осуществляется следующим образом. Предварительно судебно-медицинский эксперт производит так называемый туалет трупа (накладывает швы на раны, припудривает и т. п.) для придания ему прижизненного вида. Фотографирование осуществляют в фас, правый и левый профиль и в 3/4 поворота головы с обеих сторон. Если труп был обнаружен без одежды, то перед опознавательной съемкой его драпируют простыней. Одевание трупа в одежду, ему не принадлежавшую, недопустимо, так как это может дезориентировать опознающего.
Фотография в раскрытиии расследовании преступлений
К методам судейско-оперативной фотографии принадлежат панорамный, измерительный, широкомасштабный, сигналетичний, репродукционные, макроскопический и стереоскопический. Отметим, что методы судебной фотографии не следует отождествлять с видами судебной съемки, к которой относятся ориентировочная, обзорная, узловая и детальная. Метод — это способ съемки, а вид — реализация ее цели. Например, обзорную съемку можно выполнить измерительным, стереоскопическим или панорамным способом. Вид съемки зависит от задачи фиксации.11
Панорамный метод — прием фотографирования
длинных объектов частями путем перемещения
фотоаппарата параллельно объекту. Такой
метод называют линейной панорамой. Если
объект высокий, применяют метод вертикальной
панорамы. Панорамную съемку можно выполнить из
одной точки, поворачивая фотоаппарат
вокруг. Такой прием называют круговой
панорамой. Отдельные снимки склеивают
в совместных точках. Полученная панорама
может состоять из трех и более изображений.
Длинные объекты можно фотографировать
обычным способом с помощью широкоугольной
оптики. Для панорамной съемки нужны специальные
фотокамеры .
Суть измерительного метода заключается в фотографировании объекта (следов, документов, орудий взлома) вместе с расположенным рядом масштабом (масштабной линейкой), что позволяет по полученной снимком определить истинные размеры объекта сравнением его с единицей масштаба. Этот метод называют также масштабным, а процесс — масштабной съемкой. Для осуществления масштабной съемки необходимо так расположить фотоаппарат, чтобы его оптическая ось была перпендикулярна плоскости расположения объекта.12
Широкомасштабный метод применяют преимущественно
для детальной съемки, фиксации документов,
оружия и орудий, повреждений на теле трупа,
следов орудий взлома. Для выполнения обзорной съемки
измерительным методом пользуются линейными
или квадратными масштабам, фишками, а
также специальными приборами.
Стереоскопический измерительный фотографический метод является классическим. Суть его заключается в получении стереопары снимков и их математической обработке для определения истинных размеров. Этот метод широко применяют в геодезии, космонавтике, военном деле и в других сферах, когда необходимо быстро и точно определить расстояние. 13
Суть репродукционных метода съемки заключается в применении фотографических
средств и приемов для репродукции плоских
объектов, преимущественно документов.
Репродукцию штрихового документа можно
выполнить без фотоаппарата контактным
(если текст размещен только с одной стороны)
или рефлексным методом с использованием
высококонтрастного фотобумаги. Сейчас
этот метод практически не применяют,
так как при помощи современной ксерокопировальной
техники можно быстро и качественно получать
копии любых документов, в том числе и
цветные.
Суть сигналетичного метода заключается в фотографировании живых лиц и трупов с соблюдением определенных правил. Сигналетичную съемку иногда называют познавательной. Живого человека фотографируют с расстояния 1 м по очереди в фас и правый профиль, для печатания используют снимки лица в масштабе 1 / 7 натуральной величины. Во время познавательной съемки трупа вместе со снимком в анфас изготавливают снимки в правый и левый профиль.14
Во время фиксации процесса и результатов следственных действий выполняют ориентировочную, обзорную, узловую и детальную съемку.
Ориентировочную съемку используют для привязки общего вида места происшествия к окружающей обстановки. Если участок или объект длинные съемку выполняют панорамным методом или с использованием широкоугольной оптики.
Обзорную съемку осуществляют для фиксирования
непосредственного места происшествия
изолированно от окружающей обстановки.
Точку съемки выбирают так, чтобы в кадре
было изображение исключительно объекта
(например, магазин, где было совершено
воровство). Обзорных снимков изготавливают несколько,
фотографируя место происшествия с разных
сторон.
Узловая съемка фиксирует отдельные части (узлы) места происшествия, например группу следов ног, орудий взлома, оружия у руки трупа т.д. Узловую съемку рекомендуется выполнять масштабным способом. Наличие линейного масштаба на фотосъемке позволяет определить, например, элементы ходы, расстояние между следами, размеры орудия взлома, а также расположение в целом. Узловую съемку дорожки следов ног и транспортных средств осуществляют панорамным способом (с помощью линейной панорамы).15
Детальную съемку выполняют для фиксирования
отдельных предметов или их признаков
крупным планом и обязательно масштабным
способом. Микрообъекты и микрочастицы
(например, волокна, пылинки, частицы наркотического сырья, содержание
ногтевого ложа) фотографируют
крупномасштабным, или макроскопическим,
методом.
Макрофотографии называют съемку мелких
объектов (штрихов букв, цифр, следов подчистки,
вставок, дописок у тексте) камеры с применением
удлинительных колец. Можно достичь увеличения
до пяти раз. Макрофотосъемка граничит
с детальной, ведь, например, отпечаток
следа папиллярного узора — это такая же
деталь, как и содержание ногтевого ложа
или волокно. Поэтому эти виды съемки разграничиваются
только по степени увеличения.
4. Судебно-исследовательская фотография
Фотосъемка широко применяется при проведении практически всех следственных действий. Тактика, процессуальный порядок и цель следственного действия предопределяют особенности методов и приемов фотосъемки.
В процессе осмотра места происшествия,
с учетом задач каждой стадии этого следственного
действия, необходимо зафиксировать общий
вид обстановки, окружающей место происшествия,
собственно места происшествия, обнаруженных
на нем следов и предметов, причинно связанных
с событием преступления. Для этого применяются,
соответственно, ориентирующая, обзорная,
узловая и детальная съемки. 16
При этом особую сложность представляет детальная съемка отдельных предметов и следов, поскольку ее целью является запечатление не только общего вида объектов съемки, но и индивидуализирующих их признаков. Предметы, следы должны быть, по крайней мере, узнаваемы по их снимкам.
Это достигается:
— во-первых, предварительной обработкой снимаемых объектов в целях усиления контраста их признаков. Например, невидимые или слабовидимые следы рук обрабатываются дактилоскопическими порошками или химическими реактивами; следы обуви на снегу опыляются порошком графита; маркировочные данные на огнестрельном оружии (номер, модель, год изготовления и т.п.) выделяются порошками, контрастирующими на фоне снимаемого объекта, и т.д.;
— во-вторых, выбираются соответствующие
методы и приемы съемки. Например,
следы протектора автомашины, дорожка
следов обуви снимаются с Если
следы значительны по протяженности, для
съемки выбираются наиболее информативные
их участки; взломы преград фотографируются
с двух противоположных сторон и обязательно
с масштабом и т.д.
Съемка трупа на месте его обнаружения проводится с трех точек: с боковых сторон и сверху. Важно зафиксировать, прежде всего, его вид и позу. Нельзя фотографировать труп со стороны головы или ног, поскольку это приводит к значительным перспективным искажениям. В случае обнаружения расчлененного трупа, каждая из его частей фотографируется на месте ее обнаружения. Затем производится фотосъемка всех частей трупа, составленных в единое целое.
При эксгумации трупа последовательно снимаются общий вид могилы, гроб в могиле и извлеченный из нее, а после его вскрытия – труп.
Детальная фотосъемка ран на теле трупа, повреждений одежды и т.п. объектов производится с масштабом, а при необходимости на цветные фотоматериалы.
Фотосъемка при проведении освидетельствования
живых лиц преследует цель зафиксировать на их теле
следы преступления, особые приметы, татуировки
и т. д. При этом следует руководствоваться
общими правилами детальной съемки. Для
повышения контрастности и наглядности
фиксируемых примет и следов могут быть
использованы светофильтры и цветные
фотоматериалы. Проводя подобную съемку,
следует соблюдать нормы этики. Не допускается
съемка полностью обнаженного тела –
фотографируются только его отдельные
участки.
Фотосъемка при проведении обыска проводится в целях запечатления обстановки, процесса и результатов этого следственного действия. При обнаружении в ходе обыска искомых объектов фотографируются последовательно: место их обнаружения, процесс изъятия из укрытия или тайника, их общий вид и индивидуальные признаки. Масштаб изображения определяется с учетом величины снимаемых объектов. При необходимости используются цветные фотоматериалы. Обязательно фотографируются предметы, которые нельзя хранить при уголовном деле: боеприпасы, взрывчатые вещества, ядохимикаты, валюта и т.п.17
Фотосъемка при предъявлении для опознания
имеет своей целью наглядную фиксацию объектов опознания
(живых лиц, животных, отдельных предметов,
участков местности и т. п.), процесса и
результатов этого следственного действия.
Объекты опознания фотографируются сначала
все вместе крупным планом. Опознанный
объект снимается отдельно по правилам
детальной или, если опознавалось лицо,
сигналетической съемки.18
В случаях, когда опознающий обратил внимание на особые приметы опознанного лица (татуировку, шрамы, родимые пятна и т. п.), они указываются на фотоснимке стрелками, а при необходимости фотографируются отдельно.19
Фотосъемка при проведении следственного эксперимента преследует цель запечатлеть наиболее важные этапы и результаты опытов, проводимых в рамках этого следственного действия. Вид и задачи эксперимента обусловливают особенности фотосъемки.
Например:
— если для его проведения
требуется реконструкция
— если эксперимент проводится
для установления возможности
увидеть на определенном
— если проверяется возможность
проникновения преступника в
помещение через пролом, форточку,
то фотосъемка производится д. Полученные при этом фотоснимки
систематизируются соответственно этапам
эксперимента и проводимых опытов.
Фотосъемка при проверке показаний на месте осуществляется в целях фиксации маршрута движения участников этого следственного действия и обстановки, указанной лицом, чьи показания проверяются. По маршруту движения, как правило, осуществляется обзорная фотосъемка – сзади или сбоку по ходу участников следственного действия. 20
Если проверка показаний проводится на месте происшествия, то фотосъемку необходимо осуществлять с тех же точек, что и при осмотре места происшествия. Данное правило следует соблюдать при проверке показаний нескольких лиц на одном и том же месте. Это повышает наглядность фотоснимков, усиливает их доказательственное значение.
Изготовление и оформление фототаблиц. Фотоснимки, отражающие процесс
и результаты следственных действий, оформляются
в виде фототаблиц, которые прилагаются
к протоколам. Их назначение – наглядно
и последовательно показать факты, выявленные
в результате следственных действий. Фототаблицы
изготавливаются лицом, производившим
фотосъемку, с соблюдением следующих общих
правил:
— снимки в фототаблице
— надписи под снимками должны раскрывать их содержание, конкретизировать объект и место съемки. Например, в фототаблице к протоколу осмотра места происшествия по краже из квартиры надписи под снимками выполняются следующим образом:
«Фото №1. Участок ул. Вишневой, где в
доме №10 (указ. 1), в подъезде №3 (указ.2) совершена
кража из квартиры №75».
«Фото №2. Дом № 10 по ул. Вишневой. Вид со стороны подъезда №3».
«Фото №3. Входная дверь квартиры №75 со следами взлома (указ.1)».
«Фото №4. Следы излома на входной двери и стояке ее коробки квартиры №75» и т.д.21
Указывать в надписях методы, виды съемки (панорамная, ориентирующая и т.п.) нецелесообразно, если это не несет дополнительной информации;
— снимки в фототаблице должны быть взаимосвязаны. Объект на детальном снимке фиксируется на узловом; обстановка, отраженная на узловом снимке, показывается на обзорном.
При этом на ориентирующих и обзорных снимках стрелками указываются места расположения объектов, зафиксированных на узловых и детальных снимках. Стрелки-указатели нумеруются, а в надписях под снимками поясняется, на что они указывают;
— снимки рекомендуется Их наклеивают
на стандартные бланки фототаблиц или
на листы плотной бумаги, используя любой
клей, кроме силикатного (от него со временем
портится изображение). Каждый снимок
скрепляется оттиском печати так, чтобы
часть его была отображена на бланке фототаблицы.
Фототаблица, вне зависимости от количества
снимков, имеет единый заголовок, например
«Фототаблица – приложение к протоколу
осмотра места происшествия по факту кражи
из квартиры №75 дома №10 по ул. Вишневой,
совершенной 17 марта 1995г.».
Понимание и использование метода бренизера
Даже если вы не слышали о методе бренизера, вы определенно его видели. Просто подумайте о фотографиях с красивым обширным фоном и четко сфокусированными объектами, которыми вы восхищались. Скорее всего, эти невероятно панорамные фотографии являются продуктом метода Бренизера, передовой и высокотехнологичной фотографической техники.
Продолжайте читать, чтобы узнать больше о том, как вы можете усовершенствовать этот метод в своей следующей серии фотографий.
Изобретенный свадебным фотографом: метод Бренизера
Разработанный свадебным фотографом Райаном Бренизером метод Бренизера представляет собой процесс съемки множества фотографий и их объединения во время редактирования для создания масштабного панорамного изображения. Вы не можете делать такие фотографии только с одним широкоугольным объективом. Вместо этого вам нужно сшить несколько изображений в одну композицию.
Изображения, снятые с использованием этого метода, обычно имеют фон боке, который изолирует объект и делает его более четким. Другими отличительными чертами этого метода являются малая глубина резкости и широкоугольный портрет.
Этот метод также называют боке-панорамой или бокерамой.
Основные моменты метода Бренизер
Несмотря на то, что съемка изображения с использованием этого метода занимает больше времени, эффект на ваших окончательных изображениях, несомненно, стоит дополнительных усилий. Вот лишь некоторые из преимуществ, которые вы можете ожидать от метода Бренизер:
- Высокое разрешение для отличной детализации, четкости и большого размера файла
- Небольшая глубина резкости делает ваш объект в центре фотографии
- Хорошо выполненное боке обеспечивает мягкий и кремовый фон, приятный для глаз
- Широкий угол обзора для большего поля зрения, контекста и дополнительного интереса к переднему плану
- Создает изображения, которые обычно получают только с помощью дорогого и сложного оборудования
- Создает фотографии большего размера, чем размеры рамки
Теперь, когда вы знаете, чего ожидать от создания эффекта Бренизера, ознакомьтесь с некоторыми советами по отработке этой техники.
Планирование идеального выстрела бренизера
Чтобы правильно использовать метод бренизера, вам нужен правильный фон, объект и оборудование.
Обратите внимание на фон
Фоны со слоями лучше всего подходят для малой глубины резкости этой техники, поскольку они добавляют визуальный интерес к изображению. Вы должны учитывать малую глубину резкости, уровень детализации фона и расстояние между фоном и объектом.
Например, если расстояние между объектом и фоном меньше, эффект боке будет меньше.
Работа с вашим объектом
Идеальный объект поместится в один кадр, особенно если вы новичок в методе Бренизера. Если вы используете движущийся объект, они могут захотеть выбрать позу, в которой удобно держаться в течение до 30 секунд.
Райан Бренизер популяризировал этот метод в свадебной портретной съемке, но если вы новичок в этом, вам лучше подойдет натюрморт, который гораздо проще устанавливать и перемещать. Возможно, вам придется поэкспериментировать с разными положениями и углами, прежде чем вы достигнете желаемого контраста между объектом и фоном.
Необходимое оборудование
Что касается оборудования, вам потребуется светосильный объектив с фокусным расстоянием не менее 50 мм. Если вы используете объектив шире 50 мм, у вас могут возникнуть проблемы с объединением изображений при редактировании из-за искаженных краев, которые выстраиваются неравномерно. Несколько примеров объективов, используемых в этом методе, — это 50-мм объектив с фиксированным фокусным расстоянием, открытый при f/1,2, f/1,4 или f/1,8, и 85-мм объектив при f/1,4.
Вы также можете добиться эффекта Бренизер с объективом f/2, и обычно объектив с апертурой f/2,8 или шире считается светосильным и подходит для этого метода фотосъемки. Объектив с диафрагмой f/1 необычен, редок и сложен в использовании, поэтому лучше не использовать шире, чем объектив с диафрагмой f/1.2.
Для постобработки методом Бренизера требуется высококачественное программное обеспечение для редактирования и фотошопа, позволяющее собрать окончательное изображение.
Шаг 1. Тщательный выбор настроек
Съемка по методу бренизера требует времени, хотя вы можете облегчить себе задачу путем тщательной настройки, что является важным компонентом для освоения этой передовой техники.
Настройка диафрагмы
В зависимости от используемого объектива диафрагму следует устанавливать максимально широкой. В идеале он будет находиться в диапазоне от f/2,8 до f/1,2, хотя вы всегда можете попробовать диафрагму, например, f/3,5, которая должна подойти. F/1.4 — популярная и подходящая диафрагма объектива. Как правило, чем шире апертура, тем лучше эффект при использовании техники бренизера.
Избегать автоматического баланса белого
Баланс белого — это цветовая температура, измеряемая в градусах Кельвина. Регулировка баланса белого поможет вам получить нужные цвета на ваших фотографиях. В идеале для этого метода следует выбрать ручную установку баланса белого для изображения с использованием температуры Кельвина, хотя любые настройки, кроме автоматического, будут работать нормально.
Автоматический баланс белого не подходит для этого метода, поскольку он может изменять цветовую температуру от кадра к кадру. Поскольку вы делаете несколько снимков одной и той же области, а затем объединяете их, вам нужно, чтобы цвета были однородными, чтобы получить цельное финальное изображение.
Используйте фокусное расстояние 50 мм или более
Ваше фокусное расстояние должно оставаться неизменным на протяжении всей съемки, потому что вы хотите, чтобы окончательный снимок выглядел как одна композиция в конце. Объектив с фиксированным фокусным расстоянием — отличный выбор для метода Бренизера, поскольку он сохраняет фиксированное фокусное расстояние. Обычно, объектив с фокусным расстоянием 50 мм или более позволяет добиться нужного эффекта.
Если вы не используете объектив с постоянным фокусным расстоянием, держите объектив неподвижно и при необходимости аккуратно удерживайте его на месте.
Сфокусируйтесь на объекте
Для этого метода необходимо сфокусироваться на объекте, а затем изменить эту настройку на ручную. Вам не нужно снова настраивать фокус, пока вы не закончите. Ваше окончательное изображение не будет выглядеть бесшовным, если фокус будет меняться в каждом кадре.
Съемка серии фотографий
Теперь самое время начать веселье. Хотя создание такого количества кадров для одного конечного продукта может показаться ошеломляющим, организованность процесса помогает упростить его. Кроме того, как только вы освоитесь, вы начнете получать удовольствие от того, что собираете все эти различные фрагменты и собираете изображения в одну красивую картинку.
Шаг 1. Организуйте свой макет, прежде чем делать много фотографий
Съемка в организованном макете помогает отдельным снимкам лучше сочетаться друг с другом в программе Photoshop. Двигаться слева направо, чтобы это выглядело так, как будто вы читаете книгу, — лучший вариант для съемки этим методом. Не поддавайтесь искушению снимать не по порядку, так как это может запутать программу редактирования и привести к появлению пустых мест или лишних кадров.
Шаг 2. Пробный запуск с камерой смартфона
После того, как вы выбрали фон и настроили объект, подумайте, каким вы хотите видеть финальное изображение. Вы хотите, чтобы он был вертикальным или горизонтальным? Или, может быть, вы предпочитаете обширную панораму? После того, как вы определитесь с формой сшитого изображения, вы должны быть осторожны, чтобы у вас было достаточно фотографий для обрезки по этому выравниванию.
Умный трюк — использовать панорамный режим вашего смартфона, чтобы сделать пробное изображение. Эта фотография показывает вам, где будут края вашего изображения, и может даже помочь вам настроить изображение именно так, как вы хотите.
Когда вы начнете съемку, вернитесь к пробной фотографии, чтобы убедиться, что вы снимаете за края изображения, чтобы избежать пропусков в конечном продукте.
Шаг 3. Найдите время для настройки камеры
Как подробно описано выше, убедитесь, что диафрагма широкоугольного объектива установлена как можно шире, баланс белого не установлен автоматически, фокусное расстояние одинаково для всех ваши фотографии, и вы фокусируетесь на ручном, а не на автофокусе.
Имейте в виду, что при настройке камеры вы также должны правильно расположиться. Вы должны быть неподвижны для каждой серии фотографий, которые вы делаете. Если вы будете перемещаться между снимками, итоговое изображение будет выглядеть прерывистым и неровным. Вы можете использовать штатив, чтобы оставаться на месте, что полезно, если вы новичок в этом методе.
Шаг 4. Учимся накладывать изображения друг на друга
А вот и сложная часть. Теперь, когда вы обдумали организованную съемку и все настроили, можно приступать к съемке. Начните с нескольких снимков вашего объекта, убедившись, что вы правильно сфокусировались. Затем сделайте первый снимок в верхнем левом углу первого изображения.
Затем, двигаясь слева направо, постарайтесь перекрыть каждый снимок на одну треть . Вы даже можете перекрываться более чем на одну треть, если вам это больше подходит. Некоторые фотографы даже перекрываются наполовину. Перекрытие имеет решающее значение, потому что оно позволяет программному обеспечению выяснить, где находится каждое изображение, когда оно объединяет изображения.
При съемке серии помните, что всегда лучше сделать больше фотографий, чем вам нужно. При использовании этого метода большинство фотографов делают от 20 до 50 изображений.
Вы также можете снять несколько наборов изображений. Вы можете попробовать новый фон, отрегулировать расстояние между объектом и фоном или переместить объект в другую область кадра. Эти изменения помогут вам узнать и показать, как боке на заднем плане может меняться в зависимости от расположения вашего объекта.
Шаг 5: Выбор лучших изображений для снимка бренизера
Теперь пришло время начать редактирование, длительный и важный шаг в технике бренизера. Загрузите свои фотографии в программное обеспечение для редактирования, Lightroom, Adobe Camera Raw и Photomerge в Photoshop — все работает хорошо.
Если вы отсняли несколько наборов, вы можете проверить, какие изображения получились лучше или имеют самый резкий фокус, прежде чем приступать к серьезному редактированию и объединению. Изучите изображения вашего объекта, чтобы определить, какой набор наиболее перспективен для бесшовного изображения Brenizer.
Шаг 6: Пакетное редактирование вашего набора
После того, как вы выбрали набор, который собираетесь использовать, вы можете начать пакетное редактирование. Выберите снимок объекта и отрегулируйте свет, экспозицию, контрастность, насыщенность и любые другие параметры, которые вам нужны. После того, как изображение будет похоже на изображение, которое вы представили себе во время съемки, вам необходимо синхронизировать остальные фотографии из этого набора с этими настройками редактирования.
Шаг 7: Объедините или сшейте, чтобы усовершенствовать метод
Если используемое вами программное обеспечение для редактирования также может сшивать ваши изображения, вы можете перейти к следующему шагу. Однако вам может потребоваться экспортировать изображения в программу Photoshop, если ваша программа редактирования не сшивает их.
В зависимости от программы, которую вы используете, шаги по объединению ваших фотографий будут немного отличаться. Например, в Photoshop вы можете выбрать «Файл», «Автоматизация», «Фотообъединение». Затем оставьте настройки по умолчанию и нажмите «ОК».
Чтобы использовать Lightroom, выберите все фотографии, которые вы объединяете, и нажмите Ctrl+M для открытия окна Panorama Merge Review. Проверьте три варианта проекции, обращая пристальное внимание на то, как выглядит ваш объект. Возможно, вам придется настроить Boundary Warp и Auto Crop, чтобы получить желаемое окончательное изображение.
Фотошоп по методу Бренизера использует программное обеспечение для создания связного целого из множества частей, почти как паззл. Глубокое знание компьютерного программного обеспечения может создать или разрушить вашу композицию.
Обработка изображений
Компьютерная обработка изображения может занять до десяти минут или даже больше, в зависимости от размера файла, разрешения и количества изображений. Если каждое изображение появится в организованном макете, оно должно прекрасно сочетаться друг с другом, и останется только окончательная обрезка.
Однако, если возникли проблемы со съемкой, вы можете получить сообщение о том, что недостаточно фотографий для объединения. Вероятно, в изображениях было слишком мало перекрытий или, возможно, промежутков между одним кадром и другим.
Распространенные ошибки при использовании метода Бренизер
Во время редактирования фотографии Бренизер может произойти любое количество ошибок. Одним из примеров является отсутствие деталей или контраста в области фотографии.
При возникновении этой проблемы вам может потребоваться использовать другие инструменты редактирования, такие как клонирование и штамповка, чтобы создать цельную фотографию. Иногда вам, возможно, даже придется сшивать части изображений вместе вручную.
Возможно, проблема возникла во время съемки. Возможно, вы вышли из строя или пропустили последний удар в углу. В этих случаях вы можете попытаться использовать инструменты редактирования, чтобы исправить небольшие ошибки, или вы можете переснять серию и повторить попытку.
Существуют различные типы программного обеспечения для слияния и сшивания, и каждое из них, скорее всего, даст немного отличающийся результат с одними и теми же изображениями. Полезно поэкспериментировать с различным программным обеспечением, чтобы найти то, что вам нравится.
Взгляд на некоторые примеры эффекта Бренизер
Может быть сложно визуализировать фотографию, сделанную методом Бренизер, при обсуждении технических навыков, необходимых для ее создания. Давайте рассмотрим несколько примеров метода в действии, чтобы вы могли увидеть, как выглядит готовое изображение.
Фото предоставлено Pixabay.com
Это фото — отличный пример использования метода Бренизера. Объект, мужчина и его зонт, находятся в резком фокусе, а фон имеет высококачественный эффект боке. Уличные фонари и автомобильные огни особенно хорошо размыты, создавая мягкий фон. Это изображение также имеет ровный вид с тонкими линиями и унифицированный шов.
Эта фотография также имеет сбалансированную глубину резкости между объектом и фоном, что помогает с эффектом размытия.
Фото предоставлено Pixabay.com
Это фото — прекрасный пример натюрморта, выполненного по методу Бренизер. Вы можете увидеть панораму с отличным размытым эффектом боке, оттеняющим объект, деревянную палку с оранжевой вазой наверху.
Этот фотограф запечатлел резкий контраст между передним и задним планами, который воплощает нежность боке. Изображение сшито без проблем, а цвета привлекательны.
Идеи пляжных фото для каждого фотографа 15 простых и легких лайфхаков по освещению в фотосъемке своими руками
Панорамные фотографии для начинающих: съемка, монтаж и снаряжение (ВИДЕО)
ВОЙТИ | ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ |
Форма поиска
Поиск
Панорамные фотографии для начинающих: съемка, монтаж и оборудование (ВИДЕО)
Рон Лич | 28 ноября 2022 г.
Мы регулярно призываем вас попробовать что-то новое, снимать изображения за пределами вашей зоны комфорта и создавать фотографии, которые выделяются среди остальных. Сегодняшнее руководство для начинающих по панорамной фотографии — отличный способ сделать именно это.
В 13-минутном видео ниже вы узнаете все, что вам нужно знать, чтобы добавить этот новый набор навыков в свой репертуар. Популярная техника среди пейзажистов и фотографов, занимающихся уличной съемкой, позволяет получать уникальные изображения как обширных, так и более интимных сцен.
Сегодняшний закулисный эпизод от опытного стрелка Шона Лихи рассказывает о методах съемки, лучших настройках камеры и о том, как объединять изображения при постобработке для получения очень убедительного результата. Учебники Лихи обычно включают в себя фотографирование птиц, но в этом видео он пытается сделать что-то другое, и мы рекомендуем вам тоже попробовать.
Холодным и ясным утром в Северной Каролине Лихи обсуждает уникальную привлекательность панорамной фотографии и демонстрирует подход, который лучше всего подходит для него. Интересно, что Лихи концентрируется на детальных снимках небольшого пруда, а не на более распространенном стиле съемки широкого вида (хотя его советы сработают и для подобных сцен».
Большинство фотографов-пейзажистов говорят о том, почему стоит использовать штатив. Но для съемки панорам этот инструмент вместе с прочной головкой просто необходим. Вы увидите, как настроить оборудование и точно выровнять штатив и головку. Еще одним важным инструментом является дистанционный спуск затвора или автоспуск на вашей камере.
Затем Лихи углубляется в настройки камеры, композицию и другие ключевые приемы съемки изображений. Последним шагом является редактирование фотографий, и он проведет вас через простой метод, который отлично работает как в Lightroom, так и в Photoshop.
Вы можете найти больше советов и рекомендаций по фотосъемке на открытом воздухе на популярном канале Leahy на YouTube, так что посмотрите и подпишитесь.
И еще одно очень полезное объяснение: ознакомьтесь с учебным пособием, которое мы разместили некоторое время назад, — там есть все, что вам нужно знать для съемки с мультиэкспозицией.